8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Психология

АДАПТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ - Дипломная работа

Содержание

Введение…3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы адаптации личности к социальной действительности в психологической науке….…6

1.1. Определение, виды и факторы социально-психологической адаптации….6

1.2. Психологические особенности социально-психологической адаптации в подростковом возрасте…11

1.3. Факторы, влияющие на особенности социально-психологической адаптации….….19

Выводы….22

Глава 2. Теоретические подходы к изучению семьи в психологической науке как фактора социально-психологической адаптации личности…24

2.1. Семья как институт социализации. ….24

2.2. Определение и виды неполных семей….26

2.3. Особенности социально-психологической адаптации подростков из неполных семей….….33

Выводы. ….38

Глава 3. Эмпирическое исследование адаптивных способностей подростков из полных и неполных семей….41

3.1. Характеристика испытуемых и методов исследования…41

3.2. Описание результатов исследования….45

3.3. Математический анализ результатов диагностики….62

Выводы….67

Заключение….70

Список литературы….…73



Введение (выдержка)

Актуальность проблемы адаптации подростков к социальной действительности из неполных семей становится всё более очевидной в связи с наблюдаемым ростом разводов, побегов детей из дома, различных преступлений, совершаемых несовершеннолетними детьми, нервно-психических заболеваний, а также нарушением поведения, успеваемости в школе, социальной дезадаптацией и нарушением межличностных отношений среди детей подросткового возраста.

С первых мгновений жизни ребёнок развивается как социальное существо, ведь перед ним раскрывается мир человеческих предметов, преображённый общественной деятельностью всех поколений. Перед ним его родители, его семья - первое зеркало человеческого общения, первая ступенька коллективизма, условие и источник развития будущей личности. Семейное воспитание - самая гуманная и творческая из всех видов человеческой деятельности. Именно в семье человек впервые получает социальный опыт взаимодействия с окружающим миром. В течение жизни у человека нередко возникают вопросы: как войти в новый коллектив? как приспособиться? как стать если не своим, то хотя бы не отверженным? Впервые такие вопросы осознанно встают перед человеком в период подросткового возраста, когда порой невольно приходится пересмотреть свои взгляды на окружающий мир, на соотношение в нем значимого, принять новые ценности, частично или полностью расставшись со старыми.

Проблема социально-психологической адаптации личности к социальной действительности издавна привлекала внимание психологов, социологов, других специалистов по поведению человека. Проблему когнитивного диссонанса изучал американский социолог Л.Фестингер. У человека возникает потребность в адаптации, направленной на ликвидацию конфликта, несоответствия внутреннего и внешнего. Не менее интересную модель типов адаптации мы находим у американского психолога Ч.Мориса, который рассматривает адаптацию как средство разрешения конфликта между импульсами и конвенциональными нормами [31; с. 67]. Г.Селье ввел понятие «адаптационный синдром», в котором выделил три стадии: стадия тревоги; стадия сопротивляемости характеризуется повышением уровня устойчивости организма к различным воздействиям; далее наступает либо стабилизация состояния и выздоровление, либо стадия истощения, которая может окончиться гибелью организма [2; с. 70]. Для описания типов поведения людей в дезадаптивных ситуациях К.Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерны акцент на защите собственных интересов [25; с. 128].

Цель данной работы: выявить особенности социально-психической адаптации подростков из полных и неполных семей.

Объектом исследования выступила социально-психическая адаптация к действительности.

Предметом – особенности социально-психической адаптации подростков из полных и неполных семей.

Учитывая актуальность этой проблемы, была выбрана данная тема исследования и выдвинута следующая гипотеза: процесс адаптации к социальной действительности у подростков из полных семей проходит успешнее, чем у подростков из неполных семей.

Согласно выдвинутой гипотезе были определены задачи исследования:

1. Анализ основных теоретических положений по проблемам социально-психологической адаптации личности, семейного воспитания в полных и неполных семьях.

2. Диагностика социально-психологической адаптации подростков из полных и неполных семей.

3. Выявление особенностей социально-психологической адаптации подростков из полных и неполных семей.

Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы в работе были использованы следующие методы:

1.Исследование уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и уровня тревожности как устойчивой характеристики (личностная тревожность) проводилось по «Шкале самооценки» Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина.

2. При изучении социально-психологической адаптации подростков была использована Методика изучения социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда.

3. С целью получения данных о том, что подросток чувствует, думает о своих семейных отношениях, о состоянии своего здоровья, об отношении к своим друзьям и знакомым был использован Опросник приспособленности Х.Белла.

4. Статус подростка в семье и особенности родительского отношения имеют большое значение при вхождении подростка в социальную действительность. Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и В.В.Столина представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения.

В исследовании принимали участие подростки из полных и неполных (разведенных) семей (по 20 человек в каждой группе) в возрасте от 12 до 15 лет. Испытуемые обучаются в общеобразовательных учебных заведениях (школы № 12,3,20). С целью получения данных о статусе подростка в семье были обследованы родители испытуемых подростков.

Структура работы. Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.



Основная часть (выдержка)

Глава 3. Эмпирическое изучение особенностей адаптации подростков из полных и неполных семей

3.1. Характеристика испытуемых и методов исследования

В ходе организации эмпирического исследования были определены испытуемые и методы исследования.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы в исследовании были использованы следующие методы.

1.Исследование уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и уровня тревожности как устойчивой характеристики (личностная тревожность) определялось по «Шкале самооценки» Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина. Согласно концепции Спилбергера, следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую. Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Концепция Ч.Д.Спилбергера формировалась под влиянием психоанализа. В возникновении тревожности как черты ведущую роль он отводит взаимоотношениям с родителями на ранних этапах развития ребенка.

Текст методики зачитывается экспериментатором. Текст состоит из двух шкал, по 20 утверждений в каждой, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность.

Если полученная сумма меньше 30 – это показатель низкой тревожности, 31-45 – умеренная тревожность, 46 и более – высокая тревожность.

Методика может применяться для лиц в возрасте от 16 лет и выше.

2. При изучении социально-психологической адаптации подростков была использована «Методика изучения социально-психологической адаптации» К.Роджерса и Р.Даймонда. По мере все большей представленности установок личности и исповедуемых ею ценностей в рефлексивном опыте растет значение влияния собственно личностных движущих сил развития, таких как самооценивание, самоприятие, приятие других, социальная направленность личности, стремление к доминированию, выраженность интернальности в решениях и действиях. Ряд перечисленных факторов личностного развития можно выяснить, применяя опросник социально-психологической адаптированности, разработанный в 1954 году К.Роджерсом и Р.Даймондом. Данный опросник опробован на разных выборках учащихся и студентов (около 600 человек учащихся, 985 человек студентов и 595 человек взрослых) и является валидным и надежным инструментом измерения адаптации личности.

3. С целью получения данных о том, что подросток чувствует, думает о своих семейных отношениях, о состоянии своего здоровья, об отношении к своим друзьям и знакомым был использован «Опросник приспособленности» Х.Белла. Опросник состоит из 200 вопросов, которые относятся к шести шкалам:

1) приспособленность в семье: оценка семейной приспособленности указывает степень субъективного переживания качества семейных отношений. Высокий балл означает переживание семейных отношений как неблагоприятных, тогда как низкий балл указывает на удовлетворительные отношения в семье и хорошую приспособленность;

2) здоровье: высокие баллы свидетельствуют о проблемах со здоровьем, которые являются следствием перенесенных травм, частых заболеваний или излишнего интереса к своему телу;

3) субмиссивность : лица с высокими баллами имеют склонность быть зависимыми и пассивными в социальных контактах; лица с низкими баллами, наоборот уверенны в себе и своих силах;

4) эмоциональность: высокие баллы указывают на эмоциональную нестабильность, неспособность управлять своими чувствами; низкий балл свидетельствует об эмоциональной стабильности, уверенности, о способности контролировать свои субъективные переживания;

5) враждебность: высокие баллы свидетельствуют о склонности проявлять враждебность и критичность в социальных контактах, о недоверии по отношению к окружающим; лица с низкими баллами приветливы и проявляют понимание по отношению к другим;

6) мужественность-женственность: высокий балл отражает предпочтение мужских видом деятельности и интересов, низкий балл – предпочтение женских интересов и обязанностей.

4. Статус подростка в семье и особенности родительского отношения имеют большое значение при вхождении подростка в социальную действительность. Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и В.В.Столина представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения, понимаемое как система разнообразных чувств по отношению к подростку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера, личности и поступков подростка. Опросник состоит из пяти шкал:

1) принятие-отвержение»: шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду;

2) «кооперация»: социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные способности ребенка, испытывает чувство гордости за него;

3) «симбиоз»: шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так – родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей в этой жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда;

4) «авторитарная гиперсоциализация» отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку свою волю. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за всеми социальными достижениями ребенка, привычками, мыслями, чувствами;

5) «маленький неудачник»: шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеются стремления приписать ребенку личностную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше своих лет. Родитель не доверяет ребенку и старается оградить от трудностей.

В исследовании принимали участие подростки из полных и неполных (разведенных) семей (по 20 человек в каждой группе) в возрасте от 12 до 15 лет. Испытуемые обучаются в общеобразовательных учебных заведениях (школы № 12,3,20). С целью получения данных о статусе подростка в семье были обследованы родители испытуемых подростков. Участие в исследовании было добровольным и проводилось в соответствии с требованиями, предъявляемыми к проведению процедуры психодиагностического обследования.


3.2. Анализ результатов исследования

Проведем анализ результатов исследования.

1. Уровень реактивной тревожности и уровень тревожности как устойчивой характеристики личности определялся по методике Спилбергера Ч.Д. и Ханина Ю.Л. «Шкала самооценки». Результаты исследования испытуемых из полных и неполных семей представлены в Таблицах 1, 2.



Заключение (выдержка)

Родительство является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений и их социально-психологические последствия имеют непреходящее значение. Характер родительства отражается на качестве потомства и обеспечивает личное счастье человека. Можно утверждать, что будущее общества – это сегодняшнее состояние родительства. В период становления родительство является неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, приводящих к распаду семьи. Становление и развитие родительства характеризуется согласованием представлений мужчины и женщины относительно роли родителей.

Дефицит мужского влияния отрицательно сказывается на психическом и личностном развитии ребенка, на процессах его социализации и поло-ролевой идентификации. Кроме того, дети из неполных семей чаще других страдают разного рода нервно-психическими заболеваниями, что ведет к стойким нарушениям здоровья. Как у мальчиков, так и у девочек из неполных семей чаще проявляются повышенная возбудимость и неустойчивость настроения, конфликтность, упрямство и негативизм. К тому же они испытывают большие трудности в адаптации и общении со сверстниками. Во всех случаях дети из неполных семей требуют особого внимания со стороны педагогов и психологов.

Семейное неблагополучие, о котором шла речь в данной работе для любого человека не является открытием, потому что в той или иной форме он встречается в каждой семье. Многим удается справиться с проблемами, дестабилизирующими семейную обстановку, сохранить семейный союз. Однако есть и другая, тревожная тенденция: на фоне глубокого социального кризиса, охватившего современную Россию, растет число семей, в которых ребенок не находит взаимопонимания, родительской поддержки, ласки, тепла. Сложной стала проблема прочности брака. К сожалению, в обществе постепенно формируется отношение к разводу как к норме. Распад семьи катастрофически быстро множит число одиноких людей и ведет к увеличению количества детей, воспитывающихся в неполных семьях. Сложившаяся ситуация порождает возникновение проблем в психическом развитии детей и подростков. Взрослые должны обеспечивать подросткам постепенно возрастающую свободу выбора и действий в рамках устойчивой системы принципов, регламентирующих поведение. Всякий человек, а подросток тем более, нуждается в каких-то ориентирах, направляющих его деятельность. Указывая подростку возможные ориентиры в жизни, взрослый, помимо всего прочего, еще и демонстрирует ему, что кто-то о нем заботится. Структура, задаваемая взрослым, не должна быть слишком жесткой; необходимо так или иначе оставлять подростку возможность проявить свою компетентность. Развитие человека осуществляется только в процессе реальной деятельности на основе взаимодействия с другими людьми. Движущей силой социального развития является противоречие между растущими потребностями человека и реальными возможностями его удовлетворения.

В нашем быстро меняющемся мире семья продолжает оставаться незаменимой ценностью, отказываться от которой человечество пока не собирается. Поэтому надо что-то менять в самой семье и в отношении общества к ней, обратив особое внимание - на формирование прочных нравственных связей между родителями и детьми, на создание в семье атмосферы сопричастности друг к другу. Только тогда семья станет для ребенка не только источником и основой психологического благополучия, но и эталоном создания своей собственной в будущем.

В ходе исследования были решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы:

1.Изложены основные теоретические положения по проблемам социально-психической адаптации личности и в частности подростков из полных и неполных семей. Рассмотрена семья как основной институт социализации личности и фактор адаптации подростков. При описании типов семей были охарактеризованы факторы, способствующие социально-психологической адаптации подростков.

2. Социально-психологическая адаптация подростков из неполных семей отличается от процесса адаптации подростков из полных семей: неполная семья является одним из неблагоприятных факторов, влияющих на успешность протекания процесса адаптации подростков внутри семьи и к социальной действительности.

3.Установленная положительная корреляционная связь между шкалами «адаптация» и «самоприятие», «приятие других», «здоровье» констатирует тот факт, что на процесс успешной адаптации влияют многие факторы, и формируются они преимущественно в семье, поскольку семья является первом микросоциумом для ребенка.

4. Выявлены достоверные различия между двумя испытуемыми из полных и неполных семей по шкалам «социально-психологическая адаптация», «реактивная тревожность», «интернальность», «приспособленность в семье», «эмоциональность», «мужественность-женственность». Полученные данные свидетельствуют о том, что перечисленные процессы и свойства личности у испытуемых из полных и неполных семей имеют различия: уровень социально-психологической адаптации ниже у подростков из неполных семей, приспособленность в семье у испытуемых из полных семей выше, подростки из неполных семей гораздо эмоциональнее и ранимее, в неполных семьях влияние женского начала выражено сильнее.

Таким образом, мы можем утверждать, что выдвинутая в данной работе гипотеза подтвердилась.



Литература

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

2. Адаптация организма учащихся к учебной и физическим нагрузкам/ Под ред. Хрипковой А.Г., Антроповой М.В. – М.: Педагогика,1982.

3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и свободы. – М.: АО «Аргументы и факты», 1993.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 1980.

5. Андреева Т.В. Семейная психология. – М.:Речь, 2004.

6. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: МГУ, 1996.

7. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект-Пресс, 2001.

8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1990.

9. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. – М.: Просвещение, 1988.

10. Варга А.Я. Система семейной психотерапии. – Самара: СГУ, 1996.

11. Васильева А.К. Структура семьи. – М., 1988.

12. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители. – М.: Профиздат, 1982.

13. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И.Рожкова. – М.:Владос, 2001.

14. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – Л.: Наука, 1984.

15. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 2003.

16. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: КСП, 1996.

17. Желдак И.М. Искусство быть семьёй. Практическое руководство. – Минск: МП «Лерокс», 1998.

18. Желдак И.М. Практикум по групповой психотерапии детей и подростков с коррекцией семейного воспитания. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.

19. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - М., 1982.

20. Захаров, Ю.А. Подростки «группы риска» // Воспитание школьников Ю.А. Захаров. – 2000. – №4.

21. Иванова Н.В., Кузнецова М.П. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт//Журнал практического психолога. – 1997.-№ 2.

22. Каган В.Е. Родителям о половом воспитании. – М.: Педагогика, 1990.

23. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. - СПб.: Питер, 2008

24. Ковалёв А.Г. Психология семейного воспитания. – Минск: Высшая школа, 1980.

25. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: ПЕР СЭ, 2002.

26. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.

27. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. –Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т ,1991.

28. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983.

29. Массен Л., Конджер Д., Катал Длс., Хьюстон А. Развитие личности ребенка. М., 2004

30. Морозова О.В. Педагогика семьи. – Омск, 2000.

31. Мухина В. С. Возрастная психология. 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006

32. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности. –Ереван: Изд-во АН Армянской ССР,1988.

33. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. –М.: Институт психотерапии, 2003.

34. Психология личности в трудах зарубежных психологов/Сост. А.А.Реан. – СПб.: Питер, 2000.

35. Психология подростка. Хрестоматия./ Сост. Ю.И.Фролов. –М.: Знание, 1997.

36. Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Райгородский Д.Я., Самара: БАХРАХ, 2003.

37. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: БАХРАХ, 2003.

38. Райгородский Д.Я. Психология семьи. – Самара: БАХРАХ, 2002.

39. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Прогресс, 1987.

40. Самосознание и защитные механизмы личности/Сост. Райгородский Д.Я., – Самара: БАХРАХ, 2003.

41. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект пресс,2002.

42. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика-пресс, 1992.

43. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – Спб.: Речь, 2001.

44. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М., 2001.

45. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М., 2000.

46. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М., 1983.

47. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации / Под ред. Трошихиной Е.Г. – СПб., 2001.

48. Философская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1960.

49. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989.

50. Фомина, А.Б. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков: Интегративная социально–педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования и общеобразовательной школы: учебное пособие/ А.Б.Фомина. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

51. Харчев А.Г. Брак и семья. – М., 1979.

52. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М., 2003.

53. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

54. Шингаров, Г. К. Эмоции и чувства как форма отражения действительности / Г. К. Шингаров. – М.: Наука, 1971.

55. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М., 2000.

56. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – М., 2003.

57. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 2003.

58. Эльконин Д. Б./ Под ред. Д. И. Фелъдштейна . 3-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.



Примечания

Работа проходит антиплагиат Форматы: Word.

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 76
2400 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 310983 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X