8-841-274-5838
(с 9-00 до 20-00 МСК)
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Разное

ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - Дипломная работа

Содержание

Введение … 3

Глава 1. Изучение вопроса подготовки детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте

1.1. Готовность ребенка к овладению грамотой: показатели, критерии готовности …. 8

1.2. Подготовка дошкольников к обучению грамоте в дошкольных образовательных учреждениях.…. 13

1.3. Особенности овладения элементами грамоты…. 21

Выводы по главе 1 …. 25

Глава 2. Изучение предпосылок к овладению грамотой у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

2.1. Методы исследования … 27

2.2. Результаты констатирующего этапа исследования …31

2.3. Использование компьютерных технологий в обучении и развитии ребенка дошкольного возраста …. 38

2.4. Коррекционная программа по подготовке дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте с использованием компьютерных технологий…43

Выводы по главе 2 …52

Заключение …54

Список литературы …. 57

Приложения …. 60



Введение (выдержка)

Актуальность проблемы исследования. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи - это дети, нарушение речи которых является незначительными, характеризуются нарушениями звукопроизношения и фонематического восприятия. Эти нарушения препятствуют успешному овладению детьми навыками письма и чтения. В связи с этим необходима логопедическая и педагогическая работа, направленная на преодоление нарушений звукопроизношения и несформированности фонематического восприятия и профилактику учебной неуспеваемости посредством целенаправленной работы по формированию предпосылок к усвоению грамоты.

Такое направление работы, как подготовка дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте, – достаточно разработанная область логопедической теории и практики. В специальной литературе проблема коррекционного обучения и воспитания дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи обсуждается достаточно широко, особенно вопросы подготовки таких детей к обучению грамоте.

Исследования многих авторов (Р.Е. Левина, Р.М. Боскис, Н.Х. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева) свидетельствуют о том, что исправление недостатков произношения не во всех случаях может обеспечить нужную фонематическую подготовку ребенка, и что дети, занятия с которыми ограничиваются коррекцией звукопроизношения и не содержат в себе специальные упражнения по звуковому анализу, при обучении грамоте часто испытывают значительные трудности.

Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.

Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным.

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина).

В связи с этим дошкольники с фонетико-фонематическим недоразвитием речи испытывают большие трудности в овладении грамотой. Ряд авторов в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой (Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Л.Н. Ефименкова).

Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи является обучение грамоте.

Дети с недостатками произношения, сопровождающимися фонематическим недоразвитием речи нуждаются в специальной логопедической помощи, направленной на исправление речевого дефекта и на предупреждение затруднений при овладении письмом и чтением.

Немалую роль в повышении эффективности и сокращении сроков логопедического воздействия оказывают компьютерные средства обучения. Психолого-педагогические аспекты применения компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи рассмотрены в работах Ю.Б. Зеленской, Т.К. Королевской, О.И. Кукушкиной, Л.Р. Лизуновой, И.А. Филатовой и других.

На современном этапе используются разнообразные обучающие технологии подготовки ребенка к овладению грамотой, в том числе, и компьютерные технологии. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи Л.Р. Лизуновой: «Игры для тигры», «Букварик-Смешарик», «Баба Яга учится читать», «Почитай-ка», «Гарфилд малышам», «Учим буквы и слова».

Однако на сегодняшний день имеется мало рекомендаций по тому, как совмещать в педагогическом процессе общеобразовательные и опосредованные (компьютерные) формы логопедической работы в процессе подготовки ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте. В связи с этим проблема исследования является актуальной, что позволяет сформулировать следующую тему исследования: «Подготовка дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте с использованием компьютерных технологий».

Цель исследования: определить наличие специальных предпосылок к овладению грамотой у детей экспериментальной группы, разработать комплекс логопедических занятий по подготовке дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте с использованием компьютерных технологий.

Объект исследования: готовность дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте.

Предмет исследования: подготовка дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте с использованием компьютерных технологий.

Гипотеза исследования: процесс подготовки дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте будет эффективным, если после групповых занятий, предусмотреть закрепление сформировавшихся навыков на индивидуальных занятиях с включением компьютерных технологий.

Задачи исследования:

1) Теоретический анализ литературы по проблеме подготовки ребенка к обучению грамоте в дошкольной педагогике и логопедии.

2) Провести диагностическое обследование предпосылок готовности дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой.

3) Провести качественный и количественный анализ результатов исследования.

4) Разработать комплекс групповых и индивидуальных логопедических занятий по подготовке дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте с включением компьютерных технологий.

Теоретико-методологические основы исследования: учение Н.И. Жинкина, Р.Е. Левиной, А.А. Леонтьева о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становлении письма; подходы к использованию компьютерных технологий в обучении и коррекции, детей с отклонениями развития (О.И. Кукушкина, Л.Р. Лизунова).

Методы исследования:

1) метод теоретического обзора;

2) биографический метод (анализ логопедической документации);

3) диагностические методы (логопедическое обследование);

4) методы количественного и качественного анализа.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: проведен анализ литературы по проблеме подготовки ребенка к обучению грамоте в дошкольной педагогике и логопедии; рассмотрены особенности овладения элементами грамоты детей с фонетико - фонетическим недоразвитием речи; изучены данные использования компьютерных технологий в обучении и развитии ребенка дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса групповых и индивидуальных логопедических занятий по подготовке дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте с использованием компьютерных технологий. Данная работа представляет интерес для логопедов, студентов педагогических колледжей и дефектологических факультетов вузов, родителей детей для обучения грамоте.

Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новоникольский детский сад.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, список литературы, приложения.



Основная часть (выдержка)

Глава 1. Изучение вопроса подготовки детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте

1.1. Готовность ребенка к овладению грамотой: показатели, критерии

готовности

Проблема готовности детей к обучению грамоте восходит своими корнями к трудам Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. В последние годы она вошла в число актуальных проблем возрастной и педагогической психологии. Все исследователи дошкольного периода развития имеют свои противоположные, «критериально-ориентированные» представления о его сути и показателях готовности детей к грамоте. До настоящего времени данное понятие, несмотря на наличие большого количества публикаций, не определено в теоретическом аспекте и недостаточно изучено в диагностическом плане [3; 7; 14; 12].

Первые попытки обучения грамоте детей шестилетнего возраста были предприняты в 30-е годы Ю.И. Фаусек, Е.И. Тихеевой и другими. Снижение начального возраста обучения с 8 до 7 лет стимулировало обучение шестилетних детей как средства обеспечения преемственности между детским садом и школой [10; 26]. В специальных педагогических исследованиях в области логопедии, вопросами разработки проблемы формирования готовности к обучению грамоте у детей с недоразвитием речи занимались такие специалисты как Г.А. Каше, В.К. Орфинская, Л.Ф. Спирова Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева [16; 14; 24].

Как указывает Г.А. Каше, готовность к школьному обучению начинает формироваться задолго до поступления в школу и не завершается с приходом в первый класс. Понятие готовности к обучению, взятое в широком смысле, включает не только количественную характеристику запаса знаний и представлений ребенка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления, то есть способности обобщать и дифференцировать в соответствующих понятиях предметы и явления окружающего мира. Школьное обучение предъявляет новые требования к речи, вниманию, памяти детей. Усвоение знаний происходит в определенной системе, а не вслед за желаниями и интересами детей. Более узкое понимание готовности к усвоению грамоты включает целый ряд вопросов о становлении тех процессов и функций в ходе онтогенетического развития ребенка, которые участвуют в формировании письменной речи [16].

Путь становления устной речи, по словам Р.Е. Левиной, «содержит в себе последовательно накапливаемый опыт познавательной работы как в сфере звуковых обобщений, так и в сфере морфологического анализа. Чем лучше обеспечены данные линии речевого развития, тем лучше ребенок оказывается подготовленным к письму» [23, с. 5].

Р.Д. Тригер отмечает, что специфику готовности ребенка к усвоению грамоты составляют сложные процессы, которые формируются в ходе самого обучения чтению и письму. К ассоциативному ряду, включающему слуховой, речедвигательный и зрительный образы слова, добавляются графические навыки, то есть мышечно-суставное восприятие речи. Для овладения письменной речью необходимы два основных условия: осознание своей речи (в то время как устная речь протекает неосознанно) и произвольное владение ею.

Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для дошкольника не всегда посильны. Он должен усвоить довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определенными словами и содержание (смысл), передаваемый словосочетаниями и фразами. Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи [23].

Начальное школьное обучение русскому языку продолжает развивать и совершенствовать речевые навыки (диалогическую и монологическую речь), которые ребенок приобрел до школы, а так же предусматривает усвоение некоторых элементов грамматической теории и формирование нового для детей вида речевой деятельности – письменной речи.

Выдающийся психолог Л.С. Выготский указывал на необходимость начала обучения грамоте на определенном этапе развития ребенка, когда психические функции его находятся в стадии созревания [7].

Эффективности же в обучении грамоте, по мнению Выготского, можно достигнуть при максимальном учете возрастных особенностей и возможностей ребенка: уровня его мышления, восприятия, речи, памяти.

У ребенка также должны быть достаточно развиты речевой слух и «особое зрение на буквы» (в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда) [7]. Мозг человека, как утверждает Т. Г. Визель, включает в себя клетки, которые ведают «запоминанием и умением использовать буквы» [5, c. 16].

Таким образом, наиболее благоприятный возраст для начала обучения грамоте – 5 лет, а наиболее оптимальный для обучения чтению – 6 лет.

Д.Б. Эльконин считает, что основа обучения грамоте – работа не с буквами, а со звуками человеческой речи, и дает такое определение процесса чтения: «Чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения» [22, с. 34].

Г.А. Каше отмечает, что к обучению грамоте следует приступать только после усвоения детьми определенного минимума правильно произносимых (то есть произносимых плавно, с правильным артикулированием каждого звука и с правильным ударением), понятных детям слов и предложений. Этот необходимый минимум слов и предложений усваивается детьми в первый период обучения. Во второй период обучения продолжается интенсивное накопление слов и предложений, часть из них не только усваивается в произношении, но закрепляется в чтении и письме.

Обучение грамоте в условиях несформированности звуковой стороны речи приводит к затруднениям в овладении, как чтением, так и письмом. Необходимо учитывать и то, что несформированным является и грамматический строй речи. Все это заставляет процесс овладения чтением и письмом не только растягивать во времени, но по-иному располагать материал, пользоваться иными методическими приемами, чем в массовой школе. Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: «Послушай, как поет синичка!». Ребенка учат делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры разные схемы. По звуковому анализу проводится специальная работа: при помощи интонации в слове выделяется каждый звук. Например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое, подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию – ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа заменяется фишками – заместителями букв. Одновременно дети в практическом плане усваивают термины: звук, слог, слово, предложение, предлог, дифференцируют звуки по твердости – мягкости, глухости – звонкости. Дети складывают из букв разрезной азбуки по следам звукового анализа слоги, слова, предложения. Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно [16].

По данным Т.Б. Филичевой, успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т. д. Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Для успешного усвоения школьного курса родного языка у ребенка должны быть сформированы такие компоненты речевой системы как: звукопроизношение, фонематические процессы, лексика и грамматика.

Начальное школьное обучение русскому языку, с одной стороны, продолжает развивать и совершенствовать речевые навыки (диалогическую и монологическую речь), которые ребенок приобрел до школы, а с другой, предусматривает усвоение некоторых элементов грамматической теории и формирование нового для детей вида речевой деятельности – письменной речи. Овладение элементарными навыками письма и чтения осуществляется в процессе обучения грамоте [18].

Д.Б. Эльконин установил, что на эффективность обучения детей письму и чтению можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе [23]. Психологи Л.С. Выготский, А.Р. Лурия подчеркивают, что вычленение ребенком новой для него области объективного мира не только имеет практическое значение, обеспечивая овладение грамотой, но и является важным этапом его умственного развития [6; 30].

Установлено, что обучение ребенка возможно при условии, если он стихийно, в процессе разнообразных видов деятельности, начинает осознавать элементы языка. Трудности выделения его элементов объясняются выступлением речи для дошкольника как средства общения. Л.С. Выготский писал: «Первоначально мы встречаем у ребенка неосознанность словесных форм и словесных значений и недифференцированность тех и других. Слово и его звуковое строение воспринимаются ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств» [7, с. 218].

В исследованиях Д.Б. Эльконина, Г.А Каше и других показано, что успешность обучения грамоте во многом зависит именно от того, насколько для ребенка «разведены» звуковая и смысловая стороны слова. «Узловым образованием», связывающим разные формы речевой деятельности – звукопроизношение, чтение, письмо, – является звуковой анализ. Осознание звуковой структуры слова – необходимая предпосылка обучения грамоте. Звуковой анализ предполагает умения: дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении; выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка; устанавливать точное место каждого звука в слове, то есть вычленять звуки в той последовательности, в которой они находятся в слове [16; 52].

Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова считают, что обучение элементарным навыкам чтения и письма составляет по специфическую и весьма сложную задачу в обучении детей с ФФН. Овладение первоначальным чтением и письмом предполагает определенный уровень речевой подготовки учащихся, который формируется в процессе их естественного развития. У детей, страдающих нарушением речи, этот уровень недостаточен. Отсюда большое значение придается подготовительному периоду обучения, благодаря которому формируются предпосылки к сознательному усвоению детьми первоначальных элементов грамоты [27; 8].



Заключение (выдержка)

Проблема подготовки дошкольников с ФФН к обучению грамоте занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос использования компьютерных технологий в коррекционном процессе является одним из актуальных.

Компьютерные средства обучения оказывают большую роль в повышении эффективности и сокращении сроков логопедического воздействия. Вопросы применения компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи рассмотрены в работах Ю.Б. Зеленской, Т.К. Королевской, О.И. Кукушкиной, Л.Р. Лизуновой, И.А. Филатовой и др.

На современном этапе используются разнообразные обучающие технологии подготовки ребенка к овладению грамотой, в том числе, и компьютерные программы.

Дети с недостатками произношения, сопровождающимися фонематическим недоразвитием речи нуждаются в логопедической помощи, направленной на исправление речевого дефекта и на предупреждение затруднений при овладении письмом и чтением.

Мы предположили, что процесс подготовки дошкольников с ФФН к обучению грамоте будет эффективным, если после групповых занятий предусмотреть закрепление сформировавшихся навыков на индивидуальных занятиях с включением компьютерных технологий.

Нами был проведен констатирующий этап исследования, целью которого являлось определение наличия специальных предпосылок к овладению грамотой у детей с ФФН.

Выявление предпосылок формирования готовности дошкольников с ФФН к обучению грамоте у детей экспериментальной группы проводилось с использованием приемов, предложенных Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой, по следующим направлениям:

1) обследование артикуляционного аппарата;

2) обследование звукопроизношения;

3) обследование фонематического слуха;

4) обследование форм звукового анализа;

5) обследование произношения слов сложной слоговой структур.

Анализ констатирующего этапа исследования показал, что у дошкольников с ФФН имеются отклонения в строении и подвижности речевого аппарата. Звукопроизношение у испытуемых нарушено, наблюдаются: замены, отсутствие, искажения звуков. У дошкольников нарушено фонематическое восприятие, нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи. Вследствие этого наблюдаются затруднения при анализе звукового состава речи, страдает звуковой анализ и синтез. Затруднено воспроизведение слов сложной слоговой структуры, наблюдаются перестановки, замены слогов. Данные особенности указывают на недостаточный уровень сформированности специальных предпосылок к успешному обучению грамоте.

По результатам констатирующего этапа исследования мы составили коррекционную программу с комплексом логопедических занятий по подготовке дошкольников с ФФН к обучению грамоте с использованием компьютерных технологий в процессе индивидуальной работы. За основу была взята программа обучения детей грамоте Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи» и компьютерная игра «Баба-Яга учится читать».

Задачами подготовки дошкольников с ФФН к обучению грамоте являются следующие:

1) сформировать у дошкольника первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.

2) познакомить дошкольников со звучанием и протяжённостью слова, способами интонационного выделения звука, соотнесенностью слова с заданным звуком, смыслоразличительной функцией звука, гласными и согласными звуками, со слоговой структурой слова.

Программа реализуется в следующих направлениях:

1) овладение звуковым анализом слов;

2) развитие фонематического слуха;

3) овладение учебными умениями для формирования навыков чтения, письма.

В планирование логопедических занятий были включены упражнения и задания по работе с буквами и звуками, по развитию буквенного гнозиса, анализу слов и предложений, по чтению, по звуковому анализу слов.

Результаты проведенного исследования показывают, что поставленная цель достигнута, задачи исследования выполнены, а гипотеза получила свое подтверждение.



Литература

1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

2. Балобанова В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения – СПб: Детство-Пресс, 2001.– 240 с.

3. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М. Знание, 1994. – 192 с.

4. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 500 с.

5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи – М.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.

6. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона. – М.: АРКТИ, 2001. – 64 с.

7. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.

8. Колесникова Е.В. Программа « От звука к букве» по обучению грамоте детей 3-7 лет. –М.: Ювента, 2010. – 48 с.

9. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985. – 177 с.

10. Коган И. Д., Леонас В. В. Эта книга без затей про компьютер для детей. М.: Педагогика, 1989. – 68 с.

11. Кукушкина О.И. Компьютерные программы для детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 2003. – № 6. – С.67-69.

12. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. – М: Просвещение, 2001. – 32 с.

13. Леонова Л. А., Макарова Л. В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. – М.: «Вентана-Граф», 2004. – 16 с.

14. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. – М.: Лань, 2003. – 288 с.

15. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Пермь, 2009. – 260 с.

16. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений. / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 703 с.

17. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. / Под общей редакцией Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.

18. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. / Под редакцией Г. А. Волковой. – М.: Детство-пресс, 2009. – 144 с.

19. Никитина М. Ребенок за компьютером. – М., Эксмо, 2006. – 288 с.

20. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общей ред. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2011.– 240 с.

21. Поваляева М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 445 с.

22. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической стороны речи. – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 56 с.

23. Тихеева Е. И. Несколько слов о развитии речи детей // Семейное воспитание: Хрестоматия: Учебное пособие для студ. высших педагогических учебных заведений. / Сост. П. А. Лебедев. – М.: Академия, 2001. – С. 360-362.

24. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 32 с.

25. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 32 с.

26. Тригер Р. Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск: ООО Изд-во «Ассоциация XXI век», 2000. – 28 с.

27. Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов. / Под ред. Профессора Т.Б. Филичевой - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 48 с.

28. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Сфера, 2008 – 240 с.

29. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 80 с.

30. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М. – Воронеж. НПО «МОДЭК», 2001. – 417 с.



Примечания

Работа проходит антиплагиат Форматы: Word

Есть приложения

Информация о работе
Страниц: 74
Тип: Дипломная работа
2400 p.
Не нашли что искали? У нас Вы можете заказать
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X