8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / История

ИСТОРИОГРАФИЯ РЕФОРМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РФ - Курсовая работа

Содержание

Введение….3

Глава 1. Основные тенденции развития отечественного высшего образования во второё половине 1980-х – 1990-х гг….…5

1.1.Пути и методы реорганизации высшей школы в годы Перестройки….5

1.2.Изменения высшего образования в 1990-е гг. Проблемы и противоречия….8

Глава 2. Основные тенденции историографии истории высшего профессионального образования….….11

2.1. Источниковая база исследований по истории высшей школы…11

2.2. Этапы изучения истории высшей школы в дореволюционной России….….14

2.3.Особенности развития советской историографии истории высшего образования….18

2.4.Научные исследования второй половины 1980-х – 1990-х гг….22

Заключение….….28

Список использованной литературы и источников….33



Введение (выдержка)

Актуальность темы исследования определяется поиском новых подходов к развитию высшей школы России на современном этапе. В начале XXI столетия в целом завершился переходный период в истории российского образования, наблюдается общая стабилизация ведущих отечественных вузов. В этих условиях необходимо с учетом исторического опыта определить новые приоритеты в развитии высшей школы, разработать эффективную стратегию подготовки специалистов с высшим образованием, привести вузовскую систему в соответствие с приоритетными задачами развития страны. Высшее и послевузовское образование выступают в качестве одного из важнейших рычагов социальных изменений, поскольку именно интеллектуальная сфера в эпоху НТР определяет социально-экономический и научно-технический прогресс общества. Ведущие мировые державы вступили на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в стадию перехода к информационному обществу, в котором впервые в истории человечества знания, образование, прежде всего высшее, востребованы как важнейший элемент развития и прогресса самого общества, всех его подсистем. Кроме того, мировой опыт свидетельствует, что выход из экономического и социального кризиса быстрее и успешнее осуществляется в тех странах, где первостепенное внимание уделяется системе образования и особенно высшей школе. В связи с этим требуется всестороннее переосмыслить исторический опыт развития отечественной высшей школы в период непрерывных реформ второй половины 1980-х-1990-х гг., когда вполне определились мировые тенденции становления инновационной экономики и обусловленные ими внутренние потребности нашей страны. Особый интерес представляет сопоставление исторического опыта разработки и реализации государственной политики в сфере высшего образования в советский и постсоветский период. Только такое сопоставление позволяет выявить причины возникновения многих проблем, решаемых высшей школой сегодня, а также прогнозировать оптимальные пути развития отечественного высшего образования в будущем. На современном этапе перед исследователями стоит задача всесторонней оценки позитивных и негативных сторон развития советской высшей школы, выявления основополагающих факторов, позволивших системе отечественного высшего образования сохранить свой потенциал в сложных условиях 1990-х гг., определения тех тенденций, опираясь на которые общество сможет быстро реформировать вузовскую систему в соответствии с требованиями начавшегося XXI в.

Целью нашей курсовой работы является рассмотрение основных тенденций в развитии историографии истории высшего профессионального образования СССР и Российской Федерации в период с 1984 по 1999 гг.

Хронологические рамки исследования охватывают период комплексных и масштабных образовательных реформ. Начало преобразований в системе как высшей, так и общеобразовательной школы было вызвано осознанием назревавшего кризиса в развитии отрасли, падением престижа образования. Выбор верхних хронологических рамок исследования определяется завершением переходной эпохи после смены высшего руководства страны в 1999 г., а также началом реорганизации федеральных органов управления образованием на рубеже 1990-х - 2000-х гг.

Исходя из указанной цели исследования, определены следующие конкретные задачи:

- раскрыть особенности процесса реформирования отечественной высшей школы в условиях системных преобразований 1984-1999 гг.;

- показать развитие территориальной структуры и особенности региональной политики в сфере высшего образования;

- исследовать комплекс научных работ по истории отечественного высшего образования, выявить, таким образом, степень изученности проблемы.



Основная часть (выдержка)

Глава 1. Основные тенденции развития отечественного высшего образования во второё половине 1980-х – 1990-х гг.

1.1.Пути и методы реорганизации высшей школы в годы Перестройки

Разрешение накопившихся к середине 1980-х гг. противоречий было весьма сложной задачей, которая требовала выработки продуманной и выверенной стратегии. В исследуемый период особое значение приобрели вопросы законодательного обеспечения непрерывного процесса реформирования системы высшего образования, призванные обеспечить легитимность проводимых преобразований, создать благоприятную законодательную и социальную среду для развития высшей школы на новой основе, оптимизировать переход от старой советской системы к новой общественной модели. Законодательство советского периода о высшем образовании развивалось во многом автономно, без учета мировых достижений и опыта, отраженных в ряде документов международных организаций. В первой половине 1980 гг., по-прежнему особое значение в качестве нормативного источника имели решения съездов и пленумов правящей коммунистической партии. Так как порядок введения в действие конкретного закона мог определяться актом меньшей юридической силы, а именно, постановлением законодательного органа, принявшего закон, постановления Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР считались по Конституции РСФСР подзаконными актами. Тем не менее, в них нередко предусматривались определенные изъятия из закона, ограничения в его применении, особенно в части норм, имеющих обратную силу. Такая практика нарушала установленную Конституцией иерархию нормативных актов и противоречила принципу законности. Таким образом, перед законодателем стояло множество проблем в сфере высшего образования, требующих разрешения, прежде всего в установлении иерархии в источниках правового регулирования. На XXVI съезде КПСС была выдвинута новая программа дальнейшего развития народного образования. В апреле 1984 г. на Пленуме ЦК КПСС отмечалось, что «реформа создает условия для сопряженного развития всей системы народного образования, включая высшую школу». В апреле 1984 г. было принято Постановление Верховного Совета СССР «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», которое требовало от вузов активного участия в реализации школьной реформы. Этот процесс предполагал перестройку всей деятельности высшей школы: совершенствование комплектования вузов, установление преемственности в обучении, усиление взаимодействия между высшей и средней образовательными и профессиональными школами. Начавшаяся перестройка привнесла немало прогрессивных идей в сферу высшего образования. В частности, в 1986 г. были утверждены новые правила поступления в вузы. На Политбюро ЦК КПСС было предложено пересмотреть основополагающие принципы советской системы и убрать все социально-классовые льготы.38 Из мартовского Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1987 г. «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране» было видно, что установка, данная XXVII съездом партии, и требования январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС по перестройке высшего образования, рассматривали эту работу, как одну из неотложных, важнейших задач ускорения социально-экономического развития страны, современной кадровой политики . Постановление коснулось всех аспектов регулирования высшего образования: перевода студентов из одного вуза в другой, повышения качества обучения, идеологии, учебных планов, расширения студенческого самоуправления, создания государственно-общественных формирований - учебно-методических объединений вузов по родственным специальностям. Через несколько лет учебно-методические объединения (УМО) стали важной общественной силой управления высшим образованием . Специальным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 марта 1987 г. № 325 Министерству высшего и среднего специального образования СССР было поручено осуществить коренную перестройку учебного процесса и структуры подготовки кадров. Реформирование высшего образования проходило по согласованию с Госпланом СССР, который определял перечень высших учебных заведений, осуществлял регулярную аттестацию вузов, утверждал номенклатуру специальностей .

Предпринимавшиеся во второй половине 1980-х гг. меры по количественному росту специалистов с высшим образованием, созданию новых вузов и введению специальностей, развитию послевузовского образования и системы повышения квалификации часто не отвечали объективным требованиям социально-экономического развития страны. Сложившаяся в советской экономике ситуация порождала обстоятельства, которые способствовали развитию своего рода девальвации высшего образования. Это, в частности, выражалось в том, что в Советском Союзе сложилось неблагополучное положение с использованием инженерно-технических кадров. С 1970 по 1987 гг. с 36% до 42% увеличилась доля получивших инженерное образование в общей численности специалистов с высшим образованием. Эффективность же труда специалистов в промышленности, где инженерно-технические кадры составляют основу, напротив, снизилась на 30-35%. При увеличении численности специалистов в промышленности более чем в 2 раза, национальный доход за тот же период возрос в 1,8 раза.33 Приведённые в разделе факты отрицательно характеризуют качество и уровень подготовки инженерных кадров и свидетельствуют о неэффективности использования специалистов с высшим образованием в СССР. Насыщенность различных отраслей промышленности кадрами с вузовскими дипломами зачастую не оказывала особого влияния на производительность труда, технологическое состояние производства и качество выпускаемой продукции.



Заключение (выдержка)


Таким образом, в середине 1980-х гг. система отечественного образования вступила в чреду непрерывных реформ, которые должны были привести ее в соответствие с международными стандартами и требованиями новой эпохи. При этом отечественной высшей школе пришлось испытать на себе всю противоречивость изменчивого политического курса и усугублявшегося социально-экономического положения, которыми характеризовались перемены в стране. Начальный вектор преобразований (1984-1987 гг.), связанный с попыткой осуществления стратегии ускорения, был исключительно благоприятным для развития высшей школы. В этот период были приняты и начали реализовываться партийно-государственные решения, направленные на её всестороннее совершенствование в соответствии с тенденциями социально-экономического и научно-технического прогресса. Однако первоначальный сценарий развития высшей школы, изложенный в решениях 1984-1987 гг., был существенно откорректирован изменявшейся экономической и политической ситуацией, приведшей в итоге к распаду СССР и выделению самостоятельного российского государства.

Отечественными исследователями проделана большая работа по осмыслению основных тенденций в истории высшего образования. Наиболее значительные достижения, по нашему мнению, заключаются в следующем:

- предложена и обоснована современная периодизация истории отечественной высшей школы;

- высшая школа России рассматривается как социальная система, прошедшая в процессе своей исторической эволюции этапы зарождения, становления, развития;

- на обширном документальном материале осуществлен комплексный анализ элементов отечественной системы высшего образования на каждом из этапов ее эволюции;

- показан личный вклад государственных и общественных деятелей, крупных ученых и педагогов в создание и реформирование высшей школы;

- собраны и систематизированы статистические данные о динамике изменения количества вузов России, а также численности студенчества и преподавателей;

- зафиксированы и описаны характерные особенности внутреннего развития системы высшего образования России;

- сформулированы тенденции функционирования российской системы высшего образования, показаны основные направления ее эволюции.

Однако при этом, как подчеркивалось ранее, период 1984-1999 гг. требует дальнейшего своего изучения. В силу того, что события той эпохи прошли относительно недавно, исследователям ещё предстоит осмыслить широкий круг проблем истории высшего образования в тесной взаимосвязи с переменами социально-экономического, политического и духовного развития страны.



Литература

1.Источники:

1.Высшая школа сегодня: цифры и факты. М., 1990.

2.Высшее и профессиональное образование в России: Стат. справ. М.,1998.

3.Высшее образование в России: Стат. справ. М., 1998. Молодежь в СССР. М.: Госкомстат, 1990.

4.Московская городская партийная организация в цифрах. М., 1989.

5.Народное образование и культура в СССР. М„ 1989.

6.Народное образование и культура в СССР. Статистический сб. М.,1988.

7.Народное образование и культура в СССР: Статистич. сб. / Гос. ком. СССР по статистике, Информ.-издат центр. М.: Финансы и статистика, 1989. 432 с.

8.Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России. 1997 г.: Стат. сб. М. 1998.

2.Литература:

1.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Казань: Изд-во казан, ун-та, 1996.

2.Антропова М., Бородина Г., Кузнецова Л., Манке Г., Паранчева Т., Злобина В. Инновации, учебные нагрузки и здоровье детей // Народное образование. 1998. №9-10.

3.Арнольдов А.И. Культура развитого социализма. М.: Политиздат, 1975.

4.Асеев Г. Труд - в воспитательный процесс // Народное образование. 1984. №7.

5.Асмолов А.Г. Прыжки с места // Учительская газета. 1997. 26 августа (№33-34).

6.Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. 1998. №3.

7.Бестужев-Лада И. Школьная реформа: как сдвинуть ее с мертвой точки? // Народное образование. 1990. №5.

8.Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно- ориентированного образования // Педагогика. 1997. №4.

9.Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора//Педагогика, 1997. №2.

10.Василевский Я.И. Острые проблемы современного высшего образования // Высшее образование в России. 1997. № 1.

11.Васильев В.В Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990.

12.Васильев В.В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. 133с.

13.Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры. 1917-1970. М.: Наука, 1985.

14.Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т.П. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. 191 с.

15.Гимпельсон В. От дефицита рабочей силы к безработице // Общественные науки и современность. 1991. № 2.

16.Гирева Л.Д. Партийный комитет и учитель. М.: Политиздат, 1981.

17.Голубева H.A. Роль учительства в решении задач культурной революции на завершающем этапе строительства социализма в СССР // Интеллигенция и социалистическая культурная революция. М., 1986.

18.Гончаров И. Русская школа: воплощение замысла // Народное образование. 1998. №9-10.

19.Гончаров Н.К. Перестройка советской школы. М., 1959

20.Додонов В.И. Ленинское учение о единой, трудовой, политехнической школе и современность. М., 1987.

21.Дьяченко В.К. Переход от группового к коллективному способу обучения и устранение всеобщего школьного кризиса // Начальная школа. 1998. № 10.

22.Кабатченко М.В. Советская школа на новом этапе истории человечества // Советская педагогика. 1990. №5.

23.Кадровый потенциал вузов в условиях реформирования высшей школы. М., 1993.

24.Казакова Р. А., Романкова Л. И. Кадровый потенциал высшей школы: состояние и проблемы развития. М., 1999.

25.Как реформировать образование // Учительская газета. 1998. 26 августа (№33-34).

26.Калинин А.Д. Народное образование в СССР. М.: Педагогика, 1962.

Статистические материалы

1.Высшая школа сегодня: цифры и факты. М., 1990.

2.Высшее и профессиональное образование в России: Стат. справ. М.,1998.

3.Высшее образование в России: Стат. справ. М., 1998. Молодежь в СССР. М.: Госкомстат, 1990.

4.Московская городская партийная организация в цифрах. М., 1989.

5.Народное образование и культура в СССР. М„ 1989.

6.Народное образование и культура в СССР. Статистический сб. М.,1988.

7.Народное образование и культура в СССР: Статистич. сб. / Гос. ком. СССР по статистике, Информ.-издат центр. М.: Финансы и статистика, 1989. 432 с.

8.Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России. 1997 г.: Стат. сб. М. 1998.

Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 32
1400 p.
Не подошла эта работа?

Закажите написание авторской работы.
Средний балл наших работ: 4,87
Мы помогли 10476 студентам.
X
X