8(8412)74-58-38
(с 10-00 до 20-00 МСК)
Зачётик.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Психология

Психологические особенности личности младших школьников, злоупотребляющих компьютерными играми - Дипломная работа

Содержание

Введение….….….…3

1. Теоретические основы изучения психологических особенностей личности младших школьников, злоупотребляющих компьютерными играми…7

1.1. Психологические особенности младших школьников: основные черты и развитие личности….….….7

1.2. Влияние компьютерных игр на психику и поведение детей младшего школьного возраста….….….…13

1.3. Злоупотребление компьютерными играми: причины, факторы риска и последствия для психического здоровья детей….19

Вывод по первой главе….…26

2. Эмпирическое исследование психологических особенностей личности младших школьников, злоупотребляющих компьютерными играми.….…27

2.1. Методика и организация исследования….….27

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования….….31

2.3. Влияние компьютерных игр на эмоциональное и социальное развитие младших школьников…34

Вывод по второй главе….43

3. Профилактика и коррекция злоупотребления компьютерными играми у младших школьников ….….44

3.1. Программы и методы профилактики злоупотребления компьютерными играми среди младших школьников…44

3.2. Психологические методы коррекции поведения детей, склонных к игромании….….….…52

3.3. Рекомендации для родителей и педагогов по снижению негативного влияния компьютерных игр….….….….….60

Вывод по третьей главе….….69

Заключение….…70

Список использованных источников….….….….….….….…73

Приложения…76

Введение (выдержка)

В современном обществе компьютерные игры стали одной из наиболее популярных форм досуга для детей и подростков. С развитием технологий и широким распространением цифровых устройств доступ к виртуальным развлечениям стал легкодоступен, а компьютерные игры вошли в повседневную жизнь большинства семей. Для младших школьников компьютерные игры представляют собой интересный и увлекательный способ провести время, получить новые впечатления и развить определенные навыки. Однако, вместе с тем, возникает проблема чрезмерного увлечения играми, которое может привести к возникновению зависимости и оказать негативное влияние на психическое и социальное развитие детей.

Особенности младшего школьного возраста делают детей особенно уязвимыми перед воздействием компьютерных игр. На этом этапе дети активно познают окружающий мир, формируют основные поведенческие и социальные навыки, учатся контролировать свои эмоции и развивают способности к учебе. Чрезмерное увлечение играми может мешать этому процессу, отрывая внимание ребенка от реального общения, учебной деятельности и физической активности. Более того, избыточное время за играми может привести к таким негативным последствиям, как снижение самооценки, рост тревожности, трудности в общении и социальная изоляция.

Проблема влияния компьютерных игр на психическое и социальное развитие детей младшего школьного возраста является актуальной и на сегодняшний день находится в центре внимания ученых и практиков в области детской и семейной психологии. Вопросы о потенциальных рисках и пользе компьютерных игр исследуются в работах таких авторов, как Д. Лоуренс, Б. Андреев, и А. Беллинс, а также других специалистов, рассматривающих воздействие цифровых технологий на детей. Тем не менее, несмотря на значительный объем исследований, недостаточно изученными остаются аспекты, связанные с возрастными особенностями восприимчивости к игровым зависимостям, а также с методами профилактики и коррекции игровой зависимости у младших школьников. Это подчеркивает необходимость более детального изучения проблемы, учитывающего специфику младшего школьного возраста.

Таким образом, актуальность и значимость исследования определяются необходимостью создания комплексной системы профилактики и коррекции, направленной на снижение негативного влияния компьютерных игр на психическое и социальное развитие младших школьников, что является важной задачей для обеспечения их гармоничного развития в условиях современного общества.

Объект исследования - влияние компьютерных игр на психическое и социальное развитие детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования - психологические особенности детей, склонных к игровым зависимостям, и методы профилактики и коррекции игровой зависимости у младших школьников.

Целью данной работы является изучение особенностей влияния компьютерных игр на психическое и социальное развитие младших школьников, а также разработка рекомендаций по профилактике и коррекции игровой зависимости. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- изучить психологические особенности младших школьников и определить факторы, которые делают их уязвимыми к игровым зависимостям;

- проанализировать влияние компьютерных игр на эмоциональное и социальное развитие детей, выявив как положительные, так и негативные аспекты.

-провести эмпирическое исследование, направленное на оценку зависимости от компьютерных игр у младших школьников и выявление характерных психологических и поведенческих особенностей.

- разработать рекомендации для родителей и педагогов по снижению негативного влияния игр, предложить методы профилактики и психологической коррекции.

Гипотеза исследования - чрезмерное увлечение компьютерными играми у младших школьников негативно влияет на их психическое и социальное развитие, что можно скорректировать с помощью профилактических и коррекционных программ.

Теоретическая значимость работы заключается в обосновании взаимосвязей между увлечением компьютерными играми и развитием эмоционально-поведенческих характеристик у младших школьников. В исследовании раскрываются теоретические аспекты игровой зависимости и её влияния на психику и социальные навыки детей, формулируются подходы к профилактике и коррекции игрового поведения. Полученные данные дополняют существующие представления о возрастных особенностях воздействия игр и помогают понять, какие психолого-педагогические факторы способны снизить риск игровой зависимости у младших школьников.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанные рекомендации могут быть использованы родителями, педагогами и психологами для профилактики и коррекции игровой зависимости у детей младшего школьного возраста. Применение предложенных методик позволит создать условия для гармоничного развития ребенка, сохраняя баланс между виртуальной и реальной жизнью и способствуя укреплению его психического здоровья и социального благополучия.

Методологической основой исследования являются подходы возрастной психологии, а также когнитивно-поведенческой и эмоционально-личностной теории, направленные на понимание и коррекцию игрового поведения у детей. В ходе работы применялись как теоретические, так и эмпирические методы. Основные методы включают анализ литературы, анкетирование родителей и педагогов, психологическое тестирование детей для выявления уровня зависимости от игр, а также методы когнитивно-поведенческой и арт-терапии для коррекционной работы. Использование комплекса методов позволило всесторонне оценить влияние компьютерных игр на детей и обосновать рекомендации для снижения негативного влияния игр.

Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.

В первой главе рассмотрены психологические особенности младших школьников: основные черты и развитие личности, определено влияние компьютерных игр на психику и поведение детей младшего школьного возраста, исследованы причины, факторы риска и последствия для психического здоровья детей при злоупотреблении компьютерными играми.

Во второй главе ВКР проведено эмпирическое исследование психологических особенностей личности младших школьников, злоупотребляющих компьютерными играми.

В третьей главе ВКР представлены программы и методы профилактики злоупотребления компьютерными играми среди младших школьников, охарактеризованы психологические методы коррекции поведения детей, склонных к игромании, а также разработаны рекомендации для родителей и педагогов по снижению негативного влияния компьютерных игр.

Основная часть (выдержка)

1 Теоретические основы изучения психологических особенностей личности младших школьников, злоупотребляющих компьютерными играми

1.1. Психологические особенности младших школьников: основные черты и развитие личности

Младший школьный возраст, охватывающий период от 6 до 10 лет, является важным этапом становления личности, в котором формируются основы психики, закладывается фундамент социальных и моральных ценностей, а также развиваются когнитивные и эмоциональные способности. Дети начинают обучаться в школе, что требует адаптации к новым условиям и нормам, и это предъявляет новые требования к их психическому и личностному развитию. В этот период закладываются навыки самоконтроля, дисциплины и ответственности, что становится основой для успешного обучения и адаптации в социуме.

Основные черты, присущие младшим школьникам, включают повышенную познавательную активность и любознательность, которые проявляются в стремлении к познанию окружающего мира и накоплению опыта через общение, игры и учебу. Дети в этом возрасте склонны к высокой впечатлительности и открытости, и окружающая среда, включая влияние учителей, родителей и сверстников, оказывает значительное влияние на их поведение и формирование взглядов. Важной особенностью является возрастная потребность в самоутверждении и стремление к самостоятельности, что выражается в попытках принимать решения и оценивать свои поступки. Эта черта способствует развитию критического мышления и умению отличать собственные предпочтения от ожиданий окружающих.

Развитие личности младшего школьника проходит через формирование таких компонентов, как самосознание, самооценка и первичные социальные установки. Самосознание в этом возрасте развивается через взаимодействие с окружающим миром, учебу и участие в групповой деятельности. Дети начинают лучше понимать собственные особенности, осознавать личные сильные и слабые стороны. При этом самооценка на данном этапе часто остаётся зависимой от мнения взрослых, особенно родителей и учителей. Признание и поощрение со стороны значимых взрослых играют большую роль в формировании уверенности в себе, а резкие и неконструктивные замечания могут вызывать у детей сомнения в собственных способностях и снижать мотивацию к обучению.

Познавательные процессы у младших школьников также проходят значительные изменения. Память, внимание и мышление развиваются в соответствии с новыми задачами, которые ставит перед ними школьная программа. В начале младшего школьного возраста внимание детей носит преимущественно непроизвольный характер, что проявляется в лёгкой отвлекаемости. По мере привыкания к школьным условиям дети постепенно учатся удерживать внимание на протяжении урока, развивая способность к произвольному сосредоточению на учебной деятельности. Также происходит развитие памяти: если раньше она носила в основном наглядно-образный характер, то с началом школьного обучения дети начинают лучше запоминать абстрактные понятия и логические связи. Мышление становится более организованным, хотя остаётся образным и конкретным, и по мере взросления дети переходят от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и частично абстрактному.

Заключение (выдержка)

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была изучена проблема влияния компьютерных игр на психическое и социальное развитие младших школьников, а также разработаны рекомендации по профилактике и коррекции игровой зависимости. В работе были рассмотрены теоретические аспекты данной темы, проведено эмпирическое исследование с целью анализа влияния игр на поведение и эмоциональное состояние детей, а также предложены практические меры для снижения негативных последствий чрезмерного увлечения виртуальными играми.

Анализ литературы и данных исследования показал, что дети младшего школьного возраста особенно уязвимы к негативным эффектам компьютерных игр из-за особенностей их психофизиологического развития. Чрезмерное увлечение играми может привести к повышенной тревожности, снижению коммуникативных навыков, агрессивному поведению и снижению интереса к учебной деятельности и реальной жизни. Было также установлено, что компьютерные игры могут оказывать положительное влияние, если их использование дозировано и ориентировано на развитие познавательных и творческих навыков.

Проведенное эмпирическое исследование подтвердило, что злоупотребление играми имеет комплексное негативное влияние на младших школьников, затрагивая их эмоциональную устойчивость, самооценку и способность к социальному взаимодействию. Дети, увлекающиеся играми сверх меры, часто испытывают трудности с самоконтролем и реализацией собственных способностей в реальном мире.

Таким образом, в данном исследовании доказана гипотеза исследования - чрезмерное увлечение компьютерными играми у младших школьников оказывает комплексное негативное влияние на их психическое и социальное развитие, что проявляется в повышенной тревожности, сниженной самооценке, агрессивности и трудностях в социальном взаимодействии. Эти последствия можно минимизировать через внедрение программ профилактики и коррекции, ориентированных на ограничение игрового времени, развитие коммуникативных навыков и поддержку реальных интересов.

На основе полученных данных были разработаны практические рекомендации для родителей, педагогов и психологов. Предложенные методы профилактики включают ограничение времени, проводимого за играми, развитие альтернативных интересов, обучение цифровой грамотности и поддержание доверительных отношений с детьми. Рекомендации по коррекции игрового поведения включают методы когнитивно-поведенческой терапии, эмоционально-личностной терапии, развитие навыков саморегуляции и самоконтроля, а также поддержку в виде программ наставничества и групповой терапии.

Таким образом, комплексный подход к профилактике и коррекции, охватывающий семью, школу и психологическую поддержку, является наиболее эффективным для формирования здорового отношения детей к компьютерным играм. Вовлечение всех значимых взрослых и создание благоприятной среды позволяют младшим школьникам развивать навыки самоконтроля, уверенности и интереса к реальной жизни, что способствует их успешной адаптации и гармоничному развитию.

Работа подчеркивает необходимость дальнейших исследований и разработки программ профилактики игровой зависимости для младших школьников, а также проведения информационно-образовательных мероприятий для родителей и педагогов. Создание системы поддержки и контроля, направленной на ограничение негативного влияния компьютерных игр, играет важную роль в обеспечении благополучного и гармоничного развития детей в условиях современного цифрового общества.

В заключение, проведенная работа демонстрирует, что компьютерные игры, будучи неотъемлемой частью современного детского досуга, требуют осознанного и грамотного подхода со стороны взрослых, чтобы их влияние оставалось положительным. Важно понимать, что игромания в младшем школьном возрасте может формировать предпосылки для более серьезных зависимостей и трудностей с адаптацией в обществе в будущем. Поэтому эффективное управление временем, проводимым за играми, развитие у детей интереса к реальной жизни и эмоциональная поддержка со стороны родителей и педагогов являются ключевыми аспектами в борьбе с игровой зависимостью.

На основе полученных результатов рекомендуется не только применять методы профилактики и коррекции в рамках семейного и школьного окружения, но и развивать государственные и общественные программы поддержки. Это может включать создание информационных кампаний для повышения осведомленности родителей о рисках чрезмерного увлечения компьютерными играми, внедрение уроков цифровой грамотности в школьные программы, а также развитие сети центров психологической помощи для детей и их семей.

Результаты исследования также подчеркивают значимость роли педагогов и психологов в формировании у детей устойчивых ценностей и навыков, которые позволят им рационально относиться к играм и научат находить удовольствие в учебе, творчестве и общении. Важно не только ограничивать доступ к играм, но и помогать детям осознать, как использовать цифровые технологии во благо, сохраняя баланс между виртуальной и реальной жизнью.

Таким образом, работа подчеркивает необходимость продолжения научных исследований в области влияния компьютерных игр на психику детей, а также разработки интегрированных программ, объединяющих усилия семей, школ и общественных организаций. Это позволит создать условия для гармоничного развития детей и даст им инструменты для успешной адаптации в современном цифровом мире. Реализация предложенных мер будет способствовать снижению негативных последствий игровой зависимости, поддержке психического и социального благополучия младших школьников и их успешному личностному становлению.

Литература

Учебники, монографии, диссертации, статьи

1. Аверин, В. А. Психология личности: учебное пособие. – М.: Инфра-Инженерия, 2024. – 104 с.

2. Айзман, Р. И. Возрастная физиология и психофизиология: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2024. – 352 с.

3. Андрущенко, Т. Ю. Возрастная психология и возрастные кризисы: кризис развития ребенка семи лет : учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2024. – 103 с.

4. Бережковская, Е. Л. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2024. – 357 с.

5. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / под ред. Б. А. Сосновского. – М.: Юрайт, 2024. – 359 с.

6. Геронтопсихология: учебное пособие / под общ. ред. Ю. В. Лебедевой. – М.: ФЛИНТА, 2022. – 132 с.

7. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – М.: АСТ, 2021. – 351.

8. Жукова, М. В., Фролова, Е.А., Шишкина, Е.К. Предупреждение зависимости от компьютерных игр у младших школьников // Проблемы современного образования. - 2023. - №21. - С.23 – 31.

9. Зотин, Н. Д. Компьютерные игры и их воздействие на сознание людей // Научный лидер. - 2022. - №19 (64). - С.67-72.

10. Клаус, Е. А. Особенности влияния компьютерных игр на развитие младших школьников // Сибирский учитель. - 2021. - №2. - С. 52-55.

11. Мандель, Б. Р. Возрастная психология: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2024. – 350 с.

12. Мухина, В. С. Возрастная психология: Феноменология развития и бытия личности. В 2 т. Т. 1: учебник для студентов ВУЗов. – М.: Наука, 2022. – 671 с.

13. Неумоева-Колчеданцева, Е. В. Возрастная психология и педагогика, семьеведение: возрастное консультирование: учебное пособие для среднего профессионального образования. – М.: Юрайт, 2024. – 229 с.

14. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2024. – 411 с.

15. Патрушева, И. В. Психология и педагогика игры: учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2020. - 130 с.

16. Рогов, Е. И. Практическая психология. Работа с детьми разного возраста: практическое пособие. – М.: Юрайт, 2024. – 412 с.

17. Сапогова, Е. Е. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2024. – 638 с.

18. Сачкова, М. Е. Психология среднестатусного учащегося: монография. – М.: Юрайт, 2024. – 202 с.

19. Скворцова, Е.Ю. Влияние компьютерных игр на детей подросткового возраста // Вестник науки. - 2023г. - №10(67). - С.539-543.

20. Смирнова, А. Я. Влияние телевидения и компьютерных игр на психологическое развитие школьников // Вопросы гуманитарных наук. - 2022. - №1. - С. 77-78.

21. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2024. – 361 с.

22. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2024. – 227 с.

23. Социальная психология развития: учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2024. – 543 с.

24. Тинчурина, А. В. Использование компьютерных игр для обучения детей младшего школьного возраста // Современные гуманитарные исследования. - 2023. - №6. - С. 126-127.

25. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2024. – 406 с.

26. Хилько, М. Е. Возрастная психология: учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2024. – 201 с.

27. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2024. – 367 с.

28. Чернявская, А. Г. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста: учебное пособие для среднего профессионального образования. – М.: Юрайт, 2024. – 174 с.

29. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2024. – 457 с.

30. Шапошникова, Т. Е. Возрастная и педагогическая психология: учебник и практикум для вузов. - М.: Юрайт, 2023. – 218 с.

31. Шнейдер, Л. Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков: учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2024. – 219 с.

32. Шурыгина, О. В. Влияние игровых технологий на развитие эмоционального интеллекта школьников при изучении иностранного языка // Проблемы современного образования. - 2024. - №32. - С.45 – 51.

33. Юнин, Д. М., Малинкина, А. В. Экспериментальный проект «Электронные и компьютерные игры в жизни ученика начальных классов» // Юный ученый. - 2021. - №3. - С. 152-156.

Интернет-ресурсы

34. Игумнов, С. В. Зависимость от компьютерных игр у подростков, проблемы диагностики и коморбидности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psy.su/feed/10449/ (дата обращения 19.09.2024)

35. Комахидзе, А.С. Чрезмерное увлечение компьютерными играми [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://expert-club.online/news/chrezmernoe-uvlechenie-kompyuternymi-igrami-nanosit-vred-fizicheskomu-i-psikhicheskomu-zdorovyu-podrostkov (дата обращения 05.10.2024)

36. Селезнева, Т.Ю. Вред и польза компьютерных игр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/477671-vred-i-polza-kompjuternyh-igr (дата обращения 05.10.2024)

Приложения

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 79
Год: 2025
2000 p.
Не подошла эта работа?
Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.

Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X