8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Ашберн
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Иностранные языки

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В РЕЖИМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ - Дипломная работа

Тип: Дипломная работа
Раздел: Иностранные языки
Страниц: 71
Год: 2018

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕЖИМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 9

1.1. Психологические особенности младших школьников и их учёт при организации обучения иностранному языку в дистанционном режиме 9

1.2. Особенности организации процесса иноязычного образования с помощью информационно-коммуникативных технологий 12

1.3. Особенности формирования иноязычной компетенции в режиме дистанционного обучения 17

Выводы по главе 1 24

Глава 2 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В РЕЖИМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ЕЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА 26

2.1. Принципы разработки методика формирования лексических навыков младших школьников в режиме дистанционного обучения 26

2.2. Система упражнений по формированию лексических навыков младших школьников в дистанционном режиме обучения 36

2.3. Экспериментальная проверка эффективности методики формирования лексических навыков младших школьников в дистанционном режиме обучения 43

Выводы по главе 2 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55

ПРИЛОЖЕНИЕ А 60

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 61

ПРИЛОЖЕНИЕ В 62

Дипломная работа:
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫХ ТАБЛИЦ НА МЛАДШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Дипломная работа:
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОПОР НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Введение (выдержка)

В системе общего среднего образования обучение иностранному языку обучающихся начальных классов особенно важно, так как именно начальная школа является первым этапом, на котором закладываются базовые знания и начинают развиваться коммуникационные навыки, позволяющие осуществить общение на иностранном языке.

В ФГОС НОО (Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования) прописаны результаты владения иностранным языком выпускника начальной школы, однако, мы можем наблюдать, что качество владения иностранным языком не удовлетворяет всем требованиям ФГОС НОО. Данная проблема вызвана тем, что обучающиеся начальной школы испытывают сложности с построением иноязычной речи, а именно возникают сложности в овладении лексической стороной речи.

Можно найти большое количество методической литературы, которая содержит вопросы преодоления и исправления вышеперечисленных ошибок и трудностей у обучающихся на начальной ступени обучения, раскрывающая данную проблему, между тем актуальную в наше время. Однако она не может быть решена только в процессе школьных занятий и наши современные информационные технологии в большей степени позволяют решить эту проблему, а именно одним из этих средств является дистанционное обучение, которое способно выполнить эти задачи на оптимальном уровне.

Исходя из всего этого, мы решили посвятить исследовательскую работу данной проблеме в рамках информационного обучения, то есть вопросу использования дистанционного обучения английскому языку обучающихся начальной школы, главным результатом которого должно стать формирование лексических навыков.

Можно выделить две работы, посвященные обучению иностранному языку младших школьников в дистанционном режиме. В своих работах А.Ю. Чирво акцентирует внимание на дистанционном обучении обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья и получающих образование в условиях домашнего обучения [Чирво 2011]. В исследованиях И.А. Мусихина «онлайн-технологии представлены в качестве средства повторения иноязычного материала во время летних школьных каникул» [Мусихин 2012]. Следует отметить, что в данных исследованиях дистанционное обучение иностранному языку идет в отрыве от образовательного процесса, и поэтому не способно решить проблему на необходимом уровне.

Актуальность исследования состоит в том, что:

во-первых, не разработаны теоретические основы и конкретные практические советы рекомендательного характера по обучению иностранному языку в дистанционном режиме в начальной школе;

во-вторых, не выявлены условия организации и методики с применением ИКТ при обучении иностранному языку у учеников начальных классов;

в-третьих, отсутствует методика дистанционного обучения английскому языку обучающихся начальной школы;

в-четвертых, использование дистанционного обучения диктуется необходимостью перенаправления игровой компьютерной активности младших школьников в сторону добывания новых знаний и обеспечения использования информационных технологий в познавательных целях.

Последнее представляется особенно важным, поскольку в настоящее время современные ученики уже в начальной школе впадают в зависимость от компьютера и виртуальной деятельности, что негативно влияет не только на их успеваемость, но также на их физиологическое и психическое состояние.

Объект исследования: процесс иноязычного образования на начальном этапе обучения.

Предмет: методика формирования лексических навыков в режиме дистанционного обучения обучающихся начальных классов.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально осуществить проверку методики дистанционного обучения английскому языку младших школьников, нацеленную на повышение уровня владения лексической основой иностранного языка с помощью грамматического материала.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование лексических навыков будет более эффективным, если:

– будут учтены психолого-педагогические особенности обучения иностранному языку обучающихся начальной школы в условиях работы с применением ИКТ;

– будут выявлены условия организации и сформированы специальные методические принципы, регулирующие дистанционное обучение иностранному языку;

– будет разработан комплекс заданий и регулярно применяться методика обучения в режиме дистанционного обучения, позволяющая минимизировать количество лексических ошибок в речи школьников начальных классов.

Мы выдвигаем следующие задачи:

1) выявить психолого-педагогические особенности формирования лексических навыков в режиме дистанционного обучения;

2) рассмотреть особенности организации процесса иноязычного образования с помощью информационно-коммуникативных технологий;

3) систематизировать методические принципы формирования лексических навыков младших школьников в режиме дистанционного обучения;

4) разработать методику формирования лексических навыков в режиме дистанционного обучения и экспериментально проверить ее эффективность.

Основными методами и приемами, использованными нами во время исследования являются:

1) теоретические (анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация, анализ психолого-педагогической и теоретико-методической литературы по проблеме исследования)

2) эмпирические (педагогическое наблюдение, беседы с учениками, родителями и учителями, экспериментальное обучение, количественная и качественная обработка результатов опытно-экспериментальной проверки).

Теоретико-методологическую основу исследования составляют основные положения теории обучения иностранному языку (К.М. Абишева, В.Ф. Аитов, Н.В. Баграмова, И.Л. Бим, Е.В. Борзова, Н.И. Гез, Ю.В. Еремин, О.А. Каплун, Ю. А. Комарова, В.П. Кузовлев, Л.В. Московкин, А.В. Рубцова, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, О.И. Трубицина, А.В.), деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, С.Г. Воровщиков, П.Я. Гальперин, Г.П. Данилова, Л.И. Лазарева, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, А.В. Хуторской), психологической теории личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, , В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, И.М. Никольская, Е.В. Созонова, В.И. Шалгинова, Д.Б. Эльконин, R. Kail), методики преподавания английскому языку в начальной школе (В.Г. Апальков, И.Н. Верещагина, Р.П. Мильруд, И.А. Мусихин, Г.В. Рогова, Е.П. А.Ю. Чирво), а также теории и методики применения электронных образовательных ресурсов (Е.В. Костюк А.Б. Друкман, А.Г. Канцур, A. Nuruzzaman, L. Porter, H. Stacker).

На защиту выносятся положения:

1. Дистанционное обучение младших школьников иностранному языку представляет собой процесс педагогического воздействия, сочетающий в себе традиционную форму работы в классе и дистанционное обучение, которое выполняет единые образовательные требования и Примерную образовательную программу с целью повышения уровня владения лексической стороной иноязычной речи обучающихся и достижения метапредметных образовательных результатов.

2. Условия организации и методики дистанционного обучения иностранному языку включают в себя:

– обеспечение необходимой методической и компьютерной базой для индивидуального обучения младших школьников иностранному языку;

– отбор учителем образовательных Интернет-ресурсов с последующим созданием интерактивных образовательных блоков, объединяющихся в модули по темам;

– осуществление психолого-педагогической поддержки обучающихся и их родителей при помощи организации очных консультаций;

– соответствие содержания упражнений в курсе иностранного языка Примерной образовательной программе;

– преобладание количества тренировочных лексических упражнений в дистанционном курсе иностранного языка по сравнению с урочными занятиями;

– систематическое включение обучающихся в продуктивную коммуникативную творческую деятельность на уроке с использованием лексического материала, отработанного в дистанционном курсе.

3. Разработанный курс иностранного языка в дистанционном режиме по английскому языку для младших классов на основе соответствующей методики позволяет максимально использовать игровую компьютерную активность младших школьников, повысить мотивацию в овладении иностранным языком как средством общения, даёт возможность обучающимся самостоятельно закреплять иноязычные навыки в процессе выполнения комплекса виртуальных заданий в образовательных игровых блоках на портале.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

– в постановке вопроса и научной аргументации применения дистанционного обучения иностранному языку в начальной школе как эффективного и инновационного средства, позволяющего минимизировать количество лексических ошибок в процессе овладения иноязычной речью;

– в разработке методики организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся при овладении иностранным языком, представляющей собой самостоятельную деятельность в контексте целостного процесса иноязычного образования, определяемой особенностями урока с одной стороны, и оказывающей обратное воздействие на последующий урок – с другой;

– в выведении методики обучения иностранному языку как термина «дистанционное обучение лексическим навыкам иностранного языка»;

– в определении и обосновании организационно-методических условий и методических принципов дистанционного обучения иностранному языку;

Практическая значимость исследования заключается в разработке методики, нацеленной на формирование лексических навыков иностранного языка у младших школьников в режиме дистанционного обучения. Данный

курс иностранного языка в дистанционном режиме может применяться обучающимися в свободное время для повторения и закрепления уже изученного ранее на школьных занятиях учебного материала, а также служить как дополнительный материал для подготовки к проверочным и контрольным формам работы. Теоретические основы исследовательской работы могут быть использованы для создания курсов по иностранному языку, так же разработанная методика может быть применена при работе с обучающимися на домашнем обучении по состоянию здоровья.

Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы (44 источника) и приложения. Общий объем исследования составляет 69 страниц печатного текста.

Дипломная работа:
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫХ ТАБЛИЦ НА МЛАДШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Курсовая работа:
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Основная часть (выдержка)

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕЖИМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

1.1. Психологические особенности младших школьников и их учёт при организации обучения иностранному языку в дистанционном режиме

Энциклопедии определяют младшего школьника как человека, находящегося в возрасте от семи до одиннадцати лет, то есть это школьник, который обучается в 1-4 классах, т.е. в начальной общеобразовательной школе. Это период, в котором ребенок учится в процессе игр и во время обучения в классе. Нужно проанализировать психологические и физиологические черты у младших школьников. В работах Л.И. Божович [Божович 1968], И.А. Зимней [Зимняя 1999], Д.Б. Эльконина [Эльконин 1989], В.В.Давыдова [Давыдов 1986], выделяются некоторые особенности у младших школьников:

1) отсутствие понимания цели получения знаний в школе, что приводит к низкой мотивации;

2) отсутствие жизненного опыта;

3) младший школьник не является самостоятельной личностью;

В связи с этим появляется необходимость обращения к данным по физиологии и психологии обучающихся начальных классов для использования информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку.

Исследования в сфере психологии показывают, что интенсивное физическое развитие детского организма приходится на период в возрасте 7-11 лет. Проанализировав работы И.М. Никольской, можно вывести следующие физиологические особенности у младших школьников: это повышенная возбудимость, нервно-психическая ранимость и быстрая утомляемость. Данные особенности проявляются в подвижности нервных процессов и процессов возбуждения, что и приводит к снижению работоспособности после первых 15 – 20 минут урока. Это мешает формированию производного поведения у школьника [Никольская 2006; Kail 2004].

По мнению Д.Б. Эльконина, «свидетельством наличия произвольного поведения можно считать следование ребенком правилам игры, выполнение действий по образцу, принятие маленьким человеком той или иной игровой роли» [Эльконин 1999]. Игровая компьютерная деятельность младших школьников оказывает положительное влияние на формирование произвольного поведения, так как для прохождения виртуальной игры обучающемуся нужно координировать свои действия в соответствии с достижением поставленных в игре целей, что подтверждают работы И.В. Бурмистрова, А.И. Зеличенко, А.Г. Шмелева, А.Л. Пажитнова.

Необходимо так же развитие внимания у младшего школьника. П.Я. Гальперин определил внимание, как «несамостоятельное действие (функцию) контроля, являющееся свойством деятельности человека» [Щербаков 1987: 169], произвольное внимание как «контроль за действием, выполняемый на основе заранее составленного плана, с помощью заранее установленных критериев и способов их применения» [Щербаков 1987: 172].

Во время обучения ребенку необходимо концентрировать внимание на учебном задании в течение длительного времени, переходя от одной задачи к другой. Обучающиеся младших классов, в связи со своими физиологическими особенностями, обладают непроизвольным вниманием, которое проявляется в отсутствии волевых усилий для сохранения внимания во время монотонной и неинтересной классной работы. Поэтому многие задания могут быть не выполнены в срок, а так же могут содержать ошибки, заключающиеся, к примеру, в пропуске буквы в слове или некоторых слов в предложении. Как показывают исследования психолога Н.Ф. Добрынина, «внимание младших школьников может сохраняться непрерывно на протяжении всего урока только к третьему классу» [Добрынин 1938]. Если говорить о современных школьниках, отметим, что «их увлечённость компьютерными играми оказывает положительное влияние на формирование произвольного внимания, наличие которого требуется для успешного прохождения большинства компьютерных игр, и отрицательное влияние на развитие памяти, делая ее кратковременной и поверхностной» [Петрова 2012: 34].

Говоря о способностях запоминания материала, нужно отметить отсутствие у младших школьников способности к полному пониманию информации. Психолог В.Н. Дружинин пишет о том, что в данном возрасте «эмоциональный и образный виды памяти являются ведущими» [Дружинин 2011: 248]. Однако, как отмечают Э.М. Александровская, [Александровская 2002], полагаться на точность эмоциональной памяти можно не всегда, поскольку в ситуациях, требующих повышенной концентрации внимания (к примеру, во время контрольной проверки знаний), сильное потрясение препятствует воспроизведению. Образная память тоже имеет свои ограничения. По мнению психологов И.Ю. Левченко и Н.А. Киселева, «тот или иной зрительный образ может определенным образом трансформироваться во время процесса хранения в памяти, в результате чего может произойти преувеличение, преуменьшение, упрощение или преобразование отдельных деталей» [Зимняя 1991: 132; И.Ю. Левченко 2008].

Если говорить о необходимости запоминания информации для последующего словесного воспроизведения, у младших школьников выделяется склонность к механическому зазубриванию информации, и как следствие не происходит полного понимания самого материала. Можно сделать вывод о том, что словесное выучивание материала в начальной школе является приоритетной формой получения знаний.

Нужно так же отметить особенности мышления обучающихся начальных классов. Психологи Н.А. Менчинская, В.С. Шардаков выделили последующие ступени развития мышления школьников начальной школы [Менчинская, 1985; Шардаков 1963]. На первом этапе понимание учебного материала осуществляется «преимущественно в наглядно-действенном и наглядно-образном плане» [Шардаков 1963].

Разнообразные компьютерные игры имеют огромное влияние на воображение и мышление ребенка. Важно отметить, что работа на компьютере способствуют развитию абстрактного мышления, о чем свидетельствуют исследования И.С. Хирьяновой. В некоторых компьютерных играх существуют объекты, совсем не похожие на свои реальные прототипы. Дети привыкают к тому, что объекты могут быть представлены в знаковой форме, что лежит в основе абстрактного мышления, необходимого для понимания схем, уравнений, понимания предметов, не имеющих конкретных образов. Из анализа работ О.В. Ефремова, С.В. Пименовой, И.С. Хирьяновой следует, что логические компьютерные игры, игры-стратегии, а также игры, где для выигрыша необходимо активизировать свои знания по предмету, позволяют развить у младших школьников познавательные и регулятивные УУД [Ефремов 2006; С.В. Пименова; Хирьянова 2013].

Рассмотрев основные характерные психолого-возрастные особенности младших школьников, обобщим все вышесказанное в контексте современного влияния информационной среды.

Мы видим, что есть и отрицательные тенденции воздействия ИКТ-технологий на психические функции младшего школьника, которые проявляются в нарушении становления процессов запоминания, социального взаимодействия и, следовательно, требуют повышенного внимания в процессе разработки и организации методики дистанционного обучения иностранному языку.

Таким образом, мы считаем, что нужно учитывать психологические и физиологические особенности учеников младших классов, позволяющих учителю создать необходимые условия для достижения образовательных результатов, так как это поможет упростить процесс освоения иностранного языка. Об особенностях организации процесса иноязычного образования обучающихся начальной школы с помощью информационно-коммуникативных технологий речь пойдет в следующем параграфе.

1.2. Особенности организации процесса иноязычного образования с помощью информационно-коммуникативных технологий

Стремительный процесс развития информационно-образовательной среды в наше время оказывает огромное влияние на развитие современного общества и создает информационную среду, которая характеризуется высоким объёмом информации и разнообразием её видов.

Именно в данной среде оказываются сегодняшние школьники, начинающие свой образовательный и профессиональный путь. Влияние информационной среды отражается уже на обучающихся начальных классов в виде тенденции формирования компьютерной зависимости у начальной школы, которые предпочитают виртуальные игры на электронных устройствах традиционным детским активным играм. Учитывая данное отрицательное воздействие электронных устройств на младших школьников, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования (далее – ФГОС НОО) в качестве одной из образовательных задач ставится «использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета» [ФГОС НОО 2011: 9].

Принимая во внимание указанную отрицательную тенденцию на использование электронных устройств младшими школьниками и требования ФГОС НОО, появляется потребность в замене компьютерной игровой среды на информационно-образовательную среду, помогающую более эффективному усвоению материала по школьному предмету.

О.А. Ильченко определяет информационно-образовательную среду как «системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком, как субъектом образовательного процесса» [Ильченко 2008: 4]. Данное раскрытие понятия соответствует определению данной И.М. Осмоловской и Е.О. Ивановой, которые рассматривают информационно-образовательную среду как «неразрывное единство информации, средств её хранения и производства, методов и технологий работы, обеспечивающих получение информации субъектами в целях образования» [Иванова 2011: 29].

Замена информационной среды информационно-образовательной средой должна быть поэтапной, предполагается контроль со стороны родителей и преподавателей, а также замещение должно осуществляться параллельно с учебной деятельностью и обязательно соответствовать образовательной программе. Речь идет о разработке курса дистанционного обучения иностранному языку, связанного с аудиторными школьными занятиями и образовательной программой иностранного языка.

Сделав поисковое исследование, можно сделать вывод, что обучение иностранному языку во всем мире очень популярно, особенно среди работников компаний, стремящихся повысить свою квалификацию не отрываясь от рабочей деятельности. В школьном образовании данный вид учебного взаимодействия только начинает своё развитие. В глобальной сети есть множество разных дистанционных курсов по иностранному языку, но важно отметить, что данные курсы не взаимосвязаны с аудиторными занятиями в школе.

Рассмотрим несколько понятий дистанционного обучения. Е.С. Полат раскрывает понятие «Дистанционное обучение — это взаимодействие учителя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [Полат 2004: 416].

С данными расшифровками понятий нужно согласиться, так как термин «электронное обучение» определяется специалистами Юнеско «как обучение с помощью глобальной сети и с помощью современных компьютерных технологий» [UNESCO and the Use of the Internet in its Domains of Competence].

Хабибулиина Э.М. дает следующее определение «Дистанционное обучение — это обучение на расстоянии с применением различных технических средств (мультимедийных устройств, Интернета, спутниковых каналов связи), позволяющих слушателям и преподавателям общаться удаленно и интерактивно» [Хабибуллина 2011: 3].

Д. Киган считает, что отсутствие живого контакта между учителями и обучающимися является «одним из свойств формы передачи знаний на расстоянии, что и является отличительной чертой от традиционного школьного обучения» [D. Keegan 1986].

Из данных определений дистанционного обучения, приведенных ранее, можно сделать вывод о том, что обучающиеся получают багаж знаний, прежде всего, с помощью современных информационных технологий на определенном расстоянии и исключительно своими силами. Важно, что дистанционное обучение, объединенное с урочными занятиями и соответствующее программе обучения, предполагает не только взаимодействие с обучающимся на расстоянии, но и личные живые контакты с преподавателем. Это предполагает связь дистанционного обучения с образовательной программой, которую обучающиеся осваивают в данный момент, поэтому использование термина «дистанционное обучение» не является столь корректной для определения нашей методики обучения.

Необходимо уточнить определение дистанционного обучения иностранному языку для начальной школы, связанного с очными школьными уроками.

Итак, дистанционное обучение иностранному языку представляет собой сочетание классной и внеклассной работы обучающихся начальных классов, направленной на приобретение лексических навыков (рисунок 1)


Рис. 1: Содержание дистанционного обучения иностранному языку младших школьников.

Дистанционное обучение иностранному языку наальных классов должно включать в себя следующие компоненты:

1) обучение, которое реализуется на основе Примерной образовательной программы и аудиторных занятий по иностранному языку;

2) решение образовательных задач на основе пространственных и временных ресурсов образовательного процесса;

3) сочетание классной и внеклассной дистанционной работы, посредством которой реализуются такие предметные образовательные результаты, как развитие иноязычной компетенции и формирование лексических навыков иностранной речи.

Таким образом, курс дистанционного обучения может включать и урочные занятия, которые соответствуют учебной программе. Это предполагает не только взаимодействие с обучающимся на расстоянии, но и личные живые контакты с преподавателем. Рассмотрим особенности формирования иноязычной компетенции в режиме дистанционного обучения.



Заключение (выдержка)

Введение ФГОС предполагает включение обучающихся в сам образовательный процесс, постепенно формируя в них такие качества как умение планировать, анализировать, проводить рефлексию и стать полноправными участниками учебного процесса, исходя из своих возможностей, потребностей, а также научиться владеть универсальными учебными действиями в рамках деятельностного подхода. В таких условиях учитель непременно становится главным координатором и помощником в процессе формирования лексических навыков в режиме дистанционного обучения. Однако, в таких условиях сотрудничества учителя и ученика, приходится сталкиваться с некоторыми трудностями, а именно в обучении младших школьников.

Недостаточная сформированность учебных навыков и умений у обучающихся на начальной ступени обучения характеризуется неумением концентрировать внимание в течение большего времени неспособностью быстро и надолго запомнить тот или иной языковой и речевой материала. В таких условиях на помощь учителю приходит применение игровых технологий, оказывающих положительное воздействие на развитие креативного мышления.

Нельзя не сказать о компьютерных играх, которыми бывают чаще заняты дети в свободное от уроков время и их вредном воздействии на формирующуюся личность. В результате, подвижные игры, общение детей друг с другом и со взрослыми отходит на последний план. Таким образом, передовые информационные технологии кроме положительных моментов имеют также отрицательные воздействия на формирование личности школьников.

Однако опытный учитель способен направить игровую компьютерную активность в нужное русло, а именно к самостоятельному добыванию знаний и развитию учебных навыков. Здесь необходима современная образовательная среда или модель, главной целью которых должно стать мотивирование обучающихся к изучению того или иного материала. Предполагается создание специальных условий, чтобы учитель мог осуществлять контроль за работой обучающихся, а также оптимальное сочетание интерактивных заданий с программой обучения и классными занятиями.

Детальное изучение дистанционных курсов, которые были созданы зарубежными и отечественными специалистами, помогло разработать схему интерактивной образовательной для среды для обучающихся младших классов на портале LearningApps.org. Рассмотрение психолого-педагогических возможностей, работа с родителями и обучающимися помогли выделить основную цель дистанционного курса – формирование и совершенствование лексико-грамматической составляющей иноязычной коммуникативной компетенции.

Практика показала, что в результате обучения в дистанционном режиме сократилось время на формирование лексических навыков, увеличилось время на речевые упражнения. На таких занятиях удалось успешно использовать проблемно-диалогическое обучение, которое обсепечило творческое усвоение знаний обучающимися при помощи специально построенного учителем диалога. При усвоении лексического материала на уроках активно прменялся метод индукции. Поставленные задачи выполнялись за счет проектных работ обучающихся и оценивались самостоятельно по критериям, озвученным в самом начале учителем.

Значимость обучения в дистанционном режиме оценили также и отсутствовавшие обучающиеся. Такая форма позволила им понять и усвоить пройденный материал. Пропуски уроков, в частности, по усвоению нового учебного материала, не позволяли обучающимся системно получать знания и формировать соответствующие навыки и развивать умения, что привело к снижению интереса и внимания.

Таким образом, в ходе нашего исследования мы подтвердили рабочую гипотезу, согласно которой разработанный комплекс заданий и регулярно применяемая методика обучения в режиме дистанционного обучения позволяет минимизировать количество лексических ошибок в речи школьников начальных классов и повысить эффективность процесса формирования лексических навыков в целом.

Дипломная работа:
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Дипломная работа:
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР НА МЛАДШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Литература

1. Абдуллаева О.К. Возможности учебно-познавательных задач для достижения образовательных результатов ФГОС [Электронный ресурс]/ О. К. Абдулаева // Ресурсы, обзоры и новости образования. – 2015. – № 27. – Режим доступа: h**p://w*w.erono.ru/art/all.php?SECTION_ID=212&ELEMENT_ID=1661

2. Абишева А.М. Категоризация и ее основные принципы/ А.М. Абишева // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2013. – №2. – С. 21-30.

3. Аитов В. Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов (на примере неязыковых факультетов педагогических вузов): автореф. дис. …д-ра пед. наук: 13.00.02/ В.Ф. Аитов; РГПУ им.А.И. Герцена. – СПб., 2007. – 48 с.

4. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. – М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 208 с.

5. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособ. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 162 с.

6. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/А.Г. Асмолов.– М.: Педагогика, 2009. – №4. – С. 18-22.

7. Баграмова Н.В. Место и роль принципов обучения в процессе овладения иностранным языком / Н.В. Баграмова, М.В. Селиванова // Проблемы современной филологии и лингводидактики: сб. науч. тр.; под ред. Ю.В. Еремина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – С. 122-127.

8. Баграмова Н.В. Учет индивидуальных психологических особенностей при обучении иностранному языку/ Н.В. Баграмова // Герценовские чтения. Иностранные языки, матер. Всерос. межвуз. науч. конф. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – С. 194-195.

9. Бим И.Л. Возможные формы и содержание курсов обучения иностранным языкам в начальной школе / И.Л. Бим, М.З. Биболетова // Иностр. языки в школе. – 2003. – №2. – С. 23-29.

10. Борзова Е.В. Новый федеральный государственный стандарт общего образования и методика обучения иностранным языкам /Е.В. Борзова// Иностранные языки в школе. – 2013. – № 7. – С. 10-17.

11. Борзова Е.В. Упражнения и задания как главный фактор организации деятельности обучающихся в иноязычном образовании /Е.В. Борзова// Иностранные языки в школе. – 2015. – № 7. – С. 7-14.

12. Воровщиков С.Г. Универсальные учебные действия: внутришкольная система формирования и развития/ С.Г. Воровщиков, Д.В. Татьянченко, Е.В. Орлова. – М.: УЦ «Перспектива», 2014. – 240 с.

13. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. – М.: Высш. Школа, 1982. –373 с.

14. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания / Н.Ф. Добрынин // Советская педагогика. – 1938. – № 8. – С. 12-32.

15. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: учебн. для студ. высш. учебн. зав., обуч. по напр. и специальностям психологии /В.Н. Дружинин. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 318 с.

16. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактических исследований/ В. И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1982. – 160 с.

17. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 219 с.

18. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе/ Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.

19. Климентенко А.Д. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / А.Д. Климентенко, А.А. Миролюбова. – М.: Педагогика, 1981. – 455 с.

20. Костюк Е.В. Создание развивающей иноязычной информационно-образовательной среды как условие достижения целей языкового образования: метод. пособ. / Е.В. Костюк. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 82 с.

21. Кузнецова О.В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения: автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.01/ О.В.Кузнецова; науч. рук. Л.В. Байбородова; Ярославский гос. пед. ун-т. им. К.Д. Ушинского. – Ярославль, 2015. – 23 с.

22. Кудряшова А.А. Умения учебно-речевого взаимодействия как цель формирования на начальной ступени обучения иностранному языку/А.А. Кудряшова // Вестн. Вятского гос. гуманитарного ун-та. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2014. – №6. – С. 159-162.

23. Куприенко В. Обучение грамматике английского языка детей младшего школьного возраста с использованием индуктивного подхода [Электронный ресурс]/ В.Куприенко // Познавательный открытый журн. – 2013. – №9. – Режим доступа: h**p://познавательный.рф/all/obuchenie-gramatike-angliiskogo-jazyka-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-ispolzovaniem-induktivnogo-podhoda.html

24. Лазарева Л.И. Универсальные учебные действия младших школьников: практические подходы к определению содержания/ Л.И. Лазарева, Г.Т. Васильчук // Современные проблемы науки и образования, 2014. – №3. – С. 193.

25. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: избр. психол. тр. / Н.А. Менчинская. – М.: Просвещение, 1985. – 263 с.

26. Методика оценки сформированности универсальных учебных действи й (1-2 классы): метод. пособ.; под ред. М.П. Воющиной, Е.П. Суворовой. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – 124 с.

27. Мильруд Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению/ Р.П. Мильруд // Иностр. языки в школе, 1999. – №1. – С.26-34.

28. Мир поправимых ошибок (психология компьютерных игр)/ А.Г. Шмелев, И.В. Бурмистров, А.И. Зеличенко и др. // Компьютерные игры. – М.: Знание, 1988. – С. 16-84.

29. Никитенко З.Н. Методика овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования: учеб. пособ. – М.: Прометей, 2013. – 288 с.

30. Никольская И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2006. – 507 с.

31. Пассов Е.И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. – Ростов н/Д: Феникс; М: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.

32. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / Е.С. Полат и др.; под ред. Е.С. Полат. – М.: Academia, 2006.

– 391 с.

33. Петрова Е.И. Дети и компьютер / Е.И. Петрова// Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. – 2012. – №1. – С. 133-141.

34. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособ. для учителей и студентов пед. вузов. / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1998. – 232 с.

35. Рубинштейн С.Л. Пути и достижения советской психологии: о сознании и деятельности человека / С.Л. Рубинштейн. – Вестн. Акад. наук. – № 4. – 1945.

– С. 67-84.

36. Фомичева Ю.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми / Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелёв, И.В. Бурмистров // Вестн. МГУ, сер. 14; Психология. – №3. – 1991. – С. 27-39.

37. Хирьянова И.С. Компьютерные игры и опасность компьютерной аддикции у младших школьников [Электронный ресурс] / И.С.Хирьянова // Менеджер образования. Управление начальной школой. – №3. – 2013. – Режим доступа: h**p://w*w.menobr.ru/materials/45/41815/

38. Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации обучающихся/ А.В. Хуторской // Эйдос: интернет-журн. – № 2. – 2012. Режим доступа – h**p://w*w.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm

39. Чикалева Е.Н. Развитие личности школьника на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира [Электронный ресурс] / Е.Н. Чикалева// Социальная сеть работников образования. – 2014. – Режим доступа: h**p://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2014/06/26/razvitie-lichnosti-shkolnika-na-osnove

40. Шардаков В.С. Мышление школьников / В.С. Шардаков. – М.: Просвещение, 1963. – 204 с.

41. Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранным языкам на начальном этапе в школе и вузе: межвуз. сб.научн. тр. Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена / С.Ф. Шатилов; под ред. С.Ф. Шатилова. – СПб.: Образование, 1991. – 155 с.

42. Щербаков А.И. Хрестоматия по психологии: учеб. пособ. для студентов пед ин-тов; сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с.

43. Эльконин Д.Б. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / Д.Б. Эльконин; под ред. В.В. Эльконина, В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1966. – 442 с.

44. Kail R. Children and their development / R. Kail. 3rd ed. Upper Saddle River. – NJ: Prentice Hall, 2004. – 537 p.



Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 71
Год: 2018
2700 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 311940 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X