8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Педагогика

Формирование познавательных универсальных учебных действий решение проблемы младших дошкольников. - Дипломная работа

Содержание

Введение 2

1 глава Теоретические основы проблемы формирования УУД решение проблемы у старших дошкольников 6

1.1 Сущностная характеристика категории УУД 6

1.2 Структура и содержание УУД решение проблемы 13

1.3 Методические средства(условия), формирования познавательных УУД, решение проблемы 17

1.4 Уровни и критерии сформированности УУД решения проблемы 24

Вывод по Главе 1 31

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию УУД решение проблемы 32

2.1 Описание констатирующего этапа эксперимента 32

2.2 Содержательная характеристика формирующего эксперимента 43

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 50

Вывод по Главе 2 60

Заключение 62

Список литературы 64

Приложения 69



Введение (выдержка)

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Одной из главных задач ФГОС НОО является формирование у младших школьников познавательных УУД, одним из которых выступает УУД решение проблемы. Значимость формирования данных действий заключается в том, что именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования данного учебного действия. По окончании начальной школы дети должны владеть умениями постановки и решения проблемы.

Универсальное учебное действие решение проблемы — это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Возникновение и развитие различных видов деятельности у человека представляет собой сложный и длительный процесс. Активность ребёнка только постепенно в ходе развития, под влиянием воспитания и обучения принимает формы сознательной целенаправленной деятельности.

Программа развития универсальных учебных действий позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Теоретико-методологическая основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный и культурно-исторический подходы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), интегрирующие достижения педагогической науки и практики (компетентностной и зуновской парадигм образования).

Всё вышеперечисленное позволило нам перейти к формулированию проблемы исследования: каковы методические условия формирования УУД решение проблемы у младших школьников?

Объектом исследования стал учебно-познавательный процесс в начальной школе.

Предметом исследования является поиск методических условий формирования познавательных универсальных учебных действий решение проблемы у младших школьников на уроках.

Цель исследования – выявление, обоснование и апробирование методических условий формирования познавательных универсальных учебных действий решение проблемы младших дошкольников.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме «УУД решение проблемы».

2. Выявить возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста.

3. Осуществить подбор методик для изучения познавательных УУД решение проблемы.

4. Разработать и апробировать комплекс методических средств по формированию познавательных УУД решение проблемы.

5. Проанализировать полученные данные формирующего эксперимента. Сформировать выводы по изучаемой теме исследования.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что формирование познавательных УУД решение проблемы у младших школьников будет возможным, если:

1. Интеллектуальные учебные игровые задания будут включены в преподавание основных дисциплин начальной школы.

2. Интеллектуальные учебные игровые задания будут реализованы в соответствии с их двусоставной или трехсоставной структурой.

3. Интеллектуальные учебные игровые задания будут иметь различное содержание (простые, универсальные, по типу викторины).

Методы исследования в дипломной работе: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме, Диагностика универсальных учебных действий решение проблемы - методика диагностики общего приема решения задач (А.Р. Лурия); тест «Логические закономерности»; Диагностика умений постановки и решения проблемы - методика «нахождение схем к задачам» по А.Н. Рябкиной., констатирующий и формирующий эксперимент.



Основная часть (выдержка)

Теоретический обзор научной литературы по проблеме познавательной деятельности показал важность познавательных УУД в структуре УУД у младших школьников. В рамках эмпирической части данной дипломной работы мы выявим уровни сформированности познавательных УУД у младших школьников, а также реализуем программу формирования познавательных УУД у младших школьников.

Заключение (выдержка)

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

В процессе учения, в своей учебно-познавательной деятельности младший школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе меж субъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса.

На основании теоретического анализа литературы по проблемы исследования мы сформулировали гипотезу, основанная на предположении о том, что формированию УУД решение проблемы у младших школьников будет способствовать использование интеллектуальных учебных игровых заданий, которые были проверены в рамках практической главы.

С помощью трех методик (методика диагностики общего приема решения задач (А.Р. Лурия), тест «Логические закономерности», методика «нахождение схем к задачам» по А.Н. Рябкиной) выявлены уровни развития УУД решение проблемы у младших школьников.

Результаты диагностики показали, что большинство обследуемых детей обладают средним уровнем развития УУД решение проблемы, в связи с чем нами была организована формирующая работа - разработана и апробирована программа формирования УУД решение проблемы у младших школьников. В рамках этого программы мы включили интеллектуальные игры в преподавание основных дисциплин начальной школы (урок русского языка, урока литературного чтения и т.д.), а также провели общую интеллектуальную игру (по типу викторины) «Вопросы на все случаи жизни». Повышение интереса к предлагаемым заданиям, активность и ответственность при их выполнении, более успешное решение их и пр. факторы помогли нам высказать предположение о том, что подобранные интеллектуальные учебные игровые задания развили познавательные УУД у младших школьников.

Повторная диагностика показала, что большинство учащихся младшего школьного возраста обладают высоким и средним уровнем развития познавательных УУД. В экспериментальной группе вдвое увеличилась численность учащихся с высоким уровнем развития познавательных УУД после формирующей работы, в четыре раза уменьшилась численность учащихся с низким уровнем развития познавательных УУД. Применение критерия Мана-Уитни для сравнения результатов диагностики по конкретным методикам показало достоверность этой динамики.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что разработанная и апробированная нами программа формирование УУД решение проблемы у детей младшего школьного возраста посредством интеллектуальных учебных игровых заданий оказалась эффективной.

Цель достигнута.

Гипотеза доказана.

Литература

1. Анисимова, Е. В. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] / Е.В. Анисимова // Интернет-журнал «Эйдос». - 2012. - Режим доступа - http://www.eidos.ru/joumal/2012/0829- 10.htm.

2. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов. - Москва : Просвещение, 2010. - 160с.

3. Бабанский, Ю. К. Педагогика : учебник / Ю. К.Бабанский. - Москва : Просвещение, 1983. - 240с.

4. Баранов, С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник / С. П. Баранов. - Москва : Академия, 2015. - 463с.

5. Беркалиев, Т. Н. Развитие образования. Опыт реформ и оценка прогресса школы / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. - Санкт-Петербург: Издательство Каро, 2007. - 126 с.

6. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие. /Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – Гриф МО. – СПб.: Питер, 2008. – 299 с.

7. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие. [Электронный ресурс] /Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 212с.

8. Василевский А.Б. Обучение решению задач по математике. М., Просвещение, 2001. - 406 с.

9. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. - М., 2006. – 173 c.

10. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 1: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии / О. В. Кузьменкова, М. М. Елфимова, М. Н. Олекс и др.; под ред. О. В. Кузьменковой. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. — 288 с.

11. Воровщиков, С. Г. Универсальные учебные действия: внутришкольная система формирования и развития : учебник / С. Г. Воровщиков, Д. В. Татьянченко, Е. В. Орлова. - Москва : УЦ Перспектива, 2014 - 240с.

12. Ворсина, Н. Н. Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников [Электронный ресурс] / Н.Н. Ворсина // Начальная школа. - 2014. - Режим доступа - http://n-shkola.ru/articles/view/38.

13. Григорьева Г.И. Логика. Занимательные материалы для развития логического мышления. 2 класс. - Учитель - АСТ, 2004. - 112с.

14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения М.,ИНТОР, 1996 г. – 544 с.

15. Еланская З.А. Активизация познавательной деятельности // Начальная школа. - 2001. - №6. - С.52 - 54.

16. Зайцев Т.Г. Теоретические основы обучения решению задач в начальной школе. – М.: Педагогика, 1983. – 99 с.

17. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. - Ярославль: Академия развития, 1998. - 192с.

18. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение, Владос, 1994. – 102 с.

19. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие учителя. М.,: Просвещение, 1985. – 64 с.

20. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011. — 152 с.

21. Канцева М.Н. Развитие младших школьников в теории и практике начального обучения. Оренбург. Изд.ООИУУ, 1997 г. – 35 с.

22. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике 1 - 4 классы. Москва: ВАКО, 2008. - 237с.

23. Козлова, О. И. Формирование УУД средствами технологии педагогических мастерских / О. И. Козлова // Начальная школа. - 2014. - №5. - С. 19-25.

24. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.

25. Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьника / Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 2: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. О. В. Кузьменковой. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. — 240 с.

26. Кузьменко, Н. С. Формирование универсальных учебных действий у первоклассников в период обучения грамоте / Н. С. Кузьменко, О. М. Янюшкина // Начальная школа. - 2014. - №8. - С 37-41.

27. Лазарева, Л. И. Формирование универсальных учебных действий / Л. И. Лазарева, Г. Т. Васильчук // Начальная школа. - 2014. - №6. - С. 76-78.

28. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. Для учащихся начальной школы. - СПб.: "Лань", "Мик", 1996. – 125 с.

29. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника М.,

30. «Просвещение» 1977 г. – 224 с.

31. Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Просвещение, 1984.—256с.

32. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с.

33. Мельникова Т. А. и др. Математика. Развитие логического мышления 1-4 классы. Комплекс упражнений и задач. Волгоград: « Учитель» , 2011 г. – 131 с.

34. Осмоловская, И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - №10. - С. 80-84.

35. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий: В 3 ч. Ч.1 / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. – 215 с.

36. Павлова Т.Л. Диагностика мышления младших школьников. ТЦ «Сфера». 2006. – 64 с.

37. Пеленвина, Н. Г. Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования [Электронный ресурс] / Н. Г. Пелевина // Начальная школа. - 2014. - Режим доступа - http://n-shkola.ru/articles/view/56.

38. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. – 120 с.

39. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.

40. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. «Начальная школа», №7 – 1997 г.

41. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? – Научно-популярный. - Томск: Пеленг. 1993 г. – 60 с.

42. Рождественская Н. В., Толшин А. В. Креативность: пути развития и тренинги. — СПб.: Речь, 2006. — 320 с.

43. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий том 1 / Г.К. Селевко. - Москва, 2006. - 468 с.

44. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий том 2 / Г. К. Селевко. - Москва, 2006. - 401 с.

45. Справочно-информационный портал Грамота.ру - русский язык для всех [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.gramota.ru/slovari/online/#1.

46. ФГОС НОО 373 - 2009 Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Общие положения. - Введ. 6.10.2009. - Москва : в ред. Приказов Минобрнауки России, 2014. - 28 с.

47. Цукерман, Г. А. Система Эльконина - Давыдова как ресурс повышения компетентности российских школьников. Вопросы психологии : учебник / Г. А. Цукерман. - Москва. : 2005. - 115с.



Примечания

К работе прилагаются защитное слово и презентация, уникальность 60%

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 90
5000 p.
Не подошла эта работа?

Закажите написание авторской работы.
С нами работают более 500 авторов.
Средний балл наших работ: 4,87
Пишем студенческие работы с 2010 года.
Мы помогли 310582 студентам.
X
X