8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Ашберн
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Разное

РАБОТА НАД СИНТАКСИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ - Дипломная работа

Тип: Дипломная работа
Раздел: Разное
Страниц: 100
Год: 2014

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….….3

ГЛАВА I. ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИНТАКСИСА И МОРФОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ СВЯЗНОЙ РУССКОЙ РЕЧИ

УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1.1. Принципы изучения морфологии на синтаксической основе и

изучение синтаксиса с опорой на морфологию….…6

1.2. Краткий обзор научно-методической литературы по теме

исследования….….…20

1.3. Лингвистическая характеристика простого предложения в русском

и башкирском языках….….27

1.4. Анализ взаимосвязи синтаксиса и морфологии на уровне простого предложения….….42

ГЛАВА II. РАБОТА НАД СИНТАКСИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ

ЯЗЫКА В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

2.1. Задачи и содержание работы над синтаксическими средствами

языка в аспекте развития речи….….44

2.2. Система упражнений по развитию речи на основе изучения

синтаксиса простого предложения….….55

2.3. Виды работ по развитию речи на уровне монолога …65

2.4. Виды работ по развитию диалогической речи….72

2.5. Типология синтаксических ошибок учащихся башкирской школы

и средства их исправления….…82

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….….91

ЛИТЕРАТУРА….….….99

Дипломная работа:
Изучение лингвометодических основ синтаксиса и морфологии в обучении связной речи в национальной школе

Дипломная работа:
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Введение (выдержка)

Практическое овладение русским языком как основная цель обучения русскому языку в национальной школе означает умение свободно говорить и писать по-русски, выражать мысль средствами русского языка, не прибегая к помощи родного, то есть такое владение им, когда иноязычно-речевая деятельность осуществляется спонтанно, без осмысления грамматических правил и при полной свободе от давления родного языка.

Обучение речи предполагает, прежде всего, обучение механизму построения предложения, усвоение фонетических, лексических, морфологических средств языка в связи с задачами конструирования предложения с точки зрения функционирования их в речи.

Использование предложения (основной коммуникативной единицы) в качестве основной учебной единицы выдвигает на первый план коммуникативную цель обучения и является оптимальным вариантом реализации в учебном процессе задачи развития речи.

Актуальность темы исследования в том, что в данной работе впервые анализируется методика изучения синтаксиса простого предложения на уроках русского языка с опорой на морфологию в национальной школе. Это позволит оценить уровень развития методики обучения в данной сфере, как в российской, так и башкирской лингвистике. Так, как исследуются ее авангардные представители. К тому же позволит найти схожие и отличительные черты, особенности свойственные двум языкам. Актуальность темы исследования связана со значительным распространением изучаемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в ее дальнейшем использовании как отдельного труда в сопоставительных исследованиях других авторов.

Степень разработанности проблемы. В лингвистике данная тема изучена достаточно подробно. Но не существует трудов, изучающих его в сопоставительном аспекте. В нашем исследовании были использованы труды таких авторов, как К.З. Закирьянов, Л.Г. Саяхова, Р.В. Альмухаметов, Н.Е. Богуславская, М.Т. Салихова, А.С. Ибрагимова и др.

Объектом исследования являются особенности лингвометодических основ синтаксиса и синтаксических средств языка в аспекте развития речи.

Предметом исследования являются простые предложения в аспекте развития речи.

Цель исследования – изучение лингвометодических основ синтаксиса и морфологии в обучении связной речи в национальной школе, а также работы над синтаксическими средствами языка в аспекте развития речи.

Задачи исследования:

1. Раскрытие принципов изучения морфологии на синтаксической основе и изучения синтаксиса с опорой на морфологию;

2. Краткий обзор научно-методической литературы по теме исследования;

3. Рассмотрение лингвистической характеристики простого предложения в русском и башкирском языках;

4. Анализ взаимосвязи синтаксиса и морфологии на уровне простого предложения;

5. Разработка системы упражнений и видов работ по теме исследования;

Гипотеза исследования: при обучении синтаксису простого предложения можно получить положительный результат, если:

- опираться на принципы изучения морфологии на синтаксической основе;

- использовать современные технологии обучения;

- рассматривать в сравнительном плане синтаксические особенности русского и башкирского языков;

В выпускной квалификационной работе использованы следующие исследовательские методы:

- Сравнительно-сопоставительный;

- Описательный;

- Исследовательский.

Научная новизна исследования заключается в определении научно-методических аспектов одного из основных принципов изучения морфологии русского языка, ориентированного на обучение речи.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы и обобщения, содержащиеся в нашем исследовании могут быть использованы не только учителями-лингвистами, но и преподавателями средних и высших педагогических институтов.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Дипломная работа:
РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Дипломная работа:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСВЕ

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА I.

ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИНТАКСИСА И МОРФОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ СВЯЗНОЙ РУССКОЙ РЕЧИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Принципы изучения морфологии на синтаксической основе и изучение синтаксиса с опорой на морфологию

1.1.1. Принципы изучения морфологии на синтаксической основе

Принципы изучения морфологии на синтаксической основе не нова, она обоснована теоретически, получила всеобщее признание методистов, реализуется в программах и учебниках. Возникновение самой идеи

в методике преподавания русского языка связана с коммуникативными задачами обучения и прежде всего с лингвистической природой частей речи.

Части речи как лексико-грамматические классы слов обладают комплексом признаков: 1) определенной семантикой, 2) грамматическими категориями, 3) синтаксической функцией – и внимание ко всем этим признакам обеспечивает более глубокое усвоение особенностей частей речи как единиц языка. Значит изучение синтаксических признаков частей речи «необходимо прежде всего в интересах самой морфологии» [31, с. 14]. Однако, как показывают наблюдения школьной практики, при изучении частей речи меньше всего учитываются их синтаксические признаки. Идея изучения морфологии на синтаксической основе и была выдвинута главным образом для устранения этого недостатка в изучении морфологии

в школьном курсе русского языка.

В практике преподавания русского языка в башкирской школе (также в других национальных школах) сущность изучения морфологии на синтаксической основе трактуется неоднозначно, в ряде случаев искаженно, слишком узко. Нередко учителя ограничиваются рассмотрением изучаемых частей речи в составе словосочетаний и предложений, в лучшем случае обращая внимание на то, каким членом предложения является рассматриваемая часть речи. Никакой целенаправленной работы по усвоению синтаксических понятий, связанных с морфологическими признаками частей речи, не ведется. В результате в течение всего курса морфологии учащиеся опираются только на тот объем знаний по синтаксису, который они получили в начале 5 класса в разделе «Синтаксис и пунктуация» [28]. Соответственно изучение систематического курса синтаксиса в 7-8 классах лишается твердого основания [18]. Так обесценивается значение идеи изучения морфологии. По существу, как и раньше, морфология продолжает изучаться в отрыве от синтаксиса, а синтаксис – без учета знаний, приобретенных учащимися в процессе изучения морфологии. По справедливому замечанию Е.П. Гиматовой, «морфология так много недодает» синтаксису, что она почти теряет свою значимость как этап подготовки учащихся к овладению языковыми явлениями на самом главном уровне – синтаксическом» [10, с. 12]. Объясняется такое предложение, прежде всего тем, что учитель недостаточно четко представляет объем задач, стоящих перед изучением морфологии.

Изучение морфологии на синтаксической основе предполагает формирование системы синтаксических понятий при изучении частей речи на основе установления логических связей между морфологическими и синтаксическими категориями. Практическое значение такого подхода к изучению морфологии состоит в следующим: 1) внимание к синтаксическим признакам частей речи позволяет усваивать морфологические категории на основе их синтаксических функций и способствует более успешному овладению структурой синтаксических конструкций, тем самым, морфология выступает как подготовительный этап к изучению; 2) рассмотрение не только морфологических, но и синтаксических признаков частей речи способствует более углубленному изучению самой морфологии; 3) трудные синтаксические понятия усваиваются поэтапно: сначала в связи с рассмотрением грамматических признаков частей речи, затем

по систематическому курсу синтаксиса; 4) формирование системы синтаксических понятий при изучении морфологии подготавливает основу для успешного изучения систематического курса синтаксиса на уроках морфологии в известной мере способствует преодолению перегрузки учащихся на уроках синтаксиса; 6) синтаксический подход к изучению частей речи активизирует употребление их в речи, являясь тем самым одним из условий развития речи учащихся [17, с. 24-25].

Изучение морфологии на синтаксической основе образует первую часть общей идеи взаимосвязанного изучения морфологии и синтаксиса, поэтому работу по морфологии необходимо организовать с дальней перспективой: с учетом того, когда и в какой мере знания по морфологии будут использованы при изучении синтаксиса. Выполнение этой задачи требует определения конкретного содержания синтаксического материала для каждого класса в отдельности и в связи с изучением каждой морфологической темы.

При установлении объема знаний по синтаксису для усвоения в 4-6 классах в связи с изучением морфологии необходимо исходить:

а) из закономерных связей между категориями морфологии и синтаксиса

в русском языке; б) из потребностей морфологии: в какой мере для усвоения морфологических категорий необходимо обращаться к вопросам синтаксиса; в) из потребностей синтаксиса: в какой мере для овладения синтаксическим строя языка необходимо знание морфологии; г) из задач развития речи:

для чего нужно изучать морфологические категории и как можно активизировать их в речи [18].

Части речи как лексико-грамматические единицы слов обладают комплексом признаков (семантических, морфологических, синтаксических), и рассматривать эти признаки нужно в совокупности. Таким образом, изучение частей речи становится многоаспектным.

Синтаксический аспект изучения частей речи предполагает в первую очередь рассмотрение функционирования их в качестве членов предложения и способности их вступать в грамматическую связь с другими словами

в словосочетании и предложении.

Каждая часть речи способна выполнять в предложении более типичную для нее, первичную синтаксическую функцию и менее типичную, вторичную синтаксическую функцию, соответственно члены предложения бывают морфологизованные (части речи выполняют первичную синтаксическую функцию) и неморфологизованные (части речи выполняют вторичную синтаксическую функцию). Каждую часть речи необходимо рассматривать сначала типичной для нее синтаксической роли, а затем – употребление её в предложении во вторичной синтаксической функции. Например, прилагательное обычно является в предложении определением, это его первичная синтаксическая функция, поэтому первоначально оно и изучается в роли определения. Лишь поэтому рассматривается его функционирование в качестве сказуемого (Наша школа большая. День солнечный) и других членов предложения – подлежащего и дополнения (Дежурный проветривал класс. Врач осматривает больного).

Путем наблюдения за употреблением каждой части речи в его первичной и вторичной синтаксической функциях учащиеся приучаются правильно находить грамматическую основу предложения и его второстепенные члены, а самое главное – глубоко осознают, что каждая знаменательная часть речи способна быть в предложении разными его членами, поэтому при квалификации членов предложения недостаточно ориентироваться только на способы их морфологического выражения. Очень важно научить учащихся выделять основной, главный наиболее существенный синтаксический признак изучаемой части речи среди остальных [17, с. 25-37].

Наряду с рассмотрением функционирования части речи в роли того или иного члена предложения, необходимо изучать ее синтаксическую сочетаемость – способность вступать в грамматическую связь с другими словами, которая составляет основу построения синтаксических единиц любой конструкции.

Грамматическая связь между словами осуществляется в русском языке главным образом посредством окончаний и предлогов, поэтому правильное оформление синтаксической связи слов в словосочетании и предложении зависит от усвоения грамматических форм и предложно-падежной системы русского языка. Значит, грамматическая связь слов представляет собой явление не только синтаксическое, но и морфологическое. В самом деле многие морфологические признаки части речи (форма рода, числа, падежа, лица и т.д.) в конечном счете изучаются для того, чтобы правильно связывать слова между собой при построении предложений. Различение способов подчинительной связи слов (согласование, управление, примыкание) также обусловлено морфологическими признаками связанных между собой слов, особенно зависимого слова. Отсюда вытекает, что наиболее благоприятные условия для усвоения синтаксических связей слова создаются на уроках морфологии.

Так, согласование слов усваивается при изучении рода, числа, склонений существительных, прилагательных, порядковых (частично и количественных) числительных, некоторых разрядов местоимений, причастий, наклонений и времен глаголов; управление слов – при изучении приставок, склонения и значений падежей имен существительных (употребление предлогов рассматривается вместе со значением падежей), количественных числительных, степеней сравнения прилагательных, глаголов; примыкание слов – при изучении неопределенной формы глагола, деепричастий, наречий. Нередко одна и та же часть речи дает возможность организовать работу над всеми способами синтаксических связей слов. Реализуется такая возможность при рассмотрении частей речи синтаксических единиц [17, с. 25-27].



Заключение (выдержка)

В зависимости от поставленных целей научная работа делится на три части. Первая глава посвящена изучению лингвометодических основ синтаксиса и морфологии в обучении связной русской речи в национальной школе.

В первом параграфе данной главы проанализированы принципы изучения морфологии на синтаксической основе и изучение синтаксиса с опорой на морфологию. Таким образом, содержание работы по синтаксису при изучении морфологии составляет: а) изучение синтаксических связей слов в словосочетании и предложении; б) изучение структурных типов и моделей словосочетаний; в) наблюдение за функционированием частей речи в предложении в качестве его членов; г) сообщение первоначальных сведений о некоторых сведений о некоторых структурных типах предложений; д) овладение нормами прямого порядка слов в предложении.

Во втором параграфе научной работы был сделан краткий обзор научно-методической литературы по теме исследования. По истории развития методики преподавания русского языка в башкирской школе были проанализированы и разделены на периоды. Например, в дореволюционный период можно отметить первые и самые известные труды таких ученых, как Мирсалих Бикчурин, который составил первый русский «азбуковник» для башкир, Мифтахетдин Акмулла, Мухаметсалим Уметбаев, «Первоначальный учебного русского языка для башкир», Оренбург, 1893; «Практические первоначальные уроки русского языка для башкир», Оренбург, 1899. В 1919 г. на основе русской графики он составил «Азбуку» («Элепей») Мухаметхана Кулаева, учебные пособия для первоначального обучения русскому языку казахских и башкирских детей В.В. Катаринского и др.

Целью третьего параграфа было отражение лингвистической характеристики простого предложения в русском и башкирском языках. Мы определили, что предложение представляет собой универсальное синтаксическое явление. Как минимальная синтаксическая единица предложение имеется во всех языках и выполняет в них одинаковые функции: служит средством формирования, выражения и сообщения мысли, а также чувства и воли.

В четвертом параграфе был проведен анализ взаимосвязи синтаксиса и морфологии на уровне простого предложения. Были изучены виды предложений.

Вторая глава научной работы посвящена работе над синтаксическими средствами в аспекте развития речи.

В первом параграфе данной главы были изучены задачи и содержание работы над синтаксическими средствами языка в аспекте развития речи.

Было выявлено, что роль осмысления каждого из этих признаков синтаксической конструкции неодинакова при решении разных задач развития речи и даже при решении одной и той же задачи применительно к разному материалу.

Во втором параграфе рассмотрена система упражнений по развитию речи на основе изучения синтаксиса простого предложения. В основном изучались возможные направления работы по развитию речи детей при изучении видов односоставных предложений и неполных предложений.

К односоставным относятся определенно-личные, неопределенно-личные, безличные и назывные предложения. Были проанализированы их особенности.

В третьем параграфе данной главы были изучены виды работ по развитию речи на уровне монолога. Мы определили, что монологической речи свойственны такие признаки, как: 1) непрерывность, связность;

2) линейность, последовательность изложения мысли; 3) логическая стройность; 4) смысловая законченность; 5) тематическая однородность, одноплановость; 6) отшлифованность с точки зрения выбора языковых средств; 7) развернутость; 8) коммуникативная направленность (рассчитана на восприятие других).

В четвертом параграфе была рассмотрены виды работ по развитию диалогической речи (характеристика особенностей диалога в аспекте простого предложения). У нее есть свои характерные качества: 1) В силу двустороннего участия говорящих диалогическая речь характеризуется менее свободным построением; 2) В обычной жизненной обстановке диалогическая речь чаще всего является неподготовленной, спонтанной, протекает без определенного плана, стихийно; 3) Диалогическая речь обусловлена ситуативно, характеризуется общностью обстановки, в которой находятся собеседники, наличием предшествующего опыта говорящих о предмете речи; 4) В диалогической речи широко используется неязыковые, паралингвистические средства; 5) Диалогическая речь эмоциональна; 6) По синтаксическому построению диалогическая речь характеризируется простотой конструкций, обильным употреблением неполных и эллиптических предложений, усеченных конструкций; 7) Для диалогической речи характерно употребление готовых языковых штампов – речевых клише, которые принято называть речевым этикетом; 8) Диалогу свойственна также прерывистость речи, высокая частотность вопросительных предложений, наличие реплик с обратным порядком слов (инверсий), быстрая смена интонации и темпа речи и другие; 9) В структурном отношении диалогическая речь состоит из нескольких (реплик), связанных между собой единством темы.

В пятом параграфе были определены основные синтаксические ошибки встречающихся в русской речи учащихся башкирской школы. Они возникают по разным причинам объективного и субъективного характера, но одна из главных причин – интерференция родного языка.

Мы пришли к выводу, что в русском и родном языках различаются только слова, нерусский ученик строит предложение по нормам родного языка и заменяет в нем башкирские слова русскими эквивалентами в той же грамматической форме.

Дипломная работа:
Речевая деятельность младших школьников на уроках русского языка

Курсовая работа:
Развитие речи у дошкольников на занятиях

Литература

1. Альмухаметов, Р. В., Закирьянов, К. З., Саяхова, Л. Г.,

Ишимова, Р. Г., Шарипова, Д. Г. Русский язык: Речь. Речевое общение [Текст] / Р. В. Альмухаметов, К. З. Закирьянов, Л. Г. Саяхова, Р. Г. Ишимова, Д. Г. Шарипова /. Учебник для 10-11 классов башкирских и других национальных школ Республики Башкортостан. Часть 2. – 2-е изд. – Уфа: Китап, 2007. – 300 с.

2. Ахмеров, К. З., Терегулова, Р. Н. Сравнительная грамматика русского и башкирского языков [Текст] / К. З. Ахмеров, Р. Н. Терегулов /. – Уфа: Баш. кн. изд-во, 1953. – 102 с.

3. Бакеева, Н. З. Научные основы методики обучения грамматическому строю русского языка в национальной школе [Текст] / Н. З. Бакеева /. – М.: Педагогика, 1983. – 168 с.

4. Бакеева, Н. З., Даунене, З. П. Методика преподавания русского языка в национальной средней школе [Текст] / Н.З. Бакеева,

З.П. Даунене /. 2-е издание. – Л.: Просвещение, 1986.

5. Баранников, И. В. Марксистко-ленинская теория познания как методологическая основа преподавания русского языка в национальной школе [Текст] / И. В. Баранников /. – РЯНШ, 1973. - №1.

6. Будагов, Р. А. К теории синтаксических отношений [Текст] /

Р. А. Будагов /. – ВЯ, 1973. - №1.

7. Буслаев, Ф. И. О преподавании отечественного языка [Текст] /

Ф. И. Буслаев /. – Л.: Учпедгиз, 2010. – 360 с.

8. Величенко, Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка [Текст] / Л. И. Величенко/. – М., 1983. – 248 с.

9. Виноградов, В. В. Из истории изучения русского синтаксиса (от Ломоносова до Потебни и Фортунатова) [Текст] / В.В. Виноградов /. – М.: изд-во МГУ, 1958. – 400 с.

10. Габдулхаков, В.Ф. Развитие связной русской речи учащихся в татарской школе. В. Ф. Габдулхаков. : Пособ. для учителей. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1998. – 142 с.

11. Гиматова Е. П. Лексика и синтаксис на уроках морфологии. – русский язык в школе [Текст] / Е.П. Гиматова . – М., 1978. – 33- 38 с.

12. Гиматова, Е. П. Повышение эффективности уроков русского языка на основе учета сочетаемости языковых единиц. – Автореферат кандидатской диссертации [Текст] / Е. П. Гиматова. – М., 1972. – 12 с.

13. Давыдов, И.И. Опыт общесравнительной грамматики русского языка [Текст] / И. И. Давыдов: Изд. 2. – СПб, 1853. – 575 с.

14. Дмитриев, Н.К., Чистяков, В.М., Бакеева, Н.З. Очерки по методике преподавания русского языка и родного языка в татарской школе [Текст] / Н. К. Дмитриев, В. М. Чистяков, Н. З. Бакеева. – М., 1952. – 256 с.

15. Жинкин, Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе [Текст] / Н. И. Жинкин: Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в 7-8 классах. – М., 1969. – 204 с.

16. Закирьянов, К.З. Изучение синтаксиса русского языка в 7-8 классах башкирской школы [Текст] / К.З. Закирьянов. – Уфа: Баш. кн. изд-во, 1969. – 159,[2] с.

17. Закирьянов, К.З. Методика обучения синтаксическому строю русского языка в национальной школе [Текст] / К.З. Закирьянов: Автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Москва, 1978. – 42 с.

18. Закирьянов, К.З. Предложение как основная учебная единица [Текст] / К.З. Закирьянов: Учебное пособие. – Уфа: Изд. Баш ун-та, 1979. – 84 с.

19. Закирьянов, К.З. Взаимосвязанное изучение морфологии и синтаксиса на уроках русского языка в башкирской школе [Текст] / К. З. Закирьянов: Учебное пособие. – Уфа: Изд-во Баш. ун-та, 1981. – 88 с.

20. Закирьянов, К.З. Обучение русской речи в 4-8 классах башкирской школы (работа над связным текстом) [Текст] / К.З. Закирьянов: Пособие для учителей. – Уфа: Баш. кн. изд-во, 1985. – 12- 16 с.

21. Закирьянов, К.З. Обучение речевой деятельности на русском языке в башкирской школе [Текст] / К.З. Закирьянов: Учеб. Пособие. – Уфа, изд-е Баш. ун-та, 1986. – 84 с.

22. Закирьянов, К.З. Теоретические основы курса русского языка в башкирской школе [Текст] / К.З. Закирьянов: Учебное пособие. – Уфа, 1990. – 72 с.

23. Закирьянов, К.З. Сопоставительная грамматика русского и башкирского языков [Текст] / К.З. Закирьянов. – Уфа: Гилем, 2004. – 228 с.

24. Ковтунова, И.И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения [Текст] / И.И. Ковтунова. – М., 1976. – 238 с.

25. Лосева, Л.М. Как строится текст [Текст] / Л.М. Лосева. – М., 1980. – 94 с.

26. Махмутов, М.И. Современный урок: Вопросы теории [Текст] / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1985. – 184 с.

27. Методика обучения русскому языку в 5-11 классах школ народов тюркской группы. 2-е издание [Текст] / Под ред. Н.М. Хасанова. – Л.: Просвещение, 1990.

28. Методика преподавания русского языка в 5-9 кл. башк. школы /

К.З. Закирьянов, Л.Г. Саяхова, Р. В. Альмухаметов и др. [Текст] / Уфа: Китап, 1996.- С. 3- 20, 101- 208.

29. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя [Текст] // Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос / Под. ред.

Т.А. Ладынежской. – М.: Просвещение, 1991. – 240с.

30. Обучение русскому языку в 5-11 классах национальных школ: пособие для учителя [Текст]. / Под ред. Р.Б. Сабаткоева. –

Санкт-Петербург: Просвещение, 1993. – 239 с.

31. Озерская, В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе [Текст] / В.П. Озерская. –М.: Просвещение, 1989. – 224 с.

32. Пешковский, А.М. Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика [Текст] / А.М. Пешковский. – Л.: ГИЗ, 1935.

33. Потебня, А.А. Из записок по русской грамматике [Текст] /

А.А. Потебня. – Харьков, 1888. – 549 с.

34. Программы, учебники, методические пособия для башкирской и русских школ, утвержденные приказом Минобразования России от 17 декабря 2010 года № 19644 [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.- 48с.

35. Развитие речи учащихся при изучении синтаксиса. Пособие для учителя [Текст] / Под ред. А.П. Еремеевой. – Москва, 1977. –

159 с.

36. Развитие речи учащихся при изучении синтаксиса. Сборник упражнений для учащихся [Текст] / Под ред. А.П. Еремеевой –Москва. – 1975. – 108 с.

37. Русский язык в национальной школе: проблемы лингводидактики [Текст] / Под ред. Н.М. Шанского, Н.З. Бакеевой – М.: Педагогика, 1977. – 246 с.

38. Русский язык: Речевое общение. Учебник для 10-11 кл. башк. Школы [Текст] / Часть 2. / Под ред. проф. Р. В. Альмухаметова /. – Уфа: Китап, 2011. – 256 с.

39. Салихова, М.Т., Ибрагимова, А.С. Занимательные упражнения и дидактические игры по развитию русской речи учащихся башкирской малокомплектной школы: Пособие для учителей [Текст] / М.Т. Салихова, А.С. Ибрагимова. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1982. – 144 с.

40. Саяхова, Л.Г. Методика преподавания русского языка в национальной школе: Курс лекций [Текст] / Л. Г. Саяхова. – Уфа, 1985. – 12- 168 с.

41. Саяхова, Л.Г. Связный текст как учебная единица на уроках русского языка: Учебное пособие [Текст] / Л. Г. Саяхова. – Уфа, 1987. – 110 с.

42. Скобликова, Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения [Текст] / Е.С. Скобликова. – М.: Просвещение, 1979. – 240 c.

43. Советкин, Ф.Ф., Чистяков, В.М. Разговорные уроки по русскому языку в нерусских школах [Текст] / Ф. Ф. Советкин, В.М. Чистяков. – М., 1948.

44. Солганик, Г.Я. Синтаксическая стилистика (сложное синтаксическое целое) [Текст] / Г. Я. Солганик. – М., 1973. – 214 с.

45. Тростенцева, Л.А. Обучение русскому языку как целенаправленный процесс (морфологический аспект) [Текст] /

Л. А. Тростенцева. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с.

46. Урок русского языка в национальной школе [Текст] / Под. ред.

М.Б. Успенского и М.В. Головановой. – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.

47. Успенский, М.Б., Голованова, М.В., Кеворкова, З.Г. Когда закончились уроки… [Текст] / М. Б. Успенский, М.В. Голованова,

З. Г. Кеворкова: Внеклассная работа по русскому языку в средних и старших классах национальной школы / Пособие для учителя. – Санкт-Петербург: Просвещение, 1992. – 125 с.

48. Фоминых, Л.С. Типы простого предложения. Дидактический материал для средней школы (учебное пособие) [Текст] /

Л.С. Фоминых. – Пермь. – 1974. – 231 с.

49. Хайруллина, М.Г. Из истории изучения русского языка в башкирской школе [Текст] / М.Г. Хайруллина // Учитель Башкортостана, 1977. - №11.

50. Чистяков, В.М. Основы методики русского языка в нерусских школах [Текст] / В. М. Чистяков. – М., 1958. – 431 с.

51. Шакирова, Л.З. Основы методики преподавания русского языка в татарской школе [Текст] / Л. З. Шакирова / Под ред. Н.М. Шанского, 2-ое издание, перераб. Дополненное. – Казань: Тат. кн. изд-во, 1990.

52. Шакирова, Л.З. Основы методики преподавания русского языка в национальной школе: Учебное пособие для студентов национальных отделений педагогических институтов [Текст] / Л. З. Шакирова 2-ое издание. – Санкт-Петербург: Просвешение, 1992.

53. Шанский, Н. М., Закирьянов, К. З. Методика создания и использования средств обучения русскому языку [Текст] / Н.М. Шанский, К.З. Закирьянов. – Просвещение, 1988. – 271 с.



Примечания

Работа проходит антиплагиат.

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 100
Год: 2014
2900 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 311940 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X