8(8412)74-58-38
(с 10-00 до 20-00 МСК)
Зачётик.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Психология

Коммуникативные навыки у младших школьников - Дипломная работа

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков младших школьников 8

1.1 Понятие и сущность коммуникативных навыков 8

1.2 Специфика формирования коммуникативных навыков у младших школьников 16

1.3. Возможности внеклассной работы как средство развития коммуникативных навыков младших школьников 28

Выводы по первой главе 36

Глава 2 Экспериментальное исследование развития коммуникативных навыков у младших школьников 38

2.1 Организация исследования. Первичная диагностика 38

2.2. Реализация программы по развитию коммуникативных навыков у младшего школьника посредством внеклассной работы 43

2.3 Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы 51

Выводы по второй главе 57

Заключение 58

Список литературы 61

Приложения 66

Введение (выдержка)

Актуальность работы. В современном мире, проблема коммуникативного взаимодействия людей, а особенно детей младшего школьного возраста, стала особенно острой. Эффективная коммуникативная деятельность является залогом успешного развития ребёнка в подростничестве, именно поэтому необходимо обеспечить её максимально успешное развитие уже в младшем школьном возрасте.

В младшем школьном возрасте именно процесс общения является важным компонентом в развитии гармоничной личности. С помощью правильно настроенного коммуникативного процесса у школьников формируются организаторские способности. К сожалению, не все дети обладают необходимыми качествами и чертами характера, позволяющими им свободно и комфортно общаться как со сверстниками, так и с взрослыми. Многие школьники испытывают повышенный уровень тревожности или неуверенность и робость в процессе общения.

Каждому человеку независимо от его возраста, и других характеристик необходимо общение. В процессе общения человек приобретает необходимую информацию, развивается, приобретает опыт и знания, а также получает набор эмоций и чувств. Можно сказать, что процесс общения – жизненно необходим человеку.

Вопрос об успешном развитии подрастающего поколения, и его успешной адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни, диктуется возросшими требованиями к школьному и внешкольному образованию, где особое значение приобретает формирование у учащихся навыков положительного взаимодействия с окружающими, как залога их благополучного развития в информационно-насыщенной образовательной среде на этапе реализации ФГОС НОО [6].

Современные требования активизировали задачу овладения школьниками коммуникативными умениями. Дефицит общения формирует у личности явление агрессивности, душевной опустошенности, антиобщественных наклонностей. В связи с этим понятно возросшее внимание к проблеме оптимизации межличностных отношений и достижения взаимопонимания в процессе общения.

Проблеме развития коммуникативных навыков посвящены работы ученых О.А. Веселковой, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, Г.А. Ковалева, А.А. Леонтьева, С. Д. Полякова, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина и др.

Сразу после своего рождения ребенок вступает в первые контакты с окружающими людьми. Уже в младшем школьном возрасте он учится взаимодействовать с окружающими, именно это дает возможность сформировать у него представления о собственных возможностях. Согласно взглядам отечественных ученых (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, а также, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Важно отметить, что общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует в личность в целом.

От уровня развития коммуникативных навыков зависит успешность социально-психологической адаптации детей в обществе; недостаточная степень коммуникативной готовности детей приводит к трудностям, которые сложно преодолеваются и имеют серьёзные последствия в процессе образования и воспитания.

Цель исследования – выявить, теоретически обосновать, и экспериментально проверить возможности развития коммуникативных навыков у младших школьников во внеклассной работе.

Объект исследования - процесс развития коммуникативных навыков у младших школьников.

Предмет исследования – внеклассная работа как средство развития коммуникативных навыков у младших школьников.

Гипотеза исследования – развитие коммуникативных навыков у младших школьников средствами внеклассной работы может быть эффективным, если:

- выявлен и учитывается в процессе развития коммуникативных навыков их уровень у каждого школьника;

- если развитие коммуникативных навыков включает в себя различные формы (индивидуальные, групповые) и методы (беседа, игра, тренинг и д.р.) работы;

- если разработана программа, направленная на развитие коммуникативных навыков у младших школьников посредством внеклассной работы.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:

- изучить научную литературу по теме исследования;

- выявить, уточнить сущность понятий «коммуникативные навыки», «внеклассная работа», «младшие школьники»»;

- определить возможности внеклассной работы как эффективного средства развития коммуникативных навыков у младших школьников.

- разработать и апробировать экспериментальную программу, направленную на развитие коммуникативных навыков у младших школьников по средствам внеклассной работы.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- научные положения о формировании коммуникативных навыков у обучающихся (О.А. Веселовская, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Г.А. Ковалева, А.А. Леонтьев С. Д. Полякова, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин и др.);

- научные труды о психолого-педагогических и возрастных особенностях младших школьников (Л.С.Выготский, О.Ю. Ермолаева, Д. Б.Эльконин и др); - научные исследования по организации внеурочной деятельности (А.В. Баранова, Д.В. Григорьев, И.Ю. Исаева, И.А. Каиров и др).

Методы исследовании: Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована следующие методы:

- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

- эмпирические: диагностические методики: «Социометрия» Дж. Морено; методика «Рукавички» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной; Методика «Диагностика развития общения со сверстниками. И.А. Орлова, В.М. Холмогорова; - методы обработки и интерпретации данных.

Практическая значимость исследования: разработанная программа, направленная на развитие коммуникативных навыков у младших школьников посредством внеклассной работы, может быть использована в практике работы учителей начальных классов.

Этапы работы: На первом этапе - поисково-теоретическом (сентябрь – октябрь 2023): изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, подбор диагностических методик для исследования, определения научного аппарата работы.

На втором этапе - опытно – экспериментальном (январь - марта 2024): организация констатирующего этапа исследования, проведение эксперимента (реализация экспериментальной программы контрольного этапа исследования программы по развитию коммуникативных навыков у младших школьников.

Третий этап заключительно – обобщающий (апрель - май 2024): систематизация и обобщение результатов эксперимента, оформление выводов и заключения, техническое завершение работы.

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 25 г. Иркутска. В исследовании приняли участие младшие школьники, обучающиеся в 3-ых классах в количестве 62 человека. В экспериментальной группе участвовали учащиеся 3А класса в количестве 33 человек, в контрольной группе учащиеся 3Б класс в количестве 29 человек.

Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 60 источников; 2 таблиц,13 приложения.

Основная часть (выдержка)

Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков младших школьников

1.1 Понятие и сущность коммуникативных навыков

На сегодняшний день коммуникативные навыки являются одной из ключевых тем для обсуждения в сфере образовательное образование, в особенности в сфере начальной школы, так как именно она является основополагающим фундаментом, формирующим успешность будущих коммуникаций школьников. Данная тема является актуальной настолько, что отражена в нормативных актах посвящённых тематики образования. В частности коммуникативный навык рассматривается в рамках метапредметных результатов учеников [13].

Проблема понимания коммуникативной и организаторской компетентности в общей и специальной теориях компетентности (навыков) современной психологии является одной из самых злободневных. Сегодня, в век информации и технологий, проблема повышения эффективности общения и коммуникации стоит как никогда остро, и прикладные исследования в области формирования и развития коммуникативной и организаторской компетентности важны и востребованы.

Исследованиями в области коммуникативных способностей и компетенций в разное время занимались многие отечественные психологи.

Для обозначения психологических феноменов, связанных с успешностью или не успешностью общения и коммуникации, ученые используют различные термины, такие как коммуникативная компетентность, коммуникативная компетенция, социально-психологическая компетентность, коммуникабельность и общительность. Попытки соотнести эти термины пока не привели к их строгому разграничению [43]. Согласно трактовке понятия «компетентность», личностно-деятельностный подход может быть основан на следующих утверждениях:

- коммуникативная компетентность имеет социально-исторические истоки;

- коммуникативная компетентность формируется и совершенствуется в практическом общении;

- коммуникативная компетентность - это индивидуально- психологическая особенность, отличающая одного человека от другого и проявляющаяся в успешном овладении и выполнении коммуникативной деятельности;

- структура и предметное содержание коммуникативной деятельности опосредованно отражают структуру и содержание коммуникативной компетентности;

- коммуникативная компетентность проявляется в коммуникативных умениях и навыках, в частности, в скорости и успешности овладения соответствующими умениями, навыками и знаниями. «Процесс коммуникации – это взаимодействия в процессе двухстороннего обмена какой-либо информаций, которая ведет к взаимопониманию» [25, с. 496]. Согласно определению, представленного в толковом словаре С. И. Ожегова «коммуникация – это сообщение или общение [28, с. 127].

Процесс коммуникации осуществляется с помощью различных средств общения, например, жесты, речь, мимика, проявление эмоций – это все инструменты общения. Также процесс коммуникации можно рассматривать, как особенности взаимодействия двух или более лиц, направленные на решение каких-либо вопросов. По соотношению данных функций условно выделяются (рисунок 1.1):


Рисунок 1.1 – Разделение функций по соотношению данных функций

Часто в психолого-педагогических источниках понятие «общение» и понятие «коммуникация» определяются как взаимосвязанные определения [17, с. 274]. Так как, коммуникация зачастую определяется как средство какого-либо общения, а «общение» рассматривается как процесс взаимодействия, в процессе передачи информации, знаний или эмоций и чувств.

Жизнь человека невозможно представить без общения, и совершенно не важно, какими средствами при этом пользуется человек. Если человек использует вербальные и невербальные средства, то его процесс общения происходит достаточно просто. При наличии у человека заболевания, связанного с невозможностью использовать речевые или слуховые средства, тогда на помощь такому человечку приходят дополнительные средства (компенсаторные) [45].

В своих исследованиях, отечественный автор М.И. Лисина рассматривает общение для детей, как «необходимое действие, с помощью которого они получают не только обмен информацией, также устанавливают эмоциональный контакт с окружающими людьми» [19, с. 34]. И.П. Яковлев дает следующее определение понятию «коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях массового, а также межличностного общения по разным каналам с помощью всевозможных коммуникативных средств» [41, с. 133].

Коммуникативные навыки – это автоматизированные коммуникативные компоненты речевой деятельности, процесс формирования которых осуществляется в процессе взаимодействия с взрослыми (родителями, педагогами и др.).

Понятие коммуникативные навыки впервые было использовано А.А. Бодалевым и трактовалось как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) [4].

В социологической энциклопедии уточняется, что коммуникативные навыки - это «.ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида, способности эффективно взаимодействовать с окружающими, благодаря пониманию себя и других, при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды» [31, с. 67]

По мнению В.В. Косова и Я.В. Макарчук под коммуникативным навыком понимается навык использования языковых и не языковых средств (мимика, жесты, изображение, пантомимика, положение партнеров относительно друг друга) обмена сообщениями [8, с. 33]. Т.В. Машарова и Э.С. Радачинская считают, что под коммуникативным навыком следует понимать умение эффективно обмениваться сообщениями с учётом индивидуальных особенностей восприятия, уровня образования, культурных и психологических особенностей участников коммуникации [11, с. 25].

Интересной является позиция Т.А. Антопольской, О.Ю. Байбаковой, С.С. Журавлевой, которые утверждают, что коммуникационный навык реализуются в первую очередь в способности диагностировать ситуацию, в результате чего субъект коммуникации формируют наиболее эффективные способы решения поставленных задач [2, с. 36]. По мнению М.Д. Горячева, А.А. Попова, Е.А. Ширяевой, Т.А. Яндукова под коммуникативным навыком следует понимать взаимодействие, в результате которого реализуются контакт одного субъекта коммуникации с другим [67, с. 66]. По мнению Г.М. Андреевой, Я. Яноушека под коммуникативным навыком следует понимать процесс взаимоотношений личности, который отражает друг друга, и является воздействующим друг на друга [1, с. 105].

А.Н. Белышева, Ю.А. Глабова Ю.А. под коммуникативным навыком понимает способность вступать во взаимодействие в результате формирования обмена информационными ресурсами с использованием средств коммуникаций для наиболее эффективных взаимодействий между субъектами [3, с. 7].

С.В. Воробьева понимает под коммуникативным навыком способность взаимодействовать, используя различные способы обмена информацией с целью формирования взаимоотношения, которое эффективно отражается на совместной деятельности [5, с. 304].

Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин рассматривают сущность понятия «коммуникативный навык» через совокупность использования определённых средств формирования коммуникационных связей [14, с. 108]. При этом автор приводит три основных элемента коммуникативного навыка с точки зрения набора средств. Совокупность использования определённых средств формирования коммуникационных связей включает три основных элемента, а именно экспрессивно – мимические средства формирования коммуникационных связей, предметно – действенные средства формирования коммуникационных связей и речевые средства формирования коммуникационных связей. Необходимо отметить, что данные элементы используются у младших школьников начальной школы в совокупности при формировании коммуникационных навыков.

Интересной является позиция Л.Д. Столяренков, который при определении сущности понятия «коммуникативный навык» использует разновидность их преобразования в результате онтогенеза. По мнению Л.Д. Столяренко и В.Е. Столяренко при формирова-нии коммуникационных связей между детьми и взрослыми могут быть использованы четыре основных вида общения. Для данных видов общения характерны динамичные элементы, которые находится в постоянном развитии результате влияния индивидуальных особенностей, то есть в процессе онтогенеза [15, с. 156].

Автор считает, что формирование коммуникативных связей «ребенок-взрослый» реализуется по таким направлениям как ситуативно-личностная связь, ситуативно – деловая связь, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.

Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников приводят признаки понятий «коммуникативный навык» и «навык общения [7]. В качестве отличительных признаков понятий «коммуникативный навык» и «навык общения» используются масштаб смысла понятия, объект передачи в понятии и сущность понятия. Навык общения включает лишь коммуникацию.

Р.Г. Чуракова и А.М. Соломатин коммуникативный навык рассматривает как структурный элемент процесса общения и выделяют определенные элементы навыка. Коммуникативный навык включает такую совокупность структурированных элементов как предмет общения, необходимость в общении, коммуникативный мотив, действия общения, задачи общения, средства общения и продукт общения [17, с. 35].

Часть авторов уточняет, что для того «чтобы достичь результативного контакта с окружающими указывает на необходимость присутствия у личности определенной психологической культуры» [11, с. 33]. Часть авторов рассматривают коммуникационный навык как совокупность способностей, доведенных до автоматизма.

Коммуникационный навык проявляется в совокупности внутренней и внешней среды процесса, а также среды взаимодействия в процессе. Таким образом, проанализировав сущность понятия «коммуникативный навык», которое формулируется авторами, мы пришли к выводу, что однозначной позиции по данному аспект не существует. Необходимо отметить, что авторы практически не рассматривают психологическую составляющую навыка общения.

В структуре коммуникативных навыков выделяют несколько компонентов (рисунок 1.2):


Рисунок 1.2 – Компоненты структуры коммуникативных навыков

Автор и исследователь Зайцева К.П. рассматривает это понятие с нескольких позиций [13]:

– общение как взаимодействие (коммуникативные акты, направленные на определение позиции собеседника и его способности принять ее для реализации поставленной задачи);

– коммуникация как сотрудничество (поиск общего мнения для достижения эффективности и наилучших результатов в работе);

– коммуникативные речевые акты (функционируют как средство передачи информации окружающим).

На рисунке 1.3 представлены основные виды коммуникативных навыков (рисунок 1.3):


Рисунок 1.3 – Виды коммуникативных навыков

Таким образом, можно сделать следующие выводы: процесс коммуникации – это взаимодействия в процессе двухстороннего обмена какой-либо информации, которая ведет к взаимопониманию. Согласно определению, представленного в толковом словаре С.И. Ожегова «коммуникация – это сообщение или общение [28, с. 127].

Процесс коммуникации осуществляется с помощью различных средств общения, например, жесты, речь, мимика, проявление эмоций – это все инструменты общения. Также процесс коммуникации можно рассматривать, как особенности взаимодействия двух или более лиц, направленные на решение каких-либо вопросов. Коммуникативные навыки – это умение эффективно общаться с другими людьми, правильно понимая и передавая информацию.

На наш взгляд, коммуникационный навык как аспект проявления психологической культуры индивида, по нашему мнению должен включать механику взаимодействия трех компонентов: оценочный компонент, эмоциональный компонент и альтернативный компонент.



Глава 2 Экспериментальное исследование развития коммуникативных навыков у младших школьников

2.1 Организация исследования. Первичная диагностика

Экспериментальная работа, направленная на развитие коммуникативных навыков у младшего школьника посредством внеклассной работы в общеобразовательной школе, проводилось нами поэтапно:

1. Констатирующий этап (сентябрь – октябрь 2023): проведение диагностических методик, обработка результатов.

2. Формирующий этап (январь - марта 2024): разработка и апробация экспериментальной программы по развитию коммуникативных навыков у младших школьников посредством внеклассной работы.

3. Контрольный этап (апрель - май 2024): проведение повторной диагностики, систематизация и обобщение результатов эксперимента, оформление выводов и заключения, техническое завершение работы.

После анализа научной литературы по проблеме исследования и определения научного аппарата мы приступили к констатирующему этапу исследования.

Цель констатирующего этапа: выявить уровень развития коммуникативных навыков у младших школьников.

Задачи констатирующего этапа:

1. Подбор и проведение диагностических методик.

2. Определение уровня коммуникативных навыков у младшего школьника.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ Гимназия № 25 г. Иркутска. В исследовании приняли участие младшие школьники, обучающиеся в 3-ых классах в количестве 62 человека. В экспериментальной группе участвовали учащиеся 3А класса в количестве 33 человек, в контрольной группе учащиеся 3Б класс в количестве 29 человек.

Для выявления уровня коммуникативных навыков у младших школьников нами были выбраны диагностические методики в соответствии с основными критериями и показателями развития коммуникативных навыков у младших школьников (таблица 2.1.).

Для выявления уровня межличностных и межгрупповых отношений у младших школьников была использована методика «Социометрия» Дж.

Морено (приложение 1), полученные результаты представлены на рисунке 2.1


Рис.2.1. Уровень межличностных и межгрупповых отношений у младших школьников экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе методика «Социометрия» Дж. Морено

Высокий уровень отношений выявлен у 38 % (12 учащихся) учащихся экспериментальной группы и 38% в контрольной группе (11 учащихся). Для младших школьников с высоким уровнем общительности свойственно любознательность, разговорчивость, они умеют отстаивать свою точку зрения, охотно знакомятся, любят быть в центре внимания.

Средний уровень был выявлен у 47% (16 учащихся) экспериментальной группы и 55% (16 учащихся) контрольной группы. Для младших школьников со средним уровнем общительности характерно: они говорливы, обидчивы, вспыльчивы, всегда в курсе всех дел, любят принимать участия во всех дискуссиях. Такие подростки охотно берутся за любое дела, хотя и не всегда могут выполнить его до конца.

Низкий уровень был выявлен у 15% (5 учащихся) экспериментальной группы, 7% (2 учащихся) контрольной группы. Для младших школьников с низким уровнем межличностных отношений свойственно замкнутость, неразговорчивость, такие дети предпочитают одиночество, у них, как правило, мало друзей. Эти учащиеся часто не довольны собой, на них не могу положиться в деле, они с трудом заводят новые знакомства, для них проблематично найти работу.

Таким образом, можно отметить, что более чем у 50% младших школьников уровень общительности является средним и низким.

Для выявления умений делиться и договариваться была применена методика «Рукавички» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной (приложение 2), результаты которого показаны на рисунке 2.2


Рис 2.2. Уровень умений делиться и договариваться у младших школьников методике экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе методика «Рукавички» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.

Число младших школьников, имеющий высокий уровень делиться и договариваться в экспериментальной группе имеют 42% (14 учащихся) и 52% (15 учащихся) в контрольной группе. Для этих учащихся характерным является, активное обсуждение проблем; они быстро приходят к согласию; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместные действия; следят за реализацией принятого замысла.

Средний уровень умений делиться и договариваться наблюдается в экспериментальной группе у 53 % (17 учащихся) и в контрольной группе у 38 % (12 учащихся). У школьников имеются, совпадалия, но имеются также и заметные отличия.

Низкий уровень умений делиться и договариваться в экспериментальной группе у 5% (2 учащихся) и в контрольной у 10 % (3 учащихся). Школьники сложно договариваться и редко приходят к общему мнению, настаивают на своем.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большая часть детей интеллектуально развиты и умеют договариваться для достижения общей цели.

Для выявления уровня проявления коммуникативных качеств была использована методика «Диагностика развития общения со сверстниками» И.А. Орлова, В.М. Холмогорова (приложение 3), результаты которого показаны рисунке 2.3


Рис 2.3.Уровень проявления коммуникативных качеств у младших школьников методика Диагностика развития общения со сверстниками. И.А. Орлова, В.М. Холмогорова в экспериментальной и контрольной группе на констатирующем этапе.

Высокий уровень проявления коммуникативных качеств выявлен у 31 % (10 учащихся) учащихся экспериментальной и 31% (9 учащихся) контрольной групп.

Средний уровень коммуникативных качеств был выявлен у 43 % (14 учащихся) экспериментальной группы и 49 % (14 учащихся) контрольной.

Низкий уровень проявления коммуникативных качеств выявлен 26 % (9 учащихся) в экспериментальной группе и 20% (6 учащихся) в контрольной группе.

Полученные результаты исследования позволяют нам сделать вывод о недостаточном развитии и необходимости организации работы по развитию коммуникативных навыков у младших школьников по средством внеклассной работы. В связи с этим был организован формирующий этап экспериментальной работы.

Заключение (выдержка)

Одной из актуальных проблем является развитие коммуникативных навыков у младших школьников и поэтому наша работа направлена на совершенствование данного процесса.

Развитие коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте является чрезвычайно актуальной задачей. От степени развития этих навыков зависит не только успешность или не успешность обучения детей, но и процесс их социальной адаптации и общее развитие личности.

Проведенный теоретический анализ научной и методической литературы позволил сделать следующие выводы: Вопросы развития коммуникации и уровня коммуникативной компетентности уже длительное время являются важными и актуальными в работах многих исследователей психологии и педагогики.

Процесс коммуникации – это взаимодействия в процессе двухстороннего обмена какой-либо информаций, которая ведет к взаимопониманию. Согласно определению, представленного в толковом словаре С.И. Ожегова «коммуникация – это сообщение или общение. Данный процесс осуществляется с помощью различных средств общения, например, жесты, речь, мимика, проявление эмоций – это все инструменты общения.

Также процесс коммуникации можно рассматривать, как особенности взаимодействия двух или более лиц, направленные на решение каких-либо вопросов. «Коммуникативные навыки» – это автоматизированные коммуникативные компоненты речевой деятельности, процесс формирования которых осуществляется в процессе взаимодействия с взрослыми (родителями, педагогами и др.). Особенности формирования навыков в течение межличностного общения – это трудоемкий процесс, который характеризуется поэтапным обрабатыванием определенных действий.

Процесс формирования коммуникативных навыков у младших школьников реализуется в различных видах и сферах деятельности, наиболее часто процесс затрагивает следующие сферы: учебная деятельность (процесс взаимодействия с учителем и одноклассниками); внеклассная деятельность; взаимодействия со сверстниками в процессе игровой деятельности; взаимодействие с родителями.

Низкий уровень коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста, как правило, ведет к появлению всевозможных трудностей и проблем в процессе учебно-познавательной и социокультурной деятельности. Такие дети, часто не готовы отвечать на уроках, даже если и знаю учебный материал, в игровой деятельности занимают второстепенные роли.

Средний уровень коммуникативных навыков позволяет младших школьникам применять коммуникативные средства для выстраивания взаимоотношений в классе со сверстниками, учителями и родителями, но при этом данных средств недостаточно для организации полного взаимопонимания с окружающими.

Цель нашего исследования было выявить и теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности внеклассной работы как развитие коммуникативных навыков у младших школьников.

На конструктирующем этапе были проведены диагностические методики и обработка результатов по развитию коммуникативных навыков у младших школьников. Полученные результаты исследования позволяют нам сделать вывод о недостаточном развитии и необходимости организации работы по развитию коммуникативных навыков у младших школьников по средством внеклассной работы.

На формирующем этапе исследования нами была разработана и апробирована экспериментальная программа по развитию коммуникативных навыков у младших школьников посредством внеклассной работы.

Для проверки результатов реализации программы был организован контрольный этап исследования, он направлен на определения динамики развития уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников.

По результатам диагностики на контрольном этапе исследования степень сформированости коммуникативных навыков у младших школьников повысился.

Полученные данные показали положительную динамику, а именно выросли показатели сформированности коммуникативных навыков, в сравнении с тем, что было.

Данные результаты позволили подтвердить гипотезу исследования и разработку программы, а также эффективность разработанных методик.

Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза работы подтверждена.

Литература

Аверин В.А. Психология детей и подростков. М.: Центр, 1999. 379 с.

2. Адамьянц Т. З. Социальная коммуникация. М.: ИС РАН. 2005.158 с.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 2006. 415 с.

4. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков: учеб, пособие. М.: Медицина, 2013. 335 с.

5. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных навыков младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 2. С. 74- 78.

+ еще 55 источников

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 101
Год: 2024
3500 p.
Не подошла эта работа?
Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.

Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X