8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Педагогика

Использование возможностей метода проектов в развитии креативности у детей старшего дошкольного возраста - Курсовая работа

Тип: Курсовая работа
Раздел: Педагогика
Страниц: 40
Год: 2011

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы применения метода проектов в развитии креативности у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Психолого-педагогические основы развития креативности у детей старшего дошкольного возраста

1.2 Теоретические основы использования метода проектов в развитии дошкольников

1.3 Возможности применения метода проектов в развитии креативности детей старшего дошкольного возраста

Выводы по первой главе

Глава 2. Анализ особенностей использования метода проектов для развития креативности на примере старшей группы дошкольников

2.1 Методики диагностики уровня креативности у детей старшего дошкольного возраста

2.2 Анализ результатов диагностики уровня развития креативности у детей старшего дошкольного возраста

2.3 Рекомендации педагогам по использованию метода проектов при развитии креативности старших дошкольников

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложения

Дипломная работа:
НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дипломная работа:
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение (выдержка)

Изменение приоритетов в системе образования, ориентация на формирование творческой личности выдвигают в число важных и существенных задачи развития интересов и способностей каждого ребенка. Так, на смену существующей модели образования приходит личностно-ориентированная система образования, предполагающая обеспечение детям равных возможностей для получения знаний и умений, достижения каждым из них более высоких результатов, учет их индивидуальных особенностей. Личностно-ориентированное обучение признает уникальность субъектного опыта самого ребенка как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании окружающего мира. Субъектный опыт ребенка во многом зависит от уровня развития познавательного интереса. Стремление к познанию заложено у ребенка самой природой. Развить это стремление, закрепить его, дать возможность перерасти в стойкий познавательный интерес вот цель педагогической работы с дошкольниками

Актуальность исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать заключение, что изучению креативности детей дошкольного возраста посвящено значительное количество работ. Так, отдельные аспекты креативности отражены в работах Р. И. Жуковской, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина др.).

Отметим, что в трудах отечественных психологов и педагогов креативность выступает как наиболее характерная, специфическая черта мышления, отличающая его от других психических процессов. Идеи о творческом характере мышления разрабатывались в трудах Б. Г. Ананьева, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской и многих других. Среди работ, посвященных вопросам развития продуктивного (творческого) мышления следует отметить работы А.В. Брушлинского, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина и др.

В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не учитывают возможности развития креативности посредством применения различных методов, в том числе и через метод проектов.

Выше сказанное обозначило проблему исследования: возможности метода проектов в развитии креативности детей старшего дошкольного возраста? На решение указанной проблемы направлена цель исследования: развитие креативности у детей дошкольного возраста посредством метода проектов.

Объектом исследования выступает применение метода проектов у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие креативности старших дошкольников посредством метода проектов.

В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать психологические особенности в развитии креативности детей старшего дошкольного возраста;

- рассмотреть основные аспекты использования метода проектов как средства развития креативности детей дошкольного возраста;

- сформулировать рекомендации педагогам по использованию метода проектов при развитии креативности старших дошкольников.

Методы исследования:

- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;

- эмпирические: комплексный метод диагностики развития креативности детей старшего дошкольного возраста, эксперимент, наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.

База исследования: детский сад №131 г. Омска

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе отражены теоретические основы применения метода проектов в развитии креативности у детей старшего дошкольного возраста. Вторая глава посвящена анализу особенностей использования метода проектов для развития креативности на примере старшей группы дошкольников.

Дипломная работа:
Роль народных игр в развитии межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Дипломная работа:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Основная часть (выдержка)

Исследование проводилось на базе ДОУ №131, г. Омска. В исследовании принимали участие дети старшей группы - 21 воспитанник.

Экспериментальная работа была направлена на выявление исходного уровень развития кративности у старших дошкольников.

Цель констатирующего эксперимента – выявить исходный уровень развития креативности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Подобрать диагностические методики по выявлению уровня развития у старших дошкольников.

2. Выявить исходный уровень развития креативности у детей старшего дошкольного возраста.

На первом этапе исследования была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

На втором этапе проводились занятия, направленные на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с применением метода проектов.

На третьем этапе должна быть осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, проведен анализ полученных результатов.

Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников мы выделили следующие критерии и показатели:

- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);

- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);

- эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);

- действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.



Заключение (выдержка)

Нами были изучены особенности развития креативности у детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребности. Поэтому очень важно своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.

Под креативностью понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.

В отечественных исследованиях креативность чаще всего заменяется творческостью.

К основным критериям проявления креативности у дошкольников можно отнести:

1.Оригинальность выполнения детьми творческих задач.

2. Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других.

Таким образом, проведенный анализ взглядов различных исследователей на проблему креативности позволил нам выяснить, что креативность – это способность к творчеству.

Основными задачами и направлениями на развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста являются: -богащение сознания детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий; систематизирование накопленной и полученной информации посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация),; стремление к дальнейшему накоплению информации (отдельные факты, сведения) и готовность упорядочить накопленную и вновь получаемую информацию, классифицировать ее.

Исследование проводилось на базе ДОУ №131, г. Омска. В исследовании принимали участие дети старшей группы - 21 воспитанник.

Экспериментальная работа была направлена на выявление исходного уровень развития кративности у старших дошкольников.

Цель констатирующего эксперимента – выявить исходный уровень развития креативности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

3. Подобрать диагностические методики по выявлению уровня развития у старших дошкольников.

4. Выявить исходный уровень развития креативности у детей старшего дошкольного возраста.

В результате проведенного исследования мы выяснили, что в существующих условиях в детском саду необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие креативности, в том числе и с помощью метода проектов, т.к. полученные результаты свидетельствуют о среднем уровне развития креативности.

Основной целью применения проектного метода по развитию креативности в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Посредством использования метода проектов в старшем дошкольном возрасте произойдет: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности

Курсовая работа:
Использование мелкой моторики для речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Дипломная работа:
РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Литература

1. Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина. - М: Феникс, 2004.

2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. С.-Пб.: «Питер», 2001.

3. Арапова-Пискарева Н.А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации/ Н.А. Арапова-Пискарева, Н.Е. Веракса, А.В. Антонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

4. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2001.

6. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика,1983. – Т. ІІІ. – 366 с.

7. Голицина, Н.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/ Н.С. Голицина.– М.: АРКТИ, 2004.

8. Голицына Н.С. Занятия в детском саду: Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы Н.С. Голицына. - М.: Скрипторий, 2007. – С.53.

9. Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. — М.: Педагогика-пресс, 2000.

10. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. – М.: Эксмо, 2009.

11. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. – М:. Эксмо, 2009.

12. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. Изд. 2-е. М. – Воронеж, НПО «МОДЭК», 2002.

13. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2007

14. КозловаС.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед.учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

15. Кондаков И. М. Психология: иллюстрированный словарь. – М.: Прайм-Еврознак, 2007.

16. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Е.Э. Кригер. – Барнаул, 2000.- С.32.

17. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2007.

18. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.

19. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. – М. : Академия, 2001.

20. Программа воспитания и обучения в детском саду./под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой. М., 2007.

21. Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А Практикум по дошкольной психологии. - М.: Академия, 2000.

22. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду: Интегрированный подход. – М.: Сфера, 2007.

23. Денисенкова Н.С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно – практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского] / Н.С. Денисенкова, Е.Е. Клопотова. - Москва – Бирск, 2004.

24. Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №10.

25. Кичигина Т.В.Педагогическое проектирование как ресурс развития образования// Педагогическое обозрение. – 2004.- Новосибирск. - №41

26. Комратова, Н. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. - №1, 2007.

27. Кравцова Е.Е. Генезис воображения в детском возрасте // Журнал Психологического общества им. Л.С. Выготского. 2000, сигнальный выпуск.

28. Оберемок С.М.Теоретические основы педагогического проектирования// Педагогическое обозрение. – 2004.- Новосибирск. - №41. - С.6-8.

29. Особенности мотивационных предпочтений различных форм познавательной деятельности у дошкольников// Психология и культура. Материалы IIIСъезда РПО. – СПб.: Питер, 2003. - №2. – С.17.

30. Яковлева Н.О. Проектирование как условие повышения качества образования// Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы научно-практической конф. – Оренбург; издательство ОГПУ, 2002, Часть 1

31. Онуфер В.С. Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ//Первое сентября// h**t://festival.1september.r*/articles/524734/

32. Торренс П. Креативность как показатель одаренности// h**t://sakhitti.r*/itti/web/odaren/4.1.11.html



Примечания

Приложения:

1.Методы определения уровня развития креативных способностей детей в дошкольном возрасте

2. Таблица 1 Результаты исследования воссоздающего воображения у дошкольников

3. Таблица 2 Результаты исследования творческого воображения у дошкольников

4. Таблица 3 Тематика проектов

5. Таблица 4 Деятельность педагога и детей на этапах осуществления проекта

Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 40
Год: 2011
2500 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X