8-841-274-5838
(с 9-00 до 20-00 МСК)
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Языковедение

КОНЦЕПТ «PRIVACY» В АНГЛИЙСКОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ И АСПЕКТЫ ИХ ИЗУЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА - Дипломная работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ….

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ….

1.1. Понятие «культура». Национальная специфика культуры….

1.2. Коммуникативная культура и коммуникативное поведение….

1.3. Понятия «концепт» и «концептосфера»…

1.4. Концепт как ключевое слово национальной культуры…

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1….

ГЛАВА 2. ОТРАЖЕНИЕ КОНЦЕПТА «PRIVACY» В РАЗНЫХ СФЕРАХ АНГЛИЙСКОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ….

2.1. Понятие «privacy»…

2.2. Концепт «privacy» как личное пространство….

2.3. Полевая презентация концепта «рrivacy» …

2.4. Концепт «privacy» в различных дискурсах….

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2….

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ «КОНЦЕПТ «PRIVACY» В АНГЛИЙСКОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ. АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»….

3.1. Рекомендации учителю по внедрению концепта «privacy» на уроках английского языка….

3.2. Разработка урока английского языка в 8 классе по теме «Страны и континенты»….

3.3. Разработка урока английского языка в 5 классе по теме «Достопримечательности Англии»…

3.4. Разработка урока английского языка в 11 классе по теме «Мои права и обязанности»….

3.5. Разработка урока английского языка в 9 классе по теме «Взаимоотношения»….

3.6. Разработка внеклассного мероприятия по теме «Великобритания- страна английской культуры»….

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….….

ПРИЛОЖЕНИЯ….



Введение (выдержка)

Для того чтобы уметь общаться со своим иноязычным партнером, недостаточно иметь языковые навыки, необходимо владеть этикетными формулами, которые существуют в языке коммуникации. Они имеют в разных языках разное значение, хотя на первый взгляд кажутся идентичными, Необходимо знать, в какой коммуникативной ситуации они могут быть использованы, каково их прагматическое значение, и какое воздействие они могут оказать на собеседника. А также важно знать, какие коммуникативные приемы следует применить в той или иной ситуации общения: поблагодарить или оценить действия партнера, подчеркнуть свои намерения или поинтересоваться намерениями партнера, запретить или дать совет и т.д. Но, так как предусмотреть, а тем более запомнить, как вести себя во всех ситуациях общения, не представляется возможным, следует на наш взгляд, овладеть стратегиями вежливости, имеющими национально культурные особенности, и научиться их применять в речевом общении.

Язык и культура неотделимы друг от друга. Поэтому учить язык невозможно в отрыве от культуры. Доминантной чертой английского коммуникативного поведения является конвенциональность и ритуализированность норм общения. Эти характеристики основываются на принципе невмешательства. Этот принцип, в свою очередь, соотносится с ключевым для англоязычной культуры понятием «privacy». Изучение и понимание концепта «privacy» дают ключ к объяснению многих особенностей английской коммуникации в англоязычном социуме и помогают освоению стратегий вежливости, являющейся приоритетной ценностью в британской коммуникативной культуре. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.

В настоящее время основные цели обучения иностранным языкам в общеобразовательных школах можно сформулировать как обучение языку, как максимальное развитие иноязычных коммуникативных способностей обучаемых, ознакомление с социокультурной картиной мира изучающему язык.

Внедрение концепта «privacy» на уроках английского языка является более чем необходимым. Знакомясь с данным концептом, школьники обучаются эффективному общению с иностранцами. Концепт «privacy» открывает им внутренний мир, частный мир англичан. Такие культурные ценности являются одним из аспектов культуры, обязательным для изучения. Знакомство с ними делает процесс обучения, а также коммуникации более эффективным и осознанным.

Все вышеперечисленное обусловило цель работы: изучить своеобразие концепта «privacy» в английской коммуникативной культуре.

Объект работы – концепт «privacy» в английской коммуникативной культуре.

Предмет работы – аспекты изучения концепта «privacy» и английской коммуникативной культуры; аспекты преподавания концепта «privacy» на уроках английского языка.

В работе решались следующие задачи:

– рассмотреть понятия «культура», «национальная специфика культуры»;

– изучить понятия «коммуникативная культура», «коммуникативное поведение», «концепт» и «концептосфера»;

– изучить понятие «privacy»;

– изучить концепт «privacy» как личное пространство;

– представить полевую презентацию концепта «рrivacy»;

– проанализировать актуализацию концепта «рrivacy» в различных дискурсах;

– представить методические рекомендации по теме исследования; подготовить на базе практических данных исследования разработки уроков английского языка в средних общеобразовательных школах.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и выводы могут быть использованы учителями на уроках английского языка в общеобразовательных школах, в колледжах на различных подготовительных курсах по иностранному языку.

Гипотеза: Изучение концепта «рrivacy» и работа над ним на уроках иностранного языка обеспечит более высокий уровень развития иноязычных коммуникативных способностей обучаемых.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Первая глава называется «Особенности английской коммуникативной культуры». В ней изучаются общетеоретические вопросы. В ней рассматриваются понятия «культура», «национальная специфика культуры», «коммуникативная культура», «коммуникативное поведение», понятия «концепт» и «концептосфера».

Во второй главе изучается отражение концепта «privacy» в разных сферах английской коммуникативной культуры; предпринимается попытка построения его полевой структуры.

Третья глава называется «Методические разработки по теме «Концепт «privacy» в английской коммуникативной культуре. Аспекты изучения и обучения на уроках иностранного языка»». В этой главе мы представили разработки уроков иностранного языка и внеклассного мероприятия в средних общеобразовательных школах, где нашли отражение возможные пути практического применения результатов нашего исследования.



Основная часть (выдержка)

Выводы по главе 1

1. Язык и культура находятся в непрерывном взаимодействии.

Основной единицей языка, в которой находит свое отражение культура, является слово. В нем отражены реалии быта, явления национальной культуры, истории, специфика национального мышления. Когда мы описываем культуры, мы говорим о "типичных" ценностях, убеждениях, взглядах и "нормах" поведения.

2. В английской коммуникативной культуре существует хорошо разработанный арсенал стратегий и тактик, направленных на социальное дистанцирование, их регулярное использование привело к формированию такой доминантной черты английского коммуникативного поведения, как неимпозитивность – недопустимость или сведение до минимума прямого коммуникативного воздействия на собеседника. Доминантная ценность межличностных отношений в британской культуре, уважение к личному пространству человека, ненарушение свободы окружающих выделяется с помощью концепта «privacy».

3. Концепт - это содержательная сторона словесного знака, за которой стоит понятие, принадлежащее умственной, духовной или жизненно важной материальной сфере существования человека, выработанное и закрепленное общественным опытом народа, имеющее в его жизни исторические корни, социально и субъективно осмысляемое и - через ступень такого осмысления - соотносимое с другими понятиями, ближайше с ним связанными или, во многих случаях, ему противопоставляемыми.

Концепты являются специфическими компонентами культуры, показывающими ее своеобразие, наряду с традициями и обрядами.


Глава 2. Отражение концепта «privacy» в разных сферах английской коммуникативной культуры

2.1. Понятие «privacy»

Большинство англоязычных словарей определяют «privacy» как «being private or away from other people» [Oxford Illustrated Engish Dictionary, 2001: 1248]; «the state of being alone, not seen or heard by other people» [Lewis, 2006: 258]; «1) the state of being private and undisturbed, person's right to it; 2) freedom from intrusion or public attention; 3) avoidance of publicity» [useful_ english enacademic. com, www]. Свободная энциклопедия Wikipedia определяет «privacy» как «the ability of an individual or group to seclude themselves or information about themselves and thereby express themselves selectively» [Oxford Illustrated English Dictionary, 2001:1248].

Англо русские словари также рассматривают это понятие с позиций уединенности: «privacy уединение, уединенность, секретность» [Грибовский, 2005: 346]; «privacy 1) уединение, уединенность, одиночество; 2) неразглашение, секретность; 3) частная жизнь» [Попова, 2010: 640]; «privacy состояние обособления от сообщества, уединенность, то есть противоположность модусу бытия» [Скляревская, 2004: 198] (Психологическая энциклопедия). Таким образом, понятие «privacy» связано с зоной личной автономии человека и является важнейшей ценностью в английской культуре, которая находит свое отражение в языке, сознании, характере и коммуникации.

«Рrivacy» это типично английское понятие. Точных эквивалентов данного слова не существует ни в русском языке, ни в ряде европейских языков. Возможно, отсутствие данного понятия в русской коммуникативной культуре можно объяснить отсутствием самой зоны личной автономии в России, а также наличием у русских общения и солидарности [Стернин, 2003: 185]. Однако, несмотря на отсутствие «рrivacy» в русскоязычной культуре, некоторые словари иностранных слов, русско английские словари, включая он лайн словари, специализированные словари все таки фиксируют данное понятие как калькированное выражение с английского языка и рассматривают его в основном в связи с США. При этом имеет место вариативное описание данного слова:

1) «Прайвеси (англ. Privacy тайна, уединение, частная жизнь) особая правовая категория в англо американской системе, означающая тайну и неприкосновенность частной жизни, интимную сферу человека» [Майол, 2001: 29-34];

2) «Прайвеси (англ. Privacy уединение) сфера частной жизни, в которую посторонним доступ закрыт» [Грибовский, 2005: 346] (словарь иностранных слов);

3) «Прайвеси: в США: неприкосновенность личности и частной жизни, культивируемая в обществе и охраняемая государством» [Скляревская, 2004: 198];

4) «Прайвеси в США: неприкосновенность личности и частной жизни, культивируемые в обществе и охраняемые государством» [Бенюх, 2002: 208].

Получается, что это понятие бытует в средствах массовой информации газетных и журнальных публикациях, радио и телевидении, однако как социокультурный компонент «privacy» в нашей стране отсутствует.

В качестве синонимического выражения наряду с понятием «privacy» выделяют также термин «приватность». Так, О.Г. Прохвачева определяет «приватность» как «осознание человеком своей личной сферы, противопоставляемой общественной (публичной) сфере, в языковом сознании лингвокультуры США» [Прохвачева, 2000: 21]. И вновь прослеживается связь термина с американской коммуникативной культурой.

Таким образом, наличие концепта «privacy» в английской языке, применительно к Великобритании, свидетельствует о важности данного понятия для всей английской коммуникативной культуры и той роли, которую играет зона «privacy» для представителей этой культурной традиции.



Заключение (выдержка)

Язык и культура находятся в непрерывном взаимодействии.

Основной единицей языка, где находит свое отражение культура, является слово, в котором отражены реалии быта, явления национальной культуры, истории, специфика национального мышления. Когда мы описываем культуры разных народов, мы говорим о "типичных" ценностях, убеждениях, взглядах и "нормах" поведения. В английской коммуникативной культуре существует хорошо разработанные стратегии и тактики, направленные на социальное дистанцирование, их регулярное использование привело к формированию такой доминантной черты английского коммуникативного поведения, как недопустимость и сведение до минимума прямого коммуникативного воздействия на собеседника. Доминантная ценность межличностных отношений в английской культуре, уважение к личному пространству человека, ненарушение свободы окружающих, «сохранение лица» на коммуникации формируется на основе концепта «privacy».

«Рrivacy» - типично английское понятие. Точных эквивалентов данного слова не существует не только в русском языке, но и в ряде европейских языков. Оно связано с зоной личной автономии человека и является важнейшей ценностью английской культуры, которая находит отражение в языке, сознании, характере и коммуникации.

Концепт «рrivacy» проявляется в соблюдении дистанции, в сохранении личного пространства, в уважении независимости личности, в недопустимости оказания прямого воздействия на собеседника, в соблюдении его интересов, в толерантности к поведению других. Сближение собеседников в английской коммуникации допустимо лишь до зоны «privacy». Вторжение в эту зону считается грубым нарушением норм общения.

Структура любого концепта имеет ядерно-периферийную организацию. Полевая модель концепта «privacy» содержит три номинативных поля, расположенных по принципу «ядро-ближняя периферия-дальняя периферия». Наш анализ показал, что ядро составили слова: concealment, covertness, secrecy, intimacy, privateness, seclusion, hiddenness, isolation, confidence, separateness, solitude. В ближнюю периферию вошли слова: closeness, retirement, retreat, bosom, liberty, freedom, sovereignty, trammels, autonomy, comfort, mystery, cocooning, shelter, remoteness, purdah. Дальнюю периферию составили фразеологизмы и пословицы. Подобная полевая презентация помогает глубже понять смысл изучаемого концепта.

Внедряя знакомство с тем или иным концептом в общеобразовательную деятельность мы показываем особенности жизни иностранцев. С помощью концепт «privacy» можно показать особенности языковой картины мира иностранцев, их представления о необходимости защищать своё государство, свою личную и общественную жизнь от посторонних глаз. Для англичан очень важно их частное пространство, это их менталитет, и ученик учится уважать и принимать его.

В результате занятий, уроков, на которых будет происходить изучение концепта «privacy», учащиеся начнут более осознанно воспринимать сложные лингвокультурные явления, становиться более внимательными к их отражению в языке (как в изучаемом иностранном, так и в своём родном) и более чётко осознавать связь языка с мировоззрением, что несомненно делает учебный процесс интереснее и, как следствие, эффективнее.

В заключение отметим, что, как неоднократно отмечала С.Г.Тер-Минасова, многое в своём родном языке мы начинаем осознавать только тогда, когда приступаем к изучению другого языка. Тогда, сопоставляя разные языковые картины мира, разные культуры, мы получаем возможность увидеть, что напрасно считали те или иные представления чем-то само собой разумеющимся. Мир, систематизированный через посредство разных языков, предстаёт гораздо более сложным, чем нам казалось, но и гораздо более интересным. Донести (через анализ культурно-специфических понятий) эту мысль до тех, кто изучает иностранный язык,- важная задача учителя.



Литература

1. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: Антология. - М., 1997. - С. 267-279.

2. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. - Воронеж, 1996. – 178 с.

3. Борисова О.С, Богданович О.А. К вопросу о национальной дифференциации речевого этикета: особенности общения в английском и китайском социумах// Филол. науки. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 1(12).

4. Босова Л.М. Проблема соотношения семантических и смысловых полей качественных прилагательных (на материале русского и английского языков). - Барнаул, 1997. - 186 с.

5. Воркачев С.Г. Концепт как «зонтиковый» термин // Язык, сознание, коммуникация. - М., 2003. - С. 5-12.

6. Григорьева А. 1000 русских и английских пословиц и поговорок. - М., 2009.

7. Демьянов В.З. Термин «концепт» как элемент терминологической культуры // Язык как материя смысла: Сборник статей в честь академика Н.Ю. Шведовой. - М., 2007. - С. 606-622.

8. Джиоева А.А. Английский менталитет сквозь призму языка: концепт «privacy» /Вестник МГУ, серия 19: лингвистика и межкультурная коммуникация, 2006, №1, с. 41-59;

9. Джиоева А.А., Зимин А.В. Концепт PRIVACY в ракурсе культурологи, лингвистики и политологии / Преподавание английского языка на гуманитарных факультетах: Теория и практика. Сб. научных и научно-методических трудов. Вып. 1. М., МАКСПресс, 2007. С. 92-122.

10. Дубенец Э.М. Лингвистические изменения в современном английском языке: спецкурс. - М., 2003.

11. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Межкультурная коммуникация. Системный подход: Учебное пособие. - Нижний Новгород, 2003. – 164 с.

12. Карасик В.И. Модельная личность как лингвокультурный концепт // Филология и культура. Мат-лы IIIмеждународной конференции. Ч. 2. Тамбов, 2001. - С. 98-101.

13. Колесов В.В. Концепт культуры: образ - понятие - символ //Вестник СПбГУ. Сер. 2. - 1992. - № 16. - С. 16-25.

14. Комина Н.А. Семантика и прагматика деловой межкультурной коммуникации // Семантика и прагматика деловой межкультурной коммуникации в инновационной парадигме обучения: монография / под ред. Н.А. Коминой. - Тверь, 2012.

15. Кошарная С.А. Миф и язык / С.А.Кошарная – Белгород, 2002.- 287с

16. Кузьменкова Ю.Б. Стратегии речевого поведения в англоязычной среде. - М., 2006.

17. Ларина Т.В. Англичане и русские: Язык, культура, коммуникация. М. 2013.

18. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С.Лихачев // Русская словесность: Антология / Под ред. В.П.Нерознака.- М.: Academia, 1997.- 280-287с.

19. Майол Э., Милстед Д. Эти странные англичане / пер. с англ. И. Тогоевой. - М.,2001.

20. Паксман Джереми Диксон. Англия. Портрет народа. – СПб.,2009.

21. Попова З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д.Попова,

И.А. Стернин. - Воронеж, 2001.- 190с

22. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. - Воронеж, 1999. – 255 с.

23. Прайвеси [Электронный ресурс]. URL: http:// enc dic. com / legal / Prajvesi 13544/ (дата обращения: 10.02. 2016).

24. Прайвеси [Электронный ресурс]. URL: //www.in**ov.ru/html komlev/p/prayvasi.html (дата обращения: 10.02. 2016).

25. Прохвачева О.Г. Линвокультурный концепт «приватность» (на материале американского варианта английского языка): Автореф. дис.канд. филол. наук. - Волгоград, 2000.

26. Ращупкина К.С. Правила эффективной коммуникации в интеркультурном диалоге Россия Германия [Электронный ресурс] // Электронный науч. журн. «Мир лингвистики и коммуникации». Тверь, 2013. № 2 (31): URL: http: www. tver**ngua.ru (0,4 п.л.) (дата обращения: 11.02.2016).

27. Скляревская Г.Н., Ваулина Е.Ю. Давайте говорить правильно! Новейшие и наиболее распространенные заимствования в современном русском языке: краткий справочник. - СПб.; М., 2004.

28. Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как системное образование// Вестник ВГУ. - 2004. - № 1. - С. 29-34.

29. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры / Ю.С. Степанов. - М., 1997.

30. Стернин И.А. Контрастивная лингвистика. М., 2006

31. Стернин И.А., Ларина Т.В., Стернина М.А. Очерк английского коммуникативного поведения. - Воронеж, 2003.

32. Телия В.Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический, культурологический аспекты. - М., 1996. – 275 с.

33. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур. М., 2007.

34. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб.

пособие. - М., 2000.

35. Фокс К. Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения. - М., 2008.

36. Шведова Н.Ю. Русский язык: Избранные работы. - М., 2005. – 244 с.

37. Щур Г.С. Теория поля в лингвистике. – М., Наука, 1974.

38. Hayakawa S.I. Guide to Related Words, new edition. Cassell 1994

39. Lewis, Richard D. When Cultures collide: leading across cultures/ Richard D. Lewis. 3rd ed. Nicholas Brealey International: Boston; London, 2006.

40. Privacy [Электронный ресурс]. URL: http: // en. wikipedia. org /wiki / privacy (дата обращения: 14.02.2016).

41. Privacy [Электронный ресурс]. URL: http:// enc dic. com / enc_psy/ Chastnaja Zhizn 31914/ (дата обращения: 14.02.2016).

42. Privacy [Электронный ресурс]. URL: http:// useful_english.enacademic.com / 105650/ (дата обращения: 14.02.2016).

43. Tomalin, Barry. Nicks, Mike. The World's Business Cultures and How to Unlock them. Ashford Colour Press, UK; Thorogood, 2007.

1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов.- М., 1966.

2. Бенюх О.П., Бенюх В.П., Веркина Н.К. Новый русский лексикон: Русско английский словарь с пояснениями / под ред. О.П. Бенюха: 4 е изд., стереотип. - М., 2002.

3. Буковская М.В., Вяльцева С.И., Дубянская З.И. [и др.] Словарь употребительных английских пословиц: 326 статей; 2 е изд., стереотип. - М., 1988.

4. Грибовский В.Ю., Якимов М.В. Англо русский словарь: 100 000 слов и выражений / под ред. А. Лапицкого. - СПб., 2005.

5. Иогансон Л.И. Англо русский словарь идиом: английские идиомы. 1820 идиом. - М., 1997.

6. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.ГЛузина. – М., 1997. – 157 с.

7. Кунин А.В. Большой англо-русский фразеологический словарь. Издание 5-ое, исправленное. М., 1998.

8. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 2002. – 250 с.

9. Модестов В.С. Краткий словарь трудностей английского языка. От текста к контексту. - М., 2004.

10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 1999.

11. Пархамович Т.В. 1000 русских и 1000 английских идиом: словарь с пояснениями и примерами использования / худож. обл. М.В. Драко: 3 е изд. - Минск, 2000.

12. Попова Л.П., Мокина Н.Р., Захарова Г.В. Англо русский словарь. Более 120000 слов и выражений. - М., 2010.

13. Flavell Linda and Roger. Dictionary of Idioms and their Origins. Kyle Cathie Ltd, 1996.

14.

15. Longman Dictionary of Contemporary English, sixth edition. - Pearson Education Limited, 1999. - 1677 p.

Margulis A., Kholodnaya A. Russian English Dictionary of proverbs and Sayings. McFarland&Company, Inc., Publishers Jefferson, North Carolina and London, 2000. 494 p.

16. The Oxford Illustrated English Dictionary. = Оксфордский толковый иллюстрированный словарь английского языка. М.,. 2001.



Примечания

Работа проходит антиплагиат Форматы: Word.

Информация о работе
Страниц: 86
Тип: Дипломная работа
2400 p.
Не нашли что искали? У нас Вы можете заказать
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X