8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Феърфилд
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Педагогика

Развитие внимания детей дошкольного возраста посредством игр с песком и природным материалом - Курсовая работа

Тип: Курсовая работа
Раздел: Педагогика
Страниц: 40
Год: 2018

Содержание

Введение….3

1 Развитие внимания детей дошкольного возраста посредством игр с песком и природным материалом….5

1.1 Подходы к изучению внимания: теория и виды внимания….5

1.2 Методика организации игр с песком и природным материалом в дошкольном возрасте с целью развития качеств внимания….10

1.3 Правила безопасности и требования к проведению по занятию с песком16

2 Методика организации игр с песком и природным материалом на занятиях в ДОУ направленных на развитие качеств внимания…20

2.1 Требования ФГОС ….20

2.2 Конспекты занятий …25

Заключение….32

Список использованной литературы….34

Приложение….

Курсовая работа:
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Курсовая работа:
Развитие речи у дошкольников на занятиях

Введение (выдержка)

Актуальность темы. Современное развитие педагогической науки в России характеризуется поиском новых фундаментальных подходов к построению учебно-воспитательного процесса.

Сегодня особое значение приобретает единство воспитательных воздействий на ребенка в течение длительного периода становления личности, начиная с дошкольного детства.

Это будет способствовать формированию у ребенка устойчивых общественно значимых способов поведения, способности к самостоятельному критическому мышлению, социальной и нравственной зрелости. При этом одним из направлений воспитательного процесса считается интеллектуальное развитие дошкольников.

В свою очередь это развитие невозможно без формирования высоких параметров для такого когнитивного процесса как внимание. Дети, которые уже начали обучение в школе, обычно страдают из-за невнимательности или из-за недостаточного развития своего внимания.

Степень разработанности проблемы. В теоретических и экспериментальных работах советских и зарубежных авторов (Н.Ф. Добрынин, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.; В. Вундт, В. Келер, П. Адамс, С. Стенберг, Д. Канеман и др.) отмечается большое значение внимания в различных видах деятельности. Проблемой развития внимания школьника занимались такие исследователи, как Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе, П.Я.Гальперин и другие. Особенности психического развития ребенка на разных возрастных этапах исследовали Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская и др.

Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения.

Дошкольное образовательное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка. Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у дошкольников, как никогда вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у Педагогов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание. Значительно увеличилось количество детей дошкольного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. Этим и определяется актуальность выбранной нами темы.

Цель работы: изучить особенности развития внимания у детей дошкольного возраста посредством игр с песком и природным материалом.

Задачи:

1. Рассмотреть развитие внимания детей дошкольного возраста посредством игр с песком и природным материалом;

2. Проанализировать методики организации игр с песком и природным материалом в дошкольном возрасте с целью развития качеств внимания.

Объект исследования: внимание дошкольников.

Предмет исследования: особенности внимания детей 4-5 лет.

Практическая значимость выполненной работы заключается в возможности использования полученных в ходе исследования данных в работе с детьми средней группы детского сада.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, двух приложений.

Дипломная работа:
Организация музыкально-игровой деятельности детей дошкольного возраста

Курсовая работа:
Использование различных видов бега в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Основная часть (выдержка)

1 Развитие внимания детей дошкольного возраста посредством игр с песком и природным материалом


1.1 Подходы к изучению внимания: теория и виды внимания


Внимание можно представить как когнитивный процесс, который обеспечивает упорядочивание поступающей извне информации в зависимости от первичности и важности, стоящих перед человеком задач. Внимание - динамическая сторона всех познавательных процессов. С.Л.Рубинштейн отмечает, что внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

Анализ литературных источников показал, что существует много определений внимания. Каждый Педагог дал несколько определений и описаний внимания, но, пожалуй, точнее всех определил внимание У. Джеймс - многие современные Педагоги считают, что его описания внимания стилистически точны и совершенно достаточны. Функцию внимания можно сравнить с работой некоторого фильтра, отбирающего необходимую информацию на основе сенсорных признаков из всей доступной для органов чувств разнообразной информации. Приходящие стимулы обрабатываются, подвергаясь физическим и другим видам анализа. Возможности обработки информации не велики и когнитивные процессы, отвечающие за селекцию раздражителей, отбирают их по степени важности, громкости или яркости.

У. Джеймс считал функцию отбора основой внимания: «Это когда разум охватывает в ясной и отчетливой форме нечто, в чем видится одновременно несколько возможных объектов или ходов мысли. Сосредоточение, концентрация сознания — вот его суть. Оно означает отвлечение от одних вещей ради того, чтобы эффективно работать с другими».

Современные исследования внимания ведутся в рамках когнитивной Педагогии, которая собственно и начиналась с анализа внимания и памяти.

Уже из определения внимания следует, что оно характеризуется, с одной стороны, направленностью на то, чем занято сознание, а с другой стороны сосредоточенностью сознания на чем-то, требующим особой осознанности. В жизни каждого человека могут быть случаи, когда что-то лучше выполнять при рассредоточенном внимании, а иногда от человека требуется четкая концентрация внимания на каком-то предмете.

Внимание, как действие концентрации умственных усилий, возможно лишь в отношении сознательного внимания, когда оно направляется на объект под влиянием необходимости и поставленной цели, в этом проявляется избирательность внимания, когда выбирается раздражитель, на котором человек и должен сосредоточиться. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни - в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Для учащихся внимание является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса.

Рассредоточенное внимание также необходимо человеку в том случае, если он должен выполнять одновременно несколько действий. Большие трудности при выполнении сложных заданий уменьшаются в случае постоянных тренировок внимания, и выполнение этих заданий становится привычным. Человек достигает автоматизма, т.е. происходит автоматическая обработка информации, следовательно, требуется меньше когнитивных ресурсов для выполнения этих заданий.

Следует отметить, что внимание взаимосвязано с другими познавательными процессами. Проявляясь как бы внутри познавательных процессов, внимание способствует повышению их эффективности. Так, со вниманием связаны точность и полнота восприятия, ослабление внимания может привести к значительным нарушениям персептивных процессов и искажению формирующегося образа.

Проблема взаимодействия внимания и памяти человека исследуется с момента возникновения научной Педагогии, оставаясь до сегодняшнего дня предметом острых дискуссий. В той или иной форме она появлялась в исследованиях и памяти, и внимания. Так, Г. Эббингауз в своих, ставших классическими трудах о памяти, указывал на внимание как на одно из важнейших условий, определяющих продуктивность запоминания. Эббингауз отмечал: «. С одной стороны, важно достаточное число повторений, но рядом с этим важно также, чтобы человек думал об этом, чтобы внимание его было обращено и сосредоточено на этом. Внимание представляет при этом в известном отношении даже фактор более важный: с усилением внимания число повторений может быть значительно уменьшено, между тем как отсутствие достаточной концентрации внимания, по крайней мере в случае больших групп или длинных рядов впечатлений, часто не может быть возмещено никаким числом повторений, как бы велико оно ни было».

В. Вундт показал, что возможно структурирование запоминаемого материала. При этом главная роль отводится апперцепции, то есть вниманию. Г. Эббингауз, подчеркивая влияние группировки на объем памяти, стремился при оценке последнего избежать ее влияния. Уже тогда был поставлен вопрос о различных - субъективных и объективных - факторах организации запоминаемого материала, поскольку группировки могли быть результатом как активности субъекта, так и структуры предъявляемых объектов.

Таким образом, процесс запоминания может протекать более эффективно, если сосредоточиться на усваиваемом материале. Установлено, что лучше усваивается информация, которая является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели. Сокращается объем исходной информации, облегчается работа по ее переработке.

Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с избирательностью позволяют человеку сконцентрировать свое внимание, а, следовательно, и настроиться на восприятие только потенциально полезной информации.

В зависимости от объекта сосредоточения (воспринимаемые предметы, представления памяти, мысли, движения) выделяют, как отмечает Р.С.Немов, следующие формы проявления внимания:

1. сенсорное (перцептивное),

2. интеллектуальное,

3. моторное (двигательное).

В настоящее время наиболее изучено сенсорное (зрительное и слуховое) внимание.

Большинство данных, характеризующих внимание, получено, фактически, при его исследовании. Внимание характеризуется рядом свойств:

- объемом,

- концентрацией,

- устойчивостью,

- переключением,

- подвижностью,

- распределением.

Объем внимания оценивается числом объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости.

Концентрация внимания — это степень сосредоточенности внимания на объекте.

Устойчивость внимания определяется длительностью сосредоточения внимания на объекте. Показатель устойчивости — высокая продуктивность деятельность в течение относительно длительного времени. Устойчивость внимания, таким образом, характеризуется как длительностью его протекания, так и степенью концентрации во все время его сохранения.

Намеренный перенос внимания с одного объекта на другой характеризует переключение внимания.

Подвижность внимания проявляется в закономерной периодической смене объектов, на которые оно обращено. Переключение может быть обусловлено либо программой сознательного поведения, требованиями деятельности (при переходе от одного объекта, одного действия к другому внутри определенной деятельности), либо необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями, либо осуществляться в целях отдыха (когда предыдущая работа уже утомила человека). В случаях, когда деятельность в продолжение длительного времени остается неизменной, а происходит лишь смена объектов или операций, имеет место переключение внимания в рамках его устойчивости. Подобное переключение при продолжительной работе предотвращает утомление и тем самым повышает устойчивость внимания. Однако оно не должно быть слишком частым — это может иметь отрицательные последствия.



Заключение (выдержка)

Таким образом, подводя итог проделанной работы, сделаем следующие выводы: внимание необходимо для учебной, игровой и познавательной деятельности. Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение им заданий педагога.

Внимание дошкольников, как правило, развито очень слабо. Особенности внимания в том, что ребенка в равной степени может заинтересовать любой предмет, его внимание легко перескакивает с одного объекта на другой. В результате ребенок мало усваивает из сказанного педагогом. Поведение детей неорганизованно. А импульсивность и неусидчивость являются следствием неумения управлять своим вниманием и поведением.

Для преодоления подобных недостатков ребенку надо помочь научиться управлять своим вниманием. Внимание у дошкольников отличается небольшим объемом, малой устойчивостью.

В учебной деятельности у детей данного возраста развивается произвольное внимание. Ребенок постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно – сам ставит цель и контролирует свои действия. Произвольное внимание достаточно неустойчиво.

Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально. Он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточенно. Такие особенности внимания могут быть исправлены путем упражнений и волевых усилий ребенка, что приведет к формированию способности управлять вниманием.

Развитие внимания формирует новые внутренние действия. Они управляют вниманием изнутри. Это помогает удерживать внимание на предметах, которые могут быть неинтересны для ребенка в данный момент или еле заметны по силе своего раздражения. Развитие внимания в период окончания дошкольного возраста – наиболее продуктивный и своевременный процесс.

Внимание занимает особое значение в восприятии, понимании и усвоении дошкольниками изучаемого на занятиях материала. Многие проблемы, возникающие в учении, связаны с недостатком развития внимания.

Игры содержат задачу и правила действия, которые требуют сосредоточенности. Однако обычно этот аспект выступает как вспомогательный, сопутствующий решению других разнообразных задач.

Для того чтобы своевременно развивать у дошкольников определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять им, нужны специальные занятия – такие, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка. Важно, чтобы развитие внимания у дошкольников было коллективной работой родителя и ребенка. Это необходимо для того, чтобы дети, подражая взрослому, постепенно овладевали необходимыми действиями и подготавливались к самостоятельному их выполнению.

Курсовая работа:
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Контрольная работа:
Научные понятия и ведущие идеи в области экологии, их адаптация к дошкольному возрасту

Литература

1. Веракса Н.Е. Символическое опосредствование в познавательной деятельности: Монография /Н.Е. Веракса. – М.: МГУ, 2010. – 151 с.

2. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е, перераб., доп. Учебное пособие /Т.С. Комарова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 176 с.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка /С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Российская АН; Российский фонд культуры. – 3-е изд., стер. – М.: АЗЪ, 1996. – 928 с.

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.

5. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

7. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович и др.; Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985. – 175 с.

8. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды / А.Н. Леонтьев. – М., 1983.

9. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. – Москва: МПСИ, 2003. – 720 с.

10. Поддьяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей / А.Н. Поддьяков. – Москва: Психология, 1998. – 85 с.

11. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников: учебно-методическое пособие / А.И. Савенков. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. – 52 с.

12. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психол. исслед. / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1998. – 464 с.

13. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Педагогика. — 2006. — № 8. — С. 12-32.

14. Лурия А.Р. Внимание и память. - М. Просвещение, 2001. - 436 с.

15. Немов Р.С. Психология. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - С. 85-106.

16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2006. — 705 с. — (Мастера психологии).

17.Дмитриева, В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет.– СанктПетербург: Эксмо, 2008 .–224 с.

18.Жихар О.П. ОТСМТРИЗ в дошкольном образовании: вопросы планирования: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / О.П. Жихар, А.В. Корзун; [под общ.ред. А.В. Корзун]. –МОЗЫРЬ: ООО изд. «Белый Ветер», 2006. –100 с.

19.Сластенин В. А. , Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность.–М, 2003.–275 с.



Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 40
Год: 2018
900 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 312130 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X