8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Педагогика

Игра как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста - Дипломная работа

Тип: Дипломная работа
Раздел: Педагогика
Страниц: 40
Год: 2017

Содержание

Введение 3

Глава 1. Коммуникативные навыки, как основа развития личности дошкольника 6

1.1 Взгляды психологов на проблему развития общения у детей дошкольного возраста 6

1.2 Коммуникативные умения и их своеобразие в старшем дошкольном возрасте 13

1.3 Методы развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 21

Глава 2 Эмпирическое исследование коммуникативных навыков старших дошкольников 29

2.1 Описание опыта

2.2 Анализ развивающей среды на игровую деятельность именно с уклоном на коммуникативное развитие 31

Заключение 36

Список использованных источников 40

Дипломная работа:
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дипломная работа:
РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение (выдержка)

Актуальность исследования. В современном информационном обществе возрастают потребности человека в общении и взаимодействии с другими людьми. Это является актуальной проблемой, так как формирование личности, которая способна организовать межличностное взаимодействие, решить различные коммуникативные задачи, обеспечивает ей успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Проблеме развития игры как коммуникативных навыков посвящены работы ученых А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, А.Н. Леонтьева.

Уже с момента рождения, ребенок вступает в контакты с окружающими людьми, которые впоследствии преобразуются и усложняются. В дошкольном возрасте ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях. Согласно взглядам отечественных ученых (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) общение выступа-ет в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, а также, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Важно отметить, что общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом.

От уровня развития коммуникативных навыков зависит успешность социально-психологической адаптации детей в обществе. Исследователи отмечают, что недостаточная степень коммуникативной готовности детей приводит к трудностям, которые сложно преодолеваются и имеют серьёзные последствия в процессе образования и воспитания в дошкольной организации.

В период старшего дошкольного возраста ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра. Изучением особенностей сюжетно - ролевой игры в дошкольном возрасте занимались многие ученые: Д.Б. Эль-конин, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая. Тема развития сюжетно-ролевой игры является актуальной и в наше время, так как игра определяет развитие всех сторон личности ребенка. Как утверждал Л.С. Выготский: игра является источником развития, она создает зону ближайшего развития, то есть определяет развитие ребенка. Именно в данном виде деятельности ребенок раскрывает себя, развивает навыки коммуникации и активно реализует их во взаимодействии с окружающими.

Цель дипломной работы: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу развития коммуникативных навыков старших дошкольников на основе игровой деятельности.

Объект исследования: коммуникативные навыки.

Предмет исследования: развитие коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте. Гипотеза исследования: развитие коммуникативных навыков старших дошкольников будет успешным при условии разработки специальной программы на основе сюжетноролевой игры, с учетом возрастных особенностей детей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Анализ психологов на проблему развития общения у детей дошкольного возраста.

2. Проведение комплексной диагностики и определение уровня развития коммуникативных навыков старших дошкольников.

3. Разработка и апробация программы по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников.

4. Оценка эффективности разработанной программы.

Теоретико-методологическая основа исследования является деятельностный подход в лице таких отечественных ученых, как Г.М. Андреева и А.А. Леонтьев; концепция М.И. Лисиной, Рузской и Репиной о взаимосвязи общения и коммуникативной деятельности дошкольника; исследования Л.Я. Лозован, в которых коммуникативные навыки рассматриваются как личностные качества ребенка, необходимые для общения и взаимодействия; концепция детской игры Д.Б. Эльконина.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа по развитию коммуникативных навыков может быть полезна воспитателям, психологу, родителям и всем заинтересованным лицам в работе со старшими дошкольниками.

Структура дипломной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Дипломная работа:
НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дипломная работа:
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основная часть (выдержка)

Глава 1 Коммуникативные навыки, как основа развития личности дошкольника

1.1 Взгляды психологов на проблему развития общения у детей дошкольного возраста

Общение имеет большое значение в становлении личности дошкольника. Без него невозможно полноценное развитие ребенка, формирование психических функций и психических процессов. В коммуникативном развитии ребенка дошкольного возраста происходит расширение круга общения, изменяется содержание структурных компонентов общения, совершенствуются его средства, основным из которых становится речь.

Развитие коммуникативных навыков дошкольников - это развитие способности эффективного общения и успешного взаимодействия ребенка с окружающими. Оно основано на таких особенностях личности дошкольника, как: желание вступить во взаимодействие, способность слышать и сопереживать собеседнику, умение поставить себя на место другого, считаться интересами и замыслами сверстников.

О.А. Санькова считает, основой успешной адаптации человека в каждой общественной среде является высокий уровень развития коммуникативных навыков. Поэтому их формирование должно осуществляться с самого раннего возраста [41].

Такие ученые, как Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Е.Г. Савина, определяют коммуникативные навыки, как единство личностных качеств ребенка, необходимых для организации процесса взаимодействия в конкретной социальной среде. Поэтому они проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.

По мнению Л.Я. Лозован, коммуникативные навыки представляют со-бой индивидуально-психологические свойства личности ребенка, обеспечивающие ей условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информационной, перцептивной, интерактивной деятельности на основе субъект-субъектных отношений [30].

Коммуникативные навыки, по мнению ученого, являются необходимым условием для развития личности ребенка и проявляются в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Сформированность данных навыков является субъективным условием эффективности социализации личности в обществе и самостоятельного осуществления дошкольниками информационной, перцептивной, интерактивной деятельности. Важно отметить, что в основе формирования и развития коммуникативных навыков лежит идея личностно-деятельностного подхода.

По мнению Е.О. Смирновой: «Коммуникативные навыки – это осмысленные действия ребенка (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности), а также способность правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения [44].

В представленном выше определении можно выделить два момента:

- коммуникативные навыки - это собственно осмысленные коммуникативные действия детей, основывающиеся на системе знаний и достигнутых умений и навыков;

- коммуникативные навыки - это способность детей управлять своим поведением, употреблять самые разумные приемы и способы действий в решении различных коммуникативных задач.

В своих исследованиях А.А. Бодалев, Л.Я. Лозован и Е.Г. Савина вы-деляют в структуре коммуникативных умений три компонента: информационно-коммуникативный, интерактивный, перцептивный. Л.Р. Мунирова предложила классификацию коммуникативных умений, разделив их на группы:

1) Информационно-коммуникативные умения - состоят из умений вступать в процесс общения (выражать просьбы, приветствия, вежливое обращение, дружественный разговор); умений ориентироваться в выборе партнера и различных ситуациях общения (соблюдать правила культуры общения, начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, понять ситуацию, намерения, мотивы общения собеседника); умений сопоставлять средства вербального и невербального общения (употреблять в общении жесты, мимику, эмоционально и содержательно выражать мысли, получать и транслировать информацию о себе и других вещах, использовать рисунки, таблицы, схемы).



Заключение (выдержка)

Коммуникативные навыки - это индивидуально-психологические свойства личности ребенка, обеспечивающие ей условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информационной, перцептивной, интерактивной деятельности на основе субъект-субъектных отношений (Л.Я. Лозован). Структурными компонентами коммуникативных навыков являются: информационно-коммуникативный (умение принимать информацию, умение передавать информацию), интерактивный (умение взаимодействовать с партнером, готовность к взаимодействию, адаптированность в коллективе) и перцептивный компоненты (восприятие другого, восприятие межличностных отношений).

Проблемой общения и развития коммуникативных навыков в до-школьном возрасте занимались такие ученые, как Л.Я. Лозован, А.А. Бода-лев, Е.Г. Савина, Е.О. Смирнова, М.И. Лисина, Т.А. Репина.

Развитие коммуникативных навыков дошкольников - это развитие способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружающими, в процессе которого ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. Данное направление является основным в социально-личностном развития ребенка.

В старшем дошкольном возрасте коммуникативная активность ребенка направлена как на сверстника, так и на взрослого. В системе делового и игрового взаимодействия доминирующие позиции занимает сверстник, а в системе познавательного – взрослый. К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть такими коммуникативными навыками, как: умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому.

Ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра, в которой дети знакомятся с поведением и взаимо-отношениями взрослых людей, являющимися образцом для их поведения. Также, в процессе игры ребенок приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта с другими людьми, проис-ходит развитие речи. Данная проблема освящена в работах отечественных ученых: Д.Б. Эльконина, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой.

Нами было проведено исследование по выявлению уровня развития коммуникативных навыков старших дошкольников. На этапе констатирующего диагностирования мы использовали такие методики, как:

- метод наблюдения по схеме Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой;

- методика «Рукавички» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной;

- методика контекстного общения со взрослым Е.Е. Кравцовой;

- методика «Да и нет не говорите» Е. Е. Кравцовой.

В результате исследования было выявлено:

- 25% детей имеют низкий уровень инициативности в совместной деятельности со сверстником, что так же может говорить о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти к ним подход; 17,5% детей имеют низкий уровень чувствительности к воздействию сверстника;

- в 5% случаев можно отметить низкий уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества при взаимодействии со сверстниками;

- 7,5% детей имеют низкий уровень сформированности способности к пониманию ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия;

- в 25% случаев наблюдается низкий уровень сформированности контекстного общения дошкольника со взрослыми, что свидетельствует о неразвитости произвольности в общении со взрослыми.

Исходя из полученных данных, нами была разработана и реализована программа по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры. Данная программа была направлена на: развитие способов сотрудничества со сверстниками и взрослыми, проявление во взаимодействии инициативы и активности, развитие умения выражать свою мысль. В программе использовались такие методы развития коммуникативных навыков старших дошкольников, как: сюжетно-ролевая игра, игра-фантазирование, игра-драматизация.

Контрольный эксперимент, проводившийся с детьми, имеющими низ-кий и средний уровень развития коммуникативных навыков, позволил про-следить динамику изменений в коммуникативной сфере дошкольников.

У детей был повышен:

- повысился уровень инициативности детей в совместной деятельности;

- значительно повысился уровень сформированности действий по организации и осуществления сотрудничества;

- произошли изменения в использовании детьми в общении невербальных средств;

- повысился уровень контекстного общения со взрослыми.

Также, эффективность применения данной программы была подтверждена методами обработки данных и качественными изменениями в поведении детей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась – развитие коммуникативных навыков старших дошкольников является успешным при разработке программы с использованием сюжетно-ролевой игры.

Дипломная работа:
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дипломная работа:
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Литература

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социаль-ная психология ХХ столетия: Теоретические подходы, 2011, с.75.

2. Бабаева Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство соци-ального развития старших дошкольников: Детский сад, 2011, № 1.

3. Бабаева Т.И. Михайлова З.А. Игра и дошкольник. Развитие детей стар-шего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник. СПб.: Дет-ство-пресс, 2012.

4. Богомолова М. И. Интернациональное воспитание дошкольников М., 2010.

5. Булычева А.И., Варенцова Н.С., Веракса Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мо-заика-Синтез, 2014.

6. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у стар-ших дошкольников. М.: Аркти. 2011.

7. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной куль-туры ребенка. М. 2012.

8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение. 2013.

9. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология. М., 2014, с. 294.

10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Про-свещение, 2011, с. 96.

11. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: учебное пособие. М., 2005.44 с.

12. Гришина Г. Н. Любимые детские игры. М.: Просвещение.2010.

13. Громова Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у стар-ших дошкольников: Практический журнал. Воспитатель дошкольного обра-зовательного учреждения № 5. 2010.

14. Дыбина О.В., Еник О.А., Пенькова Л.А. Образовательная среда и орга-низация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возрас-та. М.: Центр педагогического образования.2013.

15. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., 2014.

16. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возрас-та. Развитие познавательных процессов. М. : Просвещение.2011.

17. Иовлева Т.Е. Особенности становления межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте. М., 2012.

18. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб: Речь, 2013. с.144.

19. Клюева Н.В. Общение: дети 5-12 лет. М., 2012.

20. Когут А.А. К вопросу диагностики коммуникативной деятельности стар-ших дошкольников: Человек и образование №4, 2012.

21. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. М. 2011.

22. Коссаковская Е.А. Игрушка. М.: Просвещение, 2012.

23. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольно-го возраста. Ростов-на-Дону, 2015.

24. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Смысл, 2010.

25. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М. 2011.

26. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза и общение. М., 2012.

27. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. М.,2011.

28. Лисина, М.И. Общение детей со взрослым и сверстником: общее и различное.М., 2013.

29. Литовкина А.В., Еремина О.Н., Хайминова А.В. Психологические осо-бенности общения детей старшего дошкольного возраста: Молодой ученый. №21. 2015.

30. Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школь-ников. 2011.

31. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 2013.

32. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в дет-ском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд. М., 2012.

33. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной иг-ры: Дошкольное воспитание.№4.2011.

34. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Издательский центр «Акаде-мия», 2010. с.200.

35. Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве: Психологический журнал,№5, 2011.

36. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.:Модэк, 2011.

37. Нижегородцева Н.В., Щадриков В.Д. Психолого - педагогическая готов-ность ребенка к школе. М.: Владос, 2012.

38. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 2011.с.586.

39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком. 2011. с. 720.

40. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. М., 2012.

41. Санькова О.А. К вопросу формирования коммуникативных умений: Среднее профессиональное образование, № 10, 2011.с. 21-22.

42. Смирнова Е.О., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития, М. 2013.

43. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети М.: Эксмо, 2010. с.176.

44. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М.: Академия, 2012.

45. Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: Методические рекомендации. М., 2012.

46. Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности. М.: Просвещение, 2011.

47. Урунтаева Г.А. , Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 2013.

48. Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей: До-школьное воспитание. №7, 2011. с.322.

49. Чеснокова Е.Н. Развитие коммуникативных навыков у старших дошколь-ников: Практический журнал, № 9, 2014

50. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М., 2015.

51. Швайко Г.С. Игры и игровых упражнения для развития речи. М.:Просвещение, 2013.

52. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка- дошкольни-ка. М.: Просвещение, 2011.

53. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 2013. с.368.

54. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика. М.,2010.



Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 40
Год: 2017
1100 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 311804 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X