8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Ашберн
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Педагогика

Роль матери в воспитании детей раннего и дошкольного возраста - Курсовая работа

Тип: Курсовая работа
Раздел: Педагогика
Страниц: 17
Год: 2017

Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы изучения рои матери в воспитании детей раннего и дошкольного возраста 5

1.1 Подходы к исследованию материнства 5

1.2 Роль матери в воспитании детей 12

Список литературы 17

Курсовая работа:
Роль отца в воспитании детей раннего и дошкольного возраста

Контрольная работа:
Сенсорное воспитание детей раннего возраста на занятиях с предметами и дидактическими игрушками

Введение (выдержка)

Актуальность исследования. семья была и остается важнейшим фактором развития личности с самых ранних детских лет и далее сопровождает человека в течение всей его жизни. Это позволяет отводить семейному воспитанию основополагающую роль. первично воспитательную функцию в семье выполняет мать, так как именно она проводит с ребенком большую часть времени, нежели остальные члены семьи, и на нее изначально возлагается задача создания комфортного с физиологической и психолого-педагогической точек зрения жизнеобеспечения и безопасного развития ребенка. В современном социокультурном контексте приоритет матери в воспитании не просто сохраняется, но и усиливается, особенно в период дошкольного детства и обучения в начальной школе.

Только женщина, познавшая радость материнства, может быть поистине счастливой. Следует отметить, что мать оказывает непосредственное влияние на формирование личности ребенка, на развитие его способностей, умений и навыков, на его самооценку, поведение в обществе.

Изучаемая проблема нашла отражение в работах таких авторов, как С. Броди, В.И. Брутман, Е.В. Матвеева, Ф. Хорват, Л.Б.Шнейдер, Г.Г. Филиппова, А.С. Макаренко, Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский и др. В своих работах они подчёркивают важность роли матери в воспитании детей, что позволяет более четко определить особенности воспитательной деятельности матери, влияние её личностных качеств на развитие ребенка, на стили её отношения к нему, на восприятие его как будущего члена общества. Кроме того, обращается внимание на привязанность ребенка к матери как особом явлении, которое определяет связь ребенка с миром, с людьми, с обществом.

Цель исследования заключается в комплексном изучении роли матери в воспитании детей раннего и дошкольного возраста.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

1. Исследовать теоретические подходы к феномену материнства;

2. Выявить роль матери в воспитании детей.

Объект исследования – процесс воспитания ребенка.

Предмет исследования – роль матери в воспитании ребенка раннего и дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ, психолого-педагогической, литературы с обобщением современного передового опыта национальных традиций по изучению путей и условий творческого применения их в рамках исследуемой проблемы.

Курсовая работа:
Использование различных видов бега в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Дипломная работа:
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основная часть (выдержка)

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы изучения рои матери в воспитании детей раннего и дошкольного возраста

1.1 Подходы к исследованию материнства

В настоящее время при изучении феномена материнства применяются самые разные методологические подходы и методы исследования. Поэтому возникает проблема описания их места и роли в современной исследовательской практике.

В связи с многоплановостью и многозначностью понятие материнства является очень дискуссионным, вследствие чего сформировалось множество подходов в отношении материнства.

Материнство как явление существует с древнейших времен, оно проявляется в заботе матери о ребёнке и его здоровье, в воспитании его как будущего члена общества, в любви к нему. Филиппова Г.Г. рассматривает материнство «как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины» [4]. Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, физиологии, биологии, социологии, психологии, педагогики. Каждая наука исследует и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно, и на сегодняшний день единого определения понятия «материнство» нет. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова материнство трактуется как состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери, осознание родственной её связи с детьми. В.И. Брутман определяет материнство «как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности» [1]. Ф. Хорват в своей работе «Любовь, материнство, будущее» определяет материнство как личностные качества женщины, её биологические и психологические особенности, которые женщина имеет в себе как какую-то художественную способность, вроде врождённого таланта. Следует добавить, что, становясь матерью, женщина открывает в себе самые лучшие качества: нежность, доброту, любовь, терпение, самопожертвование, она ощущает себя самым главным человеком в жизни ребенка. В.А. Сухомлинский писал, что «родить ребенка – значит, на много лет вперед отдать ему все напряжение своей мысли, все свое внимание, всю свою волю».

Рост интереса к психолого-педагогическим аспектам материнства в отечественной науке на современном этапе неслучаен. Как говорил Ф. Хайек, «жизнь существует до тех пор, пока она обеспечивает свое собственное продолжение» [7]. Эти слова могут стать эпиграфом к настоящей статье.

Ряд научных исследований, проведенных в последние годы, позволил по-новому взглянуть на проблему психологии личности женщины, психологии жизни и смерти, материнства и детства. Этой проблеме посвящены работы целого ряда как зарубежных, так и отечественных исследователей: Д. Пайнз, С. Фанти, С. Гроф, Г.Г. Филипповой, А.С. Батуева, А.Я. Варга и др.

Кратко обобщая выводы исследований этих авторов можно заключить, что основной акцент делается ими на недопустимости излишней биологизации и монополизации исследований по проблеме материнства сферами медицины и физиологии. Отметим, что эта тенденция наиболее характерна для отечественной науки. Вычленив материнство из контекста культуры и превратив в сугубо физиологическое явление, общество и наука сформировали понимание этого феномена как явления, лишенного смыслового и психологического компонентов. Материнство перестало нуждаться в иных формах осмысления, кроме медико-физиологических.

Цивилизация, технологизировав и этот аспект человеческого существования, не позаботилась о комфорте человеческой души. Таким образом, возникла необходимость нового, антропологического в полном смысле слова, осмысления материнства и в социокультурном, и в педагогическом и, прежде всего, в психологическом аспектах. Заметим, любая гуманитарная наука кроме наработок в области эмпирических исследований, посвященных той или иной злободневной проблематике, должна располагать фундаментальными категориями и четким понятийным аппаратом относительно своего предмета изучения. В качестве такой основы нами предлагается структура и содержание материнства.

Прежде чем говорить о содержании материнства, считает необходимым определить структуру данного феномена в качестве его фундаментальной основы.



Заключение (выдержка)

В данном параграфе мы рассмотрим роль и значение матери в жизни ребенка дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте у детей наблюдается особая привязанность к матери, и характер этой привязанности откладывает отпечаток на все сферы его развития и, прежде всего, на эмоционально-личностную. Кроме того, привязанность к матери не ограничивается ранними этапами детства, а распространяется даже на взрослую жизнь человека. М.И. Лисина рассматривает привязанность как «эмоциональную связь, возникающую в качестве одного из продуктов деятельности общения, в частности ситуативно-личностной формы общения ребенка с взрослым» [3]. Она рассматривает следующие особенности детской привязанности:

- привязанность активно действует на выстраивание его межличностных отношений (дружба, любовь, общение, внутрисемейные отношения);

- тип привязанности к матери накладывает отпечаток на эмоциональную и когнитивную сферу человека в молодом и даже в зрелом возрасте;

- привязанность оказывает влияние на самосознание и самооценку ребенка, так как из этих отношений развиваются модели восприятия себя, других и окружающего мира.

- материнская любовь и привязанность ребенка к матери способствуют поддержанию эмоционального и психологического мира человека на протяжении всей его жизни [3].

В воспитании ребенка важна позиция матери, которая проявляется в восприятии его и в отношении к нему, в связи с этим С. Броди выделяет четыре типа материнских позиций:

1. Мать легко и органично приспосабливается к потребностям ребенка (для нее характерно поддерживающее, разрешающее поведение).

2. Сознательно мать старается приспособиться к потребностям ребенка, но из-за напряженности и отсутствия непосредственности в общении с ребенком ее попытки безуспешны (мать чаще доминирует, чем уступает).

3. В основе материнства – чувство долга (в отношении с ребенком отсутствует интерес, теплота, спонтанность, инструмент воздействия – жесткий контроль).

4. Мать ведет себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка (её воспитательные воздействия непоследовательны и противоречивы).

Дипломная работа:
Организация музыкально-игровой деятельности детей дошкольного возраста

Дипломная работа:
ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Литература

1. Брутман В.И., Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. – 1997. – № 7. – С. 38-47.

2. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб. : Союз, 1998.

3. Ивакина В.В. Формирование у студенток психологической готовности к материнству. – Ставрополь, 2006.

4. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2008.

5. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. – 2000. – №5.

6. Рамих В.А. Материнства как социально-культурный феномен. - Р/нД, 1997.

7. Филиппова Г. Г. Психология материнства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.



Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 17
Год: 2017
350 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 311636 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X