8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Ашберн
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Литература и лингвистика

СТАНОВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНО ГРАМОТНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ - Дипломная работа

Тип: Дипломная работа
Раздел: Литература и лингвистика
Страниц: 83
Год: 2018

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…3

ГЛАВА I. КОММУНИКАТИВНО ГРАМОТНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА….14

§ 1.1. История становления понятия языковая личность.….….14

§ 1.2. История становления понятия коммуникативная грамотность…20

§ 1.3. Требования ФГОС к коммуникативным компетенциям…22

Выводы по главе 1….34

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СТАНОВЛЕНИЮ КОММУНИКАТИВНО ГРАМОТНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.…36

§ 2.1. Методы и приемы формирования коммуникативной грамотности языковой личности младших школьников….….36

§ 2.2. Опыт используемых заданий в организации становления коммуникативно грамотной языковой личности младших школьников….50

§ 2.3. Анализ проведенной опытно-педагогической работы….….52

Выводы по главе 2….….58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….60

ЛИТЕРАТУРА….….63

ПРИЛОЖЕНИЕ….….70

Дипломная работа:
Речевая деятельность младших школьников на уроках русского языка

Дипломная работа:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Введение (выдержка)

В современном мире человеку необходимо стать коммуникативно грамотной личностью. Для этого надо уметь общаться, научиться формулировать и выражать собственное мнение, владеть культурой речи. Однако ряд исследований показывают, что у выпускников школ недостаточно развита речь, есть проблемы в организации коммуникативных процессов. Выдающийся ученый, психолингвист Н.И. Формановская утверждает, что «пришла пора говорить и об экологии общения, поскольку часто общаемся мы неумело, плохо, невразумительно, а порой и нанося друг другу почти смертельные раны!» [57: с.12] Эти слова, высказанные 15 лет тому назад, и сейчас являются злободневными. Пора, наконец-то, начинать устранять пробелы и упущения в этом вопросе.

Как утверждают многие ученые, оптимальный период овладения искусством общения, усвоения коммуникативных процессов и выработки социального поведения является младший школьный возраст. Работа по повышению коммуникативной грамотности идет во всех периодах развития языковой личности. Она может продолжаться в течение всей жизни человека. Более эффективно эту работу можно организовать в процессе обучения гуманитарным предметам.

Коммуникативная грамотность формируется через обучение содержанию всех предметов, через внеурочные занятия, а также через ежедневное общение с окружающими, через чтение литературы, просмотр и прослушивание средств массовой информации. Главными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются знание родного языка, языка межнационального общения, многовековой опыт народной культуры, опыт межличностного общения, опыт публичного выступления перед малой, а впоследствии и перед большой аудиторией.

Это длительный и сложный процесс. Его необходимо организовать в соответствии с возрастными особенностями и интеллектуальными способностями детей. На каждом этапе обучения этот процесс предполагает свои результаты.

Актуальность исследования. Сегодня согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования на первое место в образовании выдвигается достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов. Среди них значительная роль отводится задачам, которые cвязаны c формированием универсальных учебных действий. Особое значение придается языковому образованию, которое ориентировано на «формирование первоначальных представлений о языке как основе национального самосознания; понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; овладение учебными действиями c языковыми единицами и умение иcпользовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач».[24: с.75] В связи c этим возникает актуальность проблемы становления коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника.

Актуальность исследования аргументирована необходимостью реализации cиcтемно-деятельностного и компетентностного подходов, закрепленных в нормативных документах: Закон «Об образовании РФ», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» с одной стороны и социальным заказом общества – становление коммуникативно грамотной языковой личности с другой стороны.

В этой области проводили свои исследования такие ученые, как И.А. Стернин, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Е.В. Бунеева, М.Л. Кусова, Л.В. Трубайчук, Л.Н. Чипышева и другие. Но данная проблема изучена недостаточно, поскольку в своих работах названные ученые касались лишь отдельных ее сторон. В связи с ориентацией нового стандарта на достижение результатов иного уровня, необходимо пересмотреть существующие методы преподавания в методике русского языка с ориентацией на становление коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника. Для реализации принятых стандартов прежде всего необходимо организовать работу по формированию коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника.

Таким образом, актуальность исследования по проблеме становления коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника исходит из того, что данная проблема недостаточно освещена в педагогической науке в целом и в методике преподавания русского языка и литературного чтения в начальных классах в частности. Необходимо глубоко осмыслить данную проблему и конкретизировать исследуемые понятия.

Актуальность исследования проблемы обоснована следующими противоречиями:

 между социальным заказом общества - становление коммуникативно грамотной языковой личности, и традиционной методикой преподавания, ориентирующей только на достижение предметных результатов;

 между необходимостью реализации нового стандарта образования в начальной школе, предъявляющего иные требования к результатам освоения русского языка (личностные, метапредметные, предметные), и недостаточной теоретической разработанностью данной проблемы;

 между необходимостью организации целенаправленного процесса становления коммуникативно грамотной языковой личности младших школьников и недостаточным практико-ориентированным к методико-технологическому обеспечению данного процесса в начальной школе;

 между программой и новыми стандартами в области образования и воспитания.

На основе выделенных противоречий, а также анализа педагогической и лингвистической литературы была сформулирована проблема исследования: выявление и обоснование процесса становления коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника при изучении русского языка и литературного чтения.

Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили тему исследования – «Становление коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника на уроках русского языка и литературного чтения».

Цель исследования: Определить содержание понятия «коммуникативно грамотная языковой личность младшего школьника», разработать педагогический инструментарий учителя начальных классов по формированию коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника.

Объект исследования: Образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: Комплекс педагогических условий, обеспечивающих становление коммуникативной грамотности языковой личности младшего школьника на уроках русского языка и литературного чтения.

В основу исследования положена гипотеза о том, что, возможно, становление коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника будет успешно осуществляться при следующих педагогических условиях:

 целенаправленное становление коммуникативной грамотности как основы формирования языковой личности младшего школьника путем вовлечения его в активную учебную речевую деятельность;

 развитие у учащихся младших классов коммуникативных умений вести диалог, позволяющих результативно общаться со сверстниками и взрослыми;

 разработка и внедрение в учебный процесс дидактических материалов, направленных на совершенствование коммуникативной грамотности и предполагающих поэтапное становление языковой личности младшего школьника на уроках русского языка и литературного чтения.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:

1. Раскрыть сущность и структуру коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника

2. Научно обосновать и разработать методику становления коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника.

3. На основе личностно ориентированного, компетентностного и лингводидактического подходов выявить комплекс педагогических условий успешного становления коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника и апробировать ее в практике начальной школы.

Теоретико-методологической основой исследования:

– положения теории языковой личности освещены в трудах ученых

В.В. Виноградова, Г.И. Богина, Ю.Н. Караулова, В.И Карасика, Е.В. Барсуковой, О.А. Еремеевой и многих других;

– методологию лингводидактического подхода изучили А.Н. Леонтьев, Г.И. Богин, Ю.Н. Караулов, М.Л. Кусова, Е.Ю. Никитина, Л.Д. Пономарева, Н.М. Шанский и другие;

– теорию общения и коммуникации – Б. Фишер, А.А. Леонтьев, Д. Джонсон, А.К. Дусавицкий, Г.А. Цукерман и другие;

– теорию развития личности в различных видах деятельности – А.Г. Асмолов, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер и другие;

– концептуальные теории учебной деятельности – Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин, Л.В. Трубайчук и другие;

– современные педагогические труды в области изучения коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника – Т.И. Ладыженская, Л.Н. Чипышева, Е.В. Бунеева, и другие.

Методы исследования. В работе использовались

– теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов об образовании, теоретико-методологический анализ, понятийно-категориальный анализ;

– эмпирические методы исследования: изучение и обобщение эффективного опыта и массовой практики, опытно-поисковая работа, наблюдение, анкетирование, анализ письменных работ учащихся, математические и статистические методы обработки данных и проверки выдвигаемой гипотезы.

Выбранная методология и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.

Первый этап (2014 – 2015 гг.) – констатирующий. На данном этапе изучалась и анализировалась психолого-педагогическая, философская и лингвистическая литература по исследуемой проблеме. Были определены цель, задачи, объект, предмет исследования, сформулирована рабочая гипотеза; намечены пути и средства осуществления процесса становления коммуникативно грамотной языковой личности младших школьников; проведена диагностика нулевого уровня становления коммуникативно грамотной языковой личности младших школьников, выявлен исходный уровень сформированности необходимых компетенций, включенных нами в структуру коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника. Основные методы исследования на данном этапе: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, проведение нулевого среза, методы математической статистики.

Второй этап (2015 – 2016 гг.) – формирующий. На этом этапе проектировалась и реализовывалась структурно-функциональная модель становления коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника; обеспечивались педагогические условия эффективного функционирования модели рассматриваемой нами личности в опытных классах МБОУ СОШ № 67; проводился промежуточный срез для выявления уровня становления коммуникативно грамотной языковой личности младших школьников. Данный этап включал в себя анализ и адаптацию уже созданных методик, анализ результатов и совершенствование исследования. Методы исследования: опытно-поисковая работа, педагогическое наблюдение, анкетирование и тестирование.

Третий этап (2016 – 2017 гг.) – контрольно-обобщающий. На этом этапе проводилось уточнение сформулированных теоретических выводов; осуществлялся итоговый срез для выявления уровней сформированности необходимых компетенций, включенных нами в структуру коммуникативно грамотной языковой личности; проводилась обработка и обобщение полученных данных. Основные методы работы на последнем этапе: анализ результатов проделанной опытно-поисковой работы, педагогическое наблюдение.

База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 67 г.Уфа (с 04.07.2017 года данная школа преименована во 2-й корпус МАОУ «Гимназия №111»).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Определена теоретико-методологическая стратегия исследования проблемы становления коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника–комплекс подходов (личностно ориентированного, компетентностного, лингводидактического), определяющий направления решения проблемы, характеристику и содержание методики становления коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника при изучении русского языка и литературного чтения.

2. Спроектирована на основе комплекса подходов (личностно

ориентированного, компетентностного, лингводидактического) структурно-функциональная методика становления коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника при изучении русского языка и литературного чтения.

3. Теоретически обоснованы и опытным путем проверены педагогические условия успешного процесса становления коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника на учебных занятиях по русскому языку и литературному чтению:

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научных представлений о роли, содержании и особенностях становления коммуникативно грамотной языковой личности младших школьников, а именно:

 в изучении и теоретическом обосновании генезиса языкового образования младшего школьника, обогащающего теорию и методику русского языка и литературного чтения историографическими данными по решению исследуемой проблемы;

 в конкретизации и обосновании понятия «коммуникативно грамотная языковая личность младшего школьника», которая понимается как личность, владеющая всеми видами речи (устной и письменной, монологической и диалогической), умеющая решать учебные и жизненные задачи на основе адекватного взаимодействия с другими людьми, способная понимать и принимать существование других точек зрения;

 во введении в теорию и методику обучения русскому языку младших школьников понятия «становление коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника», которое определяется как целенаправленное и систематическое освоение содержания курса «Русский язык», «Литературное чтение» учащимися начальных классов, накопление позитивных количественных и качественных изменений и достижений диалектического единства в формировании лингвистической, коммуникативной и регулятивной компетенций в специально организованной речевой среде (урочная и внеурочная деятельность)»;

 в проектировании на основе личностно-ориентированного, компетентностного и лингводидактического подходов структурно-коммуникативной методики, которая обеспечивает процесс и содержание становления коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника при изучении русского языка и литературного чтения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования позволяют широко использовать методику становления коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника при изучении русского языка и литературного чтения в начальной школе, а также данная методика может быть использована при подготовке учителей начальных классов в педагогических колледжах, вузах и при повышении квалификации учителей начальных классов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством:

 опытно-поисковой работы в образовательных учреждениях города Уфа МБОУ СОШ № 67 в период с 2014 по 2017 гг.;

 работы в качестве преподавателя начальных классов в МБОУ СОШ № 67 г. Уфа (2014 – 2018 гг.);

 работы руководителем методического объединения учителей начальных классов в МБОУ СОШ № 67 г.Уфа (2016 – 2017 гг.);

 выступлений и участия в работе методических объединений в МБОУ СОШ № 67 (2014 – 2016 гг.);

– участия в международной научно-практических конференции, публикаций:

1. Нохова Л.Г. «Ассоциативный эксперимент как инструмент выявления исторических признаков концепта» [Текст] Л.Г. Нохова Личность как объект психологического и педагогического воздействия// международная научно-практическая конференция 13 октября 2017 года, г.Уфа сб.статей - Уфа НИЦ АЭТЕРНА 2017 - С.148-150 ISNB 987-5-00109-279-7

2. Нохова Л.Г. Сборник методических рекомендаций для учителей начальной школы по русскому языку и литературному чтению[Текст]: научно-методический сборник Л.Г. Нохова – Уфа ИПК БГПУ 2018. – 30с.

3. Нохова Л.Г. Сборник упражнений по русскому языку, направленных на развитие коммуникативной грамотности младшего школьника на уроках русского языка [Электронный ресурс] // веб-сайт «Инфоурок» Л.Г. Нохова – 25.01.2018– работа принята к рассмотрению – Режим доступа https://infourok.ru/user/nohova-lyalya-gaynullovna/material

Обоснованность и достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью теоретических позиций, адекватностью методов исследования целям и задачам работы, проверкой результатов исследования и репрезентативностью полученных данных, подтверждение выдвинутой гипотезы исследования результатами опытно-поисковой работы, обработкой данных методами математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В связи с переходом на федеральный государственный стандарт начального общего образования считаем актуальной предложенную нами методику становления коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника при изучении русского языка и литературного чтения, в основу которой положены методы (поисковые, исследовательские методы; методы проблемного изложения; проблемные и эвристические беседы и др.), формы (парные, групповые, коллективные и др.), средства (словари, речь, текст, лингвистические задачи, информационные технологии и т.д.), направленные на достижение предметных и метапредметных результатов (коммуникативных, лингвистических, регулятивных).

2. Конкретизируем, что коммуникативно грамотная языковая личность младшего школьника может пониматься как личность, владеющая всеми видами речи, умеющая решать учебные и жизненные задачи на основе адекватного взаимодействия с другими людьми, способная принимать существование других точек зрения, анализирующая и оценивающая собственную речевую деятельность.

3. Определяем понятие «становление коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника», которое понимается как целенаправленное и систематическое освоение содержания курса «Русский язык», «Литературное чтение» учащимися начальных классов, накопление позитивных количественных и качественных изменений и достижений диалектического единства в формировании лингвистической, коммуникативной и регулятивной компетенций в специально организованной речевой среде (урочная и внеурочная деятельность)».

4. Доказываем, что на процесс эффективного становления коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника влияют следующие педагогические условия:

 формирование лингвистической компетенции, обеспечивающей системное освоение языковых единиц в их единстве и многообразии;

 развитие у учащихся младших классов коммуникативных умений вести диалог, позволяющих результативно общаться со сверстниками и взрослыми;

 обучение младших школьников рефлексивным действиям (самоконтроль и самооценка), способствующих эффективному употреблению языковых норм и правил в речевой деятельности.

Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 67 наименований, 1 приложения.

Дипломная работа:
ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Дипломная работа:
АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА I

КОММУНИКАТИВНО ГРАМОТНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

§ 1.1. История становления понятия языковая личность.

Понятие «коммуникативно грамотная языковая личность» опирается на понятия «языковая личность» и «коммуникативная грамотность».

В современной науке личность - это определенный человек со своим внутренним миром, своим отношением к себе, к окружающему миру вещей. Язык является орудием мышления личности, инструментом знания, а также средством общения. Изучение общих языковых процессов приводит к постижению проблемы коммуникации, а значит, и к ее создателю – языковой личности. Сегодня существует большое число попыток определения термина «языковая личность».

Термин «языковая личность» впервые был введен в России. Он восходит к исследованиям академика В.В. Виноградова. Ученый в первой половине XX столетия ввел в научный оборот определение «образ автора», который в дальнейшем связал с понятием «языковая личность». Этот термин он первый раз употребил в книге «О языке художественной прозы», написанной в 1930 году.

Подобная разработка понятия «языковая личность» отражена в работах Г.И. Богина. Им дано четкое определение понятия «языковая личность». Исследователь пишет, что «языковая личность» – это «человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности производить речевые поступки, создавать и принимать произведения речи, так как человек, как носитель речи, обладает способностью к использованию языковой системы в целом». [4: с.275]

Подробный анализ языковой личности дает Ю.Н. Караулов в книгах «Русский язык и языковая личность», «Словарь Пушкина и эволюция русской языковой способности», а также во вступительной статье к коллективной монографии «Язык и личность». Он приводит психологическую трактовку личности как «относительно стабильной организации мотивационных предрасположений, возникающих в процессе деятельности и взаимодействия между биологическими побуждениями и физическими окружениями, условиями». При описании языковой личности необходимо учитывать связь личности не только с обществом, но, в первую очередь, – с языком. Языковая личность представляет собой «многокомпонентный, структурно упорядоченный набор языковых способностей, умений, готовностей производить и воспринимать речевые произведения». [16: с.59]

Содержание понятия языковая личность, по словам ученого, узко связано с этно-культурными и национальными чертами индивидуальности. Понятие «языковая личность» включает в себя не только языковую компетенцию и определенный ярус умений, но и умственную способность порождать новые познания на основе собранных с целью объяснения каждой совокупности как своих действий, так и действий других языковых личностей. [21: с.95]

Ю.Н. Караулов разработал теорию языковой личности, где под языковой личностью понимается «вид полноценного представления личности, вмещающий в себя и психические, и социальные, и этические, и другие компоненты, но представленные через её язык, её дискурс».[22: с.27]

Неоднозначность термина определяется разными подходами к языковой личности как к объекту исследования. В первом случае изучаются созданные языковой личностью тексты и на их основе реконструируются индивидуальные представления личности о мире. Второй подход акцентирует внимание на языковой способности индивида, которая выявляется на основе сравнения системного представления о языке с функциональным обзором текста. В третьем случае – отмечается склонность к обобщению представленных подходов.

Конструкция языковой личности в представлении Ю.Н. Караулова «на каждом из трёх ярусов складывается изоморфно из специфических типовых элементов:

а) единиц соответствующего уровня;

б) отношений между ними;

в) стереотипных их объединений, специальных, присущих каждому уровню комплексов. [21: с.109]

Так, на нулевом, вербально-семантическом уровне, в качестве единиц фигурируют отдельные слова, отношения между ними охватывают все многообразие их грамматико-парадигматических, семантико-синтаксических и ассоциативных связей, совокупность которых суммируется цельной «вербальной сетью», а стереотипами являются особенно ходовые, типовые словосочетания, примитивно формульные предложения и фразы.

На первом, лингвокогнитивном (тезаурусном) уровне в качестве единиц следует рассматривать обобщенные (теоретические либо обыденно-житейские) понятия, крупные концепты, идеи, выразителями которых оказываются те же как будто слова нулевого уровня, но облеченные сейчас дескрипторным рангом. Отношения между этими единицами – подчинительно-координативного плана – тоже твердо меняются и выстраиваются в упорядоченную, довольно суровую иерархическую систему, в какой-то степени (непрямой) отражающую конструкцию мира, и определенным (правда и отдаленным) аналогом этой системы может служить обычный тезаурус. В качестве клише на этом ярусе выступают устойчивые типовые связи между дескрипторами, находящие выражение в генерализованных высказываниях, дефинициях, афоризмах, крылатых выражениях, пословицах и поговорках, из богатства и разнообразия которых языковая личность выбирает, «присваивает» именно те, что соответствуют устойчивым связям между понятиями в ее тезаурусе. Они то и выражают «нерушимые», незыблемые для нее истины, в существенной степени отражающие, а значит, и определяющие ее жизненное кредо, ее жизненную доминанту. [16: с.129]

Ю.Н. Караулов также подмечает, что собственно языковая личность начинается не с нулевого, а с первого, лингвокогнитивного уровня, так как только начиная с этого уровня оказывается допустимым выбор, личностное предпочтение – пускай и в нешироких пределах – одного понятия иному. Нулевой же уровень – слова, вербально-грамматическая сеть, стереотипные сочетания – принимается всякой языковой личностью как данность, и всякие индивидуально-творческие вероятности личности, проявляющиеся в словотворчестве, оригинальности ассоциативных связей и нестандартности словосочетаний, не в состоянии изменить эту генетически и статистически обусловленную данность. Индивидуальность, субъективность может проявить себя в методах иерархизации понятий, и то лишь отчасти, в способах их перегруппировок и противопоставлений при формулировке проблем, в способах их соединений при построении итогов, т.е. на субъектно-тезаурусном уровне. [22: с.32]

По Ю.Н. Караулову, высший, мотивационный уровень устройства языковой личности больше подвержен индивидуализации, в итоге чего менее ясен по своей структуре. Все же исследователь предполагает, что и этот уровень состоит из тех же трех типов элементов – единиц, отношений и стереотипов. Однако единицами здесь не могут быть слова (т.е. «семантические, языково-ориентированные элементы»), не могут ими быть и концепты, понятия, дескрипторы («гностически-ориентированные строевые элементы тезауруса»).

Ю.Н. Караулов считает, что отношения между единицами этого уровня задаются условиями сферы общения, особенностями коммуникативной обстановки и исполняемых общающимися коммуникативных ролей. Эти отношения тоже, вероятно, образуют свою сеть (сеть коммуникаций в обществе), довольно устойчивую и традиционную, и проследить ее в полном объеме представляется экстраординарно трудной задачей. Единовременно стереотип данного уровня должен находиться во взаимодействии с другими его элементами, т.е. отвечать коммуникативным надобностям личности и условиям коммуникации, объединяя первые (единицы) в определенный устойчивый комплекс (стереотип) с поддержкой вторых (отношений). Видимо, каждому этим требованиям, которые на первый взгляд могли бы показаться даже взаимоисключающими, отвечает определенный символ, образ, знак повторяющегося, стандартного для данной культуры, прецедентного, т.е. присутствующего в межпоколенной передаче текста – сказки, мифа либо былины, легенды, притчи, анекдота (в изустной традиции) и классических текстов письменной традиции – памятников, произведений классической художественной литературы и других видов искусства (архитектуры, скульптуры, живописи).

По мнению другого психолингвиста В.И. Карасика, «языковая личность – это человек, существующий в языковом пространстве – в общении, в стереотипах поведения, зафиксированных в языке, в значениях языковых единиц и смыслах текстов.»[20: с.25]

Современные лингвисты обращают внимание на слово в устной или в письменной речи конкретного человека. Так как слово оказывается проявлением самого говорящего (пишущего) и в речи, и в созданных им текстах. От того что «говорящий (пишущий) активно использует из объекта определенные, увлекательные для него аспекты и стороны, характер такого выбора предопределяется параметрами личности.

Как видим, через слово человек не только представляет определенный объект, но еще и определяет метод личного взаимодействия с этим объектом, в своей речи выявляет свою позицию по отношению к объекту. Интерес к такому взаимодействию приводит к детальной разработке задачи языковой личности, поскольку именно в личности мы можем увидеть общность тезисов, характеризующих фундаментальные свойства языка.

Важно также отметить, что понятие «языковая личность» до сегодняшнего времени не имеет точного определения. Это связано с его трудностью и многоуровневостью данного понятия. Сейчас термин «языковая личность» имеет несколько значений:

● носитель того либо другого языка, охарактеризованный на основе обзора сделанных им текстов с точки зрения применения в этих текстах системных средств данного языка для отражения видения им окружающей реальности (картины мира) и для достижения определенных целей в этом мире;

● совокупный метод изложения языковой способности индивида, соединяющий системное представление языка с функциональным обзором текста;

● совокупность способностей человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: а) степенью структурно-языковой трудности, б) глубиной и точностью отражения реальности, в) определенной целевой направленностью.

Как видим, психолингвисты расширили понятие «языковая личность», включая в определение данного термина и предполагаемую реакцию на слово, и стереотипы поведения, и индивидуальный выбор, и созданный им текст, отражающий картину мира, так как все эти проявления в языковой личности гармонично взаимосвязаны.

Среди всех определений понятия «языковая личность» можно выделить две взаимосвязанные стороны языковой личности:

– умение производить действия с текстом (создавать, воспринимать, воспроизводить и т.д.)

– коммуникативные умения (умение слушать и слышать, договориться, формулировать и сообщать свою точку зрения, отстаивать и т.д.). Для этого языковая личность должна обладать следующими свойствами: наличием собственной картины мира, развитыми умственными способностями, творческим самовыражением, языковым чутьем; а также определенным уровнем владения родным языком, способностью контролировать свою речь и совершенствовать ее.

§ 1.2. История становления понятия «коммуникативная грамотность»

Понятие «коммуникативная грамотность» является составляющей частью понятия «функциональная грамотность». На концепции функциональной грамотности основаны международные оценочные исследования – оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS), международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA), которые оценивают способности обучающихся использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях. Плачевные результаты наших обучающихся стали толчком для проведения целого ряда изменений в современном образовании. И самым значимым и результативным среди них является введение Федерального государственного образовательного стандарта в 2012 году.

Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятия «коммуникативная грамотность», основу которой составляет умение ставить цели и задачи, планировать, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, общаться, находить общий язык, действовать в конфликтной ситуации.

Развитие коммуникативной грамотности основано, прежде всего, на освоении содержания предметов, понятий, ведущих идей. В опытно-педагогической работе, необходимо ориентироваться на предметные результаты освоения содержательной линии начального языкового образования: положительное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека; овладение знаниями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; усвоение основных разделов курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических, синтаксических), и умение использовать знания для решения познавательных, регулятивных и коммуникативных задач.

От того, будут ли сформированы эти умения и навыки у младшего школьника, зависит его дальнейшее обучение в школе и будущее в целом. Поэтому формирование простых знаний, умений и навыков правописания и речи недостаточно, необходимо развивать коммуникативную грамотность у младших школьников. Русский язык и литературное чтение являются ведущими предметами гуманитарного цикла в системе школьного образования. Именно на этих уроках можно создать оптимальные условия для формирования коммуникативной грамотности. Задача современного педагога не только обеспечить обучающимся получение качественного образования с учетом их потребностей и особенностей, но и обеспечить становление коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника.

Коммуникативная грамотность – это способность человека вступать в отношения с окружающими и как можно быстрее адаптироваться и работать в ней. Развитие коммуникативной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. Многие педагоги, несмотря на заданную установку на развитие коммуникативно грамотной личности, продолжают обучать по традиционной системе, не добавляют новаторства в учебный процесс. Поэтому сегодня главной задачей в системе российского образования все еще остается формирование коммуникативно грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни, достойной гражданина. Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования» на первый план наряду с общей грамотностью выступает «формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями. Ключевые компетенции – это свойства и качества, необходимые любому человеку вне зависимости от выбранной им профессиональной сферы деятельности, наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результата в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества».[23:с.29]

Предметы «Русский язык», «Литературное чтение» играют главную роль в развитии коммуникативно грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование коммуникативной грамотности и основных компетенций. Русский язык является для младших школьников не только средством межличностного общения, но и основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, возможностью социализации личности.

Коммуникативно грамотная личность – это человек, который ориентируется в мире и действует в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать. Для решения жизненных задач человек должен научиться применять все приобретенные им знания во всех сферах жизни. Особенную роль играют умения в общении и в выстраивании отношений с окружающими его людьми.



Заключение (выдержка)

Личность для современной науки представляет особый интерес. Это конкретный человек со своим внутренним миром, своим отношением к себе подобным, окружающему миру. Язык – это средство его общения. Поэтому изучение общих языковых процессов приводит к изучению проблемы коммуникации, а значит и к ее создателю – языковой личности. Сегодня существует большое количество попыток интерпретации феномена «языковая личность».

Подробная разработка понятия «языковая личность» отражена в работах Г.И. Богина, Ю.Н. Караулова и В.И. Карасика. Подробный анализ языковой личности дает Ю.Н. Караулов в книге «Русский язык и языковая личность». Исследователь пишет, что «языковая личность» – это «человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности производить речевые поступки, создавать и принимать произведения речи, так как человек, как носитель речи, обладает способностью к использованию языковой системы в целом».

В основу нашей выпускной квалификационной работы положено исследование становления коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника. Коммуникативная грамотность в речевой деятельности проявляется на разных уровнях в разной степени. Младший школьник не изобретает собственную звуковую систему и, как правило, не изобретает морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний). Он учится правильно произносить звуки и слова в соответствии с нормами родного языка, строить предложения в соответствии с правилами грамматики, оформлять высказывания в виде текстов определенной структуры (с началом, серединой, концовкой) и определенного типа (описание, повествование, рассуждение). Но, осваивая эти языковые средства и формы речи, существующие в культуре, ребенок учится выступать перед сверстниками, сотрудничать с ними, отстаивать свою точку зрения. Он приходит к свободному владению языком, языковому чутью через элементарное осознание языковой действительности. Он приходит к норме через эксперимент (через ее нарушение).

Наше исследование проводилось в три этапа. На первом этапе осуществлялось теоретическое исследование нашей темы (мы провели анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы), формулировался и уточнялся объект, предмет исследования, его цели, задачи и гипотеза. На втором этапе исследования разрабатывалась методика проведения опытно-педагогической работы, проводился констатирующий эксперимент по выявлению имеющегося уровня сформированности креативности языковой личности у младших школьников. На третьем этапе проводился формирующий эксперимент по формированию коммуникативной грамотности личности у младших школьников, систематизировались и обобщались результаты опытно-педагогической работы, оформлялись результаты исследования.

В ходе исследования данной темы были проведены уроки по русскому языку и литературному чтению с элементами творчества. Для исследования уровня сформированности коммуникативной грамотности языковой личности использовались упражнения по выявлению уровня сформированности коммуникативных навыков и умений, на основании которых можно сделать вывод, что на констатирующем эксперименте уровень был низким, а на контрольном – повысился.

Таким образом, в младшем школьном возрасте приобретаются основные свойства личности, именно в этот период необходимо уделить наибольшее внимание развитию коммуникативных черт характера. А так как речь является главным источником коммуникации, следовательно, задача педагогов – заботиться о развитии связной монологической речи воспитанников с учетом свойств их личности. Необходимо правильно расставить акценты и выделить наиболее значимые стороны личности ребенка.

На основании выше изложенного нами были разработаны следующие методические рекомендации для учителей начальных классов:

– Для учителя все дети должны быть потенциально способными к общению, ему важно заметить индивидуальность ребенка и стремиться в дальнейшем развивать ее, найти изюминку в каждом маленьком человечке.

– Преобладание развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью.

– Учителю необходимо целенаправленно организовать и ежедневно работать над становлением коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника, только при таком ответственном отношении возможно становление активной, инициативной, самостоятельной личности, владеющей всеми видами речи, умеющей решать учебные и жизненные задачи на основе адекватного взаимодействия с другими людьми, способной принимать существование других точек зрения, анализирующая и оценивающая собственную речевую деятельность.

Дипломная работа:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО

Дипломная работа:
Пути и средства формирования познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка

Литература

1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] / А.Г. Асмолов. – М., 2008. – 151 с.

2. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] : учебное пособие / М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 1986. – 445 с.

3. Бенин, В.Л. Культура и образование [Текст] / В.Л. Бенин. – Уфа: Изд-во Башк. пед. ун-та, 2000. – 129 с.

4. Богин, Г.И. Филологическая герменевтика [Текст] : учеб. пособие / Г.И. Богин. – Калинин: Изд-во Калинин, ун-та, 1992. – 86 с.

5. Бунеева, Е.В. Научно-методическая стратегия начального языкового образования [Текст] / Е.В. Бунеева. – М.: Баласс, 2009. – 208с.

6. Введенская, Л.А. Риторика и культура речи: учебное пособие для вузов [Текст] / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2008. – 537с.

7. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

8. Выготский, Л.С. Проблемы сознания [Текст] : Собр. соч. в 6-и т. Т. 1 / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. – 255 с.

9. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука [Текст] / под ред. А.И. Подольского. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003. – 480 с.

10. Гневэк, О.В. Психолингвистические проблемы речевой подготовки дошкольников и младших школьников в свете теории ролевого распределения основных функций механизмов речемышления / О.В. Гневэк // Языковое образование учащихся младших классов [Текст]: коллективная монография. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – С. 26-40.

11. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Интор, 1996. – 544 с.

12. Дейк, Т. Язык. Познание. Коммуникация. [Текст] / Т. Дейк. – М.: Высшая школа, 1999. – 128 с.

13. Жинкин, Н.И. Язык-речь-творчество. Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике [Текст] : избр. тр. / Н.И. Жинкин. – М.: Лабиринт, 1998. – 366 с.

14. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст]. – М.: Астрель, 2013. – 79 с.

15. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34-42.

16. Ибрагимова, Л.А. Поликультурное образование в многонациональной России [Текст] / Л.А. Ибрагимова, И.И. Легостаев // Соц.-гуманитар. знания. – 2003. – № 3. – С. 234-240.

17. Ивочкина, И.В. Народная игра как средство формирования толерантности у младших школьников [Текст] : метод. рекомендации / И.В. Ивочкина. – Соликамск: Изд-во СГПИ, 2004. – 118 с.

18. Исламшин, Р.А. Теория и практика формирования коммуникативной культуры в школе [Текст] / Р.А. Исламшин, В.Ф. Габдулхаков // Педагогика. – 2001. – № 6. – С. 18-24.

19. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

20. Карасик, В.И. Языковой круг: Личность, концепты, дискурс [Текст] : монография / В.И. Карасик. – М.: Гнозис, 2004. – 389 с.

21. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю.Н. Караулов. – М.: УРСС, 2002. – 261 с.

22. Караулов, Ю.Н. Словарь Пушкина и эволюция русской языковой способности[Текст] / Ю.Н. Караулов. – М.: УРСС, 1992. – 251 с.

23. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] : проект / Рос. акад. образования под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.

24. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010. – 24 с.

25. Костомаров, В.Г. Наш язык в действии [Текст] : очерки современной русской стилистики / В.Г. Костомаров. – М.: Гардарики, 2005. – 287 с.

26. Кудинова, Г.Ф. Мнение в системе ментальных категорий: монография [Текст] / Г.Ф. Кудинова – Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. – 220с.

27. Кусова, М.Л. Толковый словарь русского языка [Текст] / М.Л. Кусова, М.В. Слаутина, Г.П. Чуканова – М.: АСТ Москва, 2008. – 244с.

28. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды [Текст] / А.А. Леонтьев – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 2001. – 448 с.

29. Леонтьев, А.А. Психолингвистика [Текст] /А. А. Леонтьев. – М.: Знание, 1997. – 365 с.

30. Львов, М.Р. Риторика. Культура речи [Текст] : учебное пособие / М.Р. Львов. – 3-е изд. – М.: Изд. центр, 2004. – 272 с.

31. Мишанова О.Г. Педагогические средства развития речевого этикета младших школьников: традиции и инновации [Текст]: монография / О.Г. Мишанова. – Челябинск: Изд. центр «Образование», 2008. – 168 с.

32. Мишанова, О.Г. Научно-методическое сопровождение проблемы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников [Текст] : монография / О.Г. Мишанова. – М.: Издательство «Спутник +», 2012. – 146 с.

33. Мишанова, О.Г. Методология и технология педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников [Текст] : монография / О.Г. Мишанова. – Челябинск: ООО Издательство «Элит-Печать», 2013. – 250 с.

34. Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. Начальная школа [Текст] / [А.В. Вольтов, И.В. Муштавинская, С.И. Петрова и др.]; под ред. Н.И. Роговцевой. – М. : Просвещение, 2011. – 110 с.

35. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс [Текст] / О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева; под ред. О. Б Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 128 с.

36. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс [Текст] / О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева; под ред. О. Б Логиновой. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с.

37. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания [Текст] : учеб. пособие / А.В. Мудрик. – М.: Пед. об-во России, 2001. – 319 с.

38. Никитина, Е.Ю. Теория и методика формирования умений речевого этикета младшего школьника [Текст] : монография / Е.Ю. Никитина, Е.А. Зырянова. – М.: Баласс, 2011. – 192 с.

39. Никитина, Е.Ю., Мишанова, О.Г. Научно-методическая концепция педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников: методология и теория [Текст] : монография / Е.Ю. Никитина, О.Г. Мишанова. – М.: МАНПО, 2011. – 144 с.

40. Никитина, Е.Ю., Мишанова, О.Г. Принципы научно-методической концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся [Текст] / Е.Ю. Никитина, О.Г. Мишанова // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 1. – С.41-45.

41. Никитина, Е.Ю., Мишанова, О.Г. Общедидактические методы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников [Текст] / Е.Ю. Никитина, О.Г. Мишанова // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 2. – С. 59-63.

42. Никитина, Е.Ю., Мишанова, О.Г. Педагогические условия методики управления коммуникативным образованием младших школьников [Текст] / Е.Ю. Никитина, О.Г. Мишанова // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2012. – № 10. – С. 130-145.

43. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 215 с.

44. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 2 [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.

45. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.

46. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / [сост. Е.С. Савинов]. – 2 е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010. – 204 с. – (Стандарты второго поколения).

47. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст]: учебное издание / под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с.

48. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]: учебное издание – М.: Просвещение, 2010. – 400 с.

49. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2 [Текст]: учебное издание – М.: Просвещение, 2010. – 232 с.

50. Проектные задачи в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с.

51. Прохоров, Ю.Е. Русские: коммуникативное поведение [Текст] / Е.Ю. Прохоров, И.А. Стернин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 328 с.

52. Стернин, И.А. Практическая риторика [Текст] / И.А. Стернин. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2008. – 272 с.

53. Сухомлинский, В.А. Хрестоматия по этике / сост. О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 2000. – 304 с.

54. Трубайчук, Л.В. Личностно ориентированное обучение. Учебное занятие: поиск, инновации, перспективы [Текст]: науч.-метод. сб. / Л.В. Трубайчук. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2007. – № 2 (4) . – С. 46-49.

55. Трубайчук, Л.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] / Л. В. Трубайчук // Нач. шк . – 2005. – № 9. – С. 6-9.

56. Фатыхова, P.M. Культура педагогического общения: психологическое видение формирования / P.M. Фатыхова // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции. – Екатеринбург, 2003. – Вып 1. – С. 45-47.

57. Формановская, Н.И. О речевом этикете [Текст] / Н.И. Формановская // Русская словесность. – 2001. – № 1. – С. 12-15.

58. Формановская, Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика [Текст] / Н.И. Формановская. – М.: Икар, 2007. – 478 с.

59. Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) [Текст] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 142 с.

60. Щерба, Л.В. Преподавание языков в школе. Общие вопросы методики [Текст] / Л.В. Щерба. – М.: Академия, 2002. – 151 с.

61. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. – М., 2002. – 96 с.

62. Яковлева, Е.А. Соотношение понятий «слово» и «дело» в русской и турецкой паремиологии [Текст]/ Е.А. Яковлева // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Филологические науки. - 2014. - № 77. - С.134-136 (ВАК)

63. Янгирова, В.М. Теория воспитательных систем [Текст]: монография / В.М. Янгирова. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2014. – 174 с.

64. Янгирова, В.М. Формирование исследовательских компетенций у бакалавров педагогики [Текст]: монография / В.М. Янгирова – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – 144 с.

65. Agar, M. Language Shock: Understanding the culture of conversation [Теxt] / M. Agar. – New York: William Morrow and Company, Inc., 1994. – 184 p.

66. Murray, Р. Teachers Denied Free Speech in the Classroom/ http://www.tea**hub.com/teachers-denied-free-speech-classroom/ дата обращения 18.01.2018

67. Banas, J. A., Dunbar, N., Rodriguez, D., and Liu, S. A review of humor in education settings: Four decades of research // Communication Education, 60 (1), 115-144. Online publication date 10 December 2010/ http://www.info**aworld.com/smpp/title~content=t713684765



Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 83
Год: 2018
2400 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 311636 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X