8(8412)74-58-38
(с 10-00 до 20-00 МСК)
Зачётик.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Психология

Девиантное поведение младших школьников - Дипломная работа

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста 10

1.1 Понятие и сущность девиантного поведения в психолого-педагогической литературе 10

1.2 Особенности девиантного поведения в младшем школьном возрасте 23

1.3 Формы и методы профилактики девиантного поведения младших школьников 36

Выводы по главе 1 50

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения в младшем школьном возрасте 52

2.1. Диагностика склонности к девиантному поведению детей младшего школьного возраста 52

2.2. Работа по профилактике девиантного поведения младших школьников методом сказкотерапии 66

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 82

Выводы по главе 2 90

Заключение 93

Список литературы 97

Приложение 105

Введение (выдержка)

Актуальность. В настоящее время наблюдается стабильный рост численности несовершеннолетних с девиантным поведением, сегодня проблема профилактики и коррекции социальной девиации у детей актуальна уже не только в отношении юношеского и подросткового возрастного периодов, это становится проблемой и для начальной школы, и даже для учреждений дошкольного образования. Относительно младшего школьного возраста проблема профилактики девиаций приобретает еще большую актуальность в связи с недостаточным количеством исследований этого вопроса как в теоретическом, так и в прикладном отношении. М.А. Ковальчук, на наш взгляд, справедливо утверждает, что изучение девиантного поведения особенно актуально в младшем школьном возрасте, поскольку именно в этот возрастной период активно формируются личностные черты и качества, начинают складываться определенные установки, которые в дальнейшем обусловливают поведение ребенка в подростковом и юношеском возрасте. В младшем школьном девиации в поведении еще не являются устойчивыми, характеризуются вариативностью п, в значительной степени, обратимостью. В этой связи решение проблемы профилактики девиантного поведения младших школьников, на наш взгляд, сегодня остро востребовано современным российским обществом.

Вопросы девиантного поведения его сущности, опасности и способов проявления, видов и форм широко освещаются в научной литературе.

Проблема предупреждения и преодоления отклонений в поведении детей привлекала внимание классиков педагогики Ф.А. Дистервега, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и других.

В современной психологической и педагогической литературе проблемой девиантного поведения занимались С.А. Беличева, Я.И. Гилинский, Е.В. Змановская, В.Т. Кондрашенко и других [6,3,68,22].

Исследования направлены на изучение трудновоспитуемости младших школьников Н.И. Озерецкого и И.Ф. Шиляевой [61,70].

Проблема сущности и особенности девиантного поведения детей рассматривалась в исследованиях Я.И. Гилинского, Е.В. Змановской, Л.В. Зубова, Ю.А. Клейберга, В.Т. Кондрашенко [3,69,35,44,23].

Изучением особенностей профилактики девиантного поведения представлены в трудах С.А. Беличевой, Г.О. Галич, Л.В. Зиновьевой [8,18,34].

Анализируя работу И.А. Алексеевой, можно сказать, что "профилактика" в широком смысле - это "комплекс профилактических мер, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка" [2].

В последние десятилетия вопрос девиантного поведения детей и её профилактика становится важной и актуальной.

М.В. Жукова рассматривает терминологическое поле проблемы профилактики девиантного поведения с современных позиций.

И.В. Леонова выделяла причины и особенности отклоняющегося поведения [52].

Г.О. Галич, Е.А. Карпушкиной, Л.М. Корчагиной, Н.Л. Морозовой, Н.В. Тупаревой детально проанализированы вопросы профилактики девиантного поведения детей и подростков, выявлены ее задачи и принципы, разработаны программы, формы и способы экспресс- диагностики [18].

Вопросы сущности и особенности диагностики девиантного поведения рассматривались в научных работах Э.В. Леуса, В.Г. Степанова [53,71].

На практике проблема предотвращения девиантного поведения младших школьников не менее актуальна, о чем свидетельствует потребность современных школ в специалистах, проводящих с детьми специальную работу по предупреждению асоциального, незаконного поведения, то есть в социальных педагогах. В школах проводится просветительская работа с учениками, тематика которой направлена на воспитание ценностного отношения к обществу, окружающему миру, на предупреждение противоправных действий, формирование правовой культуры. Все это происходит, начиная с младших классов, когда дети более восприимчивы к словам, стараются быть хорошими и справедливыми, когда формируются их личностные качества и формы поведения.

Однако следует отметить, что большинство теоретических исследований посвящены девиантному поведению подростков и очень мало – профилактике отклоняющегося поведения в младшем школьном возрасте, что говорит об актуальности и потребности в научных разработках в данном направлении.

Как отмечает Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева сказкотерапия может быть одним из средств профилактики девиантного поведения и является инструментом передачи опыта "из уст в уста"; это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума.

Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (детям) необходимых моральных норм и правил, и эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Сказка - древнейший способ социализации и передачи опыта [32].

Актуальность проблемы исследования позволило выявить противоречия, на уровне общества, с одной стороны, и ее недостаточная разработанность в теории и реализация на практике, с другой, что и определило тему нашего исследования: «Педагогические условия профилактики девиантного поведения младших школьников посредством сказкотерапии».

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время имеют место противоречия между:

— наличием объективных данных об увеличении частотности проявлений девиантности у детей в условиях современного российского общества и отсутствием научно обоснованных педагогических форм и методов профилактики девиантного поведения в младшем школьном возрасте;

— социальной потребностью в организации профилактики девиантного поведения на ранних стадиях его возникновения и недостаточной разработанностью ее теоретических и практических основ относительно детей младшего школьного возраста.

Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в поиске эффективных форм и методов профилактики девиантного поведения у младших школьников.

Выявленное противоречие и обозначенная проблема определили тему ВКР: «Девиантное поведение в младшем школьном возрасте».

Объект исследования: девиантное поведение детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: сказка терапия как средство профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность форм и методов профилактики девиантного поведения младших школьников.

Гипотеза исследования: Полагаем, что профилактика девиантного поведения младших школьников будет успешной, если: использовать сказкотераппю как рассказывание, сочинение, анализ, рисование, постановка, обыгрывание сказки, так как чтение и анализ сказок с детьми способствовует формированию нравственных ценностей, положительной эмоциональной направленности, поведенческих реакций, предупреждению и коррекции агрессивности, формированию умения контролировать негативные эмоции и их проявления.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

- анализ научной и методологической литературы по проблеме исследования и уточнение понятий: «педагогические условия», «профилактика девиантного поведения» младших школьников, «сказкотерапия»;

- определить особенности и возможности сказкотерапии для профилактики девиантного поведения младших школьников;

- разработать и апробировать программу по профилактике девиантного поведения младших школьников посредством сказкотерапии и выявить её эффективность;

- определить педагогические условия, способствующие профилактике девиантного поведения младших школьников посредством сказкотерапии.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- научные положения о возрастных и психологических особенностях младших школьников (Л.И. Божович, Т.В. Драгунов, А.Н. Леонтьев, З. Фрейд, Д.Б. Эльконин и др.);

- научные исследования по проблемам социализации личности (Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.В. Мудрик и др.); - научные труды по проблеме преодоления и профилактики девиантного поведения (С.А. Беличеваи, Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, И.С.Кон, А.Е. Личко, Е.В. Змановская и др.);

- научные идеи о сущности и специфике сказкотерапии (С.П. Ерыкалова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Г.М. Репницын и др.).

Методы исследования: теоретические (анализ психологической, педагогической и методической литературы, систематизация, обобщение, анализ собранных данных); эмпирические (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; наблюдение, тестирование, беседа, опрос); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования): графические методы отображения результатов исследования.

Организация исследования: исследование проводилось на базе МАОУ Усовская СОШ. села. Усово Сладковского района Тюменской области с включением 18 учащихся второго класса

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три основных этапа

На первом этапе (июнь - октябрь 2023 г.) изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература по данной теме, был определён понятийный аппарат, поставлены цель, задачи, обозначены объект, предмет. выдвинуто гипотетическое предположение, осуществлено планирование экспериментального исследования.

Второй этап (ноябрь 2023 г. - январь 2024 г.) - собственно экспериментальный включал подбор диагностических методик, проведение констатирующей диагностики, формирующего этапа эксперимента и контрольной диагностики младших школьников с целью проверки гипотезы.

Третий этап (февраль - май 2024 г.) обрабатывались результаты исследования, осуществлялась систематизация и обобщение результатов исследования, оформление результатов исследования и выпускной квалификационной работы.

Научная новизна заключается в том, что уточнены, обобщены, конкретизированы научные представления о профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста, выявлены и экспериментально проверены возможности метода и форм сказкотерапии в профилактической работе с младшими школьниками по предупреждению девиантного поведения.

Практическая значимость исследования: материалы исследования, подобранная и систематизированная нами «сказкотека» для работы с конкретными поведенческими отклонениями детей младшего школьного возраста, а также разработанные занятия по профилактике девиантных отклонений детей младшего школьного возраста могут быть использованы в практической деятельности специалистов начального образования (педагогов п психологов школ, учреждений дополнительного образования, социально- реабилитационных центров и т.п.) для профилактической и воспитательной работы с младшими школьниками.

На защиту выносятся следующие положения:

- девиантное поведение - устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией (нарушение процесса социализации личности);

- профилактика девиантного поведения – это система общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико- санитарном, педагогическом, социально-психологическом;

- педагогические условия – это «один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие».

Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа иллюстрирована диаграммами, схемами, рисунками (5 таблиц, 24 рисунка). Общий объем работы составляет 77 страниц (без включения приложений).

Основная часть (выдержка)

Глава 1. Теоретические основы профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста

1.1 Понятие и сущность девиантного поведения в психолого-педагогической литературе

В настоящее время проблемы, которые связаны с психическим и психологическим здоровьем ребенка младшего школьного возраста, являются актуальными в практической деятельности педагогов и психологов дошкольного образовательного учреждения.

Проблема девиантного поведения школьников младшего возраста является актуальной и в наши дни, несмотря на всё обилие разнообразных педагогических и психологических методик и приемов.

Несмотря на то, что понятие «девиация» чаще используется для оценки поведения подростков и взрослых, у детей младшего школьного возраста довольно часто встречаются нарушения поведения и эмоциональные расстройства. Исследования многих отечественных педагогов (Овчарова Р.В., Галагузова М. А., Беличева С. А., Олиференко Л. Я., рассматривающих девиантное поведение как одно из проявлений социальной дезадаптации, доказывают, что воспитанники дошкольного образовательного учреждения в большей степени нуждаются в социально-педагогической поддержке и профилактике девиантного поведения. Девиантное поведение (также отклоняющееся поведение) (лат. Deviatio — отклонение) — это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. [1, стр. 12].

Термин «девиантное (от лат. deviatio - отклонение) поведение» используется представителями различных дисциплин в нескольких основных значениях, достаточно сильно отличающихся друг от друга. «В настоящее время для изучения проблем девиантного поведения используются знания, накопленные в таких научных областях как клиническая психология, нейропсихология, возрастная и семейная психология, юридическая психология, социальная психология и психология личности, психиатрия, педагогика, социология» [16]. Это обстоятельство является объективным обоснованием многочисленности научных концепций девиантного поведения - «от биогенетических до культурно-исторических» [16], и, соответственно, различия подходов к определению сущности данного понятия.

Кроме того, в научной литературе часто понятие «девиантное поведение» трактуется как тождественное «патологическому», «аморальному» «асоциальному», «антидисциплинарному», «делинквентному», «незаконному», «противоправному» «преступному» и т.д. поведению. В этой связи, как справедливо отмечает Г.Г. Зайдуллина, «понятие «девиантное поведение» то непомерно расширяется, охватывая все формы нарушений поведения у здоровых и психически больных людей, то суживается до социально-психологического, характеризующего расстройства поведения только у здоровых лиц» [6].

Г.О. Галич, Е.А. Карпушкина, Н.Л. Морозова в основе поведения выделяют деятельность социально обусловленную, опосредствованную языком и другими знаковосмысловыми системами, типичной формой проявления которой является труд, а атрибутом – общение [19]. Таким образом можно отметить, что поведение является отражением биологических и социальных факторов в развитии личности, которые необходимо учитывать в формировании подрастающего поколения и по возможности предупреждать или корректировать.

Поведение человека может являться социально одобряемым и неодобряемым, это зависит от соблюдения его принятым в обществе норм поведения. Следовательно, поведение всегда связно с нормой, которая предполагает критерий, границу оценивания поведения, поступка. В обществе в качестве естественного регулятора общественных и межличностных отношений выступает социальная норма.

Как отмечает Я.И. Гилинский, социальная норма определяет «исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций» [19].

Наличие нормы предполагает существование отклонения от нее, у которого бывает различная степень проявления – значительная или незначительная.

И.В. Дубровина предлагает социальное поведение делить на нормальное и девиантное, при этом отклонение от нормы может иметь негативный и позитивный характер: - позитивные проявления служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения (это – социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое); - негативные проявления – дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы (это социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид) [28].

По мнению М.А. Галагузовой, норма и отклонение позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка [58].

Как считает И. Кон, девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья или права, культуры, морали [46].

Я.И. Гилинский под девиацией понимает: - в узком смысле – поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам; - в широком смысле – социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам [3].

В научных исследованиях (социальной педагогики), С.А. Беличевой, М.А. Галагузовой, Е.В. Змановской были рассмотрены сущность и особенности девиантного поведения как: – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией; – нарушение процесса социализации детей; поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам; – взаимодействие ребенка с социумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам [6,58,69].

Анализ понятия «девиантное поведение» имеет ряд характеристик:

а) по существу – это действия (поступки) человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам;

б) по качеству – имеет разрушительный характер для личности (нарушение процесса социализации, дезадаптация) и общества (нарушение социальных норм); в) по выражению – проявляется в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

Как считает Ю.А. Клейберг, девиантное поведение, являясь специфическим способом изменения социальных норм и ожиданий, посредством демонстрации ценностного отношения к ним может выступать средством достижения значимой цели, способом психологической разрядки или удовлетворения блокированной потребности, способом переключения деятельности, как самоцель в самореализации и самоутверждении. Выделяет три основные группы поведенческих девиаций: - негативные (например, употребление наркотиков); - позитивные (например, социальное творчество), социальнонейтральные (например, попрошайничество).

Ю.А. Клейберг все поведенческие девиации делят на нестандартное поведение и деструктивное. Нестандартное поведение может иметь новое мышление и идеи, а также действия, выходящие за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретных исторических условиях, но играющую позитивную роль в прогрессивном развитии общества. К такой форме поведения относят деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо сфере знания.

Деструктивное поведение авторы классифицируют в зависимости от целей: если цели направлены на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных) – это поведение внешнедеструктивное, а если на дезинтеграцию самой личности, ее регресс – это внутридеструктивное поведение.

Внешнедеструктивное поведение делится на аддиктивное (предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций) и антисоциальное (заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного поведения). В группе внутридеструктивного поведения выделяют:

– суицидальное (характеризуется повышенным риском самоубийства);

– конформистское (поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты);

– нарциссическое (управляется чувством собственное грандиозности);

– фанатическое (проявляется в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам);

– аутическое (непосредственная отгороженность от людей и окружающей действительности, погруженность в мир собственных фантазий) поведение.

Все вышеперечисленные формы деструктивного поведения отвечают основным критериям девиантности, в качестве которых выделяют:

а) ухудшение качества жизни;

б) снижение критичности к своему поведению;

в) когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего);

г) снижение самооценки;

д) эмоциональные нарушения.

Все это приводит к дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции [81].

Анализ психолого-педагогический литературы по теме исследования позволил сделать вывод, что девиантное поведение, у младших школьников имеет «легкие» формы: - антисоциальное поведение – насилие по отношению к младшим детям или сверстниками, жестокое обращение с животными, порча имущества, хулиганство, мелкое воровство, поджоги; - асоциальное поведение – ложь, злословие, попрошайничество, агрессивное поведение, школьные прогулы, побеги из дома, бродяжничество, вымогательство [41].

По утверждению И.В. Леоновой в младшем школьном возрасте следует различать патологические (связанные с нарушениями психики) и непатологические (необусловленные нарушениями психики) отклонения которые связаны с особенностями среды и выражаются в реакции отказа от контактов, оппозиции (грубого поведения, ухода из дома, суиуцидального поведения, отказа от еды). В младшем школьном возрасте причиной непаталогической девиации является социиально-педагогическая запущенность ребенка его недостаточная рефлексивность, которая влечет за собой отсутствие готовности к соблюдению социально одобряемых норм, взаимоотношениям, позитивным коммуникациям [52].

С рождения и до поступления в школу решающее значение в формировании личности ребенка играли родители, являясь референтным лицом. Семейная микросреда, отношения между родителями, тип воспитания оказали влияние на формирование поведения ребенка, формы его девиантного поведения. В начальной школе дети в качестве референтного лица выбирают педагогов, которым очень важно воспользоваться возможностью коррекции поведения младших школьников.



Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения в младшем школьном возрасте

2.1. Диагностика склонности к девиантному поведению детей младшего школьного возраста

Экспериментальное исследование проводилось на базе МАОУ Усовская СОШ. села. Усово Сладковского района Тюменской области. В эксперименте приняло участие 18 учащихся второго класса.

Целью констатирующего этапа являлось выявление наличия, либо отсутствия склонности к девиантному поведению детей младшего школьного возраста. Для выполнения данной цели необходимо было подобрать адекватный диагностический инструментарий, определить критерии и показатели проявлений склонности к девиантному поведению детей младшего школьного возраста.

Изучив и проанализировав современные психо лого-педагогические диагностические методики, мы пришли к выводу, что не существует в научной литературе единых разработанных и общепринятых критериев и единого методического подхода к определению показателей склонности к девиантному поведению для детей младшего школьного возраста. Объективно это объясняется множественностью и разнообразием возможных проявлений отклоняющегося поведения, которые были рассмотрены в теоретической части настоящего исследования.

В этой связи мы решили, опираясь на принятое нами понимание девиантного поведения как системы поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля над собственным поведением, и на классификацию проявлений отклоняющегося поведения младших школьников П.П. Подласого (см. табл.1.), принять в качестве диагностируемых показателей склонности к девиантному поведению детей младшего школьного возраста следующие:

1. Соблюдение норм и правил поведения, дисциплинированность

2. Склонность к агрессии, насилию, враждебности, цинизму.

3. Отношение к нравственным нормам

Для диагностики данных показателей были подобраны диагностические авторские методики, каждая из которых определяет свои показатели, критерии и уровни сформированное™. Для систематизации и анализа полученных данных по всем трем методикам мы обобщенно определили три уровня несклонности к девиантному поведению детей младшего школьного возраста:

Первый (высокий) уровень предполагает высокую степень сформированности поведенческих проявлений, принятых в школьном и классном коллективе (соблюдение норм и правил поведения, дисциплинированность), нравственное развитие и низкую степень сформированности и проявалений склонности к агрессии, насилию, враждебности, самоповреждаюшему и саморазрушающему поведению. То есть по усредненным суммарным показателям всех диагностических методик.

Второй (средний) уровень соответствует среднему уровню по усредненным суммарным показателям всех диагностических методик. И, соответственно, третий (низкий) уровень - низкому уровню по усредненным суммарным показателям всех диагностических методик.

Полное содержание диагностических методик, процедуры диагностики, ключи к оценке и интерпретации полученных данных приведены в приложениях. Здесь кратко приведем их описание, цели и назначение.

Методика 1. Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника О.Г. Проскуровской (Приложение 1)

Цель: выявление внешних проявлений девиантного поведения младшего школьника (отклонений в соблюдении норм и правил поведения, дисциплинированность).

Процедура диагностики: Диагност наблюдает за поведением во время уроков, поведением во внеурочное время, во время посещения столовой, поведением во время посещения, выставок, экскурсий, поведением во время перемены, во время игр и самостоятельно заполняет карту наблюдения за младшим школьником. Карта заполняется индивидуально на каждого младшего школьника. Фрагмент карты наблюдений приведен ниже (рис. 5).

Обработка результатов.

Низкий уровень: предполагает оценку «1» Признаками девиантного поведения являются такие проявления в поведении младшего школьника: ходит во время уроков, встаёт с места; не выполняет учебные задания во время уроков; отвлекается, поворачивается, разговаривает; недисциплинирован; раздражителен; пассивен в деятельности; прогуливает уроки без уважительной причины; резкая смена настроения; агрессивен; нарушает нормы и правила поведения в учреждении на перемене и после уроков; провоцирует конфликты; вспыльчив; является неформальным отрицательным лидером; не выполняет общественные поручения; агрессивно ведёт себя по отношению к одноклассникам, (толкается, плюётся, пинается, огрызается); не соблюдает правил поведения в столовой; проявляет неадекватные реакции (кидается едой, переворачивает стулья, кричит); стремится привлечь к себе внимание; пассивен; зависим от других; неустойчивость поведения; грубит; неадекватно реагирует на замечания учителя; проявляет негативные реакции в отношении увиденного; громко смеётся, разговаривает, кричит; проявляет протестные реакции; поддаётся влиянию; является асоциальным лидером; без причины может накинуться, ударить сверстника; придумывает пли участвует в агрессивных играх. Можно говорить о высоком уровне проявлений девиантного поведения младшего школьника.

Средний уровень: предполагает оценку «2» Признаками девиантного поведения являются такие проявления в поведении младшего школьника: иногда проявляет недисциплинированность; частично учебные задания во время уроков; не всегда отвечает на устные вопросы, реагирует агрессивно; иногда проявляет раздражительность; иногда пли редко пропускает занятия без уважительной причины; редко отмечается резкая смена настроения; иногда не контролирует себя, редко вспыльчив; может иногда нарушать нормы поведения; иногда является неформальным отрицательным лидером; редко принимает участие в жизни класса; иногда агрессивно ведёт себя по отношению к одноклассникам, взрослым (толкается, плюётся, пинается, огрызается); не часто, но нарушает правила поведения в столовой; иногда привлекает к себе внимание асоциальным поведением; может проявлять раздражительность, в некоторых моментах проявляет неустойчивость в поведении; может неадекватно отреагировать на замечания взрослого, одноклассника; иногда проявляет протестные реакции; не часто проявляет негативные реакции в отношении увиденного; иногда привлекает к себе внимание асоциальным поведением; может быть асоциальным лидером; редко придумывает пли участвует в агрессивных играх. Отмечается средний уровень девиантного поведения.

Высокий уровень: предполагает оценку «3». Признаками поведения являются такие проявления в поведении младшего школьника: дисциплинирован; активно участвует в процессе урока; доброжелателен; чётко выполняет инструкции; всегда присутствует на занятиях; усидчив; является лидером; умеет себя контролировать; общается со всеми одноклассниками; соблюдает нормы поведения; независим от других; может организовать группы по интересам; является лидером; умеет критически мыслить, принимать адекватные решения; неконфликтен; участвует в общественной жизни класса; охотно выполняет общественные поручения; аккуратен; сдержан; соблюдает правила поведения в столовой; активно участвует в процессе знакомства с новым; интересуется увиденным; соблюдает правила посещения общественных мест (театров, выставок, экскурсий); умеет логически мыслить, принимать адекватные решения; самодпсцпплинорован; соблюдает правила игр; может организовать группы по интересам; является лидером. Поведение младшего школьника в М(норме).

Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника О.Г. Проскуровской на констатирующем этапе позволила выявить следующие проявления отклоняющегося поведения младших школьников: склонность к преодолению норм и правил во время перемен, в столовой, во время перемены, во время игр выявлена у 40% испытуемых. Гораздо ниже данный показатель поведения во время уроков (4%), поведение во внеурочное время, во время посещения театров, выставок, экскурсий - 36%. Склонность к проявлению агрессии и насилия зафиксировано у 44% испытуемых. По результатам диагностики выявлено, что на первом месте по количественным показателям оказался низкий уровень поведения младших школьников, 30% продемонстрировали средний уровень и 30% - высокий уровень поведения.

Наглядно результаты констатирующей диагностики по методике наблюдения за девиантным поведением младшего школьника О.Г. Проскуровской на констатирующем этапе представлены диаграммой (рис. 6).

Заключение (выдержка)

В результате проведенного анализа подходов к понятию, сущности девиантного поведения в психолого-педагогической литературе, мы приняли определение понятия «девиантное поведение», предложенное Р.В. Овчаровой. Вслед за ней под отклонениями в поведении ребенка, мы будем понимать «такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность), но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом».

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить особенности проявлений девиантного поведения у детей в младшем школьном возрасте. Мы выявили, что девиантное поведение младших школьников существенно отличается от девиантного поведения взрослых и обусловлено различными факторами, в том числе возрастными особенностями.

Рассмотрев формы и методы профилактики девиантного поведения младших школьников, мы в качестве основного метода для нашей экспериментальной работы мы выбрали метод сказкотерапип и теоретически обосновали его потенциал для профилактики девиантного поведения младших школьников. Проведенный теоретический анализ позволил сформулировать гипотезу исследования. Мы предположили, что профилактика девиантного поведения младших школьников будет эффективной, если:

1) будут учитываться возрастные и психологические особенности данного возраста;

2) она будет осуществляться как организованный процесс, обеспечивающий диагностику и выявление проблем девиантных детей;

3) в качестве метода профилактики будет применена сказкотерапия с использованием ее различных форм (рассказывание, сочинение, анализ, рисование, обыгрывание, арттераппяп др.)

На наш взгляд, в комплексной профилактической деятельности сказкотераппя может способствовать формированию нравственных ценностей, положительной эмоциональной направленности, поведенческих реакций, предупреждению и коррекции агрессивности, формированию умения контролировать негативные эмоции и их проявления.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МАОУ Усовская СОШ. села. Усово Сладковского района Тюменской области. В эксперименте приняло участие 18 учащихся второго класса.

Целью констатирующего этапа являлось выявление наличия, либо отсутствия склонности к девиантному поведению детей младшего школьного возраста. Для выполнения данной цели необходимо было подобрать адекватный диагностический инструментарий, определить критерии и показатели проявлений склонности к девиантному поведению детей младшего школьного возраста.

Опираясь на классификацию проявлений отклоняющегося поведения младших школьников II. П. Подласого, мы приняли в качестве диагностируемых показателей склонности к девиантному поведению детей младшего школьного возраста следующие:

7. Соблюдение норм и правил поведения, дисциплинированность

8. Склонность к агрессии, насилию, враждебности, цинизму.

9. Отношение к нравственным нормам

Для диагностики данных показателей были подобраны диагностические авторские методики:

- Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника О.Г. Проскуровской

- Шкала враждебности Кука-Медлей

- Методика «Как поступать?» П.Б. Дермановой

По результатам констатирующего этапа диагностической мы выявили, что у большинства испытуемых (51%) выявлен средний уровень склонности к девиантному поведению. 28% младших школьников продемонстрировали высокий уровень устойчивости (несклонности), и 20% учащихся требуют особого внимания, поскольку у них выявлена склонность к девиантному поведению. Результаты констатирующей диагностики послужили обоснованием разработки и реализации формирующего этапа экспериментальной работы по профилактике девиантного поведения младших школьников средствами сказкотерапип.

Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы являлась разработка и реализация комплекса занятий, направленных на профилактику девиантного поведения младших школьников. В качестве основного метода профилактики мы выбрали сказкотераппю. При этом мы исходили из того, что работа со сказкой должна быть направлена на помощь ребенку в актуализации и осознании школьниками имеющихся проблем в поведении, в нахождении различных способов их решения, на предоставление ему возможности идентификации себя со сказочными героями, совместного с ними проживания и успешного разрешения тяжелых эмоциональных состояний и внутрпличностных конфликтов.

В качестве форм сказкотерапип мы выбрали следующие:

— Слушание, чтение и рассказывание сказки

— Анализ сказок

— Разыгрывание сказочных проблемных ситуаций с предоставлением младшим школьникам возможности встать на позицию сильного или слабого героя, прожить роль обиженного героя или героя- спасителя.

— Драматизация сказки с целью коррекции проявления негативных поведенческих реакций, получения нового опыта поведения.

— Прорисовывание сказки, позволяющее ребенку образно выражать свои чувства, выплеснуть негативные эмоции.

На занятиях по профилактике девиантного поведения методом сказкотерапип мы использовали такие профилактические и коррекционные методические приемы работы со сказкой, направленные на преодоление младшими школьниками проявлении отклоняющегося поведения, как: беседа, проигрывание пли обыгрывание проблемных и конфликтных сказочных ситуаций, моделирование способов и путей выхода из ситуации и разрешения проблем, проигрывание эмоционального состояния младшего школьника в психогимнастике, игре, рисовании, песочной терапии.

Всего было проведено 16 занятий. По завершении формирующего этапа опытно-экспериментальной работы мы провели контрольную диагностику. Целью контрольного этапа эмпирического исследования являлось выявление эффективности реализации проведенной в ходе формирующего этапа работы по профилактике девиантного поведения младших школьников, и проверка гипотезы исследования. На контрольном этапе мы провели повторную диагностику младших школьников на выявление наличия, либо отсутствия склонности к девиантному поведению.

На контрольном этапе диагностика проводилась по тем же методикам, результаты которых оценивались по тем же критериям и ранжировались по тем же уровням, что и на констатирующем этапе опытно-экспериментальной части исследования.

Полученные результаты контрольной диагностики свидетельствуют о наличии положительной динамики исследуемых показателей после проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, следовательно, эффективность сказкотерапип, как метода профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста, нами доказана. Выдвинутая в начале исследования гипотеза в результате проведенного эмпирического исследования подтверждена.

Литература

1. Актуальные вопросы клинической и специальной психологии: учебное пособие / сост. Т. А. Кожевникова, В. В. Костарев, Т. А. Кожевникова. Красноярск, 2018. 56с.

2. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. 470 с.

3. Афанасьев В.А., Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения. СПб.: Питер, 1993. 268 с.

4. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. М.: Сфера, 2008. 125 с.

5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994. 236 с.

+ еще 86 источников

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 163
Год: 2024
2900 p.
Не подошла эта работа?
Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.

Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X