8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Бель Эр
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Педагогика

Современные игровые методики подготовки дошкольников к обучению грамоте - Курсовая работа

Современные игровые методики подготовки дошкольников к обучению грамоте - Курсовая работа
Содержание

Введение 3

Глава 1. Подходы к обучению грамоте и роль дидактических игр 6

1.1. Основные новообразования дошкольников 6

1.2 Этапы обучения грамоте 9

1.3 Классификация дидактических игр по обучению грамоте 13

Выводы по главе 1 18

Глава 2. Эмпирическое изучение дидактических игр в обучении грамоте 19

2.1 Дидактические игры 19

2.2 Первичная диагностика 27

Выводы по главе 2 32

Заключение 33

Список литературы 34

Дипломная работа:
ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Дипломная работа:
Игровой метод в обучении плаванию

Введение (выдержка)

Последние десять лет, в связи с повышением требований к начальному обучению, наблюдали рост числа психолого-педагогических проблем, которые связаны с подготовкой детей к обучению в школе. Педагоги и исследователи отмечают, что несмотря на систему дошкольного образования, введение новых программ для подготовки дошкольников к школе, все больше и больше младших школьников испытывают значительные проблемы в начальных школах. Положение ухудшается и тем, что последние десять лет в обществе преобладает мода на преждевременное обучение детей чтению и иностранным языкам. Изначально бытовало несколько авторских методик для детей дошкольного возраста, например, методика Зайцева, которые использовались в данных методиках, получили обширные популяризации как среди, центров раннего развития, ДОУ, так и среди родителей. Впрочем раннее обучение чтению не приводило к рассчитываемым результатам: ребенок, умеющий читать еще до поступления в школу, не всегда благополучно учащийся в начальной школе, не всегда показывает свой интерес к чтению в последующем, а многие дети не в силах научиться полноценно читать в течение всего обучения в школе. Педагоги и исследователи этого факта считают, что одной из главных причин, определяющие стремление родителей натолкнуть ребенка читать как можно еще раньше, так как для взрослых их ребенок считается как элемент некой значимости. При этом возрастные возможности ребенка не учитываются. Следовательно, появляется проблема: какие существуют предварительные условия обучения грамоте старших дошкольников?

Сложность обучения чтению особенно сконструирована в психолого- педагогической литературе (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и др.) и в логопедических анализах, поэтому с нарушениями уяснение грамоты детьми с различными дефектами в речи и недостатками психического развития (Л.В. Венедиктова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.). Прикладной взгляд затруднений обучения чтению детей с недоразвитием речи подлежит предметом исследований логопедов (Е.В. Колесникова, Г.А. Каше, Т. В Туманова, Т.Б. Филичева и др.).

Объектом исследования: обучение грамоте старших дошкольников.

Предмет исследования: условия обучения грамоте у старших дошкольников.

Цель: Разработка системы эффективности дидактической игры на начальном этапе обучения грамоте.

Задачи исследования:

- провести анализ теоретической литературы по проблеме исследования, выявить нужные качества речевого и неречевого развития, определяющиеся готовность ребенка к обучению грамоте, в том числе и чтению;

- спроектировать методику экспериментального исследования;

- провести экспериментальное исследование детей, имеющие трудности в обучении грамоте и у тех детей, которых таких трудностей не отмечается;

- сравнить результаты исследования, чтобы выявить предпосылки обучения чтению старших дошкольников.

Гипотеза исследования: при использовании дидактических игр по формированию готовности к обучению грамоте (развитие графических навыков, пространственных представлений, чувства ритма, мелкой моторики и координации движений пальцев рук, фонематического восприятия) можно сформировать у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте.

Методы исследования: анализ теоретической научной литературы по проблеме исследования, экспериментальное исследования (констатирующий эксперимент), методы математической обработки данных.

Теоретической основой исследования послужили работы отечественных ученых (Городилова, Эльконин, Арушанова, и др.).

Теоретическое и практическое значение: работа представляет собой теоретико - эмпирическое исследование, в котором рассматриваются вопросы развития речи ребенка в онтогенезе, психологические предпосылки обучения чтению, а также аспекты усвоения грамоты детьми с нарушениями речевого развития.

Контрольная работа:
Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте

Дипломная работа:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основная часть (выдержка)

Глава 1. Подходы к обучению грамоте и роль дидактических игр


1.1. Основные новообразования дошкольников


При всей важности познавательного развития ребенка его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества.

Выготский Л,С. показал, что на протяжении развития ребенка меняется место эмоций в общей структуре поведения, появляются новые формы сопереживания, сочувствия другому лицу, столь необходимые для совместной деятельности и общения [4, с.216].

По мере того, как побудительная сила социальных мотивов возрастает, совершается переход от запаздывающей к более совершенной - опережающей эмоциональной коррекции действий.

Предвосхищение выполняет важную регулирующую роль в более сложных формах игровой и продуктивной деятельности. Для их выполнения необходимо не только предварительно представить отдаленные результаты действия, но и заранее прочувствовать тот смысл, какой они будут иметь для самого ребенка и окружающих его людей.

В ходе онтогенеза изменяется и структура эмоциональных процессов - в их состав постепенно включаются, помимо вегетативных и моторных реакций, познавательные процессы (воображение, образное мышление, сложные формы восприятия). Эмоции становятся "умными", интеллектуализируются, а познавательные процессы приобретают аффективный характер, обогащаются чувством.

Эмоциональное развитие осуществляется на основе целенаправленного воспитания. Выготский Л.С. подчеркивал огромную роль в воспитании чувств авторитетного для ребенка взрослого. Его взаимоотношения с окружающими, его поведение, аффективные реакции на происходящее задают ребенку эталон не только способов действия, но и эмоционального отношения к людям, "служат образцом для аффективного подражания"[4, с.224].

Взрослый должен способствовать тому, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным участником совместной деятельности, имел возможность проявить инициативу и самостоятельность в достижении цели.

В числе ведущих факторов, влияющих на эмоциональное развитие ребенка, А. В. Запорожец называл детский коллектив. На основе совместной деятельности, опосредованной эмоциональными эталонами - нравственными нормами, у ребенка складывается эмоциональное отношение к людям, зарождается эмпатия.

И особенно важно - там, где процессы ориентации в окружающей действительности начинают определяться общественно выработанными способами ее анализа, общественно выработанными эталонами и нормами, мы имеем дело с личностью. Именно такое общественное по своему содержанию отношение к окружающей действительности формируется в дошкольном возрасте, значит, именно там и тогда начинается личность.

Д Б Эльконин считал, что основные психологические новообразования дошкольного возраста это [32, с.153]:

1) Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы - результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек

Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы. Д. Б. Эльконин замечает здесь парадокс между низким уровнем интеллектуальных возможностей ребенка и высоким уровнем его познавательных потребностей [32, с.168].

Когда ребенок приходит в школу, он вынужден от глобальных, мировых проблем перейти к элементарным вещам, тогда обнаруживается несоответствие между познавательными потребностями и тем, чему учат ребенка в первые месяцы школьной жизни.

2) Возникновение первичных этических инстанций "Что такое хорошо и что такое плохо" Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими "Красивое не может быть плохим".

3) Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип "данного слова"). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.

4) Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение - это поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д. Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками [32, с.170].

5) Возникновение личного дознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. 3 года - внешнее "Я сам", 6 лет - личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее.



Заключение (выдержка)

Современная начальная школа требует от будущих первоклассников развитого фонематического слуха, умения производить звуковой и слоговой анализ слов, предложений, читать слова, простые предложения и тексты.

Как свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования у детей 4-6 лет появляется стремление к звуковому анализу речи.

Независимо от того, учим мы их читать или нет, дети самостоятельно начинают усваивать отдельные буквы и складывать из них слова. чтобы избежать стихийности в усвоении грамоты, следует своевременно начинать организованное обучение.

Исследователи (К.Д. Ушинский, Л.С. Выгодский, Н.И. Красногорский, Д.Б. Эльконин и другие) утверждают, что обучение грамоте доступное для детей уже в 5-6 лет.

Обучение элементам грамоты происходит на основе развития устной речи детей (звуковая культура, словарная работа, формирование грамматически правильной речи, обучению рассказыванию и др.) Одновременно следует работать над развитием наблюдательности, памяти, мышления, внимания ребенка.

Занятия по грамоте следует строить так, чтобы дети включались в активную познавательную деятельность, самостоятельно решали поставленные перед ними задачи. Для этого широко используют проблемные ситуации, решение речевых логических задач, дидактические упражнения и игры.

Обучение грамоте детей в дошкольном учреждении должно иметь воспитательный характер.

Тексты для анализа (рассказы, сказки, стихи, скороговорки) должны быть содержательные, высокохудожественные, способствовать формированию жизненной компетентности детей.

Дипломная работа:
ПЕРСПЕКТИВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

Дипломная работа:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ

Литература

1. Батурина Г. И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2015 - 176 с.

2. Бородич А.М. Методика формирования речи детей. - М.: 2016 - 126 с.

3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 352 с.

4. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2015. — 1136 с

5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во Детство-Пресс 2017 - 480 с.

6. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2016 - 136 с.

7. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с детьми. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2016 - 138 с.

8. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: АПН РСФСР, 2016. - 156 с.

9. Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики – Москва: Эксмо, 2016. – 288 с.

10. Журова Л.Е. Обучение грамоте детей в детском саду. – Издательство: Вентана-Граф Год издания: 2015 - 320 с.

11. Козырева, О. А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений. Пособие для логопеда / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 120 c.

12. Коренюк Л. Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению. М.: Дело, 2017. – 140 с.

13. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. М.: Просвещение, 2016. – 181 с.

14. Кравцов Г.Г. Психологическая готовность к школе - М.: Знание 2015 - 77 с.

15. Кряжева Н.Л., Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - М.: Ярославль: Академия развития, 2014. - 192 с

16. Липовцева А.В. Социокультурная адаптация детей с речевыми возможностями в процессе художественного творчества / А.В. Липовцева. – Барнаул: АЛТ ГАКИ, 2014. – 264 с.

17. Лопатина Л.В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - М.: СПб., 2016 - 189 с.

18. Найденов Б., Коренюк Л. Методика выразительного чтения. М.: Просвещение, 2017. — 176 с.

19. Нищева Н.В., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - М.: СПб., 2013. - 624 с.

20. Османова Г.А. От игры к письму // Ж. Логопед в детском саду, № 1 (16), 2017

21. Синицын В. А. Мастерская выразительного чтения. Читаем, слушаем, рассказываем. Методическое пособие. – М.: Рост. 2014 – 96 с.

22. Сохин Ф.А., Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников - М.: МОДЭК МПСИ, 2014 - 224 с.

23. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. //Хрестоматия по логопедии. - М.: ВЛАДОС, 2017 - 221 с.

24. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2015. - 159 с.

25. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Задачи речевого развития; Особенности развития связной речи; Формирование образной речи. - М.: Сфера. 2013 – 2040

26. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. Методическое пособие. – М.; ТЦ Сфера, 2015. – 288 с.

27. Ушакова О.С. Развитие речи детей 6–7 лет – М.: Вентана – Граф, 2013.- 64 с.

28. Хамидулина Р. М. Обучение грамоте. Подготовка к школе. /. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.- 237 с.

29. Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого рит- мов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / под редакцией Л.И. Беляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 208 с.

30. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. Пособие для учащихся пед. Уч-щ по спец. – М.: Просвещение, 2016. – 239 с.

31. Шевцова Е.Е., Забродина Л.В. Технологии формирования интонационной стороны речи. - М.: АСТ. 2013 - 222 с.

32. Эльконин Д.Б. Избранные произведения. - М.: Просвещение, 2017. - Т.1.

Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 36
Год: 2018
900 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Отзывы наших клиентов
Людмила
Спасибо! Всё замечательно. Профессионально.
Роман
Ребята молодцы, 04,05,2014 года (воскресение) заказал, оплатил через телефон мтс, ждал около часа, пришел файл на почту, спасибо
Наталья
Сердечное спасибо автору за работу №5808. Работа выполнена отлично и с душой!
Станислав
Очень признателен за своевременное выполнение работ, исправление делаются вовремя, грамотные специалисты. Молодцы! Думаю,что будем сотрудничать в дальнейшем
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X