8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Ашберн
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Литература и лингвистика

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Дипломная работа

Содержание

Введение….3

Основная часть….….….6

Глава I. Основы организации исследовательской деятельности: теоретические основания, основные понятия, содержание, средства и формы, образовательный результат….6

1.1. Характеристика видов исследовательской деятельности….27

1.2. Малая академия наук как источник развития исследовательского интереса учащихся….….32

1.3. Дидактические игры и проектный метод как одна из форм развития интереса к исследовательской работе….34

Глава II. Формирование исследовательского интереса во время внеклассных мероприятий….….43

2.1. Организация и проведение ученических конференций….….52

2.2. Акмуллинская олимпиада – площадка углубленного изучения татарского языка и литературы….64

Заключение….….66

Список литературы….….….….70

Приложение ….….76



Введение (выдержка)

В соответствии предъявляемыми к современному выпускнику школы требованиями необходимы знания и умения, связанные с научно-исследовательской деятельностью – проектировочные, умение и потребность самостоятельно приобретать знания, информационно-аналитические, рефлексивные, экспертные, и др.

Ныне необходимы такие технологии, методы и приемы обучения, которые нацелены на формирование исследовательских умений, способствующих раскрытию творческих, интеллектуальных и коммуникативных задатков личности школьника. Актуальность данной проблемы обусловливается прежде всего необходимостью понимания школьниками смысла и предназначения своей работы, самостоятельно ставить образовательные цели и задачи, продумывать способы их осуществления [1].

Подготовка требует более индивидуализированного подхода в условиях массового обучения, что возможно, в первую очередь, за счет организации проектной работы, которая должна впоследствии выйти на уровень первоначальной исследовательской деятельности.

В науке накоплен опыт, позволяющий исследовать проблему формирования исследовательских умений, учащихся в условиях урочной и внеурочной, исследовательской, проектной деятельностях в процессе обучения родному языку.

Актуальность данной работы определяется тем, что знание психофизиологических особенностей учеников необходимо для формирования интереса у них к предмету родной язык и литература. Интерес, выступая "как форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым, способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, который можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Актуальность формирования интереса к предмету и развития мотивации учащихся обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задачи вырабатывания у обучающихся приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, воспитание у них активной жизненной позиции.

Цель работы – выявление факторов, влияющих на формирование интереса к родному языку у обучающихся образовательного учреждения.

Объект исследования: мотивационная сфера личности.

Предмет исследования: формирование интереса к родному языку у учащихся.

Гипотеза исследования: главными факторами формирования интереса у обучающихся являются познавательный интерес, связанный с содержанием самой учебной деятельности, и социальные мотивы.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

 Провести анализ источников по темам формирование интереса и мотивации учебной деятельности и психофизиологическим особенностям исследуемого возраста.

 Рассмотреть условия формирования устойчивого интереса и положительной мотивации у обучающихся.

 Осуществить экспериментальное изучение факторов формирования мотивации у обучающихся.

Методологическую основу исследования составили: психолого-педагогические концепции гуманизации образования и теории личностно-ориентированного подхода, педагогические концепции, исследующие условия социального и профессионального самоопределения молодежи и др.

Методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме; изучение программных документов; проведение педагогического эксперимента; педагогическое наблюдение.

База исследования: МБОУ СОШ с. Калтаево Кушнаренковского района Республики Башкортостан.

Структура исследования: диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Этапы исследования.

Первый этап. На этом этапе осуществлялось изучение проблемы исследования. Был разработан исследовательский аппарат, определены цели и задачи, произведен анализ теоретических подходов к проблеме в отечественной и зарубежной литературе. Выявлялись условия внедрения исследовательской деятельности в процесс обучения родному языку в общеобразовательной школе как средства формирования исследовательских умений учащихся.

Второй этап. На данном этапе дается анализ и обобщение результатов исследования, теоретическое осмысление проведенной работы, формулировке выводов и оформлению результатов.

Теоретическая значимость исследования: уточнена специфика формирования исследовательских умений, учащихся в ходе исследовательской деятельности при обучении родному языку.

Практическая значимость исследования: обоснованы педагогические условия внедрения исследовательской деятельности как средства формирования исследовательских умений учащихся при обучении родному языку.



Основная часть (выдержка)

Глава II. Формирование исследовательского интереса во время внеклассных мероприятий

Проведение всякого внеклассного мероприятия требует подготовки. Подготовительная работа к каждому из них имеет различную продолжительность и трудоемкость. Больше всего сил и времени у учителя и учащихся требует подготовка вечера. Подготовка к викторине имеет другой характер. Здесь в основном готовиться учитель. Он подбирает вопросы, готовит плакат. Ученик в подготовительной работе участия почти не принимает. Значительной подготовительной работы требует организация и проведение факультативов.

Материал факультативных курсов должен базироваться на общеобразовательном материале систематического курса.

В процессе обучения обучающиеся развиваются разносторонне, но, к сожалению, на уроках часто приходиться наблюдать, что они от класса к классу становятся менее активными в учении, проявляют к знаниям всё меньший интерес, не могут использовать ранее изученный на уроках материал, знания по другим предметам. «Почему?» – этот вопрос ставит большинство учителей. Исходя из небольшого опыта своей работы, я сделала предположение, что творческие, мыслительные способности развиваются слабо и учебная активность учащихся падает потому, что в процессе обучения не полностью используются методы и средства, которые могут способствовать их творческому развитию. Поставила перед собой цель – создать на уроке условия для проявления познавательной активности, для общекультурного и личностного развития учащихся. Вызвать ученика на сотворчество, организовать его, создать условия для его развития.

В муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Калтаево после окончания филологического факультета БГПУ им. М. Акмуллы, я пришла обучать по родному языку и литературе с горячим желанием. Трудностей, как начинающему учителю, хватало. Но меня тревожило то, что однообразие гасило задор, энтузиазм не только учителя, но и учащихся, в первую очередь. Учащиеся не хотели участвовать в исследовательских работах по родному языку, так как в школе до этого по родным языкам вообще какого-нибудь необычного, интересного мероприятия не проходило. Такое явление меня сильно тревожило. И я перед собой поставила задачу, как привлечь обучающихся к исследовательской работе, как заинтересовать своим предметом. На втором этапе своей экспериментальной работы я решила, что необходимо внедрить новые формы обучения и внеклассной работы, ппрогнозировала ожидаемые положительные результаты. После внедрения новых форм работы на основе интенсивного обучения – лекций, дидактических игр, графических диктантов, проектных уроков – в корне изменило обстановку урока, усилился познавательный интерес учащихся и вместе с ним повысилось качество знаний. Но наилучшей считаю то, что такие уроки дали ученику возможность и условия к развитию. Обучающиеся начали интересоваться предметом, пробовали себя в поэзии, сочиняли стихи, также рассказы. По определенным темам был собран материал. По этим материалам каждый начал работать по той линии, который был интересен ему. Кто-то составлял литературную карту района, другой написал стихотворение о родном крае, третий начал исследовательскую работу по микро топонимии родного села. После того как работы учащихся были оформлены, сделаны презентационные материалы мы выступили на районных конференциях, конкурсах. Получили дипломы, грамоты. Вот такие мероприятия стали стимулом для остальных обучающихся. В следующие годы стало все больше желающих работать творчески, заниматься исследовательской работой. Но заниматься исследовательской деятельностью, готовиться к участию в различных конференциях и конкурсах в рамках только урока не возможна. Систематическая индивидуальная работа, ведущаяся учителем кропотливо из недели в неделю в течении всего учебного года во время урока и во внеурочное время может развивать интерес к предмету и к творчеству. Также важна поддержка учителя. Ведь нередко юные исследователи предлагают свои темы для исследований. Не поддержи учитель эту творческую инициативу ученика, не помоги ему, как бы сложилась его судьба, кем бы он стал в будущем?

После того как работы уже готовы для презентации, как уже было сказано, мы участвуем в конкурсах, семинарах, конференциях и там обучающиеся обмениваются опытом, видят других участников, как они работали, на какие темы проводили исследование. А я сама, как руководитель, провела обмен опытом на районном семинаре учителей. Молодых учителей по родному языку в нашем районе мало, я, как молодой специалист, в течении трех лет со своими обучающимися участвовала в различных конкурсах различного уровня. Поэтому поделиться опытом, показать достижения мне было не трудно.

Меня, как учителя, очень радовала увлечение предметом. Более важным я считаю организацию правильного досуга подростков. Постепенно обучающиеся становились активными и творчески работающими, а желающих участвовать в различных конкурсах, олимпиадах становилось из года в год больше. Хочу отметить наиболее активных участников конкурсов, занимающихся исследовательской работой 2015 года по родному языку и литературе, это Рахимова Аделя (6 кл.), Валеева Элина и Шафина Айгуль (7 кл.), Парвазова Нурия (8 кл.), Галлямова Эльвина, Ибрагимов Гаяз (9 кл.), Гильманов Ильнар, Гильманова Резеда, Гильманов Тагир (10 кл.). Данные экспериментальной работы можно показать в виде таблицы.

Внеклассня работа Урочная работа

Год Количество участников Процентное соотношение Год Количество участников Процентное соотношение

2011 год 0 0 2011 год 0 0

2012 год 1 3,5 % 2012 год 1 3,5 %

2013 год 2 7 % 2013 год 1 4 %

2014 год 5 17 % 2014 год 1 3 %

2015 год 7 19 % 2015 год 2 5 %

Наш эксперимент показал, что внеурочная деятельность дает больше возможностей для формирования исследовательского интереса и воспитания самостоятельности у обучающихся.

Проведение по родному языку различных вечеров, посвященных юбилярам, праздников ко дню родных языков, декадников по родным языкам, встреч с писателями, разных викторин, КВНов также помогают формировать исследовательский интерес по предмету.

«Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее», – писал французский писатель Анри Барбюс.

Инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни – все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Образованный человек в современном обществе – это не только человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Я считаю, что главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Но меня волнует одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к родному языку и литературе. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся на своём родном языке является одной из наиболее актуальных. Я считаю, что основным делом учителя родного языка становится – развивать и поддерживать любовь, прививать чувство гордости, глубокого уважения ребят к родному татарскому языку. В связи с этим мне хочется вспомнить слова К.Насырия: «Үз телеңне яхшылап белмичә, башка телне белү мөмкин түгел». Татарский народ гласит, что: «Үткәнеңне белмичә киләчәккә юл юк». Роль и возможности учебных предметов, преподаваемых мною, огромны в решении вышеуказанной задачи. В сельской местности мало учреждений, где ребенок может развивать творческие способности, мала сфера общения, кроме семьи, школы и дома культуры негде реализовать свои способности. Взаимодействуя с педагогами и специалистами районного дома творчества, с учителями различных предметов я стала использовать разные методы и формы для развития творческой активности учащихся. Литература как учебный предмет – замечательная, плодородная почва для проектно-исследовательской деятельности. В связи с этим учащихся активно вовлекаю в проектную и исследовательскую деятельность.

Немаловажным свидетельством развития творческих способностей учащихся является участие школьников в творческих, научно-исследовательских конкурсах и конференциях, потому что в ходе работы школьники самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; приобретают коммуникативные умения; развивают исследовательские умения и системное мышление.

Обучающиеся принимают участие в республиканских конкурсах. В VI республиканском научно практическом конференции для учащихся средних общеобразовательных учреждений «Иностранные и родные языки в современном культурном пространстве: аспекты межкультурной коммуникации» участвовал Гильманов Тагир с работой на тему: «Литературная карта Кушнаренковского района» и был отмечен дипломом за 1 место. Эта исследовательская работа действительно была новой и актуальной к году литературы. Ведь литературной карты нашего района не было. Жюри также высоко оценил нашу работу (карта дается в приложении).

Также он принимал участие в заочной форме в республиканском научном конференции «Ибрагимовские чтения». На данный конкурс отправил работу об отражении микротопонимии Башкортостана в произведениях Г.Ибрагимова. Получилась своеобразная работа.

В конкурсе научных работ по татарской филологии и культуре Галлямова Эльвина стала победителем. Она изучала тему: “Бытовая лексика в песнях татарского народа”.

Гильманов Ильнар участвовал в конкурсе научно-исследовательских работ школьников по ономастике «Изучаем край родной» и стал призером. Его статья опубликовалась в сборнике. В районном этапе конкурса сочинений «Пою мою республику», «Мой дом – мой край» работы Ильнара Гильманова награждены грамотой.

Большую помощь в развитии творческой и познавательной активности учащихся оказывают конкурсы разного уровня:

-районный «Каурый каләм», «Топорнинские чтения», «Мой дом – мой край», «Тукаевские напевы»;

-республиканские «Конкурсы научных работ», «Дистанционные Акмуллинские олимпиады», «Ибрагимовские чтения»;

Что дает ученику участие в различных конкурсах? Во-первых, обучающиеся смогут проверить свои знания, самостоятельно реализовать свой творческий потенциал. Во-вторых, обучающийся испытывает к себе уважение за свой труд, радость от умения творить, гордость победы. В-третьих, они получат Свидетельство участника конкурса! А если очень постараются, их награждают Дипломом призера или лауреата. А это также важно для портфолио обучающегося. В.А. Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова считал огромной силой, облагораживающий духовный мир ребенка.

В своей работе я стараюсь развивать литературное творчество школьников и поощрять их, ведь это проявление активных сил души, формирование интеллекта. Использую систему индивидуальных творческих работ. Если в V -VI классах в качестве индивидуального задания дается сочинение загадки, сказки, небольшие рассказы из жизненного опыта, то в старших классах могут быть предложены такие творческие работы, как самостоятельные художественные зарисовки, создание литературных портретов, очерки, репортажи, стихотворения.

Сегодня количество проблем, связанных с детским чтением, продолжает расти. Чтение является одним из основных средств формирования грамотности, образного мышления, развития творческого потенциала. Именно школьная и сельская библиотека являются проводником книжной культуры среди учащихся. Меня как педагога волнует проблема упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения.

Большие возможности содержатся в такой форме работы с детьми, как организация научно-исследовательской работы учащихся, предоставляющая учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете, более высокий уровень системности знания. Целью работы в этом направлении является развитие творческих способностей, привитие исследовательских умений, интересов к науке. Этим видом деятельности я начала заниматься последние 2 года. Учащиеся средних и старших классов участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представляют на муниципальном, республиканском уровнях.

Содержание учебного материала урочных и внеурочных занятий по родному языку, литературе направлено на воспитание успешной личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности. Являясь учителем родного языка, литературы я чувствую свою ответственность и строю процесс обучения и воспитания на основе включения обучающихся в родную этнокультурную среду, приобщения их к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.

В этом мне помогает богатый материал школьного этнографического музея, созданного в 2003 году.

Нужно суметь раскрыть и развить творческие способности, ведь задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Поэтому уроки родного языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей.

В последние годы среди педагогических технологий проектно-исследовательская деятельность обучающихся приобретает все большую популярность, так как она личностно-ориентирована, приносит удовлетворение обучающимся, видящим продукт собственного труда. Актуальность данной технологии особенно возрастает в последнее время, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в разных жизненных ситуациях.

В послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ определены ключевые направления формирования современной модели образования, положенные в основу национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Сегодня доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. Как приобщить учащихся к творческой работе, привить интерес к творчеству? На основе этого я ставлю перед собой следующие задачи обучения:

Формирование национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализацию личности ученика в современном мире, реализую и через внеурочная деятельность, проведение праздничных мероприятий, встреч с выдающимися людьми, кружки, факультативы, выставки, участие в конкурсах – эти и другие формы внеурочной деятельности применяю в школе для повышения творческого потенциала детей.

Вот, например можно провести вечер, посвященный творчеству Гумера Баширова. Учащиеся разделяются на подгруппы. Одна группа глубже изучает жизненный путь писателя, другая – творчество. Третья группа собирает материал по обрядам и обычаям, традициям нашего села и сравнивает с обрядами в произведениях писателя. А четвертая группа собирает рукоделия для выставки. Каждая работа в группах является исследовательской. Нужно систематизировать и оформить работы.

Изучение с учащимися свои родословные – шежерэ – также развивает интерес к исследовательской деятельности. Учащиеся собирают материал из уст своих бабушек, дедушек и родителей. Из собранного материала составляют творческие материалы. Кто-то оформляет в виде дерева, кто-то – в виде дома. Некоторые рисуют на стекло, другие делают из деревянных материалов. В конце исследовательской работы проводится музыкальная композиция «Буыннар чылбыры өзелмәсен». Каждый участник представляет свою работу, иногда исследования показывают, что ученики оказываются родственниками в 7-8 цепи родословного древа. И так и у самих участников, и у зрителей проявляется интерес к исследовательской работе.

Я в своей практике проводила праздники ко дню родных языков (21 февраля). Если организовать правильно, это тоже очень интересное мероприятие. Здесь учащиеся более глубже узнают о развитии языка, об истории происхождения. Встречаются с диалектами – это всё проявляет интерес к исследованию языка своего села. Многие ученики исследуют диалекты нашего села. Результаты получаются хорошими. В нашем селе много представителей из разных районов и городов нашей страны.

Также проведение встреч с писателями помогают заинтересовать учащихся по предмету. Они во время встречи более глубоко узнают о писателе, из его же уст. Получают ответы на интересующие их вопросы по творчеству и жизненному пути писателя. У некоторых проявляется интерес исследовать стихи данного поэта. Я думаю, что если вовремя увидеть интерес ребенка и развивать его, давать показания, консультировать и систематизировать, то в итоге получится успешная работа. И для дальнейшего развития этого интереса также надо вовремя оценить и поощрить участника.

Во внеклассной работе самым популярным является проведение литературных вечеров. Такие вечера воспитывают и обучают учащихся. Тематика литературных вечеров разнообразен: посвященные знаменательным датам, писателям-юбилярам, иногда можно провести как монтаж. Также такие вечера можно дополнять различными выставками, например, альбомами, книгами посвященными юбиляру, фото материалом и т.д. Особой популярностью выделяется КВН, на основе которого лежит веселая игра и находчивость, здесь необходимо не только ответить правильно, но и находчиво, понимая смысл и переносное значение вопроса.



Заключение (выдержка)

Известно, что в период обучения в средней школе у учащихся проявляются и активно развиваются разнообразные склонности, таланты. Быстро меняющиеся условия современного общества, огромный поток информации создают определённые трудности для формирования полноценной, компетентной личности. Именно поэтому основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подготовка их к различным видам деятельности, выработка адекватного отношения к окружающей действительности, к самостоятельной жизни. В условиях поликультурной среды очень важно сформировать у учащихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности. Её цель – формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых знаний и способов деятельности. Исследовательская деятельность в условиях поликультурной среды помогает понять культуру различных народов, интегрировать в своём сознании различные культурные пласты на анализе языкового материала. Такая работа стимулирует учащихся сравнивать культуры, в частности, родного и изучаемого языков, устанавливать связь между языком, мышлением и культурой, изучать культурные традиции. Такая деятельность способствует развитию человека как личности, как субъекта культур. В первой главе исследовательской работы речь шло об основных понятиях, средствах и формах, видах исследовательской деятельности. Были рассмотрены дидактические игры и проектный метод как одна из форм развития интереса к исследовательской деятельности.

Во второй главе рассматривали пути формирования исследовательского интереса во время внеклассных мероприятий. Провели экспериментальную работу на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения в средней общеобразовательной школе с. Калтаево Кушнаренковского района Республики Башкортостан.

Следуя полученным результатам работы на уроках татарского языка и во внеурочной деятельности, мы пришли к тому, что итог деятельности обучающегося и учителя положительный. Регулярную урочную и внеурочную работу обучающегося и учителя можно совместить в рамках учебно-исследовательской деятельности.

Таким образом, проведенная нами исследовательская работа по предмету позволяет сделать следующие выводы:

1. Благодаря внедрению исследовательских технологий повысилась самооценка учащихся, ученики приобщились к творчеству, развивая свою личность.

2. Исследовательская работа помогла решить проблему мотивации. Самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.

3. Исследовательская работа приобщила учеников к практическому владению татарским языком, способствовала развитию устно-речевых и лексические навыков, совершенствовала умения и навыки письменной речи, позволив реально оценить свои языковые возможности.

4. Формы исследовательской работы позволили повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.

5. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности дало возможность осуществлять контроль промежуточных результатов работы на уроках и во внеурочное время, позволило повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект.

6. Работы, сделанные учащимися, помогут им в исследовательской деятельности в дальнейшем обучении. Выпускники с большой благодарностью говорят о том, что получили необходимые навыки в школе и смогли успешно справиться с более серьезными научными исследованиями – курсовыми и дипломными работами.

Экспериментальная работа показала, что заинтересовать учащихся своим предметом в большей степени происходит через внеклассную работу, через внеурочную деятельность. Необычные, не штампованные уроки, внеклассные работы зарождают заинтересованность предметом, интерес к исследовательской деятельности. Если учитель, не жалея своих сил и времени помогает, поддерживает, вдохновляет своих учащихся, то кропотливый труд дает свои успехи и положительные результаты. Если обучающиеся активно работают во внеурочное время в кружках, во внеклассных мероприятиях как КВНы, встречи, викторины, то и урок с ними пройдет веселым и познавательным. Ведь они сами могут предложить разнообразные формы и методы проведения урока. А в общем развивается сам участник и развивает, заинтересовывает остальных обучающихся. И в итоге повышается качество обучения и успеваемость. «Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинство», – писал Ф.Достоевский. Поэтому систематически необходимо работать и трудиться для того чтобы достичь поставленных целей.

Согласно Бэррону, творческим людям свойственны самостоятельность суждений, уверенность в себе, способность находить привлекательность в трудностях, способность рисковать. Все эти качества необходимо развивать у учащегося в процессе обучения.

Обучение татарскому языку может и должно преследовать не только чисто практическую цель – дать ключ к дополнительному источнику информации, но и способствовать формированию личности, прививая ему навыки творческой активности, стимулируя творческие возможности будущего специалиста с новыми качествами и ценностями.

Главное в работе учителя – это стремление к творческому поиску. Такие уроки позволяют учащимся видеть пользу от изучения предмета, следствием чего является повышенный интерес и качество образования по изучаемому предмету. В целом виды исследовательской деятельности призваны повысить качество знаний учащихся, развить интерес к изучению татарского языка и литературы.

Хочу добавить, что большинство наших исследовательских работ посвящены изучению нашего родного края. А именно краеведческая работа с учащимися позволяет выработать в них чувство ответственности и гражданского долга по отношению к малой родине и к стране, свидетельствует о сопричастности к судьбам жителей района, заинтересованности, увлеченности.



Литература

1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2001. – № 1. – С.– 2–34.

2. Аманаева С. Укучыларны үзаллы эшкә өйрәтү // Башкортостан укытыусыһы. –1973. – № 10. – 16-20 б.

3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань: Изд-во КГУ, 1988. – 238 с.

4. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся // Научно-практический журнал «Завуч». – № 6. – 2005. – С. 4–29.

5. Әдһәмова Г.М., Галимҗанова Р. Әдәбият дәресләрендә мөстәкыйль эшләр. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1963. – 41–45 б.

6. Әдһәмова Г.М. Әдәбият дәресләрендә укучыларны комплекслы тәрбияләү. – Татар. кит. нәшр., 1981. – 52–62 б.

7. Әминев А.Г., Әдһәмова Г.М. Урта мәктәптә әдәбият укыту методикасы. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1986. – 85 б.

8. Балакирева Э.В. Педагогическая ориентация учащегося в условиях профильного обучения. – СПб, 2005. – 82 с.

9. Батан Л.Ф. Развитие познавательной активности в адаптивной технологии обучения: Курс лекций.– Новоссибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002. – 32 с.

10. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.

11. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. – М.: Роспедагентство, 1994. – 68 с.

12. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия", 2002. – 320 с.

13. Булатова З.А. Становление профессиональных компетенций педагогов в условиях модернизации образования // Средне профессиональное образование. – 2009. – № 2. – С. 55–56.

14. Бурцева О.Ю. Основы научного познания: Учебное пособие для учащихся. – М. – 2005.

15. Висленко Л.П. Метод проекта при чтении произведений современной литературы // Литература в школе. – 2008. – № 11. – С. 38–41.

16. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. – 536 с.

17. Габитова Т. Әдәбият дәресләрендә иҗади эш төре // Башкортостан укытыусыhы. – 1974. – № 3. – 67 б.

18. Гладышева Н.К. Нурминский И.И. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. – М., 1991. – 224 с.

19. Границкая А.С. Научить думать и действовать. – М. – Просвещение, 1991. – 175 с.

20. Гыймадиева Н. С. Дәрестә һәм дәрестән соң. – Казан: “Яңалиф”, 2004. – 128 б.

21. Звягинцева Е.И. Методы изучения познавательных способностей школьников // Народное образование. – 2009. – № 4. – С.168–175.

22. Исламов Ф.Ф. Әдәбият дәресләрендә туган якны өйрәнү материалларыннан файдалану. – Казан: Мәгариф, 2000. – 64 б.

23. Казыйханов В. Әхлак дәресләре. – Яр Чаллы: “Иҗат” нәшр., 2001. – 240 б.

24. Камалетдинова З.Н. Развитие исследовательских умений учащихся. // Башкортостан укытыусыһы. – 2012. – № 3. – С.57–59.

25. Каюмова Г.Ф. Татар телен һәм әдәбиятын укыту тәҗрибәсеннән. – Казан: Яңалиф, 2003. – 104 б.

26. Корзникова Г.Г., Коровин Р.А., Горева И.Ю., Залецкая А.В. Педагогическая поддержка одаренности: творческий поиск учителей гимназии. – Екатеринбург, 2002.

27. Леонтьев А. Н. Проблемы психического развития. 4-е изд. – М., 1981. – 584 с.

28. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. – М., 2003. – 114 с.

29. Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт.– М., 2005. – С. 89.

30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. – М.: Политиздат, 1977. – 303 с.

31. Лобашев В.Д. Формирование познавательного интереса в процессах обучения // Школьные технологии. – 2010. – № 2. – С. 118–129.

32. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.

33. Мөхәммәтянова Т.Ә. Укучыларга милли традициялар һәм халык иҗаты үрнәгендә белем бирү һәм тәрбияләү. – Уфа, 2002.

34. Муртазина Р.Ф. Проектно-исследовательская деятельность как форма профессиональной ориентации учащихся // Башкортостан укытыусыһы. – 2015. – № 7. – С. 80–82.

35. Московкина И.И. Урок-исследование // Специалист. – 1999. – № 7.

36. Набиева Е.В. Мониторинг формирования научно-исследовательской компетентности учителя // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2008.– № 5.– C. 13–17.

37. Нигъмәтуллин Ә.З. Класстан тыш эшләр. – Уфа, 1972.

38. Нигъмәтуллин Ә.З. Класстан тыш тәрбияви һәм иҗади эшләр. – Уфа: “Китап” нәшрияты, 1993. – 176 б.

39. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. – № 7. – С. 151–157.

40. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4. – С. 18-23.

41. Обухов А.С. Проблема оценки качества образования //Исследовательская работа школьников. – 2008. – № 2. – C. 17–23.

42. Огарков А.А. Организация исследовательской деятельности в образовательном учреждении.– Вологда: Тотьма, 2012. – 232 с.

43. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 192 с.

44. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.

45. Педагогический поиск. Сост. Баженова И.Н. – Москва: “Педагогика”, 1990. – С. 101–142.

46. Переверзев Л.Б. Проектный подход к образовательным проблемам. М., 2001.

47. Пинский А.А., Абатурова В.В., Дерзкова Н.П. Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений. Итоги эксперимента и перспективы дальнейшего развития. – М.: Альянс-Пресс, 2004. – 160с.

48. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. – 2002. – № 2. – С. 29-42.

49. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000. – 272 с.

50. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.

51. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1946. – 643 с.

52. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. – 2004. – № 1. – С. 22–32.

53. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.

54. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников. – М.: Генезис, 2005. – 203 с.

55. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М., 2006. – С. 14–24.

56. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: Библиотека журнала «Директор школы», 2003. – С. 204.

57. Синенко, В.Я. Методология и практика школьного образования: учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2008.

58. Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у школьников. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2003.

59. Степанова М.В. Организация учебно-исследовательской деятельности старшеклассников в профильной школе. – СПб., 2005.

60. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. – М.: Первое сентября, 2011. – 64 с.

61. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Духовной мир школьника. Методика воспитания коллектива. Избранные произведения. – Т.1. – Киев: Радянська школа, 1979. – 687 с.

62. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение,1988. – 175 с.

63. Файн Т.Д. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников // Практика административной работы в школе. – 2003. – № 7. – С. 35–40.

64. Факторович А.А. Урок как среда развития творческих способностей учащихся // Инновационная школа. – № 2. – 1996.

65. Факторович А.А. Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы // Проблемы социализации личности в процессе обучения и воспитания (материалы научно-практической конференции). – Ростов-на-Дону, 1998.

66. Хәбибуллина З.Н., Фәрдиева Х.Г. 5-11 нче сыйныфларда татар теле һәм әдәбиятыннан дәрестән тыш эшләр. Укытучылар өчен кулланма. – Казан: “Мәгариф” нәшрияты, 2000.

67. Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения // Одаренные дети и современное образование. – 2003. – № 5.

68. Шумакова Н.Б.Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО “МОДЭК”, 2004. – 336 с.



Примечания

Работа проходит антиплагиат. Есть приложения

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 85
2400 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 311012 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X