8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Вудбридж
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Разное

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ - Курсовая работа

Содержание

Введение….3

Глава 1. Нарастание кризисных явлений в системе высшего образования СССР на стадии индустриальной модернизации….….9

1.1.Высшая школа в условиях перемен….….9

2.2.Новые явления в развитий высшей школы в годы реформ….15

Глава 2. Изменения в управлении высшей школой….19

2.1.Управление системой высшего образования в условиях перехода к рыночным отношениям….19

2.2. Законодательное закрепление изменений в управлении высшей школой….21

Заключение….…27

Список использованных источников и литературы….29



Введение (выдержка)

Начиная со второй половины XX в. в ведущих странах мира высшее и послевузовское образование выступают в качестве одного из важнейших рычагов социальных изменений, поскольку именно интеллектуальная сфера в эпоху НТР определяет социально-экономический и научно-технический прогресс общества. Крупные мировые державы вступили на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в стадию перехода к информационному обществу, в котором впервые в истории человечества знания, образование, прежде всего высшее, востребованы как важнейший элемент развития и прогресса самого общества, всех его подсистем.

Кроме того, мировой опыт свидетельствует, что выход из экономического и социального кризиса быстрее и успешнее осуществляется в тех странах, где первостепенное внимание уделяется системе образования и особенно высшей школе. В связи с этим требуется всесторонне переосмыслить исторический опыт развития отечественной высшей школы в период непрерывных реформ второй половины 1980-х-1990-х гг., когда вполне определились мировые тенденции становления инновационной экономики и обусловленные ими внутренние потребности нашей страны. Таким образом, выбранная нами в качестве курсовой работы исследовательская проблема актуальна и своевременна. Историография проблемы.

Историографический анализ поставленной проблемы обусловливает необходимость выделения двух основных периодов в истории ее изучения. Первый из них относится к эпохе 1984-1991 гг., а второй охватывает 1990-е гг. - начало нового XXI столетия . Подробная информация о положении дел в системе высшей школы представлена в работах В.П. Елютина, большой интерес представляют труды A.C. Шуруева, И.Ф. Образцова, Ф.С. Рябкова, в которых отмечены многочисленные успехи и недостатки высшей школы СССР в подготовке специалистов для нужд народного хозяйства . В большинстве историко-педагогических трудов советского времени, как правило, пропагандировался передовой опыт управления и развития высшей школы. Что же касается недостатков, то они представлялись как частные и не связанные с социально-экономическими проблемами советской системы середины 1980-х гг.

Для историографии второй половины 1980-х гг. характерен поиск новых подходов к освещению развития высшей школы. В эпоху перестройки появились критические замечания в адрес государственной политики в сфере высшего образования, исследователи впервые стали отмечать издержки идеологизации учебного процесса, вмешательства партийных структур в жизнь студенческой молодежи . На рубеже 1980-1990-х гг. исследователи выражали свою обеспокоенность финансированием высшей школы, показывали примеры неблагополучного положения преподавательского корпуса, переизбыток специалистов с высшим образованием в некоторых отраслях народного хозяйства, неэффективное их использование.

Принципиально новые тенденции в развитии историографии проявились в начале 1990-х гг. В этот период существенно расширилась источниковая база исследований, стали более доступными архивные материалы, практически полностью исчез идеологический и иной контроль над работой историков. В то же время в начале 1990-х гг. наблюдалось уменьшение числа диссертаций и исследований по рассматриваемой проблеме, что, как представляется, было связано с необходимостью коренного пересмотра целого ряда идейных позиций. Характерной особенностью отечественной историографии начала 1990-х гг. был критический взгляд на недавнее советское прошлое в целом и развитие высшей школы в частности. Наиболее интересный и актуальный комплекс исследований этого периода был связан с анализом развития высшего профессионального образования . В середине 1990-х гг. появляются обобщающие работы историко-педагогического плана, которые, на наш взгляд, во многом были вызваны к жизни проблемами реализации образовательных реформ. В целом ряде крупных научных исследований были намечены и развиты интересные подходы к пониманию характера эволюции высшей школы и образовательной системы в целом . Вместе с тем, в ряде случаев они выявили удивляющее своим радикализмом критическое отношение к достигнутому, некоторую недооценку накопленного образовательного потенциала. Представляется недостаточным исторический анализ ряда частных проблем высшей школы, например, проблемы развития коммерческих вузов .

В целом 1990-е гг. характеризовались появлением работ, в которых, как правило, присутствовал непредвзятый анализ как истории недавнего прошлого отечественной высшей школы, так и её текущего состояния. Вместе с тем в тот период накопилось большое количество знаний, фактов по этой проблематике, которые были ещё слабо увязаны между собой, и поэтому до сих пор существует необходимость сведения в единую систему объемов разнообразной информации, согласования большого числа различных, нередко противоречащих друг другу точек зрения.

Научный интерес исследователей к развитию отечественной высшей школы заметно возрос к началу XXI в. Работы этого периода охватывают довольно широкий круг вопросов, в числе которых адаптация вузов к новым общественным реалиям, реформирование образовательных структур, социальные аспекты обучения и дальнейшего трудоустройства молодых специалистов, качество образовательных услуг в высших учебных заведениях России. Современные авторы указывают на сложившийся разрыв между вузовской и академической наукой, на качественно новом уровне поднимают проблему развития негосударственной высшей школы. Характерной особенностью содержания указанных работ является обеспокоенность недостаточным качественным уровнем подготовки выпускников российских вузов, а также тем, что некоторые из них пока являются скорее коммерческими предприятиями, предназначенными для получения прибыли, нежели действительно учебными заведениями. В целом, оценка степени изученности проблемы показывает, что, несмотря на значительное количество работ, посвященных развитию высшего образования СССР и Российской Федерации в 1984-1999 гг., данный вопрос изучен явно недостаточно. За пределами существующих на сегодняшний день исследований остался комплексный, логически последовательный анализ тех преобразований, которые испытала отечественная высшая школа под воздействием общественных перемен в период с 1984 по 1999 гг. В этом исследовательском пространстве и сформировалась избранная автором тема. Опираясь на уже достигнутое предшественниками, автор определил в качестве цели курсовой работы рассмотрение исторического опыта развития высшей школы СССР и Российской Федерации в условиях системных реформ 1984-1999 гг. Исходя из указанной цели исследования, определены следующие конкретные задачи:

- осмыслить причины нарастания кризисных явлений в системе высшего образования СССР на завершающей стадии индустриальной модернизации;

- раскрыть особенности процесса реформирования отечественной высшей школы в условиях системных преобразований 1984-1999 гг.;

- выявить и показать основные направления развития международных связей отечественной высшей школы в условиях интеграции России в общеевропейское образовательное пространство на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

Хронологические рамки исследования охватывают период комплексных образовательных реформ 1984-1999 гг. Начало масштабных преобразований в системе высшей школы было вызвано осознанием назревавшего кризиса в развитии отрасли, падением престижа высшего образования, стремлением руководства страны отказаться от экстенсивных путей развития высшей школы. Выбор верхних хронологических рамок исследования определяется не только логическим завершением переходной эпохи после смены высшего руководства страны в 1999 г., но и началом реорганизации федеральных органов управления образованием на рубеже 1990-х - 2000-х гг.

Источниковую базу исследования составили документальные данные, представленные в статистических сборниках и специальной литературе, основополагающие законодательные акты, разработанные и принятые в ходе вузовских реформ, публикации периодической печати, относящиеся к различным этапам исследуемого периода.

Одним из основных источников по теме исследования являются официальные документы, прежде всего, материалы съездов КПСС, решения ее центральных учреждений, законодательные акты государственных органов СССР и РФ. Значительный интерес для количественных оценок эффективности решения проблем высшей школы на основе принимаемых решений представляют статистические сборники . Значительный объем исторического материала извлечен из периодической печати. Автором изучены публикации ряда газет и журналов, которые отражают не только векторы государственной политики в сфере высшего образования, но и общественное беспокойство развитием вузовской системы. Ценность этих изданий еще и в том, что они показывают эволюцию состояния вузовского образования в конкретный исторический момент.



Основная часть (выдержка)

Глава 1. Нарастание кризисных явлений в системе высшего образования СССР на стадии индустриальной модернизации

1.1.Высшая школа в условиях перемен

В период 1980-х годов руководство страны ставило амбициозную задачу выхода на новый уровень индустриализации, которая могла обеспечить переход к интенсивному пути экономического развития, вступление в эпоху постиндустриального общества. Лидеры партии и правительства считали, что для интенсификации экономического развития страны уже созданы все необходимые образовательные условия. К середине 1970-х гг. был завершён переход ко всеобщему среднему образованию, по числу студентов вузов и учащихся техникумов Советский Союз значительно обгонял развитые страны, в частности, США. Однако общее замедление темпов экономического роста, связанное с задержкой перехода страны на интенсивный путь развития, сохранявшимися административными методами хозяйствования сказалось на дальнейшем развитии системы высшей школы СССР, составной частью которой была и высшая школа РСФСР. Отрасли высшего образования, типы вузов, профили подготовки высококвалифицированных специалистов формировались в зависимости от развития науки, техники, культуры, промышленности, потребностей народного хозяйства в кадрах. В гражданских государственных вузах - университетах, экономических, политехнических, инженерных (отраслевых), медицинских, педагогических, физкультурных институтах, вузах искусства подготовка кадров осуществлялась для различных отраслей народного хозяйства, науки и культуры по естественнонаучным, техническим и гуманитарным группам специальностей. Государственные военные вузы готовили офицеров для различных родов войск по специальностям отдельных отраслей военной науки; высшие партийные школы при ЦК КПСС и Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ готовили руководящих работников партийных, комсомольских и советских органов; Высшая школа профдвижения при ВЦСПС - квалифицированных профсоюзных работников; вузы Центросоюза СССР - работников торговли и общественного питания (помимо государственных вузов, в СССР существуют высшие духовные учебные заведения). Сроки обучения в вузах, как правило, достигали от 4 до 6 лет. Подготовка специалистов всех профилей осуществлялась на научно-теоретическом уровне, устанавливаемом периодически государством в соответствии с достижениями науки, техники и культуры для каждой группы специальностей вузов страны. Широта профиля специалистов определялась глубиной изучения фундаментальных отраслей науки (общественных, механико-математических, естественных) и овладения марксистско-ленинской методологией. Оптимальное соотношение между теоретической и практической подготовкой определялась в зависимости от профиля специальностей. Так, обязательная учебная и производственная практика занимала на инженерно-технических специальностях 22%, на естественнонаучных 21-33% (в зависимости от профиля специальности), гуманитарных 15-23%, экономических 24% общего количества учебных недель, планируемых на теоретические занятия. Для каждой специальности отбирался определённый комплекс дисциплин, изучение которых в сочетании с учебной и производственной практикой обеспечивало приобретение современных научных знаний и овладение методами научной и практической работы. Соотношение между теоретическим и практическим обучением, периоды теоретических занятий, экзаменационных сессий, учебной и производственной практики, каникул, дипломной работы (проектирования) или государственных экзаменов, а также перечень и последовательность (по семестрам) изучения дисциплин с указанием обязательных занятий и количества самостоятельных работ студентов в неделю по каждому предмету определялись основным методическим документом - учебным планом, составляемым для каждой специальности. В учебном плане указывались также специализации с перечнем дисциплин по каждой. Специализации определяли более глубокое изучение какой-либо узкой области данной специальности. Содержание каждой дисциплины (и самостоятельных работ студента по ней) определялось учебной программой. Все дисциплины учебного плана делились на обязательные - общенаучные, общеинженерные (во втузах), специальные; альтернативные (изучаемые по выбору студентом) и факультативные. На всех специальностях, независимо от их профиля, изучались циклы общественных наук (история КПСС, политическая экономия, марксистско-ленинская философия и научный коммунизм). Для каждой группы специальностей отбирались обязательные дисциплины, соответствующие профилю подготовки специалиста. Например, на инженерных (машиностроительных) специальностях изучались высшая математика, физика, химия, теоретическая механика, теория механизмов и машин, детали машин, металловедение, материаловедение, сопротивление материалов, электротехника, электроника, гидравлика и другие общенаучные и общеинженерные дисциплины, а также дисциплины по технологии, конструированию и расчёту машин, оборудования и аппаратов; технической эстетике; по экономике и организации производства, труда и управления; основам автоматики и автоматизации производственных процессов; применению вычислительной техники к решению инженерных и экономических задач; охране труда и др. По общеинженерным и специальным дисциплинам студенты обязаны были выполнять курсовые проекты (работы). Серьёзное внимание уделялось гуманитарному образованию (помимо комплекса общественных наук, преподавались марксистско-ленинская эстетика и этика, атеизм, иностранный язык и т.д.), эстетическому и этическому воспитанию студентов; проводились обязательные и факультативные занятия по физическому воспитанию и спорту. Дисциплины по выбору позволяли студентам более глубоко изучить интересующие их отрасли знаний, познакомиться с новейшими достижениями науки, техники и культуры. Дисциплины альтернативного характера могли изменяться по усмотрению кафедр и факультетов, в зависимости от развития отраслей науки и целей подготовки специалистов. Удельный вес каждой группы дисциплин в учебных планах зависел от профиля специальности и от специализации. Например, на университетской специальности «математика» (срок обучения 5 лет) на изучение общественных наук отводилось 12,7% учебного времени, общенаучных дисциплин (включая иностранный язык) 60%, специальных 8,8%, альтернативных 15,3%, на физическое воспитание и спорт 3,2%. На инженерно-технических специальностях («технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты») общественные и экономические дисциплины занимали 11,8% учебного времени, общенаучные 26,1%, общеинженерные 28%, специальные 24%, альтернативные 2,5%, иностранный язык 4,7%, физическая культура и спорт 3,1%; на медицинских специальностях (лечебное дело) - общественные науки 5,7%, общенаучные дисциплины 38% и специальные 50%. Эти соотношения могли несколько изменяться в зависимости от развития науки, техники и культуры. На младших курсах, как правило, изучались общенаучные и общеинженерные (во втузах) дисциплины, примерно одинаковые для смежных специальностей. Развитие науки и техники обусловливало непрерывный поток новой научной информации и данных практического опыта. В связи с этим по каждой дисциплине систематически уточнялся научный материал для изучения (с тщательной его методической обработкой) с учётом объёма учебного времени и перспектив развития науки и техники. Особую сложность в отборе материала для изучения представляли пограничные, смежные отрасли науки (в связи с разнородностью их характера), на стыке которых совершались крупные научные открытия.

На рубеже 1970-1980-х гг. серьёзной проблемой стало невыполнение плановых заданий и нормативов материально-технической обеспеченности вузов. Например, при нормативной продолжительности строительства объектов высшей школы в среднем 3,5 года, фактическая продолжительность порой составляла гораздо больший временной срок. Только 1979-1980 гг. не был обеспечен ввод 6 из 20 вузовских корпусов, названных поимённо в специальном приказе Минвуза РСФСР. Невыполнение плановых заданий не позволяло совершенствовать материально-техническую базу вузов опережающими темпами. В результате, в начале 1980-х гг., когда объективно требовались новые вложения в высшую школу, способные, в конечном счёте, обеспечить значительный прирост «человеческого капитала», доля этих вложений, напротив, стала сокращаться не только относительно показателей развитых стран, но и относительно предыдущих показателей самого СССР . Призывы к переходу на интенсивный путь развития, ставшие повсеместными с начала 1980-х гг. во многом так и остались словами: ни в первой, ни во второй половине 1980-х гг. в этом аспекте никаких радикальных перемен в обществе, включая систему высшей школы, не произошло. Вопреки декларативным подходам, политическое руководство явно недооценивало роль высшей школы в социально-экономическом и научно-техническом развитии страны. В результате возник значительный разрыв в расходах на высшее образование в ведущих промышленно развитых странах мира и в СССР. Это было обусловлено остаточным принципом финансирования системы образования, в том числе и высшей школы. По этой причине справедливо считавшаяся одной из лучших в мире в 1950-1960-е гг., отечественная высшая школа уже в 1970-е - начале 1980-х гг. постепенно стала терять многие позиции. Негативные тенденции проявились в исследуемый период в работе аспирантуры, обучение в которой традиционно являлось престижным. Так, из 441 аспиранта, выпущенного из Ленинградского университета за 4 года, только 49 чел. (11%) окончили обучение с защитой диссертации в срок. В Новосибирском университете при выпуске 139 чел. своевременно защитили диссертации только 10 чел. (7,2%). Аналогичные показатели имели Уральский, Воронежский и Ростовский университеты. Предпринимавшиеся в половине 1980-х гг. меры по количественному росту специалистов с высшим образованием, созданию новых вузов и введению специальностей, развитию послевузовского образования и системы повышения квалификации часто не отвечали объективным требованиям социально-экономического развития страны. Сложившаяся в советской экономике ситуация порождала обстоятельства, которые способствовали развитию своего рода девальвации высшего образования. Это, в частности, выражалось в том, что в Советском Союзе сложилось неблагополучное положение с использованием инженерно-технических кадров. С 1970 по 1987 гг. с 36% до 42% увеличилась доля получивших инженерное образование в общей численности специалистов с высшим образованием. Эффективность же труда специалистов в промышленности, где инженерно-технические кадры составляют основу, напротив, снизилась на 30-35%. При увеличении численности специалистов в промышленности более чем в 2 раза, национальный доход за тот же период возрос в 1,8 раза.33 Приведённые в разделе факты отрицательно характеризуют качество и уровень подготовки инженерных кадров и свидетельствуют о неэффективности использования специалистов с высшим образованием в СССР. Насыщенность различных отраслей промышленности кадрами с вузовскими дипломами зачастую не оказывала особого влияния на производительность труда, технологическое состояние производства и качество выпускаемой продукции.



Заключение (выдержка)

Оценивая состояние высшей школы в 1980-х гг., мы пришли к выводу, что вопреки устоявшемуся во многих учебных пособиях стереотипу, оно не может быть охарактеризовано как «застойное», так как отечественная высшая школа продолжала развиваться и большинству её показателей была присуща положительная динамика. Предпринимавшиеся в конце 1970-х - первой половине 1980-х гг. меры по количественному росту специалистов с высшим образованием, созданию новых вузов и введению специальностей, развитию послевузовского образования и системы повышения квалификации, организации научных исследований отвечали объективным требованиям социально-экономического и научно-технического прогресса. Темпы роста специалистов с высшим образованием превышали общие темпы роста численности рабочих и служащих, то есть в этом аспекте высшая школа развивалась опережающими темпами.

Однако существовавшая в реальной экономике ситуация порождала обстоятельства, которые способствовали в 1970-1980-е гг. развитию своего рода девальвации высшего образования в стране. Это, в частности, выражалось в том, что в Советском Союзе, включая РСФСР, сложилось неблагополучное положение с использованием инженерно-технических кадров. С 1970 по 1987 гг. с 36% до 42% увеличилась доля получивших инженерное образование в общей численности специалистов с высшим образованием. Эффективность же труда специалистов в промышленности, где инженерно-технические кадры составляют основу, напротив, снизилась на 30-35%. При увеличении численности специалистов в промышленности более чем в 2 раза национальный доход за тот же период возрос в 1,8 раза. Приведённые в разделе факты отрицательно характеризуют качество и уровень подготовки инженерных кадров и свидетельствуют о неэффективности использования специалистов с высшим образованием в СССР. Насыщенность различных отраслей промышленности кадрами с вузовскими дипломами зачастую не оказывала особого влияния на производительность труда, технологическое состояние производства и качество выпускаемой продукции. Разрешение накопившихся к середине 1980-х гг. противоречий было весьма сложной задачей, которая требовала выработки продуманной и выверенной стратегии.

В исследуемый период особое значение приобрели вопросы законодательного обеспечения непрерывного процесса реформирования системы высшего образования, призванные обеспечить легитимность проводимых преобразований, создать благоприятную законодательную и социальную среду для развития высшей школы на новой основе, оптимизировать переход от старой советской системы к новому демократическому обществу.

Законодательство советского периода о высшем образовании развивалось во многом автономно, без учета мировых достижений и опыта, отраженных в ряде документов международных организаций. В первой половине 1980 гг., по-прежнему особое значение в качестве нормативного источника имели решения съездов и пленумов коммунистической партии. Так как порядок введения в действие конкретного закона мог определяться актом меньшей юридической силы, а именно, постановлением законодательного органа, принявшего закон, постановления Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР считались по Конституции РСФСР подзаконными актами. Тем не менее, в них нередко предусматривались определенные изъятия из закона, ограничения в его применении, особенно в части норм, имеющих обратную силу. Такая практика нарушала установленную Конституцией иерархию нормативных актов и противоречила принципу законности. Таким образом, перед законодателем стояло множество проблем в сфере высшего образования, требующих разрешения, прежде всего в установлении иерархии в источниках правового регулирования.



Литература

1.Высшая школа сегодня: цифры и факты. М., 1990.

2.Высшее и профессиональное образование в России: Стат. справ. М.,1998.

3.Высшее образование в России: Стат. справ. М., 1998. Молодежь в СССР. М.: Госкомстат, 1990.

4.Московская городская партийная организация в цифрах. М., 1989.

5.Народное образование и культура в СССР. М„ 1989.

6.Народное образование и культура в СССР. Статистический сб. М.,1988.

7.Народное образование и культура в СССР: Статистич. сб. / Гос. ком. СССР по статистике, Информ.-издат центр. М.: Финансы и статистика, 1989. 432 с.

8.Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России. 1997 г.: Стат. сб. М. 1998.

2.Литература:

1.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Казань: Изд-во казан, ун-та, 1996.

2.Антропова М., Бородина Г., Кузнецова Л., Манке Г., Паранчева Т., Злобина В. Инновации, учебные нагрузки и здоровье детей // Народное образование. 1998. №9-10.

3.Арнольдов А.И. Культура развитого социализма. М.: Политиздат, 1975.

4.Асеев Г. Труд - в воспитательный процесс // Народное образование. 1984. №7.

5.Асмолов А.Г. Прыжки с места // Учительская газета. 1997. 26 августа (№33-34).

6.Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. 1998. №3.

7.Бестужев-Лада И. Школьная реформа: как сдвинуть ее с мертвой точки? // Народное образование. 1990. №5.

8.Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно- ориентированного образования // Педагогика. 1997. №4.

9.Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора//Педагогика, 1997. №2.

10.Василевский Я.И. Острые проблемы современного высшего образования // Высшее образование в России. 1997. № 1.

11.Васильев В.В Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990.

12.Васильев В.В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. 133с.

13.Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры. 1917-1970. М.: Наука, 1985.

14.Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т.П. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. 191 с.

15.Гимпельсон В. От дефицита рабочей силы к безработице // Общественные науки и современность. 1991. № 2.

16.Гирева Л.Д. Партийный комитет и учитель. М.: Политиздат, 1981.

17.Голубева H.A. Роль учительства в решении задач культурной революции на завершающем этапе строительства социализма в СССР // Интеллигенция и социалистическая культурная революция. М., 1986.

18.Гончаров И. Русская школа: воплощение замысла // Народное образование. 1998. №9-10.

19.Гончаров Н.К. Перестройка советской школы. М., 1959

20.Додонов В.И. Ленинское учение о единой, трудовой, политехнической школе и современность. М., 1987.

21.Дьяченко В.К. Переход от группового к коллективному способу обучения и устранение всеобщего школьного кризиса // Начальная школа. 1998. № 10.

22.Кабатченко М.В. Советская школа на новом этапе истории человечества // Советская педагогика. 1990. №5.

23.Казакова Р. А., Романкова Л. И. Кадровый потенциал высшей школы: состояние и проблемы развития. М., 1999.

24.Калинин А.Д. Народное образование в СССР. М.: Педагогика, 1962.



Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 32
1300 p.
Не подошла эта работа?

Закажите написание уникальной работы.
Средний балл наших работ: 4,9
Мы помогли 310790 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X