8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Педагогика

РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСВЕ - Дипломная работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

§ 1.Психолингвистические, лингвистические основы развития речи 6

1.1 Психолингвистические основы развития речи 6

1.2 Лингвистические основы развития речи 11

§ 2. Развитие речи как особая отрасль методики русского языка 16

Выводы по первой главе 25

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ

§ 1. Анализ учебных программ по русскому языку 26

§ 2. Система упражнений по развитию речи на уроках русского в 6 классе. 34

§ 3. Конспекты уроков по развитию речи 46

Выводы по второй главе 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ 71

ПРИЛОЖЕНИЕ 72



Введение (выдержка)

Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению проблемы развития речи учащихся в поликультурном пространстве.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что овладение языком, речью – главное условие формирования будущей социально активной личности. Развитие речи учащихся является наиболее важной проблемой современной школы, так как к выпускнику предъявляются высокие требования, связанные с его речевой деятельностью. Основными же целями преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации являются: формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком понимании этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и речи, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Объектом исследования является формирование речемыслительных умений учащихся на уроках русского языка.

Предметом исследования – система упражнений по формированию речемыслительных умений учащихся на уроках русского языка в 5 классе средней школы.

Цель работы состоит в составлении и описании системы упражнений для развития речи, отвечающей требованиям современного урока.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

­ дать обоснование проблеме развития речи исходя из разных точек зрения;

­ провести сопоставительный анализ отдельных разделов учебных пособий по русскому языку;

­ выявить особенности системы развития речи в выбранных учебных пособиях;

­ представить систему упражнений по одному из разделов русского языка;

­ описать возможности применения результатов исследования в школьной практике.

Материалом исследования являются тексты, на базе которых строится система упражнений.

Методы и методики исследования – общенаучные (анализ, синтез, систематизация), описательный метод, сопоставительный метод.

Методологической основой исследования послужили труды психолингвистов: Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; педагогов: К.Д. Ушинского, Н.Ф. Бунакова, Е.И. Тихеевой; методистов: К.Б. Бархина, М.А. Рыбниковой, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, М.С. Соловейчик, В.И. Капинос, Г.С. Щёголевой, Т.М. Пахновой и др.

Работа выполняется в русле научно – методических исследований «Формирование речемыслительных умений учащихся и специальных компетенций на уроках русского языка» на кафедре русского языка под руководством Л.М. Вырыпаевой. Так, на кафедре выполнены следующие ВКР: 1) «Методы и приемы формирования языковой компетенции на уроках русского языка в 7 классе» Н.Р. Халитовой, 2) «Работа над текстом на уроках русского языка» Л. Голдыревой и др. под руководством доцента Л.М. Вырыпаевой.

Научная новизна нашей работы состоит в том, что рассматривается развитие речи учащихся на уроках русского языка в 5 классе.

Практическая значимость заключается в том, что предложенная система упражнений может быть использована на уроках русского языка, она содержит в себе материалы, способствующие развитию коммуникативной компетенции учащихся, опираются на связь с литературой и искусством. Задания, предлагаемые в практической части данной работы, отвечают требованиям современного урока, возрасту учащихся и их интересам. Упражнения можно реализовать на уроке русского языка или уроке развития речи как систему, дополнив ее или частично переработав, также она может быть использована и в данном виде.

Структура выпускной квалификационный работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель и задачи работы, методы изучения материала, отмечаются ее новизна и практическая значимость.

Первая глава – «Теоретические основы развития речи на уроках русского языка» – посвящена теоретическому обоснованию проблемы развития речи с точки зрения разных аспектов.

Во второй главе – «Методика формирования и совершенствования речемыслительных умений» – проводится анализ учебно-методических комплексов, по которым ведется обучение русскому языку в школах, а также дается методическое обоснование развития речи на основе комплекса упражнений, приводятся конспекты уроков по развитию речи.

В Заключении подводятся итоги, формулируются выводы.

В Приложении приведен проработанный текст, на базе которого строится система упражнений.

ВКР была апробирована на 2 ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава и студентов «Система непрерывного образования: школа – педколледж – вуз», а также в МБОУ Гимназия № 82 в период педагогической практики, в МБОУ СОШ № 100 в рамках конкурса на лучший урок и внеклассное мероприятие по русскому языку «Язык матери – 2017».



Основная часть (выдержка)

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

1. Психолингвистические, лингвистические основы развития речи

1.1 Психолингвистические основы развития речи

Впервые систематическими наблюдениями за процессом становления речи у детей стали заниматься в 18 веке. Д. Тидерманн - немецкий ученый, опубликовавший обзор развития речи своего сына. Записывали и исследовали речь своих детей и другие ученые: Ч. Дарвин, В. Прейер, А. Грегуар, И.А. Бодуэн де Куртене, Н.А. Рыбников, А.Н. Гвоздев. Подробно этапы последовательного освоения ребенком различных сторон русского языка были освещены А.Н. Гвоздевым.

В отечественной науке изучением детской речи также занимались выдающиеся ученые, чьи труды стали теоретической базой в изучении развития речи детей. Это труды: Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Гвоздева, И.Н. Горелова, Н.И. Жинкина, А.В. Запорожца, И.А. Зимней, Р.Е. Левиной, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, В.К. Орфинской, Е.Н. Тихеевой, Р.М. Фрумкиной, М.Е. Хватцева, Н.Х. Швачкина, Д.Б. Эльконина. В последние десятилетия данная проблема стала особенно актуальна, о чем свидетельствует большой интерес к ней ученых, таких как И.Н. Горелов, Н.С. Жукова, Е.И. Исенина, Е.С. Кубрякова, Р.И. Лалаева, Н.И. Лепская, Е.Ю. Протасова, Т.Б. Филичева, В.К. Харченко, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др.

Психолингвистика рассматривает речь как деятельность, которая специфически иерархически организована (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев и др.). Речевая деятельность является совокупностью речевых действий, в основе которых лежат мотивы и цель, средства и способы выполнения, а также установки и результаты. В структуре речевой деятельности выделяют этапы, фазы и уровни (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.). Язык, являясь системой знаков, выступает средством речевой деятельности. Речевая деятельность также понимается как специализированное употребление речи с целью общения.

Психолингвистическая теория речевой деятельности в совокупности с концепциями о процессах порождения и восприятия речи раскрывает структуру и особенности этих процессов, а также позволяет определить возможности речевого развития и пути формирования основных компонентов речи.

Л.С. Выготским была составлена схема внутренней психологической организации процесса порождения речи как последовательности взаимосвязанных фаз деятельности, включающей пять этапов: 1) мотивация, намерение; 2) мысль – речевая интенция; 3) представление мысли во внутреннем слове; 4) представление мысли в значениях внешних слов – реализация внутренней программы; 5) представление мысли в словах – акустико-артикуляционная реализация речи. Мотивация является первым звеном в процессе порождения речи. От мотивации, от потребностей человека зарождается мысль как единица мышления [13]. За единицу речевого мышления Л.С. Выготский принимал значение слова. Помимо этого, он выделял «внутреннюю речь». По Л.С. Выготскому, движение от мысли к слову происходит в виде превращения языка мысли в язык слова [13].

Н.И. Жинкин продолжил работу Л.С. Выготского. По его мнению, слова и высказывания выстраиваются каждый раз согласно определенным правилам [18].

По А.Р. Лурии, речь является системой синтагм (целых высказываний).

В 1960-1970 годах Московская психолингвистическая школа осуществила подробный анализ речевой деятельности. А.А. Леонтьевым была создана концепция порождения и восприятия речи, основанная на исследованиях других выдающихся ученых. Исследователи установили, что говорящий может выбирать различные модели порождения речи, т.е. в основе теории порождения речевого высказывания лежит эвристический принцип.

По А.А. Леонтьеву, модель порождения речи состоит из трех этапов. На начальном этапе осуществляется ориентировка в ситуации, формируются коммуникативные намерения [30]. На этапе создания внутренней программы речевые намерения опосредуются кодом личностных смыслов, создается основная концепция высказывания. На следующем этапе замысел преобразуется в программу высказывания на основе смыслового структурирования действительности и ее отражения в знаках языкового кода. Во внутренней речи происходит семантическая и грамматическая реализация высказывания. На заключительном этапе происходит звуковая реализация высказывания [31].

И.А. Зимняя выделяет 3 уровня речепорождения: 1) мотивационно-побуждающий – содержащий мотив и коммуникационное намерение; 2) процесс формирования и формулирования мысли – смыслообразующая и формулирующая фазы; 3) реализация высказывания во внешней речи [21].

Т.В. Ахутина различает три уровня программирования речи: внутреннее программирование, грамматическое структурирование и моторная кинетическая организация высказывания. Им соответствуют три операции выбора элементов высказывания: выбор семантических единиц (единицы смысла), выбор лексических единиц, которые комбинируются в соответствии с правилами грамматического структурирования, и выбор звуков. Автор выделяет программирование как развернутого высказывания, так и отдельных предложений [4]. При этом Т.В. Ахутина предлагает следующую характеристику последовательных этапов («уровней») порождения речи: на уровне внутренней или смысловой программы высказывания осуществляется «смысловое синтаксирование» и выбор «смыслов» во внутренней речи. На уровне семантической структуры предложения происходит семантическое синтаксирование и выбор языковых значений слов. Уровню лексико-грамматической структуры предложения соответствуют грамматическое структурирование и выбор слов (лексем). Наконец, уровню моторной программы синтагмы отвечают моторное (кинетическое) программирование и выбор артикулем. Следующий глубинный уровень – это уровень пропозиционирования, выделения деятеля и объекта, этап перевода «индивидуальных смыслов» в общезначимые понятия, начало простейшего структурирования будущего высказывания. Глубинно-синтаксический уровень формирует конкретно-языковые синтаксические структуры.

В работах А.А. Леонтьева, Т.В. Ахутиной, И.А. Зимней процесс порождения речи рассматривается как мотивированная, целенаправленная деятельность, которая включает определенные этапы и уровни.

Исследования Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А Р. Лурии, А.А. Леонтьева и др. стали базой для теории речевой деятельности, в основе которой лежит следующее положение: речь ребенка развивается в результате восприятия речи и собственной речевой активности.

Л.С. Выготский отмечал, что во время развития ребенка слово изменяется в плане смысловой структуры, обогащается системными связями, становится обобщением более высокого типа. Развитие значения слова происходит в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловой аспект подразумевает изменение предметной отнесенности слова, приобретающей категориальный характер. При системном развитии значения слова изменяется его функциональная система. Смысл слова – то индивидуальное значение, которое оно приобретает для человека в каждом конкретном случае, складывается на основе всего жизненного опыта человека.

Речь в психической сфере человека занимает определенное место и реализует определенные функции, на основе которых осуществляется общение. По Л.С. Цветковой, речи присущи следующие функции: коммуникативная (речь является средством и формой общения); регулирования деятельности, организации и связывания других психических процессов; обобщения (слово анализирует и выделяет предметы, однородные по содержанию в определенные категории); когнитивная (средство и форма познавательной деятельности); номинативная (слово обозначает и замещает предметы, объекты, явления); эмоционально-выразительная (конкретный смысл слов передается при помощи интонации, модуляции голоса, ритмико-мелодического компонента, пауз, жестов, мимики) [46]. Все они являются взаимосвязанными и опосредуют друг друга.

Теоретико-методологические концепции Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева раскрывают тесную взаимосвязь между речью и формированием высших психических функций. Слово является определяющим фактором, который качественно изменяет психическую деятельность, совершенствует отражение действительности и опосредует новые формы внимания, памяти и др. Вместе с развитием речи сознание переходит от непосредственного, чувственного опыта к обобщенному, рациональному познанию.

Речь участвует в практическом, наглядном и абстрактном мышлении, служит для вычленения существенных признаков воспринимаемых явлений и ситуаций, которые обозначает и обобщает какое-либо слово. Речь является способом формирования и реализации мышления, познавательной деятельности, способом хранения общечеловеческого социального опыта.

Слово способствует раскрытию общего и обобщенного смысла или значения вещи, вызывает в воображении образы-представления разной модальности (зрительной, слуховой, тактильной) и оперирует ими.

Согласно исследованиям А.Р. Лурии, Б.Г. Ананьева и других, на ранних этапах формирования речи большое значение имеют процессы восприятия и образы-представления. Л.С. Выготский отмечал, что любое слово имеет первоначальное представление, или образ, а рост словарного запаса ребенка напрямую связан с образованием многочисленных связей между образами предметов, явлений и словами, которые их обозначают. С.Л. Рубинштейн считал, что слово является отражением предмета, и их связь опосредована либо через обобщенное содержание слова, через понятие, либо через образ. Благодаря воздействию речи восприятие становится точным, изобразительным, осмысленным, категориальным, а также приобретает системный характер. Под воздействием речи возникает логическая память, абстрактное мышление, а в двигательной сфере на базе элементарных движений и действий формируются предметные действия.

Существенную роль играет речь и в формировании личности, произвольных форм регуляции и контроля поведения. Л.С. Рубинштейн писал, что основным и решающим в развитии речи ребенка является не только овладение обозначающей функцией слова, но и то, что ребенок получает возможность посредством слова вступить в общение с окружающими [41].

Согласно В. Фон Гумбольдту, усвоение детьми языка – это не приспособление слов и их реализация в речи, а развитие языковой способности с возрастом и упражнением.

Таким образом, ребенок овладевает языком путем добывания его из речи, постоянно анализируя и систематизируя языковые факты.

Овладеть языком – значит усвоить совокупность языковых единиц, а также правила их создания и употребления в речевой деятельности. Данный процесс осуществляется бессознательно, но зависит от способности ребенка осуществлять анализ речи взрослых. Сначала ребенок постигает общие, основные модели языка, а лишь потом основанные на них языковые правила.



Заключение (выдержка)

Данная работа посвящена изучению системы развития речи на уроках русского языка в 6 классе.

Перед началом работы мы ставили цель выявить, какие методы и приемы используются на уроках русского языка в 6 классе для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Мы пришли к выводу о том, что развитие речи является крайне актуальной проблемой современности. Речь учащихся должна быть правильной, выразительной, логически точной, содержать эмоциональную оценку, и при этом быть краткой и лаконичной. Такого невозможно добиться, не проводя регулярную работу на уроках русского языка. Только систематическая работа с текстами и участие в организуемых учителем диалогах позволит достичь результатов по развитию коммуникативной речевой компетенции учащихся.

Программа под редакцией С.И. Львовой уделяет большое внимание развитию речи. Изучив данный учебно-методический комплекс, можно сделать вывод о том, что развитие речи учащихся на основе трех частей учебника ведется систематически и элементы по развитию речи содержатся в заданиях каждого урока, а не только в заданиях отдельной части учебника.

Рассмотренный теоретический материал, упражнения и задания, предлагаемые для изучения русского языка в 6 классе, позволил предложить ряд собственных упражнений и заданий на тексте.

Предложенная система упражнений может быть использована на уроках русского языка, она содержит в себе материалы, способствующие развитию коммуникативной компетенции учащихся, опираются на связь с литературой и искусством. Задания, предлагаемые в практической части данной работы, отвечают требованиям современного урока, возрасту учащихся и их интересам.

Упражнения можно реализовать на уроке русского языка или уроке развития речи как систему, дополнив ее или частично переработав, также она может быть использована и в данном виде.

Задачи, поставленные перед работой, были отражены и раскрыты в работе. В начале работы было дано представление о том, что такое развитие речи учащихся. На основе современных программ по русскому языку для 6 класса, были установлены методы и приемы, входящие в систему развития речи. Также было дано представление своей системы по развитию речи по нескольким разделам программы.

ВКР была апробирована на 2 ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава и студентов «Система непрерывного образования: школа – педколледж – педвуз», а также в МБОУ Гимназия № 82 в период педагогической практики, в МБОУ СОШ № 100 в рамках конкурса «Язык матери – 2017» на лучший урок и внеклассное мероприятие по русскому языку.



Литература


1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 410 c.

2. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: Учебное пособие для студ.педаг.уч.зав-ний. (Гриф УМО Минобр. РФ). – М.: КНоРус, 2007. – 460 с.

3. Арутюнова Н.Д. Речь // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.; Сов.энциклопедия, 1990. – С. 414-416.

4. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 215 с.

5. Бабайцева В.В. Программа для общеобразовательных учреждений по русскому языку. 5–9 классы. – М.: Дрофа, 2008.

6. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5–9 класс. – М.: Дрофа, 2005.

7. Баранов М.Т. О работе с толковыми словарями на уроках русского языка в IV-VIII классах // РЯШ. – 1969. – № 6. – С. 38-42.

8. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы. / Под ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 2007. – 283 с.

9. Баранов М.Т., Ладыженская Л.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Ивченков П.Ф. Методика преподавания русского языка. / Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 365 с.

10. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 368 с.

11. Беднарская Л.Д. Программа по развитию речи и анализу текста: Учебное пособие для учителя. // Первое сентября. Русский язык. – 2001. – № 24 (288). – С. 5-11.

12. Величко Л.И. Работа с текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 128 с.

13. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 500 с.

14. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1978. – 117 с.

15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во AПН РСФСР, 1961. – 471 с.

16. Гриншлун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у школьников в процессе работы над связной речью // Дефектология. – 1988. – № 3.

17. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. – М.: Наука, 1975. – 371 с.

18. Жинкин Н.И. Теория речевой деятельности // Под ред. А.А. Леонтьева. – М. – 1968. – 420 с.

19. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Академии педагогических наук, 1958. – 370 с.

20. Зайцева Н.А. Изучаем сложноподчиненные предложения // РЯ. –2006. – № 4. – С. 12-13

21. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности: Избр. психол. труды – М.: Изд-во Моск. психол.-социального ин-та; Воронеж: МОДЕК, 2001. (Психологи Отечества). – 432 с.

22. Ильенко С.Г. Контекст и связный текст в их лингвометодической интерпретации: языковые единицы и контекст. – Л.: Лениздат, 1973. – 268 с.

23. Кашкарова Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка // РЯШ. – 1991. – № 2. – С. 41-44.

24. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Наука, 1977. – 372 с.

25. Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. – М.: Дрофа, 2007. – 251 с.

26. Совершенствование методов обучения русскому языку: (Сб. статей). Пособие для учителей. / Сост. А.Ю. Купалова. – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.

27. Ладыженская Т.А. Анализ устной речи учащихся V-VII классов. – М.: Знание, 1963. – 394 с.

28. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., 1975. – 255 с.

29. Ладыженская Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1980. – 240 с.

30. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1999. – 287 с.

31. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.

32. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 253 с.

33. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 416 с.

34. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов ребенка. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 93 с.

35. Мурникова Т.О. О роли художественных текстов при изучении русского языка. РЯШ. – 1967. – № 1. – С. 20-23.

36. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005.

37. Пахнова Т.М. Знания о слове и тексте как основа речевого развития школьников // РЯ. – 2009. – № 20. – С. 8-16.

38. Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды // РЯШ. – 2000 – №4. – С. 10-18.

39. Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка // РЯШ. – 1993 – №3. – С. 31-38.

40. Розенталь Д.Э. Лексика и стилистика. – М.: Оникс, 2010. – 96 с.

41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с.

42. Рухленко Н.М. Комплексная работа с текстом в старших классах // РЯ. – 2008. – № 12. – С. 37-42.

43. Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. – М., 2005.

44. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1986. – 414 с.

45. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. – М.: Наука, 1973. – 344 с.

46. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. – Учебное пособие. – М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2000. – 148 с.

47. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000. – 240 с.

48. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи). – М.: Наука, 1990. – 168 с.

49. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Известия AПН РСФСР. – 1948. – Вып. 13. – С. 101-132.

50. Преподавание русского языка: сегодня и завтра: круглый стол // Русский язык: – Приложение к газете «1 сентября». – 1998 – №8. – С.1-3


СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ

1. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.: Сов.энциклопедия, 1999. – 682 с.

2. Школьный словарь образования слов русского языка / М.Т. Баранов – М.: Просвещение, 2011. – 350 с.

3. Словарь грамматических трудностей русского языка / Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. – М.: Логос, 1999. – 340 с.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов. / Под ред. чл.-корр. АНСССР Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: Рус.яз., 1989. – 750 с.




Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 72
2100 p.
Не подошла эта работа?

Закажите написание авторской работы.
С нами работают более 500 авторов.
Средний балл наших работ: 4,87
Пишем студенческие работы с 2010 года.
Мы помогли 310582 студентам.
X
X