8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого получить консультацию по курсовой, контрольной, реферату или диплому

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Педагогика

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Дипломная работа

Содержание

Введение….…3

ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста …8

1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста….8

1.2. Проектная деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста….16

Выводы по I главе….24

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста…25

2.1. Выявление уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста…25

2.2. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности….38

2.3. Сравнительная характеристика опытно – экспериментальной работы по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста….…50

Выводы по II главе.….65

Заключение….66

Литература….….68



Введение (выдержка)

Актуальность исследования. Сегодня, когда в России осуществляется переход к гуманно-личностной педагогике, неотъемлемым свойством которой является сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека, эффективность работы ДОО определяется тем, в какой мере образовательный процесс обеспечивает познавательное развитие и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности.

На необходимость активного внедрения в образовательный процесс различных видов деятельности указывает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) (2013). В данном документе подчеркивается, что познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Проблема познавательного развития старших дошкольников разрабатывается в психологии и педагогике. Ученые обращались к выявлению психологических закономерностей познавательного развития (М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л, И.Я.Лернер, Н.Г.Морозова), склонностей ребенка к познанию (А.Г.Ковалев, Е.В.Кочановская, А.Я.Савченко).

Познавательное развитие как сложное личностное образование происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей входить ребенку в проблемную ситуацию. На наш взгляд, такой деятельностью, обеспечивающей возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать знания, является проектная деятельность. Для настоящего исследования важны работы, рассматривающие сущность проектной деятельности, ее проблемный характер, место в воспитательно-образовательном процессе (А.Л. Блохин, Н.А. Бреднева, О.В. Брыкова, В.Г. Веселова, О.Б. Волжина, Е.А. Гилева).

Одним из средств познавательного развития выступает проектная деятельность. Для данного исследования особую значимость имеют исследования в области проектной деятельности (Дж. Дьюи, Е.С. Заир Бек, Н.К. Зотова, В.Х. Килпатрик, И.А. Колесникова, Н.В.Матяш, В.Г.Рындак, И.С. Сергеев).

Интересны также работы, раскрывающие особенности использования метода проектов в работе со старшими дошкольниками (Л.А. Венгер, Е.Н. Веракса, А.М. Вербенец, В.А. Деркунская и др.). Однако в данных исследованиях недостаточно изучены все потенциальные возможности проектной деятельности, ее роль в познавательном развитии старших дошкольников. Анализ специальной литературы по проблеме исследования показал, что в дошкольной педагогике рассматривались, главным образом, категориальная сторона проектной деятельности и процесса организации проектной деятельности в целом. В то же время, взаимосвязь проектной деятельности в познавательном развитии дошкольников до сих пор исследована фрагментарно, и недостаточно отражает реалии современного образовательного пространства детства (В.В. Давыдов, В.В. Репкин).

Это и определило тему данного исследования «Проектная деятельность как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

Изучение научно-педагогической, психологической и философской литературы показало, что исследуемая проблема остается открытой и это позволило выделить следующие противоречия между:

 высоким потенциалом проектной деятельности в познавательном развитии старших дошкольников и недостаточным использованием этого потенциала в образовательной практике дошкольного образования;

 имеющимися проблемами изучения проектной деятельности как средства познавательного развития старших дошкольников и недостаточной разработанностью научно-обоснованных подходов к решению этой задачи;

 необходимостью активного включения старших дошкольников в проектную деятельность и отсутствием научно обоснованной модели и условий ее эффективной реализации.

Выделенные противоречия позволили обозначить проблему исследования: при каких педагогических условиях обеспечивается формирования познавательной деятельности старшего дошкольника в проектной деятельности.

Познавательное развитие старших дошкольников средствами проектной деятельности позволяет реализовать деятельностный подход в обучении, создает условия для внедрения в педагогический процесс индивидуального подхода и обеспечивает успешность последующего обучения в школе.

Цель исследования. Разработать и теоретически обосновать методическое пособие по познавательному развитию старших дошкольников средствами проектной деятельности.

Объект исследования: познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: проектная деятельность как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста будет успешной, если проектная деятельность:

 будет направлена на инициативу и самостоятельность со стороны детей;

 взаимодействие всех субъектов образовательного процесса;

 включать этапы: мотивационный, проблемно-деятельностный, творческий.

Задачи исследования.

1. Провести теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы и выявить особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Обосновать роль проектной деятельности в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить уровни познавательного развития.

4. Обобщить результаты исследования.

Теоретико-методологическая основа исследования.

 философские, социально-психологические и педагогические исследования вопросов познавательного развития (А.Н. Аверьянов, Н.Ф. Радионова, А.Н. Самбуров и др.);

 теория деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин)

 теория познания (Н.Н. Авдеева, М.И. Лисина, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова, Е.В. Субботский, В.А. Холмагорова и др.);

 теория амплификации детского развития (А.В.Запорожец);

 концепции дошкольного детства, как первоначального этапа в становлении личности (Т.И. Бабаева, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.А. Комарова, В.С. Мухина, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

 теория проектной деятельности (Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик, Е.С. Заир Бек, Н.К. Зотова, И.А. Колесникова, Н.В.Матяш, В.Г.Рындак, И.С. Сергеев);

 нормативные документы (ФГОС ДО, Закон Об образовании).

Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, социолого-педагогической литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, анкетирование, тестирование, наблюдение, опрос, педагогический эксперимент, построение гистограмм.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что

 теоретически обоснована значимость познавательного развития;

 выявлено содержание познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;

 определены направления познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;

 систематизированы теоретические основы организации познавательного развития в многонациональной дошкольной образовательной организации через проектную деятельность.

Практическая значимость исследования

 апробированы диагностические методики познавательного развития старших дошкольников средствами проектной деятельности;

 разработано и апробировано методическое пособие по познавательному развитию старших дошкольников средствами проектной деятельности.

Этапы исследования:

Первый этап – поисково-теоретический (май-сентябрь 2016 г.). Была изучена и проанализирована философская, психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. На этом этапе были определены цель, гипотеза и задачи исследования. Был проведен констатирующий этап опытно-экспериментальной работы, были использованы такие методики как: наблюдение, наблюдение.

Второй этап – опытно-поисковый (октябрь-ноябрь 2016 г.) включил в себя проверку гипотезы, уточнение этапов и проведение формирующего эксперимента.

Третий этап – обобщающий (декабрь 2016 г.) был посвящен обобщению результатов исследования, анализу данных, формулированию теоретических выводов, полученных в результате проведенной опытно-экспериментальной работы.

База исследования: МБДОУ Д/с №182 Орджоникидзевского района города Уфы РБ.

Структура работы исследования: введение, две главы, заключение, список литературы.



Основная часть (выдержка)

ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста


1.1.Анализ психолого-педагогических исследований по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одной из наиболее важных способностей является способность к познанию.

В ФГОС ДО (2013) определены задачи познавательного развития:

 развитие любознательности и познавательной мотивации;

 формирование познавательных действий, становление сознания;

 развитие воображения и творческой активности;

 формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира [75].

Основными формами взаимодействия, способствующие познавательному развитию по ФГОС ДО являются:

 вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

 использование проектной деятельности;

 применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи [75].

В ФГОС ДО вопросы познавательного развития рассматриваются как задачи реализации образовательной области и как формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию. Таким образом, это определяет актуальность выбранной темы.

Обращаясь к проблеме познавательного развития детей дошкольного возраста нельзя не остановиться на понятии «познание», так как оно является ключевым. Рассмотрим это понятие с точки зрения философии, психологии и педагогики.

В философии данное понятие рассматривается как:

 отношение человека к миру, в результате которого человек получает новое знание о нем [66];

 специфическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира вообще, обнаружение возможных способов действия с предметами, явлениями и путей достижения целей [77].

В психологии данное понятие рассматривается как:

 постижение закономерностей неких явлений и процессов [19];

 умственный процесс, включающий в себя восприятие, рассуждение и творческую деятельность [45].

В педагогике данное понятие расшифровывается, как:

 образовательная деятельность ребенка, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знание [53];

 процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, результатом которого является новое знание о мире [58];

 воспроизведение в сознании характеристик объективной реальности [52].

Таким образом, проанализировав выше перечисленную литературу, мы можем сделать вывод, что познание это отношение человека к миру, специфическая деятельность, умственный процесс, образовательная деятельность, процесс отражения и воспроизведения действительности.

Далее рассмотрим объект нашего исследования понятие «познавательное развитие» в работах зарубежных и отечественных исследователях.

Согласно Ж. Пиаже познавательное развитие - это процесс постепенного осознания человеком окружающей действительности, а приобретение знания является средством достижения адаптации. По мнению психолога, дети, подобны ученым, создают свои теории об устройстве мира. Основываясь на своем опыте, маленькие дети быстро развивают теорию, организующие их знания о свойствах предметов, людей и других живых существ [5].

По мнению Л.С. Выготского, познавательное развитие представляет собой сотрудничество между неопытным ребенком и более опытными учителями, которые организуют учение детей [18].

Показателем познавательного развития является умственное развитие.

Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности [18].

А.Н. Леонтьев отмечает, что познавательное развитие - это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь, выступающих компонентами познавательного развития [36].

П.Ф. Каптерев [29] и В.П. Вахтерев [9] в своих педагогических взглядах обоснуют важность определенного периода жизни ребенка для развития у него устойчивого познавательного интереса к приобретению знаний. При правильной организации познавательного развития познание способствует возникновению самообразования, собственного независимого взгляда на процессы, происходящие вокруг и в конечном итоге формирует собственную стратегию подчиненную устойчивой познавательной потребности.

Таким образом, обобщая выше представленные высказывания психологов и педагогов, можно сделать вывод, что познавательное развитие это приобретение знаний, сотрудничество между ребенком и взрослым, а также сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности.

Авторы Е.В. Заикина и Т.М. Семенова рассмотрели несколько стадий познавательного развития ребенка дошкольного возраста: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности, в совместной специально организованной деятельности взрослого и ребенка [63].

По мнению Т.И. Гризика феномен познавательного развития ребенка дошкольного возраста заключается в том, что происходит зарождение первичного образа мира. По мнению автора познавательное развитие состоит из нескольких компонентов:

 познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, интеллект, речь);

 информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);

 отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Таким образом, все компоненты познавательного развития тесно связаны с такими психическими процессами, как мышление, речь, память [20].

Рассмотрим влияние мышления на познавательное развитие: А.Г. Асмолов под мышлением понимает процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации. По мнению автора основная линия у ребенка дошкольного возраста – это переход от наглядно-действенного к наглядно-образному [2].

По мнению Е. Волосовой словесно-логическое мышление старшего дошкольника - это умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она проявляется в феномене эгоцентрической речи [15].

Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста проходит как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений.

Рассмотрим влияние речи на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Речевая деятельность совершенствуется в количественном и качественном отношении. В старшем дошкольном возрасте наступает новый этап освоения речи: речь из ситуативной становится контекстной; развивается регулирующая функция речи, которая помогает регулировать деятельность и поведение; складываются планирующие и инструктивные функции речи, проявляющиеся сначала в игровой, а затем и в учебной деятельности; совершенствуется звуковая сторона речевой деятельности: преодолеваются дефекты звукопроизношения, ребёнок различает сходные звуки на слух и в собственной речи, происходит овладение звуковым анализом слов; совершенствуется смысловая сторона речевой деятельности: обогащается словарный запас, появляется лексическая вариативность, формируется связность речи, дети овладевают монологом [32].



Заключение (выдержка)

В ходе опытно-экспериментальной работы по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности мы пришли к следующим выводам:

1) уровень познавательного развития на диагностическом этапе в экспериментальной и контрольной группе показал преобладание среднего уровня;

2) уровень развития инициативности на диагностическом этапе в экспериментальной и контрольной группе показал преобладание низкого уровня;

3) уровень развития самостоятельности на диагностическом этапе в экспериментальной и контрольной группе показал преобладание низкого уровня;

4) уровень развития взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми на диагностическом этапе в экспериментальной и контрольной группе показал преобладание среднего уровня;

5) для повышения познавательного развития было разработано и апробировано методическое пособие, включающее разнообразные виды деятельности и этапы проектной деятельности: мотивационный, проблемно-деятельностный, творческий;

6) после реализации и апробации данного методического пособия результаты познавательного развития, развития инициативности, самостоятельности, взаимодействия со сверстниками и взрослыми на итоговом этапе значительно увеличились;

Таким образом, все выше сказанное говорит о том, что данное методическое пособие подтверждает свою эффективность.

Заключение

Данная работа была посвящена изучению познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности. В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу о том, что под познавательным развитием понимается сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности, а также сотрудничество и процесс постепенного осознания;

Одним из наиболее эффективных средств познавательного развития дошкольника мы выявили проектную деятельность. Под проектной деятельностью понимается организованный процесс, предполагающий преобразование всех процессов; деятельность, направленная на результат; создание воспитателем условий, которое позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт.

Для повышения уровня познавательного развития была проведена опытно-экспериментальная работа средствами проектной деятельности. В ходе, которой было разработан методическое пособие по познавательному развитию средствами проектной деятельности. Данное методическое пособие включает разные виды детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательский, трудовой, музыкально-художественный, коммуникативный, трудовой, продуктивный, чтение) и этапы (мотивационный, проблемно-деятельностный, творческий).

Повторная диагностика уровней познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности констатировала эффективность разработанного нами методического пособия.

Таким образом, цель исследования - достигнута, задачи - решены, гипотеза нашла свое подтверждение.

Перспективы работы видим в поиске новых условий, форм и методов организации проектной деятельности, приобщение родителей к этой деятельности.



Литература

1. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы [текст] / А.Н. Аверьянов. - М.: Политиздат, 1985. 263 с.

2. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Норма, 2011. - 244 с.

3. Блонский, П.П. Дошкольный возраст [Текст] / П.П. Блонский. - М.: Наука, 2010. - 176 с.

4. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов - на - Дону: РГУ, 1983. - 172 с.

5. Божович, Л.И. Избранные психологические труды [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна, Л.И.Божович. - М., 1995. - 212 с.

6. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - М: Академия, 2013. - 218 с.

7. Брыкова, О.В. Проектная деятельность в учебном процессе [текст] О.В. Брыкова. - М.; Чистые пруды, 2006. - 32 с.

8. Бурков, В.Н. Как управлять проектами [Текст] / В.Н. Бурков, Д.А. Новиков - М. Синтег - ГЕО, - 1997. - 345 с.

9. Вахтерев, В.П. Избранные педагогические сочинения [текст] / В.П. Вахтерев. – М.: Педагогика, 1987, 400с.

10. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Наука, 2010.-154с.

11. Венгер, Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] /Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.:Норма, 2011. - 234 с.

12. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Верекса. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 112 с.

13. Вербенец, А.М. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство» [Текст]: учеб. - метод. пособие // А.М. Вербенец, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова, - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» », 2013. - 272 с.

14. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Норма, 2010. - 190 с.

15. Волосова, Е. Развитие ребенка дошкольного возраста [Текст] / Е. Волосова. - М.: Инфра-М, 2010. - 344 с.

16. Волостникова, А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности [Текст] / А.Г. Волостникова. - М.Норма, 1994. - 75 с.

17. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. - 379 с.

18. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2010. - 93 с.

19. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин. - М.: Харвест, 1998. - 400 с.

20. Гризик, Т. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10.-С.34-38.

21. Деркунская, В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2012. — 144 с.

22. Деркунская, В. А. Новые формы совместной деятельности воспитателя и детей в детском саду: ситуационные задачи для старших школьников [Текст] / В. А. Деркунская // Детский сад от А до Я: журнал. - 2012 .- №6 .- С. 12-22.

23. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 280с.

24. Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64с.

25. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей [Текст] / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. 2009. - № 3. - С. 7.

26. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Текст] / Т.Ф.Ефремова. – М., 2000. – 538 с.

27. Запорожец, И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника [Текст] / И.Д.Запорожец. - М., 1985.-186с.

28. Истоки [Текст]: Примерная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Л.А.Парамоновой. - 5-е изд. – М., 2014. - 161 с.

29. Каптерев, П.Ф. Педагогическая психология [текст] / П.Ф. Каптерев. – Народная школа, 1876. – 372с.

30. Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст] / Л.С. Киселева - М.: Норма, 2010. - 230с.

31. Ковалев А.Г. Психология личности [текст] / А.Г. Ковалев. – Питер, 2009. – 245с.

32. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова. - М.: Академия, 2010. - 416 с.

33. Коротаева, Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии [текст] / Е.В. Коротаева. - М.: Academia, 2007. — 256 с.

34. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников [Текст] / Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. - 2003. -№3, С.4-12.

35. Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании [Текст]: Методическое пособие / Н.А. Кочкина, - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, - 2012. - 72 с.

36. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте - Возрастная и педагогическая психология [Текст] / А.Н. Леонтьев, Е.И. Исенина. - М.: Норма, 2012. - С.122-138.

37. Лисина, М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника [текст] / М.И. Лисина. - М., 1974. - 296

38. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [текст] / М.И. Лисина. – М. Воронеж: Институт практической психологии, 1997. – 384 с.

39. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования [текст] / Н.В. Матяш. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 144с.

40. Мижериков, В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений [Текст] /В.А. Мижириков. - Ростов н\Д.: изд-во "Феникс", 1998. - 544с.

41. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ [Текст] /Л.Д. Морозова // Ребенок в детском саду. - 2010.- №2 - С.7

42. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике [Текст] / Л.Д. Морозова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.

43. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитие [Текст] / Н.Г. Морзова // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта - М.: Педагогика, 1984. - С.65-74.

44. Мухина, В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. институтов [Текст] / В.С.Мухина, под. ред. Л.А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1985. - 272 с.

45. Немов, Р.С. Психология: словарь-справочник [Текст]: в 2 ч. / Р.С. Немов. - М.: Изд-во ВЛПДОС-ПРЕСС, - 2003. - 2 Ч. - 352 с.

46. Одинцова, Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Л. Одинцова. - М.: Сфера, 2012.- 165с.

47. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок.53000 слов [Текст] / С.И. Ожегов; под общ.ред. проф. Л.И. Скворцова. - М.: ООО "Издательство Оникс": ООО "Издательство Мир и образование", - 2007. - 24-е изд., испр. - 2007. - 640 с.

48. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст] / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: Норма, 2014 - 85с.

49. От рождения до школы - Примерная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2015 – 368с.

50. Панько, Е.А. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности дошкольников [Текст] / Е. А. Панько // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 47-49.

51. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2003. - 234 с.

52. Педагогический энциклопедический словарь [текст] / Под ред Б.М. Бим-Бада.- М., 2003. - с.328-329.

53. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / ред.-сост. Н.Н. Тулкибаева, Л.В. Трубайчук. - М., 2002. - с. 346-347.

54. Поддъяков, Н.Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / Н.Н. Поддъяков. - М.: Аспектъ-пресс, 2010.-211с.

55. Поддъяков, Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Поддъяков - М.: Ассоциация Профессиональное образование, 2012. - 375с.

56. Рамонова, К.М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста [Текст] / К.М. Рамонова. - М.: Норма, 2011. - 85 с.

57. Рапацевич, Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / Е.С. Рапацевич. - Мн.: "Соврем. слово", 2005. - 720с.

58. Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике [Текст] /Е.С. Рапацевич. - Мн.: "Современное слово", 2001. - 928 с.

59. Репина, Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада [текст] / Т.А. Репина - М., 1978. – 387с.

60. Репина, Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада [текст] / - М., 1978. - 245с

61. Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубенштейн. - СПб.: Питер,2009.- 592с.

62. Рындак, В.Г. Образование. Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия. Монография. Научная школа [текст] / В.Г. Рындак. - Екатеринбург: Ур. отделение РАО, 2002.-394 с.

63. Семёнова, Т.М. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников [Текст] / Т.М. Семёнова // Дошкольная педагогика: журнал. - 2012 .- №10 .- с. 17-21.

64. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [текст]: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2008. —80 с.

65. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин [и др.]. - М.: Академия, 2012. - 576 с. - 495с.

66. Современный философский словарь [текст] / Под общ. ред. В.Е. Кемерова. — М.; Бишкек; Екатеринбург: Изд-во "Одиссей". — 1996. — 602 с.

67. Субботский, E.B. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения [текст] / Е.В. Субботинский // Вопросы психологии: журнал. - 1981. - № 2. – с. 21-23.

68. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников [Текст]: /Л.Л. Тимофеева // Дошкольная педагогика. - 2010. - №1. - С. 7-12.

69. Толковый словарь русского языка [текст] / ред.- сост. Д.Н. Ушаков. – М.; изд. АСТ, 2004. – 567с.

70. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Владос, 2011. - 391 с.

71. Ушакова, Д.Н. Толковый словарь русского языка [Текст] / Д. Н. Ушакова. Том 1.Под редакцией Д.Н.Ушакова.- М.: АСТ, 2010. - 848 с.

72. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка [текст] / Щетинина А.М. – Великий Новгород, 2000. – 89 с.

73. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Норма, 2010. -160 с.

74. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Наука, 2014. - 432 с.

75. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.**o.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf)

76. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.fed**iy-zakon.ru/zakon-ob-obrazovanii-rf-poslednyaya-redakciya-2016/

77. Философский энциклопедический словарь [текст] — М.: Просвещение, 1983. — 839 с.



Примечания

Работа проходит антиплагиат Форматы: Word

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 74
2300 p.
Не нашли что искали?

Закажите написание авторской работы.
С нами работают более 500 авторов.
Средний балл наших работ: 4,87
Пишем студенческие работы с 2010 года.
Мы помогли 310628 студентам.
X
X