8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого получить консультацию по курсовой, контрольной, реферату или диплому

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Педагогика

ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Дипломная работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7

1.1. Сущность, задачи, содержание сенсорного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике и психологии 7

1.2. Особенности сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, критерии оценки 23

1.3. Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста 37

1.4. Условия формирования сенсорных эталонов цвета у детей младшего дошкольного возраста 48

Выводы по главе I 57

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ЦВЕТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 59

2.1. Констатирующий эксперимент, выявление уровня представлений о сенсорных эталонах цвета у детей во второй младшей группе 59

2.2. Формирующий эксперимент 63

2.3. Контрольный эксперимент, оценка эффективности апробированной системы дидактических игр 68

Выводы по главе II 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76



Введение (выдержка)

Актуальность исследования. Подготовка малыша к школьному обучению основывается от развития сенсорных эталонов, то есть от того, настолько правильно малыш понимает окружающую среду. Значимыми системами при этом состоит: правильность и изысканность осознания сенсорных данных, хорошая сенсорная координация и подвижная легкость, умение установить взаимосвязи между главными функциями и средствами внешних явлений, полноценное освоение мелкой моторики руки, вполне развитого фонематического слуха и другие. В итоге не полноценно правильного освоения появляются искажения в написании букв, в строении изображения, неправильности в построении поделок на занятиях ручной работы. Получается, что малыш не сможет воспроизвести образцы движений на уроках физической культуры. Ребенку важно иметь в виду ценность наивысшего этапа такого восприятия для человеческой деятельности в целом, особо для творческой деятельности. Значимое место в ряду возможностей, гарантирующих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, являются сенсорные возможности, предлагающие с особой глубиной, ясностью и правильностью улавливать и передать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и иных внешних качеств объектов и средств. Жизнь человека, его деятельность потребует высоко развитой возможности освоения, большинство случаях скорейшой реакции на впечатления, о мерах реагирования на информацию. Высоко развитая возможность восприятия нужно человеку, и он этого должен развивать у малыша.

Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги Ф. Фребель [29], Е. И. Тихеева [40], А. В. Запорожец, М. Монтессори [23], П. Усова [43], О. Декроли [17], Н. П. Сакулина [38] и остальные учитывали, что сенсорное воспитание направлено на предоставление полного сенсорного восприятия и считается одним из важнейших аспектов дошкольного образования. Сенсорное восприятие, представляет фундамент когнитивного восприятия, с другой стороны, имеет индивидуальное особенность. Так как полное развитие нужно для хорошего научения малыша в различных группах деятельности и адаптации его в обществе.

Отечественные психологи Н. Н. Поддьяков [26], С. Л. Рубинштейн [35], А. Н. Леонтьев [19] и другие подтвердили, что важно научить видеть, научить осознать объекты и предметы вокруг нас, развивать умение и направить свой взгляд на те или другие части, подчеркивать в объектах и средствах больше всего свойственные, определенные особенности и качества.

В практике дошкольного воспитания сенсорному восприятию малышей выделяется больше времени, так как это позволит учить правильно понять объекты. Выявить главные особенности и качества. Но многие обследования коррекционной педагогики и психологии отображают, что развитие у малышей является недостаточный, неправильный характер. У малышей существует неполноценность в освоении сенсорными эталонами (форма, цвет, размер, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и т. д.)

Значение сенсорного восприятия малыша для его будущей жизни выдвигает на теорию и практику дошкольного воспитания задачу обработки и применения в большей степени эффективных свойств сенсорного воспитания в детском саду.

Впрочем, теоретический анализ показал, что неполноценно обнаружены педагогические средства, обеспечивающие эффектность пользования развивающих игр как свойства сформирования представлений о сенсорных эталонов у малышей дошкольного возраста.

Противоречие заключается между задачей сформирования сенсорных эталонов у малышей дошкольного возраста и неполноценно выявленными педагогическими средствами, обеспечивающими удачность её выполнения. Отсюда появляется проблема исследования – какие необходимо сформировать средства для эффективного применения дидактических игр как способы сформирования сенсорных эталонов.

Тема исследования: «Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста».

Цель исследования: изучать сформированность сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования: разработка формирования сенсорных эталонов.

Предмет исследования: способы формирования сенсорных эталонов у малышей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: формирование сенсорных эталонов у малышей младшего дошкольного детства будет удачным если:

- будет выбран набор дидактических игр;

- сформированы средства для эффективного применения дидактических игр по сформированию сенсорных эталонов.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по ситуации обследования;

2. Раскрыть уровень формированности сенсорных эталонов у малышей младшего дошкольного возраста;

3. Выбирать и апробировать набор дидактических игр по сформированию сенсорных эталонов у малышей младшего дошкольного возраста;

4. Выделять и экспериментально обследовать способы, обеспечивающие эффектное применение развивающих игр для сформирования сенсорных эталонов у малышей младшего дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ, изучение и анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении сущности, задач, содержания, путей осуществления сенсорного воспитания.

Практическая значимость исследования заключается во внедрении и апробировании условий, обеспечивающих эффективное применение дидактических игр для сформирования сенсорных эталонов у малышей младшего дошкольного возраста.

Структура исследования: выпускная квалификационная работа: введение, две главы с выводами, заключение, список литературы.



Основная часть (выдержка)

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ЦВЕТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Констатирующий эксперимент, выявление уровня представлений о сенсорных эталонах цвета у детей во второй младшей группе

В данном параграфе описание хода и результатов эксперимента, целью которого считается обозначение исходной степени формированности представлений о сенсорных эталонов цвета.

Экспериментальное обследование проходило в МБДОУ № 54 города Уфы во второй младшей группе, в исследование были включены 10 детей.

В ходе констатирующего эксперимента была использована методика Урунтаева А. Г., Ж. А. Афонькина исследования цветоощущения, описанной в "практикуме по детской психологии", а также наблюдение за малышами на уроках изобразительного искусства.

В начале разработки была проведена подготовка, подготовлен материал для исследования: кружки диаметром 3 см, раскрашенные в главные, дополнительные цвета и оттенки; коробки одних и тех же цветов и их оттенков; 4 карты размером 25х10см отделенные на 10 квадратов. На первой карте наклеены кружки главных цветов, на второй – дополнительных, на третьей оттенки цветов, четвертая карта пуста.

В нашей работе критериями оценки формированности осознания цвета считается познание малышами сенсорных эталонов цветов, которое появляется по предыдущим результатам: способность соопоставить цвета с образцом, способность организовать цвета в соответствии с образцом, способность находить цвета и оттенки по обозначению, узнавание малышами сенсорных эталонов цвета: базовые цвета (белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый), дополнительных цветов (оранжевого, фиолетового) и оттенков (серого, розового, голубого).

Познание этих цветов и оттенков малышами 3-4 лет подобрано согласно программе М. А. Васильевой, которая указывает на то, что дети второй младшей группы должны знать не менее пяти-шести цветов (белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый), а также младших дошкольников познакомят с цветами (серый, розовый, синий). Выбор дополнительных цветов (фиолетового и оранжевого) на основе обследования л. А. Венгера, который учитывает, что после подготовительного периода, начинается приобщение детей с цветовыми эталонами – примеры хроматических и ахроматических цветов, используются все семь цветов спектра, белый и черный.

Исследование проводился индивидуально с детьми 3-4 лет и состоял из 4 серий, интервал между которыми включает 1 день. Каждая серия составляла 3 подсерии с различное содержание материала (главные, дополнительные цвета и их оттенки).

Первая серия: выбрать цвета для наглядному образцу. Перед малышом поставят коробочки, раскрашенные в главные, дополнительные цвета и оттенки, давая множество кружков тех же цветов и оттенков (по 5 штук каждого цвета) и попросят расставить кружки по коробкам в соответствии с их цветом. При этом цвет не известен.

Вторая серия: выставление цвета по наглядному моделю. Малышу дают набор кружочков (по 5 штук каждого цвета) дисплей карты-образца, и попросят выложить кружочки на пустой карте так же как на образце.

Третья серия: выбрать цвета, при названии его старшим. Малышу дают 5 кружочков различного цвета. Потом называют цвет и попросят малыша находить кружочки одинакового цвета.

Четвертая серия: наименования цветов. Малышу дают 5 кружочков различного цвета и попросят называть цвет каждого. Если малыш назовет кружочки близких цветов подобного, то его попросят говорить, действительно ли они имеют по цвету.

Итоги приведены в таблице 1 " итоги констатирующего исследования по формированности цветового восприятия". Результаты разработаны и показаны в диаграмме (Рис. 1), который показывает, что из малышей, участвовавших в исследовании, 50% имеют низкий, средний – 40%, высокий – 10%. Уровни формированности восприятия цвета определяется в соответствии с критериями.

Рис. 1. Итоги констатирующего исследования по формированности восприятия цвета

1 уровень : группировка объектов по цвету, пост цвета для визуального образца, находит цвет при названии его старшими. Самостоятельно назвать цвет. Упражнения используются индивидуально и точно.

2 уровень : начинает группировать объекты по цвету, разместит цвета для визуальному образцу после немалой помощи воспитателя. Это немного трудно найти цвет при названии его старшими. Затруднения в назывании цвета индивидуально, на основе "объективации" название: Как помидор, красная. Упражнения выполняются с небольшой помощью воспитателя.

3 уровень: начинает группировать объекты по цвету, устанавливает цвета по наглядному образецу с помощью воспитателя. Испытывают проблемы с поиском цвета, назвав его, как взрослого. Не говоря уже о цвете. Задания выполняются с помощью учителя.

Проведенные исследования показали, что многие малыши могут различать главные цвета, работа, группировка по цвету: поставить синие цвета кружочки в голубых коробках, красные – в красные и так далее. Определенную работу в этом направлении необходимо лишь с раздельными малышами. 2 дети не сразу стали сгруппировать кружочки по цвету. Затрудняются малыши в главном в размещении цветов по моделю. После указания воспитателя: "поставь кружочки в пустой карточке, а также в этой (полной)". Малыши раскладывают круги в пустые клетки, не соотнося по цвету с образцом.

Также при складывании согласно по представленному примеру малыши даже не заметили на число пустых клеток внимания, стремились заполнять все клетки, в некоторых случаях, цвет случайный матч. Некоторые дети не обращали внимание сами клетки, пытались разместить на карточке все имеющиеся кружочки. После предложения воспитателя сравнить свою карточку с образцом: "Посмотри у тебя похож как здесь?", малыши не знали с чем сравнить. В этом случае им предлагалось начать все сначала, но с помощью воспитателя: "посмотрите, какой кружочек здесь, здесь ставь такой же". Малыши, выполняя задание, допустили ошибки, не все цвета совпали с образцом. Показывает, что четверо детей с заданием не справились, несмотря на помощь воспитателя.

В третьей части констатирующего эксперимента, чтобы найти цвет, при названии в большей степени малышей нашли и показывали круг правильного цвета. Все участники исследования верно показали монохромные цвета: черный и белый, из главных цветов "любимым" оказался красный. 4 показали все подобранные для исследования, одиннадцать цветов, правильно, 2 – затруднялись только при определении цветов, 1 не правильно находил и показывал дополнительные цвета и два раза показал синий вместо серого, 3 – трудности в подборе главных цветов и дополнительных, и их оттенков.

В четвертой части исследования при индивидуального названии оттенка задания решил 1 малыш, 4 ребята называли не все возможные цвета и оттенки, 5 – боролись, называя в качестве основных цветов и второстепенных. При назывании малыши, указывали цвета, которые им понравятся, как правило, красного и черного цвета. Некоторые малыши назвали все кружки одного цвета, называя красный, показывая красный круг, зеленый цвет и другие, то же самое с иными цветами. В этой серии исследования было видно, что названия цветов они не знают, и пытаются угадать их. 1 малыш на вопрос: "какой это цвет?", ответил "Не знаю". В итоге разговора, ответил только 1 черный цвет.

Кроме того, экспериментальные данные подтверждаются наблюдениями за малышами во время творческой деятельности. Так на уроках по рисованию некоторые малыши испытывают трудности при подборе раздельного цвета из нескольких цветов.

Большинство детей ориентированы при подборе цвета на объект изображаемого, например, если вы нарисуете дерево, подберите зеленый цвет, если море, то синий. Лишь немногие малыши даже в названии изображенного объекта выбрать неправильный цвет. В другом виде искусства – аппликации есть трудности в размещении деталей на поверхности листа, что свидетельствует о низком этапе формированности наглядного восприятия. То же самое наблюдалось в ходе исследования в момент размещения цвета на представленной модели. Из 5 детей, которые испытывают трудности в назывании цвета индивидуально, во время игровой деятельности, на занятиях и два "опредмеченные" названия цветов, как солнце, как трава, как небо, и так далее, после аналогичного именования объекта, может назвать цвет индивидуально.



Заключение (выдержка)


На основе обучения и анализа психолого-педагогической литературы по данной ситуации выявлены предыдущие выводы:

- выявлена характер "сенсорного освоения", под которой определяется преднамеренное, поочередное и систематичное педагогическое действие, предоставляющие сформирование у малыша сознательного опыта, освоение его систем ощущения, восприятия, наглядные идеи через ознакомление с сенсорной культурой личности;

- выявлены состав, на какие сенсорные процедуры полагается сенсорные обучения, наделены структурные компоненты, в свойстве которые служат обладание общественным чувственным опытом, развитие более рациональные методы исследования объектов, соотношение с помощью сенсорных эталонов;

- анализировано актуальное условие ситуации по сформированию сенсорных эталонов цвета у малышей дошкольного возраста. И создано, что традиционно освоение сенсорных эталонов цвета подключено в всеобщую процессу обучения и воспитания малышей в детском саду и преобразуется в ходе умственного, физического, трудового и эстетического воспитания, на уроках развития речи, математики, художественной деятельности, физического воспитания;

- просмотрены способы, средства, методы и формы сформирования сенсорных эталонов цвета у малышей раннего дошкольного возраста. Главными способами считаются исследование объекта, в свойстве главных форм сформирования выступают: развивающие игры, упражнения;

- приведены средства, обеспечивающие эффективность развивающих игр и сформирования представлений о сенсорных эталонов цвета. Этими способами считаются: преемственность и регулярность применения развивающих игр; повторение их проведения с постоянным переходом от нетрудного к осложненному; самостоятельный подход с учетом возрастных особенностей малышей, развивающая среда.

- анализированы психологические характерные черта малышей младшего дошкольного возраста и периоды сформирования сенсорных эталонов цвета, на каждом из которых выполняются задания: малыши обучаются приравнять, определить и осознать объекты; изучают разыскать одинаковые объекты по цвету; изучают ассоциировать цвета объекта с эталонами цвета; подбирать объекты обозначенного цвета по словесной инструкции старшего, обучаются назвать цвета; учится приемам обобщения и классификации объектов по качеству цвета; учатся подбирать цвета объекта в продуктивной деятельности (травка зеленая и т. д.).

Выводы исследовательской работы позволяли делать предыдущие результаты:

- в ходе первого констатирующего исследования, мы выявили, что множество малышей младшего дошкольного возраста не полноценно дифференцируют цвета ненасыщенные, не видит схожесть и отличия цветов, размещая цвета по зрительному образцу, запутает наименования цветов, в активном словаре нескольких малышей нехватает наименования главных и дополнительных цветов, наименования цветовых оттенков, что утвердило надобность проработки форм, методов, средств сформирующих представления о сенсорных эталонов цвета.

- в ходе исследовательской работы были показаны и научно обоснованы педагогические обстановки, способствующие сформированию представлений о сенсорных эталонов цвета у малышей дошкольного возраста, которая свершается в том, что если: будет выбран комплект развивающих игр и предоставлены способы для эффективного применения развивающих игр.

- в ходе мотивирующего исследования мы выявили, что на каждом периоде сформирования сенсорных представлении поменялся их процесс в согласовании с преднамеренными результатами, повышенный интерес к развивающим играм.

Созданные в ходе второго исследования это было значительное изменение в сформировании представлений о сенсорных эталонов цвета, на первом периоде 60% малышей имели низший уровень, а в конце исследования 60% малышей обладали всеобщими идеями хроматических цветах и нехроматических, увеличилось уровень индивидульности при исполнении соответствующих воздействий, но в то же время есть проблемы при наименовании дополнительных цветов и оттенков, что связано на наш взгляд с довольно продолжительным этапом активизации наименований сенсорных эталонов в процессе речи.

Таким образом, данные, полученные в итоге проведения экспериментальной работы, утвердили эффективность разработанных нами педагогических условий.



Литература

1. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. М., 1960.

2. Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей./ Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992. – 96с.

3. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов./ Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с.

4. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / Безруких М.М. – М.: Владос, 2001.

5. Бейлина, А Ф.Фребель: игры и игровые средства [Текст]:/ А. Бейлина // Дошкольное воспитание. – 1995. – №3. – С. 56 – 59.

6. Белкина В.Л. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005.

7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., дораб./ А.К Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991г. – 169с.

8. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр [Текст]: учебное пособие рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ к использованию в вузах и школах РФ в качестве необходимой учебно-методической литературы./ В.М. Букатов.– М.: Московский психолого-социальный институт Издательство «Флинта» 1997. – С. 3 – 45.

9. Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М., Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др. - М.: Владос,- 2001.

10. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение. 1988 – 144 с.

11. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. – с.14.

12. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: пособие для воспитателя детского сада./ Л.А Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева, Т.Г. Васильева; под ред. Л.А Венгер. – М.: Просвещение, 1973. – С. 3– 15; 28 – 54.

13. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

14. Выготский, Л.С. Психология [Текст]: /Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – С.756 – 769; 852 – 859.

15. Гербова В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Гербова В.В., Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. / Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2000.

16. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Школа Пресс. -2001.

17. Гризик Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей.- М: Просвещение, 2007.

18. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

19. Глушкова, Г. Игра или упражнение [Текст]:/ Г. Глушкова// Дошкольное воспитание. – 2008. – №12. – С.29 – 34.

20. Горбунова, И. Сенсорная комната в «Ладушках» [Текст]:/ И. Горбунова, А. Лапаева // Дошкольное воспитание. – 2006. – №12 – С. 30 – 32.

21. Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / Дворова И.В., Рожков О.П. - М.: Модэк, 2007.

22. Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста [Текст]:/ Н.В. Дубровская// Дошкольная педагогика. – 2003. – №6 (15) – С. 21 – 26.

23. Дерягина, Л.Б. Сказка о том, как на свете появились краски [Текст]: /Л.Б. Дерягина// Дошкольная педагогика. – 2003. – №6 (15) – С. 43 – 45.

24. Дерягина, Л.Б. Радуга-дуга: Запоминаем цвета, развиваем речь и художественный вкус [Текст]: пособие для детей, родителей и воспитателей/ Л.Б. Дерягина. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. – С.32.

25. Ефремова, Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия [Текст]: / Н. Ефремова// Дошкольное воспитание. – 2002. – №12 – С. 20 – 21.

26. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребёнком - дошкольни- ком литературного произведения [Текст] / А.В. Запорожец // Избранные пси- хологические труды : в 2-х т. Т. 1. – М. : Педагогика, 1986. – 320 с. – С. 66–77

27. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения. – СПб. : Дельта, 2001.

28. Каралашвили Е. А. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада / Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. // Справочник старшего воспитателя, -2008. -№5. –с.13

29. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание, 2005. - №2. - с.76-78.

30. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова. М.: Академия, 2012. С. 136 -149.

31. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

32. Монтессори, М. Дом ребёнка [Текст] / М. Монтессори. Изд. 4-е.-М.: 1920. 324 с.

33. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – С. 97 – 107.

34. Никитина Е. Сенсорные уголки для диагностики // 0бруч, -2006.-№2. с 15.

35. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж.: Учитель, 2006.

36. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду// Пособие для воспитателей – 2-е изд./ Поддъяков Н.Н., Аванесова В.Н. – М.: Просвещение, 2001.

37. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. -М.: Просвещение, 2001.

38. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию [Текст]: пособие для воспитателя детского сада/ Пилюгина Э.Г. – М.: Просвещение, 1983. –. 96 с.

39. Плеханов, А Теория и практика Марии Монтессори [Текст]:/ А. Плеханов// Дошкольное воспитание. – 1989. – №10. – С. 66 – 70.

40. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]/ Под ред. М.А. Васильевой. М.: Академия, 2010. 421 с.

41. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М., Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. С.439 - 463.

42. Пищикова, Н. Мир искусства дарит мысли, дарит чувства [Текст]: / Н. Пищикова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №2 – С. 67 – 69.

43. Рожков, О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному развитию детей 2 – 4-ого года жизни [Текст]: Методические рекомендации./ О.П.Рожков, И.В. Дворова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство ИПО «МОРЭК», 2004. – С. 127 – 190.

44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению т специальностям психологии./ С.Л Рубинштейн. – Москва, Санкт-Петербург: Питер, 2005. С. 177 – 255.

45. Сольцева О.Г. Наши помощники - органы чувств // Ребёнок в детском саду, - 2007. -№3. – с.4.

46. Сенсорное воспитание в детском саду (Методические указания). [Текст] / Под ред. Н.П. Саккулиной и Н.Н. Поддъякова. М., «Просвещение», 1969.

47. Тихеева, Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности [Текст] / Е.И. Тихеева. // Дошкольное воспитание, -2002.-№10.- С.90-93.

48. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007.

49. Урунтаева Г.А. Детская психология: Учеб. для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, 6-е изд. перераб. и доп./ Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006.

50. Усова, А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника [Текст] / А.П. Усова. //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 2005. 276 с.

51. Фребель, Ф. Детский сад [Текст] /. Пер. с нем. Я. Соколова.М,: академия, 2013.

52. Эльконин, Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) [Текст] / Д. Б. Эльконин. М: Учпедгиз, 1960.

53. Якимова, М.Н. Региональная система дошкольного образования: теория и практика сетевого партнерства [Текст]: учебно-методическое пособие. В 3ч. Ч.1/ М.Н. Якимова, Т.А. Шааб, Л.М. Волкова. – Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2008. – С. 75 - 103.

54. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М.; Мозаика-Синтез, 2009.



Примечания

Работа проходит антиплагиат Форматы: Word

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 78
2400 p.
Не нашли что искали?

Закажите написание авторской работы.
С нами работают более 500 авторов.
Средний балл наших работ: 4,87
Пишем студенческие работы с 2010 года.
Мы помогли 310628 студентам.
X
X