8-841-274-5838
(с 9-00 до 20-00 МСК)
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Разное

Интеллектуально-игровые формы как средство ознакомления детей 6-7 лет с предметным миром - Курсовая работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

I. Теоретические аспекты ознакомления детей 6-7 лет с предметным миром 5

1.1. Понятие «предметный мир», классификация предметного мира 5

1.2. Возрастные особенности ознакомления детей 6-7 лет с предметным миром 10

1.3. Средства ознакомления детей 6-7 лет с предметным миром 15

1.4. Характеристика интеллектуально-игровых форм 19

II. Практические аспекты ознакомления детей 6-7 лет с предметным миром в процессе интеллектуально-игровых форм 23

2.1. Опыт работы педагогов-практиков по ознакомлению детей 6-7 лет с предметным миром в процессе интеллектуально-игровых форм 23

2.2. Проектирование сценариев интеллектуально-игровых форм, сборника малых интеллектуальных форм о предметном мире 25

2.3. Апробация интеллектуально-игровых форм с детьми 6-7 лет в процессе ознакомления с предметным миром 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 34



Введение (выдержка)

«Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский) – ориентируют педагогов на гуманизации воспитательно-образовательного процесса детского сада через «…реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников … в соответствующих возрасту видах деятельности…» [14, с.390].

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), поиска путей эффективного обучения детей, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Игра в дошкольном детстве имеет развивающее значение. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками [13, с.97].

Проблема курсовой работы: проблема поиска путей и средств ознакомления детей 6-7 лет с предметным миром

Объект курсовой работы - ознакомление детей 6-7 лет с предметным окружением

Предмет курсовой работы - ознакомление детей 6-7 лет с предметным миром в процессе интеллектуально-игровых форм

Цель курсовой работы - изучение потенциальных возможностей интеллектуально-игровых форм как средства ознакомления детей 6-7 лет с предметным миром

Задачи курсовой работы:

1. Определить понятие «предметный мир», классификация предметного мира;

2. Выявить возрастные особенности ознакомления детей 6-7 лет с предметным миром;

3. Изучить средства ознакомления детей 6-7 лет с предметным миром;

4. Дать характеристику интеллектуально-игровых форм;

5. Изучить опыт работы педагогов-практиков по ознакомления детей 6-7 лет с предметным миром в процессе интеллектуально-игровых форм;

6. Спроектировать сценарии интеллектуально-игровых форм, сборника малых интеллектуальных форм о предметном мире;

7. Апробировать интеллектуально-игровые формы с детьми 6-7 лет в процессе ознакомления с предметным миром

База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 50 г. Оренбург. В исследовании принимали участие 10 детей, старшего дошкольного возраста.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.



Основная часть (выдержка)

I. Теоретические аспекты ознакомления детей 6-7 лет с предметным миром

1.1. Понятие «предметный мир», классификация предметного мира

Современный этап развития общества требует от человека активного познавательного отношения к действительности, объектам окружающего мира. Потребность познания действительности должна формироваться с дошкольного возраста. В многочисленных исследованиях психологов и педагогов предметный мир выступает как объект умственной, трудовой, изобразительной деятельности детей, как средство нравственного воспитания дошкольников.

Предметы окружают ребёнка с момента его рождения и сопровождают всю жизнь. В предметах зафиксирован культурный опыт человечества, который предстает перед ребенком в обобщенном виде, раскрывающемся в физических и динамических свойствах, качествах и отношениях [1, с. 90].

Большой вклад в изучение роли предметного мира в развитии ребенка внесли такие ученые как Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.И. Логинова, А.М. Леушина, О.В. Дыбина и многие другие. Предметный мир учёными рассматривается с одной стороны, как совокупность объектов, характеризующихся формой, величиной, цветом, материалом, функциями, назначением, историей создания, с другой - как орудие предметной, игровой деятельности ребенка, как источник познания творчества взрослого. Предметный мир является средством воспитания таких качеств, как бережливость, заботливость, аккуратность и трудолюбие.

Большую роль в познании ребенком окружающего мира играют функции предметного мира, а именно информативная, эмоциогенная, регуляторная [7, с. 89].

По мнению И.Ю. Кулагиной, процесс познания мира ребёнком состоит из 3-х этапов:

1 этап. Спонтанно-исследовательский (ранний возраст). На данном этапе происходит первое знакомство с предметом. Важно организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы разные по форме, цвету, материалу, звучанию.

2 этап. Вариативный (младший и средний дошкольный возраст) Целью является обучение использованию предметов по назначению в различных играх.

3 этап. Преобразующий (старший дошкольный возраст). Дети изучают предметы: как устроены, какими свойствами обладают, каким целям могут служить [4].

Задачи, содержание, методы ознакомления с предметным миром детей дошкольного возраста раскрываются в работах О.В. Дыбиной, М.В. Крулехт и других.

Так О.В. Дыбина раскрывает важность процесса ознакомления детей с предметным миром и его значимость в познании социальной действительности. Учёный предложила методические рекомендации, планирование и содержание работы в разных возрастных группах по ознакомлению с предметным окружением [2].

Крулехт М.В. подчёркивает, что необходимо помочь раскрыть ребёнку сущность предмета - его назначение, показать зависимость особенностей конструкции, строения предмета и материала, из которого сделан предмет, от его назначения [3, с. 47].

В предметах материализован многовековой опыт человечества, который предстает перед ребенком в обобщенном виде, раскрывающемся в физических и динамических свойствах, качествах и отношениях.

Особое место в области изучения предметного мира занимают идеи современных отечественных исследователей А.Н. Леонтьева, С.П. Новоселовой, В.Я. Кисленко, О.В. Дыбиной, рассматривающих предмет как орудие предметной, игровой деятельности ребенка, как источник познания творчества взрослого. Иной подход к предмету осуществляют Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина, Г.Н. Пантелеев и др., они указывают, что «предмет является средством эстетического воспитания дошкольников, который формирует чувство благодарности к взрослому за заботу, уважительное и бережное отношение к результатам труда».

Е.И. Тихеева, В.В. Гербова, О.С. Ушакова справедливо считают, что предмет помимо всех прочих характеристик является объектом работы по развитию речи у детей всех возрастных групп.

Необходимо так же отметить роль исследований А.М. Леушиной, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова в изучении предмета, как средства для развития сенсорных способностей и элементарных математических представлений.

Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый. Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать «власть» над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство порождает чувство уверенности, спокойствия и желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.



Заключение (выдержка)

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме обучения детей средствами дидактической игры позволил сделать следующий вывод: дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей, обогащению чувственного опыта ребенка; незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.

Для успешного обучения детей необходима системность, нужна система игр с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровым действием и правилами. Отдельно взятые игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата. Для этого мы разработали картотеку дидактических игр для детей старшего возраста по ознакомлению с окружающим. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрприза, отгадывания.

Играть, общаясь со своими воспитанниками, вот это драгоценное умение взрослого человека стать как бы на один уровень с ребёнком с лихвой вознаграждается блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия, искренней любовью к воспитателю.

Мы увидели, что проведенная работа дала положительные результаты.

По результатам нашей работы можно сказать о целесообразности внедрения комплекса дидактических игр в обучение детей старшего дошкольного возраста ознакомлению с окружающим миром. Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза подтверждена.



Литература

1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесова. М. : Просвещение, 1972. 176 с.

2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева.

3. М. : Просвещение, 1997.

4. Афонькина, Ю. Спецкурс «Психолого-педагогические проблемы дидактической игры» / Ю. Афонькина // Дошкольное воспитание. 1998. № 9.

5. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие /

6. Т.М. Бабунова. М. : ТЦ Сфера, 2007. 208 с.

7. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко.

8. М. : Просвящение, 1989. 176 с.

9. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. 2-е изд. М.: Просвещение, 1983. 192 с.

10. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. М. : Педагогика, 1996. С.544.

11. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А.Карабанова, Е.И. Соловьева. М. : Просвещение, 2002. 160 с.

12. Дыбина, О. Игра - путь к познанию предметного мира / О. Дыбина // Дошкольное воспитание. 2005. № 4. С.45.

13. Запорожец, А. В. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. М. : Просвещение, 1978. 246 с.

14. Зебзеева, В. А. Проектирование образовательной программы детского сада в условиях реализации ФГОС ДО / В. А. Зебзеева. М. : ТЦ «Сфера», 2015. 128с.

15. Иванова, М. Ю. Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] / М. Ю. Иванова // Социальная сеть работников дошкольного образования. 2015. 26 сентября.

16. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. 192 с.

17. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. 7-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 416 с.

18. Ляшко, Т. Игра, творчество, развитие / Т. Ляшко // Дошкольное воспитание. 1998. № 8. 45 с.

19. Миленко, В. Нужно ли учить детей играть / В. Миленко // Дошкольное воспитание. 2005. № 4. 119 с.

20. Михайленко, Н.А., Петрова О. К вопросу о строении игр с правилами / Н.А. Михайленко, О. Петрова // Дошкольное воспитание. 1998. № 1. С. 26.

21. Поддьяков, Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддьяков. М. : Просвещение, 1986. 298 с.

22. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) / сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; под ред. М. А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986. 112 с.

23. Сергеева, Е. Картотека дидактических игр по ознакомлению детей 5–7 лет с окружающим миром. [Электронный ресурс] / Е. Сергеева // МААМ.РУ. Международный образовательный портал. 2015. 3 августа.

24. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры / А. А. Смоленцева. М. : Просвещение, 1987. 182 с.

25. Усова, А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. М. : Просвещение, 1972. 445 с.

26. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Просвещение, 2000. 264 с.



Информация о работе
Страниц: 60
Тип: Курсовая работа
900 p.
Не нашли что искали? У нас Вы можете заказать
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X