8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Хьюстон
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Педагогика

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ - Дипломная работа

Тип: Дипломная работа
Раздел: Педагогика
Страниц: 106
Год: 2019

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ….10

1.1. Сущность и особенность понятия этические ценности…10

1.2. Музыкальная культура по формированию этических ценностей ….29

1.3. Организационно-педагогические условия формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки….…38

Выводы по первой главе….51

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 53

2.1. Организация педагогического исследования эффективности формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки….53

2.2. Модель формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки…66

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию этических ценностей у учащихся на уроках музыки….86

Выводы по второй главе…90

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….92

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….…94

Дипломная работа:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ, АРМЯНСКОЙ И ГРУЗИНСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Дипломная работа:
Интерактивные методы обучения в процессе формирования художественно-эстетических потребностей школьников на уроках музыки

Введение (выдержка)

Изменения, происходящие в нашем обществе, влекут за собой перемены и в системе образования. В современных условиях трансформируются этические ориентиры, что актуализирует поиск источников, повышающих и стабилизирующих этические нормативы общественной жизни, регулирующих основы жизнедеятельности людей. Школа как социальный институт общества может внести существенный вклад в формирование ценностного отношения подрастающего поколения к нравственным нормам, если в качестве одной из важнейших задач поставит повышение авторитета этики, морали, нравственности в организации жизнедеятельности детей, а формирование этических ценностей определит, как приоритетное направление в учебно-воспитательном процессе.

В условиях модернизации российского образования

особую значимость приобретает проблема этически развитой личности. В этих условиях особенно остро возникает необходимость формирования этических ценностей у подрастающего поколения, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и к другим людям, к обществу, к природе.

Формирование этических ценностей происходит в течение всей жизни человека и наиболее сензитивным периодом формирования этических ценностей являются школьные годы. Формирование этических ценностей школьников приобретает особую актуальность в связи с усиливающейся технократизацией общества. Развитие информационных и коммуникационных технологий идет настолько быстро, что существующие педагогические исследования не успевают проанализировать новые методы, формы и средства обучения. Вследствие этого возникает задача целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира школьника этически ценностным содержанием. В этой связи в «Национальной доктрине образования», «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» ставится задача усиления воспитания учащейся молодежи на современном этапе социально-экономического развития страны.

Существенное влияние на формирование теоретической концепции исследования оказали идеи и взгляды русских философов и богословов Н. А. Бердяев («человек как верховная ценность»), И.А. Ильин, Н.О Лосский («абсолютные» ценности), B.C. Соловьев; философский аспект нравственных ценностей раскрывается в работах О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравосмыслова, А. Камю, И. Канта, В.П. Тугаринова, К. Ясперса и др.

Принципиальное значение для решения поставленной проблемы имели исследования по гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский и др.); труды по педагогической аксиологии (Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин и др.). Педагогический аспект к воспитанию нравственных ценностей и к выделению этических категорий, к расстановке этических акцентов раскрыт в исследованиях В.И. Андреева, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, A.C. Макаренко, И.С. Марьенко, Л.И. Новиковой, К.Д. Ушинского, А.И. Шемшуриной, М.И. Шиловой Н.Е. Щурковой и др.

Анализ проблемы формирования этических ценностей школьников показывает, что современная ситуация обучения и воспитания требует поиска новых подходов. Вместе с тем, анализ теории и практики по проблеме формирования этических ценностей школьников выявил противоречие между возросшими требования общества к формированию этических ценностей школьников и неразработанностью теоретических основ. Противоречие между необходимостью практического разрешения проблемы формирования этических ценностей школьников и недостаточным педагогическим обеспечением его решения обусловило выбор темы данного исследования «Организационное и педагогическое сопровождение процесса формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки».

Выделенные противоречия актуализируют проблему исследования каковы содержание и модель, обеспечивающие эффективности формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки теоретические основы, сущностно-содержательная характеристика, модель и педагогические условия формирования этических ценностей школьников на уроках музыки.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки.

Объект исследования: процесс формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки.

Предмет исследования: модель формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки.

Гипотеза исследования: формирование этических ценностей у учащихся на уроках музыки будет эффективно, если в образовательный процесс будет внедрена модель формирования этических ценностей, включающая такие организационно-педагогические условия: создание ценностной образовательной музыкальной среды, организация диалогического взаимодействия и использование методов формирования сознания личности.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и особенность понятия этические ценности;

2. Рассмотреть музыкальную культуру по формированию этических ценностей с древних времен до современности;

3. Выявить организационно-педагогические условия формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки;

4. Разработать и реализовать модель формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки;

5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по формированию этических ценностей у учащихся на уроках музыки.

Методологической основой исследования являются:

- положения о ведущей роли деятельности в формировании общественных отношений и развитии личности (О.С. Анисимов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Э.Фромм и др.);

- трактовка человека как активного субъекта, преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности (А.Г. Асмолов, Е.Н. Ильин, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.В. Мудрик, В.А. Сластёнин и др.);

- личностно-деятельностный (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин);

- культурологический (Е.В. Бондаревская, Н.В. Бордовская, Т.С. Буторина, А.Г. Козлова, Н.Б. Крылова, Т.В. Лодкина, А.А. Реан, В.С. Швырев)

- теоретические идеи о ценностном потенциале музыкального искусства (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, А. Щербакова и др.).

- компетентностный (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, А.М. Новиков, А.М. Павлова, В.Д. Шадриков, А.В. Хуторской, П.М. Эрдниев, И.С. Якиманская и др.) подходы.

Для реализации целей и задач исследования использовался комплекс методов: теоретические (изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; изучение и обобщение передового педагогического опыта в области музыкального образования школьников; анализ учебных программ), эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы), представление анализа экспериментальных данных исследования в виде таблиц, рисунков (схем, диаграмм).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- определены организационно-педагогические условия, способствующие формированию этических ценностей у учащихся на уроках музыки,

- обосновано применение активных практико-ориентированных форм и методов, способствующих формированию этических ценностей у учащихся на уроках музыки;

- выделена модель формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки.

Теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании модели формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны практические рекомендации по формированию этических ценностей у учащихся на уроках музыки, которые могут быть использованы учителями музыки общеобразовательных школ в своей профессиональной деятельности.

База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №6» городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Этапы исследования.

1 этап - подготовительный (2016-2017): на этом этапе проведен анализ научной литературы по проблеме исследования, сформулирован научный аппарат.

2 этап - основной (2017-2018): на этом этапе проведено эмпирическое исследование, осуществлялся сбор данных, а также количественный и качественный анализ этих данных, разработка методических рекомендаций.

3 этап - заключительный (2018-2019): обобщение и систематизация работы, ее оформление в виде выпускной квалификационной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Целенаправленное эффективное формирование этических ценностей у учащихся на уроках музыки обеспечивается на основе современного подхода, рассматривающего воспитание как формирование отношений человека к миру, которое включает в себя два основных аспекта: формирование отношений к самому себе и к окружающей среде. Формирование отношений выступает базисным механизмом приобщения к системе ценностей и является истинным объектом воспитания.

2. Учебно-воспитательный процесс учреждения имеет следующие возможности по формированию этических ценностей школьников: обучающие (выбор форм и методов обучения, соответственно этическому развитию школьников), воспитательные (усвоение этических норм и правил жизнедеятельности, ценностных смыслов собственного бытия), развивающие (организация психолого-педагогической поддержки процесса формирования этических ценностей школьников).

3. Теоретическая модель формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки содержит: целевой (цели, принципы, задачи), содержательный (функции, основные направления деятельности), организационно-практический, (педагогические условия, этапы, формы, и методы работы), оценочно-критериальный (критерии, уровни) компоненты, а также системообразующие связи (целеполагание, рефлексивные).

4. Организационно-педагогические условия, способствующие эффективности формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки: создание ценностной образовательной музыкальной среды, организация диалогического взаимодействия, использование методов формирования сознания личности.

Достоверность результатов исследования: обеспечиваются единством философских и психолого-педагогических подходов к обоснованию ведущих идей о формировании этических ценностей у обучаемых, методологической обоснованностью исходных положений, многократной проверкой теоретических выводов и результатов опытно-экспериментальной работы, количественным и качественным анализом теоретического и эмпирического материалов.

Апробация и внедрение результатов: Материалы исследования публиковались в форме статей, а также обсуждались на конференциях –«Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве» (г.Уфа, 2016); «Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы» (Уфа, 2019); «Роль и место информационных технологий в современной науке» (Самара, 2019).

Структура исследования: Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы.

Дипломная работа:
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ

Дипломная работа:
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

1.1. Сущность и особенность понятия этические ценности

В истории развития человеческого общества менялся подход к рассмотрению ценностей. Каждый исторический период характеризуется новым этапом в развитии ценности. Нашей целью является осветить в первом параграфе, каким образом формировались понятия об этических ценностях в философии, психологии и педагогики. Рассмотрим в кратком изложении гносеологические корни современных подходов, определим сущность терминов.

Термин «этика» был введен крупнейшим мыслителем, систематиком античной этики Аристотелем. Это греческое слово «ethos» - обычай, характер, образ мыслей. Понятие «этос» дало начало понятиям этики и этологии. Аристотель разрабатывает классификацию этических понятий, определяет границы этих понятий, выделяет теоретический и практический аспекты этики, формулирует ее главные проблемы. Предметом этики у Аристотеля являлось учение о добродетелях, добродетельном поведении. Им написаны труды «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика» [65, с.32].

Наряду с понятием этика используется понятие мораль, от латинского слова - «moralize», которое имеет более узкое значение по сравнению с понятием этики. Мораль, по понятиям древних римлян, является отражением степени приобщенности к «своей» культуре. Для того, чтобы сохранить свою культуру от ассимиляции в эллинской, римлянам необходимо было четко разграничить «свои» обычаи и «чужие». Мораль служила в этом отношении мерилом усвоения общепризнанных черт в поведении собственных предков.

Данные различия в происхождении и сущности понятий послужили в дальнейшем тому, что «этика» и «мораль» стали наполняться разным содержанием.

Под этикой понимают науку, область знания, предметом которой является мораль (A.A. Гусейнов [42], Р.Г. Апресян [42], И.С. Кон [42], Ф.Т. Хаматнуров [42]). Под моралью понимается специфическое общественное явление, определяемое совокупностью объективных условий жизни общества, это форма общественного сознания, совокупность норм и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. «Нравственность» же трактуется как более узкое понятие, как область субъективно-индивидуальной моральности, сфера моральной свободы личности (Ф.Т. Хаматнуров [42], А.И. Шемшурина [42] и др.).

Этические ценности, исходя из определения этики, предполагают теоретический уровень осмысления, обоснование абсолютного и всеобщего характера моральных законов. Таким образом, с нашей точки зрения, более эффективно применение термина этические ценности, нежели нравственные ценности.

Приведем определения «этики» и «этических ценностей» из философского словаря: «Этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этические (нравственно) правильные поступки. Этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью, ибо этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей. Эти ценности нужно искать как во всех ситуациях, так и в личности. Этика способствует пробуждению оценивающего сознания. Этическому человеку доступно понимание ценности. Этические ценности, значение которых раскрывается благодаря воспитанию или этическому чувству, располагаются в иерархическую лестницу, своего рода «пирамиду» ценностей. Этические ценности - это ценности убеждения и поведения» [127, с.545-546].

В античном полисном государстве этика получает свое первоначальное развитие. Этика античности - это этика добродетели. Добродетель по Аристотелю имеет два вида: нравственную и мыслительную. Мыслительная добродетель подчиняет себе нравственную, так как она связана с суждением. «Нравственные же добродетели относятся к той части души, которая не обладает суждением и по природе своей следует за той, которая обладает суждением [42, с.519-520].

В средние века учение Аристотеля получило свое продолжение в работах Блаженного Августина. Определяющим фактором в средние века стала молитва, беззаветная вера в Бога как в живое и личностное существо, постулаты о полном ничтожестве человека - «раба Божьего». С полновластным засильем церкви главной добродетелью провозглашается служение Богу как абсолютной ценности. Этика добродетели подразумевает метафизическое приписывание человеку определенных врожденных нравственных качеств. Закрепощение церковью сознания человека вело к сужению нравственных ориентиров.

Высшим достижением этической мысли эпохи Возрождения явилось учение великого итальянского философа Джордано Бруно. Истинная основа нравственных ценностей в этической системе Джордано Бруно - труд: «Прочь от меня. всякое безделье, неряшливость, ленивая праздность» [65, с.101].

Этимологический словарь русского языка А.Г. Преображенского понятие «ценность» трактует в значении: высоко ставить, придавать достоинство [103, с.46]. Философский словарь под ред. И.Т. Фролова определяет понятие «ценности» как «специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека или общества: благо, добро и зло; прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы» [127, с.534].

В современном философском словаре под общей редакцией В.Е. Кемерова «ценность» - это сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общественным образцам культуры и к тем предельным возможностям, от сознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое [116, с.961].

Рассматривая вопросы формирования этических ценностей у современных школьников, мы не можем не остановиться на выявлении концептуальных антропологических идей русской философии в разработке теории воспитания нравственных ценностей (H.A. Бердяев [20], B.C. Соловьев [117], И.А. Ильин [51], Н.О. Лосский [76], П.А. Флоренский [124]). С принятием христианства на Руси ситуация стала изменяться в сторону качественного изменения взглядов на человека и его происхождение. Основой всех основ и мерой всех вещей стало высшее духовное субстанциональное первоначало. Христианская идея на Руси была тесно связана с нравственным совершенствованием.

Наибольший интерес представляет для нас философия великого русского мыслителя B.C. Соловьева [117], провозгласившего принципы всеобщего единства. Во всех вещах окружающей действительности заключены в единстве благо (как реализующаяся воля), истина (как реализующееся размышление) и красота (как реализующееся чувство). Поэтому «Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте». Три абсолютные ценности (благо, истина, красота) образуют неразрывное единство. Главный смысл этого единения - любовь. Он пытался философски обосновывать нравственные принципы христианской религии. Миром, утверждал B.C. Соловьев, управляет божественный промысел. Бог проявляется в Человеке как нравственная его сущность в форме долга. Предмет нравственности - добро, присуще всем людям, так как его источник - Бог. Добро имеет три признака: оно чисто, полно и сильно. Основа нравственности - прирожденные чувства стыда, жалости и благоговения. Из этих трех нравственных чувств вытекают все остальные добродетели. B.C. Соловьев считал, что человек есть «.особая форма бесконечного содержания», и это содержание составляет его духовность» [117, с.282]. Этические взгляды H.A. Бердяева [20] сводятся к следующим постулатам: мы живем в призрачном мире, а нам следует пробиться в мир подлинный; человек должен изменить свое отношение к миру. Воспитание нравственных ценностей по H.A. Бердяеву - это прорыв к творчеству, сообщение новой силы человеческому духу [20, с.330]. Созвучны идеям духовно-нравственного воспитания H.A. Бердяева и взгляды

По мнению И.А. Ильина, человек имеет духовное и недуховное начало. При духовном понимании человек предстает существом с бессмертной душой. Нравственность, по его мнению, духовна. Только творческий человек образует основу семьи, Родины, нации, государства, он становится источником духовной культуры. Недуховное понимание сущности человека - низменные потребности в еде, жилище и т.д. Н.О. Лосский утверждает теономную, т.е. базирующуюся на религии, мораль, основывающуюся на «абсолютных ценностях». По его мнению, религиозное добро стоит выше нравственного, поэтому выше голоса долга стоит любовь к Богу и ближним, позволяющая прощать человеческие несовершенства при наличии смирения. «Добро первично. Оно есть абсолютная положительная ценность, самоценность» [76, с.59]. Программа воспитания нравственности, по мнению Н.О. Лосского, состоит в преодолении эгоизма, отказе от несправедливости, добровольном приобщении к добродетелям.

В рамках нашего исследования мы считаем необходимым остановиться на взглядах выдающегося философа - богослова П.А. Флоренского, которого считают выразителем русского религиозного Ренессанса. Философии П.А. Флоренского свойственно, прежде всего, личностно-экзистенциальное начало. Триединство и Троица - центральные понятия богословско-философского учения ученого. «Истина, Добро и Красота, - пишет он, - это метафизическая триада есть не три разных начала, а одно. Это одна и та же духовная жизнь, но рассматриваемая под разными углами зрения.» [124 с.75]. Троичность П.А. Флоренский трактует не только как богословское понятие, но и как всеобщую структуру мира, как онтологическую сущность, как важнейшие нравственные ценности личности.

В логике нашего исследования, важное значение о нравственности, нравственных ценностях и ценностных ориентаций имеют взгляды современных философов, также как: A.A. Гусейнов [43], И. Иррлитц [42], А.Г. Здравосмыслов [49], М.С. Каган [55], В.П. Тугаринов [121], Л.Н. Столович [119] и др. Объективным критерием ценности, по их мнению, является мораль, выраженная в нравственных образцах. В.П. Тугаринов выделяет две группы ценностей - ценности жизни: здоровье, проживание собственной жизни, общение с другими людьми. Ценности жизни В.П. Тугаринов определяет с позиций социальных и нравственных ценностей, указывая, что общение должно основываться на взаимоуважающих интересах. Ценности культуры, по его мнению, включают в себя материальные ценности, которые служат в качестве средств удовлетворения материальных потребностей; социально-политические - мир, свобода, безопасность, справедливость, человечность, общественный порядок, они выражают удовлетворение как социальных, так и моральных потребностей через систему нравственных образцов поступков и поведения; духовные - образование, наука, искусство - служат воспитанию потребностей в нравственной ценности развития личности.

Генезис понятия «ценность» показывает, что в нем соединились три значения: характеристика внешних свойств вещей и предметов, выступающих как объект ценностного отношения; психологические качества человека, являющегося субъектом этого отношения; отношения между людьми, их общение, благодаря которому ценности приобретают общезначимость [119, с.10].

А.Г. Здравосмыслов считает, что мир ценностей - это мир культуры в широком смысле слова, эта сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей - тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности. Он относит ценности к сфере духовной культуры. «Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации образуют своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, приемлемость определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребности и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обусловливающим мотивацию действий и поступков личности» [49, с.224].

Достаточно глубоко, на наш взгляд, сущность понятий «нравственность», «нравственные ценности» раскрываются в исследованиях A.A. Гусейнова и Г. Иррлитца. Они раскрывают нравственность как способ социальной регуляции, ценностного отношения к миру, общественную форму отношений между людьми, как то, что остается в межчеловеческих отношениях, если вычесть из них все предметно обусловленное содержание. Это мера гуманности, человечности общественных отношений. Отношения людей принимают нравственный смысл тогда, когда они ориентированы на человека как высшую ценность. Нравственные отношения фиксируются в понятиях морального сознания (добро, долг, совесть, справедливость); без апелляции к формам морального сознания вообще нельзя идентифицировать нравственные явления [42, с.12].

В нашем исследовании заслуживают внимания взгляды М.С. Кагана на развитие нравственных ценностей. Исходя из концепции М.С. Кагана, нравственное воспитание тесно связано с общением и объясняется эта связь тем, что ценностное сознание формируется у входящего в жизнь молодого человека только тогда, когда воспитатель видит в нем принципиально равного себе, свободного в выборе ценностей и психологически уникального субъекта, с которым он, как старший и более опытный и мудрый, стремится поделиться своими ценностями, чтобы они стали для них общими, а значит, вобрали в себя и особенности духовной позиции воспитанника [56, с.31-32]. Для нашего исследования важно положение, выдвинутое М.С. Каганом, о том, что «передать другому свои ценности можно лишь в процессе духовного общения, то есть такого поведения, которое основано на отношении к другому не как к ученику, незнайке, нуждающемуся в получении знания, а как к равному себе субъекту» [56, с.34-46].

В монографии И.М. Борзенко, В.А. Кувакина, и A.A. Кудишиной, делается важный методологический вывод для нашего исследования о том, что нравственные ценности составляют ядро гуманистического мировоззрения. Ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые мы не просто оцениваем, но и одобряем, то есть, оцениваем, как добрые, благие, хорошие. Причем самой общей категорией для обозначения нравственных ценностей является категория добра (блага), которая охватывает всю неопределенную совокупность действий, принципов и норм нравственного.

Следует подчеркнуть, что обогащение мира нравственных ценностей с позиций гуманистической этики является нравственное совершенствование личности. Совершенствование - проявление абсолютной ценности, уникальности человека в его человечности [26].

Исследования философов показывают, что проблема воспитания нравственных ценностей волновало человечество как в его историческом, так и культурно-нравственном аспекте, раскрывая принадлежность человека к определенной культуре, в обретении черт человека культуры как системы нравственных регуляторов поведения. Не случайно, нравственные ценности выделяются учеными в особую группу ценностей (Л.Н. Столович [119], А.Г. Здравосмыслов [49]). Ученые-философы выделяют множество теорий и взглядов на нравственные ценности, выделяя при этом различные нравственные ориентиры.

При изучении работ по психологии о ценностях и ценностных ориентациях, мы опирались на труды М. Рокича [155], Ф.Адлера [2], A.A. Ручка [109]. Особый интерес представляли научные исследования С.Л. Рубинштейна [108], А.Н. Леонтьева [34], С.Ф. Анисимова [8]. Психологические подходы к воспитанию нравственных ценностей, основанные на теории отношений в работах Л.С. Выготского [34, 35].

Одним из первых исследователей, которые определили понятие «ценности», принято считать американских исследователей У. Томаса и Ф. Званецкого, для которых ценностью является любой предмет, обладающий содержанием и имеющий значение для членов какой-либо социальной группы [158, с.114].

Анализ научной литературы указывает на неоднозначность природы ценности, и поэтому мы считаем необходимым систематизировать различные подходы к понятию «ценность».

Рассматривая природу ценностей, С.Л. Рубинштейн отмечает, что «ценности - это не то, за что платим, а то, ради чего живем» [108, с.381].

Ф. Адлер выделил четыре группы определений: ценности - некие абсолюты, существующие в божественном разуме в виде вечных идей, независимых сущностей; ценности - нематериальные объекты; ценности - производное от потребностей и разума человека, где человек или человеческое сообщество является «носителем ценностей»; ценности - действия [2].

A.A. Ручка также выделил четыре группы определений понятия «ценность»: ценность - способность вещей, идей и т.п. выступать средством удовлетворения потребностей отдельных индивидов и социальных групп; ценность - значимость вещей, идей и т.п. для жизнедеятельности субъекта; ценность - специфическая форма проявления отношений между субъектом и объектом с целью удовлетворения потребностей субъекта; ценность - специфическое образование в структуре индивидуального или общественного сознания, являющееся ориентиром личности и общества [109].

В литературе подчеркивается, что ценность - это форма проявления определенного рода отношений между субъектом и объектом. «Только тогда, когда мы рассматриваем общественное бытие человека в аспекте объект субъектного отношения, мы можем зафиксировать явление ценности» [28, с.33]. Осознание индивидом ценности объекта социальной действительности и его оценка формирует особый вид отношения к нему - ценностное отношение.

Центром ценностных отношений является человек. И поскольку анализ ценности исходит от человека как конечного продукта ценностных отношений, можно констатировать, что он может быть представлен конкретно индивидуумом, определенной социальной группой, но может быть представлен и человечеством в целом.

Таким образом, существующие дефиниции ценностей можно упорядочить в соответствии с тремя областями. Первую образуют дефиниции социологического характера, в которых «акцентируется институционализация ценностей и их акцептация отдельными группами общества» [125]. Синтезом такого понимания является главная ценность, которая является ориентацией на общество, организованное в соответствии с общепризнанными правилами. То, что признано в обществе, достойно подражания и воспринимается как своеобразная «обязанность» [148]. Вторую область составляют дефиниции психологического характера, в которых «ценности понимаются как интериоризированные индивидом ориентации» [148]. Ценности выступают в таком контексте, если индивид рассматривается в определенной изоляции, а ценности принимают аффективно-познавательный характер. Третья область дефиниций ценностей, определяемых как культурные дефиниции, связана с интерпретацией ценностей как важных элементов системы глобального общества. Это направление, представленное многими психологами и социологами, связывает ориентацию на индивида с ориентацией на общество, в этом случае ценности относятся к миру культуры [50].

М. Рокич предлагает следующее определение ценностей: «Ценности являются убеждением в том, что данный предмет, состояние вещей или способ действия, является нужным и социально принимаемым объектом желаний и стремлений человека. Ценности составляют основу человеческих действий, а точнее - совершенного выбора» [156, с.13].

Важный вопрос нашего исследования - классификация ценностей, так как они образуют границы ценностей. Подчеркнем, что в работах по психологии невозможно расположить ценности в порядке их важности, потому что любая такая попытка включает элемент субъективного характера и в какой-то мере относительна. С точки зрения того, чему служит данная ценность, ряд исследователей М. Рокич [155, 156] и др., разделяют ценности на терминальные и инструментальные. Терминальные, по их мнению, убеждения состоят в том, что конечная цель индивидуального и общественного существовании стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные убеждения - в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности- цели и ценности-средства.

С точки зрения С.Ф. Анисимова [8], ценности классифицируются следующим образом: высшие ценности бытия; ценности материальной жизни людей; социальные ценности; ценности духовной жизни общества. Таким образом, «нравственные ценности» тесно связаны с ценностными ориентациями.

В исследованиях М. Рокича выделяется два класса ценностей личности: ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные), по 18 ценностей в каждой системе. Деление ценностей на терминальные и инструментальные, по мнению М. Рокича, носит условный характер.

Как следует из приведенного обзора различных интерпретаций дефиниций ценностей, это понятие является сложным образованием [49]. Его можно трактовать в соответствии с областью, функцией, предметом или научной дисциплиной. Авторы часто выходят за границы областей, определяя ценности с помощью значения, проникающего через различные области знания.

Итак, на основе рассмотрения понятия «ценность» в генезисе указывает на то, что в нем соединяются три основных значения: определение вещественно-предметных свойств явлений, в основе которых лежит практическое и эмоциональное отношение человека к оцениваемым предметам и явлениям; определение социальных явлений, характеризующих отношения между людьми и определение нравственных категорий, обозначающих психологические характеристики человека.

Педагогические основы формирования этических ценностей. Категории «этика» и «ценность» относятся к числу таких общенаучных понятий, значение которых важно и для педагогики.

Педагогика оформилась в науку с именем Яна Амоса Коменского. Многие из идей, связанные с воспитанием нравственности, высказаны в труде «Великая дидактика». Следуя Платону и Аристотелю, Я.А. Коменский основами «кардинального» добродетели считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Средствами нравственного воспитания он считал: пример родителей, учителей, товарищей, наставления, беседы, упражнения детей в нравственном поведении; борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек [67, с.229-237].

Непримиримую борьбу с догматизмом вел французский просветитель XVIII века Ж.Ж. Руссо [135]. Он исходил из идеи природного совершенства детей, положившее начало разработке теории «свободного воспитания» в педагогической науке: воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Теория свободного воспитания Ж.Ж. Руссо положила начало развитию педагогических концепций, течений, движений XIX, XX вв. Движения «Новое воспитание», «Свободные школы», «Свободное воспитание»; системы Д. Дьюи, М. Монтессори, Ф. Фребеля, Р. Штайнера.

Центральный тезис рассуждений немецкого философа-педагога И. Ф, Гербарта - формирование нравственного человека, путем сдерживавающего, направляющего, нормального, взвешенного, морализаторского, увещевающего способов воздействия на личность ребенка. Такую же позицию - педагогическую теорию нравственного воспитания разделял А. Дистервег. Он основывался на обогащении детей научными знаниями и привитии им высоких морально-нравственных качеств.

Генрих Песталоцци [135] в произведении «Лингард и Гертруда» развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им чувства сострадательности и милосердия как основам нравственного воспитания.

«Деятельная любовь к людям» - доброта к ближним, вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах. Именно в семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. Г. Песталоцци настаивал на том, что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей [135, с.19].

Заметный след в российской педагогике оставил Н.И. Новиков. Он издавал первый в России журнал, ориентированный на воспитание нравственных ценностей «Детское чтение для сердца и разума». Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям.

Педагоги-революционеры - Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский, являясь единомышленниками, уделяли большое внимание нравственному воспитанию ребенка. Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов развивали идею разумного требования, чтобы молодые люди выросли идейными и руководствовались в своих поступках любовью к истине и справедливости.

В 1856 г. в статье «Вопросы жизни» Н.И. Пирогов сформировал главный принцип нравственного воспитания: «нравственность можно улучшить только нравственным путем, с помощью нравственных мер» [97, с.41-42].

К.Д. Ушинский дальше развил идеи Н.И. Пирогова о воспитании и предпринял попытку раскрыть механизмы формирования нравственного мира ребенка. Он писал: «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов» [123]. Нравственное воспитание, по мнению К.Д. Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. По его мнению, нравственность духовна, и потому она добродетельна.

С развитием идеи «свободного воспитания» одним из сторонников которого выступает К.Н. Вентцель, JI.H. Толстой и др. К.Н. Вентцель утверждает, что цель нравственного воспитания — не «внушение добра», а пробуждение в ребенке самостоятельной свободной нравственной воли, самобытного нравственного творчества» [29, с.119].

В советской педагогике проблема нравственных ценностей также занимала весьма важное место. Вопросам нравственного воспитания уделяла внимание Н.К. Крупская. В советской педагогике ее считают главным теоретиком системы образования. В ее трудах проблема нравственности, морали рассматриваются с позиций общих коллективных целей и задач. Она подчеркивала неоднократно, что содержание общественной работы должно быть не только социально значимым, но и способным глубоко затронуть эмоциональную сферу воспитанников, с тем, чтобы «сплотить ребят в одном переживании, в одном чувстве» [70, с.158].

A.C. Макаренко глубоко раскрыл в своей научно-педагогической и практической работе с подростками возможности коллектива в формировании нравственного сознания учащихся. Он считал, что «нормы определяются в каждый данный момент нашей классовой нуждой и нашей борьбой. И создание нужного типа поведения - это прежде всего вопрос опыта, привычки, длительных упражнений в том, что нам нужно» [78, с.424]. A.C. Макаренко считал, что «оптимистическая гипотеза» отношения к человеку, считалась немыслимой без такого условия, как развитие личности в коллективе, внутри которого функционируют самые разнообразные отношения: деловые, дружественные, товарищеские, основанные на доверии и уважении к детям.

Большое значение в формировании нравственных ценностей учащихся имеют труды В.А. Сухомлинского. Его взгляды о том, что нравственные ценности личности в юношеские годы структурируются вокруг его идейного компонента. Нравственные ценности, по его мнению, «живут, крепнут, оттачиваются только при активной деятельности. Трудом, взаимоотношениями в коллективе каждый подросток должен что-то доказывать, отстаивать, чтобы вместе с истиной оттачивалось собственное достоинство, честь. Это и есть духовная борьба.» [23, с.58].

Важно отметить, что проблема ценностей все более становится предметом пристального внимания и со стороны педагогов. Последнее не случайно. Именно в конце XX столетия человечество обнаружило, что возможность устойчивого развития общества тесно связана с тем, какими ценностями руководствуется педагог.

Так, например, М. Ван Уарта считает, что педагог при своей работе должен руководствоваться набором моральных ценностей [158].

Условно он разбивает их на пять групп:

1) общественный интерес, который проявляется в плане социальной справедливости и не преследует собственной выгоды и собственных интересов;

2) правовой интерес - соблюдение законодательных актов;

3) личный интерес, убеждения и ценности как критерий этического сознания;

4) интерес организации как основа для принятия решения и свободы действия педагогов;

5) профессиональный интерес, который предполагает повышение профессионального уровня [158, с.525-533].

В Российской педагогике проблемам ценностного воспитания, духовно- нравственного и этического воспитания уделяется многими исследователями. Важной проблемой в воспитании нравственных ценностей является вопрос о раскрытии механизма их формирования у учащихся. В качестве механизмов формирования личностного образования называют поиск (Г.И. Щукина), оценку (М.Г. Казакина), выбор (Л.A. Йовайша), проекцию (Е.И. Головаха), самоактуализацию личности (О.В. Ивановская), обобщенный ценностный механизм формирования социально-значимых ценностей «поиск-оценка-выбор- проекция» (A.B. Кирьякова); эмоционально-ценностный механизм воспитания духовно-нравственных ценностей «восприятие-означивание-оценивание- выбор-присвоение» (В.В. Николина) [91].

На сегодняшний день в педагогической науке известна тенденция ученых к выделению этических категорий в нравственном просвещении школьников, к расстановке этических акцентов в процессе воспитания, решении проблемы общения и отношений учащихся. Это научные труды Н.Е. Щурковой [150, 151], А.И. Шемшуриной [142, 143], М.И. Шиловой [145] и др.

Н.Е. Щуркова [150] выделяет три фактора, влияющие на становление ценностей в воспитательном процессе, «выбор-ориентация-проживание»: демонстрация ценностного выбора, когда, стоя перед альтернативой, учащиеся «избирают добро, истину и красоту во всех проявлениях - вопреки злу, лжи, уродству»; ценностно-ориентированная деятельность, когда воспитанник, взаимодействуя с миром, производит оценку взаимодействия для собственной жизни как таковой; проживание воспитанниками ценностных отношений во взаимодействии с окружающей действительностью. Н.Е. Щуркова предлагает «огрубленный вариант пирамиды наивысших ценностей», куда входят такие ценности как: свобода, счастье, совесть, равенство, справедливость, братство, труд, познание, общение, игра, добро, истина, красота, жизнь, природа, общество [151, с.35].

В трудах Н.Е. Щурковой раскрыты механизмы становления нравственного поведения. Основой его является личностное отношение к окружающим явлениям, людям. «Выход на этику отношений начинается там и только там, где перед человеком появляется Другой и этот Другой не остается незамеченным. Поэтому «. мера этического определяется мерой внимания к другому человеку» [151, с.13].

А.И. Шемшуриной создана система воспитания этической культуры школьников. В трудах А.И. Шемшуриной раскрыты психолого-педагогические механизмы процесса воспитания этической культуры школьников. Это создание поля этического взаимодействия в сфере общечеловеческих ценностей, расширение этического пространства для подготовки и реализации нравственно- ориентированного опыта поведения учащихся, эмоционально-образное сосредоточение учащихся на нравственных ориентациях, утверждающих нравственное начало личности; концентрация развившихся нравственных представлений, чувств школьников при нравственном выборе, активизация нравственного потенциала личности в нравственном самосовершенствовании (А.И. Шемшурина).

Опора на чувства детей как на одно из главных условий нравственного становления школьников осуществляется и в работах М.И.Шиловой. Одним из действенных методов выступает метод эмоциогенных проблемных ситуаций. Проблемные эмоциогенные ситуации рассматриваются автором «как ситуации, актуализирующие знания и активизирующие чувства, закладывающие основы самостоятельного мышления и способствующие формированию адекватных понятий и оценок черт характера человека и доведению оценок до сведения учащегося на языке переживаний» [145, с.58].

Вершину пирамиды составляет человек, как ценность и самоценность жизни. В исследованиях (В.Г. Воронцова, М.Г. Казакина, A.B. Кирьякова) указывается, что ценности выполняют регулирующую функцию в жизнедеятельности людей, обладают самостоятельным смыслом и поэтому образуют целый пласт в культурном наследии, определяют особенности мировоззрения.

С учетом национально-исторических традиций, менталитета народа складываются национальные ценности. На воспитание ценностей общечеловеческой и национальной культуры обращает внимание Н.Э. Касаткина, формулируя концепцию о воспитании как возрождении гражданина, человека культуры и нравственности [63].

Стремление к нравственному идеалу является естественным. Оно активизируется средствами педагогического воздействия, процессом социализации личности и самовоспитанием. A.B. Мордовская [83] считает, что важным условием формирования растущего человека как целостной личности является интериоризация им духовных, нравственных ценностей. Культура своего народа, будучи близкой ему, обогащает духовный мир и служит предпосылкой для овладения системой ценностей вначале своего народа, а затем и общечеловеческих ценностей. Таким образом, происходит восхождение личности от своей родной этнокультуры до мировой культуры, культуры различных цивилизаций.

Основные подходы к изучению средств народной педагогики были заложены такими учеными, как Г.Н. Волков [31], В.Ф. Афанасьев [16] и др. В этнопедагогических трудах был обобщен и систематизирован многовековой опыт воспитания ребенка.

Г.Н. Волков отмечал: «.школа непременно должна быть по-следовательно национальной, это - школа родного языка, естественное продолжение «школы материнской» [31, с.3]. Воспитание ребенка начинается в семье. Здесь закладываются представления человека как частицы общества, как представителя определенной культуры. Представления каждого народа об идеальном образе человека развивались под влиянием различных исторических условий. Это своеобразие жизни народа отразилось в его национальных представлениях о совершенном человеке. «В личностном идеале всех народов главное - не национальная принадлежность, а общечеловеческие начала» [31, с.45- 48].

По словам Л.И. Аманбаевой, «Главная ценность воспитания - человек культуры, это его культурный образ жизни. Человек как «мера всех вещей».

Воспитание в человеческом измерении - это гуманистический личностно- ориентированный процесс» [4].

В настоящее время развивается линия философского гуманизма, рассматривающая человека как субъекта эволюции и высшую ценность. Этого направления придерживается международная, неправительственная, некоммерческая организация, объединяющая в своих рядах ученых, общественных деятелей и деловых людей более чем 30 стран мира, обеспокоенных перспективами развития человечества - Римский клуб.

В докладе Римскому клубу «Пересмотр международного порядка» утверждается, что обеспечение достойной жизни, благосостояния всех людей на земле и реализация тройственных способностей каждого человека (гражданина-производителя-потребителя) возможны лишь при претворении в жизнь следующих гуманистических ценностей:

• равенства как выражения равноценности всех граждан мира и необходимости ведения борьбы с предрассудками и дискриминацией;

• свободы как признания основных прав за каждым человеком и совместимости со свободным волеизъявлением других;

• демократии и участия людей в экономической, политической и общественной жизни;

• солидарности, свидетельствующей о проявлении чувств любви и братства, выражения общего интереса и взаимоуважения;

• сохранения культурного разнообразия как необходимой тенденции развития человечества, основанной на признании национальной самобытности народов и полезности взаимообмена культурными ценностями между различными странами;

• поддержания здоровой окружающей среды [107, с.65-70].

Как видим, в докладе Римскому клубу утверждаются такие ценности жизни и цели развития человечества, которые соответствуют общечеловеческим гуманистическим идеалам, не раз выдвигавшимся мыслителями прошлого, отстаиваются прогрессивной мировой общественностью в наши дни.

На основе вышеизложенного мы подходим к формулировке понятия формирование этических ценностей у учащихся, которое мы рассматриваем как: процесс формирования гуманистической направленности ценностных ориентаций, духовных потребностей и мотивов поведения личности, основой которого являются нормы общечеловеческой морали.

Подводя итоги анализа исследований философских, психологических и педагогических трудов по изучаемой проблеме, можно сделать следующие выводы:

1. В научной литературе имеются различные подходы к рассмотрению содержания понятий «этика», «мораль», «нравственность». Мы в своем исследовании пришли к следующим определениям: «этика» - это наука, объектом которой является мораль, «мораль» - это форма общественного сознания, в котором отражены нормы и принципы поведения, «нравственность» - это субъективированная форма усвоения этих общественных норм, «ценности» - обобщенные представления о предпочитаемом, на что ориентированы нормы и принципы, подчиняющие поведение человека.

2. На основе философской и психолого-педагогической литературы можно сформулировать понятие «этические ценности» - это высшие ценности человека, раскрывающиеся благодаря воспитанию, или этическому чувству, располагающиеся в иерархической лестнице - «пирамиде» ценностей. Этические ценности - это ценности убеждения и поведения. Этика способствует пробуждению оценивающего сознания. Этическому человеку доступно понимание ценности.

3. Анализ научных источников показал, в современном мире все большее значение приобретают этические ценности - человек «как верховная ценность», жизнь, равное нравственное отношение к себе и окружающему миру, человек и благо каждого как ценность, стоящая выше политических, экономических, идеологических интересов государства.



Заключение (выдержка)

В теоретической части нашей работы выявлено, что этические ценности являются одним из способов регуляции действий человека при взаимоотношении с природой, обществом, друг с другом. Этические ценности фиксируют в себе те нормы, идеалы, что составляют культуру межчеловеческих отношений и откладываются во многовековом опыте развития общества. Этические ценности воспроизводятся в повседневной деятельности побуждениями, оценками, убеждениями, поведением. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что этические ценности, рассматривается в историческом контексте педагогики в качестве важнейшей цели воспитания на основе развития, саморазвития жизненного опыта и его осмысление усилиями самого школьника. В различные исторические периоды развития в обществе складываются многообразные этические ценности, их объединяет то, что они обращены к гуманному, т.е. человеческому началу, основаны на личностном опыте, представляют собой совокупность общих принципов, норм поведения учащихся по отношению друг к другу, природе, обществу во имя добра и блага. Сформированные этические ценности позволяют определить ценностные нравственные ориентиры учащихся, стремление к идеалу, они выполняют регулирующую функцию в жизнедеятельности школьников.

Анализ показал, что формирование этических ценностей школьников эффективно, если оно строится на основе признания личности ученика высшей ценностью, приобщения учащихся к этическим и общечеловеческим ценностям и формирования на их основе адекватного этим целям поведения.

В практической части нашей работы нами было проведено опытно–экспериментально исследование и осуществлено внедрение разработанной программы эффективного формирования этических ценностей учащихся на уроках музыки на примере МАОУ «Лицей №6», г. Уфа. Количество учеников в экспериментальной группе – 52 человека (учащиеся четвертых классов), количество учеников в контрольной группе – 18 человек.

Основными компонентами модели, процесса формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки стали: цель, которая может быть достигнута при решении установленных задач, соблюдения общепедагогических и характерных для музыкального образования принципов обучения, использовании в процессе обучения инновационных форм, методов и средств, направленных на формирование этических ценностей.

Периодическая диагностика и мониторинг процесса формирования этических ценностей у учащихся начальной школы выявили положительную динамику уровней сформированности нравственно-этических ценностей детей. Так, после проведения опытно-экспериментальной работы количество учеников, достигших среднего и высокого уровня этического развития, значительно повысилось в контрольной группе, что свидетельствует об эффективности работы, проведённой нами на формирующем этапе эксперимента.

Таким образом, разработка и внедрение в условиях высшего профессионального образования модели процесса формирования этических ценностей учеников на уроках музыки и реализация педагогических условий позволили повысить уровень этического поведения, нравственной мотивации, нравственной самооценки и отношения к жизненным ценностям. Нам удалось внедрить в процесс обучения инновационные формы, методы и средства обучения.

Дипломная работа:
Использование мультимедийных презентаций на уроках музыки

Дипломная работа:
Использование системы Карла Орфа на уроках музыки в младших классах

Литература

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения и общеобразовательной школе: Пособие для учителя. - М: Просвещение, 1983. - 112 с.

2. Адаптация и здоровье / Под ред. Э. М. Казина. - Кемерово: Кузбассвузиз- дат, 2003. - 301 с.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. - М.: Гуманит. над, центр Владос, 2000. - 336 с.

4. Аманбаева Л.И. Теоретические основы обучения и воспитания. - Якутск, 1998. - 123 с.

5. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: изд-во Дом Ш. Амонашвили. - 1996. - 494 с.

6. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: дис. . д-ра пед. наук: 05.25.03. - М., 1999. -28 с.

7. Андреев В.И. Педагогическая этика: Спецкурс для технологий. - [б. м.], 2002. – 132 с.

8. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1988. – 145 с.

9. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые/С.Ф. Анисимов. - М.: Мысль, 1970. - 168 с.

10. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие. – М.: Академия, 1983. – 265 с.

11. Арчажникова Л. Г. Профессия - учитель музыки. – М., 1984. – 216 с.

12. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973. – 56 с.

13. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1978. - 144с.

14. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. - 1997. - № 9. - С. 6 - 9.

15. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. - М.: Политиздат, 1981. - 432 с.

16. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск, 1979. - 184 с.

17. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды: Для специалистов в области педагогики. - М.: Педагогика, 1989. – 331 с.

18. Бедерханова В.П. Педагогическая система: теория, история, развитие. Коллективная монография / Под ред. В.П. Бедерхановой, А.А. Остапенко. - М.: Народное образование, 2014. -128 с.

19. Белобородова В.К. Развитие музыкального восприятие младших школьников: Музыкальное воспитание в школе. – М., 1978. – 132 с.

20. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / вступ. ст., сост. Л.В. Полякова. - М.: Правда, 1989. - 607 с.

21. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

22. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. - Ростов-н/Д: РГПУ, 1991. – 34 с.

23. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников: дис. . д-ра. пед. наук. - Ростов-н/Д, 1979. – 187 с.

24. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностью - ориентированного воспитания гуманистического типа. Образование в поисках человеческих смыслов. - Ростов-на-Дону: РПУ, 1995. - 216 с.

25. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб.пособие. – М., 2000.

26. Борзенко, В. А. Основы современного гуманизма / под ред. В.А. Кувакина, А.Г. Круглова. - М.: Рос. гуманист, об-во, 2002. - 350 с.

27. Буторина Т.С. Педагогическая регионология: Учебное пособие. -Архангельск: Изд-во АГТУ, 2003. -91 с.

28. Василенко В. А. Ценности и ценностные отношения // Проблемы ценностей в философии. - М., 1966. – 33с.

29. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. - М., 1912. - 667 с.

30. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968. – 218с.

31. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 176 с.

32. Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации: сб. науч. тр. / НИИ теории и истории педагогики; под ред. Л.И. Новиковой. - М.: НИИТиИП, 1992. - 134 с.

33. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории / Б.3. Вульфов, Е.Б. Евладова, В.А. Караковский и др.; под ред. В. А. Караковского. - М.: Сентябрь. - 1997. - 112 с.

34. Выготский Л.С. Сборник. - М., 1996. - 222 с.

35. Выготский Л.С. Педагогическая психология: Для психологов / под. ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

36. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М., 1968. – 375с.

37. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века //Классный руководитель. - 2000. - №3. - С. 6 - 38.

38. Гаязов А.С. Образование и образование граждан в современном мире. - М: Наука, 2003. - 256 с.

39. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 264 с.

40. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.,1983. – 190 с.

41. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. – М., 1969. – 154 с.

42. Гусейнов А.А. Краткая история этики. - М.: Мысль, 1987. -589 с.

43. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М.: Гардарика, 1998. - 472 с.

44. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения: сб. ст.- Томск : Пеленг, 1995. - 144 с.

45. Диагностика нравственной воспитанности детей // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://gig**aza.ru/doc/68320.html

46. Дмитриева Л.Г. Детское музыкальное творчество как метод воспитания. – М.,1976. – 241 с.

47. Дмитриева Л.В. Творческое развитие школьников на уроках музыки. – М.: Просвещение, 2007. – 167с.

48. Додонов К.И. Эмоции и ценность. - М: Политиздат, 1978. - 272 с.

49. Здравосмыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. - М.: Политиздат. - 1986. - 224 с.

50. Идзиковски Б. Формирование ценностных ориентации, влияющих на жизненную и профессиональную карьеру молодежи в Польше: автореф. дис. . д-ра пед. наук: 05.25.03. - М., 1997. - 30 с.

51. Ильин И.А. Собрание сочинений. Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней / сост. и коммент. Ю. Т. Лисица. - М.: Рус. кн., 2001. - 578 с.

52. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательных школ. – М., 1990. – 131 с.

53. Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья / Сост. В.И. Викторов. - М.: Молодая гвардия, 1977. - 192 с.

54. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя /Сост.В.И. Викторов. - М: Просвещение, 1984. - 206 с.

55. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988. - 315 с.

56. Каган М.С. Общение как ценность и как творчество //Вопросы психологии. - 1988. - №4 - С. 25-34.

57. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: пер. с фр. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

58. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987

59. Кант И. Сочинение. В 6 т. / под ред. В. Ф. Асмуса. - М.: Мысль, 1965. — Т. 4. - 544 с.

60. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования /Избр. пед. соч. - М., 1982. -606 с.

61. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М.: Новая школа, 1996. - 160 с.

62. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. - М., 1991. - 167 с.

63. Касаткина Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: дис. д-ра пед. наук : 05.25.03. - М., 1995. - 428 с.

64. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты – 21 век, 2014. – 496 с.

65. Киященко Н.Л. От эстетического опыта к эстетической культуре // Эстетическая культура /Отв. ред. И.А. Коников. - М., 1996. - 60 с.

66. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208с.

67. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Л. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. - М: ВЛАДОС, 2003. - 352 с.

68. Коменский Я.А. Материнская школа: пер. с нем. // Избр. пед. соч.: в 2 т. - М., 1982. - Т.1 – 237 с.

69. Кон И.С. Открытие «Я».- М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

70. Кондаков И. М. Эльконин Даниил Борисович (1904–1984) // Кондаков И. М. Психология: иллюстрир. словарь / И. М. Кондаков. – Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003. – С. 421.

71. Крупская Н. К. Педагогика сочинений. - М.: АПМ РСФСР, 1959. - Т.5-158 с.

72. Леонтьев A.Д. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1981. - 584 с.

73. Леонтьев А.Д. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. - 1996. - №4. - С. 15-26.

74. Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин: автореф. дис. д-ра пед. наук. - М., 1971. - 34 с.

75. Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. -М.: Центр Педагогический поиск, 2002. - 160 с.

76. Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания. - М., 1974. -132 с.

77. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики. - М.: Политиздат, 1991. - 368 с.

78. Лурия А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. - М.; Воронеж, 1996. - 64 с.

79. Макаренко А.С. Сочинение: в 5 т. / под ред. А. Терновского. - М.: Правда, 1971. - Т. 5. - 424 с.

80. Макаренко Т.А. Формирование индивидуальных траекторий профессионального развития будущих социальных педагогов: дис. . канд. пед. наук. - Якутск, 2006. - 173 с.

81. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Педагогика, 1985. - 102 с.

82. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976. – 164 с.

83. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.opentextnn.ru/music/Perception/?id=666

84. Моделирование воспитательных систем: теория-практика / Н.Л. Селиванова; под ред. Л И. Новиковой. - М.: РОУ, 1995. - с.

85. Мордовская А. В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников: С использованием материалов этно- педагогики народа саха / А. В. Мордовская. - М.: Academia, 2000. - 176 с.

86. Мудрик А.В. Воспитание // Магистр. - 1992. - № 1. - С. 22-28.

87. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие для вузов / А. В. Мудрик; Пед. об-во России. - М., 2001. - 320 с.

88. Никандров Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран: Основные вопросы дидактики. - М., 1978. - 260 с.

89. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. – М., 2002. – 132 с.

90. Наумова Т.В. О возможностях формирования духовно–нравственной культуры личности младшего школьника посредством информационно–коммуникационных технологий // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12–1. – С. 122–125 // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35222

91. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.

92. Нестеренко А.В. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. - М., 1995. - 138 с.

93. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. - 1992. - №4. - C.6-11.

94. Николина В.В. Теоретические основы формирования эмоционально- ценностного отношения учащихся к природе в процессе обучения географии. Дис. докт. пед. наук. - 1999. - 345 с.

95. Новиков А.Г. О менталитете народа Саха. - Якутск: Аналит. центр при Президенте PC (Я). - Якутск, 1995 - 141с.

96. Новикова Л. И. Воспитание потребности в добротворчестве у младших школьников. - Таганрог, 2001. - 175 с.

97. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – 368с.

98. Павлова А.М. Психология труда: учеб. пособие / под ред. Э.Ф. Зеера. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. -156 с.

99. Педагогика /Под ред. М.И. Пидкасистого - М., 1995. - 637 с.

100. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А И. Мищенко и др. - М.: ШколаПресс, 1998. - 512 с.

101. Полат Е.С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. − М. 2014. − 347 с.

102. Попов Б.Н. Этика: курс лекций для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 188 с.

103. Проблема ценности в философии. - М.; Л.: Наука, 1966. - 260 с.

104. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб. пособие для студентов муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская; под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2014. – 368 с.

105. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / авт.-сост. В. А. Мижериков; под ред. П.И. Пидкасистого. - Ростов-н/Д. : Феникс, 1998. - 544 с.

106. Психологические тесты: в 2 т. / под ред. А. А. Карелина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Т. 1. - 312 с.

107. Психология и педагогика: учеб. пособие / под. ред. К. А. Абульхановой и др. - М.: Совершенство, 1998. - 320 с.

108. Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка: Т. 2. - М., 1910-1914. - С. 46.

109. Программы дня средних общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-8 классы /Сост. Ю.Б. Алиев и др. - М.: Просвещение, 1994. - 80 с.

110. Радынова О.П. Слушаем музыку. – М.: Просвещение, 2000. – 158с.

111. Реана А.А. СПб.: Питер, 2013. - 288 с.

112. Римский клуб: 25 лет со дня основания // Вопросы философии. - 1995. - № 3. - С. 65-70.

113. Рубинштейн С.Л. Человек и мир: Проблемы общей психологии / под ред. Е.В. Шорохова. - М.: Педагогика, 1973. - 423 с.

114. Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. - Киев: Наукова думка, 1987. - 155 с.

115. Сергеева Г.П. Программа повышения квалификации учителей специалистов по предмету «Музыки» (с методическими материалами). – М., 1995. – 500 с.

116. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. – М.: Академия, 2008. – 136 с.

117. Cеровa В.Ю. Популярная музыка, джаз, рок в педагогической теории и практике в России и Германии // Музыка в школе. - 2001. - №5. - С. 29-34.

118. Сердюкова Л.В. Формирование ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки (на основе использования личностной ситуации в курсе «Дирижирование»): Дисс… канд. пед. наук. - Воронеж, 2002. - 206 с.

119. Сериков В.В. Образование и личность. Теория в практика проектирования педагогических систем. - Волгоград: Логос, 1999. - 272 с.

120. Сластенин В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - М.: Академия, 2001. -480 с.

121. Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова. - Лондон; Мн.: Панпринт, 1998. - С. 101.

122. Соловьев, В. С. Собрание сочинений: В 2-х т. /под ред. А. Ф. Лосева. - М.: Мысль, 1988. - Т.1 - С. 282.

123. Спутник учителя музыки /С.С. Балашова, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др.; Сост. Т.В. Тельчарова. - М.: Просвещение, 1993. - 240 с.

124. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. - М.: Республика, 1994.

125. Тарасов Г.С. Музыкальная психология. Спутник учителя музыки. – М., 1993. – 704 с.

126. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1988. – 176 с.

127. Тугаринов В. П. Марксистская философия и проблема ценности // Проблемы ценности в философии. - М. ; Л. : ЛГУ, 1966. - С. 1234.

128. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2009.-208 с.

129. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. т. 1. — М.: Учпедизд., 1953. -638 с.

130. Флоренский, П. А. Столп и утверждение истины: В 2 т. / ред. совет: В. В. Степин и др. - М.: Правда, 1990. -Т.1. -491 с.

131. Филиппов, Ф. Р., Чупров, В. И. Социальные проблемы молодежи // Рабочая книга социолога. - М.: Наука, 1983. - С. 73.

132. Философский словарь / под ред. M. М. Розенталя. - М.: Политическая литература, 1975. — 495 с.

133. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. - 6-е изд. - М.: Политическая литература, 1991. - 559 с.

134. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-оглы, Л. Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.

135. Философский энциклопедический словарь. — M.: ИНФРА - М, 1998. — 576 с.

136. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред.В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 176с.

137. Франкл В. Человек в поисках смысла / под ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

138. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. - М.: Республика, 1993. - 415с.

139. Хаматнуров Ф. Т. Теоретические основы развития этических знаний профессионально-педагогических работников: Дис. д-ра пед. наук, 2000.

140. Хамблин Д. Формирование учебных навыков: Пер. с англ. М.,1986.- 160с.

141. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. - М. : Гардарики, 1999. - 519с.

142. Хуторской А.В. Интернет в школе: Практикум по дистанц. обучению. - М.: ИОСО РАО, 2000. - 299 с.

143. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 320 с.

144. Целковников Б.М. Мировоззренческие убеждении педагога-музыканта. - М., 1998. - 156 с.

145. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека

146. Шацкая В.Н. Эстетическое воспитание в начальной школе [// Сохраним то, что есть в детях: С.Т. Шацкий и В.Н. Шацкая / Сост., предисловие М.Б. Зацепиной.- М.: Карапуз, 2015. — С. 263—276.

147. Швырева В.С. Рациональность как ценность культуры. Традиция и современность-М. Прогресс-Традиция, 2003-176 с.

148. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей: пер. с нем // Избр. произведения. - М.: Гнозис, 1994. - С. 195-259.

149. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. Гуманит. (Воспитание и доп. образование детей): Изд-во Центр ВЛАДОС, 1999. -96 с.

150. Шемшурина А. И. Этическая грамматика в начальной школе // Воспитание школьников. - 1993. - №. - С. 3-15.

151. Щербакова А.И. Аксиология в музыкально - педагогическом образовании: концепция ориентации личности в мире музыкальных ценностей. Методологии музыкального образования: проблемы, направления, концепции. - M., 1999. - 118 с.

152. Шилова М. И. Теория и практика воспитания черт характера младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. - Красноярск : РИО КГПУ, 2001.-104 с.

153. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М. : Академия, 2001. – 232с.

154. Школяр Л.В. Нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки: Автореф. дис…канд. пед. наук. - М., 1982. - 26 с.

155. Шпак Л.Л. Социальная адаптация: сущность, проблемы, направления: Ав- тореф. дисс. .д-ра филос.наук. - Новосибирск, 1991. -46 с.

156. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.-Л.: Наука, 1966. - 278 с.

157. Щуркова H.Е. Диагностика воспитанности: Педагогические методики. - М., 1994. - 256 с.

158. Щуркова H.Е. Этика школьной жизни. -М., 2000. -192 с.

159. Щукина Г.И. Социально-педагогические приоритеты современности // Сов. Педагогика. - 1991. - №3. - С.50 - 54.

160. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. - М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.

161. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. - 144с.

162. Ясперс К. Духовная ситуация времени. Человек и его ценности: хрестоматия по философии: учебное пособие / под ред. и сост. А.А. Радугина. — Москва: Центр, 1998. - 432 с.

163. Rokeach M. Beliefs, Attitudes and values / M. Rokeach. - San-Francisco, 1972. - 214 p.

164. Rokeach M. The nature of human values / M. Rokeach - N-Y, Free Press, 1973.-P. 13.

165. Thomas W. J. The Polish Reasant in Europe of Amtrice / W. J. Thomas, F. Hnaniecki. - Boston, 1918-1920. - P. 114.

166. Wart Van M. The Sources of Ethical Decision Making ton Individuals in Public // Public Administration. - 1996. - Vol. 56, N 6. - P. 525-533.



Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 106
Год: 2019
2700 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X