8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Педагогика

Проблема формирования коммуникативных компетенций на основе преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе - Дипломная работа

Содержание


ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические аспекты формирования коммуникативных компетенций на основе преподавания социально-гуманитарные дисциплины 8

1.1 Понятие и основы преподавания социально-гуманитарных дисциплин 8

1.2 Анализ предметно-педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативной компетентности при преподавании социально-гуманитарных дисциплин 26

1.3 Проблема формирования коммуникативных компетенций на основе преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе 37

Выводы по главе 54

2. Анализ формирования коммуникативных компетенций на основе преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе 57

2.1 Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетентности 57

2.2 Технология формирования коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности социально-гуманитарных дисциплин 73

2.3 Методические рекомендации по формированию коммуникативных компетенций на основе преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе 97

Выводы по главе 106

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113

ПРИЛОЖЕНИЕ 120



Введение (выдержка)

Степень разработанности проблемы.

Проблема формирования коммуникативной компетентности учащихся рассматривалась в научных исследованиях в различных аспектах: как способность к творчеству, реализуемая в процессе общения (Н.Б. Буртовая, И.В. Шукурова), как педагогическая категория (Л.Л. Балакина, С.И. Поздеева, О.В. Решетова), как психологическая категория общения (Ю.Н. Емельянов, О.И. Муравьева, И.Н. Нестерова, Л.А. Петровская, Н.Л. Русакова), как тренинг в условиях общения (Е.В. Сидоренко).

Проблема учебно-исследовательской деятельности также рассматривалась с различных точек зрения: как исследовательская активность, исследовательское поведение, исследовательская позиция (А.С. Обухов, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков), как педагогическая технология (А.В. Леонтович, Е.С. Полат), как исследовательский подход в обучении (Т.А. Файн), как проблема управления образовательным процессом (И.Д. Чечель), с точки зрения структуры процесса деятельности (Г.П. Щедровицкий), специфического метода в литературном образовании (Т.Л. Патрик).

Вместе с тем необходимо констатировать возросшую потребность современного образовательного процесса в научно обоснованных технологиях формирования коммуникативной компетентности учащихся профильных гуманитарных классов и недостаточность разработанности этих технологий в практике преподавания, особенно в условиях реализации нового Федерального образовательного стандарта, а также ограниченное использование возможностей литературного образования для формирования коммуникативной компетентности.

Таким образом, анализ современной научной литературы по педагогике, психологии, психолингвистике, а также педагогической практики современного литературного образования позволил выявить ряд противоречий между:

– потребностью современного социума в выпускниках, у которых сформирована коммуникативная компетентность как существенное условие для продуктивного общения в обществе, важный инструментарий в дальнейшей профессиональной деятельности и недостаточностью детальной разработки и четкой, целенаправленной организации процесса формирования коммуникативной компетентности в педагогической практике;

– потребностью современного образовательного процесса в условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта в научно обоснованных технологиях формирования коммуникативной компетентности учащихся профильных гуманитарных классов и дефицитом их разработанности в педагогической науке;

– большими возможностями учебно-исследовательской деятельности в развитии коммуникативной компетентности учащихся и недостаточным научнометодическим обеспечением данного вида деятельности.

Актуальность работы. Все более растущий интерес и желание педагогов и определить их значение и место в современном учебном процессе позволили нам сформулировать тему нашего исследования как «Формирование у учащихся коммуникативной компетентности на основе преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе» и выдвинуть гипотезу, что социально-гуманитарные дисциплины эффективно способствуют формированию и развитию коммуникативных способностей учащихся.

Цель работы заключается в разработке методов формирования коммуникативных компетенций на основе преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе»

Объект исследования. Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе.

Предмет исследования коммуникативные способности учащихся.

Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы необходимо решить следующие задачи:

Определить место коммуникативных компетенции молодых специалистов в требованиях ФГОС Педагогическое образование,

Провести анализ психолого-педагогической литературы о формировании коммуникативных компетенции,

Выявить формы организации образовательного процесса в высшей школе, способствующие формированию коммуникативных компетенции,



Заключение (выдержка)

В ходе данного диссертационного исследования, посвященного проблемам формирования коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных гуманитарных классов в процессе литературного образования, получены следующие результаты. Анализ научных трудов в области философии, психолингвистики, психологии, педагогики по исследуемой проблеме позволил определить специфику коммуникативной компетентности в процессе литературного образования, которая понимается как целостное индивидуально-психологическое интегративное образование, определяющее уровень владения коммуникацией учащимися, включающее способность определять цель и мотивацию коммуникации, реализовывать и оценивать вербальные, невербальные средства коммуникантов, различные приемы и методы коммуникативной деятельности.

В работе коммуникативная компетентность представлена совокупностью компонентов (мотивационно-личностный компонент, когнитивный компонент, действенно-операционный компонент, креативный компонент, рефлексивный компонент), что способствует обеспечению целостности процесса.

Критериями компонентов для определения уровня сформированности коммуникативной компетентности в литературном образовании учащихся профильных гуманитарных классов являются:

– мотивационно-личностный компонент (определение цели и мотивации, лежащих в основе коммуникации;

- проявление способности к самореализации;

- проектирование и достижение индивидуальных целей общения; проявление способности к самоопределению; отстаивание собственного мнения в коммуникации);

- когнитивный компонент (определение и преодоление возникающие когнитивные трудности;



Литература

Абросимова М.Г. Использование информационных и коммуникационных технологий…// Стандарты и мониторинг. 2004.№3.

Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., 1986.

Аксимова, М.К. Тренинг и развитие коммуникативной компетенции педагога / М.К. Аксимова // Высшее образование сегодня. – 2007. – №12. – С. 4044.

Алексеева, Л.Н. Исследовательская деятельность и развертывание процессов понимания / Исследовательская деятельность учащихся. Научнометодический сборник в двух томах / Под общ. ред. А.С. Обухова. Т.1: Теория и методика. – М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. – С. 184-191.

Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. Учебное пособие / А.Г. Аллахвердян, Г.Ю. Мошкова, М.Г. Ярошевский. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 312 с.

Андреев В.И. Деловая риторика: Практ. Курс делового общения и ораторского мастерства. – М., 1995.

Андриенко, Е.В. Развитие коммуникативной компетентности учащихся в профильном обучении / Е.В. Андриенко // Педагогическое образование и наука: Научно-методический журнал. – М., 2010. – №1. – С. 30-34.

Асадчих, В.Ю. Управление процессом формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Асадчих Виктория Юрьевна. – Курск, 2009. – 218 с.

Асмолов, А.Г. Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты [Электронный ресурс] / А.Г. Асмолов. – Режим доступа: http://sch922v.mskobr.ru/files/Развитие УУД А.Г. Асмолова.pdf (дата обращения 20.06.2017).

Асмолов, А.Г., Бурменкая, Г.В., Володарская, И.А., Карабанова, О.А., Молчанов, С.В., Салмина, Н.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменкая, И.А Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина // Национальный психологический журнал. – 2011. – №1 (5). – С. 104-110.

Бабанский, Ю.К. Итенсификация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. – М.: Знание, 1987. – 80 с. 128

Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) / В.И. Байденко // Высшее образование в России. – 2004 – №11. – С. 3-13.

Балакина, Л.Л. Диалог как педагогический принцип формирования коммуникативной компетентности учащихся / Л.Л. Балакина // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005. – Выпуск 2 (46). Серия: Педагогика. – С. 52-55.

Балакина, Л.Л. Педагогические принципы реализации коммуникативного подхода в организации урока и формировании коммуникативной компетентности учащихся: дис. … д-ра. пед. наук: 13.00.01 / Балакина Любовь Леонидовна. – Томск, 2010. – 403 с.

Балакина, Л.Л. Педагогические принципы реализации коммуникативного подхода в образовании: монография / Л.Л. Бала



Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 100
4500 p.
Не подошла эта работа?

Закажите написание авторской работы.
С нами работают более 500 авторов.
Средний балл наших работ: 4,87
Пишем студенческие работы с 2010 года.
Мы помогли 310582 студентам.
X
X