8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Ашберн
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Психология

Психологические особенности личности женщин-сотрудников органов внутренних дел МВД России - Дипломная работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН-СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 6

1.1. Психологические особенности женщин как субъекта профессиональной деятельности 6

1.2. Психологические особенности служебной деятельности женщин-сотрудников ОВД 17

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 29

2.1. Общая характеристика выборки 29

2.2. Характеристика методик исследования 30

3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН-СОТРУДНИКОВ ОВД 43

3.1. Анализ психологических особенностей личности женщин-сотрудников ОВД с разной успешностью служебной деятельности (на основе сравнительного анализа) 43

3.2. Психологические особенности личности женщин-сотрудников ОВД и успешность их служебной деятельности (результаты корреляционного анализа)…. 62

3.3. Факторная модель успешности служебной деятельности женщин-сотрудников ОВД 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76



Введение (выдержка)

Актуальность темы исследования. Одним из важных направлений кадровой политики в органах внутренних дел (ОВД) МВД России является повышение уровня профессионализма сотрудников ОВД [36]. Наряду с профессиональной подготовленностью важным компонентом профессионализма сотрудников ОВД являются их психологические качества личности, обеспечивающие успешность служебно-профессиональной деятельности [9, 35].

В Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск, в нормативных документах МВД России, обращениях министра внутренних дел значительное внимание уделяется улучшению кадрового состава ОВД, повышению профессионализма и психологических качеств личности.

Резкое снижение социальной защищенности сотрудников ОВД привело к падению престижа службы, и, как следствие, значительно снизилось общее число желающих поступать на службу в ОВД, особенно мужчин. Возникли серьезные проблемы с комплектованием кадров в ОВД и появились предпосылки для поступления значительно большего, по сравнению с прошлыми годами, количества женщин на службу в ОВД.

На современном этапе развития психологической науки, приоритетными являются исследования в области тендерной психологии. Результаты исследования психологических особенностей личности женщин-сотрудников ОВД МВД России могут стать ценным материалом для дальнейшего развития тендерной и юридической психологии.

Это обусловило выбор цели настоящего исследования.

Цель исследования – изучить психологические особенности личности женщин-сотрудников ОВД и оценить их взаимосвязь с успешностью служебно-профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме;

1. Определить успешность женщин-сотрудников ОВД в их служебной деятельности.

2. Оценить ценностные и карьерные ориентации женщин-сотрудников ОВД с различной успешностью служебной деятельности;

3. Выявить особенности копинг-поведения, социального интеллекта у женщин-сотрудников ОВД и оценить их взаимосвязь с успешностью служебной деятельности;

4. Обосновать рекомендации по совершенствованию профессионального психологического отбора женщин на службу в ОВД и психологическому сопровождению их служебной деятельности.

Объект исследования: психологические особенности личности женщин-сотрудников ОВД.

Предмет исследования: психологические особенности личности женщин-сотрудников ОВД МВД России во взаимосвязи с успешностью их служебной деятельности.

Гипотеза исследования. В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что успешность служебной деятельности женщин-сотрудников ОВД МВД России связана и определяется их психологическими особенностями личности, которые проявляются в особенностях структуры и уровнях выраженности их профессиональной направленности, ценностных и карьерных ориентациях, коммуникативных способностях, особенностях социального интеллекта и тревожности.

Методологическую основу исследования определили диалектические идеи о взаимосвязи развития теории и практики, системный подход к изучению личности женщин-сотрудников ОВД. Научная методология данного исследования включает базовые положения психологической теории личности (Б.Г. Ананьев), теории деятельности (А.Н. Леонтьев), дифференциальной психологии (И.С. Ильин), тендерной психологии (Т.В. Бендас, И.С. Клецина), дифференциальной психодиагностики (К.М. Гуревич, К.К. Платонов, В.Л. Марищук), юридической психологии (Васильев В.Л.), а также требования к психологической сфере личности сотрудника ОВД (М.И. Марьин).

Кроме того, методологическую и теоретическую основу исследования составили: нормативные акты, регламентирующие деятельность сотрудников ОВД МВД России; современные подходы и направления в области психологического изучения деятельности сотрудников ОВД (С.П. Безносов, М.И. Марьин, Ю.А. Шаранов, А.Г. Шестаков); принципы и теоретические основы организации психологической работы в ОВД (М.И. Марьин, В.Ю. Рыбников).

Практическая значимость. Подобранный нами комплекс психодиагностических методик может использоваться для исследования психологических особенностей личности женщин-сотрудников ОВД в связи с успешностью их служебной деятельности. Рекомендации по совершенствованию системы профессионального психологического отбора женщин-сотрудников ОВД на службу и психологическому сопровождению их служебной деятельности могут быть использованы в практической работе психологами центров психологической диагностики, психологами и руководителями подразделений ОВД МВД России.

Структура работы. Настоящая квалификационная работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из трёх глав, заключение и библиографический список.



Основная часть (выдержка)

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН-СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

1.1. Психологические особенности женщин как субъекта профессиональной деятельности

Сфера профессиональной деятельности – одна из важных областей человеческой жизни, где человек развивается как личность и индивидуальность, получая материальные и психологические средства для существования и самоосуществления. В профессиональной деятельности человек имеет возможности раскрыть и проявить свои способности, личностные качества, способствующие успеху в ней. Успешная деятельность позволяет добиться признания.

Рассмотрение проблемы психологических особенностей женщин как субъекта профессиональной деятельности тесно связано с такими терминами как «профессия», «профессионализм», «мастерство», «эффективность деятельности», «профессиональная карьера». Рассмотрим их кратко.

Термин «профессия» происходит из латинского и французского языков и имеет примерно такое значение «говорить публично», «объявлять», «заставлять» [33].

Все профессии обладают рядом общих особенностей, что позволяет представить определённую структуру трудовой деятельности. Е.А. Климов предлагает следующую структуру трудовой деятельности [27, с.12]: заданные цели, представления о результате труда; заданный предмет (исходный материал – не обязательно вещь, но и ситуация неопределённости, любая система, например социальная, знаковая, художественно – эстетическая и др.); система средств труда (в зависимости от предмета они значительно отличаются между собой); система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций); система прав; производственная среда, предметные и социальные условия труда.

При описании качеств субъекта труда в психологических исследованиях часто используются две важные характеристики: мастерство и профессионализм. К.К. Платонов мастерство рассматривает как свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, основанный на гибких навыках и творческом подходе. Для того, чтобы достичь мастерства в профессиональной деятельности, необходимо обладать значительными «стартовыми» возможностями: способностями, специальными знаниями, умениями., квалификацией, мотивацией [34].

В настоящее время понятие профессионального мастерства отождествляется с понятием «профессионализм», хотя мастерство более широкое понятие, т. к. это высший уровень профессиональных умений в определённой области, выражаемый как свойство личности, приобретённое с опытом.

Профессионализм также требует высокого качества и эффективности выполнения деятельности. При этом профессионализм выступает как своеобразная социально - профессиональная норма регуляции поведения и деятельности, накладывающая на субъект деятельности определенные обязательства, касающиеся качества и эффективности выполнения деятельности, отношения к своим обязанностям и партнерам по взаимодействию.

Показатели профессионализма – это наиболее характерные признаки проявления качественной деятельности специалистов [33].

Основными показателями профессионализма являются: экономичность, как эффективность использования временных психологических и энергетических ресурсов при выполнении производственной деятельности и как адекватность усилий, поставленной задаче; эстетичность, как соответствие деятельности канонам красоты и гармонии; технологичность, как владение современными приемами производственной деятельности, как возможность тиражирования, точность и продуманность операций, доведения их до автоматизма; соответствие нравственным принципам как осознание ответственности, высокого чувства, невозможности допущения брака [33, с. 26].

По теории профессионального соответствия Дж. Холланда люди выбирают профессию, которая в наибольшей степени соответствует их жизненным установкам, представлениям о желаемой работе и личностным качествам [41]. Чем больше степень соответствия между «профилем личности» и «профилем профессии», тем вероятнее, что человек добьется успеха, наибольшей эффективности и останется в этой сфере.

Говоря об эффективности, можно выделить как объективные, так и субъективные ее показатели [33]:

• объективные – продвижение по службе, заработная плата, уровень образования как свидетельство квалификации, стаж работы в должности и др.;

• субъективные – воспринимая эффективность со стороны самого работника, его коллег, начальников и подчинённых и удовлетворённость этой работой.

Эффективность деятельности «набирает обороты» в ходе профессионального обучения и накопления профессионального опыта. Человек может либо «подстраиваться» под имеющиеся каноны профессионализма или же внедрять новые, проявляя профессиональное творчество, и тем самым, перестраивая систему профессиональных требований под собственную индивидуальность.

Наилучшим вариантом является перенятый опыт у авторитетов, профессионалов в данной области, а затем выработка своей стратегии. В ходе длительного трудового стажа работника формируются отдельные функциональные системы и психические процессы человека. «При улучшении отношения к своей профессии, и всевозможных достижениях возникает мощным стимулом к дальнейшему развитию, что позволяет человеку достичь высоких результатов в своей работе» [8]. Постепенно развивается профессиональное мышление работника, складывается профессиональный тип личности с определёнными ценностными ориентациями, характером, особенностями профессионального поведения, общения и образа жизни. Это позволяет человеку делать свою профессиональную карьеру.

Психология успеха Дж. Холланда рассматривает карьеру как чувство личной гордости за свою профессиональную деятельность, свои достижения, в противовес внешней оценке успеха [41]. А также как индивид осознает, собственно суждения человека о трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворенность трудом, поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника [41, с. 153].

В теории профессионального самоопределения Д. Сьюпера, важной детерминантой профессионального пути и эволюции является его пред-ставление о своей личности - «профессиональная Я-концепция», в которой каждый человек воплощается в серии карьерных решений, профессиональных предпочтений. Тип карьеры – это попытка ответить на вопрос «Кто я». Профессиональные предпочтения и профессиональная компетентность, ситуации, в которой люди живут и работают, смысл и содержание их «Я-концепции» изменяются со временем и опытом.

Карьеру женщин Л.И. Щербич рассматривается как непрерывный процесс успешного продвижения по лестнице административной, профессиональной, имущественной и прочих иерархий с целью достижения желаемого статуса и соответствующего ему уровня «качества жизни» [45].

Как известно, женщины отличаются от мужчин во взглядах на критерии успеха в карьере. Для мужчин главное – продвижение по служебной лестнице, для женщин – психологический успех (статус места работы, статус названия организации, место рабочих встреч и внешний вид.) Женщины мотивированы на достижения без дополнительных стимулов. Лучше учась в школе, вузе женщины затем в профессиональной деятельности, как правило, добиваются меньших успехов в силу следующих факторов: личных (замужество, рождение детей); производственные обстоятельства (отношение начальника и коллег, а возможно, и самих женщин к собственным профессиональным успехам).

«Стремление женщин добиться успехов в работе воспринимается как утрачивание женственности или способ компенсации неудачи в личной жизни» [5].

Интересным является вопрос о женском лидерстве. Анализ литературы по рассматриваемой проблеме показал, что по поводу женского лидерства существуют следующие точки зрения:

A. Традиционная: (патриархатная): лидерство - мужское дело, поэтому женщины в роли лидера осуждаются;

Б. Эгалитарная: у женщин и мужчин – равные способности к лидерству, поэтому женщины-лидеры оцениваются по тем же критериям, что и мужчины;

B. Нетрадиционная: женщины, а не мужчины больше способны к лидерству.

На пути женщины, делающей карьеру, существуют следующие барьеры: культурные, образовательные, юридические, психологические М. Хорнер [28]. Они связаны с традиционным местом женщины в обществе – хранительницы семейного очага, а не покорительницы карьерных вершин. При приёме на работу и в продвижении по служебной лестнице, зачастую, на руководящие должности выдвигаются мужчины дискриминируя женщин. По мнению М. Хорнер, которое мы разделяем, психологический барьер проявляется в том, что мужчины не желают работать с женщинами – руководителями , да и женщины недооценивают свои возможности, боятся неуспеха, недостаточно знают о механизмах карьерного роста [28]. При этом женщины обладают равным и даже большим потенциалом для достижения успеха. Они демонстрируют высокую мотивацию достижений в нейтральных условиях. Для повышения мотивации необходимы социальные стимулы, связанные с принятием их группой. У женщин менее устойчива самооценка, можно выделить 4 фактора влияющих на её устойчивость: степень открытости во взаимоотношениях; реакция на обратную связь; стресс, связанный с близкими отношениями; защитные механизмы (компенсаторное поведение; стратегии самопрезентации и самоусиления) [39].

Женщины более открыты, чувствительны и уязвимы - они реагируют и на положительную, и на отрицательную обратную связь. Снижение самооценки обусловлено переживаниями, возникающими из-за ухудшения взаимоотношений с близкими людьми. Пониженный эмоциональный фон вызывает апатию, снижение работоспособности. Возможно поэтому, женщины заметно отстают от мужчин по уровню профессионального мастерства.

Противопоставление профессиональной и семейной женских карьер наиболее типично для России. По мнению О.А. Гаврилицы требования, которые предъявляют женщине семья и работа, во многом противоречивы. Это противоречие реализуется в том, что, как правило, семейная карьера связывается со статусом замужней женщины, а профессиональная – со статусом незамужней. Во-вторых, в нашей стране на современном этапе наблюдается тенденция возвращения к патриархальной семье, что так же ведет к изменению ожиданий со стороны общества относительно работающей женщины. Так, например, как отмечает Е.В.Титова, профессиональная деятельность женщин, с одной стороны, ведет к повышению жизненного уровня семьи, расширению ее социальных контактов. С другой стороны, способствуя развитию личности женщины, поднимая ее общественный престиж, обогащая духовную жизнь, профессиональный труд резко повышает роль женщины в семье и быту. Это, в свою очередь, содействует установлению равенства в семье, рациональному распределению и кооперации домашнего труда.

Патриархальная же модель семьи, по данным О.А. Раковской [38], не предусматривает такого положения женщины в семье, это часто приводит к психологическим трудностям и конфликтам между супругами. В первую очередь, это относится к семьям, где женщина успешно занимается своим профессиональным развитием. Женщина, зачастую, в такой обстановке ощущает себя некомфортно, выбитой из колеи. Поэтому, характеризуя ситуацию работающей женщины, экономисты, социологи, психологи употребляют такие определения, как «двойная нагрузка», «ролевой конфликт», «двойная карьера» и т.д. (Ю. Алешина, Е.В. Лекторская).

По результатам многочисленных исследований, посвященных психологическим особенностям женщин, выявлено, что женщины превосходят мужчин по тревожности, экстраверсии, доверчивости и особенно по заботливости. Нет существенных различий по социальной тревожности, импульсивности, активности, рефлексивности, локусу контроля и аккуратности [43]. То есть личностные качества женщин не могут рассматриваться как «худшие», относительно возможности профессиональной реализации, а потенциально женщины имеют такие же, как и мужчины способности, чтобы добиться успеха в карьере. Женщины как субъект профессиональной деятельности чаще пассивны в планировании условий карьеры, менее организованы на состязание, конкуренцию.

Что же касается использования логики, то женщины в равной мере с мужчинами используют рассуждение и размышление. При решении поведенческих задач мужчины опираются на логику, практическое мышление и память, а женщины на весь комплекс интеллектуальных способностей, ведущую роль в котором играет блок вербальных способностей, пространственное воображение, практическое мышление и память.

Женщины как субъект профессиональной деятельности более оптимистичны и чаще испытывают состояние работоспособности. При этом для женщины очень важно испытывать состояние значимости, т.е. социальное признание своих возможностей. В последние годы женщины всё больше стремятся к самостоятельности, независимости, свободе действий. В ценностных ориентациях возросло значение профессиональной карьеры и профессионального роста, что обусловлено изменившимися социально-экономическими условиями в стране. Соответственно важной жизненной ценностью для женщины является образование, которое нуждается в постоянном повышении и расширении кругозора. Формирование ценностных ориентации означает становление личности женщины как активного субъекта социальной действительности.

Особенно интересными в рассмотрении данного вопроса являются женщины – руководители.

По некоторым характерологическим, типологическим чертам, таким как: высокие коммуникативные способности; подчиняемость; исполнительность; дисциплинированность; самооценка; добросовестность; мотивация и др., эффективность выполнения мануальных операций, переносимость монотонии, более стабильный тип интеллекта, лучшая интенсивность, концентрация, распределение, устойчивость, переключаемость внимания и др. – женщины традиционно справляются лучше мужчин [12].

Альфонсо Монтаори, констатируя отличия в психологии мужчины и женщины, утверждает, что мужчины имеют тенденцию к независимости, тогда как женщины, ставят акцент на взаимозависимость. Из этого следует, что мужчины лучше работают в тех звеньях, где преобладают односторонние коммуникации, а женщины – там, где типичными выступают двусторонние коммуникации. Тот факт, что мужчины в большей мере ориентированы на контроль, а женщины – на взаимозависимость и взаимодействие с окружающим миром свидетельствует о том, что мужчин лучше назначать руководителями линейных подразделений, а женщин – начальниками функциональных служб.

Ставя вопрос об особенностях мужского и женского лидерства, мы склонны согласиться с той позицией, что принципиальных отличий в мужском и женском менеджменте нет, хотя есть некоторые особенности, обусловленные разницей психологической структуры личности у мужчин и женщин. В этом смысле интересны выводы Э.С. Чугуновой, сделанные в работе по выявлению различных ориентации у руководителей разного пола: мужчины, по сравнению с женщинами, более высоко ценят качества, обеспечивающие эффективность профессиональной деятельности организации взаимодействия в коллективе; руководители – женщины выше оценивают морально-нравственные качества и качества, определяющие интерактивную функцию общения. Э.С. Чугунова отмечает, что мужской стиль более эффективен либо в структурированных ситуациях и при простых задачах, либо в ситуациях с высокой степенью неопределенности, а женский стиль дает наибольшую эффективность в рутинных условиях.

Становясь лидером, женщина стоит перед выбором: остаться в рамках своей тендерной роли, что имеет наибольший успех в рутинных условиях, или сменить своё поведение на мужское. В последнем случае соответственно возникнет ролевой конфликт, который может вызвать снижение самооценки, неуверенность в себе, и, соответственно, ухудшение продуктивности работы [10]. Смягчению ролевого конфликта способствуют: реальные успехи женщин; выбор ими той области занятий и должности в тех организациях, где лидерская роль по стереотипу не слишком маскулизирована, а, скорее, андрогинна; демонстрация относительно фемининного лидерского стиля – демократического и ориентированного на взаимоотношения [10].

Как отмечает Т.В. Бендас есть третий путь - выбрать свой стиль, который по эффективности не будет уступать мужскому, но будет учитывать особенности личности женщины. Женщины – руководители более склонны к комбинированным стилям управления, отмечается смещение в сторону стилей управления таких как: фратернализм и партнёрство. Они выше оценивают морально-нравственные качества и качества, определяющие интерактивную функцию общения.

В исследовании Т. Молчановой выделены факторы, оказывающие влияние на эффективность работы: мотивация и опыт руководителя; отношения с вышестоящим руководством и подчинёнными. Чтобы рассмотреть эти факторы применительно к женщинам как субъектам профессиональной деятельности нужно выделить ряд их психологических особенностей.

В качестве мотивационного фактора активности женщин-лидеров также выступает модель – образ «женщины – лидера». Молчанова отмечает черты личности, присущие женщине – лидеру, это: общий стиль деятельности, общий стиль поведения – активная, деловая, уверенная, умеющая ориентироваться в ситуации, целеустремленная, ответственная; отношение к людям – доброжелательная, коммуникабельная, требовательная; волевые качества – волевая напористая, упрямая, терпеливая; качества ума – умная, образованная; эмоциональные качества – сдержанная, с чувством юмора. Чаще всего использует в качестве тактики регуляции конфликта – компромисс, а реже всего – приспособление. На втором месте по значимости называется тактика сотрудничества (Е. Пащенко). Это подчёркивает наличие доминантных черт характера. У женщины чаще отмечаются доброжелательные установки по отношению к партнёру по взаимодействию, они имеют более высокий положительный социометрический статус. Однако, применительно к женщинам – сотрудникам ОВД такие данные в настоящее время отсутствуют.

Анализ литературы по рассматриваемой проблеме показал, что очень популярна метафора о «стеклянном потолке»: невидимой, но реальной преграде, на которую наталкивается женщина, когда пытается достичь вершин успеха, так как существует устойчивый стереотип о том, что женщина не пригодна для лидерской роли. Он проявляется и в осуждении близких и друзей, и в том, что другие мужчины воспринимают их как конкурентов, и в скептическом отношении.

С. Волыд и К. Кэссел в своём исследовании установили, что недостаток власти и дефицит лидерства заставляет женщин прибегать к защитным стратегиям, названным ими «гендерным менеджментом»: сверх функционированию на работе (женщины больше времени проводят на рабочем месте); использованию специфически женских способов деловых переговоров с мужчинами (кокетство, лесть, принижение своих способностей), чтобы заставить мужчин работать; применению «маски»: женщины скрывают свою эмоциональную и личную жизнь, избегают говорить о детях, чтобы не получить ярлык менее эффективных работников, чем есть на самом деле и т. д.

В последние годы все больше внимания уделяется исследованию тендерных различий в отношении социального положения. Обнаружено, что женщины более гибки, проявляют больше ответственности и открытости по отношению к социальным обстоятельствам, больше заботятся о межличностных отношениях [12].

Как справедливо отмечает В.П. Багрунов [7], несмотря на равенство прав с мужчиной, женщине свойственны и «собственные женские особенности». Такие особенности проявляются и в труде: женщины более восприимчивы к внутреннему миру других людей, стремятся прислушиваться к мнению своих подчинённых, поощрять творческую инициативу и самостоятельность [7]. Их знание и учет в планировании и хозяйственном управлении позволяют, с одной стороны, создать более благоприятные условия для исполнения женщиной природных обязанностей материнства, а с другой – наилучшим образом использовать на производстве резервы человеческого фактора трудящихся женщин, составляющих большинство населения нашей страны.

Интересны образующие женской психологии, которые оказывают существенное воздействие на экономические характеристики трудовой деятельности (производительность, качество, экономия и др.) [19]. Женщины более коммуникативны, дисциплинированы, исполнительны, добросовестны, сконцентрированы, устойчивы и др.

Встречающаяся меньшая эффективность женщин как субъекта профессиональной деятельности, по мнению Т.В. Бендас, объясняется: влиянием стереотипов; мотивацией; отношением общества, выдвигающим препятствия на пути женщин к лидерству; ролевым конфликтом у женщины; методологическими проблемами.

Однако, тендерные стереотипы, связанные с закреплением профессиональных ролей, не учитывают реальной современной жизни, которая намного сложнее и многообразнее принятых весьма упрощенных моделей поведения мужчин и женщин. Эти стереотипы негативно сказываются на психологическом самочувствии мужчин и женщин и ограничивают возможности личностного развития женщин. Женщины зачастую плохо реализуют себя в профессиональной сфере, при этом мужчины испытывают стресс из-за повышенной ответственности за материальное обеспечение семьи и не реализуют себя в полной мере во внутрисемейной жизни.

Таков взгляд на особенности женщин, как на субъект профессиональной деятельности в целом. Интересным представляется рассмотреть вопрос об особенностях профессиональной деятельности женщин в силовых структурах, считавшихся до недавних пор, чисто мужскими сферами профессиональной деятельности.



Заключение (выдержка)

Концепция кадровой политики МВД России определила основные параметры работы с кадрами, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Их значимость и важность объясняются тем, что от уровня профессионализма и компетентности сотрудников ОВД, их профессиональной мотивации, готовности и способности стоять на страже закона в решающей степени зависит укрепление государственности, правопорядка, общественной безопасности и усиление борьбы с преступностью.

В связи с этим в настоящее время очень остро стоит вопрос кадрового наполнения органов внутренних дел. Одним из перспективных направлений решения данной задачи в современных условиях является комплектование ОВД, в том числе и женщинами.

Анализ литературы показал, что анатомические и физиологические особенности женщин не являются непреодолимой преградой для поступления на службу в органы внутренних дел. В тоже время по отношению соответствия психологических особенностей женщин требованиям службы в ОВД в проанализированной литературе единого мнения нет.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что психологические особенности женщин, в целом, соответствуют требованиям, предъявляемым к гражданам, поступающим на службу в органы внутренних дел и позволяют исполнять обязанности сотрудника органов внутренних дел с достаточно высоким уровнем успешности.

В ходе исследования изучалась мотивация поступления на службу, профессиональная направленность личности женщин, психологические особенности их личности во взаимосвязи с успешностью служебной деятельности.

Было обследовано 60 женщин-сотрудников ОВД.

Анализ результатов изучения мотивационной сферы позволил установить основные причины, побуждающие женщин поступать на службу в органы внутренних дел. Как оказалось, детерминирующим фактором является материальная заинтересованность и возможность избежать безработицы, получение социальных льгот, таких как раннее пенсионное обеспечение и бесплатное медицинское обслуживание. В меньшей степени – желание стать независимой и построить хорошую карьеру.

Для выявления содержательной стороны направленности личности, определения ценностных ориентации, было проведено обследование женщин-сотрудников ОВД с помощью модифицированного варианта методики изучения «ценностных ориентации» М. Рокича. Установлено, что женщины в ряду предпочтений выбирают ценности витального порядка такие как любовь, здоровье и другие, ценности профессиональной самореализации и эстетические ценности выбирают реже, а ценности личностной самоактуализации в ряду предпочтений отсутствуют вообще.

В ряду предпочтений женщин-сотрудников ОВД с высокой успешностью служебной деятельности чаще встречаются экзистенциональные ценности (широта знаний и общая высокая культура).

Изучение отношения к службе женщин-сотрудников ОВД показало, что 88% из опрошенных устраивает служба в ОВД и только 12% считают, что не полностью реализуют свои способности и их многое не устраивает в службе.

Таким образом, основными социальными факторами, влияющими на выбор женщин поступать на службу в ОВД, являются, прежде всего, социально-экономические факторы: высокий уровень безработицы в стране, недостаточное материальное обеспечение, наличие социальных и экономических льгот у сотрудников ОВД, возможность получения раннего и повышенного, по сравнению с большинством других категорий женщин, пенсионного обеспечения. Вместе с тем, следует отметить, что в современных социально-экономических условиях женщина, поступившая на службу в органы внутренних дел имеет определенные возможности в самореализации. Для нее открываются возможности служебной карьеры и повышения уровня образования, работа в коллективе и др.

В ходе исследования были изучены психологические особенности личности женщин-сотрудников ОВД и их связь с успешностью служебной деятельности.

По результатам исследования женщины-сотрудники ОВД в целом демонстрируют высокую готовность к сотрудничеству, активность в установлении контактов с людьми, склонность к добродушию, эмоциональному выражению. Они легко приспособляемы, щедры в личных отношениях, не боятся критики. Интеллектуальные способности женщин-сотрудников ОВД выражены на среднем уровне. Установлено, что женщины – сотрудники ОВД, успешные в служебной деятельности, имеют более высокую самооценку, а следовательно, и более высокий уровень притязаний в служебной деятельности. И вместе с тем, статистически достоверно, высокоуспешные в служебной деятельности женщины-сотрудники ОВД, демонстрируют более высокую тревожность, по сравнению с менее успешными женщинами-сотрудниками ОВД.

Кроме того, группа высокоуспешных женщин-сотрудников ОВД имеет более высокий уровень поведенческой регуляции и нервно-психической устойчивости, высокую адекватную самооценку и адекватное восприятие действительности. В то время как низкоуспешные женщины-сотрудники ОВД демонстрируют более высокие адаптивные и коммуникативные способности.

Ведущие карьерные ориентации женщин-сотрудников ОВД включают в себя ориентацию на «стремление к стабильности места работы», что подразумевает работу в организации, которая обеспечивает определенный срок службы, стабильные условия труда и заработную плату. Основными ценностями женщин-сотрудников ОВД являются широкие социальные мотивы: «работа с людьми», «служение человечеству», «желание сделать мир лучше, безопаснее».

Женщины-сотрудники ОВД в целом ориентированы на «интеграцию стилей жизни». Низкую значимость в структуре карьерных ориентации женщин-сотрудников ОВД имеют «предпринимательство», «профессиональная компетентность» и «менеджмент».

Результаты оценки особенностей копинг поведения показали, что женщины-сотрудники ОВД для преодоления стресса используют активную (ассертивные действия), просоциальную (вступление в социальный контакт, и поиск социальной поддержки) и непрямую (манипулятивные действия) стратегии поведения. При этом женщины-сотрудники ОВД, более успешные в служебной деятельности, чаще используют просоциальную стратегию копинг поведения - поиск социальной поддержки и вступление в социальный контакт.

У женщин-сотрудников ОВД проявляется ряд особенностей социального интеллекта, среди которых: установка на прогноз последствий поведения людей, на понимание вербальной и невербальной экспрессии человека, и установка на «схватывание» структуры и логики развития межличностных коммуникаций.

Среднеслабая выраженность интеллекта, в том числе социального, у испытуемых свидетельствует о том, что женщины-сотрудники ОВД испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что может усложнять осуществление профессиональной деятельности.

Факторная модель психологических основ успешности служебной деятельности женщин-сотрудников ОВД с высокой успешностью служебной деятельности включает в себя: коммуникативную компетентность; саморегуляцию; социальный интеллект с эмпатическими способностями; способность к логическому обобщению и тревожность.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что при проведении мероприятий профессионального психологического отбора с женщинами, изъявившими желание поступать на службу в ОВД, целесообразно оценивать группы качеств, которые определяют уровень коммуникативных возможностей, волевой (поведенческой) регуляции, социального интеллекта и тревожности.

Кроме того, проведенное исследование позволило оценить информативность и прогностическую валидность использованных в исследовании методик.

Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют о том, что психологические особенности личности женщин в целом позволяют им успешно выполнять служебные обязанности сотрудников ОВД. Дальнейшее направление исследований по данной проблеме может быть связано с определением оптимальных для женщин-сотрудников ОВД должностей и разработкой критериев профессионального психологического отбора.

Для повышения эффективности психологического обеспечения профессиональной деятельности женщин-сотрудников ОВД целесообразно реализовать следующие рекомендации. Практическим психологам ОВД МВД России использовать полученные в результате исследования выводы при проведении мероприятий индивидуального психологического сопровождения учебной и служебной деятельности женщин-сотрудников ОВД МВД России с целью повышения уровня успешности их служебно-профессиональной деятельности. Образовательным учреждениям МВД России включить в процесс преподавания курсантам и слушателям юридической психологии гендерный аспект, указывая на психологические особенности личности женщин-сотрудников ОВД в связи с успешностью их служебно-профессиональной деятельности.



Литература

1. Авдеев В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников ОВД экстремальных ситуациях. - М., МВД СССР, 1988, - 47 с.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 2002, т. 2. - 293 с.

3. Ананьев Б.Г.Комплексное исследование человека и психическая психодиагностика. - Вопросы психологии, 1968, №6.

4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т.- М., 1980.

5. Андреева Г.М. Принцип деятельности в построении системы социально-психологического знания./ЛЗестник МГУ. Психология, 1980, №4, с. 3-14.

6. Бабаева Л.В. Женщина в России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь.//Рос. общ. научн. доклады, Вып. №34, М., 2006, - 204 с.

7. Багрунов В.П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека. Автореферат дисс. .канд. психол. - Л.: Наука, 1981, С. 52-53.

8. Бакеев В.А. Социально-психологические аспекты перестройки управления в органах внутренних дел. - М., 2009.

9. Безносов СП. Профессиональная деформация личности. - СПб., 2014, -271 с.

10. Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства. - Ориенбург, 2010.

11. Боровиков В.П., Боровиков И.П. STATISTIKA - Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. - М., 2007.

12. Вайсман А.И. с соавт. Психофизиологический профессиональный отбор водителей автомобилей. - Гигиена труда и профессиональные заболевания, 2011,№4, - 16 с.

13. Васильев В.Л. О формировании психологической культуры правоведа. // Вестник Балтийской педагогической академии. Вып. 29, 2012.

14. Васильев В.Л. Юридическая психология. 3-е изд. - СПб., 2013. - 624 с.

15. Виноградова Т.В., Семенова В.В. Сравнительные исследования познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и соци-альных факторов. //Вопросы психологии. №2, 2013. – С.25-29.

16. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Стратегии и модели преодолевающего поведения. // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. - СПб.: Речь, 2011.- С.311-322.

17. Волков А.А. Психологическая подготовка сотрудников ОВД и ее практическое значение в повышении их профессионального мастерства. – М., 2006, -79 с.

18. Геллерштейн С.Г., Коган В.М., Шпигель Ю.Н., Шпильрейн И.Н. Руководство по психотехническому отбору. Ред. Шпильрейн И.Н., - М.-Л.: Гос. изд-во, 2009, - 376с.

19. Горчакова В. Г. Психология женщины-профессионала. Дисс. докт. псих, наук. - СПб.: СпбГУ, 2000, -22с.

20. Гоштаутас А. Методика М. Рокича для выявления ценностных ориентаций. //Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - Л., 2009, С. 208-209.

21. Гуревич К.М. Тесты интеллекта в психологии //Вопр. психологии.-1980,- № 2, С. 53-64.

22. Додонов Б.И. Эмоциональные типы, типичность и гармоничное развитие личности. //Вопросы психологии.- 2008,- Т 3, С. 21-31.

23. Завьялова Е.К. Социально-психологическая адаптация женщины в современных условиях (профессионально-личностный аспект). - Дисс. докт. псих, наук.-19.00.05, - СПб, 2008, -294с.

24. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие. - Екатеринбург, 2013, - 279 с.

25. Иванова Е.М. Технология психологической оценки профессионала. // Вопросы психологии. - 2011, №4, С. 35-42.

26. Ильин Е.П. Дифференциальная психология мужчин и женщин. - СПб.: Питер, 2013.

27. Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии. //Вопросы психологии, 2004, №4, С.12-28.

28. Кузина Р.Х. Психологические основы профессиональной деятельности военнослужащих женщин. //Диссертация кандидата психологических наук.-СПб., 2001.

29. Леонтьев А.Н. О формировании способностей. //Вопр. психологии.-1990,-№1, С. 7-20.

30. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Изд-во полит, лит-ры, 1975,-304 с.

31. Маклаков А.Г. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» / Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации: Методические рекомендации. - М., 2004, С. 164-174.

32. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. - СПб.: Речь, 2004.

33. Основы общей и прикладной акмеологии. // Уч.пособие: РАГС, 1995.

34. Платонов К.К. Проблемы способностей. - М., 2012, - 312 с.

35. Пряхина М.В.Социально-психологические установки в профессиональной деятельности сотрудников ОВД. //Диссертация кандидата психологических наук. - СПб., 2011.

36. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел. /Методическое пособие. - М., 2013.

37. Психологические особенности служебной деятельности женщин-сотрудников ОВД. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyc**gyland.ru/fims-666-1.html

38. Раковская О.А. Социальная трансформация. - М., 2014.

39. Реан А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией. // Вопросы психологии, 1988, №1.

40. Сергачева О.В. Психологические особенности женщин-кандидатов, поступающих на службу в органы внутренних дел. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cybe**inka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-zhenschin-kandidatov-postupayuschih-na-sluzhbu-v-organy-vnutrennih-del

41. Толстая А.Н. Управление карьерой в организациях. //Псих, управление. Уч. пос. /Под ред. А.В.Федотова. - ЛГТУ, 2001, С.49-62.

42. Укке Ю.А. Разработка психологических проблем профессиональной ориентации в США. /Вопр.псих., 1971, N1.

43. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. -СПб.: Речь, 2013.

44. Щелкунова М.В. Статус женщины-полицейского: история и современность. /Учебное пособие. - М., 2012.

45. Щербич Л.И. Карьера женщины: ее смысл и значение.// Соц. феминология. - Самара: из-во «Самарский ун-т», 2007, С.49-58.



Примечания

Работа проходит антиплагиат Форматы: Word

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 79
2300 p.
Не подошла эта работа?

Закажите написание авторской работы.
С нами работают более 500 авторов.
Средний балл наших работ: 4,87
Пишем студенческие работы с 2010 года.
Мы помогли 310593 студентам.
X
X