8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Ашберн
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Литература и лингвистика

«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В ОСМЫСЛЕНИИ Л.Н. ТОЛСТОГО И С.А. ТОЛСТОЙ - Дипломная работа

Тип: Дипломная работа
Раздел: Литература и лингвистика
Страниц: 77
Год: 2018

Содержание


Введение 3

Глава I. Л. Н. Толстой - писатель и семьянин 6

1.1. Отражение поиска идеала семейного счастья в творчестве Л.Н.Толстого 6

1.2. Жизнь и творчество С. А. Толстой 14

Глава II. «Мысль семейная» в произведениях ( «Детство», «Анна Каренина», «Крейцерова соната) и Дневниках Л. Толстого 23

2.1. Мысль семейная в произведениях Л. А. Толстого 23

2.2. Дневники писателя как картина мировоззренческой эволюции 28

2.3. «Мысль семейная» в произведениях Л.Н. Толстого: нравственные уроки, которые мы извлекли 38

Глава III. Дневники С. А. Толстой 53

3.1. Записи первых десятилетий семейной жизни 53

3.2. Доминанта мироощущения С. Толстой в последние годы жизни с писателем 60

Заключение 70

Список использованной литературы 74

Курсовая работа:
СЕМЕЙНЫЕ ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Дипломная работа:
ЯЗЫКОВЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА РЕБЕНКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Введение (выдержка)

Актуальность исследования. Л. Толстой на протяжении всей жизни и творчества постоянно обращался к «мысли семейной», что представляет несомненный интерес в контексте изучения проблемы осмысления семейных ценностей супругами Толстыми. Исследователи творчества знаменитого писателя не раз подчеркивали, что в его крупных шедеврах в центре внимания стоит именно вопрос семейных отношений и семейных традиций.

Семья всегда была своего рода онтологическим центром любых личных потрясений и общественных катаклизмов и потрясений, будь то война, вражда, измена, радость и благоденствие. Сам писатель говорил, что его семейный опыт - субъективно-общечеловеческий, тем самым подчеркивая некую общность семейной проблематики для каждого человека.

Оставаясь в семье почти до последних дней своей жизни, несмотря на бытовые и семейные неурядицы, Толстой поступал тем самым последовательно и принципиально. Его жизнь в условиях контраста роскоши и нищеты, рабства и свободы, «ненависти» и «любви» протекала в самом драматическом, стержневом пространстве нравственного бытия человека. Ни социальные проблемы, ни война, ни изгнание и тому подобное не в состоянии были подарить ему тот бесценный опыт соприкосновения с пороками жизни, сколько дали «семейная война», «семейная беда» и «семейное изгнанничество».

Софью Андреевну и при жизни мужа, и после его смерти обвиняли в том, что она так и не поняла супруга, не разделила его идеи, была слишком приземлённой и далёкой от философских воззрений графа. В этом обвинял её и он сам, это, по сути, и стало причиной многочисленных разногласий, омрачавших последние 20 лет их совместной жизни. И тем не менее нельзя упрекнуть Софью Андреевну в том, что она была плохой женой. Посвятив всю жизнь не только рождению и воспитанию многочисленных детей, но и заботам по дому, хозяйству, решению крестьянских и хозяйственных проблем, а также сохранению творческого наследия великого мужа, она забыла и о платьях, и о светской жизни.

Писатель полагал, что род человеческий способен развиваться только в семье, а значит ее разрушение чревато самыми недобрыми последствиями для человека. Семья есть не только стержень, но и опора и исток как всего рода, так и личности в отдельности.

Тем парадоксальнее было для современников узнать, что за 10 дней до смерти 82-летний Толстой ушёл из собственного имения в Ясной Поляне. От чего он бежал? Декаденты начала ХХ века считали его поведение изощрённой формой самоубийства. Коммунисты вслед за Лениным видели в этом поступке бунт против самодержавия. На самом же деле бегство Толстого из любимой Ясной Поляны с 50 рублями в кармане имело бытовые причины. За три месяца до смерти Толстой подписал тайное завещание, по которому все авторские права на произведения передавались не его жене Софье Андреевне, а дочери Александре и лучшему другу Черткову. После того как жена узнала об этом из украденного у Толстого дневника, жизнь в имении превратилась в ад. Истерики супруги, открытое противостояние почти со всеми взрослыми детьми склонили Толстого к тому, что он задумал ещё за 25 лет до этого, - к побегу. «Не могу переносить!», «они разрывают меня на части», «ненавижу Софью Андреевну», - писал он в те дни. Узнав о бегстве, жена дважды убегала на пруд и топилась, била себя в грудь тяжёлыми предметами и кричала: «Я его найду, я убегу из дому, побегу на станцию! Ах, только бы узнать, где он! Уж тогда-то я его не выпущу, день и ночь буду караулить, спать буду у его двери!»

Цель работы - проанализировать интерпретацию семейной темы в дневниках С. Толстой и Л. Толстого.

Объектом исследования является произведения Л.Н.Толстого, дневниковые записи Л.Н. Толстого и С. А. Толстой.

Предмет исследования: отраженные в художественных произведениях и интимных документах свидетельства семейной драмы супругов Толстых.

Задачи нашего исследования определены следующим образом:

- проанализировать повесть «Детство» как первое произведение писателя в русле семейного цикла;

- исследовать дневниковые записи Л. Толстого в контексте «мысли семейной»;

- ознакомиться с основными этапами биографии С. А. Толстой;

-ознакомиться и проанализировать дневниковые записи С. Толстой для выделения в них основной доминанты драматического, а порой и трагического мироощущения жизни.

Научная новизна работы заключается: и сопоставлении автобиографических записей С. А. Толстой с проблематикой произведений Л.Н. Толстого, затрагивающих семейные отношения, также в соотнесении дневниковых записей обоих супругов, достаточно объективно отображающих картину их совместного бытия.

Материалом исследования послужили автобиографические записи супругов Толстых - дневники, автобиографические очерки.

Теоретико - методологическую основу исследования составляют труды Мережковского Д.С., Ломунова К.Н., Лозовской Е.Л., Маймина Е.А., Никифоровой Т.Г., Опульской Л.Д., Порудоминского В.И, Сабурова А.А., Сухих И.Н., Фридлендера Г.М., Хализева В.Е., Чуприной И.В., Шифмана А.И., а также автобиографические произведения С.А.Толстой, воспоминания дочерей писателя - Кузминской Т.А., Сухотиной - Толстой Т.Л., сыновей писателя - Толстого А.И., Толстого Л.Л.

Практическая значимость. Основные тезисы данного исследования могут быть применены на занятиях по истории русской литературы конца XIX - начала XX века, и как основа спецкурса по творчеству Л.Н. Толстого и С. А. Толстой.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Дипломная работа:
НАРОДНЫЕ ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Реферат:
Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир

Основная часть (выдержка)

Глава I. Л. Н. Толстой - писатель и семьянин

1.1. Отражение поиска идеала семейного счастья в творчестве Л.Н.Толстого

Семейный вопрос в творчестве Толстого занимает едва ли не главенствующую позицию, на которую обратили внимание как современники, так и литературоведы последующих поколений. Важно обратить внимание на работы таких исследователей, как П.И.Бирюков, Ф.И.Булгаков, К.С.Головин, Н.Н.Гусев, В.Г.Зелинский, А.А.Козлов, К.Н.Леонтьев, Ф.П.Преображенский, Н.Н.Страхов, а также И.Ф.Анненский, С.Н.Булгаков, И.А.Бунин, В.В.Вересаев, З.Н.Гиппиус, Н.О.Лосский, Д.С.Мережковский, В.А.Поссе, В.В.Розанов и др.

По итогам изучения русских печатных изданий, можно сделать вывод, что многие из них содержат статьи о произведениях писателя, в которых прослеживается «мысль семейная». Это около тридцати изданий, из которых можно перечислить наиболее известные русскому читателю: «Биржевые ведомости», «Вестник Европы», «Вестник права», «Голос», «Дело», «Женское дело», «Жизнь», «Исторический вестник», «Книжки Недели», «Кремль», «Литература и жизнь», «Мир божий», «Неделя», «Нива», «Новое время», «Новь», «Отечественные записки», «Русские ведомости», «Русская мысль», «Северный вестник», «Церковные ведомости» и т. д.

Н. Н. Страхов воспринимал «Войну и мир» как семейную хронику, и говорил, что все предыдущее творчество писателя можно трактовать как предварительное исследование, завершившееся созданием «семейной хроники» , а исторический романист Г. П. Данилевский писал следующее: «Главная сила графа Л.Н. Толстого - в изображении мирных, семейных картин. В отдельных картинах «Войны и мира» и «Анны Карениной» и в целом романе «Семейное счастие» он является истинным и могучим поэтом тихого, семейного очага».

Литературный критик П. И. Бирюков высказывал следующее «семейная жизнь захватывает его с необычайною силою, снова фиксирует его страсти и освобождает его творческие силы. И в течение первых пяти лет он создает небывалое по силе и могуществу произведение «Война и мир».

А.А. Сабуров писал, что «Ростовы и их окружение - это не семейное гнездо из дворянской хроники. Это художественный образ, изображающий целый класс в определенную эпоху, с исторической перспективой, с симптомами его распада и деградации».

Также о романе «Анна Каренина» литературоведы отзывались следующим образом. П. И. Бирюков заявлял, что в роман показано семейный конфликт четы Левиных, которые «также во многом списаны с натуры».

М. Н. Катков в свое время отказался выпускать в свет последнюю часть романа «Анна Каренина», и к тому же в журнале «Русский вестник» выложил статью, в которой высказывал мнение, что роман со смертью Карениной закончен, и нашел поддержку у многих современников, которые за перипетиями отношений Анны и Вронского не увидели главного.

А.М.Скабичевский издевался над «семейной мыслью» романа, как недостойной для художника и мыслителя.

Следующее произведение Толстого, которое было подвергнуто очень сильной критике, была повесть «Крейцерова соната», также содержавшая в себе ту самую мысль семейную. После того, как повесть и «Послесловие» к ней были опубликованы, появилось выступление Главы Святейшего Синода К.П. Победоносцева, который очень резко осудил произведение: «Да, надо сказать ведь все, что тут написано, - правда, как в зеркале, хотя я написал бы то же самое совсем иначе, а так, как у него написано, - хоть и зеркало, но с пузырем и оттого кривит. Правда, говорит автор от лица человека больного, раздраженного, проникнутого ненавистью к тому, от чего он пострадал - но все чувствуют, что идея принадлежит автору. И бросается в глаза - сплошь почти отрицание. Положительного - идеала - автор почти не выставляет, хотя изредка показывает его проблесками».

Литературовед А. Е. Соловьев был одним из тех, кто сумел понять «Крейцерову сонату» наиболее всего правильнее и достоверно. В своей брошюре он говорит, что для Толстого характерно во всех произведениях уточнение, что благополучие человека зиждется прежде всего на благополучной семейной жизни.

Исследователь Э. Г. Бабаев также утверждал, что Лев Толстой в романе «Анна Каренина» вдохновлялся «мыслью семейной».

Роман «Воскресение» стал для писателя итоговым произведением, в котором также звучала тема семьи, но критика именно в данном романе семейную мысль не уловила. Только исследователь Н. К. Михайловский сумел провести главные параллели между «Воскресением» и «Крейцеровой сонатой», обратив внимание, что тема семьи и интимных отношений в романе развиваются последовательно в самом широком значении.

Особое внимание нужно уделить работам В.В. Жданова «От «Анны Карениной» к «Воскресению»» и «Любовь в жизни Льва Толстого», в которых исследователь делает попытку соотнести схожесть персонажей из

книги с жизнью самого писателя, и тем самым акцентировать внимание на важности семейной темы в творчестве Толстого.

В сознании большинства «постсоветских» людей, наших современников, Лев Николаевич Толстой остался лишь классиком отечественной литературы, его литературное наследие современной молодежью изучается только в рамках школьной программы, зачастую поверхностно и бегло. Его духовные искания, метания, постоянный внутренняя дисгармония остается неизвестны простому обывателю, непрофессиональному читателю.

В течение первых 10 - 12 лет после женитьбы Толстой создает «Войну и мир» и «Анну Каренину». Если в первом романе «родовое семейство», в отличие от «семейства случайного», выступает как нечто святое и незыблемое, дающее смысл существованию любимых героев, то «Анна Каренина» - лишь осуждение женщины, поставившей свою страсть выше интересов семьи. Здесь в полной мере проявилось разочарование Толстого в своём семейном идеале. Ни одной счастливой семьи на страницах романа мы не найдём: Каренин - муж, который всегда готов простить, но не прощает; женщина-мать Долли Облонская вызывает лишь жалость и сочувствие; Кити и Левин прочно встают на путь «яснополянского ада» семейства Толстых.

Повесть «Крейцерова соната», над которой Толстой работал несколько лет (первая публикация 1891 год), по своей проблематике, остроте социальных и антиклерикальных обличений вплотную примыкает к роману «Воскресение» (публикация в 1899 году в журнале «Нива»), выход которого непосредственно предварил отлучение писателя от церкви.

В «Крейцеровой сонате» Толстой не только вскрыл моральную распущенность своего круга, но одновременно объявил несостоятельными нравственные устои самого церковного брака. Эта несостоятельность, по Толстому, связана с неверным пониманием любви, которая, возникая из сознания бессмысленности индивидуального бытия, должна быть направлена не на личность, а на безличное целое. Толстой самым решительным образом отрицает в повести все христианские символы, отвергает понимание брака как Таинства, считая всё это насквозь фальшивым. Не допущенная вначале к печати, повесть стала переписываться во множестве экземпляров и вскоре разошлась по всей России, вызвав нескончаемые толки и жаркие споры.

В романе «Воскресение» (1899 год) это демонстративное противостояние достигло своего апогея. Описывая Божественную литургию в 39-й и 40-й главах первой части романа, Толстой именует иконостас «перегородкой», ризу - «парчовым мешком», престол, на котором совершается пресуществление Святых Даров, - «столом», дароносицу «чашкой» и т.д. Он обличает представителей Церкви «снизу доверху» - от рядового священника до обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева. Последний выведен в «Воскресении» под именем Топорова («говорящая» фамилия, напоминающая о топоре, орудии казни). В 21-й и 27-й главах третьей части романа с нескрываемой авторской симпатией нарисован образ безымянного сектанта-анархиста, обличающего царя и царские власти [23, 75].

Всю свою долгую земную жизнь Толстой стремился избавиться от своего внутреннего разлада, предотвратить или хотя бы остановить его распространение на окружающих, найти выход и способ благополучного спасения. Отсюда его богоискательство, приведшее в конечном итоге к богоборчеству и отлучению от православной церкви. Отсюда и стремление подчас навязать современникам собственную точку зрения на мораль, веру, общечеловеческие ценности и их значение в несовершенном, порочном обществе, да и целом мире. Толстовские «проповеди», облачённые в форму литературных произведений, вне сомнения, влияли на умы, ещё не «зомбированные» телерекламой. Именно они во многом сформировали моральный облик и систему ценностей российской интеллигенции, впоследствии стёртой с лица земли теми, кто наплевал на проповеди «непротивления злу» или вовсе их не читал [27, 115].

Свое «новое миропонимание» Толстой изложил в сочинении «В чем моя вера?». Наставления Христа, преподанные народу в Нагорной проповеди, Толстой сводит к следующим пунктам: «Не противься злу, не гневайся, не разводись, не клянись, не осуждай, не воюй». В них, по Толстому, заключена вся христианская мораль, и на этом основании можно создать счастливую жизнь на земле или, выражаясь его терминологией, «царство Божие среди людей» [27, 127].

До возникновения «толстовства» было принято считать, что Евангельские заповеди относятся, прежде всего, к жизни отдельных людей, начертаны для них как идеал, имеют силу нравственного закона. Толстой подверг все это коренному пересмотру: «Как можно любить ближнего, как самого себя, когда в меня вложены ни на мгновение не покидающая меня любовь к себе и очень часто столь же постоянная ненависть к другим?. Требования терпения и самоотвержения противны человеческой природе».

Исходя из этого, Толстой «сместил акценты», перенес Евангельские заповеди, отфильтрованные рассудком, с одной почвы на другую. Он предложил устроить по высшим идеалам человеческой личности жизнь всего общества и государства, всех правительственных и общественных институтов, по существу, перелагая на них ответственность за несовершенство человеческой природы и тем самым как бы освобождая индивидуум от личной ответственности. При этом Толстой провозгласил задачу «нравственного самосовершенствования», в основу чего положил принцип «непротивления злу насилием». Он полагал, что принцип непротивления злу есть безусловное нравственное начало, которое выражает собою сущность и смысл христианской морали. Между тем, как справедливо отмечали оппоненты Толстого, с подлинными евангельскими текстами этот принцип ничего общего не имеет.

Исходя из своей проповеди непротивления, Толстой осуждал молитвы о воинстве, благословение оружия, молебны о даровании победы, считая все это несовместимым с христианским учением. На этом основании он обвинил Русскую Православную Церковь в лицемерии. Толстого возмущала, прежде всего, позиция церковных чиновников, которые давно свели свою веру лишь к обрядовой стороне, поставив церковь на службу несовершенному государству и обществу [17, 93].

В 1881 году Софья Андреевна настояла на переезде из Ясной Поляны в Москву, дабы дать старшим детям образование. Толстым это было встречено буквально «в штыки»: в Москве невозможно пахать. Никакие светские развлечения, знакомства, устройство жизни и образования детей его более не интересуют и однозначно расцениваются им как занятия «безнравственные». Единственное развлечение графа в Москве (судя по переписке родных): пилить и колоть дрова с мужиками на Девичьем Поле. В 1882 году Толстые покупают дом в Хамовническом переулке, зиму 1882-1883 годов проводят в Москве, но при первом же удобном случае Толстой возвращается в имение. В Ясной Поляне он продолжает работу над теоретическим обоснованием своего учения, пишет повесть «Смерть Ивана Ильича».

Можно по-разному относиться к творчеству и философии Л.Н. Толстого, по-разному оценивать его попытку донести до современников своё понимание и видение путей духовного развития человеческой личности, общества, государства. Русская либеральная интеллигенция, оказавшись после событий 1917-20 годов на чужбине, во многом отказалась от идеализации взглядов Л.Н. Толстого. «Пророчества» яснополянского старца, которые совсем недавно казались откровением, указанием истинного пути, уступили место запоздавшему патриотизму и попыткам обоснования эмигрантскими философами новой национальной идеи. В Советской России на Л.Н. Толстого бездумно навесили ярлык «зеркала», так и не потрудившись понять, чего же именно добивался этот человек, всё выше и выше поднимая планку своей моральной и духовной ответственности перед обществом, близкими, перед самим собой.

Можно сделать вывод, что тема семейной жизни много значила для Толстого и поэтому отразилась практически во всем его творчестве, что теперь можно сказать с уверенностью. Неудивительно, что его творчество неизменно вызывала бурную реакцию современников, поскольку Толстой поднимал в своих произведениях такие вопросы, которые до него в таком аспекте и в таких масштабах никогда не озвучивались. Несмотря на свою сенсационность и даже некоторую эпатажность, если смотреть в контексте 19-го века, эти книги были самой настоящей картиной семейной жизни писателя.



Заключение (выдержка)


23 сентября 1862 года Лев Николаевич Толстой женился на Софье Андреевне Берс. Ей на тот момент было 18 лет, графу - 34. Они прожили вместе 48 лет, до самой смерти Толстого, и брак этот нельзя назвать лёгким или безоблачно счастливым. Тем не менее Софья Андреевна родила графу 13 детей, опубликовала и прижизненное собрание его сочинений, и посмертное издание его писем. Толстой же в последнем послании, написанном супруге после ссоры и перед тем, как отправиться прочь из дома, в свой последний путь до станции Астапово, признавался, что любит её, несмотря ни на что - только вот жить с ней не может.

Был ли Лев Толстой счастлив в браке?

На этот вопрос пытался ответить как сам Толстой (правда весьма неоднозначно), так и целый ряд его известных биографов. Ясно одно: женитьба и семейная жизнь с Софьей Андреевной в какой-то период завершили оформление Л.Н. Толстого как личности. Они же способствовали его настоящему рождению как писателя.

Мнения биографов и исследователей относительно роли Софьи Андреевны в жизни и творчестве Л.Н. Толстого отнюдь не однозначны. Одни называют её «преданнейшим другом и незаменимой помощницей во всех делах», другие, вслед за «поздним» Толстым, склонны видеть в её взаимоотношениях с мужем основную причину его внутреннего разлада. Софья Андреевна, которая с упорством бессменного секретаря по семь раз переписывала без конца переделываемые, напоминающие стенограммы, записи Л.Н. Толстого, предстаёт едва ли не в образе «злого гения», неустранимой «помехи» творческой свободе великого писателя.

Если обратиться к тем письмам и дневникам Л.Н. Толстого, что были написаны в самом начале его супружеской жизни, то здесь мнения всех биографов сходятся: история первого года брака Толстых полностью, вплоть до некоторых деталей, воспроизведена в романе «Анна Каренина» (Кити и Левин после свадьбы). Ощущение полного счастья и гармонии сменяются семейными ссорами, размолвками и скорыми примирениями.

Софью Андреевну и при жизни мужа, и после его смерти обвиняли в том, что она так и не поняла супруга, не разделила его идей, была слишком приземлённой и далёкой от философских воззрений графа. В этом обвинял её и он сам, это, по сути, и стало причиной многочисленных разногласий, омрачавших последние 20 лет их совместной жизни. И, тем не менее, нельзя упрекнуть Софью Андреевну в том, что она была плохой женой. Посвятив всю жизнь не только рождению и воспитанию многочисленных детей, но и заботам по дому, хозяйству, решению крестьянских и хозяйственных проблем, а также сохранению творческого наследия великого мужа, она забыла и о платьях, и о светской жизни.

Удивительным для современного человека может показаться то, как вела себя Софья Андреевна, когда речь заходила о чести и достоинстве ее мужа. Забывая все личные обиды, она выступала как чуткая супруга и мать семейства. Если дело касалось интересов семьи и семейных ценностей, Софья Андреевна проявляла себя не только как отличный организатор, но и как сильная, волевая и благородная женщина. И хотя семейная жизнь Толстых была весьма далека от идеала, прочтение книги Софьи Андреевны может быть интересно для людей, интересующихся историей, а также весьма полезно как воспоминания женщины, умевшей забывать о неурядицах и личных обидах в ответственные и сложные моменты жизни.

История любви и семейной жизни Толстых - это история столкновения между возвышенным и реальным, между идеей и бытом, и неизбежно следующего за этим конфликта. Только вот нельзя с уверенностью сказать, кто в данном конфликте прав. У каждого из супругов была своя правда.

Софья Андреевна Толстая была сильной, неординарной личностью - она обладала независимым характером, огромной жизненной энергией, необыкновенным трудолюбием, разносторонними художественными дарованиями.

В 80-90-е гг., вследствие изменения взглядов Толстого на жизнь, в семье произошел разлад. Софья Андреевна, не разделявшая новых идей мужа, его стремлений отказаться от собственности, жить своим, преимущественно физическим трудом, все же прекрасно понимала, на какую нравственную и человеческую высоту он поднялся.

На протяжении многих лет Софья Андреева оставалась верной помощницей мужа в его делах: переписчицей рукописей, переводчиком, секретарем, издателем его произведений. Уход и смерть Толстого тяжело подействовали на Софью Андреевну, она была глубоко несчастна, не могла забыть, что перед его кончиной не видела мужа в сознании. 29 ноября 1910 г. она писала в «Ежедневнике»: «Невыносимая тоска, угрызения совести, слабость, жалость до страданий к покойному мужу. Жить не могу». [53]. После смерти Толстого Софья Андреевна продолжила издательскую деятельность, выпустив свою переписку с мужем, завершила издание собрания его сочинений. Софья Андреевна скончалась 4 ноября 1919 г. Зная о том, что ее роль в жизни Л.Н. Толстого оценивалась неоднозначно, она писала: «. Пусть люди снисходительно отнесутся к той, которой, может быть, непосильно было с юных лет нести на слабых плечах высокое назначение - быть женой гения и великого человека». [53].

Яснополянский быт Толстого, его мысли и отношения с детьми, женой, церковью и государством привлекали пристальное внимание миллионов людей по всему миру. Ясная Поляна ещё при жизни писателя стала культовым местом, а он сам - живым носителем мудрости, к которому со всей страны ехали поклоняться паломники. Такая обстановка не нравилась Толстому, и он покинул усадьбу поздней осенью 1910 года, чтобы через несколько дней умереть в чужой постели на станции Астапово Липецкой области.

О последних днях жизни Толстого и о причинах, которые заставили 82-летнего старика бежать ночью от своей жены и детей, из своего родного дома, написаны десятки книг, но точка в этом вопросе не поставлена до сих пор и вряд ли когда-нибудь будет поставлена. Личность Толстого, несмотря на всю его откровенность в литературных произведениях, письмах и дневниках, до сих пор остаётся загадочной и притягательной для миллионов читателей.

Следует вспомнить, что Лев Николаевич Толстой, прежде всего, был реальным, живым человеком, со своими мыслями, чувствами, богатым внутренним миром. Благодаря незаурядному таланту, он сумел сделать себя достоянием всего человечества. Личность человека - Толстого неотделима от его творчества и философских исканий. И многие его произведения автобиографичны в гораздо большей степени, чем мы привыкли их воспринимать.

Возможно, оттого, что сам он, будучи личностью, столь незаурядной, и всю жизнь проведя рядом со столь же неординарной личностью, каковой была Софья Андреевна - оттого может быть тяжело им было вместе, но и порознь они уже не могли. Ясно одно - оба стремились беречь и хранить семью, как единственное доброе и вечное, что может быть у человека, оба взаимно уважали и ценили друг друга, но этого оказалось мало для взаимного счастья.

Дипломная работа:
Взаимосвязь психологического климата семьи с переживанием одиночества и проявлением агрессивности в поведении у подростков

Дипломная работа:
Лексика природоописания в языковой художественной картине мира

Литература


1. А. А. Сабуров, «Война и мир» Л. Н, Толстого, проблематика и поэтика», М., 1959, С. 142

2. Амфитеатров А. Антон Чехов и Суворин А.С. Ответные мысли.- М.: Русское слово, 1914.

3. Бабаев Э. Г. Роман и время. Тула, 1975. С. 228

4. Бартов А.А. И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой и маркиз Астольф де Кюстин / Лев Николаевич Толстой - в сторону славянофилов //Нева: журнал.- СПб., 2008.- № 10.

5. Бирюков П. Н. Биография Л. Н. Толстого в 4-х томах, 1905-1922. - М.: Алгоритм, 2000. - Т. I-IV. - (Гений в искусстве).

6. Бирюков П.И. Биография Толстого Л.Н.Т.3.-М.: Госиздат, 1992.

7. Булгаков В.Ф. Воспоминания и рассказы.-Тула: Приокское кн. изд-во, 1964.

8. Бурнашева Н. И. Комментарии. «Севастополь в декабре месяце» // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. : в 100 т. - Худ. произведения : в 18 т / Подг. текста и комм. Н. И. Бурнашевой; ред. тома Л. Д. Громова-Опульская. - М.: Наука, 2002. - Т. II. - С. 393-394

9. Вересаев В. В. Да здравствует весь мир! (О Льве Толстом). - М.: Директ-Медиа, 2010. – 188 с.

10. Выжутович В.В. Наследный хранитель. Российская газета (19 марта 2009).

11. Горький М. Лев Толстой // М. Горький. Собр. соч. в 22 т. - 2-е изд., испр. автором. - М.-Л.: ГИЗ, 1927. - Т. 15.

12. Гусев Н.Н. Толстой Л.Н.-М.: Наука, 1970.

13. Гусейнов А. А. Новая философская энциклопедия: в 4 т. /Стёпин В.С. -М.: «Мысль», 2000-2001. - Т. IV.

14. Данилевский Г.П. Поездка в Ясную Поляну // Интервью и беседы с Львом Толстым. М., 1986. С. 32.

15. Жданов В.А. Любовь в жизни Льва Толстого. - М.:Планета, 1993. С. 38

16. Кулешов Ф.И. Л.Н. Толстой: (Из лекций по русской литературе X?X в.). - Минск, 1978. С. 42

17. Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников : в 2 т / Ред. С. А. Макашин; сост., подгот. текста и комм. Г. В. Краснова и Н. М. Фортунатова. - М.: Худ. лит, 1978. - Т.1-2. - 623 + 672 с. - (Лит. мемуары).

18. Лев Толстой в Иерусалиме: Материалы международной научной конференции «Лев Толстой: После юбилея» / Сост. Е.Д. Толстая. - М.: Новое литературное обозрение, 2013. - 432 с.

19. Лифшиц Г. М. Политическая борьба вокруг смерти Толстого // Лев Толстой / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; ред. тома С. А. Макашин. - М.: Изд-во АН СССР, 1961. - Т. 69. Кн. 2. - С. 321-402.

20. Луначарский А.В. Собрание сочинений в 8-ми томах, т.1.-М.: Художественная лит-ра, 1963.

21. Маартен М. Проблема семьи в творчестве Л. Н. Толстого, 1850-1870-е гг. - М.: МГУ, 2000. - С. 211.

22. Маковицкий Д. П. У Толстого. 1904-1910: «Яснополянские записки»: В 4 кн/ АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Ред. комис. изд. С. А. Макашин, М. Б. Храпченко, В. Р. Щербина. - М.: Наука, 1979-1981.- Т.90. - (Лит. наследство).

23. Мейлах Б. Уход и смерть Льва Толстого.-М.:1979.

24. Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский / РАН; изд.подготовила Е. А. Андрущенко; отв. ред. А.Л. Гришунин. - М.: Наука, 2000. - 586 с. - (Лит. памятники).

25. Михайловский Н.К. Литература и жизнь./Письма о разных разностях/Спб., 1892, С. 81

26. Мотрошилова Н. В. Иван Ильин. О России и российской культуре. Критика Л. Толстого и толстовства // История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. третья: Философия XIX-XX вв.: Уч. для вузов / Под ред. Н. В. Мотрошиловой и А. М. Руткевича. - 2-е изд. - М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1998. - С. 355-358.

27. Мотылёва Т. Л. Толстой и современные зарубежные писатели // Лев Толстой / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; ред. тома С. А. Макашин. - М.: Изд. АН СССР, 1961. - Т. 69. Кн. 1. - С. 141-150

28. Н.Н. Страхов о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». С. 121

29. Набоков В. В. Лекции по русской литературе. - М., 2001.

30. Никитина Н.А. Повседневная жизнь Льва Толстого в Ясной Поляне. -М.: «Молодая гвардия», 2007. - 113 с.

31. Новикова Л. И., Сиземская И. H. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Стёпин В.С.- М.: «Мысль», 2000-2001. - Т. I.

32. Определение Святейшего Синода. // Лев Толстой: pro et contra. Спб., 2000, С. 345

33. Ореханов Г. Л. Л. Н. Толстой и Русская Православная Церковь. К истории конфликта. Вторая половина XIX- начало XX в. // «Исторический архив». 2009, № 6, стр. 134.

34. П. И. Бирюков, «Биография Льва Николаевича Толстого», т. II, М, 1923, С. 27

35. Поповкин А.И. Л.Н. Толстой. Биография. - Москва, 1958. С. 115

36. С. И. Танеев. Личность, творчество и документы его жизни, М.- Л., 1925, С. 101.

37. Скабичевский A.M. Граф Л.Н.Толстой. Разлад художника и мыслителя. // Русское богатство. - 1880. - №1

38. Соловьев А.Е. Отрицает ли Лев Толстой семью и брак? (По поводу «Крейцеровой сонаты».) Пенза, тип. губернского правления, 1893.

39. Софья Толстая. Полина Виардо-Гарсия. Айседора Дункан. / Авт.-сост. А.Н. Петров. - Минск, 1999. С. 67

40. Сухотина-Толстая Т.Л. Дневник. М.: Правда, 1987.

41. Толстая С.А Дневники в 2-х томах, т.1, 2.- М.: 1978.

42. Толстой в 1880-е годы. Записки И. М. Ивакина // Литературное наследство. Т. 69. Кн. 2. М, 1961. С. 45.

43. Толстой И. Л. Мои воспоминания. М.:«Мир», 1933, С. 232

44. Толстой Л.Н. Дневники 1847-1894. Собрание сочинений в 22-х томах, т.21.- М.: Художественная литература, 1985.

45. Толстой Л.Н. Дневники 1895-1910. Собрание сочинений: в 22 тт., т.22.- М.: Художественная литература, 1985.

46. Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 20 т. Т. 17. М.: Худож. лит., 1960 - 1965.

47. Толстой С. М. «Толстой и Толстые». Очерки из истории рода. «Tolstoï et les Tolstoï». Essais de histoire de la famille / Пер. с фр. Н. И. Азаровой. - М.: Сов. Россия, 1990. - 228 с.

48. Толстой С.Л. Очерки былого. Тула: Приокское кн. изд-во,1975.

49. Шифман А.И. Комментарии. Дневники Льва Толстого.- М.: Художественная литература, 1985.

50. Шкловский В. Лев Толстой. М., 1967.

51. Эйхенбаум Б. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1960.

52. Lib.ru. Классика // Дневники С. А. Толстой (1897 - 1909). [сайт]. URL: http://az.lib.ru/t/tolstaja_s_a/text_0010.shtml (дата обращения: 21.12.2014).

53. Жизнь женщин. // Мемуары С. Толстой «Моя жизнь». [сайт]. URL: http://www.a-z.ru/women/texts/tolstayar-2.htm#:) (дата обращения: 21.12.2014).

54. Род Толстых. // Супруги Толстые. [сайт]. URL: http://tolstoys.ru/tree/spouses/tolstaya-s-a/ (дата обращения: 21.12.2014).

55. ФЭБ. Русская литература и фольклор. // Дневники 1862 – 1900. [сайт]. URL: http://feb-web.ru/feb/tolstoy/critics/td1/td1-035-.htm (дата обращения: 21.12.2014).



Примечания

К работе прилагается презентация.

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 77
Год: 2018
2700 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 311946 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X