Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации физического воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольной организации 6
1.1. Психофизиологические особенности развития детей в дошкольном возрасте 6
1.2. Сущность деятельности дошкольных образовательных организаций в физическом воспитании дошкольников 11
1.3. Условия физического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ 15
Глава 2. Анализ проведения физкультурных занятий с детьми среднего дошкольного возраста 29
2.1. Методы и организация исследования 29
2.2 Разработка программы «Радость движения» по организации условий физического воспитания детей среднего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДОО 39
2.3. Оценка эффективности практической реализации программы 47
Заключение 55
Глоссарий 60
Список использованных источников 62
Приложения 67
Актуальность исследования. На сегодняшний день в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) в работу образовательных учреждений и социальными запросами страны, начали происходить серьезные изменения, которые связываются с обеспечением условий в развитии физических, эмоциональных и психологических особенностей детей. Актуальной на сегодняшний день проблемой представляется обеспечение на должном уровне физического воспитания детей дошкольного возраста, так как оно служит одним из основных факторов становления активной позиции в жизни, способом совершенствования человеческих ресурсов для выполнения социальных обязанностей перед государством.
Объект исследования – процесс организации условий физического воспитания детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДОО.
Предмет исследования – формы и методы организации условий физического воспитания детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДОО.
Цель исследования – совершенствование физического воспитания детей в МБДОУ №27 «Сказка», на основе разработки программы по организации условий физического воспитания детей дошкольного возраста с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта ДОО.
Для достижения цели ставились и решались следующие задачи:
- исследовать психофизиологические особенности развития детей в дошкольном возрасте;
- рассмотреть сущность деятельности дошкольных образовательных организаций в физическом воспитании дошкольников;
- изучить условия физического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ;
- представить методы и организацию исследования;
- разработать программу «Радость движения» по организации условий физического воспитания детей среднего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДОО;
- оценить эффективность практической реализации программы.
Степень разработанности темы. Большой теоретический и практический вклад в изучение физического воспитания детей дошкольного возраста внесли А.Н. Атарова, П.П. Буцинская, Е.Н. Вавилова, М.Е. Верховкина. Анализ методической литературы и педагогической практики показал, что существует противоречие между необходимостью совершенствования физического воспитания дошкольников и недостаточной теоретической и методической разработанностью вопросов содержательного обеспечения в условиях образовательной организации. Выявленному противоречию уже решается на федеральном уровне в виде ФГОС. Следовательно, необходимо правильно организовать процесс физического воспитания в условиях реализации ФГОС, что послужит основным фундаментом общего развития школьников.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБДОУ №27 «Сказка» (детский сад – подгруппа).
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- анкетирование, опрос, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент (контрольный, формирующий и констатирующий этапы исследования);
- метод количественной и качественной оценки полученных результатов.
Методологическая основа исследования. Изучение проблематики исследования осуществлялось на основе концептуальных положений учения o физиологических механизмах и закономерностях возрастного развития детей (М.П. Асташина и др.), теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста (С.Л. Бродская и т.д.).
Теоретической основой исследования выступили научные исследования по проблеме физической подготовленности в дошкольный период (М.Е. Верховкина, А.Н. Атарова и др.); по проблеме развития физических качеств дошкольников (Н.А. Виноградова и др.); исследования по проблеме организации педагогических условий в ДОУ для физического воспитания детей (Ю.Ф. Змановский и др.).
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, две глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы организации физического воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольной организации
1.1. Психофизиологические особенности развития детей в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст - это один из важных этапов в жизни человека. На этом этапе происходит функциональное развитие органов и систем организма. Развитие детского организма является непрерывным процессом. У каждого возраста свои особенности развития. В дошкольном возрасте у ребенка происходит интенсивный рост, как самого организма, так и отдельно органов. Вместе с интенсивным ростом происходит развитие функций органов. Главной особенностью дошкольников является взаимосвязь и взаимозависимость физического и нервно-психического уровня развития детей. Физические упражнения позволяют развить и укрепить опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физкультурой имеют оздоровительное и воспитательное значение. У детей развивается внимание и наблюдательность. Анализ психического развития детей позволяет, в определенной степени, судить и о процессе физического развития .
У маленького ребенка восприятие еще не сформировано, то есть воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали. Восприятие детей дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет - это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним. Процесс перестает быть аффективным и становится более дифференцированным. Восприятие ребенка уже целенаправленно, осмысленно и подвергается анализу. У детей дошкольного возраста продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому, что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, преобразуется наглядно-образное мышление. Дети 3-5 летний возраст - это период буйного расцвета воображения - первоосновы творчества. Детей этого возраста буквально «сжигает» потребность создавать что-либо из песка и пластилина, в рисунке и музыке, в игре и конструировании .
Таким образом, первый период детства характеризуется возникновением качественно новой, по сравнению с предыдущим этапом развития, социальной ситуацией развития ребенка. Однако, следует иметь ввиду, что у детей 3-5-летнего возраста все еще не сформирована окончательно зрительная функция. Острота зрения у детей этого возраста хоть и становится высокой, но еще не достигает уровня взрослых. Острота зрения, определяющаяся способностью воспринимать мелкие предметы, у детей этой возрастной группы меньше, чем средние нормативы взрослого человека. В этой связи следует учитывать и быструю зрительную переутомляемость детей 3-5 лет и их неспособность воспринимать мелкий шрифт, монотонные, блеклые картинки и т.п.
Развитие личности ребенка 4-5 лет. Ребенок начинает осознавать себя в этом мире и начинает более чутко воспринимать отношение к себе окружающих. В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это один из важных показателей развития личности. Процесс формирования самооценки зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь - со взрослыми. Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно поведение, которое получает положительные отклики у окружающих.
Содержание физкультурных занятий в дошкольной образовательной организации включает в себя состав физических упражнений, которые представлены в программе физического воспитания детей. Также в содержание входят деятельность детей по выполнению доступных им видов физических упражнений и деятельность педагога, направленная на организацию выполнения детьми физических упражнений.
Практический анализ проведен на примере МБДОУ №27 «Сказка», в средней дошкольной группе, с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет), в количестве 20 человек.
В исследовании были применены следующие методы:
1) Теоретические методы (июнь-сентябрь 2024.): изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2) Диагностические методы (октябрь-декабрь 2024 г.): анкетирование, опрос, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент (контрольный, формирующий и констатирующий этапы исследования).
3) Методы количественной и качественной оценки полученных результатов (январь-март 2025 г).
В МБДОУ №27 «Сказка» выстроена целостная система педагогической работы и медицинского контроля, которая обеспечивает целенаправленное комплексное воздействие с целью физического развития и оздоровления. Создание такой системы возможно только при условии учета состояния здоровья детей. В МБДОУ №27 «Сказка» созданы благоприятные условия для физкультурно-оздоровительной работы с детьми: спортивная площадка, физкультурные уголки в каждой группе. Для оздоровления детей используются все природные факторы: солнце, воздух, вода, земля (летом хождение босиком). Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды. На протяжении учебного года на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, в подвижных играх, на физкультурных праздниках организовывалась высокая двигательная активность детей, применялись дыхательные и циклические упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия и сколиоза.
Для тестирования физических качеств дошкольников использовались контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.
1. Бег. По результатам бега физическую подготовленность на высоком уровне показали 30 % дошкольников, на среднем уровне - 35%, и низкий уровень по бегу показали 35% дошкольников.
2. Метание на дальность. По метанию высокий уровень физический подготовленности показали 25% дошкольников, средний уровень показали 40% дошкольников, и низкий уровень - 35% дошкольников.
3. Прыжок в длину с места. Ууровень физической подготовленности дошкольник по прыжкам, следующий: высокий - 20%, средний - 50% и низкий - 30% дошкольников.
Таким образом, результаты тестирования показали, что физическая подготовленность дошкольников в целом находится на среднем уровне и требует работы с целью дальнейшего ее развития.
Цель – осуществление эффективного физического развития детей дошкольного возраста, укрепление состояния здоровья участников образовательных отношений на основе использования потенциала саморазвития ребенка дошкольника в условиях активного детско-взрослого сообщества.
Содержание образовательной деятельности представляет собой описание форм, способов и средств реализации Программы, а также видов детской деятельности (совместной с педагогом (специально организованной и в режимных моментах) и самостоятельной), взаимодействие с семьями воспитанников и включает разделы:
1. Валеологическое образование участников образовательных отношений, формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
2. Организация и проведение оздоровительной и лечебно-профилактической работы.
3. Развитие физических качеств и двигательных умений детей.
4. Физкультурно-оздоровительная работа в системе социального партнерства учреждения.
Для успешной реализации Программы необходимо создание условий, соответствующих специфике дошкольного возраста:
обеспечение эмоционального благополучия через:
непосредственное общение с каждым ребенком;
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
установление правил взаимодействия в разных ситуациях.
На протяжении всего дня педагог индивидуально взаимодействует с детьми, опираясь на их сильные стороны, стимулируя обучение и развитие каждого ребенка. Взаимодействуя с детьми, педагог учитывает сильные стороны и потребности каждого ребенка в эмоциональной, социальной, физической и когнитивной областях.
Для оценки эффективности реализации программы «Радость движения» проведены контрольные упражнения для определения уровня физического развития детей.
1. Бег. По результатам бега физическую подготовленность на высоком уровне показали 40 % дошкольников, до этого было 30 %, на среднем уровне - 55%, против 35 % ранее, и низкий уровень по бегу показали 5% дошкольников. Улучшение показателей физической подготовленности по бегу у дошкольников свидетельствует об эффективности применяемых методик и программ физического воспитания. Повышение процента детей с высоким и средним уровнями подготовки говорит о положительной динамике развития скоростных качеств и выносливости.
2. Метание на дальность. Уровень физический подготовленности показали 40% дошкольников, средний уровень показали 40% дошкольников, и низкий уровень - 20% дошкольников.
3. Прыжок в длину с места. Уровень физической подготовленности дошкольник по прыжкам, следующий: высокий - 45%, средний - 40% и низкий - 15% дошкольников.
Таким образом, результаты тестирования показали, что физическая подготовленность дошкольников в целом находится выше среднего, что подтверждается ранговой корреляцией Спирмена, так как связь между признаками умеренная и прямая. Следовательно, разработанная программа дает положительный результат, у дошкольников сформировался интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками, укрепилось здоровье детей, сформированность у детей потребности в разных видах двигательной активности и развитию физической подготовленности.
Программа «Радость движения» по организации условий физического воспитания детей среднего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДОО ориентирована на развитие скоростных, силовых качеств, гибкости, выносливости, координации, накоплению и обогащению двигательного опыта детей, овладению следующими действиями при беге, ходьбе, прыжках, метании и формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
В ходе реализации программы работа по формированию физической подготовленности дошкольников была проведена интеграция со всеми образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Ожидаемыми результатами освоения программы являются сформированность интегративных качеств ребенка (физических, интеллектуальных, личностных). Данная программа отличается программы от существующих тем, что она стимулирует физическое развитие, а также самостоятельность и ответственность за собственное здоровье и поведение.
Оценка эффективности реализации программы, построенной на основе организации условий физического воспитания детей среднего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДОО на базе МБДОУ №27 «Сказка», показала, что повысились показатели физической готовности по уровню физического развития детей, многие выполнили все упражнения. Изучение данных о динамике заболеваемости показало, что в конце программы она снизилась до 9-10%.
Программа дает положительный результат, она помогла развить двигательные навыки и представления детей, сформировать интерес к физической культуре, укрепить общее состояние здоровья детей, сформировать потребности в активизации двигательной активности в режимных моментах и развить физическую подготовленность. Программа «Радость движения» ориентирована на развитие физических качеств - скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации, накоплению и обогащению двигательного опыта детей - овладение основными двигательными режимами (бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье) и формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
В ходе исследования было доказано, что разработанная программа дает положительный результат, у дошкольников сформировался интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками, укрепилось здоровье детей, сформированность у детей потребности в разных видах двигательной активности и развитию физической подготовленности. Таким образом, в ходе работы поставленная цель и задачи были решены.
Нормативно-правовые акты
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу 15.09.1990) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 01.05.2022).
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (ред. от 06.10.2022) // Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. N 237 (первоначальный текст)
3. Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373 (ред. от 25.10.2023) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2020 N 59599) // СС Гарант (дата обращения: 15.03.2025).
4. Приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.01.2012 N 22946) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125014/ (дата обращения: 15.03.2025).
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (ред. от 27.08.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с «СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.») (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons149438/ (дата обращения: 15.03.2025).
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 28.02.2025) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.03.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598.
7. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 30.11.2024) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г., N 31, ст. 3802
8. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 25 ноября 2013 г. N 265
Учебная литература:
9. От рождения до школы [Текст]: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева в соответствии с ФГОС. – М.: Мозаика-Синтез, 2022. – 22с.
10. Асташина М. П. Фольклорно-физкультурные занятия и досуги с детьми 3-7 лет / М.П. Асташина. - М.: Учитель, 2024. - 112 c.
11. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология / Т.В. Алейникова. – Ростов н/Д: Феникс. – 2024. – 146 с.
12. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория и практика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров, Н.Н. Маликова. - 3-е изд. - М.: Академия, 2025. - 528 с.
13. Бродская С.Л.: Возрастная психология в вопросах и ответах / С.Л. Бролская. – М.: КНОРУС. – 2022. – 254 с.
14. Буцинская П.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду / П.П. Буцинская. – М: Новость. – 2024. –175 с.
15. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение. – 2024. – 96 с.
16. Верховкина М.Е. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / М.Е. Верховкина, А.Н. Атарова. – М.: КАРО, Санкт – Петербург, 2021, - 110с.
17. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков / Л.В. Волов. – Киев: Здоровье, 2024. – 177 с.
18. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья / Л. Волошина // Дошкольное воспитание. – 2024. – №3. – С.117-122.
19. Виноградова Н.А. Физическое развитие дошкольников. Часть1. Охрана и укрепление здоровья: учебное пособие / Н.А. Виноградова. – М.: ТЦ Сфера, 2021. – 144 с.
20. Горбатова М.С. Оздоровительная работа в ДОУ / М.С. Горбатова. –Волгоград: Учитель, 2024. - 413с.
21. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учебное пособие / Ю.И. Евсеев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2024. - 384 с.
22. Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. – 2021. – № 9. – С. 23-25.
23. Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание, 2021. – № 6. – С. 11-17.
24. Ильин Е. П. Психология физического воспитания: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Е.П. Ильин. - М.: Просвещение, 2024. - 287 с.
25. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. - М.: Просвещение, 2024. – 565с.
26. Кудрявцев В.Т. Ослабленный ребенок: развитие и оздоровление: Монография / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. – М.: Институт ДО и СВ РАО. – 2024. – 178с.
27. Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре / Н.Н. Кожухова, В.И. Козлова. – М.: Педагогика – 2025. –320 с.
28. Кожухова Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: схемы и таблицы / Н.Н. Кожухова, В.И. Козлова. – М.: Владос –2022. – 192 с.
29. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение. – 2021. – 271 с.
30. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости / И.Ю. Кулагина. – М.: ТЦ Сфера. – 2021. – 176 с.
31. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Собр. пед. соч., т. 4, «Физкультура и спорт» / П.Ф. Лесгаф. – 2022. – 270 с.
32. Лысенко Е.М.: Возрастная психология / Е.М. Лысенко. – М.: Владос. – 2022. – 173 с.
33. Лях В. Развивать координационные способности / В. Лях, Н. Панфилов // Дошкольное воспитание, 2022. – № 7. – с.16-19.
34. Наливкина Ю.М. Новые методы и приемы организации физического воспитания дошкольников / Ю.М. Наливкина // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2024 г.). - СПб.: Свое издательство, 2024. - С. 163.
35. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников / Н.А. Ноткина. – СПб: Знание. – 2025. – 157 с.
36. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование. – 2024. – 413 с.
37. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина. – М. Просвещение. – 2024. – 288 с.
38. Тарасова Т.А. Контроль физ. состояния детей дошкольного возраста: методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т.А. Тавасова. – М. ТЦ Сфера, 2025. – 85 с.
39. Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах / О.П. Солодилова. – М.: ТК Велби; Проспект. – 2021. – 288 с.
40. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. – М: Просвещение. – 2021. – 28 с.
41. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада / Е.А. Тимофеева. – М.: Просвещение. – 2024. – 96с.
42. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: пособие для воспитателя подгот к школе группы. 2-е изд., дораб. / А.И. Фомина. – М.: Просвещение. – 2022. – 159 с.
43. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды / Д.И. Фельдштейн. – М.: Московский психолого-социальный институт. – 2024. – 190 с.
44. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников. Практикум / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. – М.: Педагогика – 2024. – 189 с.
45. Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? / В.А. Шишкина, М.В. Мащенко. – М.: Академия – 2022. – 197 с.
46. Шустова А.И. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: (Из опыта работы) / Л.И. Баканенкова, Л.В. Русскова. – М.: Просвещение, 2022. – 159 с.
Курсовая работа:
Содержание и методы коррекционно-педагогической работы с детьми с расстройством аутистического спектра
Курсовая работа:
Воспитание национальной культуры старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Курсовая работа:
Инновационные направления в повышении эффективности физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста
Магистерская работа:
Правовое регулирование внедрения федерального государственного образовательного стандарта в образовательные организации дошкольного образования
Курсовая работа:
Организация и проведение физкультурных занятий в детском саду