8-841-274-5838
(с 9-00 до 20-00 МСК)
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Литература и лингвистика

Развитие татарской филологии в БГПУ им. М.Акмуллы - Дипломная работа

Содержание

Введение….….3

Основная часть

Глава I. Роль Л.Г. Хабибова в развитии татарской филологии в БГПУ им. М.Акмуллы ….9

1.1. Краткая биография Л.Г. Хабибова….…9

1.2. Научная и научно-методическая деятельность Л .Г. Хабибова …12

1.2.1 Направления научно-исследовательской деятельности Л.ГХабибова….….12

1.2.2. Научные и научно-методические работы Л.Г.Хабибова….….28

Глава II. Роль Ф.А. Гафуровой в развитии татарской филологии в БГПУ им. М.Акмуллы …47 2.1. Краткая биография Ф.А.Гафуровой ….47

2.2. Научная и научно-методическая деятельность Ф.А.Гафуровой ….48

2.3. Публикационная деятельность Ф.А.Гафуровой ….57

2.3.1.Учебники и учебные пособия Ф.А.Гафуровой ….….57

2.3.2. Научные труды Ф.А.Гафуровой….58

Заключение….62

Список литературы….….67



Введение (выдержка)

В последней четверти ХХ века в стране наблюдается активизация демократических процессов и выплеск общественной активности населения. Республика Башкортостан не осталась в стороне от них: в республике наблюдается рост национального самосознания народов, возрождается их интерес к историко-культурному наследию и к изучению родных языков. В связи с увеличением часов по изучению родных языков в республике возникло потребность в учителях родных языков. С учетом потребностей образовательных учреждений республики в учителях татарского языка в 1990 году ученый совет Башкирского государственного педагогического института принял решение начать подготовку учителей татарского языка и литературы.

В 1991 году на филологическом факультете Башкирского государственного педагогического института (ныне университет им. М.Акмуллы) создается кафедра татарского языка и литературы.

В течении первых пяти лет кафедру возглавляет кандидат филологических наук, доцент Л.Г.Хабибов. Это период становления кафедры: создания ее материально-технической базы и решения вопросов учебно-методической обеспеченности, формирование научно-педагогического коллектива, налаживания учебно-воспитательного процесса и определения научно-методического направления деятельности.

В последующие годы деятельность кафедры была направлена на улучшение качества обучения и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, увеличения количества приема и расширение специальностей подготовки, углубления научно-педагогических исследований и дальнейшее укрепление материально-технической базы. В этот период (1997-2003) кафедрой руководил кандидат филологических наук, профессор С.Г.Сафуанов. Было определено научно-методическое направление коллектива под названием «Функционирование татарского языка, литературы и фольклора в условиях Башкортостана». На дневном отделении наряду с подготовкой учителей татарского языка и литературы, русского языка и литературы, начинают готовить учителей татарского языка и литературы, иностранного языка (английский, немецкий). Эффективно функционирует заочное отделение. Осуществляется прием в аспирантуру. Налаживаются контакты с профильными кафедрами вузов, педагогических колледжей, устанавливаются взаимовыгодные связи с учреждениями образования и науки Республики Башкортостан и Республики Татарстан [5:75].

В 2002-2006 годах кафедрой заведовал кандидат филологических наук, доцент С.Х.Хафизов. В этот период ведется активная деятельность по организации спецкурсов, научных конференций, разработке программ по отдельным дисциплинам и методических указаний к их проведению. В отделении создается творческая атмосфера. Активизируется работа литературного кружка «Тамчылар», лингвистического кружка «Мәрҗәннәр», проблемной группы «Преподавание татарского языка в русскоязычной аудитории», начинается выпуск студенческой газеты «Илһам». Студенты принимают активное участие в первом Всероссийском слете студентов татарских отделений высших учебных заведений, также в других научных и творческих конкурсах, научно-практических конференциях разного уровня.

В 2006 году кафедру татарского языка и литературы возглавила кандидат филологических наук, доцент Ф.А.Гафурова. В этот период научно-исследовательская работа на кафедре и отделении поднимается на новую ступень, увеличивается число преподавателей, защитивших диссертации, выпускаются монографии, учебные пособия и учебники. Также укрепляются научно-методические связи кафедры с Институтом языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова АН Республики Татарстан, Татарским государственным гуманитарно-педагогическим университетом. На базе татарской гимназии № 65 создается экспериментальная площадка под названием «Обучение татарскому языку, литературе и культуре на основе новых технологий с учетом регионального компонента». В гимназии № 5 г.Давлеканово регулярно проводятся научно-методические семинары, открытые лекции и мастер-классы. Налаживаются научно-методические связи с татарской гимназией №84 г. Уфы, которая становится базой прохождения педагогических практик. Кафедра тесно сотрудничает с историко-культурным центром «Килимово» в Буздякском районе, принимает активное участие в различных историко-культурных мероприятиях республиканского уровня.

Кафедра ведет серьезную воспитательную работу со студентами и не остается равнодушным на их послеуниверситетскую жизнь, всячески поддерживает выпускников при продвижении по карьерной лестнице. В связи с этим широко используются потенциальные возможности преподаваемых курсов, часто проводятся различного рода воспитательные, информационные мероприятия. Традиционными становятся студенческие конкурсы педагогического мастерства «Ана теле», активное участие на Всероссийском фестивале «Милли хазина» при ТГГПУ (г. Казань). Вместе с тем, студенты систематически занимаются НИРС и УИР: участвуют в олимпиадах и научно-практических конференциях различного уровня, публикуют статьи в научных сборниках и педагогических журналах.

Новой вехой в развитии кафедры становится создание при ней совместной с ИФИ КФУ Научно-исследовательской лаборатории «Язык, литература и фольклор татар Башкортостана» (заведующий – кандидат филологических наук, профессор Л.Г.Хабибов, научный руководитель – доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАЕ, директор ИФИ КФУ Р.Р.Замалетдинов). Деятельность НИЛ направлена на ведение научно-исследовательской работы по изучению широкого спектра проблем истории, духовной культуры и этнокультурного развития татар республики Башкортостан [14:243].

С 2012 года кафедру возглавляет доктор филологических наук, доцент И.С.Насипов. Руководством вуза перед коллективом поставлены задачи повышения качества обучения, эффективности учебно-воспитательного процесса и научно-методической деятельности, активизации международного сотрудничества, повышения академической мобильности ППС и студентов, укрепления материально-технической базы в свете требований современной жизни и ФГОС третьего поколения. На кафедре реализуются программа подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» по профилю «Родной (татарский) язык и литература; профиль по выбору» очной формы обучения, магистров по направлению «Педагогическое образование», направленность «Язык в полилингвальной среде» очной и заочной форм обучения, возобновился прием абитуриентов по профилю «Родной (татарский) язык и литература» на заочном отделении.

В 2016 году кафедре татарского языка и литературы исполняется 25 лет. В рамках юбилейного года на кафедре запланированы научно-методические мероприятия (конференции, круглые столы), конкурсы, творческие встречи с выпускниками, ветеранами-педагогами, учителями и т.д.

Кафедра татарского языка и литературы БГПУ им. М.Акмуллы имеет богатую историю, преподавателями кафедры ведется разнонаправленная учебная, научная, воспитательная работа.

Выполнение выпускной квалификационной работы, посвященной изучению научной, методической, педагогической деятельности двух известных не только в университете, но и по всей республике доцентов, руководивших кафедрой, является очень актуальной. До сих пор не было специальных работ, посвященных систематизации научно-методического наследия, педагогического опыта преподавателей кафедры татарского языка и литературы. Актуальность данного исследования выражается в вышеуказанном.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение истории развития татарской филологии в БГПУ им. М.Акмуллы, в частности, научно-методической и педагогической деятельности кандидатов филологических наук, доцентов Л.Г.Хабибова и Ф.А.Гафуровой.

Для достижения указанной цели были выполнены следующие задачи:

- изучение истории формирования и развития кафедры татарского языка и литературы БГПУ им. М.Акмуллы;

- изучение биографии кандидатов филологических наук, заведующих кафедрой в разные годы Л.Г.Хабибова и Ф.А.Гафуровой;

- изучение учебной деятельности по кафедре татарского языка и литературы (направления подготовки, дисциплины, реализуемые на кафедре, учебно-методическая работа преподавателей);

- изучение и систематизация направлений научно-исследовательской деятельности кафедры (темы, формы научных исследований, публикационная деятельность преподавателей, научно-исследовательская работа студентов);

- анализ содержания научных публикаций Л.Г.Хабибова и Ф.А.Гафуровой;

- анализ учебников татарского языка, авторами которых являются Л.Г.Хабибов и Ф.А.Гафурова.

Объектом исследования является кафедра татарского языка и литературы БГПУ им. М.Акмуллы, предметом исследования – вклад и роль Л.Г.Хабибова и Ф.А.Гафуровой в развитие татарской филологии в БГПУ им М.Акмуллы.

При выполнении выпускной квалификационной работы мы руководствовались методологическими принципами системности, использования теоретических выводов на практике, применили такие методы исследования как анализ и синтез, исследование архивных материалов БГПУ им. М.Акмуллы, интервью, опрос.

Теоретическая значимость работы состоит в систематизации научных, научно-методических трудов в области татарской лексикологии, исторической грамматики татарского языка, средств художественной изобразительности, поэтики детской татарской литературы.

Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе в средних общеобразовательных учреждениях, в колледжах и в вузе, при написании курсовых, выпускных квалификационных работ бакалаврами.

Апробация работы. Наблюдения, выводы, сделанные в ходе выполнения данного исследования были обсуждены в круглых столах (Республиканский круглый стол «Творчество. Наука. Личность» посвященный 90-летию доктора филологических наук, профессора, Суфияна Шамсутдиновича Поварисова), научно-практических конференциях (Всероссийская научно-практическая конференция «Татарская литература Башкортостана: становление, современное состояние и перспективы развития», посвященной 125-летию со дня рождения татарского писателя Зарифа Башири», 25-26 апреля 2013 года, Региональная НПК «Система непрерывного образования: школа – педколледж – вуз», 23 апреля 2015 г. ).



Основная часть (выдержка)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА I

РОЛЬ Л.Г. ХАБИБОВА В РАЗВИТИИ ТАТАРСКОЙ ФИЛОЛОГИИ В БГПУ ИМ. М.АКМУЛЛЫ

1.1. Краткая биография Л.Г.Хабибова

Хабибов Лутфулла Гайфуллович родился 7 августа 1948 г. в г. Челябинске в семье рабочего. В 1953 г. семья Хабибовых переезжает в с.Кубиязы Аскинского района Республики Башкортостан. Свою трудовую деятельность он начал в июле 1966г. после окончания средней школы в редакции районной газеты литературным сотрудником. Потом до призыва в армию и после окончания службы в ней и вплоть до поступления в 1970 г. в Башкирский государственный университет работал учителем родного (татарского) языка в школах своего района. В 1975 г. окончил Башкирский государственный университет по специальности «Филолог. Преподаватель татарского языка и литературы, русского языка и литературы» с отличием. В 1975-1976 годы работал учителем в Кубиязовской средней школе Аскинского района РБ. В 1980-1984 годы обучался в аспирантуре Башкирского государственного университета по специальности «Тюркские языки (татарский язык)», успешно защитил кандидатскую диссертацию (1984 г.). До перехода в Башкирский государственный педагогический институт (1990г.) работал ассистентом, старшим преподавателем на кафедре педагогики Башкирского госуниверситета.

С открытием в 1990г. татарско-русского и татарского отделений на филологическом факультете Башкирского государственного педагогического института был приглашен на кафедру башкирского языка на должность старшего преподавателя для ведения основных учебных курсов на новом отделении. С организацией кафедры татарского языка и литературы (1991г.) Л.Г. Хабибов избирается заведующим кафедрой. С 1992 г. доцент кафедры.

В должности заведующего кафедрой (1991-1996 годы) Хабибов Лутфулла Гайфуллович, в первую очередь, проявил себя как опытный руководитель, умеющий формировать и сплотить коллектив. Под его руководством преподаватели кафедры составляли программы читаемых курсов, разрабатывали учебно-методические пособия и методические указания по читаемым учебным дисциплинам.

Хабибов Л.Г. зарекомендовал себя как высококвалифицированный педагог высшей школы. За время работы в вузе им были освоены многие лингвистические курсы, начиная с татарской диалектологии, истории языка и заканчивая теорией языка, сопоставительной грамматикой татарского и русского языков. Он также разработал несколько спецкурсов по актуальным проблемам татарского языкознания.

Лекции и семинарские занятия Л.Г.Хабибова проводятся на достаточно высоком научно-методическом уровне. По результатам конкурсного отбора Хабибов Л.Г. переведен на должность профессора по кафедре татарского языка и литературы БГПУ им. М.Акмуллы (2011г.).

Профессор Хабибов Л.Г. по совместительству работал в Институте развития образования РБ (2006–2014г.).

С июня 2014г. профессор Хабибов Л.Г. работает на кафедре башкирского и других родных языков и литератур Института развития образования РБ. В этом образовательно-методическом учреждении он читает лекции и проводит семинарские, практические занятия со слушателями курсов повышения квалификации по актуальным вопросам татарского языка и методики его преподавания [45:78].

Будучи педагогом, он постоянно находился рядом со студентами, воспитывая их как молодых исследователей-филологов. Под его руководством подготовлены и защищены на «отлично» и «хорошо» более ста выпускных квалифицированных работ, тематика которых всегда актуальна и практически значима. Некоторые его студенты участвовали на научных конференциях и имеют публикации. В качестве научного оппонента профессор Хабибов Л.Г. выступал на защитах кандидатских и докторских диссертаций. Под руководством профессора Хабибова Л.Г. два соискателя успешно защитили кандидатскую диссертацию (2009г.), которые утверждены ВАК Министерства образования РФ.

Свою преподавательскую деятельность профессор Хабибов Л.Г. умело сочетает с научной деятельностью. В его научном активе 140 научных и учебно-методических публикаций, помещенных в сборниках материалов международных, всероссийских, региональных, республиканских и межвузовских научно-теоретических и научно-практических конференций, а также в научно-методических журналах республик Башкортостан и Татарстан.

Профессор Хабибов Л.Г. ведет активную научно-методическую деятельность. Он составитель учебников по татарскому языку для 5 и 7 классов общеобразовательных школ РБ, которые трижды переиздавались. Им написано и издано методическое руководство к этим учебникам.

Профессор Хабибов Л.Г. активно сотрудничает с Министерством образования РБ. В течение многих лет он является членом жюри республиканской олимпиады школьников по татарскому языку и литературе. Он также часто принимает участие на августовских совещаниях учителей родных языков районов республики, где выступает с лекциями по актуальным проблемам татарского языка и методики его преподавания.

Профессор Хабибов Л.Г. в течение многолетней работы в вузах и в Институте развития образования РБ был отмечен благодарственными письмами, почетными грамотами районных и городских отделов образования, Министерства образования РБ. Он награжден знаком «Отличником образования РБ» (1998г.), а также удостоен Почетной грамоте Министерства образования и науки РФ (2008г.) [63:35].

Профессор Хабибов Л.Г. активно сотрудничает с научно-методическим журналом «Башкортостан укытыусыһы» («Учитель Башкортостана») и является автором многих статей. В 2010 году он стал его лауреатом.

1.2. Научная и научно-методическая деятельность

Хабибова Лутфуллы Гайфулловича

1.2.1. Направления научно-исследовательской деятельност

Л.Г.Хабибова

В развитие татарской филологии не только в БГПУ им. М.Акмуллы, но и в целом по республике Башкортостан, внес существенный вклад Л.Г.Хабибов. Научная-исследовательская деятельность Л.Г.Хабибова разносторонняя и разнонаправленная: актуальные проблемы современного языкознания, системные отношения в области лексикологии татарского языка, историческая грамматика татарского языка. Формы научно-исследовательской деятельности Л.Г.Хабибова: подготовка и публикация научных статей, монографий, учебных пособий, участие в научно-практических конференциях Международного, Всероссийского, республиканского уровней, выполнение выпускных квалификационных работ, курсовых работ со студентами, организация научно-методологических семинаров на кафедре татарского языка и литературы БГПУ им. М.Акмуллы, руководство кандидатскими диссертациями, оппонирование и рецензирование диссертаций и т.д.

В 1984 году Л.Г. Хабибовым была защищена диссертационная работа на тему «Структурно-семантические особенности антонимов в татарском языке». Основной целью работы является всесторонний анализ структурной выраженности и семантики лексических, а также фразеологических антонимов и их монографическое описание. В диссертации рассмотрены следующие проблемы:

- выявление на материале татарского языка типов противоположностей и их языковое выражение;

- описание взаимодействия антонимии с другими явлениями семасиологии:полисемией, синонимией и омонимией;

- классификация антонимов татарского языка по структурной выраженности и их описание;

-выявление критериев установления антонимичности однокорневых слов;

-описание явления антонимии во фразеологии татарского языка;

-описание явления энантиосемии как особого типа антонимии;

-выявление и описание стилистических фигур; основанных на антонимах.

Для решения указанных задач в работе используются такие методы и приемы исследования, как монографическое описание и компонентный анализ, а также сравнение и сопоставление. Методологической основой диссертации являются труды классиков марксизма-ленинизма по проблемам языкознания, а также теоретические исследования ведущих лингвистов, в которых раскрывается сущность проявления в языке противоположностей.

Научная новизна исследования Л.Г.Хабибова заключается в том, что в ней впервые делается попытка специально описать явление антонимии в татарском языке. В диссертации поставлены также новые проблемы, как взаимодействие антонимии с другими явлениями семасиологии: полисемией, синонимией и омонимией, критерия установления антонимичности у однокорневых слов, а также способы выражения антонимичности и др.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что явление антонимии в татарском языке специально не изучалось и не был составлен словарь антонимов. Полученные результаты и выводы могут быть использованы лингвистами в их исследованиях в области лексики, найти практическое применение при создании словаря антонимов татарского языка, учебников и пособий, а также при чтении спецкурса по антонимам в лексической системе тюркских языков [42:63].

Материалом для исследования Л.Г.Хабибова послужили антонимы и антонимичные выражения, собранные из художественной, публицистической и научной литературы, а также из периодической печати. Кроме того использованы факты личных наблюдений автора над живой разговорной речью татар.

Апробация результатов исследования проведена на заседаниях кафедры татарского языка и литературы Башкирского государственного университета имени 40-летия Октября, Башкирского государственного педагогического института, на итоговых научных конференциях профессорско-преподавательского состава университета /1981, 1982, 1983 гг./, а также на межвузовской научной конференции «Актуальные проблемы лексической и грамматической семантики», проведенной в г.Казани /октябрь, 1983 г./. Основные положения диссертации изложены в двух научных статьях, помещенных в научно-методических журналах ТАССР и БАССР и в методических указаниях «Антонимы и принципы составления словаря антонимов татарского языка», подготовленных для студентов татарско-русского отделения филологического факультета Башкирского государственного университета. Структура диссертации определяется целями, задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

В настоящей работе он попытался осмыслить проблему антонимии и описать структурно-семантическую природу и функционирование в речи лексических и фразеологических антонимов татарского языка [19:231].

Современный этап в изучении антонимии характеризуется разработкой ее конкретных, частных вопросов, а именно: анализ парадигматических и синтагматических антонимов, исследование организации связей в микросистемах и микрополях, образуемых взаимодействием антонимов со смежными семантическими классами слов – синонимами, омонимами и полисемантичными словами, результаты которых дадут возможность прийти к более широким обобщениям о системной организации лексического состава языка.

Одна из главных задач, по мнению Л.Г.Хабибова, при изучении антонимии заключается в раскрытии понятия противоположности. Важно подчеркнуть, что само понятие «противоположность» охватывает довольно разнообразные языковые явления. В языке мы обнаруживаем различные проявления противоположности. Ср. зур – бәләкәй /большой – маленький/, бару – кайту /идти – возвращаться/; белемле – белемсез /грамотный – неграмотный/, челлә / “самое знойное время лета» и «самое студеное время зимы» /, борын күтәрү – борын салындыру /задирать нос – впасть в меланхолию/, авызындэ сүз эретү – теле телгә йокмау /в знач. “говорить медленно – говорить быстро” и др.

Наличие слов с противоположными значениями – распространенное явление в самых различных языках. Это обусловлено тем явлением, что е основе антонимии лежат некоторые общие причины, содержащиеся в самом характере человеческого мышления и восприятия им окружающего мира.

Язык выступает как орудие познания. С помощью слов, основных единиц языка, удается отразить противоречивую сущность многих сложных явлений, отношений, признаков и свойств, различных качеств объективной действительности.

В этом основную роль играют антонимы – слова, обозначающие реально существующие противоположные предметы, явления, движения, их отношения, признаки и т.д. Отсюда можно утверждать, что предметно-понятийное содержание рассматриваемой нами языковой антонимиии обусловливается реальными противоположностями, существующими в объективной действительности [35:75].

Следует отметить довольно большую работу кандидата филологических наук, доцента Л.Г.Хабибова по подготовке молодых ученых. Под руководством Л.Г.Хабибова защищены 2 диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.02.02 – Языки народов Российской Федерации (татарский язык) Р.Н.Гаряевым и А.А.Нугумановой.

В диссертационном исследовании Р.Н.Гаряева «Категория числа и принадлежности имени существительного и происхождение их показателей в татарском языке» решается актуальная проблема изучения и установления генезиса аффиксальных морфем некоторых категорий имени существительного тюркских языков (в том числе и татарского). Это одна из актуальнейших проблем современного этапа развития тюркологии и урало-алтаистики.

Исследования в отечественной и зарубежной тюркологии последних десятилетий значительно расширили возможности для проведения научных изысканий в области истории отдельного языка или группы языков. Историческая тюркология достигла больших успехов. Это отражено в научных трудах А.Н. Кононова, Э.В. Севортян, Дж. Г. Киекбаева, Б.А.Серебренникова, Н.З. Гаджиевой, Э. Р. Тенишева, А.М. Щербака, Н.А.Баскакова, А.В. Дыбо, Т.М. Гарипова, И.В. Кормушина, В.М. Насилова, М.З. Закиева, А.Г. Шайхулова, и др. (Ср. труды: Кононов 1956, 1960; Севортян 1962, 1966; Айдаров 1971; Киекбаев 1972, 1996; Гаджиева 1975; Тенишев 1976; Щербак 1977; Баскаков 1979; Гарипов 1979; Серебренников, Гаджиева 1979, 1983; Кормушин 1984; Насилов 1989; Закиев 1995; Шайхулов 2000; Дыбо 2007 и др.). Следует отметить, что в течение последних лет действительно была проделана гигантская работа в плане сравнительно-исторического изучения грамматики и лексики тюркских языков коллективом московских тюркологов во главе с членом-корреспондентом РАН Э.Р. Тенишевым (Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков 1984, 1988, 1997, 2002, 2006). Но иногда ряд изысканий по проблемам исторической грамматики тюркских языков сводится к описанию языковых особенностей письменных памятников в их соотнесении с языковыми явлениями современных языков.

По мнению авторов, это также затрудняло исследование грамматических явлений в процессе их исторического развития. Поэтому все большее научное и практическое значение приобретают исследования истории развития форм и аффиксов грамматических категорий отдельных языков, а также групп и семей языков (например, тюркских, монгольских, тунгусских, шире – алтайских). В диссертационном исследовании Р.Гаряева впервые в татарском языкознании происхождение и дальнейшее развитие показателей категорий числа и принадлежности имени существительного. Автор делает выводы на основе примеров, извлеченных не только из тюркских языков, но и алтайских, монгольских, тунгусо-маньчжурских, а также уральских языков и их диалектов. Фактический материал дает возможность объективно показать определенную последовательность процесса развития аффиксов множественного числа и принадлежности в диахронии [39:84].

Морфологические категории имени существительного стали предметом специального исследования лишь в последние годы. Так, в 2004 году вышла монография Р.Ф. Фаттаховой «Категория числа в современном татарском литературном языке», где освещаются общетеоретические вопросы относительно категории числа, раскрываются грамматические и лексические особенности выражения количественности (множественности), а также освещается вопрос генезиса морфологического показателя множественного числа - лар, где поддерживается автором гипотеза о двусоставности тюркского (в том числе и татарского) аффикса - лар.

В своих исследованиях Л.Г.Хабибов следует положениям теории определенности и неопределенности известного лингвиста Дж.Г.Киекбаева. Они отражаются и в диссертации Р.Гаряева.

В диссертационном исследовании Рифа Гаряева под руководством Л.Г.Хабибова изучается генезис и развитие показателей категорий числа и принадлежности имени существительного в татарском языке, делается попытка реконструирования их этимологических форм.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

- показать историографию изучения проблемы в тюркологии и в татарском языкознании;

- исследовать и реконструировать процесс становления современных аффиксов множественного числа в татарском языке;

- исследовать происхождение аффиксальных морфем категории принадлежности в татарском языке.

Объектом исследования является становление формообразующих морфем категорий количественности и принадлежности в татарском языке.

Подход авторов к решению проблемы происхождения и развития формообразующих морфем исследуемых категорий основывается на положениях, высказанных такими тюркологами и урало-алтаистами, как А.Н.Кононов, Г.Ф. Благова, Б.А. Серебренников, Н.З. Гаджиева, Дж.Г.Киекбаев, Э.Р. Тенишев, А.В. Дыбо. Соискателями также сравниваются противоречивые аспекты толкования происхождения аффиксов имен существительных такими крупнейшими лингвистами как В.Котвич, Г. Рамстедт, Н.А.Баскаков, Н.К.Дмитриев, А.М.Щербак.

Научная новизна работы, посвященной исторической грамматике татарского языка, заключается в том, что в ней впервые в татарском языкознании исследуется процесс становления показателей категорий числа и принадлежности на основе идеи фузионного развития агглютинативных языков и теории определенности и неопределенности. Результаты исследования дают право заключить, что использование указанных исследовательских методов и приемов в изучении проблем истории языка не только одного, но и родственных языковых семей открывает возможность объективно их интерпретировать, выявлять общие закономерности в развитии тех или иных языковых явлений.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что использование идеи плеонастического сращения древнейших показателей морфологических категорий числа и принадлежности предоставляет возможность определить, какую роль выполнял каждый отдельный грамматический показатель в составе ныне функционирующей морфемы.

Практическая значимость работы Р.Гаряева, выполненного под руководством Л.Г.Хабибова, определяется тем, что её результаты могут внести определенный вклад в разработку вопросов исторического развития татарского языка. Материалы могут быть использованы в преподавании курсов «Историческая грамматика татарского языка», «Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков» и ряда спецкурсов по проблемам истории татарского литературного языка, в том числе по учебным планам БГПУ им. М.Акмуллы.

В своих исследованиях Л.Г.Хабибов следует положениям теории определенности и неопределенности известного лингвиста Дж.Г.Киекбаева. По мнению Л.Г.Хабибова, в историческом становлении некоторых аффиксов важно учитывать следующие положения:

1. В отличие от индоевропейских языков, в татарском языке категория определенности-неопределенности выражается другими средствами (фонетическими, морфологическими, синтаксическими и лексическими).

2. Аффикс множественного числа - лар имени существительного татарского языка и других тюркских языков не возник путем присоединения и превращения полнозначного слова нар со значением «совокупность» в аффикс. Он образовался путем постепенного наращивания друг на друга древних однофонемных показателей множественности (а значит и неопределенности) по мере утраты значения каждого предыдущего показателя. Таким образом, аффикс множественности - лар претерпел следующие этапы развития: к основе имен существительных сперва присоединился показатель -л (общеалтайский показатель множественного числа), к нему наращивался -а (показатель неопределенности и множественности), затем -р (общеалтайский показатель множественности): -л + а + р = -лар.

В татарском языке также можно найти другие примеры выражения данных формальных показателей определенных значений. Например, -з/ -р в родственных языках и в личных местоимениях бе+з, се+з служит показателем множественности в диахроническом аспекте.

3. Форма принадлежности первого и второго лица единственного числа образовалась путем сращения к основе показателя определенности –м и –ң (кул-ым «моя рука» и кул-ың «твоя рука»), а форма множественного числа – прибавлением показателей множественности –з к основе с показателем единственного числа на –м (-б), -ң (-г): кул-ыб-ыз (кул-ым-ыз) «наши руки», кул-ыг-ыз (кул-ың-ыз) «ваши руки». Как показатель определенности, аффикс принадлежности третьего лица –ы является одновременно показателем винительного падежа в огузских языках в словах с конечным согласным (ат-ы «коня» и ат-ы «его коня»).

4. Показатель множественности -к, соединяясь с другим показателем собирательной множественности -л, образовал осложненный аффикс -лык, выражающий обилие однородных предметов: каен-лык «березняк», имән-лек «дубрава, дубняк» и др. Подтверждением тому служат такие лексические единицы как каты, кушу, кара, где этимологический корень *ка- имеет смысл «складывать; сложить» и т.д.

Первая глава «Историография проблемы в контексте теории определенности и неопределенности» включает в себя три параграфа.

В первом параграфе «Сущность и логико-грамматическая характеристика категории определенности-неопределенности» анализируется сущность категории определенности-неопределенности. Категория определенности-неопределенности присуща только западноевропейским языкам, также указывалось на ее неразвитость в урало-алтайских, в том числе и в тюркских языках [55: 17]. Дж.Г.Киекбаев подверг сомнению подобный подход [55:190]. Автор в них высказывал свой взгляд на явление определенности и неопределенности, прежде всего как на логическую категорию, отражающуюся «…в сознании всех людей одинаково…» и находящую «…свое конкретное грамматическое выражение в разных языках в разнообразной форме…» [66: 248-249].

Идея определенности и неопределенности тесно связана с мыслительной деятельностью человека» [76:77]. Из-за смешивания логических понятий определенности и неопределенности с грамматическими показателями определенности-неопределенности, алтаисты вынуждены были отрицать категорию определенности-неопределенности для алтайских языков. Дж.Г. Киекбаев выявил в урало-алтайских языках лексические, фонетические, морфологические, синтаксические средства для выражения этих понятий [32:87]. Данный объективный вывод исследователя оформился в «теорию определенности и неопределенности». Благодаря своей теории, он успешно разработал вопросы исторической и сравнительной грамматики тюркских языков, а также выдвинул гипотезу о генетическом и типологическом родстве урало-алтайских языков [54:47].



Заключение (выдержка)

В конце XX века Республика Башкортостан не осталась в стороне от таких явлений как активизация демократических процессов и выплеск общественной активности населения. В республике наблюдается рост национального самосознания народов, возрождается их интерес к историко-культурному наследию и к изучению родных языков.

В школах республики увеличились часы по родным языкам и литературам, возникла потребность усовершенствования программ по изучению родного, в том числе татарского языка. С учетом потребностей образовательных учреждений республики в учителях татарского языка в 1990 году ученый совет Башкирского государственного педагогического института принял решение начать подготовку учителей татарского языка и литературы.

Кафедра татарского языка и литературы БГПУ им. М.Акмуллы создана в 1991 году на базе филологического факультета. В течении 25 лет на кафедре работали известные в республике и за ее пределами преподаватели с учеными степенями доктора филологических наук, кандидата филологических наук, профессора, доценты Среди них такие известные ученые как С.Г. Сафуанов, Р.Г. Сибагатов, С.Ш. Поварисов, Б.С. Салимгареева, С.Х. Хафизов и др.

По кафедре татарского языка и литературы велась подготовка специалистов-учителей татарского языка и литературы, русского языка и литературы; татарского языка и литературы, английского языка, немецкого языка. В настоящее время ведется подготовка по программам бакалавриата и магистратуры по направлению Педагогическое образование.

Целью деятельности кафедры татарского языка и литературы является обеспечение подготовки квалифицированных специалистов, научных и научно-педагогических кадров, способствующих социально-экономическому и культурному развитию Республики Башкортостан и сопредельных территорий, а также повышение уровня востребованности результатов научных исследований по родным языкам и литературам в целом.

Кафедра ТЯЛ проводит научно-исследовательскую работу по основной теме «Духовная и материальная культура народов Урало-Поволжья». Направления деятельности кафедры, круг научных интересов преподавателей очень широк: история формирования, развития татарского языка, его грамматических категорий, язык художественных произведений, история татарской литературы, языковые контакты в Республике Башкортостан и их влияние на разных уровнях, татарская литература в Республике Башкортостан, актуальные проблемы преподавания татарского языка и литературы.

При кафедре имеется экспериментальная площадка в МБОУ «Татарская гимназия г.Белебея» МР Белебеевский район РБ по теме «Формирование языковой личности в образовательной среде татарской гимназии». При кафедре функционирует учебно-методический мемориальный кабинет «Габдулла Тукай в Уфе», посвященный 100-летию пребывания великого татарского поэта в Уфу и разрабатывается научно-исследовательский проект «Габдулла Тукай и Башкортостан». Продолжается сотрудничество и договорные отношения с профильными кафедрами ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» (г.Уфа и его филиалы в г.Стерлитамак, г.Бирск), Елабужского института ФГБОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова АН РТ, также ГУП Редакция газеты «Кызыл таң» и ГУП Редакция газеты «Өмет», Татарской гимназией № 65 и Татарской гимназией № 84 г.Уфы. Подписаны договорные отношения с Карагандинским университетом «Болашак» (Республика Казахстан). Изучается возможность сотрудничества с другими отечественными и зарубежными вузами как в научно-исследовательском отношении, так и в плане подготовки специалистов, что обусловлено с реализацией на кафедре программы магистратуры по направлению «Педагогическое образование. Язык в полилингвальной среде».

Студенты под руководством преподавателей кафедры татарского языка и литературы участвуют в научно-практических конференциях разного уровня, проведенных в г.Уфа, г.Стерлитамак, г.Бирск, г.Елабуга, г.Тюмень, г.Москва, г.Караганда. На кафедре функционируют проблемные группы, где студенты ведут учебно-исследовательскую работу по актуальным проблемам татарского, тюркского языкознания и литературоведения, психолингвистики и социолингвистики.

В данной выпускной квалификационной работе проанализирована деятельность доцентов кафедры татарского языка и литературы Л.Г. Хабибова и Ф.А. Гафуровой. Роль Л.Г. Хабибова и Ф.А. Гафуровой в развитии татарской филологии в БГПУ им. М.Акмуллы определяется следующими моментами:

- они работали заведующими указанной кафедры, способствовали формированию и сплочению коллектива кафедры, укреплению связей кафедры, совершенствованию учебно-воспитательного процесса;

- вели плодотворную работу по подготовке специалистов по направлению «Родной (татарский) язык и литература; русский язык и литература», далее бакалавров по профилю «Родной язык и литература; русский язык», «Родной язык и литература; Профиль по выбору» на ОДО и ОЗО;

- составление учебников по татарскому языку и литературе для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан. В течении 10 лет данными преподавателями кафедры составлено и выпущено более 30 учебников с методическими рекомендациями для татарских школ Республики Башкортостан.

Круг научных интересов Л.Г. Хабибова и Ф.А. Гафуровой широк.

Научные работы Л.Г. Хабибова посвящены следующим актуальным проблемам татарского, шире – тюркского языкознания:

- проблемы воспитания молодого поколения;

- систематизация опыта известных педагогов Республики Башкортостан и Российской Федерации;

- особенности методики преподавания татарского языка в условиях республики Башкортостан;

- вопросы ономасиологии (топонимики, антропонимики);

- слово, лексическое значение слова, его разновидности;

- явление антонимии в общем, тюркском и татарском языкознании;

- историческая грамматика татарского языка, изучение истории грамматических показателей имен существительных, имен прилагательных, глаголов;

- средства художественной выразительности (архаичные и диалектальные слова, поэтическая ономастика, заимствования в произведениях писателей и поэтов и т.д.);

- проблемы составления учебников по ФГОС.

Ф.А. Гафуровой исследован поэтический язык детских писателей, который богат разнообразными тропами (метафора, метонимия, гипербола, ирония, литота, синекдоха, метафорический эпитет, сравнения) и синтаксическими фигурами (анафора, эпифора, градация, хиазм, рефрен), имеющими новаторский характер. Сделан вывод о том, что своеобразие в металогическом, автологическом приемах, в применении синтаксических фигур и в ритмике характеризует специфику стиля и индивидуального творческого метода каждого поэта.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит вклад в исследование лингво-поэтических средств языка, в развитие функциональной стилистики.

Методика анализа произведений может быть использована в создании монографий и вузовских учебников по истории татарской детской литературы. Методы и результаты данного исследования могут быть использованы при изучении стихотворных текстов других поэтов. Работа может быть учтена при составлении программ и учебников по татарскому языку и литературе, в преподавании в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях. Материалы исследования Ф.А. Гафуровой могут применяться при чтении курса лингвистической стилистики и поэтики.



Литература

1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. – М., 1985. – 57 с.

2. Азнабаев А.М. Грамматическая категория определенности и неопределенности и двойственная природа аффиксов в тюркских языках //Ученые записки БГУ. – 972 с., выпуск 61. – Серия филологических наук. – № 24).

3. Алиферинко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке / Н.Ф. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 416 с.

4. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 48 с.

5. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: антология. – М.: Аcademia, 1997. – 320 с.

6. Аскольдов С.А Время и времена: к вопросу о категории числа // Логический анализ языка. Язык и время. – М.: Индрих, 1997. – 330 с.

7. Әхмәтьянов Р.Р. Татар теленең кыскача тарихи-этимологик сүзлеге. / Р.Р. Әхмәтьянов. Казан: Тат. китап нәшр., 2001. – 271 с.

8. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста: Учебник; Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 496 с.

9. Бондарко А.В. Введение. Основания функциональной грамматики // Теория функциональной грамматики. – Л., 1987. – 284 с.

10. Валиева Ф.С., Саттаров Г.Ф. Урта мәктәп һәм гимназияләрдә татар телен укыту методикасы. – Казан: Раннур, 2000. – 211 с.

11. Васильев Л.М. Методы современной лингвистики. – Уфа, 1997. –156 с.

12. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика. – М.: Высшая школа, 1990. – 76 с.

13. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. – М.: Русские словари, 1997. – 54 с.

14. Вольф Е.М. Состояние и признаки. Оценка состояния // Семантические типы предикатов. – М.: Наука, 1982. – 38 с.

15. Ганиев Ф.А. Семантические разряды глаголов татарского языка // Исследования по татарскому языку. – Казань, 1984. – 243 с.

16. Гафурова Ф.А. Лингвистическая поэтика татарской детской поэзии (на примере творчества Ш.Галиева, Р.Валиевой-36 б., Р.Миннуллина) // Автореферат дисс. … канд. филол. наук. – Казань, 2006. – 54 с.

17. Гафурова Ф.А. Лингвистическая поэтика татарской детской поэзии (на примере творчества Ш.Галиева, Р.Валиевой, Р.Миннуллина). – Уфа: Изд-во БГПУ им. М.Акмуллы, 2007. – 64 с.

18. Гафурова Ф.А., Гайнетдинова Л.Ш. Беренче сыйныф «Татар теле» дәреслегенә методик кулланма. – Уфа: Китап, 2011. – 234 с.

19. Гаряев Р.Н. Категории числа и принадлежности имени существительного и происхождение их показателей в татарском языке // Автореферат дисс. … канд. филол. наук. – Тобольск, 2009. – 54 с.

20. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. – М., 2000. -57 с.

21. Дмитриев Н.К. Строй тюркских языков. – М.: Изд-во вост. лит., 1962. – 346 с.

22. Древнетюркский словарь. – Л., 1969. – 28 с.

23. Есперсен О. Философия грамматики. – М., 1958. – 54 с.

24. Замалетдинов Р.Р. Внутренний и внешний мир носителей татарской культуры через призму языка. – Казань, Изд-во КГУ, 2003. – 165 с.

25. Замалетдинов Р. Р. и др. Татарская лингвокультурология: концепты духовного мира человека/ Под ред. проф. Р.Р. Замалетдинова. – Казань: ИПК «Бриг», 2011. – 300 с.

26. Замалетдинов Р.Р. и др. Татарская лингвокультурология: концепты материального мира человека / Под ред. проф. Р. Р. Замалетдинова. – Казань: Отечество, 2012. – 196 с. – 87 с.

27. Замалетдинов Р. Р. Теоретические и прикладные аспекты татарской лингвокультурологии. – Казань: Магариф, 2009. – 351 с.

28. Звегинцев В.А. Хрестоматия по истории языкознания XIX – XX веков. – М., 1956. – 243 с.

29. Иванова В.А. Антонимия в системе языка. – Кишинев: Штиин-ца, 1982. –- 162 с.

30. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. – Л., 1972.

31. Кафедра татарского языка и литературы: Режим доступа: www/bspu.ru/ node/ 5552/

32. Киекбаев Дж.Г. Лексика и фразеология современного башкирского языка. – Уфа: Башкнигоиздат, 1966. – 275 с.

33. Киекбаев Дж. Г. Основы исторической грамматики урало-алтайских языков. – Уфа: Китап, 1996. – 368 с.

34. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г., Краткий словарь когнитивных терминов // Под общей ред. Е.С. Кубряковой. – М., 1996. – 254 б.

35. Курбатов Х.Р. Стилистическая система современного татарского литературного языка. – Казань: Таткнигоиздат, 1971. –192 с.

36. Миңнеәхмәтов Р.Г., Миңнеәхмәтова Т.Ф. Татар теле: 6 нчы сыйныф. Башкортостан татар урта гомуми белем мәктәбе өчен дәреслек. – Уфа: Китап, 2004. – 321 б.

37. Миннуллин К.М. Общая символика песенной поэзии народов Поволжья и Приуралья // Типология татарского фольклора. – Казань: Мастер Лайн, 1999. – 32-48 б.

38. Насипов И.С. Языковые контакты в Волго-Камье. Марийские заимствования в татарском языке. – Стерлитамак: СГПА им.Зайнаб Биишевой, 2009. – 228 с.

39. Насыйри К. Энмюзядж. – Казань, 1975. -207 с. (На татар. и русск. яз.).

40. Нугуманова А.А. Метафоры в татарском языке: лексико-грамматический и стилистический аспекты // Автореферат дисс. … канд. филол. наук. – Казань, 2009. – 65 -87 с.

41. Поварисов С.Ш. Искусство художественного слова. – Казань: Таткнигоиздат, 1982. – 160 е. (На татар. яз.)

42. Покровский М.И. Избранные работы по языкознанию. – М.: Изд-вo АН СССР, 1959. – 382 с.

43. Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и сознание: Теоретические разграничения и понятийный аппарат // Язык и национальное сознание. Вопросы теории и метологии. – Воронеж; ВГУ, 2002. – 87-99 с.

44. Потебня А.А. Мысль и язык. – Киев: СИНТО, 1993. – 234-264 с.

45. Псянчин В.Ш. Словообразовательные модели оронимов Башкирии// Ономастика Поволжья.– Уфа, 1973. – 164 с.

46. Русча-татарча сүзлек. – М.: Рус теле, 1991. – 187 с.

47. Сафиуллина Ф.С., Галиуллина К.Р. Тематический русско-татарский словарь. – Казань, 1989.

48. Соссюр де Ф. Труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1977.

49. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика. – М.: Наука, 1997.

50. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Региональные реконструкции. – М.: Наука, 2002.

51. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Пратюркский язык-основа. Картина мира пратюркского этноса по данным языка. – М.: Наука, 2006.

52. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М., 1975.

53. Структурно-семантические особенности антонимов в татарском языке, Хабибов Лутфулла Гайфуллович: Режим доступа: www.disland.com/ catalog/ structurno…

54. Татар грамматикасы. Морфология. – Казан, 2002.

55. Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: 3 томда – Казан, I – 1977. – 476 c; II – 1979. – 726 с.; III – 1981. – 832 с.

56. Уфимцева А.А. Слово в лексико-семантической системе языка. – М.: Наука, 1968. – 272 с.

57. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова – М., 1983.

58. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская Энциклопедия, 1983. – 840 с.

59. Хабибов Л.Г. Структурно-семантические особенности антонимов в татарском языке // Автореферат дисс. … канд. филол. наук. – Уфа, 1984.

60. Хабибов Л.Г. Современный татарский литературный язык: Сквозная программа для студентов отделения татарского языка и литературы. – 45 с.

61. Халиуллина Н.У. Кардәш телләрнең лексик системасын өйрәнүнең методологик нигезләре. – Уфа, 2007. – 67-99 с.

62. Хангилдин В.Н. Татар теле грамматикасы. Морфология буенча очерклар. – Казан, 1954. – 35 с.

63. Чейф У.Л. Значение и структура языка. – М., 1975. – 57-77 с.

64. Шаймиев В.А. Краткий лингвистический словарь-справочник в цитатах. – Уфа: РИО БашГУ. – Уфа, 2002. – 67-111 с.

65. Шафиков С.Г. Языковые универсалии и проблемы лингвистической семантики. – Уфа, 1998. – 89-116 с.

66. Шайхулов А.Г. Лексические взаимосвязи кыпчакских языков Урало-Поволжья в свете их историко-культурной общности (аспекты системно-идеографической характеристики на общетюркском фоне). – Уфа, 1999. – 165 с.

67. Щербак А.М. Очерки по сравнительной морфологии тюркских языков (Глагол). – Л., 1981. – 87-99 с.

68. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева: // 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.



Примечания

Работа проходит антиплагиат.

Информация о работе
Страниц: 71
Тип: Дипломная работа
2100 p.
Не нашли что искали? У нас Вы можете заказать
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X