8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Хьюстон
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Иностранные языки

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ТИПОЛОГИИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА - Дипломная работа

Тип: Дипломная работа
Раздел: Иностранные языки
Страниц: 67
Год: 2019

Содержание

Введение….4

Глава I. Проблема слова в отечественном и зарубежном языкознании.6

1.1 Понятие слова и его функции…6

1.2 Понятие словообразования, синхронный и диахронный подходы….10

1.3 Типология языков как особый раздел языкознания….12

1.4 Методы типологического анализа….21

Выводы по главе I….17

Глава II. Типология словообразования в английском, русском, французском языках….19

2.1 Типология безаффиксального словообразования в английском, русском, французском языках….19

2.2 Типология средств словопроизводства в английском, русском, французском языках….23

2.3 Типология словосложения в английском, русском, французском языках…. 31

Выводы по главе II…. 41 Глава Ш. План-конспект проведенного открытого урока….43

Выводы по главе III….….52

Заключение…54

Список литературы….56

Приложение 1…62

Приложение 2…63

Приложение 3…65

Приложение 4…66

Дипломная работа:
Лингвострановедческий метод обучению английскому языку

Дипломная работа:
МЕТОДЫ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ДЕТСКИХ САДАХ

Введение (выдержка)

Язык постоянно развивается, совершенствуется, имеет прошлое, настоящее и будущее. Обогащение и пополнение словарного запаса - признак развития языка, проявление его динамичного характера. Словарный состав непрерывно изменяется, соответствуя языковым законам. С развитием общественных сфер жизни появляются новые предметы, явления, они становятся новыми словами и значениями.

Вопрос появления и употребления слов всегда интересовал лингвистов, особенно сейчас, когда раскрепощенность языка стала характерной чертой, и как в следствие появляются всевозможные новообразования. Его исследовали такие ученые, как: Виноградов В.В., Зятковская Р.Г., Каращук П.М., Кубрякова Е.С., Мешков О.Д., Арнольд. И.В. и др.

Объектом исследования данной работы являются словообразовательные системы в английском, русском, французском языках.

Предмет исследования– различные способы словообразования английского, русского и французского языков.

Цель исследования данной работы – изучение и выявление способов использования сравнительной типологии словообразовательных систем в преподавании английского языка.

Задачи исследования следующие:

1. Рассмотрение понятий слова и словообразования,

2. Определение понятия типология и методов типологического исследования,

3. Изучение способов словообразования английского, русского и французского языков, их сравнение,

4. Анализ проведенного открытого урока по теме работы.

Методы, используемые в работе: анализа литературы; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; сравнение; теоретический анализ и синтез, аналогия, классификация.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для ознакомления учащихся с английским и французским словообразованием.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и четырех приложений.

Введение раскрывает актуальность, определяет тему, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе рассматриваются понятия слова и словообразования, типологии, методы типологического исследования. Во второй главе рассматриваются способы словообразования в русском, английском и французском языках. Третья глава посвящена анализу открытого урока. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Дипломная работа:
ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Дипломная работа:
РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ В ЯЗЫКЕ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ПРЕССЫ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Основная часть (выдержка)

Глава I. Проблема слова в отечественном и зарубежном языкознании

1.1 Понятие слова и его функции

Проблема слова в языкознании еще не всесторонне изучена, его понимание менялось с ходом истории. Структура слова неоднородна в разных языках и на разных стадиях его развития [Виноградов 1972, с.17]. Лингвисты не дают точные определения слова или полное описание его структуры, указывая лишь некоторые внешние, фонетические или внутренние, грамматические или лексико-грамматические признаки. При таком одностороннем подходе к слову выявляется противоречивость его структуры и общее понятие слова делится на множество разновидностей, различаются "слова фонетические", "слова грамматические", "слова лексические".

Лингвистический энциклопедический словарь под редакцией В.Н.Ярцевой определяет слово, как «основную структурно-семантическую единицу языка, служащую для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающую совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка. Характерные признаки слова — цельность, выделимость и свободная воспроизводимость в речи» [Ярцева 1990, с.465].

Ф.Ф. Фортунатов определяет слово так: «Всякий звук речи, имеющий в языке значение отдельно от других звуков, являющихся словами, есть слово. обыкновенно. слово состоит из нескольких звуков речи, т.-е. представляет известный комплекс звуков речи, который имеет в языке значение отдельно от других звуков и звуковых комплексов, являющихся словами» [Фортунатов 1956, с.132].

Здесь, прежде всего, логически «кричит» внесение определяемого понятия в само определение (являющихся «словами»). Этот грубый промах со стороны великого ученого характеризует одновременно 3 вещи: 1) трудность вопроса, 2) неверность метода, избранного им в данном случае и приведшего к промаху и 3) гениальность интуиции, позволившую ему все-таки схватиться за самую суть явления [Пешковский 1925, с.133].

A.Норейн трактовал понятие слова следующим образом : «Это независимая морфема, которую наше языковое чутье воспринимает как целое по звуку и значению, так что она или ощущается неделимой на более мелкие морфемы (например, здесь, почти, там), или - в случае, если это можно сделать, - она воспринимается независимо от значения этих более мелких, составляющих ее морфем». В этом случае, как он считал, «не думают или не хотят думать о значении его составных частей и это определение чересчур шатко» [Норейн1879, с.23]. Кроме того, под его определение не подходят служебные слова, но подходят целые словосочетания. Легче грамматически понимать слово как предельный минимум предложения. «Слово есть один из мельчайших вполне самодовлеющих кусочков изолированного "смысла", к которому сводится предложение,» - делает вывод Сепир [Сепир 1934, с.28]. Но далеко не все слова соответствуют этой формуле, так как существует «очень много слов, которые являются только морфемами, и морфем, которые иногда еще являются словами» [Вандриес 1937, с.178]. Они могут выражать и конкретное понятие, и абстрактное, и общую идею отношения и законченную мысль. Но разница между словами и морфемами как будто проявляется в том, что только слово способно более или менее свободно двигаться в пределах предложения, а морфемы, входящие в состав слова, обычно неподвижны. Способность слова передвигаться и менять место в предложениях различается в разных языках. Следовательно, и этот критерий самостоятельности слова очень неустойчив. «В таких языках, как, например, русский, слово отличается от морфемы тем, что невозможно вставить другое слово или словосочетания внутрь одного и того же слова. Но все эти признаки имеют различную ценность по отношении к разным категориям слов»[Виноградов 1938, с.18]. Таким образом, и с грамматической, и с лексико-семантической точек зрения обнаруживается разнообразие типов слов и отсутствие общих устойчивых свойств в них. Не все слова могут быть названиями, также как и не все являются членами предложения.

В системе языка слово- форма отношений между морфемами и предложениями, являющимися основными функциональными единицами речи. Оно есть «нечто определенным образом оформленное, берущее то побольше, то поменьше из концептуального материала всей мысли в целом в зависимости от "духа" данного языка» [Сепир 1934, с.26]. Эта формула удобна своей широтой и расплывчатостью. Под нее подходят самые далекие грамматические и семантические типы слов: и слова-названия, и формальные, связочные слова, и междометия, и модальные слова. Этой формуле не противоречит и употребление морфем в качестве слов. Например, у Белинского: «Между русскими есть много галломанов, англоманов, германоманов и разных других "манов»[Белинский 1844]. В русском переводе (Н.А. Шишмаревой) романа Ч. Диккенса "Наш общий друг": «Насколько ему известно, он вовсе не расположен к централизации да и вообще к какой бы то ни было изации» [Диккенс 1864].

Общепризнанный тот факт, что самая главная функция слова- номинативная, или дефинитивная, т.е. оно является средством обозначения. В этом случае, слово- простой знак. Если оно является средством логического определения, тогда оно - научный термин. Не трудно заметить, что не у всех типов слов есть номинативная функция: ее нет у служебных слов, так как у них преобладают грамматические значения и отношения, у междометий и так называемых "вводных" слов.

С коммуникативной функцией речи связывают переход от номинативной функции словесного знака к семантическим формам самого слова. В процессе речевой коммуникации вещественное отношение и значение слова различны. Оно особенно ощущается, когда слово не называет предмета или явления, а образно его характеризует (например, баба - по отношению к мужчине, шляпа - в переносном значении и т.п.). В данном случае слово- это система форм и значений, соотносительная с другими смысловыми единицами языка.

Остальные функции, выполняемые словом: 1) указательная (слово может не называть предмет, а лишь указывать, этой функцией обладают местоимения и местоименные наречия), 2) экспрессивно-оценочная (есть у знаменательных слов (умница, задавака), модальных слов(безусловно, несомненно, по-видимому), междометий (ах, ох, батюшки, тсс), 3)организация связной речи(служебные слова), 4) обобщающая( объединение всех однотипных явлений в один класс, его называние), 5) идентифицирующая(имена собственные, термины), 6) строительная(слова являются единицами, из которых строятся словосочетания и предложения)[Пустошило 2011, с.12].

«Язык обогащается вместе с развитием идей, и одна и та же внешняя буквенная оболочка слова обогащается все новыми и новыми значениями и смыслами»[Виноградов 1972, с.18].

«Слово- это необходимая единица языка и в лексической области, и в грамматической. По этой причине, слово должно признаваться основной языковой единицей: все прочие единицы языка (например, морфемы, фразеологические единицы, какие-либо грамматические построения) так или иначе обусловлены наличием слов и, следовательно, предполагают существование такой единицы, как слово»[Смирницкий 1998, с.20]

Следовательно, слово, являясь основной единицей языка, является соединением лексического и грамматического сфер и имеет как лексическую, так и грамматическую стороны.

1.2 Понятие словообразования, синхронный и диахронный подходы

Словообразование - это: «1) образование слов на основе на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям при помощи таких способов, как аффиксация, словосложение, конверсия и других формальных средств, 2) раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов» [Ярцева 1990, с.467].

В первом значении этот термин обозначает постоянный процесс образования новых слов. Язык всегда находится в состоянии непрерывного изменения, в ходе которого происходят определенные процессы, в том числе и образование новых лексических единиц.

Во втором значении термин "словообразование"- это раздел науки, который занимается изучением процессов образования лексических единиц. Основной задачей словообразования является изучение формальных, семантических, генетических и других закономерностей и особенностей образования новых лексических единиц, которые появляются в процессе развития языка. Создание новых слов происходит с помощью словообразовательных моделей. Одним из важных вопросов словообразования является продуктивность моделей или способа словообразования.



Заключение (выдержка)

Словарный состав языка в ходе его истории непрерывно обновляется, пополняется, приспосабливаясь к потребностям жизни общества и общения между людьми. В соответствии с этими потребностями происходит как изменение значений уже существующих слов, развитие в них новых значений, так и создание новых лексических единиц на основе уже существующих — словообразование.

В ходе работы были исследованы такие способы словообразования, как аффиксация, конверсия, словослияние, словосложение.

В начале была рассмотрена конверсия. Конверсия широко распространена в английском языке, что связано с особенностями грамматического строя языка и его историей, поэтому конверсия является широко распространенным и очень продуктивным способом словообразования, в следствие почти полного отсутствия морфологических показателей частей речи.

Словосложение - одно из важнейших способ словообразования. Оно является одним из старых способов словообразования, но сохранившим продуктивность и сейчас. Благодаря словосложению происходит пополнение словарного состава и языка и совершенствование его строя. Словосложение- это во-первых сложение таких слов, из которых, по крайней мере, одно является знаменательным, и, во-вторых, сложное слово представляет собой сочетание двух словообразовательных единиц. В английском языке проблема определения сложного слова еще не решена, так как этот процесс является очень трудным. Слова в английском языке образуются по определенным моделям, отличающимся друг от друга по многим характеристикам. В работе были представлены некоторые наиболее продуктивные модели словосложения.

Суффиксация в английском и русском языке имеет большее значение, чем префиксация, она очень широко распространена. Благодаря ей, есть возможность производить существительные от основ различных частей речи. Большим количеством суффиксов обладают английские существительные. В ходе работы были обнаружены наиболее продуктивные суффиксы в системе английского имени существительного. К ним относятся суффиксы: -er, -or, -man, -ness, -ment.

Дипломная работа:
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РИФМОВАННОГО ИНОЯЗЫЧНОГО МАТЕРИАЛА

Дипломная работа:
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РИФМОВАННОГО ИНОЯЗЫЧНОГО МАТЕРИАЛА

Литература

1. Абрамов, Б.А. Функционально-семантический подход при сопоставительно-типологическом изучении грамматических категорий глагола// Сопоставительная лингвистика и обучение неродному языку/ Отв. ред. В.Н. Ярцева. -М.: Наука, 1987. - С. 113-122.

2. Андриянова, Т.А. Значение производного слова / Т.А. Андриянова // Иностранные языки в высшей школе. – 2010. – №1 (12). – С. 49–53

3. Аракин, В.Д. Сравнительная типология английского и русского языков.[Текст]/ В.Д.Аракин.– М.:ФИЗМАТЛИТ,2005. –232 c.

4. Аракин, В.Д. Типология родного и изучаемого языков и проблемы методического прогнозирования // Методика работы над практическим курсом английского языка. - М., 1984 - С. 26 - 52.

5. Арнольд, И.В. Лексикология современного английского языка: учебное пособие / И.В. Арнольд. – 2-е изд., перераб. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 376 с.

6. Афанасьева, О.В. Сравнительная типология английского и русского языков (практикум)[Текст]/ О.В.Афанасьева, М.Д.Резвецова, Т.С.Самохина.– М. Физматлит, 2009. –176 с.

7. В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др.; Под ред. В. А. Белошапковой.—2-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк.,1989.— 800 с. 1989

8. Бодуэн де Куртенэ, И.А. О смешанном характере всех языков[Текст]/ И.А.Бодуэн де Куртенэ. –М., 1963. –Т.1. –с.371

9. Блох, М.Я. Теоретические основы грамматики[Текст]/ М.Я.Блох.–М.: Высшая школа, 2004. –239 с.

10. Вагнер, В.Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим на основе межъязыкового

сопоставительного анализа: Фонетика. Графика. Словообразование.

Структуры предложений, порядок слов. / В.Н Вагнер. –

М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2001. - 384с.

11. Виноградов, В.В. Русский язык (Глава I. Введение в грамматическое учение о слове) [Текст]/Виноградов В.В. Русский язык. - М., 1972.

12. Виноградов В.В. Современный русский язык, вып. 1. М., 1938, с. 110-111.

13. Гак, В.Г. К типологии функциональных подходов к изучению языка //Проблемы функциональной грамматики/ Отв.ред. В.Н. Ярцева. - М.: Наука, 1985.-С.5-15.

14. Гринберг, Дж. Некоторые грамматические универсалии, преимущественно касающиеся порядка значимых элементов / / Новое в лингвистике. - М., 1970. - вып. V. С. 114-162.

15. Гуревич, В.В. Теоретическая грамматика английского языка. Сравнительная типология английского языка[Текст]/В.В.Гуревич. –М: Флинта: Наука, 2003. — 168 с.

16. Гэсс С, Ард Дж. Овладение вторым языком и онтология языковых универсалий // Новое в зарубежной лингвистике. - М. 1989. – С.386- 409.

17. Загоруйка, А.Я. Конверсия- морфологический способ словообразования[Текст]/А.Я.Загоруйка.-М.:Наука, 1961.-219с.

18. Зеленецкий, А.Л. Сравнительная типология основных европейских языков: учебное пособие / А.Л. Зеленецкий. – М.: Академия, 2004. – 252 с.

19. Земская, Е.А. Современный русский язык. М.:Флинта.,2011.

20. Ильиш ,Б.А. О частях речи в английском языке // Вопросы теории частей речи. Л., 1968.

21. Кацнельсон, С.Д. Лингвистическая типология // Вопросы языкознания. – 1983. - № 3 – 4.

22. Конецкая, В.П. Введение в сопоставительную лексикологию германских языков. Учеб. пособие. [Текст]/ В.П. Конецкая- М.: Высш.шк., 1993. - 201с

23. Кошевая, И.Г. Сравнительная типология английского и русского языков. [Текст]/ И.Г.Кошевая, Ю.А.Дубовский.- Минск: «Вышэйшая школа, 1980. -267с.

24. Кубрякова, Е. С. О путях изучения типологических особенностей языка в области словообразования // Структурно-типологическое описание современных германских языков. - М., 1966.

25. Кубрякова, Е.С. Словообразование / Е.С. Кубрякова // Лингвистический энциклопедический словарь. – 2002

26. Кубрякова С.С. Что такое словообразование. – М.: Наука, 1965. – 327 с.

27. Макаев, Э.А. О соотношении генетических и типологических критериев при установлении языкового родства.//Общая теория сравнительного языкознания. – М., 1977. – С.67- 85.

28. Манакин, В.Н. Сопоставительная лексикология. [Текст]/ В.Н.Манакин. – К.: Знання, 2004.

29. Матусевич, М. И. Современный русский язык. Фонетика. [Текст]/ М.И.Матусевич.- М., 1976.

30. Мельников Г.П. Язык как система и языковые универсалии //Языковые универсалии и лингвистическая типология. М., 1969.

31. Мечковская, Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков: учебное пособие / Н.Б. Мечковская. – Минск: Амалфея, 2000. – 368 с.

32. Мешков О. Д. Словообразование современного английского языка. - М., 1976. - С. 58-60.

33. Мещанинов, И.И. Типологические сопоставления и типология систем: Научные доклады высшей школы// Филологические науки. – 1958. - № 3.

34. Нелюбин, Л.Л. Сравнительная типология английского и русского языков : учебник // Л.Л. Нелюбин — М. : Флинта : наука, 2012. — 152 с.

35. Пешковский А. М. Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика : сб. ст. — Л.; М. : Госиздат, 1925. — 190, [2] с. — (Библиотека педагога).

36. Пустошило, Е.П. Лексикология. Фразеология. Лексикография. [Текст]/Е.П.Пустошило.-Гродно:Изд-во UhUE? 2011.-141 c.

37. Рождественский, Ю.В. Типология слова. [Текст]/ Ю.В.Рождественский. – М., 1969. – С. 5-67.

38. Рождественский, Ю.В. Лекции по общему языкознанию: учебник / Ю.В. Рождественский. - М.: Добросвет, 2000. – 344 с.

39. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – М.: Рольф, 2001. – 448 с.

40. Резвецова, М.Д.и др. Практикум по сравнительной типологии английского и русского языков: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. [Текст]/ М.Д.Резвецова – М., Просвещение, 1989. – 160 с.

41. Сепир Э. Язык. М.- Л., 1934, с. 28

42. Смирницкий, А.И.Лексикология английского языка[Текст]/А.И.Смирницкий.- М.:фил. фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова.- 1998.

43. Смирницкий, А.И. Очерки по сопоставительной грамматике русского и английского языков. [Текст]/ А.И.Смирницкий. – 2-е изд. – М., 1975.

44. Стернин, И.А. Контрастивная лингвистика: учеб. Пособие/ / И.А. Стернин.– Воронеж: Истоки, 2004. – 189 с.

45. Успенский, Б.А. Структурная типология языков. [Текст]/ Б.А.Успенский. -М.,1965.

46. Уфимцева, А. А. О типологическом изучении лексики // Структурно-типологическое описание современных германских языков.— М., 1966.-С.218-236.

47. Уфимцева А. А. Слово в лексико-семантической системе языка. [Текст]/ А.А.Уфимцева — М., 1968. - С. 123.

48. Фортунатов, Ф.Ф. Слова языка[Текст]/Ф.Ф.Фортунатов.-М.: Учпедгиз.-1956

49. Ханина Е. Методы компаративистика 2003

50. Халифман, Э.А. Словообразование в современном французском языке[Текст]/ Э.А.Халифманю- М.: Высшая школаю-1983.

51. Царев П.В. Сложные слова в английском языке. Учеб.пособ. – М.: МГУ, 1980. – 241 с.

52. Шендельс, Е.И. О сопоставительно-типологическом анализе в морфологии// Структурно-типологическое описание современных германских языков.- М., 1966. – С.44-62.

53. Щерба Л.В. Фонетика французского языка. Л., 1937, с. 81, 77.

54. Якобсон Р. Типологические исследования и их вклад в сравнительно-историческое языкознание // Новое в лингвистике. - Вып. III. - М., 1963. - С. 95 – 106.

55. Ярцева, В.Н. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. [Текст]/ В.Н.Ярцева.-М.:Советская энциклопедия, 1990.

56. Ярцева, В.Н. Контрастивная грамматика. [Текст]/ В.Н.Ярцева – М., 1981. С. 3- 31.

57. Ярцева, В.Н. Принципы типологического исследования родственных и неродственных языков// Проблемы языкознания. –М., 1967. –С.203-207.

58. Blokh M.Y. A Course in Theoretical English Grammar. М., 1983.

59. Marchand Н. The Categories and Types of Present-Day English Word- Formation. — Ed. 2. — Munich, 1969. — P. 274

60. Noreen A. О словах и классах слов. - В кн.: Nordisk Tidskrift, 1879, p. 23. Ср. его же: Vart sprak, 7, p. 36.

61. Vassilyev V. A. English Phonetics: A theoretical Course. M., 1970.



Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 67
Год: 2019
2400 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X