8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Педагогика

Игровые предпочтения дошкольников 4-5 лет. - Курсовая работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

1.1 Игра как ведущий вид деятельности 6

1.2 Значение различных видов игр в развитии дошкольников 4-5 лет 11

1.3 Предпочитаемые роли и игровые интересы ребенка 4-5 лет 19

Выводы по Главе 1 26

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 28

2.1. Задачи, база и методики исследования 28

2.2 Результаты исследования и их обсуждение 29

Выводы по Главе 2 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

ПРИЛОЖЕНИЯ 45



Введение (выдержка)

Дошкольное детство - время интенсивного вхождения в мир социальных отношений, усвоения общественного опыта или, по словам Л.С. Выготского [6], «врастания в культуру». Овладение опытом в это время происходит в процессе становления всех видов детской деятельности. Известно, что наиболее эффективно социальное взросление дошкольника происходит в игре.

Детская игра всегда воспринималась и воспринимается в связи с отношением общества к детству, к ребенку. Суть детской игры и детства состоит в том, чтобы учиться приспосабливаться к изменчивым условиям, моделировать действия и взаимоотношения взрослых.

Таким образом, игру можно считать «школой морального поведения, поскольку она требует подчинения содержавшемуся в ней правилу, например: надо делиться с другими, нельзя двигаться по сигналу», считает Л.С. Выготский [5, с.75].

Игра оказывает влияние на интеллектуальное, личностное и социальное развитие детей, с помощью игры дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.

Большую роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - ведущему виду деятельности. Она служит продуктивным средством становления личности ребенка дошкольного возраста, его нравственных, волевых качеств, в игре осуществляется необходимость влияния на мир и окружающее вокруг, приводит к значительным преобразованиям в его психике. Известный педагог Сухомлинский В.А. характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.» [19, с. 47].

Игра - самоценная деятельность для дошкольника, доставляющая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая более глубоко осуществить «здесь и теперь», добиться состояния наивысшего эмоционального комфорта, стать приобщенным к детскому обществу, образовавшимся на открытом, простом общении равных.

Актуальность проблемы развития игровой деятельности определяется тем, что современные педагоги-практики отмечают факт ухода игры, особенно сюжетно-ролевой из детской жизни. В погоне за ранним интеллектуальным развитием, время, отведенное в режиме дня на различные виды игровой деятельности используется для организации всевозможных занятий иностранным языком, обучением грамоте и др. Психологи и педагоги говорят также об исчезновении дворовых детских сообществ, где играли вместе дети разных возрастов, правила и сюжеты разнообразных игр передавались от старших детей к младшим.

Цель исследования: выявление игровых предпочтений дошкольников 4-5 лет.

Объект исследования: игровая деятельность дошкольника.

Предмет исследования: предпочтения в игровой деятельности дошкольников 4-5 лет.

Гипотеза исследования: знание игрового репертуара и игровых предпочтений необходимо для эффективной работы педагога с детьми среднего дошкольного возраста, для взаимодействия и коррекции проблем актуального развития конкретного ребенка и группы в целом. Выявленные проблемы и особенности могут служить материалом для дальнейшей психолого-педагогической работы.

Задачи исследования

1. Рассмотреть игру как ведущий тип деятельности.

2.Охарактеризовать различные виды игровой деятельности дошкольников и их значение в развитии детей 4-5 лет.

3.Выделить особенности ролей и игровых интересов детей 4-5 лет.

Методы исследования: наблюдение, обобщение, экспериментальная деятельность, анкетирование родителей, беседы с детьми, изучение литературы по проблеме исследования.

База исследования: исследование проводилось в средней группе МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей №50 «Красная шапочка» город Псков.

Структура курсовой работы обусловлена целью, задачами исследования и включает введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность исследования, объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи работы, методы исследования, структура работы.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты игровой деятельности дошкольника, сущность игры в системе обучения и воспитания, а так же психологические аспекты современных игр.

Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию игровых предпочтений современных дошкольников.



Основная часть (выдержка)

Исследование проводилось на базе МБДОУ №56 «Ягодка», г. Псков. В исследовании принимали участие дети средней группы 4-5 лет. Выборка исследования составила 20 дошкольников. В исследовании приняли участие 18 родителей и 4 воспитателя.

Для решения этих задач были применены следующие методики:

1. Анкетирование родителей и воспитателей, с помощью анкеты предложенное Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, которое заключается в сборе необходимой информации, для применения её в исследовании (Приложение 1).

2. Наблюдение в естественных условиях, которое позволило нам увидеть влияние игровых интересов детей на ход игры, ее продолжительность, развитие игровых умений, уровень развития игровой деятельности (Приложение 2).

3. Интервьюирование детей, заключаются в том, чтобы опросить дошкольников и получить необходимую информацию, в ходе устного непосредственного общения (Приложение 3).



Заключение (выдержка)

В дошкольном детстве складываются важнейшие психические новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память. Мышление приобретает возможность действовать в плане общих представлений. Расширяются познавательные интересы ребенка, и складывается абрис детского мировоззрения. Формируется и начинает интенсивно работать воображение. Складывается произвольное поведение и личное самосознание ребенка.

Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника, поскольку в ней складываются главные психические новообразования этого возраста.

Помимо сюжетно-ролевой, среди игр дошкольников выделяются ролевая, режиссерская, игра-драматизация, игра с правилом, дидактическая игра. В дошкольном возрасте появляются продуктивные формы деятельности. В дошкольном возрасте возникают элементы учебной деятельности. Но основным и ведущим видом деятельности в этот период является игра.

Итогом развития ребенка в дошкольном возрасте является возникновение фундаментальных психологических образований: внутреннего плана действий, произвольности, воображения. У ребенка возникает стремление к выполнению общественно значимой, общественно оцениваемой деятельности.Таким образом, в результате эмпирического исследования были решены следующие задачи:

1. Выявлены поло-ролевые предпочтения девочек и мальчиков к различным видам игровой деятельности. В результате анализа ответов детей на вопросы предложенной нами беседы, был сделан вывод, о том, что наиболее предпочитаемый вид деятельности у девочек и мальчиков - это игровая деятельность.

2. Исследовано своеобразие интересов и овладения позицией субъекта девочками и мальчиками в игре. Анализ содержания игровых действий девочек и мальчиков наблюдаемых в процессе экспериментальной игры, показал, что большинство детей, верно отражают в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения. У девочек представления о женских социальных ролях богаче, содержательнее, чем у мальчиков о мужских. Содержание и продолжительность детских игр зависит от модели взаимодействия (девочка - девочка, мальчик - мальчик, девочка - мальчик, мальчик - девочка) и носит различный характер. Игровое взаимодействие детей одного пола в большинстве случаев более продолжительно, меньше возникает конфликтных ситуаций. Эмоциональные приоритеты детей, продолжительность, содержание и характер их взаимодействия зависит от принятия ребенком позиции субъекта игровой деятельности, который отражает освоение детьми половых ролей. Среди выборки 3 девочки и 3 мальчика показали высокий уровень овладения позицией субъекта игровой деятельности, 4 девочки и 3 мальчика - средний уровень, и 3 девочки и 4 мальчика - низкий уровень.

3. Анализируя ответы на вопросы анкеты в целом можно увидеть, что большинство родителей и воспитателей считают игру важным фактором развития. Взрослые проявляют активность в регулировании внешней стороны поведения детей, но затрудняются в придумывании сюжетов для детских игр. Родители и воспитатели понимают необходимость полового воспитания детей в игре, но часто испытывают трудности в правильном его осуществлении. Это связано с недостаточной просвещенностью взрослых по данному вопросу.



Литература

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. – М.; Воронеж, 2010.

2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова. - СПб.: СОЮЗ, 2003. — 320 с.

3. Бодалев, A. A. Психология общения / А. А. Бодалев. – М. : Воронеж, НПО «МО-ДЕК», 2010. – 256 с.

4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2001. – 160с.

5. Выготский Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский. – С-Пб : «Союз», 2014. – 415 с.

6. Ганелин Ш. И., Зенченко Н. С., Кирпичникова Е. Н. История педагогики и современность / Ш.И. Ганелин, Н.С. Зенченко. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. - 271 с.

7. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – Москва: Педагогика, 1996. – 356с.

8. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2014. – 273 с.

9. Коломенский, Я. А. Психология педагогического взаимодействия / Я. А. Коломенский. – М.: Изд-во «Речь», 2013. – 240 с.

10. Крупская, Н.К. Роль игры в детском саду / Н.К. Крупская // История советской дошкольной педагогики: хрестоматия : учебное пособие / [и др.] ; Ред. М.Ф. Шабаева ; Сост. Е.А. Гребенщикова, А.А. Лебеденко. – Москва: Просвещение, 1980. – С. 128-129.

11. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. - М.: Педагогика, 1991. - 176 с.

12. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.

13. Новоселова С. Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 3.

14. Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология / А.В. Петровский. – М.: Психология, 2014. – 567 с.

15. Рубинштейн С. Л. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ / С.Л. Рубинштейн - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.

16. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с.

17. Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с.

18. Степанов, В. Г. Теория психических состояний и актуальные проблемы воспитания и обучения школьников / В. Г. Степанов // О некоторых проблемах обучения и воспитания учащихся на современном этапе. – М., 2011. – С. 71-88.

19. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлинский. - Киев.: Радянска школа, 1973. – 253 с.

20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336с.

21. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. - Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948.

22. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин.- М.: Владос, 2011. – 360 с.



Примечания

К работе прилагается презентация

Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 46
1500 p.
Не подошла эта работа?

Закажите написание авторской работы.
С нами работают более 500 авторов.
Средний балл наших работ: 4,87
Пишем студенческие работы с 2010 года.
Мы помогли 310582 студентам.
X
X