8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Бель Эр
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Педагогика

Взаимодействие с родителями в процессе подготовки ребёнка к школе - Курсовая работа

Взаимодействие с родителями в процессе подготовки ребёнка к школе - Курсовая работа
Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы взаимодействия с родителями в процессе подготовки ребенка к школе 7

1.1. Сущность понятия «Психолого-педагогическая готовность к школе» 7

1.2. Проблема взаимодействия ДОУ с семьей в современной психолого-педагогической литературе 15

1.3. Состояние проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе в теории и практике дошкольного образования 20

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по взаимодействию с родителями 28

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 28

2.2. Опыт организации эффективного взаимодействия ДОУ с семьей 31

2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 37

Заключение 49

Список литературы 51

Приложения 54

Дипломная работа:
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Курсовая работа:
Современные формы сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации с семьей ребенка

Введение (выдержка)

Формирование личности ребенка – основанная задача родителей и воспитателей в детском саду.

В данной ситуации можно говорить, что их влияние на социализацию ребёнка, примерно одинаково. Семья влияет на ребенка, приобщает к окружающей жизни. Отсутствие компетенции у родителей в вопросах воспитания может привести к отсутствию личностных качеств у их детей. Разумеется, важную роль играет и проявление любви, забота и ласка, но, чтобы ребёнок получил правильные жизненные ориентиры, рос и развивался в правильном направлении и в дальнейшем стал достойным членом общества, необходимо, чтобы родители могли спокойно преодолевать трудности, возникающие в процессе воспитания ребёнка.

Конечно, желательно наличие у родителей определённых знаний по психологии ребёнка, особенностям его воспитания. Но ведь не у всех есть возможность искать необходимую литературу, посещать курсы или получать соответствующее образование, а тот минимум педагогических знаний, который имеют современные родители, не всегда удовлетворяет требованиям обстановки в современном обществе. Современным родителям часто не хватает времени, чтобы самостоятельно справляться со всеми заботами, возникающими в их доме, в том числе и касающимися ребёнка.

Поэтому в настоящее время, для всестороннего развития личности ребенка очень важно взаимодействие семьи и детских садов, где работают люди, компетентные в вопросах воспитания детей.

В данном случае воспитатель положительно влияет не только на детей, но и на их родителей. Вот почему он должен хорошо знать «болевые» точки семейной педагогики.

Вероятность воспитать сильную личность заметно выше, если привитие ребёнку положительных черт характера, навыков и привычек происходит при грамотном взаимодействии семьи и детского сада. Это может быть обусловлено тем, что ребёнок получает правильную установку в двух социальных группах, оказывающих на него наибольшее влияние.

Отсутствие согласия в действиях родителей и воспитателей приводит к трудностям в воспитании ребёнка, его социализации и дальнейшем развитии.

Важная задача дошкольных учреждений, по мнению Медковой Д. В. [12], - оказание повседневной помощи родителям в воспитании детей, содействие их педагогическому просвещению.

О том, что данная тема была актуальна всегда, говорит ещё и то, что она нашла отражение в трудах выдающихся учёных. Например, Доронова Т.Н. [6], Зеленцова С.А. [9], Макаренко А.С. [11], Меренков А.В. [13], Петрушенко Н.А. [19], Сухомлинский В.А. [20], Тонкова Ю.М. [21], и многие другие.

Программы по взаимодействию семьи и детского сада составляют и сами воспитатели, а также другие сотрудники дошкольных образовательных учреждений, что является ещё одним подтверждением важности темы, в виду заинтересованностью ей многих лиц.

Кроме того, для предупреждения и преодоления трудностей, которые возникают у родителей в процессе воспитания их детей, педагогам, по мнению Куликовой Т.А. [10], необходимо координировать и вести работу как с родителями, так и с детьми. Тем самым, попытаться обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада.

В связи с тем, что в недалёком прошлом господствовала позиция, что ребёнок должен воспитываться обществом, и сейчас можно увидеть родителей, которые считают, что это не их обязанность. Педагоги должны помочь родителю понять, что воспитание подрастающего поколения, передача детям своего опыта – это не только обязанность родителей по закону, но и замечательный способ сплочения семьи, уникальная возможность научить ребёнка тому, что умеешь сам, оградить его от будущих ошибок. Именно это и необходимо объяснить родителям в первую очередь.

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов.

Более того, особое внимание хотелось бы обратить на институт отцовства. Позиция, что мужчина – кормилец, а женщина ведёт быт, прочно закрепилась в сознании половины населения. И здесь снова поможет взаимодействие детского сада и семьи. Педагогам под силу возродить «умирающий» институт отцовства, показать папам, что они должны помогать ребёнку ничуть не меньше, чем мама, и что они могут это делать.

Таким образом, тема достаточно актуальна. При подробном её изучении можно заметить, что в настоящее время взаимодействие детского сада и семьи способствует разрешению целого спектра проблем, касающихся самого ребёнка и обстановки в его семье.

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование использования современных форм взаимодействия детского сада и семьи.

Объект исследования: сотрудничество ДОУ с родителями.

Предмет исследования: поиск эффективных интерактивных форм взаимодействия ДОУ с семьей и создание для этого соответствующих педагогических условий.

Гипотеза исследования: взаимодействие ДОУ и семей воспитанников посредством современных интерактивных форм является необходимым условием для:

- привлечения внимания родителей к проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста с целью подготовки ребенка к школе;

- целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения в процессе подготовки ребенка к школе;

- формирования активной позиции воспитательной роли семьи.

Основные задачи работы:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;

2. Дать определение основным категориям исследования («семья», «формы взаимодействия» и др.);

3. Выявить современные формы взаимодействия детского сада и семьи в процессе подготовки ребенка к школе;

4. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению эффективности системы взаимодействия ДОУ с семьей в процессе подготовки ребенка к школе.

Методы исследования: анализ, обобщение, систематизация литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что обоснована проблема оптимизации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе подготовки ребенка к школе, выявлены оптимальные формы взаимодействия ДОУ и семьи, и разработана программа, направленная на оптимизацию взаимодействия ДОУ и семьи в процессе подготовки ребенка к школе.

База исследования: МБДОУ №51, г. Псков.

Структура работы обусловлена целью, задачами исследования и включает введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Дипломная работа:
Личностный потенциал одарёного ребёнка и его формирование

Дипломная работа:
Совершенствование системы управления персоналом (на примере ГУЗ «Фрязинский специализированный Дом ребёнка)

Основная часть (выдержка)

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы взаимодействия с родителями в процессе подготовки ребенка к школе

1.1. Сущность понятия «Психолого-педагогическая готовность к школе»

В словаре «Педагогическая психология, термины» дается определение психологической готовности к обучению — это сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью. Выделяют: общую психологическую, специальную и личностную готовность к обучению. В общую психологическую готовность входят показатели интеллектуального и сенсомоторного развития. Специальную готовность к обучению составляют достижения по программам дошкольного обучения (состав числа в пределах десяти, умение читать) и общая личностная готовность содержит интегративный показатель уже достигнутого психического развития (произвольность деятельности, адекватность общения со взрослыми и сверстниками, положительное отношение к школе и обучению). Индивидуальные показатели этих форм готовности оцениваются при их сравнении с показателями возрастной нормы.

В психологическом словаре «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфофизиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

Проблема психологической подготовки к школе носит культурно-исторический характер.

В России к этой проблеме одним из первых обратился К.Д. Ушинский. Изучая психологические и логические основы обучения, он рассмотрел процессы внимания, памяти, воображения, мышления и установил, что успешность обучения достигается при определенных показателях развития этих психических функций. В качестве противопоказания к началу обучения К.Д. Ушинский назвал слабость внимания отрывистость и бессвязность речи, плохой «выговор слов».

Значительный научный вклад в проблему готовности к обучению внес Л.С. Выготский. Он утверждал, что именно в дошкольный период формируются предпосылки для обучения в школе: представления о числе, о количестве, природе и обществе, в этот период происходит интенсивное развитие психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления. Л.С. Выготский в своем труде «Избранные психологические исследования» обратил внимание на следующие два аспекта, которые имеют общий характер: во-первых, предпосылки к определенному типу, виду и уровню обучения должны закладываться на предыдущем этапе развития и, во-вторых, обращение к развитию высших психических функций как предпосылке школьного обучения. Вместе с тем Л.С. Выготский указывал, что успех обучения обуславливается не столько изменениями отдельных функций, сколько перестройкой функциональных связей и отношений. Он подчеркивал, что уровень развития психических функций есть лишь предпосылка для школьного обучения. Его успешность определяется тем, как построен учебный процесс с опорой на эти предпосылки [3].

С.Л.Рубинштейн в исследовании не рассматривает специально проблему готовности к школьному обучению, но отмечает принцип единства сознания и деятельности, а его проявление трактовал с позиций единства обучения и развития. Он писал: «Поскольку продвижение детей с одного уровня или ступени психического развития на другой совершается в процессе обучения… надо изучать ребенка, обучая его»… С.Л.Рубинштейн выделял роль игры в подготовке ребенка к школьному обучению, в которой происходит развитие не только способностей ребенка, но и самой деятельности ребенка. Он постоянно подчеркивал связь игры с практической деятельностью, с воздействием на мир и с отношением к окружающей действительности. «Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность».

Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, Д. Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «выращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым [5].

Л.А.Венгер в работе «Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника», дает наиболее полное понятие «готовности к школе», под которой он понимал определенный набор знаний и умений, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность. [7]

В исследовании Л.И. Божович «Личность и ее формирование в детском возрасте» отмечается новая позиция ребенка, она становится со временем содержательнее. Автор называет ее «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием психологической готовности к обучению в школе.



Заключение (выдержка)

Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи одна из самых актуальных в наши дни. В современных условиях возникает все большая необходимость взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родительского сообщества в воспитательном процессе. Это связано с тем, что в настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Его целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Семья и дошкольное образовательное учреждение имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и ДОУ, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, социальных педагогов, что особенно необходимо для социально-личностного развития дошкольника.

Поэтому взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи требует тщательного изучения системы и форм взаимодействия. При этом изучение должно быть не ради изучения, а ради оптимизации воспитательного процесса дошкольников.

Результаты нашего исследования показали, что взаимодействие ДОУ и родителей в воспитательном процессе возможно и может быть эффективным. В результате эксперимента позиция по вопросу взаимодействия, как родителей, так и воспитателей стала более гибкой, признавая, что и те и другие - активные участники воспитательного процесса.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, использовали опрос, экспресс-диагностику, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным являлся самоанализ педагогов. Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. была использована для отслеживания и оценки отсроченного результата. Анализ полученных результатов позволяет нам сделать следующие выводы.

Содержание работы по взаимодействия дошкольного образовательного учреждение с семьей по подготовке детей к обучению в школе позволила нам повысить уровень педагогической культуры родителей, привлечь внимание родителей к актуальности проблемы исследования. Большинство родителей пришли к выводу, что посещение круглых столов, собраний-студий, семинаров – практикумов, родительского клуба и др. помогло им решить многие проблемы с организацией подготовки детей к дальнейшему обучению в школе. Дети стали охотнее заниматься дома. У детей сформировалось позитивное отношение к регулярным домашним занятиям. Родители благодарны за интересные формы проведения родительских собраний, содержательные материалы мобильного стенда для родителей и полезные семинары-практикумы. Также нам удалось оказать помощь воспитателям в подготовке и организации разнообразных групповых и индивидуальных форм сотрудничества с родителями в процессе подготовке детей к обучению в школе, которые позволили родителям по-иному взглянуть на данную проблему. Для детей группы риска (низкий уровень психологической готовности к обучению в школе) были организованы индивидуальные консультации по типу «Душевный разговор», проведены индивидуально-практические занятия по обучению детей грамоте, подобраны соответствующие методики, направленные на повышения мотивации к школьному обучению.

Таким образом, в ходе исследования нами были апробированы разнообразные инновационные формы работы с родителями, которые позволили нам наладить доверительные и партнерские взаимоотношения с ними. Повысить их педагогическую культуру по вопросам подготовки детей к школе.

Дипломная работа:
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курсовая работа:
Опыт работы ДОУ по взаимодействию с родителями детей, поступающих в детский сад.

Литература

1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М.Г. Агавелян, Е.Ю. Данилова, О.Г. Чечулина. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 2006. - 304с.

3. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду / И.Л. Арцишевская. – М.: Книголюб, 2011. – 64с.

4. Буре Р.С, Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя детского сада / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. - 3-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 2005. - 143 с, ил.

5. Виноградова Н.В. «Воспитателю о работе с семьей» / Н.В. Виноградова. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 2003 – 192 с.

6. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. -224 с.

7. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - № 3. - С. 60–77.

8. Журахова М.Н., Муляр Н.В., Хаустова В.Г. Взаимодействие семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников / М.Н. Журахова, Н.В. Муляр, В.Г. Хаустова // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 271-273.

9. Зеленцова С.А., Заздравных И.И. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка / С.А. Зеленцова, И.И. Заздравных // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 82-84.

10. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – Самара: Издат. Дом «Бахрах-М», 2000. - 232 с.

11. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8-ми т. Т. 4/Сост.: Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика, 2003. - 365 с.

12. Медкова Д. В. Семейные ценности как объект социологического анализа / Ломоносовские чтения 2003 г. Студенты. Том №2. – С. 103.

13. Меренков А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В.Меренков. — Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. – 143 с.

14. Николаева Е.Н. Психология семьи: Учебник для вузов / Е.Н. Николаева. - СПб: Питер, 2013. -336с., ил.

15. Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности [Текст]. – М.: Просвещение, 2014. – 112с. - (Работаем по ФГОС дошкольного образования).

16. Обществознание: профил. уровень: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебннкова, Н. М. Смирнова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М.: Просвещение, 2008. 415 с.

17. Обществознание: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений: профил. уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2008. — 415 с.: ил.

18. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа / Л.Е. Осипова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 56с.

19. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа / Л.Е. Осипова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.

20. Петрушенко Н.А. Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество / Н.А. Петрушенко, Н.Е. Зенченко// Воспитатель ДОУ. - 2009, №9. – С.35.

21. Сухомлинский В. А.: Родительская педагогика / составили О.С. Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская // избранные педагогические сочинения: В 3 Т. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика, 2001 - Т3 - 640с.

22. Тонкова Ю.М., Веретенникова Н.Н. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю.М. Тонкова, Н.Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.



Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 69
Год: 2019
900 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Отзывы наших клиентов
Ритуля
Спасибо Вам! Всё быстро, качественно и приемлемые цены для студентов!
Ильяс
Спасибо, Вам!!! Работа СУПЕР, сделали очень быстро и цена приемлемая.
Алексей
Спасибо большое! Материал по теме и быстро, хотя Qiwi подтупил с транзакцией. Удачи!
Алдар
Заказ #20354. Работа должна уже была быть сегодня. Время подходит к концу и это несколько напрягает.

Ответ администрации:
В соответствии с правилами сайта работа высылается в течении 24 часов. Работа была отправлена до истечения этого срока. Спасибо, что воспользовались нашими услугами.
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X