8(8412)74-58-38
(с 10-00 до 20-00 МСК)
Зачётик.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Педагогика

Игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста (на примере МБДОУ «Балтасинский детский сад № 3 общеразвивающего вида») - Дипломная работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР КАК СРЕДСТВА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА….9

1.1 Понятие и сущность познавательного развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе….9

1.2 Особенности формирования познавательной активности в дошкольном возрасте….17

1.3 Использование игр для познавательного развития детей дошкольного возраста….25

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР КАК СРЕДСТВА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА….32

2.1 Диагностика исходного уровня познавательного развития детей дошкольного возраста….32

2.2 Реализация игровых мероприятий направленных на познавательное развитие детей дошкольного возраста…44

2.3 Анализ результатов экспериментального исследования…50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….58

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….….63

ПРИЛОЖЕНИЯ….…71

Введение (выдержка)

Актуальность темы. В современном мире дошкольное образование играет ключевую роль в формировании личности ребенка и подготовке его к школьному обучению. Одним из перспективных направлений в работе с дошкольниками является использование новых технологий воспитания и обучения, которые направлены на стимулирование познавательной активности и развитие потребности в самостоятельном познании мира.

Проблема полноценного развития познавательных способностей детей дошкольного возраста остается актуальной на сегодняшний день. Особенностью дошкольного возраста является то, что в этот период быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает уровень обучения детей в школе и качество усвоения знаний.

Игра – это наиболее доступный и естественный для детей вид деятельности, его индивидуальный способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются уровень развития мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении.

Игра способствует всестороннему развитию ребенка, в том числе его интеллектуальным способностям. В ходе игровых действий дети учатся решать задачи, анализировать ситуации, планировать свои действия и принимать решения. Игра стимулирует творческое мышление, развивает логическое и пространственное мышление, помогает улучшить способности к концентрации внимания. В процессе игры дети усваивают новые знания и умения, осваивают социальные навыки, такие как: взаимодействие, с другими детьми, умение договариваться и решать конфликты.

Одним из ключевых аспектов игры как средства познавательного развития детей дошкольного возраста является ее роль в формировании личности ребенка. Через игру дети выражают свои чувства, эмоции, потребности, учатся самовыражаться и регулировать свое поведение. Игра способствует формированию самооценки, самостоятельности, уверенности в себе.

Поэтому, важно продолжать работу по поиску эффективных методов и подходов в дошкольном образовании, которые способствуют развитию полноценных интеллектуальных и познавательных способностей у детей. Это включает в себя создание стимулирующей образовательной среды, использование инновационных технологий, обучение педагогов методикам, способствующим развитию когнитивных функций, а также внимание к индивидуальным потребностям и особенностям каждого ребенка.

Степень разработанности темы: в разработку проблемы игры как основы познавательного развития в дошкольном возрасте внесли вклад Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков, В.Н. Терский, Е.И. Удальцова, А.П. Усова, А.В. Черноземцев, И.А. Школьная, Г.Н. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин, М.Г. Яновская.

Объект исследования: формирование познавательной активности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: игра как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста.

Цель исследования: определить уровень развития познавательной активности детей дошкольного возраста, разработать и апробировать программу по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста с использованием игр.

Задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические основы использования игр, как средства познавательного развития детей дошкольного возраста.

2. Определить понятие и сущность познавательного развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

3. Рассмотреть особенности формирования познавательной активности в дошкольном возрасте.

4. Изучить использование игр для познавательного развития детей дошкольного возраста.

5. Провести опытно-экспериментальное исследование использования игр как средства познавательного развития детей дошкольного возраста.

6. Диагностировать исходный уровень познавательного развития детей дошкольного возраста.

7. Реализовать комплекс игровых мероприятий направленных на познавательное развитие детей дошкольного возраста.

8. Провести итого результатов экспериментального исследования.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; эксперимент, анкетирование; тестирование, наблюдение, беседа и др.

Гипотеза исследования: предполагаем, что уровень познавательного развития детей дошкольного возраста может существенно повыситься, при организации комплекса игровых мероприятий.

Практическая значимость работы: разработанный комплект игр может применяться в работе детских практических психологов и педагогов для создания развивающих и коррекционных программ для детей в дошкольных образовательных учреждениях, а также для консультации родителей.

База исследования: МБДОУ «Балтасинский детский сад №3 общеразвивающего вида». В экспериментальной работе приняли участие 40 детей подготовительных к школе групп: 20 детей экспериментальной группы и 20 детей контрольной группы.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР КАК СРЕДСТВА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Понятие и сущность познавательного развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Понятие «познавательное развитие» связано с более широким понятием «познание». Познание в философском контексте означает процесс, включающий в себя восприятие информации из внешнего мира, её анализ, интерпретацию и в конечном итоге создание новых концепций и идей. Согласно философской точке зрения, познание не просто пассивное получение информации, а активный процесс, в котором субъект активно вовлечен в создание нового знания. Поэтому ряд исследователей определяет познание как творческую деятельность человека, направленную на поиск и получение достоверных знаний о мире .

Педагогическая энциклопедия под редакцией Н.Н. Тулькибаевой и Л.В. Трубайчук определяет познание, как образовательную деятельность ученика, выступающую, как творческая деятельность по формированию знаний. Педагогическая энциклопедия подчеркивает важность творческого подхода к познанию, поскольку именно через творческие усилия ученика формируются глубокие и прочные знания, что позволяет учащимся не просто воспринимать информацию пассивно, а активно строить своё понимание мира и самостоятельно приходить к новым знаниям .

Вторая составляющая исследуемого понятия «развитие» понимается в философии, как «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему».

В 20-х годах ХХ века Л.С. Выготский писал о том, что развитие, как процесс проходит свои законы самовыражения. Для Л.С. Выготского процесс развития представлял собой сложную диалектическую систему, в которой каждый этап созревает и провоцирует более высокий уровень культурных и когнитивных функций. Он выделял внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие личности и обучение, и отмечал важность социальной среды и взаимодействия для успешного развития .

Л.С. Выготский сформулировал ряд законов, определяющих психическое развитие детей, и подчеркивал, что важно учитывать культурный контекст и взаимодействие с более компетентными субъектами для успешного развития и обучения.

Тот факт, что в разные периоды детства ребенок развивается в русле какой-либо деятельности, отмечался разными исследователями.

Так, в 1940-х годах А.Н. Леонтьевым была предложена гипотеза о ведущем типе деятельности, которая основывается на идее, что человек становится членом общества через различные виды деятельности, включая психологическую деятельность. Гипотеза А.Н. Леонтьева послужила основой для развития теории развивающего обучения Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым .

Заключение (выдержка)

По мнению исследователей, познавательное развитие детей дошкольного возраста характеризуется раскрытием в ребенке познавательных возможностей. Ребенок обнаруживает их в себе в то время, когда знакомится с окружающим миром.

Большинство авторов, выделяют важность процесса познавательного развития у детей дошкольного возраста, который характеризуется раскрытием и развитием их познавательных возможностей.

В процессе изучения данной проблемы было выявлено, что ребенок дошкольного возраста активно интересуется окружающим миром и стремится познать его. Познавательное развитие в этом возрасте характеризуется формированием у детей когнитивных процессов, таких как восприятие, внимание, мышление, память, воображение. Исследователи в экспериментальных работах доказали, что познавательное развитие дошкольника проходит стадии: любопытства, любознательности, познавательного интереса, познавательной активности.

Также педагогами была проанализирована связь игры с познавательным развитием. Игра, как средство познания, имеет большое значение в этом процессе, поскольку она способствует развитию воображения, логического мышления, памяти и других когнитивных функций. Кроме того, контакт с разнообразными материалами, экспериментирование, коммуникация с другими детьми и взрослыми также влияют на познавательное развитие ребенка.

Одним из важных моментов, выявленных исследователями, является важность создания специальных условий и среды для развития познавательных возможностей детей.

Детская игра — это форма размышления ребенка об окружающем мире; любую детскую деятельность можно рассматривать как решение определенных задач. Игровая задача представляет собой ситуацию, в которой дети сталкиваются с воображаемой целью, которую им необходимо достичь, используя определенные правила и ресурсы, которые предоставлены в рамках игры. Для того чтобы решить игровую задачу, ребенок должен осуществить последовательность действий, которые приведут его к желаемому результату в игровой среде. Игровая задача является одним из способов, с помощью которого дети могут развивать свои интеллектуальные способности, строить стратегии и находить различные способы достижения поставленных целей.

Исследователи обращают внимание на связь между методами обучения и воспитания детей дошкольного возраста в условиях, когда акцент смещается в сторону формального обучения, учебных занятий и деятельности, предписываемых взрослыми, в ущерб свободной игровой деятельности.

Дидактическая игра представляет собой форму обучения и развития, в которой основное внимание уделяется активной игровой деятельности детей, позволяющей им самостоятельно исследовать окружающий мир, развивать креативность, логику, социальные навыки и самосознание. В то же время, реальная практика в образовании нацелена на достижение определенных учебных целей и стандартов, которые часто определяются взрослыми - педагогами, администрацией и родителями.

Использование дидактических игр в педагогической практике дает возможность активно развивать внимание и сосредоточенность ребенка, а также способствует повышению его познавательного интереса. Следует отметить, что дидактические игры представляют собой инновационный подход к обучению, основанный на включении элементов игры в педагогический процесс. Такие игры разработаны с учетом возрастных особенностей и потребностей детей, что делает их не только увлекательными, но и полезными для развития различных аспектов личности ребенка.

В процессе игры ребенок вынужден уделять внимание выполнению заданий, концентрироваться на поставленных целях и планировать свои действия, что способствует тренировке внимания и развитию умения сосредотачиваться на конкретной задаче, что важно для успешного освоения учебных материалов и повседневной жизни. Кроме того, дидактические игры стимулируют интерес к изучаемому материалу благодаря игровой форме представления информации.

Исследование было проведено на базе МБДОУ «Балтасинский детский сад № 3 общеразвивающего вида». В исследовании принимали участие 40 детей подготовительных к школе групп: 20 детей экспериментальной группы и 20 детей контрольной группы.

Экспериментальная работа проходила в три этапа.

1) На этапе констатирующего эксперимента были отобраны диагностики для замер исходного уровня познавательного развития детей и с помощью педагога – психолога детского сада проведена индивидуальная диагностика детей экспериментальной и контрольной групп.

2) На этапе формирующего эксперимента в экспериментальной группе проводилась планомерная систематическая работа по проверке гипотезы нашего исследования. Мы предположили, что уровень познавательного развития детей 6-7 лет может существенно повыситься, если при организации работы с дидактическими играми

3) На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика, в процессе которой, сравнили результаты уровня познавательного развития детей экспериментальной и контрольной групп и проанализировали полученные результаты.

Проведенная с помощью педагога-психолога детского сада диагностика исходного уровня познавательного развития показала следующие результаты в экспериментальной и контрольной группах.

Высокий уровень познавательного развития показали 15% детей в экспериментальной и 20% контрольной группах, дети смогли продемонстрировать стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений. Дети смогли быстро переключаться при смене инструкции, задания выполняли быстро и правильно. Ошибок в диагностиках «Нелепицы» и «Пройди через лабиринт» у них не возникало, помощь взрослого не понадобилась. Дети продемонстрировали устойчивый познавательный интерес в диагностиках «Древо желаний» и «Столкновение интересов», уверенно отвечали на вопросы и рассуждали о своих выборах и желаниях. Средний уровень показали 50% детей экспериментальной и 35% детей контрольной группы. Низкий уровень познавательного развития показали 35% экспериментальной и 45% контрольной групп. Этим детям достаточно односложной информации, в диагностике «Древо желаний» демонстрируют явный потребительский подход, отвечая на вопросы пожеланиями приобрести новый телефон, игрушки, хотят стать популярными блогерами и иметь миллион подписчиков. В диагностике «Столкновение интересов» дети с низким уровнем легко отказываются слушать продолжение сказки, предпочитают игровой мотив. Задание «Пройди через лабиринт» выполняют дольше 2 минут или могут вообще отказаться от выполнения задания при первой ошибке. С трудом обнаруживают нелепицы и не могут внятно объяснить, как на самом деле должно быть за отведенное для диагностики время. Таким образом, проведенная диагностика на констатирующем этапе показала, что у детей контрольной и экспериментальной групп преимущественно средний уровень познавательного развития

Целью формирующего эксперимента была планомерная систематическая работа по проверке гипотезы нашего исследования. Введение алгоритма проведения дидактической игры мы осуществляли по модели работы с учебной задачей в технологии развивающего обучения В.В.Давыдова. Учебная задача – это такая последовательность действий, на которой подробно изучается алгоритм выполнения подобных задач.

Анализируя игру, важно помочь детям осознать, благодаря чему удалось одержать победу: тому, что ребенок знал содержание игры, быстро ориентировался в игровых условиях, брал на себя инициативу в процессе игровых действий и т.п. Рефлексивное последействие помогает развитию словесно-логического мышления в целом и отдельных мыслительных операций: сравнения, конкретизации, абстрагирования, обобщения, анализа, синтеза, классификации.

Цель контрольного эксперимента: выявить результаты опытно – экспериментальной работы по организации познавательного развития средствами дидактической игры, провести сравнение результатов экспериментальной группы с результатами контрольной группы.

Полученные данные показали, что в экспериментальной группе показатели познавательного развития выше, чем в контрольной группе, где не проводилось специально организованной работы по алгоритму овладения дидактической игрой. Дидактические игры находились в группе, и воспитатели не уделяли особого внимания тому, чтобы дети в свободное время играли в знакомые дидактические игры.

Таким образом, можно отметить, что введение в игровую деятельность детей алгоритма освоения дидактических игр позволило существенно повысить познавательную активность детей, у детей часто проявлялись позитивные эмоции во время познавательной деятельности: интерес, радость, удовольствие от возможности использовать в игре ранее полученные знания. Дети стали более открыто проявлять удивление и поддерживать друг друга при анализе успехов и неудач после выполнения какого-либо дела.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ 01.07.2020. № 31. Ст. 4398.

2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Собрании законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598.

3. Балабаева Н.В. Понятие и сущность познавательной активности младших школьников // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – № 2 (26). – С. 34-38.

4. Бабаева Т.И., Михайлова З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 160 с.

5. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005.-128с.

6. Баданина Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов: практикум по общей психологии: [учеб. пособие]. – 2-е изд., стер. – Москва: Флинта: МПСУ, 2014. – 258 с.

7. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 170 с.

8. Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста. // Педагогические технологии. 2010. № 2. С. 3-8.

9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Л.И.Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

10. Бухарова, И.С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста: учебное пособие для вузов / И. С. Бухарова. - 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 119 с.

11. Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е. Ретроспектива или взгляд в будущее: возможность развития общей умственной одаренности старших дошкольников // Психологопедагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. C. 27–41

12. Васина, Ю.М. Формирование пространственных представлений у младших дошкольников в дидактических играх и упражнениях / Ю. М. Васина, О. И. Кокорева. – Текст: электронный // Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: материалы IV Международной научной конференции, Донецк, 31 октября 2019 года / Под общей редакцией С.В. Беспаловой. Том 6. Часть 2. – Донецк: Донецкий национальный университет, 2019. – С. 8-9.

13. Вахрушева, Л.Н. Познавательные сказки для детей 4-7 лет /Л.Н. Вахрушева. – М.: Сфера, 2022. – 80 с.

14. Вебер И.С. Сущность понятия «познавательная активность» // Молодой ученый. – 2024. – № 3 (502). – С. 136-138.

15. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста /Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, М.: Мозаика – Синтез, 2013. – 220 с.

16. Ворошнина, Л.В. Коррекционная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей в ДОУ: учебное пособие для вузов / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 291 с.

17. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С.Выготский. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. – 1136 с.

18. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: «Союз», 2007. 96с

19. Грибова Е.П. Феномен познавательной активности в аспекте философских и психолого-педагогических исследований // Мир науки. Педагогика и психология: сетевое изд. – 2020. – Т. 8, № 4

20. Горошилова, Е.П. Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников: перспективное планирование: вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы: из опыта работы по программе «От рождения до школы» /Е.П. Горошилова, Е.В. Шлык. – СПб.: Детство-Пресс, 2023. – 96 с

21. Гонина, О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / О.О. Гонина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 460 с.

22. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: для занятий с детьми 2-7 лет /Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 128 с.

23. Гризик, Т.И. Познавательное развитие детей 2-7 лет [Текст]: методическое пособие для воспитателей / Т. И. Гризик. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2021. - 256 с.

24. Давидчук, А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: Методическое пособие / А.Н. Давидчук. - М.: ТЦ Сфера, 2020. - 96 c.

25. Деркунская, В.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников: учебно-методическое пособие / В.А. Деркунская, А.А. Ошкина. – М.: Центр педагогического образования, 2022. – 368 с

26. Диагностика познавательных способностей: методики и тесты: [учебное пособие] / Гос. ун-т, Высш. шк. экономики; [отв. ред. Шадриков В. Д.]. – Москва: Альма Матер: Академический Проект, 2009. – 532 с.

27. Елисеев, О.П. Экспериментальная психология личности: учебник для вузов / О.П. Елисеев. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 389 с.

28. Запорожченко Л.И. Проблема развития познавательной активности в научно-педагогической литературе // Социал.-экон. явления и процессы. – 2022. – № 5/6. – С. 219-223.

29. Игра ребенка раннего и дошкольного возраста: учебник для вузов / И.Н. Галасюк [и др.]; под редакцией И.Н. Галасюк, А. А. Шведовской, Е.В. Бодровой, О. В. Рубцовой. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 424 с.

30. Касаткина, Е.И. Игра в жизни дошкольника: учебно-методическое пособие / Е.И. Касаткина. - Москва: Дрофа, 2020. - 175 с.

31. Крежевских, О.В. Организация предметно-развивающей среды ДОУ: учебное пособие для среднего профессионального образования / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 165 с.

32. Короткова Н.А., Нежное П.Г. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольни­ков. - Ребёнок в детском саду. - 2020. - № 3,4.

33. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения. М.: Издательство Смысл. 2019. – 432 с.

34. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности / О. Э. Литвинова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2022. – 252 с.

35. Лосева, Е.В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е.В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2020. – 128 с.

36. Лебедев, С.А. Методология научного познания: учебное пособие для вузов / С. А. Лебедев. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 153 с.

37. Методическое пособие Веракса Н.Е. Комарова Т.С. Дорофеева Э.М. «От рождения до школы» Инновационная программа дошкольного образования Издательство: Мозаика-Синтез 2023 г.

38. Маркова, Н. И. Формирование пространственных представлений дошкольников посредством дидактической игры / Н.И. Маркова. – Текст: электронный // Развитие современного образования: от теории к практике: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 04 мая 2020 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2020. – С. 37-39.

39. Нальгиева Х.Л. Характеристика познавательных процессов младших школьников // Известия Чеченского государственного педагогического университета. Серия 1, Гуманитарные и общественные науки. – 2021. – № 1 (33). – С. 85-88.

40. Нуркова, В.В. Общая психология: учебник для вузов / В.В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 514 с.

41. Оганнисян Д.А. Психолого-педагогические основы формирования познавательной активности младшего школьника в процессе учебной деятельности: учеб. пособие / Д.А. Оганнисян, Д.В. Фурсова. – Москва: Перо, 2020. – 79 с

42. Осипова С.И. Познавательная активность как объект педагогического анализа / С.И. Осипова, Н.С. Агишева // Гуманизация образования. – 2016. – № 2. – С. 89-96.

43. Патрушева, И. В. Психология и педагогика игры: учебное пособие для вузов / И. В. Патрушева. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 125 с.

44. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.]; под редакцией Е. И. Изотовой. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 452 с.

45. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики. Под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В., Л.В. Трубайчук. - М.: Изд. дом «Восток», 2007.

46. Петухов Д.В. Взаимосвязь двигательной активности и познавательных процессов у детей в младшем школьном и младшем подростковом возрасте: научно-теоретический и эмпирический аспекты: учеб. пособие / Д.В. Петухов. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. – 79 с.

47. Развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе: практическое пособие / О. В. Коршунова [и др.] ; ответственные редакторы О. В. Коршунова, О. Г. Селиванова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 319 с.

48. Разливинских И.Н. Познавательная активность младшего школьника в свете терминологического анализа / И.Н. Разливинских, А.-М.-Л. Губа, О.А. Басаргина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2023. – № 2 (58). – С. 64-70.

49. Распопова Н.В. Диагностика сформированности познавательных процессов младших школьников на уроках русского языка // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2018. – № 8. – С. 106-115.

50. Рыжова, Л.В. Методика детского экспериментирования /Л.В. Рыжова. – СПб.: Детство-Пресс, 2023. – 208 с.

51. Савенков, А. И. Педагогика. Исследовательский подход: учебник и практикум для вузов / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 400 с.

52. Савенков А.И. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 5–8. — М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007. — 92 c.

53. Сулейманова А.Р. Развитие познавательной активности младших школьников в контексте ФГОС НОО / А.Р. Сулейманова, Н.Н. Сандалова // Педагогика, образование, наука и технологии: проблемы и решения : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., 28 февраля 2022 г. / под общ. ред. А.В. Туголукова. – Москва: ИП Туголуков А.В., 2022. – С. 107-111.

54. Талызина Н.Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников: учеб. пособие / Н.В. Талызина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2018. – 171

55. Тигрова И.В. Диагностика развития познавательной активности младших школьников на уроках математики / И.В. Тигрова, В.В. Гурьева // Образование XXI века: гуманизация, поливариативность, цифровизация: материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием. – Липецк, 2019. – С. 213-218.

56. Токарева Н.Г. Темперамент и познавательная активность учащихся // Мир психологии. – 2023. – № 4. – С. 304-313.

57. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей:популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академияразвития, 2006. – 192 с.

58. Усманова И.С. Диагностика по выявлению познавательной активности младших школьников / И.С. Усманова, А.П. Бугаева // Меридиан: науч. электрон. журн. – 2018. – № 3. – С. 165-167.

59. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для студентовсредних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2011.-336.

60.Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И.В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 457 с.

61. Шевченко А.Н. Анализ сущности познавательной активности личности в психолого-педагогической литературе // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». – 2022. – Т. 2, № 14-3. – С. 334-339.

62. Шведенко Ю.В. Педагогический аспект исследования познавательной деятельности / Ю.В. Шведенко, Е.А. Юринок // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2021. – № 2. – С. 110-113.

63. Щукина, Г. И. Формирование познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 2020. – 230 с.

64. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – Москва: Педагогика, 2008. – 304 с.

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 75
Год: 2024
3000 p.
Не подошла эта работа?
Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.

Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X