8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Разное

Учебники по татарскому языку для школ Башкортостана - Дипломная работа

Тип: Дипломная работа
Раздел: Разное
Страниц: 103
Год: 2019

Содержание

Введение.3

1. Правовые и нормативные основы обеспечения образовательных организаций учебниками

1.1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

1.2. Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ.

2. Учебники по татарскому языку для общеобразовательных школ Башкортостана

2.1. Предпосылки для составления и издания учебников по татарскому языку для общеобразовательных школ Башкортостана в конце ХХ и начале XXI веков.

2.2. Опыт составления и издания учебников по татарскому языку для общеобразовательных школ Башкортостана в конце ХХ и начале XXI веков.

3. Краткие сведения об авторах учебников по татарскому языку для общеобразовательных школ Башкортостана

4. Библиографический список учебников по татарскому языку для общеобразовательных школ Башкортостана

Заключение

Список использованной литературы

Дипломная работа:
Развитие лингвокультурологических компетенций русскоязычных учащихся на уроках татарского языка

Курсовая работа:
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ

Введение (выдержка)

Большие изменения в общественной жизни страны, связанные с процессом глобализации мира, потребовали проведения реформы системы образования Российской Федерации. Были разработаны новые государственный образовательные стандарты образования, которые начали вводится в действие с 2009 года. Так, например, в системе общего образования в 2009 году были введены в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) (далее – ФГОС НОО), в 2010 году Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы) (далее – ФГОС ООО), а в 2012 году Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 классы) (далее – ФГОС СОО) [Стандарты].

На основании ФГОС общего образования для их реализации был разработан новый порядок формирования федерального списка учебников, который оказал большое влияние на обеспечение образовательных организаций учебной и учебно-методической литературой. В связи с этим на начальной стадии введения новых стандартов образования возникли трудности в обеспечении образовательных организаций учебной и учебно-методической литературой, в особенности в субъектах Российской Федерации, которые реализуют учебные планы с обучением на родном языке и с изучением родного языка.

От этих новаций и трудностей не остался на стороне и Республика Башкортостан. Они прежде всего были связаны с подготовкой по новым правилам учебников по родным языкам. Учитывая эти трудности, Министерство образования и науки РФ был вынужден ввести в действие порядок, по которой процесс составления федерального списка, прежде всего по родным языкам в регионах РФ, должен был быть постепенным. В частности, в письме Минобрнауки «О федеральном перечне учебников за № 08-548 от 29 апреля 2014 года сообщалось что, если образовательная программа предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253. В нем отмечается, что ученики имеют право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями. При комплектовании фондов школьных библиотек на следующий учебный год необходимо обращать внимание на то, что выбор учебников определяется содержанием основной образовательной программы, реализуемой школой и что для сохранения преемственности в освоении основной образовательной программы нецелесообразно приобретать отдельные учебники, входящие в разные предметные линии [http://www.consultant.ru/law/hotdocs/33661.html].

Из-за трудностей Министерство образования Республики Башкортостан был вынужден остановиться на следующем. Первым делом обратить внимание на мероприятия подготовке учебников башкирского языка и башкирской литературы для внесения их в федеральный список. А по обеспечению учебниками образовательных организаций республики по другим родным языкам и родным литературам ориентироваться на возможности других субъектов Российской Федерации, которые и ранее поставляли учебники по заказам Министерство образования Республики Башкортостан.

Это решение было логичным и естественным. Однако нужно учесть, что более 10 лет учебники по татарскому языку составлялись и издавались в самом Башкортостане. Хотя определенный объем учебников по татарскому языку, согласно выбранным учебным программа обучения образовательных организаций, продолжали поступать по заказу из Республики Татарстан. Но в основной массе образовательные организации использовали в учебном процессе учебники по татарскому языку, составленные и изданные в республике. Необходимо отметить, что здесь речь идет лишь об учебниках по родному языку, а учебники по литературе как закупались, так продолжали закупаться в Республике Татарстан. В связи с этим возникли большие трудности с обеспечением образовательных организаций республики учебниками по татарскому языку. Во-первых, потому, что республика не имела финансовых возможностей на проведение мероприятий для одновременного включения в федеральный список учебников как по башкирскому языку, так и по татарскому языку. Во-вторых, потому, что составление учебников по новым ФГОС требовала в кратчайшее сроки полностью переработать их содержание и подготовить их для лицензирования в соответствии с новыми федеральными правилами, а авторский коллектив в этом не имел опыта. В-третьих, Республика Татарстан не мог сразу же увеличить издание необходимого количества учебников по татарскому языку, а Республика Башкортостан заранее не мог организовать заказ. К тому же была нарушена прежняя система как формирования заказов, так поставки учебников.

В связи с этим возникает необходимость восстановление в кратчайшие сроки прежней системы как формирования заказов, так поставки учебников по татарскому языку согласно потребностям образовательных организаций республики. Одновременно ситуация требует действий на опережение с перспективой на будущее – изучение положительного опыта издания учебников по татарскому языку с региональным компонентом образования в республике и изучение требований новых ФГОС к содержанию учебников и порядка формирования федерального списка учебников. Этим и определяется актуальность темы данной выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации.

По теме магистерской диссертации имеются лишь отдельные публикации в научно-методическом и педагогическом журнале «Башкортостан укытыусыһы» («Учитель Башкортостана»), в сборниках научно-практических конференций, а также в периодической печати. Отдельные аспекты этой проблемыбыли обсуждены на круглых столах, методических семинарах, научно-практических конференциях и на районных, городских заседаниях методических объединеий учителей татарского языка литературы республики. Однако системного изучения она до сих пор не получили. Этим и определяется научная новизна исследования.

Объектом изучения являются учебники по татарскому языку для общеобразовательных школ республики, подготовленных Министерством образования Республики Башкортостан и изданных Башкирским книжным издательством «Китап» в г. Уфа, а также отдельные федеральные законы Российской Федерации, Республики Башкортостан и нормативно-правовые акты Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерством образования Республики Башкортостан, связанные с подготовкой и изданием учебников и учебно-методической литературы.

Основной целью магистерского диссертационного исследования является изучение положительного опыта издания учебников по татарскому языку с региональным компонентом образования в Республике Башкортостан, изучение требований новых ФГОС к содержанию учебников и порядка формирования федерального списка учебников.

Исходя из основной цели, были поставлены следующие основные задачи выпускной квалификационной работы магистра:

изучения отдельных федеральных законов Российской Федерации, Республики Башкортостан и нормативно-правовых актов Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство образования Республики Башкортостан, связанных с подготовкой и изданием учебников и учебно-методической литературы;

изучение научной и научно-методической литературы по проблемам подготовки и издания учебников и учебно-методической литературы;

изучение учебников по татарскому языку для общеобразовательных школ республики, подготовленных Министерством образования Республики Башкортостан и изданных Башкирским книжным издательством «Китап»;

выявление особенностей содержания учебников по татарскому языку для общеобразовательных школ республики, подготовленных Министерством образования Республики Башкортостан и изданных Башкирским книжным издательством «Китап»;

сбор кратких биографических сведений об авторах учебников по татарскому языку для общеобразовательных школ республики, подготовленных Министерством образования Республики Башкортостан и изданных Башкирским книжным издательством «Китап»;

оставление наиболее полной библиографии учебников по татарскому языку для общеобразовательных школ республики, подготовленных Министерством образования Республики Башкортостан и изданных Башкирским книжным издательством «Китап».

Основными источниками исследования являются учебники по татарскому языку для общеобразовательных школ республики, подготовленных Министерством образования Республики Башкортостан и изданных Башкирским книжным издательством «Китап», а также отдельные федеральные законы Российской Федерации, Республики Башкортостан и нормативно-правовых акты Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство образования Республики Башкортостан, связанные с подготовкой и изданием учебников и учебно-методической литературы.

Теоретико-методологической базой выпускной квалификационной работы магистра являются исследования выдающихся ученых-методистов Я.А. Коменского, Ф.Ф. Советкина, Н.М. Шанского, М.Н. Скаткина, и др., а также известных татарских ученых-методистов А.Ш. Асадуллина, М.З. Закиева, К.З. Закирьянова, М.И. Махмутова, Л.Г. Саяховой, Л.З. Шакировой, Ф.Ф. Харисова, Ч.М. Харисовой и др. В процессе разработки концепции исследования учитывались труды известных ученых общеметодологического характера, положения по анализу документов законодательного и нормативно-правого характера.

Магистерская диссертация имеет теоретическое и практическое значение. Основные ее результаты могут быть основой для дальнейших научных исследований по данной проблематике, помочь в составлении новых учебников и учебно-методических пособий по татарскому языку для общеобразовательных школ Республики Башкортостана. Основные выводы и результаты исследования также могут быть успешно использованы в преподавании курсов по теории и методики обучения родного языка в вузе.

Методы и приемы исследования. В работы использованы описательный метод, обобщение передового педагогического опыта, теоретический анализ проблемы исследования и системный анализ.

Основные выводы и результаты выпускной квалификационной работы магистра были успешно апробированы в выступлениях и на практических занятиях по курсу по теории и методики обучения родному языку в полилингвальной среде, в методических семинарах и круглых столах. Отдельные положения исследования были использованы нами на городском республиканском этапах конкурса «Учитель года татарского языка и литературы 2016» (г. Уфа, 4-11 апреля 2016 г.), а также на педсоветах и методических советах МАОУ «Татарская гимназия № 84 г. Уфы».

По теме работы были сделаны научные доклады на XV Региональной научно-практической конференции «Система непрерывного образования: школа-педколледж-вуз» (23 апреля 2015 г.); на XVI Региональной научно-практической конференции «Система непрерывного образования: школа-педколледж-вуз», посвященной юбилеям научных школ Института филологического образования и межкультурных коммуникаций (4 апреля 2016 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения и преподавания татарской филологии: Материалы», посвященной 25-летию кафедры татарского языка и литературы (г. Уфа, БГПУ им. М.Акмуллы, 21 октября 2016 г.); на III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы современной татарской филологии», посвященной 70-летию со дня рождения лауреата Государственной премии Республики Татарстан им. Габдуллы Тукая, лауреата Республиканской премии им. Мусы Джалиля, народного поэта Республики Татарстан, председателя комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Госсовета Республики Татарстан, известного общественного и государственного деятеля Разиля Исмагиловича Валеева (г. Уфа, БашГУ, 20 декабря 2016 г.).

По теме магистерской диссертации были опубликованы следующие материалы:

Еникеева Л.М. Шәһәр шартларында татар балаларының коммуникатив эшчәнлеген үстерүдә фольклор үрнәкләре // Актуальные проблемы изучения и преподавания татарской филологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию кафедры татарского языка и литературы (21 октября 2016 г.) / Отв.ред. И.С. Насипов, зам.отв.ред. Н.У. Халиуллина. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. – С. 95-97.

Насипов И.С., Еникеева Л.М. Башкортстан мәктәпләре өчен татар теле дәреслекләрен төзү тәҗрибәсе турында // Актуальные проблемы современной татарской филологии: сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-летию со дня рождения лауреата Государственной премии Республики Татарстан им. Габдуллы Тукая, лауреата Республиканской премии им. Мусы Джалиля, народного поэта Республики Татарстан, председателя комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Госсовета Республики Татарстан, известного общественного и государственного деятеля Разиля Исмагиловича Валеева (г. Уфа, 20 декабря 2016 г.) / отв.ред.И.Ф. Зарипова. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. – С. 464-468 (508 с.)

Дипломная работа:
ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

Дипломная работа:
Развитие татарской филологии в БГПУ им. М.Акмуллы

Основная часть (выдержка)

1. ПРАВОВЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ УЧЕБНИКАМИ

1.1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Федеральный закона «Об образовании в Российской Федерации» согласно статьи 14 дает право гражданам Российской Федерации на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке и на изучение родного языка. Новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования также предусматривают обучение на родном языке и изучение родного языка. На их основе Министерство образования и науки Российской Федерации разработало несколько вариантов учебных планов, один из вариантов которых предусматривает обучение на родном языке и изучение родного языка.

В Российской Федерации в соответствии счастью 7 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в начале ХХI века была начата работа по разработке и введению в действие федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [ФЗ «Об образовании в РФ»].

С учетом возраста обучающихся в образовательных организациях были приняты следующие ФГОС общего образования (далее – ОО):

1 ступень Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 [].

2 ступень Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) [].

3 ступень Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) [].

В 2009-2011 гг. были приняты также ФГОС высшего образования (далее – ВО) третьего поколения на основе Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ, который утвердил новую структуру государственного образовательного стандарта высшего образования. Переход с ГОС ВПО на ФГОС ВО был запланирован с 30 декабря 2010 г. [Горяинов М.И.]. Это ФГОСВОв последующем был подккретирован: в нее внесли изменения и дополнения. Так появились ФГОС3+ и ФГОС3++ [Пилипенко С.А.].

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) являются важнейшими ключевыми элементами модернизации российской образовательной системы и представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Каждая ступень образования, предусмотренная ФГОСами, учитывает достижения современных перспективных тенденций в практике российской образовательной системы, а также зарубежной системы образования. В каждом стандарте соблюден принцип преемственности с основными положениями предыдущей ступени ФГОС: начального общего образования при стандарте основного общего образования, основного общего образования при стандарте среднего (полного) общего образования, среднего (полного) общего образования при стандартах высшего профессионального образования; основного общего образования или среднего (полного) общего образования– при стандарте начального профессионального образования или среднего профессионального образования. Таким образом, каждая ступень учитывает одновременно результаты предыдущей ступени и наиболее общие направления современной отечественной образовательной системы, опыт и тенденции мировой образовательной системы, а также условия их осуществления.

Федеральные государственные образовательные стандарты внесли большие изменения систему общего образования Российской Федерации. Этот документ является основным нормативно-правовым актом, включающий обязательные основные правила и требования для всех типов образовательных организаций и являющийся основой для составления учебных планов и учебных программ.

Исходя из основных целей и задач нашего исследования рассмотрим особенности ФГОС основного общего образования (далее – ООО). Поэтому мы будем акцентировать внимание только на те пункты ФГОС ООО, которые непосредственно касаются темы нашей выпускной квалификационной работы.

Так, пункт 3 ФГОС ООО гласит, что «стандарт разработан с учётом региональных, национальных иэтнокультурных потребностей народов Российской Федерации» [ФГОС ООО: 2]. А пункт 4 ФГОС ООО акцентирует внимание на то, что стандарт направлен на обеспечение, во первых, на формирования российской гражданской идентичности обучающихся; во-вторых, на единства образовательного пространства Российской Федерации; в-третьих, на «сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего

образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России» [ФГОС ООО: 3].

Основное отличие новых стандартов от предыдущих, в том что здесь во главу угла ставится «личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образованиядолжны отражать: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей» [ФГОС ООО: 5-6].

ФГОС ООО предусматривает достижение предметных результатов и изучение следующие обязательные предметные области и учебные предметы: «филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык);общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);основы духовно-нравственной культуры народов России;естественно-научные предметы (физика, биология, химия);искусство (изобразительное искусство, музыка);технология (технология);физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) [ФГОС ООО: 8-24, 38].

И так, ФГОС ООО предусматривает достижение предметных результатов и изучение в области филологии следующих дисциплин: русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по пункту 11.1 стандарта в области филологии предполагает:

«Изучение предметной области «Филология» языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:

получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;

формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;

осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию; формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, c установкой на билингвизм; обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов. [ФГОС ООО: 8].

Для нас важны те положения ФГОС ООО, которые предусматривает достижение только тех предметных результатов и изучение только тех дисциплин предметной области филология, касающихся темы нашего исследования родного языка и родной литературы.

Приизучении родного языка (равно и при изучении русского языка) предусматривается достижение следующих предметных результатов:

«1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность» [ФГОС ООО: 8-9].

При изучении родной литературы (равно и при изучении русской литературы) предусматривается достижение следующих предметных результатов:

«1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе зучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего

народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления» [ФГОС ООО: 9].

По другим предметным областям в ФГОС ООО к теме нашего исследования, по нашему мнению, относятся из общественно-научных предметов история России, а также по другим областям основы духовно-нравственной культуры народов России и искусство.

Обратимся лишь на те положения ФГОС ООО, которые предусматривает достижение только тех предметных результатов и изучение только тех дисциплин предметной области филология, касающихся родного языка и родной литературы.

К теме нашего исследования относитсяизучениитаких разделов истории России, которые предусматривают достижение следующих предметных результатов:

«3) формирование умений применения исторических знаний дляосмысления сущности современных общественных явлений, жизни всовременном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональноммире;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России;восприятие традиций исторического диалога, сложившихся вполикультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российскомгосударстве» [ФГОС ООО: 11].

К теме нашего исследования относится изучении отдельных разделов основ духовно-нравственной культуры народов России, которые должныобеспечить «знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основек сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительномпотребительстве» [ФГОС ООО: 15-16].

К теме нашего исследования относится изученииотдельныхположений в области искусство, которое должно обеспечить «формирование интереса и уважительного отношения к культурномунаследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации,их сохранению и приумножению» [ФГОС ООО: 19].

Программа ФГОС ООО, согласно теме нашего исследования, должна обеспечить «формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей)» [ФГОС ООО: 33].

По новым ФГОС ООО учебный план образовательнойорганизации должен предусматривать «возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные» [ФГОС ООО: 38].

В разделе 2.2. ФГОС ООО приводится примерная основная образовательная программа основного общего образования,включающийкурсы по всем обязательным предметам на ступени ООО, которое должно быть в полном объёме отражено в соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов, курсов.Полное изложение этой программы в ФГОС ООО приводится в виде приложения. Однако в данный раздел не включен основное содержание родного языка и родной литературы, т.к. эти курсы разрабатывается и утверждается органами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования. Таким образом, основное содержание основной образовательной программы основного общего образования по родному (татарскому) языку и родной (татарской) литературе были разработаны и утверждены Министерством образования и науки Республики Татарстан, по которым родной (татарский) язык и родная (татарская) литература изучается и в образовательных организациях Республики Башкортостан [программы].

Таким образомпредставляет собой свод требований, обязательных при осуществлении основной образовательной программы основного общего образования образовательными огранизациями, имеющими государственную аккредитацию.

Этот ФГОС ООО состоит из требований: 1) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы); 2) к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой образовательной организацией и другими субъектами, участвующими в этом процессе; 3) к условиям осуществления основной образовательной программы основного общего образования, в том числе по кадрам, финансам, материально-техническому и иному обеспечению.

Результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования важны возрастные и индивидуальные особенности учащихся на ступени основного общего образования, в том числе образовательные необходимости учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Также важна значимость данной ступени общего образования, позволяющего учащимся овладеть той подготовкой, которая необходимо и достаточно для продолжения обучения в организациях начального или среднего и высшего профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации в современном обществе.

ФГОС ООО устанавливают сроки получения основного общего образования и профессионального образования, учет образовательных технологий и особенностей некоторых учащихся.

В новом стандарте во главу угла ставится системно-деятельностный подход, который обеспечивает: 1) формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для учащихся; 2) активную учебно-познавательную деятельность учащихся, организация процесса образованияна основе индивидуальных возрастных, психологических и физиологических различий учащихся.

ФГОС ОООпредусматривает такие требования к результатам учащихся, которые определяются как личностные, метапредметные, предметные. ФГОС ООО содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Каждый раздел имеет свои особенности.

Таким образом, подводя итоги изучения по теме нашего исследования, можно определить основные отличительные особенности нового ФГОС ООО.Отличительной особенностью нового ФГОС ООО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Признается необходимость отказа от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу основного общего образования. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.



Заключение (выдержка)

Большие изменения в общественной жизни страны, связанные с процессом глобализации мира, потребовали проведения реформы системы образования Российской Федерации. Были разработаны новые государственный образовательные стандарты образования (ФГОСы). В 2009 году был введен в действие ФГОС начального общего образования (1-4 классы), в 2010 году ФГОС основного общего образования (5-9 классы), а в 2012 году ФГОС среднего (полного) общего образования (10-11 классы).

На основании ФГОСов общего образования для их реализации в 2013 году был утвержден новый «Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», который оказал большое влияние на обеспечение образовательных организаций учебной и учебно-методической литературой. В связи с этим на начальной стадии введения новых стандартов образования возникли трудности в обеспечении образовательных организаций учебной и учебно-методической литературой, в особенности в субъектах Российской Федерации, которые реализуют учебные планы с обучением на родном языке и с изучением родного языка.

От этих новаций и трудностей не остался на стороне и Республика Башкортостан. Они прежде всего были связаны с подготовкой по новым правилам учебников по родным языкам. Из-за трудностей Министерство образования Республики Башкортостан был вынужден остановиться на следующем. Первым делом обратить внимание на мероприятия подготовке учебников башкирского языка и башкирской литературы для внесения их в федеральный список. А по обеспечению учебниками образовательных организаций республики по другим родным языкам и родным литературам ориентироваться на возможности других субъектов РФ, которые и ранее поставляли учебники по заказам Министерство образования РБ.

Это решение было логичным и естественным. Однако нужно учесть, что более 10 лет учебники по татарскому языку составлялись и издавались в самом Башкортостане. Хотя определенный объем учебников по татарскому языку, согласно выбранным учебным программа обучения образовательных организаций, продолжали поступать по заказу из Республики Татарстан. Но в основной массе образовательные организации использовали в учебном процессе учебники по татарскому языку, составленные и изданные в республике. Необходимо отметить, что здесь речь идет лишь об учебниках по родному языку, а учебники по литературе как закупались, так продолжали закупаться в Республике Татарстан. В связи с этим возникли большие трудности с обеспечением образовательных организаций республики учебниками по татарскому языку. Во-первых, потому, что республика не имела финансовых возможностей на проведение мероприятий для одновременного включения в федеральный список учебников как по башкирскому языку, так и по татарскому языку. Во-вторых, потому, что составление учебников по новым ФГОС требовала в кратчайшее сроки полностью переработать их содержание и подготовить их для лицензирования в соответствии с новыми федеральными правилами, а авторский коллектив в этом не имел опыта. В-третьих, Республика Татарстан не мог сразу же увеличить издание необходимого количества учебников по татарскому языку, а Республика Башкортостан заранее не мог организовать заказ. К тому же была нарушена прежняя система как формирования заказов, так поставки учебников.

В связи с этим возникает необходимость восстановление в кратчайшие сроки прежней системы как формирования заказов, так поставки учебников по татарскому языку согласно потребностям образовательных организаций республики. Одновременно ситуация требует действий на опережение с перспективой на будущее – изучение положительного опыта издания учебников по татарскому языку с региональным компонентом образования в республике и изучение требований новых ФГОС к содержанию учебников и порядка формирования федерального списка учебников.

В связи с этим в данной выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации мы выполнили следующие задачи:

изучили и рассмотрели отдельные федеральные законы Российской Федерации, Республики Башкортостан и нормативно-правовые акты Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство образования Республики Башкортостан, связанных с подготовкой и изданием учебников и учебно-методической литературы;

изучили и рассмотрели научную и научно-методическую литературу по проблемам подготовки и издания учебников и учебно-методической литературы;

изучили и проанализировали учебники по татарскому языку для общеобразовательных школ республики, подготовленных Министерством образования РБ и изданных БИ «Китап»;

выявили особенности в содержаниях учебников по татарскому языку для общеобразовательных школ республики, подготовленных Министерством образования РБ и изданных БИ «Китап»;

дали краткие биографические сведения об авторах учебников по татарскому языку для общеобразовательных школ республики, подготовленных Министерством образования РБ и изданных БИ «Китап»;

составили наиболее полную библиографию учебников по татарскому языку для общеобразовательных школ республики, подготовленных Министерством образования РБ и изданных БИ «Китап».

В результате исследования было установлено, что к концу ХХ века были все предпосылки для составления и издания учебников по татарскому языку для общеобразовательных школ Башкортостана в самой республике. Учебники, издаваемые в Республике Татарстан, не могли полностью покрыть потребности общеобразовательных школ республики. К тому же они не содержали материалы по национально-региональному компоненту стандартов общего образования РФ. А для составления и издания учебников по татарскому языку для общеобразовательных школ Башкортостана к концу ХХ века была создана нормативно-правовая база, руководство республики обеспечивало финансирование; инициативу поддерживали органы управления образованием и образовательных учреждений, Министерство образования РБ; был образован творческий коллектив из числа опытных и авторитетных ученых, методистов и учителей практиков; имелась соответствующая современная материально-техническая база – Башкирское книжное издательство «Китап».

Учебники и учебные пособия по татарскому языку для образовательных учреждений общего образования были составлены в соответствии с требованиями, действовавших тогда стандартов образования, федерального базисного учебного плана и учебной программы по татарскому языку 1994 года издания. Основная особенность этих учебников была в том, что они были составлены с учетом требований ниационально-регонального компонента образования.

Проблемы обеспечения учебниками по татарскому языку школ Башкортостана, так и положительный опыт составления учебников и книг для внеклассного чтения по татарскому языку в Республике Башкортостан всегда находились в центре внимания педагогической общественности республики и ответственных работников Министерство образования РБ.

На данном этапе не реально организовать составление и издание учебников по татарскому языку в самой республике. Для этого в республике сегодня нет ни финансовых, ни научно-методических возможностей. В будущем они могут появится. Поэтому, чтобы не потреять тот положительный опыт, который был накоплен в предыдущие годы, необходимо перейти к составлению учебных пособий для учителей татарского языка и литературы с учетом регионального компонента.

Дипломная работа:
ИГРА В ОБУЧЕНИИ

Дипломная работа:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЮ РОДНОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ МЕСТНЫХ ТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ ГОВОРОВ

Литература

1. Алмаев Р.З. Школьное образование в Республике Башкортостан в 30-е годы: Автореф. дис. канд.ист.наук. – Уфа: БашГУ, 1999. – 20 с.

2. Гаффарова Ф.Ф., Рамазанова Д.Б., Насипов И.С. Сравнительно-историческое исследования системы лексико-тематических групп татарского языка. – Уфа: Гилем, 2007. – 296 с.

3. Гимаева А.А. Развитие татарской филологии в БГПУ им. М. АКМУЛЛЫ (Л.Г. Хабибов, Ф.А. Гафурова): Вып. квалификационная работа магистранта. – Уфа: БГПУ им.М.Акмуллы, 2015. – 78 с.

4. Горяинов М.И. Новеллы Федерального государственного образовательного стандарта // Интернет ресурс. Режим доступа: http://1s**gmu.ru/images/home/universitet/Struktura/Soveti_i_Komissii/Metodsovet/99.pdf. Дата обращения: 14.12.2016 г.

5. Гыйзатуллин И.С., Баграмшина Т.Г. Татар теле: 8 нче сыйныф. Башкортстан татар урта гомуми белем мәктәбе өчен дәреслек. – 2 нче басма, үзгәртелгән. – Уфа: Башкорт. “Китап” нәшр., 2009 – 168 б.

6. Дәреслек – белем һәм тәрбия чыганагы: түгәрәк өстәл // Башқортостан уқытыусыһы. – 2015. № 12. – 51-59 б.

7. Еникеева Л.М. Шәһәр шартларында татар балаларының коммуникатив эшчәнлеген үстерүдә фольклор үрнәкләре // Актуальные проблемы изучения и преподавания татарской филологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию кафедры татарского языка и литературы (21 октября 2016 г.) / Отв.ред. И.С. Насипов, зам.отв.ред. Н.У. Халиуллина. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. – С. 95-97.

8. Закон РБ от 10 июня 1996 года «О республиканском комплекте учебников для образовательных учреждений» // Интернет ресурс. Режим доступа: http://d**cs.cntd.ru/document/935105021. Дата обращения: 24.10.2016 г.

9. Закон РБ от 10 июня 1996 года № 34-З «О республиканском комплекте учебников для образовательных учреждений» // Интернет ресурс. Режим доступа: http://www.f**a.su/regzakon/bashkortostan/zakon-respubliki-bashkortostan-ot-10-iiunya-1996-g-n-34-z. Дата обращения: 14.12.2016 г.

10. Зәкиев М.З. Укытучы. Галим. Җәмәгать эшлеклесе (И.С. Насипов турында) // Башкортостан укытыусыһы. № 3. – 59-60 б. (на татарском языке)

11. Исламов Р.Ф. Востребованный труд (Насипов И.С. Татар диалектологиясе: биобиблиографик белешмә. – Стәрлетамак: СДПИ, 2004.– 156 б.) // Актуальные проблемы татарского языка и литературы. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. – Ч. 3.– Стерлитамак: СГПИ, 2005. – С. 193-196.

12. Кагарманов Р.М. Региональный компонент при обучении игре на музыкальных инструментах (баян, аккордеон) в татарских группах // Башкортстанда татар теле һәм әдәбияты укытуда региональ компонент: Фәнни-методик мәкаләләр җыентыгы: Республика фәнни-практик конференциясе (4 апрель 2000 ел) / Җаваплы ред. И.С. Насипова. Стәрлетамак: СДПИ, 2001. – 102-105 б.

13. Миннеәхмәтова Т.Ф. Эредуцияле укытучы – киң караш белән эш итә // Башкортостан укытыусыһы. – 2010. № 5. – 59-60 б. (на татарском языке)

14. Миннеәхмәтова Т.Ф. Яңалыклы дәресләр үрнәге // Башкортостан укытыусыһы. – 2012. № 4. – 72-73 б. (на татарском языке)

15. Минобрнауки РФ подготовило изменения в порядок формирования федерального перечня учебников // Учительская газета. – 2016. – 8 июля. Интернет ресурс. Режим доступа: http://www.u**g.ru/news/18909. Дата обращения: 14.12.2016 г.

16. Миңнеәхмәтов Р.Г., Миңнеәхмәтова Т.Ф. Татар теле: 6 нче сыйныф. Башкортстан гомуми белем бирү мәктәпләре өчен дәреслек. 3 нче басма, яңартылган. – Уфа: Башкорт. “Китап” нәшр., 2014. – 272 б.

17. Морзакаева Д.Г. Новым учебникам широкая дорога // Башқортостан уқытыусыһы. – 2008. № 4. – 47 б.

18. Мөкимова Н. Заман мәгърифәтчесе (И.С. Насипов турында) // Өмет. – 2014. – 15 март. (на татарском языке)

19. Мөкимова Н.Ә. Канатлар очканда ныгый // Фикер. – 2008. № 5. – 4 б. (на татарском языке)

20. Мукимова Н.А. Насипов Илшат Сахиятуллович, доктор филологических наук, профессор // Стерлитамакскому филиалу БашГУ – 75 лет: Сб. материалов / Гл.ред.А.А. Ковальский, отв.ред. Р.Х.Илишева. – Стерлитамак: СФ БашГУ, 2015. С.159-160.

21. Насипов И.С. Башкортстан Республикасында татар телен яңа программа нигезендә укытуның кайбер үзенчәлекләре // Башкортстанда татар теле һәм әдәбияты укытуда региональ компонент: Фәнни-методик мәкаләләр җыентыгы: Республика фәнни-практик конференциясе (4 апрель 2000 ел) / Җаваплы ред. И.С. Насипова. Стәрлетамак: СДПИ, 2001. 22-33 б.

22. Насипов И.С. История кафедры татарской и чувашской филологии Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой // Учитель Башкортостана. – 2008. – № 11. – С. 54-55. (на чувашском языке).

23. Насипов И.С. Языковые контакты в Волго-Камье. Марийские заимствования в татарском языке. – Стерлитамак: СГПА имени Зайнаб Биишевой, 2010. – 228 с.

24. Насипов И.С. Языковые контакты в Волго-Камье. Мордовские заимствования в татарском языке. – Тобольск: ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2013. – 155 с.

25. Насипов И.С. Языковые контакты в Волго-Камье. Удмуртские заимствования в татарском языке. – Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2013. – 173 с.

26. Насипов И.С., Вагапов Н.Х. Татарский язык: 9 класс. Учебник для средней общеобразовательной школы Башкортостана. Уфа: Китап, 2005. – 200 с. (на татарском языке)

27. Насипов И.С., Вагапов Н.Х. Татарский язык: 9 класс. Учебник для средней общеобразовательной школы Башкортостана. Изд. 2-е. Уфа: Китап, 2009. – 200 с. (на татарском языке).

28. Насипов И.С., Ваһапов Н.Х. Татар теле: 9 сыйныф. Башкортстан татар урта гомуми белем мәктәбе өчен дәреслек. 2 нче басма, төзәтелгән. – Уфа: Башкорт. “Китап” нәшр., 2009. – 200 б.

29. Насипов И.С., Мансуров И.С.Кафедра татарской и чувашской филологии: Очерк истории. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос.пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2008. – 177 с.

30. Насипов Илшат Сахиятуллович // Казанская лингвистическая школа. – Кн. 1: Казанская тюркская лингвистическая школа / Сост. М.З. Закиев. – Казань: Татар.кн.изд-во, 2008. – С. 384-385.

31. Нәҗмиев И.Ә. Татар теле һәм әдәбиятын укытуда җирле материалларны куллану (эш тәҗрибәсеннән) // Башкортстанда татар теле һәм әдәбияты укытуда региональ компонент: Фәнни-методик мәкаләләр җыентыгы: Республика фәнни-практик конференциясе (4 апрель 2000 ел) / Җаваплы ред. И.С. Насипова. Стәрлетамак: СДПИ, 2001. – 95-98 б.

32. О внесении изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 года № 1047 (Приказ Министерство образования и науки Российской Федерацииот 14 августа 2015 года N 825) // Интернет ресурс. Режим доступа: http://d**cs.cntd.ru/document/ 420367729 / Дата обращения: 14.12.2016 г.

33. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://www.pr**vo.gov.ru. Дата обращения: 14.12.2016 г.

34. Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 года № 1047) // Интернет ресурс. Режим доступа: http://docs.c**td.ru/ document/420367729. Дата обращения: 14.12.2016 г.

35. Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерство образования и науки российской федерации от 18 июля 2016 года № 870) // Интернет ресурс. Режим доступа: http://docs.c**td.ru/ document/420367729. Дата обращения: 14.12.2016 г.

36. Пилипенко С.А. О направлениях и задачах актуализации ФГОС ВО 3++ // Интернет ресурс. Режим доступа: http://www.f**a.ru/dep/umo/ Documents/.203++.pdf. Дата обращения: 14.12.2016 г.

37. Рахимов Ф.Ф. Габдулла Тукай: Материалы для обощающих уроков. – Уфа, 1996.

38. Рахимов Ф.Ф. Звезда татарской поэзии Габдулла Тукай: Методические рекомендации для учителей, студентов и воспитателей. – Бирск: БирГСПА, 2012. – 82 с.

39. Рахимов Ф.Ф. Знание и смекалка: Материалы внеклассных работ. – Уфа, 1998.

40. Рахимов Ф.Ф. Зов сердца: Разработки вечеров. – Уфа, 1995.

41. Рахимов Ф.Ф. Игровые элементы на уроках татарского языка: Методические рекомендации. – Бирск: БирГСПА, 2006. – 62 с.

42. Рахимов Ф.Ф. Урок-экскурсия в музее // Учитель Башкортосана. – 1988. № 8. – С. 36-38.

43. Раянова А.Р. Развитие татарской фиологии в Бирском филиале БашГУ: Вып. квалификационная работа магистранта. – Уфа: БГПУ им.М.Акмуллы, 2016. – 70 с.

44. Раянова А.Р. Развитие татарской фиологии в Стерлитамакском филиале БашГУ: Вып. квалификационная работа магистранта. – Уфа: БГПУ им.М.Акмуллы, 2016. – 140 с.

45. Русча-татарча аңлатмалы сүзлекчә: Федераль дәүләт белем бирү стандартларында киң кулланыла торган терминнар / Төз. Һәм русчадан тәрҗ. С.Ю. Әхмәтҗанова. – Казан: Татар.кит.нәшер., 2014. – 38 б.

46. Сафина З.И. Яңа таләпләр – яңа дәреслек // Актуальные проблемы изучения и преподавания татарской филологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию кафедры татарского языка и литературы (21 октября 2016 г.) / Отв.ред. И.С. Насипов, зам.отв.ред. Н.У. Халиуллина. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. – С. 259-263.

47. Сулейманова Л.Ш. Национальные учебные заведения в Башкортостане. 1917-1941 гг.: Автореф. дис. канд.ист.наук. – Уфа: БашГУ, 1995. – 20 с.

48. Тараканов И.В. О диссертации И.С. Насипова «Финно-угорские заимствования в татарском языке: синопсис и таксономия» // Ежегодник финно-угорских исследований. – Вып. 4 / Научн. ред Н.И. Леонов; сост.-ред. А.Е. Загребин, А.В. Ишмуратов, Р.В. Кириллова; отв. ред. Д.И. Черашняя. Ижевск: Изд-во «Удм. ун-т», 2010. – С. 130-134.

49. Фаткуллин Ф. Тукай халкы үз иткәч, булдыклы егет инде ул! // Кызыл таң. – 2014. – 13 март. (на татарском языке)

50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 // Интернет ресурс. Режим доступа: http://kp**u.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_ 23.10.09_ Minjust_3.1. pdf. Дата обращения: 12.12.2016 г.

51. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) // Интернет ресурс. Режим доступа: minobr.gov-m**rman.ru›files/Pr_1897.pdf. Дата обращения: 12.12.2016 г.

52. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) // Интернет ресурс. Режим доступа: http://www.tur**br.ru/filestore.pdf. Дата обращения: 12.12.2016 г.

53. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию в 2016-2017 учебном году // Интернет ресурс. Режим доступа: http://www.uc**ortal.ru/documents/federalnyj-perechen-uchebnikov-na-2016-2017-uchebnyj-god. Дата обращения: 14.12.2016 г.

54. Фәттәхова Л.Н. Рухи мирас җыючы педагог // Башқортостан уқытыусыһы. – 2010. № 3. – С. 63-64. (Гиззатуллин И.С. турында)

55. Харисов Ф.Ф. Татар телен чит тел буларак өйрәтүнең фәнни-методик нигезләре. – Казан: Татар.кит.нәшер., 2015. – 302 б.

56. Харисов Ф.Ф., Г.Ф. Харисова, С.Х. Айдарова. Татар теле: чит телле аудиториядә: Югары уку йортлары өчен уку әсбабы. Ике кисәктә. – 1 нче кис. – Казан: Мәгариф, 2009. – 231 б.

57. Харисов Ф.Ф., Г.Ф. Харисова, С.Х. Айдарова. Татар теле: чит телле аудиториядә: Югары уку йортлары өчен уку әсбабы. Ике кисәктә. – 2 нче кис. – Казан: Мәгариф, 2009. – 251 б.

58. Хәбибов Л.Г, Гафурова Ф.А., Рәхимов Ф.Ф. Татар теле: 5 нче сыйныф. Башкортстан Республикасы гомуми белем бирү мәктәпләре өчен дәреслек. – Уфа: Башкорт. “Китап” нәшр., 2012. – 200 б.

59. Хәбибов Л.Г. Бишенче сыйныф “Татар теле” дәреслегенә методик кулланма. – Уфа: Башкорт. “Китап” нәшр., 2011. – 128 б.

60. Хәбибов Л.Г., Алчина Н.М. Татар теле: 7 нче сыйныф. Башкртостан татар урта гомуми белем мәктәбе өчен дәреслек. – Уфа: Башкорт. “Китап” нәшр., 2004. – 192 б. ISBN 5-295-03463-1. Тиражы 12450.

61. Хәбиров Л.Г., Алчина Н.М. Татар теле: 7 нче сыйныф. Башкортстан Республикасы гомуми белем бирү оешмалары өчен дәреслек./. – 3нче басма, яңартылган. – Уфа: Башкорт. “Китап” нәшр., 2014. – 192 б.

62. Хәйбуллина С.Р. Татар теле һәм әдәбияты дәресләрендә җирле материалларны кулланып укыту тәҗрибәсеннән // Башкортстанда татар теле һәм әдәбияты укытуда региональ компонент: Фәнни-методик мәкаләләр җыентыгы: Республика фәнни-практик конференциясе (4 апрель 2000 ел) / Җаваплы ред. И.С. Насипова. Стәрлетамак: СДПИ, 2001. 92-95 б.

63. Хөсәенова А., Юлъякшина А. Гомерең зая узмасын дисәң. // Кызыл таң. – 2011. 9 июнь.

64. Шакурова М.М. Татар теле: татарский язык для иноязычной аудитории. – Казань: 2001. – 263 с.

65. Шакурова М.М., Йосыпова А.Ф. Татар телен укыту методикасы: теория һәм практика. – Казань: КДУ, 2009. – 103 с.

66. Шәрәфетдинов З.Т. Казан лингвистика мәктәбе һәм аның педагогик традицияләре. – Казан: Татар.кит.нәшр., 1984. – 104 б.

67. Юсупова Ә.Ш, Кириллова З.Н., Фәтхуллова К.С. Татар телен өйрәтү: үткәне һәм бүгенгесе. – Казан: Вестфалика, 2012. – 212 б.



Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 103
Год: 2019
2700 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X