Введение 4
Глава 1.Анализ теоретических подходов к вопросу компьютерных игр как причины воздействия на агрессивное поведение подростков 7
1.1. Подходы к изучению агрессивности 7
1.2. Разработанность проблемы влияния компьютерных игр 21
1.3. Агрессивное поведение у зависимых от компьютерных игр 30
Глава 2. Проведение исследования воздействия компьютерных игр на степень агрессивного поведения подростков 31
2.1. Программа проведение исследования 31
2.2. Цели, задачи, методики проведения исследования 33
2.3. Анализ полученных данных 36
2.4. Зависимость показателей агрессивности от выбора компьютерных игр 43
2.5. Психологический эксперимент в двух группах 63
Заключение 68
Методические рекомендации 69
Спискок использованной литературы 70
Исследование степени влияния компьютерных игр на уровень агрессивности пользователей в целом и подростков в частности является, таким образом, чрезвычайно актуальным, так как вносит существенный вклад в понимание природы агрессивного поведения человека.
Проблеме агрессивности посвящены многочисленные работы. В западной психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых. Существует большое число теоретических концепций, проводятся многочисленные экспериментальные исследования.
Тема насилия и агрессии становится все более актуальной в обществе. Нередко агрессивность в открытой или замаскированной форме культивируется в обществе как орудие в борьбе за преуспевание. Этой замаскированной формой являются компьютерные игры. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в агрессивном поведении.
Сейчас основное зло для подростков видится в персональных компьютерах нового поколения. Обилие разнообразных игр завлекают подростков на длительное время. На протяжении пятнадцати лет ведется дискуссия. Существует ли неразрывная причинно-следственная связь между злом. Созданным в фантазии (в игре), и злом реальным. Однако в психологии проблема влияния склонности к компьютерным играм на формирование агрессивности как свойства личности изучено не достаточно.
68. Трегубов Б.А. Свободное время школьников: сущность, управление. – М, 2006.
69. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности / Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Институт практической психологии, 2009.
70. Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация - содержание социального взросления // Мир психологии. 2008, №1.
71. Филиппов А.В., Ковалёв С.В. Ситуация агрессии как элемент психологического тезауруса молодежи. // Психологический журнал. № 1. 2007 – С. 14.
72. Фомичева Ю. В., Шмелев А. Г., Бурмистров И. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2001. №3.
73. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 2007.
74. Фрейд З. Я и Оно. Тбилиси, 2001г.
75. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М. Республика. 2004. – 447 с.
76. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: ООО»Издательство АСТ-ЛТД», 2008 (Классика зарубежной психологии).
77. Фурманов И.А. Агрессивность: псходиагностика и коррекция. Минск: ИЛЬИН В.П., 2006.
78. Холлечер В. «Человек и агрессия»
79. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Изд-во «Питер», 2009. –608 с.
80. Шапкин А. Компьютерные игры: новая область психологических исследований. Психологический журнал, 2009. №1.
81. Шерменёв, М. А. Понятие «деформация правосознания»: историко-теоретический аспект / М. А. Шерменёв // Юридическая наука в трудах молодых ученых : сб. науч. ст. / ВЮИ Минюста России. – Владимир, 2004. – 0,29 п.л.
82. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом// Ананьевские чтения-97 тезисы научно-практической конференции Спб. 2007 г.
83. Шмелев А. Мир поправимых ошибок. Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. –1988, №3.
84. Щербакова Н.В. Проблемы правовой установки личности. - Ярославль, 2003.
85. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
Дипломная работа:
Психологические особенности личности младших школьников, злоупотребляющих компьютерными играми
Курсовая работа:
Влияние компьютерных игр на агрессивность и успеваемость подростков
Дипломная работа:
Методы работы социального педагога общеобразовательной школы по профилактике агрессивного поведения младших подростков
Дипломная работа:
Работа социального педагога по профилактике агрессивного поведения младших подростков
Дипломная работа:
Влияние дидактических игр на развитие мышления детей подготовительной к школе группы