8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Вудбридж
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Аттестационные работы / Педагогика

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Аттестационная работа

Тип: Аттестационная работа
Раздел: Педагогика
Страниц: 80
Год: 2018

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 8

1.1. Понятие и сущность понятий «пол», «половая принадлежность», «половая идентичность» 8

1.2. Возрастные особенности формирования половой идентичности у детей 6-7 лет 16

1.3. Условия и средства формирования половой идентичности у детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации 22

1.4. Характеристика и возможности форм образовательной деятельности в формировании позитивной половой идентичности у детей 6-7 лет 28

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35

2.1. Опыт педагогов-практиков по формированию половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста в процессе различных форм образовательной деятельности 35

2.2. Входная диагностика уровней сформированности половой идентичности у детей 6-7 лет МБДОУ № 48 «Лучик» города Серов 39

2.3. Разработка и реализация комплекса разнообразных форм образовательной деятельности по формированию половой идентичности у детей 6-7 лет 42

2.4. Описание результатов проведённого исследования 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 54

ПРИЛОЖЕНИЕ 59

Дипломная работа:
Формирование начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре родного края

Дипломная работа:
Формирование начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре родного края

Введение (выдержка)

На современном этапе развития общества проблема формирования полоролевой идентификации всё больше волнует отечественных и зарубежных исследователей. Это связано с изменением ролевых стереотипов, перераспределения ролей и функций между полами.

В отечественной психологии опубликованы исследования, направленные на изучение формирования полоролевой идентификации на разных этапах онтогенеза (Алешина Ю.В., Волович А.С., Визгина А.В., Дворянчиков Н.В, Ениколопов С.Н., Ильин Е.П. , Кон И.С., Пантилеев С.Р., Каган В.Е., Клецина И.С., Репина Т.А. и др.). В зарубежной психологии проблемой полоролевой идентификации в разные годы занимались Д. Батон, Э. Берн, Г. Зиммель, О. Вейнингер, У. Липпман, Ш. Берн и др.

Особое место в формировании личности как субъекта половой принадлежности занимает дошкольный возраст. Половая идентификация и формирование половых ролей в дошкольном детстве происходит необычайно динамично.

В настоящее время одной из целей образовательных учреждений становится создание условий для становления личности ребёнка с учётом будущей полоролевой идентичности. Формирование полоролевой идентичности предполагает знание особенностей развития половой идентификации у детей на определённом этапе онтогенеза.

Прежде всего, следует познакомиться с понятием половозрастной идентификации.

Половозрастная идентификация — отождествления себя с соответствующей половозрастной группой, проявляющееся в усвоении ценностей и форм поведения, принятых данной группой [1].

Формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребёнка. По мнению А.Г. Хрипковой и Д.В. Колесова, знание собственной половой принадлежности развивается в полной мере к трём годам, в процессе того, как ребёнок осознает своё Я.

В раннем возрасте дети часто заученно отвечают на вопрос, сколько им лет, но осознавать свой возраст они начинают только к 3—4 годам. С этого возраста они способны вспомнить свой прошлый день рождения, прошлую зиму или лето, узнать свои вещи, которыми они пользовались, когда были маленькими. Достаточно рано сами дети начинают сравнивать себя с другими детьми по возрасту [1].

Если дети 4—5 лет ещё не все способны правильно выстроить половозрастную последовательность, то в старшем дошкольном возрасте дети должны выстраивать возрастную хронологию безошибочно. Так же в старшем дошкольном возрасте приходит понимание необратимости пола (его неизменности) [2].

Именно дошкольный возраст является базовым этапом в развитии половой идентификации, но, несмотря на это, научная литература по данной проблематике отличается отрывочностью подачи информации, а сама проблема развития половой идентификации остается малоизученной, что обусловило выбор темы и актуальность данного исследования.

Выдающийся отечественный педагог В.А. Сухомлинский [36] рассматривал воспитание у детей качеств, присущих своему полу, как одну из важнейших задач формирования личности. Он справедливо полагал, что в педагогической деятельности необходимо учитывать психологические особенности мальчиков и девочек. Это, по его мнению, важное условие формирования этической, моральной и гражданской зрелости личности и осознания ими, что они являются представителями мужского и женского пола. В.А. Сухомлинский [36] считал, что детский коллектив нужно организовать так, чтобы не было отдельно мужских и женских видов деятельности, а различались только роли и место мальчиков и девочек в самой деятельности.

У мальчиков и девочек гендерные роли формируются в процессе социализации, а не появляются в готовом виде, т. е. женщинами и мужчинами не рождаются в социальном смысле, а становятся в результате воспитания.

В современном образовании до настоящего времени не созданы условия для реализации мальчиками и девочками полоролевого поведения в процессе их обучения и воспитания.

Проблема исследования: каковы педагогические условия, необходимые для успешного формирования половой идентичности детей 6-7 лет.

Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании педагогических условий успешного формирования половой идентичности детей 6-7 лет.

Данная цель конкретизировалась в следующих задачах:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, раскрыть понятия «пол», «половая принадлежность», «половая идентичность».

2. Выявить возрастные особенности формирования половой идентичности у детей 6-7 лет.

1.3. Изучить условия и средства формирования половой идентичности у детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации

1.4. Охарактеризовать и выделить возможности форм образовательной деятельности в формировании позитивной половой идентичности у детей 6-7 лет

4. Экспериментально обосновать совокупность педагогических условий формирования половой идентичности у детей 6-7 лет.

Объект исследования: процесс формирования половой идентичности детей 6-7 лет.

Предмет исследования: педагогические условия эффективности формирования половой идентичности у детей 6-7 лет в условиях разнообразных форм образовательной деятельности.

Гипотезой исследования является мысль о том, что уровень сформированности полоролевого поведения повысится, если образовательная деятельность старших дошкольников будет организовываться с учетом следующих педагогических условий:

1) игровая организация образовательной деятельности, включая занятие-игра, использование игровых заданий, дидактических игр, приемов инсценирования, творческих заданий, направленных на формирование половой идентичности у детей.

2) включение в занятия групповых форм работы;

3) организация чувственного социального опыта детей

В работе использованы следующие методы исследования:

1) теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме гендерного воспитания;

2) беседа с дошкольниками;

3) педагогический эксперимент;

4) количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Методологической основой работы являются труды известных педагогов, психологов и ученых: Д.Н. Исаева [11], В.Б. Каган [11], Д.В. Колесова [13], И.С. Кона [14], В.С. Мухиной [17], Т.А. Репиной [24-27], А.Г. Хрипковой [47] и др.

База исследования: исследование проводилось в подготовительной группе МБДОУ № 48 «Лучик» города Серов.

Теоретическая значимость работы заключается в теоретическом обосновании педагогических условий формирования половой идентичности у детей 6-7 лет в условиях разнообразных форм образовательной деятельности.

Практическая значимость работы состоит в выявлении наиболее эффективных форм, методов и средств работы с детьми, направленных на формирования половой идентичности у детей 6-7 лет в условиях разнообразных форм образовательной деятельности; возможности использования результатов работы в практике дошкольных образовательных учреждений.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Дипломная работа:
ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПРЕКРАСНОГО У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАРОДНОМУ ТАНЦУ

Курсовая работа:
Совместная работа с родителями по формированию гендерной идентичности детей 5-6 лет

Основная часть (выдержка)

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ


1.1. Понятие и сущность понятий «пол», «половая принадлежность», «половая идентичность»


Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме полоролевого воспитания показал неоднозначность трактовки данного понятия: в рамках зарубежных исследований зачастую используется понятие (гендерное воспитание), в то время, как представители отечественной науки используют термины (полоролевое воспитание) и (половое воспитание).

Проблемами полоролевого развития и воспитания детей занимались такие зарубежные и отечественные ученые, И.С.Кон [14], В.Е.Каган [11], И.С.Клецина [12], Т.А. Репина [24-28] и др.

Поскольку в последнее десятилетие во главе процесса воспитания детей разного пола стоит сексуальный аспект взаимоотношений полов, в соответствии с этим становится актуальным изучение сущности понятия (половое воспитание). Анализ психолого-педагогической литературы показал неоднозначность трактовки рассматриваемого понятия в научных исследованиях отечественных и зарубежных ученых.

Так, по мнению И.С. Клециной, «половое воспитание - это систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей, подготовка их к семейной жизни» [12, с.58].

На основании таких признаков, как телесных, репродуктивных, поведенческих и социально-культурных происходит половое определение человека как мужчины или женщины, мальчика или девочки. Совокупность указанных признаков были названы Т.В. Бендас [6] полом. На основании исследований сущности пола было установлено, что с рождения закладывается так называемый биологический пол, а позже под действием социальных факторов, воздействующих на личность ребенка, складывается социальный пол.

С точки зрения отечественных педагогов половое воспитание личности целесообразно изучать с точки зрения нравственного воспитания, что и определяет основную цель полового развития ребенка, которая заключается, по мнению отечественных педагогов, в подготовке порастающего поколения к семейной жизни. Д. В. Колесова, определяла половое воспитание как «…процесс, направленный на развитие таких качеств, черт, свойств, а также установок личности, которое определяют необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола, считает, что половое воспитание призвано обеспечить овладение нравственной культурой в области взаимоотношения полов» [13, с.22].

Проведенный Л.И. Столярчук [35] и И.А. Столярчук [35] анализ литературы показал, что в конце 20 - начале 21 веков при рассмотрении полодифференцированного воспитания педагоги наряду с термином "половое воспитание", стали использовать понятие "полоролевое воспитание", которое основывается на закономерностях социального пола, что подразумевает становление полоролевого поведения, а также развитие под влиянием социальных факторов мужских и женских качеств.

Отводя полоролевому воспитанию ребенка большое значение, исследователи Т.А. Репина [24], Н.Е. Татаринцева [41] рассматривают его как возможность для полноценного развития девочек и мальчиков, т.е. приобретение ими психических черт мужественности, женственности, а также соответствующих гендерных ролей.

Анализ психолого-педагогической литературы показал некоторое различие в трактовки понятий "полоролевое воспитание" и "половое воспитание". Так, с точки зрения одних ученых, "половое воспитание" является более емким и глубоким, чем понятие "полоролевое воспитание", поскольку последнее является составляющей частью первого. Однако другие исследователи придерживаются совершенно противоположной точки зрения, считая, понятие "полоролевое воспитание" более емким. Кроме того, выделяют еще одну группу ученых, которые отождествляют эти два понятия.

Исследователи А.Г. Хрипкова [47] и Д.В Колесов [13] рассматривают полоролевое воспитание как процесс, задача которого заключается в формировании качеств, черт, свойств, установок личности, обозначающих отношение человека с представителями другого пола, в соответствии с требованиями общества.

С точки зрения Н.К. Ледовских [15], в основе полоролевого воспитания лежит освоение таких качеств, как взаимное уважение и дружба между разнополыми детьми, а также в осознании половых особенностей во всех видах жизнедеятельности.

Рассматривая полоролевое воспитание как особую составляющую нравственного воспитания, З.Г Костяшкин [6] считает, что его основная цель заключается в формировании отношений между представителями разных полов, а также связанных с этим поведения и самоконтроля.

По мнению Ю.С. Григорьевой, «…полоролевое воспитание является сложным и социально-формируемым образованием, проявляющееся в наличии знаний элементов гендерной культуры, интересов и потребности в адекватном проигрывании половой роли, толерантном отношении к представителям своего противоположного пола» [см. диссертацию Ю.С. Григорьевой «Дидактическая игра как средство полового воспитания детей дошкольного возраста»].

Несмотря на существование активно применяющегося западными учеными понятие гендера, такими исследователями, как И.С. Кон [14], Л.И. Столярчук [35], Н.Е. Татаринцева [39-41] и др., был введен термин (полоролевое воспитание).

По мере возникновения потребности перехода от просто освоения социальных ролей мужчинами и женщинами к гендерному воспитанию появилась потребность изучения особенностей полоролевого воспитания.

С точки зрения Т.А. Репиной, «…полоролевая социализация происходит посредством стихийного взаимодействия ребенка с окружающей действительностью, а также посредством целенаправленного воздействия на процесс развития ребенка в рамках полоролевого воспитания, когда происходит учитывание половозрастных и индивидуальных особенностей становления личности как мальчика, так и девочки, что обуславливает их саморазвитие, самореализацию, самосовершенствование женской и мужской индивидуальности» [24, с.37].

Исходя из анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, было установлено, что наряду с термином (полоролевое воспитание) и (половое воспитание) активно используется понятие (гендерное воспитание), которое, по мнению И.С. Клециной, «…является предпочтительным, в следствии того, что в нем учитывается возможность влияния установок относительно своего и противоположного пола…»[12].

Кроме того, следует отметить, что И.С. Клецина [12] рассматривает понятие (гендерное воспитание) как ключевое понятие гендерного подхода в педагогике. Понятие "гендерное воспитание" считается новым для отечественной педагогической теории. Тем не менее, по убеждению исследователей Л.И. Столярчук [35] и И.А. Столярчука [35], термин не представляет собой нечто новое, поскольку проблема взаимоотношения полов в определенные периоды развития страны входила в предметное поле теоретических исканий советских педагогов (Д.Н. Исаев [11], В.Е. Каган [11], И.С. Кон [14], А.Г. Хрипкова [47] и др.). Проанализировав подходы исследователей к трактовке понятия "гендерное воспитание", авторы пришли к выводу о прямой взаимосвязи, преемственности понятий "половое", "полоролевое", "гендерное" воспитание.

Одним из значимых теоретических подходов к пониманию гендерного воспитания дошкольников является теория идентификации (М. Кляйн, К. Хорни, Н. Чодороу), зародившаяся в недрах психоанализа. Согласно данной теории, гендерное воспитание начинается с раннего возраста в процессе общения ребенка с матерью и отцом, благодаря которому мальчики и девочки идентифицируют себя с родителем своего пола и, таким образом, усваивают соответствующие своему биологическому полу модели поведения.

В отличие от психоаналитической концепции, теория половой типизации (А.Бандура [7], У. Мишел [8]), в основе которой лежит бихевиоризм, рассматривает гендерное воспитание как процесс формирования поведения ребенка посредством моделирования и подражания поведению родителей, сиблингов, сверстников и других значимых для ребенка людей. Основными методами гендерного воспитания выступают поощрение за поведение, соответствующее полу, порицание – за противоположное. Сторонник данного подхода канадский бихевиорист А. Бандура пишет, что «…в процессе обучения полоролевому поведению дети усваивают навыки поведения, соответствующие их половой принадлежности, мальчики – «мужские», а девочки – «женские» черты характера и поведенческие техники…» [7, с.51].

Теория когнитивного развития была разработана Л. Колбергом, который считает, что «…формирование полового стереотипа, в частности и в школьные годы, зависит от общего интеллектуального развития ребенка", кроме того, данный процесс связан с «проявлением самокатегоризации, т. е. причислением ребенком себя к определенному полу…» [6, с.43].

Теория социальных ожиданий вобрала в себя идеи представителей новой психологии пола. Теория утверждает, что важное значение в формировании психического пола и половой роли играют социальные ожидания общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и находят свое отражение в процессе воспитания. Формирование характерных для пола черт личности и интересов зависит не только от усвоения ребенком в раннем детстве своей половой принадлежности, но и от социальных ожиданий общества и ближайшего окружения. Так, Э. Маккоби [10] полагает, что в старшем дошкольном и младшем школьном детстве существуют две тенденции: гендерная сегрегация и конвергенция, которые имеют возрастную специфику. Более распространенным явлением считается гендерная сегрегация, причина которой кроется в различном поведении мальчиков и девочек, осознаваемом детьми на четвертом году жизни. «Гендерная сегрегация, - пишет Э. Маккоби [10], - навязанная стереотипами, приводит к формированию двух отдельных субкультур». Именно эти сформированные субкультуры приводят к недопониманию и конфликтам между мужчинами и женщинами во взрослости. Следовательно, если в процессе гендерного воспитания не усиливать сегрегацию, а способствовать конвергенции детей разного пола, то ребенок научится взаимодействовать с представителями противоположного пола, начиная с дошкольного детства.

Теория гендерной схемы С. Бэм [6] рассматривает обусловленное полом поведение как гендерную схему, формирующуюся в сознании ребенка на протяжении первых 6 – 7 лет. Ребенок осваивает гендерную схему как стихийно, так и в целенаправленном процессе гендерного воспитания и обучения, что позволяет ребенку выстраивать свое поведение в соответствии с полученными знаниями о своей половой роли.

Представленные Е.Н. Каменской [13] теоретические подходы к гендерному воспитанию школьников следует рассматривать не в качестве противоречащих друг другу, а в качестве комплементарных. Такой взгляд позволяет с разных позиций интерпретировать проблему гендерного воспитания детей в разные возрастные периоды.

Анализ отечественных исследований, раскрывающих сущность гендерного подхода в образовании, выявил, что на сегодняшний день среди отечественных исследователей нет единого мнения в отношении концепции, содержания и специфики гендерного воспитания. Само понятие "гендерное воспитание" требует уточнения. Вместе с тем, необходимо отметить, что первые попытки пересмотреть образование с позиции гендерного подхода относятся к 1990-м годам. В этот период появились первые исследования, посвященные вопросам полоролевого воспитания. Разработкой нового для науки взгляда на проблему полового воспитания школьников занимались В.Е. Каган [11], И.С. Кон [14], Л.И. Столярчук [35] и др. По утверждению Л.И. Столярчук [35], к этому времени "отечественным исследователям был известен термин "гендер", уже широко используемый зарубежными учеными, однако необходим был переходный период (от освоения социальных ролей мужчинами и женщинами к "культурной маске пола") к современному гендерному воспитанию, нишу которого и заняло "полоролевое воспитание"

Полоролевое воспитание, согласно автору концепции полоролевой социализации школьников Л.И. Столярчук [35], «предполагает учет половозрастных и индивидуальных особенностей развития мальчиков и девочек школьного возраста», в процессе которого «осуществляется саморазвитие, самореализация, самосовершенствование женской и мужской индивидуальности»

Главной задачей полоролевого воспитания, по мнению исследователя, является «воспитание культуры взаимоотношения полов, развитие способностей к реализации гибкого полоролевого репертуара (в зависимости от жизненных ситуаций), умений и навыков соответствующего поведения, самосовершенствование женской/мужской индивидуальности – задача учителей воспитателей» [35, с.13].

Опираясь на сформировавшиеся в научной теории и педагогической практике подходы к разработке программы полодифференцированного воспитания, в нашем исследовании мы придерживаемся подхода, в котором понятия "гендерное воспитание" и "полоролевое воспитание" рассматриваются как тождественные и обозначают воспитание в соответствии с определенной гендерной ролью.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что воспитание дошкольника представляет собой целенаправленное влияние, в результате которого учащийся приобретает социальный опыт, необходимый ему для жизни в обществе. Такой опыт позволяет находить свое место в социуме, понимать самоценность собственной личности и личности других людей, осваивать культурные традиции общества и проявлять с опорой на них свое отношение к миру.

Под влиянием полоролевого воспитания, по мнению вышеперечисленных исследователей, происходит восприятие человеком его качеств женственности или мужественности, в чем и заключается полоролевая идентичность.

Доминирующие взгляды в обществе на половые социальные роли мужчин и женщин на протяжении длительного периода истории человеческого общества вызывали необходимость раздельного воспитания детей. Эти взгляды были продиктованы яркой поляризацией общественных функций мужчины и женщины и строгой иерархией половых ролей, когда считалось, что мужчина должен занимать социально более значимую позицию, а позиция женщины - зависимая и подчиненная.

Отсюда необходимо было готовить мальчика к будущей роли воина, вождя, жреца, а, следовательно, освободить его от любых женских влияний и в первую очередь ослабить его идентификацию с матерью. Это достигалось путём удаления мальчика от родительского дома: его передавали на воспитание в другие дома родственников или вождей племени, отдавали в учение.

Это достигалось также с помощью социальных организаций: так называемые "мужские дома", в которых мальчикам разного возраста надлежало ночевать под крышей особого жилища, где они выполняли некоторые виды совместных работ, общались, отдыхали»

Половая социализация девочек проходила преимущественно в стенах родительского дома, подле матери и была направлена на приобретение ею определенных форм поведения и приобщения ее к будущей роли жены и связанных с этим обязанностей.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно констатировать, что в рамках данного исследования под половый воспитанием понимается система воспитательных и просветительных воздействий с целью освоения системы половых ролей и взаимоотношений между полами. Считается, что полоролевое воспитание является составляющей частью полового воспитания. Можно принять за основу следующее определение полоролевого воспитания, согласно которому оно представляет собой процесс, задача которого состоит в формировании качеств, черт, свойств, установок личности, обозначающих отношение человека с представителями другого пола, в соответствии с требованиями общества.

Полоролевое воспитание способствует принятию детьми школьного возраста культуры взаимоотношения полов, которая зиждется на доброте, взаимоуважении, деликатности, соответствующей полу модели поведения, а также верном понимании роли мужчины и женщины в обществе.



Заключение (выдержка)

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Исследуя историю отечественной и зарубежной педагогики, можно сделать следующие выводы. Гендерные исследования возникают как многосоставная или междисциплинарная отрасль знания, занимающаяся проблемами истории, лингвистики, политологии, социологии, философии и т.д. Сюда включаются практически все вопросы взаимодействия мужчин и женщин как на уровне «большого» общества, так и в семье, в личной жизни.

Вопросами гендерного воспитания занимались такие педагоги, психологи, ученые как А.И.Белкина, Ю.Е.Алешина, А.С.Волович, У.Мишел, Л.Колберг, И.С.Кон, Э.Маккоби, К.Джеклин и другие.

Изучение психолого-педагогической литературы позволило определить понятие гендера.

Гендер (от англ. gender-род, пол) - социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии.

Базовым образованием в гендере является психологический пол личности, т.е. достижение определенного уровня полового самосознания и половой идентификации, реальное овладение мужской и женской ролью.

В младшем школьном возрасте, по исследованиям З.Фрейда, у ребенка происходит фиксирование латентной (скрытой) стадии психосексуального развития, поэтому именно в этом возрасте достаточно действенным оказывается гендерное воспитание.

Признавая необходимость воспитания подрастающего поколения с учетом гендерного подхода, далеко не все педагоги и родители вкладывают в это понятие одинаковый смысл. Это подтверждает и анализ социальнопедагогической литературы. Так, например, А.Г.Хрипкова и Д.В.Колесов определяют гендерное воспитание как «.процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а так же установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола».

У З.Г.Костяшиной и Л.П.Бочкаревой это особая часть нравственного воспитания, целью которого является «формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и предствлений, воспитания доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни». А.С.Макаренко справедливо полагает, что «полоролевое воспитание и должно быть воспитанием именно любви, т.е. большого и глубокого чувства - чувства, украшенного единством жизни, стремлений и надежд.»

Мы разделяем точку зрения И. П. Петрище, который рассматривает гендерное воспитание в качестве составной части воспитания вообще, как «комплекс систематических воздействий на человека с целью выработки у него положительных нравственных качеств, черт характера, установок личности в вопросах пола».

Гендерное воспитание включает в себя три компонента:

-когнитивный - знание о себе как представителя определенного пола, об эталонах «мужского» и «женского» поведения, соответствующего полу ребенка;

-поведенческий - усвоение моделей типичного для представителя того или иного пола поведения в реальных и игровых взаимоотношениях со сверстниками; умение разделять обязанности в совместной трудовой деятельности по гендерному признаку; умение адекватно оценивать поведение сверстников и свое собственное;

-эмоциональный - возникновение полоролевых предпочтений, ценностных ориентаций и определенных типичных для пола потребностей и мотивов.

Воспитывая детей, педагогам и родителям необходимо учитывать их гендерные особенности. Так как девочки и мальчики различаются не только внешне. Некоторые значительные различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в первые месяцы их жизни. Так, например, девочки несколько быстрее мальчиков развиваются как в физическом, так и в психологическом отношении.

Так гендерные различия мальчиков и девочек прослеживаются во всех сферах: интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной, коммуникативной и т.д.

Без сомнения, необходимо учитывать все эти различия в воспитании старших дошкольников, используя разнообразные наиболее подходящие методы и средства в формировании гендерной культуры.

Результаты экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:

Была проведена диагностика «Беседа с ребенком о половых ролях» (А.М. Щетинина, О.И. Иванова.)

В ходе первого эксперимента нами было выявлено, что в группе «Боровички» присутствуют мальчики как с высоким уровнем выраженности гендерных качеств, так и с низким. Так же были дети со средним уровнем.

В ходе повторного эксперимента два ребенка перешли на высокий уровень (6 мальчиков, 40%) и одни перешел на средний уровень (всего 7, т.е. 47%).

Из наблюдения за детьми, мы сделали вывод, что в большинстве случаев мальчики выбирали в игру других мальчиков из своей группы. При просьбе воспитателя проявляют такое гендерное качество, как ответственность. Повысился уровень культуры поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам.

Таким образом, есть результаты, хоть и небольшие. Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих формированию гендерной идентичности детей, принесла положительные результаты. Расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему. Я думаю, что наработанный опыт данного педагогического коллектива будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.

Курсовая работа:
Становление половой идентичности в подростковом возрасте

Дипломная работа:
Формирование российской идентичности в начальной школе

Литература

1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отно-шения в детской группе // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - с.70 - 77.

2. Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. - 2017. - № 2.

3. Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. / Под ред. С.Н. Крыгиной, Н.Н. Крыгиной, О.А. Копце-вой. Магнитогорск, 2001. 215 с.

4. Белкин А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию. / Соотношение биологического и социального в человеке. /Под ред. В.М. Банщикова, Б.Ф. Ломова. Материалы к симпозиуму. М.,2015. С. 777-791

5. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2008.

6. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2012 - 64 с.

7. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. - М.: Издательство Владос-пресс, 2015. – 125 с.

8. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки. Два разных мира. - СПб.: Тускарева, 2010. – 146 с.

9. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Воспитание. - 2012. - №4. - с. 2 - 5.

10. Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. 2012. №1. С. 57-68

11. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты.- Изд. 2-е, перераб. и доп. - Л.: Медицина, 2008. 160с.

12. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. - СПб, 1998., 175С.

13. Колесов Д. В. Беседы о половом воспитании. - 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 2008. – 100 с.

14. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. - М.: Педагогика, 2015. – 400 с.

15. Ледовских Н. К. Педагогические условия полоролевого развития в младшем школьном возрасте. - М.: Наука, 2008. – 324 с.

16. Лосева О.К. Половое воспитание детей и подростков в семье. М., 2010. – 541 с.

17. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2008. 432 с.

18. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание: Кн. для уч-ля. М., 2013. 239 с.

19. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. М., 2007. – 150 с.

20. Подласый И. П. Педагогика: учебник. В 2-х томах. - М.: Высшее образование, 2015. – 347 с.

21. Половое воспитание: Учебн. для ВУЗов / Авт.-сост. А. Г. Трушкин, В. В. Баташев и др., Под ред. А. Г. Кураева, Р. Ф. Морозовой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 300 с.

22. Практикум по гендерной психологии / Под редакцией Клециной И. С. – СПб.: Питер, 2013. – 237 с.

23. Психология развития. 8-е изд. / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2016. - с. 142-146.

24. Репина Т. А. Мальчики и девочки: две половинки? // Обруч. - 2008. - №6. 3-6.

25. Репина Т. А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопросы психологии. - 2014. - №4. - с. 69.

26. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2014. – 268 с.

27. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. 2007. N 2.

28. Репина Т.А. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка // Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т.В. Антоновой. М.,2015. – 147 с.

29. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2016. – 610 с.

30. Рылеева Е. В., Баргукова Л. С. Управление качеством социального развития воспитанников образовательного учреждения. - М., 2014. – 269 с.

31. Сабиров Р. Наука - бесполой педагогике // Народное образование. - 2012. - №6. - с. 79-87.

32. Сенько Т. В. Зависимость положения школьников в группе сверстников от формы их личностного поведения // Вопросы психологии. - 2011.-№4.

33. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. - сост. Л. В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - с. 274 - 276.

34. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. ВУЗов / Под общей ред. М. А. Галагузовой. - М, 2011. – 369 с.

35. Столярчук Л. И. Педагогические аспекты полоролевого воспитания / Л. И. Столярчук // Педагогика. - 2013. - №5 (май-июнь). - с. 38 - 43.

36. Стрелова М. Раздельное воспитание: за и против. // Воспитание. - 2010. - № 4. - с. 37 - 41.

37. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. Т. 1, - М., 1979.

38. Сычёва Л. Девочки и мальчики. Стратегия развития // Воспитательская газета. 2007. - №50.

39. Татаринцева Н. Е. Полоролевое поведение ребёнка как образ культурной жизни человека // Ребёнок в мире культуры: Учебно-методическое пособие / Под ред. Р. М. Чумичевой. - Ставрополь: Ставропольсервис-школа, 2015. – 290 с.

40. Татаринцева Н.О. О полоролевом воспитании мальчиков и девочек: технологический компонент [Текст] / Н.О.Татаринцева // Воспитание. - 2009. - № 6. - с.22-32.

41. Татаринцева Н.О. О полоролевом воспитании в контексте современной педагогической реальности / Н.О.Татаринцева // Воспитание. – 2009. - № 3. - с.28-33.

42. Терпугова Е. А. Валеологическое воспитание детей школьного возраста: метод. Пособ. Для педагогов/Е. А. Терпугова. Ростов н/Д: Фе-никс, 2007. -254с.

43. Уильям Г. Мастере, Вирджиния Э. Джонсон, Роберт К. Колодни. Осно-вы сексологии (HUMAN SEXUALITY). - М., 2014. – 369 с.

44. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение: Владос, 2014.- 203 с.

45. Фрейд А., Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов / Сост. и ред. М.М. Решетников. СПб., 1997. – 250 с.

46. Хасан Б. Н., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. - 2007. - №3. - с. 32 - 39.

47. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. В семье растут сын и дочь. - М.: Просвещение, 2005.

48. Чекалина А. Какой пол у моего ребёнка: [Различия в воспитании мальчика и девочки] / А. Чекалина // Семья и школа. - 2013. - №1. - с. 6 - 8.

49. Шевченко В. Игра - детская школа нравственности // Школьное воспитание. – 2009. - №1. - с. 29.

50. Шелухина И. П. Мальчики и девочки. Дифференцированный подход к воспитанию детей младшего школьного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2006. – 258 с.

51. Эльконин Д. Б. Ролевая игра - ведущий тип деятельности детей -школьного возраста//Детская психология: уч. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - с. 105-136.

52. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. 344 с.



Информация о работе

Тип: Аттестационная работа
Страниц: 80
Год: 2018
2100 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 312255 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X