ВВЕДЕНИЕ….5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ…9
1.1 Психолого-педагогические подходы адаптации детей к дошкольной образовательной организации…9
1.2 Характеристика современных подходов к понятию «взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовании»….17
1.3 Содержание организации взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей к дошкольной образовательной организации …26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К МБДОУ «САЛАУССКИЙ ДЕТСКИЙ САД»….36
2.1 Организация и методы исследования ….…36
2.2 Разработка и апробация программы совершенствования взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей….47
2.3 Результаты реализации программы совершенствования взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей….54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….65
ПРИЛОЖЕНИЯ….72
Актуальность темы. Необходимое условие успешной адаптации лежит в сотрудничестве педагогов и родителей, уважительном отношении друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Активная совместная работа педагогов и родителей во время адаптации детей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. С целью обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) используется активные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к участию в педагогическом процессе и в жизни детского сада.
Современная семья играет одну из основных ролей в формировании личности ребенка и развитии его психологических качеств. В семье дети получают первый опыт общения, учатся нравственности, формируют свой характер, расширяют свои знания и укрепляют свои жизненные принципы. Важное значение имеют отношения между педагогами и родителями: успешное взаимодействие способствует благоприятному развитию интересов ребенка, в то время как неблагоприятные отношения могут негативно сказаться на его развитии. Работа родителей и педагогов в интересах ребенка эффективна только в случае, если они выступают в роли союзников, что позволяет им лучше понять ребенка и видеть его в различных ситуациях. Поэтому ключевой задачей образовательных учреждений является установление позитивных отношений между педагогами и родителями, создание новых методов взаимодействия с родителями для распространения педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и рассмотрение опасностей негативных отношений в семье.
Современное образование признает важность сотрудничества между педагогами и родителями в процессе адаптации детей к дошкольному учреждению. Адаптационный период играет решающую роль в формировании будущей личности ребенка и его успешной социализации. В связи с этим взаимодействие педагогов и родителей становится ключевым фактором смягчения стресса и обеспечения комфортной адаптации детей.
Педагоги и родители имеют различные, но важные роли в процессе адаптации детей к дошкольной образовательной организации. Педагоги обладают профессиональными знаниями и опытом, которые позволяют им создать благоприятную образовательную среду, где дети могут чувствовать себя уверенно и безопасно. Родители, в свою очередь, выступают важными опорами для детей, они обладают информацией о ребенке, его потребностях и особенностях, что помогает педагогам адаптировать программу под ребенка.
В основе успешной адаптации детей к дошкольной образовательной организации является эффективное взаимодействие педагогов и родителей. Принципы взаимодействия включают в себя взаимное доверие, уважение и понимание. Для успешной адаптации детей важно, чтобы обе стороны были открыты для обсуждения проблем и поиска совместных решений. Поэтому тема изучения современных подходов к взаимодействию педагогов и родителей в период адаптации детей к дошкольной образовательной организации является актуальной.
Степень разработанности темы: большой вклад в отечественной науке в изучение проблем адаптации детей раннего возраста внесли Л.В. Белкина, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.Д. Ватутина, А.В. Петровский, которые рассматривают необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей, создания условий для повышения взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей к образовательной организации.
Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: современные подходы к организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и родителей в период адаптации детей.
Цель исследования: систематизировать теоретические основы изучения современных подходов к взаимодействию педагогов и родителей в период адаптации детей к дошкольной образовательной организации и осуществить экспериментальную работу по совершенствованию организации взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей к МБДОУ «Салаусский детский сад».
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы современных подходов к взаимодействию педагогов и родителей в период адаптации детей к дошкольной образовательной организации.
2. Рассмотреть психолого-педагогические подходы адаптации детей к дошкольной образовательной организации.
3. Дать характеристику современных подходов к понятию «взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовании».
4. Изучить содержание организации взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей к дошкольной образовательной организации.
5. Провести экспериментальную работу по организации взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей к МБДОУ «Салаусский детский сад».
6. Дать описание организации и методов исследования.
7. Разработать и апробировать программу совершенствования взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей.
8. Представить результаты реализации программы совершенствования взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, обобщение педагогического опыта, тестирование, анкетирование, методика, «Взаимодействие с родителями воспитанников» (О.В. Черкасовой).
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Психолого-педагогические подходы адаптации детей к дошкольной образовательной организации
В научной терминологии начал был положен немецким ученым Г. Аубертом в 1865 году, когда понятие "адаптация" стало означать способность организма приспосабливаться к изменчивым условиям окружающей среды. Позднее данный термин приобрел значение процесса, позволяющего организму успешно адаптироваться к новым требованиям и условиям окружающей среды. Н.С. Ежкова отметила, что понятие "адаптация" объединяет знания различных систем и помогает создавать целостные теории, объединяющие объекты исследования из различных научных областей.
А.В. Петровский определял адаптацию как непрерывный процесс приспособления организма к постоянно изменяющимся условиям существования, который осуществляется через системные реакции организма на разнообразные воздействия окружающей среды. Согласно ученому, процесс адаптации всегда сопровождается формированием определенной функциональной системы организма .
Г. Селье исследовал адаптацию с точки зрения психологии и ввел понятие общего адаптационного синдрома, который, по его мнению, является основой процесса адаптации. Под этим синдромом понимался комплекс реакций, возникающих в организме под воздействием различных стрессовых факторов и обеспечивающих приспособление организма к новым условиям.
С.Л. Рубинштейн исследовал адаптацию с учетом личности. Он отмечал, что личность - это не просто существо, приспосабливающееся к окружающей среде, а человек, способный выделить себя из своего окружения и установить с ним новые, осознанные связи. Ученым было предложено понятие "способ существования", как особый способ взаимодействия личности с миром. Таким образом, адаптация для него представлялась как способ существования, предназначенный для построения жизненных отношений.
Я.Л. Коломинский объяснял адаптацию как оптимальное взаимодействие между личностью и окружающей средой с целью достижения позитивного духовного благополучия. Если личностные ценности не совпадают с социальной ситуацией, это может вызвать конфликт, который человек стремится преодолеть через мыслительную и трудовую активность. Следовательно, адаптация может быть классифицирована как биофизиологическая и социально-психологическая .
В области гуманитарных наук постепенно сформировался подход, сосредоточивший внимание на социальной адаптации, включающий основные аспекты приспособления личности к изменяющимся условиям социальной среды. Важно отметить, что социальная адаптация, согласно Т.А. Куликовой, описывается различными терминами: социальная адаптация, социально-психологическая адаптация, социально-психическая, культурная, социально-культурная, коммуникативная, речевая адаптации. Эти понятия взаимосвязаны по содержанию и их интерпретация зависит от дисциплины, с позиции которой они рассматриваются.
Изучение трактовок понятия "адаптация", представленных учеными в различных областях науки, позволяет определить, что адаптация в целом представляет собой взаимодействие личности или группы с социальной средой, при котором происходит интеграция этой личности или группы в социальную среду. Процесс адаптации включает в себя разрешение проблем взаимодействия личности или группы с другими людьми, группами или обществом, а также изменение самой социальной среды. Успешность или адаптации зависит от способа, которым она осуществляется. Адаптация также представляет собой процесс развития личности человека, поскольку в процессе адаптации формируются его способности быстро ориентироваться в изменяющихся условиях жизни и осознанно применять знания и навыки для наилучшего удовлетворения своих потребностей и целей. Процесс адаптации может продолжаться от 2 недель до 3-4 месяцев. У детей после длительных перерывов процесс адаптации может начаться заново.
При организации взаимодействия между дошкольным учреждением и семьей, необходимо акцентировать внимание на развитии личности родителей и формировании их методов воспитания. Задача дошкольного учреждения заключается не в замене семьи, а в обогащении ее педагогическими практиками, накопленными в области дошкольного образования.
Взаимодействие педагогов и родителей представляет собой установление гармоничных связей между семьей и детским садом, где действия одной стороны всегда сопровождаются соответствующими действиями другой стороны. Взаимодействие между педагогами и родителями предполагает взаимную поддержку, уважение и доверие. Педагог должен учитывать условия семейного воспитания, а родители – условия воспитания в детском саду.
Исследование было проведено на базе - МБДОУ "Салаусский детский сад". В исследовании приняли участие 23 родителя и 6 педагогов.
Исследование проходило в несколько этапов:
Констатирующий этап: на данном этапе была проанализирована практика развития взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей дошкольного возраста к ДОО; проведена первичная диагностика уровня адаптации детей к ДОО.
Формирующий этап: на данном этапе была разработана и апробирована программа реализации форм взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОО.
Контрольный этап: на данном этапе была проведена контрольная диагностика уровня адаптации детей раннего возраста к ДОО, позволяющая оценить эффективность реализации форм взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации к ДОО.
Анализ опыта взаимодействия педагогов с родителями детей на этапе адаптации в дошкольном учреждении МБДОУ "Салаусский детский сад" показал, что используются традиционные методы работы с родителями, индивидуальные, так и групповые, приглашение родителей на занятия, педагогические часы и совместные праздники, могут облегчить период адаптации детей к учреждению, однако отмечается, что современные инновационные подходы к взаимодействию педагогов с родителями детей на этом этапе практически не применяются в упомянутом учреждении.
Для исследования использовались следующие методы: Анкета Г.В. Брюхановой на определение уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) организацией взаимодействия с педагогами образовательной организации «Если честно?». Анкета В.Ф. Ряховского на определение уровня общительности педагога с родителями., анкетирование родителей и наблюдение.
По результатам анкеты Г.В. Брюхановой для определения уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) организацией взаимодействия с педагогами образовательной организации «Если честно?», можно сделать вывод, чтополовина родителей (50%) полностью удовлетворены качеством работы сотрудников дошкольной образовательной организации, но другая половина родителей группы не удовлетворены работой педагогов либо удовлетворены частично, что говорит о том, что в дошкольной образовательной организации необходимо проводить работу по организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. По результатам анкеты В.Ф. Ряховского можно сделать вывод, что у педагогов детского сада достаточно высокий уровень коммуникабельности в процессе организации взаимодействия с семьями воспитанников.
Из результатов примененных методов можно заключить, что существующий подход к взаимодействию педагогов дошкольного учреждения с семьями детей нуждается в улучшении и дополнениях в отношении отсутствия нестандартных методов взаимодействия и разнообразия проводимых мероприятий.
На формирующем этапе исследования была разработана и апробирована программа "Сотрудничество" для улучшения процесса адаптации детей к дошкольному учреждению через сотрудничество между педагогами и родителями. В ходе разработки программы использовались как традиционные, так и инновационные методы взаимодействия, такие как использование информационных стендов, мессенджеров и личное общение. Цель программы включает различные задачи, такие как содействие, сотрудничеству между педагогами и родителями, повышение осведомленности родителей о детском периоде и стимулирование их активного участия. Программа также включает инновационные формы взаимодействия, такие как социологические срезы, совместный досуг и различные мероприятия для информирования и обучения родителей о воспитании детей раннего возраста.
На контрольном этапе была проведена дополнительная оценка путем повторного использования анкеты Г.В. Брюхановой для измерения удовлетворенности родителей взаимодействием с педагогами дошкольной образовательной организации "Если честно?". Результаты этой диагностики показали увеличение количества родителей, высоко оценивающих работу педагогов. Также заметно снижение числа родителей, выражающих удовлетворенность на среднем и низком уровнях. Эти изменения указывают на позитивную динамику в оценке работы педагогов и взаимодействии со семьями в данной организации. Результаты опроса педагогов В.Ф. Ряховского свидетельствуют о высокой коммуникабельности всех педагогов и успешном взаимодействии с родителями в процессе обучения и воспитания детей. Обобщенные результаты оценки эффективности взаимодействия педагогов с родителями маленьких детей на проверочной стадии свидетельствуют о повышении эффективности этого взаимодействия. Наблюдения показали увеличение активного участия родителей в жизни группы, в поддержке педагогов в организации мероприятий для детей и участия в совместной деятельности с детьми и педагогами.
Таким образом, полученные данные подтверждают эффективность предложенной программы взаимодействия педагогов с родителями в процессе адаптации детей в дошкольные образовательные учреждения.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 28.02.2025 (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.03.2025)). // Собр. Законод. РФ. 2012. № 273. Ст. 301.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // Гарант: [сайт]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения 27.12.2024).
3. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н. В. Соколовская. — Волгоград: Учитель, 2022. -188 с.
4. Ахунова Л.Ю. Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях / Л. Ю. Ахунова, И. Г. Боронилова // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации : сб. ст. IV Всерос. студ. науч.-практ. конф. – Орехово-Зуево, 2023. – С. 37-40.
5. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2011. 464 с.
6. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 1. - С. 82-92.
7. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 170 с.
8. Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО / В.Н. Белкина, Л.В. Белкин. - Воронеж: Учитель, 2022. - 236 с.
9. Божович, Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.Н. Божович. - М.: Проспект, 2019. - 414 с.
10. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста.— М, 2005 №3.
11. Буранова Ш. Педагогические требования организации успешной адаптации детей к дошкольной образовательной организации // Мактабгача таълим журнали. – 2021. – № 3.
12. Байдаулетова К.С. Детский сад и семья: современные грани взаимодействия / К. С. Байдаулетова, Н. Ю. Митрофанова И. В. Баранова // Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы, инновации развития : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Сургут, 2024. – С. 12-14.
13. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 218 с.
14. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад М.: Просвещение 2013 г 80 с.
15. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: пособие для воспитателей детского сада / под ред. Л. И. Каплан. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.
16. Волошина, Л.Д. Современная воспитательная система детского сада / Л.Д. Волошина, Л.И. Кокунько // Дошкольное воспитание. - 2020. - № 3. - С. 12-17.
17. Волошина Т. В., Осьмак Е. М. Факторы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения // День дефектологии. 2022. № 1. С. 55–61.
18. Венгер, Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению (старший дошкольный возраст) / Л.А. Венгер. – Москва // Психология дошкольника : хрестоматия : для студентов средних педагогических заведений / Сост. Г.А. Урунтаева. – Москва : Академия, 2007. – С. 351-357.
19. Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях / А. Н. Александрова, И. М. Баранцева, О.А. Серикова [и др.] // Интернаука : электрон. науч. журн. – 2023. – № 12(282). – С. 21-22.
20. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 281 с.
21. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердеева. - Ростов н/Д: Феникс, 2021. - 192 с.
22. Гребенкина Н.В. Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях / Н. В. Гребенкина, В. А. Астапова, С. Б. Кучеренко // Молодой ученый. – 2023. – № 10 (457), ч. 4. – С. 213-215.
23. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. О. Гонина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 460 с.
24. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2019. 120 с.
25. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 266 с.
26. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин.-3-е изд. Санкт- Петербург [и др.]: Питер, 2020. – 176 с.
27. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. А. Дубровская [и др.] ; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 179 с.
28. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 183 с.
29. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2015. – 79 с.
30. Иванова, И. В., Социально-психологическая адаптация детей мигрантов и беженцев : учебно-методическое пособие / И. В. Иванова, В. А. Макарова. — Москва : Русайнс, 2022. — 152 с.
31. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ / Н.В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2022. - 112 с.
32. Каравдина А.Ю. Педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации // Инновационное образование глазами современной молодежи : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Е. В. Гнатышиной, Л. Р. Салаватулиной. – Челябинск : Библиотека А. Миллера, 2023. – С. 128-130.
33. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей: книга для учителя. М.: Просвещение, 2008. 190 с.
34. Коломинский Я. Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов.— 2-е изд., доп.— М.: Просвещение, 1986.—223 с.
35. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учеб. для СПО [Текст] / Г. М. Коджаспирова // 4-е изд. перераб. И доп. - М.: Изд – во Юрайт, 2020. – 719 с.
36. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2019. 232 с.
37. Коротаева, Е. В. Основы педагогики взаимодействий: теория и практика: монография / Е. В. Коротаева – Екатеринбург: Изд. УрУПУ, 2013. – 203 с.
38. Козлова А. В. Работа на ДОУ с семьей / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина – М.: Сфера, 2004. – 112 с.
39. Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 96 с.
40. Левченко Е.А. Формирование партнерских отношений с семьями воспитанников в условиях реализации программы воспитания / Е. А. Левченко, Д. С. Миллер // Педагогический поиск. – 2022. – № 7. – С. 20-24.
41. Максимкина Н.Г. Методы активизации родителей, вовлечение их в образовательную деятельность, создание образовательных проектов совместно с семьёй / Н.Г. Максимкина, Е.В. Пыхова // Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности : материалы X Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. И.В. Гороховой, М.Н. Филиппова. – Коломна, 2022. – С. 117-122.
42. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика : учебник для вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общей редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 411 с.
43. Милославова И. А. Адаптация как социально-психологическое явление / под ред. Б. Д. Парыгина // Социальная психология и философия. 2003. № 2. С. 11-120.
44. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2023. 200 с.
45. Осокина О.С. Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях / О. С. Осокина, А. А. Космачева // Преемственность в образовании. – 2022. – № 33 (11). – С. 167-172.
46. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений 28-е изд. Мир и образование 2021 г – 1376 с.
47. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Владос, 2003. – 172 с.
48. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для вузов / А. С. Обухов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 422 с.
49. Петровский А. В., Психология. М.: Академия, 2020. 512 с.
50. Пихтулова М.Ю. Методы активизации родителей // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития, Москва, 30 января-20 марта 2022 г. – Москва : Директ-Медиа, 2022. – С. 74-77.
51. Петрова, О. А. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения : учебное пособие для среднего профессионального образования / О. А. Петрова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 224 с.
52. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2‒4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2004. – 72 с.
53. Ройф Т.Г. Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия детского сада и семьи / Т. Г. Ройф, О. А. Бояджи // От развивающего обучения к развитию человека : сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. – Майкоп, 2023. – С. 234-237.
54. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – Москва : Прогресс, 1992. – 127 с.
55. Светлов, В. А. Конфликтология : учебник для вузов / В. А. Светлов, В. А. Семенов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 351 с.
56. Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. — 366 с.
57. Социализация детей в дошкольном возрасте. Учебное пособие / Под ред. С. А. Козловой. М. : Юрайт. 2022. 195 с.
58. Терёхина О. А., Богословская В. С. Здравствуй, детский сад: психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению. – Мозырь: Белый ветер, 2006. – 91 с.
59. Тихонова О.И. Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи // Актуальные исследования. – 2024. – № 27, ч.2 (208). – С. 83-86.
60. Харькова Е.А. Работа с родителями на современном этапе в условиях реализации ФГОС ДОУ // Педагогическое призвание : сб. ст. III Междунар. проф.-метод. конкурса : в 6 ч., Петрозаводск, 28 февраля, 2021 г. – Петрозаводск : Междунар. центр научного партнерства «Новая наука», 2021. – С. 374-382.
61. Шапиева А.С. Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях / А. С. Шапиева, М. А. Абдурахманова // Построение системы партнерских отношений с родителями как способ повышения эффективности образовательного процесса : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Махачкала, 2023. – С. 175-183.
Дипломная работа:
Игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста (на примере МБДОУ «Балтасинский детский сад № 3 общеразвивающего вида»)
Дипломная работа:
Психологическое консультирование родителей по вопросам адаптации детей к детскому саду
Курсовая работа:
Роль семьи и дошкольной образовательной организации в обеспечении психологической безопасности детей
Дипломная работа:
Организационно-педагогические условия успешной адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении
Дипломная работа:
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями