8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Педагогика

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ - Дипломная работа

Тип: Дипломная работа
Раздел: Педагогика
Страниц: 51
Год: 2017

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ. 7

1.1. Использование кабинета в обучении математике 7

1.2. Педагогические условия проектирования кабинета математики 11

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ 19

2.1. Реализация педагогических условий проектирования кабинета математики 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

ЛИТЕРАТУРА 24

Дипломная работа:
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ УМК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Дипломная работа:
РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО РАБОЧЕГО МЕСТА ЗАВЕДУЮЩЕГО

Введение (выдержка)

Актуальность исследования. Благодаря благоустроенному кабинету математики процесс обучения для учащихся становится более интересным, наглядным, быстрым и эффективным. Современный кабинет математики обеспечен всем необходимым для улучшения качества образования.

Кабинет является необходимым условием организации современного образовательного процесса при обучении математики. Ведь от правильного оборудованного в значительной степени зависят результаты труда учителя и учащихся. Хорошо освещенный кабинет помогает учащимся совершенствовать навыки и умения по математике, оказывать воспитательное воздействие и расширять кругозор. Такой кабинет позволяет работать учителю с высокой отдачей и с чувством удовлетворенности.

Проблема оформления, оснащенности и оборудования школьного кабинета математики всегда остается в поле зрения методистов и учителей. Несмотря на то, что в недалеком прошлом изданы методические рекомендации министерства просвещения, в которых представлены и строительные нормы типового кабинета математики, и вопросы оснащения кабинетов мебелью, и вопросы оснащения кабинетов математики необходимым оборудованием и даже предлагается примерная планировка кабинета математики, время вносит свои коррективы. Вот и в настоящее время проблема внедрения новых педагогических технологий сталкивается с необходимостью некоторой коррективы взглядов на вопрос об оборудовании и оснащении кабинета математики.

Значение кабинета в большей мере возрастает в том случае, если в нем математическая обстановка. При обучении это означает одновременно и умение работоспособность внеклассной работы, и более широкое применение технических средств обучения (ТСО) и наглядных пособий.

Однако учителя по разному представляют кабинет, по разному организуют учебный процесс и внеклассные занятия, добиваясь в итоге разного уровня выполнения программы.

В условиях интенсификации процесса обучения кабинет математики в сегодняшнем его состоянии не удовлетворяет необходимым требованиям. Требуемый материал для кабинета не всегда в достаточном количестве и не всегда соответствует возрасту и уровню учащихся. Даже если в наличии есть все необходимое, не все преподаватели уместно применять его. Недоступность литературы и технических средств является основным недостатком в процессе обучения. Зачастую кабинет не предусматривает возможности организации внеклассной работы по предмету: кружковой работы, факультативов, проектной, исследовательской деятельности и т.д.

Внеклассная работа по математике имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания по математике, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса, и как следствие, повышает мотивацию к изучению математики.

Основные задачи, которые ставит учитель при внеклассной работе, следующие: углублять и расширять знания и практические навыки учащихся; развивать логическое мышление и смекалку; выявлять более одаренных и способных детей, способствовать их дальнейшему развитию, вырабатывать интерес к математике; вовлекать детей в занимательные занятия, а этим укреплять дисциплину, воспитывать целеустремленность, организованность и коллективизм.

Цель исследования – определить организационно-методическое оснащение кабинета математики, способствующее повышению качества обучения.

Объект исследования – образовательный процесс в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования – проектирование кабинета математики в средней общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования: проектирование кабинета математики будет обеспечивать повышение качества обучения математике, если:

 учитываются требования САНПИН;

 содержательно представлены УМК для разных категорий учащихся в соответствии с их потенциальными возможностями и потребностями;

 представлены подпространства разработки, опыта и презентации опыта учащихся.

В связи с поставленной целью и выдвинутой гипотезой необходимо решить следующие задачи:

1. На основе анализа философской, психолого-педагогической, методической литературы проанализировать и уточнить требования к современному состоянию учебного кабинета.

2. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально апробировать условия успешного проектирования кабинета математики в общеобразовательной школе.

3. Разработать методические рекомендации для учителей математики по проектированию кабинета.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, передового педагогического опыта; метод анализа реального педагогического процесса; оценка результатов учебной деятельности учащихся; анализ результатов опытно-экспериментальной работы методом математической и статистической обработки результатов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

 общетеоретические исследования в сфере философии, культурологии, педагогики, психологии (Ю.К. Бабанский, У. Бек, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.И. Загвязинский, С.Л. Рубинштейн, С.М. Соловьев, В.Н. Фуре и др.); о теории деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Ксенофонтова, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукина и др.);

 фундаментальные теории отечественных ученых: деятельностного и личностно-ориентированного подходов в обучении профессионального становления личности (К.Ш.Ахияров, Е.А. Климов и др.); непрерывного образования (Б.С. Гершунский, В.А. Сластенин и др.); активности личности в процессе обучения (А.К. Маркова, П.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова и др.);

 идеи гуманизации и дифференциации.

База исследования:

Теоретическая значимость состоит в комплексном рассмотрено организационно-методическое оснащение современного школьного кабинета, а также условий проектирования кабинета математики, способствующих повышению качества обучения данной учебной дисциплине.

Практическая значимость: материалы исследования и разработанные методические рекомендации могут быть использованы учителями математики при проектировании кабинета.

Структура – работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Проведенный в ходе констатирующего этапа эксперимента анализ соответствия кабинета требованиям САНПИН, содержательного наполнения кабинета УМК для разных категорий учащихся, программами факультативов и спецкурсов для удовлетворения потребностей учащихся в изучении математики, а также наполнения подпространств разработки, опыта и презентации позволил установить, что состояние кабинета математики имеет ряд недостатков, не позволяющих полноценно осуществлять качественный образовательный процесс.

В ходе формирующего эксперимента устранялись недостатки в оформлении кабинета, кабинет наполнялся содержательно различными УМК соответственно возможностям учащихся в обучении. Наполнялись и расширялись подпространства кабинета, позволяющие учащимся приобретать опыт разработки, освоения опыта и его презентации.

В ходе контрольного эксперимента производился итоговый замер качества обученности учащихся по предмету Математика и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, который показал рост качества знаний и мотивации к изучению математики.

Дипломная работа:
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Дипломная работа:
Организационная культура в СССР

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ

1.1. Использование кабинета в обучении математике

Кабинетная система остается актуальной для современного образования, поэтому нет необходимости подробно расписывать достоинства данной системы. Достаточно просто перечислить основные из них: сама атмосфера кабинета, его внешний вид, оформление уже подготавливают учащихся к восприятию материала; наличие в кабинете необходимого демонстрационного и лабораторного оборудования, наглядных пособий позволяют учителю более качественно и эффективно подготавливать и проводить урок. Однако система образования в нашей стране прошла сложный период развития, прежде чем была разработана и создана данная система.

Кабинетная система обучения в нашей стране прошла длительный путь становления от создания кабинетов для преподавания отдельных предметов до создания в каждой школе кабинетов по основным школьным предметам. Создание кабинетной системы во многом определило успехи отечественного образования. Какой же путь прошло становление этой системы и кто стоял у истоков ее создания? Над этой проблемой занимались и занимаются К.Д. Ушинский и опытные методисты И.Э. Багдасарян, А.И. Власов, К.А. Петрова. Рассмотрим это на примере кабинета математики.

Под процессом обучения И.Ф. Харламов понимает «обогащение личности научными знаниями, развитием интеллектуальных и творческих способностей, а также формирование мировоззрения и нравственно-эстетической культуры». Понятие предполагает результаты, которых добивается личность в своем развитии в процессе учебно-воспитательной работы. Кабинет в этом случае создает одно из необходимых условий для обучения математике как самостоятельно, так и под руководством учителя.

К.Д. Ушинский писал, что наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний. При использовании на уроках дополнительного материала, который входит в оформление или содержание кабинета, можно достичь поставленных целей при обучении математике. О этом свидетельствует статья В.Г. Бибикова, рассказывающая о дополнительных материалах, а именно о журналах и публикациях, которые содержат актуальную информацию об открытиях и оказывающих гораздо большую пользу в развитии умений и навыков математической логики учащихся, чем некоторые тексты из книг для изучения математике, которыми большинство учителей ограничиваются.

Статья подтверждает продуктивность использования дополнительного материала и оборудования, находящегося в кабинете, поэтому в общеобразовательной школе при ограниченном количестве часов и большой наполняемости групп важно, чтобы все уроки математики проводились в условиях кабинета, оснащенного соответствующим оборудованием и средствами обучения.

Использование с умом подобранного дополнительного материала, который входит в оформление кабинета математики, позволяет расширить горизонты для реализации преподавательского мастерства педагога и способствует более глубокому усвоению знаний учащихся. Хорошее оформление кабинета математики помогает учащимся совершенствовать владение математическими знаниями и расширить кругозор.

Значение кабинета еще более возрастает в том случае, если в нем создана математическая обстановка. Рациональное оформление кабинета математики предполагает размещение тематических стендов на его боковой стене. Особо важными экспонатами этих стендов необходимо считать таблицы с формулами на разные темы. Сверху желательно отнести место для портретов великих математиков. Следует обратить внимание на тот факт, что таблицы с формулами и портреты относятся к материалам постоянного экспонирования. Такое оформление кабинета математики помогает учителю и учащимся при изучении многих тем на разных этапах.

Качественное оформление кабинета математики сложный и длительный процесс, требующий не только высокой педагогической подготовки, но и изучения специальной дополнительной литературы.

Наблюдения показывают, что кабинет математики в школе, без сомнения, нужен. Создание кабинета  одна из главных трудностей в работе учителя. При оборудовании и оформлении кабинета математики надо соблюдать пять основных принципов: принцип систематизации, принцип новизны или сменности, принцип целенаправленности, принцип научности, принцип воссоздания атмосферы дома и благоприятного психологического климата.

Рассмотрим каждый из принципов в отдельности. Принцип систематизации. Всем известно; чтобы в доме был порядок, нужно каждую вещь класть на свое место. Методический порядок в кабинете обеспечивается только при условии, если, во-первых, для каждой вещи, наглядных пособий, учебных папок по годам обучения, раздаточного материала, учебников, технических средств и т.д. определяется свое постоянное место и, во-вторых, если в кабинете имеется соответствующий каталог учебно-методической литературы. Четкая систематизация материала поможет более эффективной организации классной и внеклассной работы.

Принцип новизны или сменности наглядного и раздаточного материала. Стенды, помещенные на стенах кабинета, в папках, в «раскладушках» следует менять через определенные промежутки времени. Это не относится к некоторым таблицам, на которых приведен контент, константный во времени. Таковыми, могут быть, например, таблицы с формулами, изображения геометрических фигур, портреты известных математиков и т.д., чьи биографии изучаются. Некоторые стенды, которые подолгу находятся на виду у ребят, со временем перестают оказывать на них какое-либо учебное и воспитательное воздействие, устаревая, как морально, так и эстетически.

Принцип целенаправленности. Все оформление и оснащение кабинета математики направлены на развитие практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения математики. Н.П. Гмызина справедливо отмечает, что в кабинете не должно быть ничего лишнего. Кабинет  это рабочая лаборатория и этому все подчинено.

Принцип научности. Оборудование и наглядность в кабинете должны соответствовать уровню современного научно-технического и гуманитарного прогресса. Несмотря на финансовые трудности, необходимо стремиться к тому, чтобы кабинеты математики в приоритетном порядке обеспечивались телевизорами, DVD-плеерами, компьютерной техникой, смарт-досками и другой новейшей и исключительно современной техникой. Как показывает практика, например, использование ЭВМ в преподавании математики является сильным средством мотивации его изучения. Такое положение дел обязывает учителя приобретать навыки компьютерной грамотности, необходимые ему в учебном процессе.

Принцип воссоздания атмосферы дома и благоприятного психологического климата. В кабинете должно быть уютно. На общую атмосферу благоприятно воздействует, к примеру, цветы. Атмосфера дома и доверительный стиль работы педагога раскрепощает учеников, создают условия для самовыражения, помогают регулировать отношения партнерства и заинтересованности в выполнении той или иной деятельности. Главное, чтобы ученики чувствовали психологическую раскованность, находясь в уютном уголке своей школы.

Кабинет математики требует правильного методического оборудования, и оформления с соблюдением определенных правил эстетики.

С методической точки зрения в кабинете необходимо иметь:

1) учебно-методическую литературу: учебники (книги для учащихся) по годам обучения в достаточном количестве, различные учебные пособия, справочники, таблицы, литературу научного характера;

2) учебно-наглядный материал: необходимые стенды, «раскладушки», портреты и т.д.;

3) раздаточный материал (помимо учебно-методической литературы);

4) технические средства обучения. Кроме традиционных средств ( магнитофона, фильмоскопа, диапроектора, проигрывателя) следует стремиться к приобретению DVD-плеера, компьютера последней модификации, смарт-доски и т.д.

Следует избегать большого многообразия ярких красок. Это может раздражать и отвлекать учащихся, создавая психологические помехи в учебном процессе.

Как лучше оформить кабинет математики в школе? Начнем с передней стены. Центральное место здесь принадлежит доске и смарт-доске. На передней же стене рекомендуется размещать материалы, регулярно используемые на уроках.

Справа или слева от доски можно поместить стенды. На одной из боковых стен желательно поместить стенд с результатами ГИА, ЕГЭ для мотивации учащихся и ознакомления со статистикой. Желательно иметь в кабинете стенды, имеющие профориентационное назначение. Это такой стенд, на котором представлены фотографии лучших учащихся, отмечен перечень профессий, требующих математических знаний. Особый интерес у школьников вызывает информация из жизни великих математиков.

Таким образом, при изучении математики результаты труда и учителя, и учащихся в значительной мере зависят от того, какими средствами обучения располагает учитель и насколько умело он использует их в ходе обучения предмету.

Во всех школах нашей страны существует кабинеты математики. Они оснащены всеми необходимыми для преподавания средствами обучения в соответствии с требованиями: книгами, мебелью, видео- и звуковоспроизводящей аппаратурой: телевизорами, DVD-плеером и т.д.



Заключение (выдержка)

В современном обществе, в эпоху научного прогресса меняется и растет статус математики как учебного предмета.Для качественного осуществления образовательного прогресса необходимы соответствующие материально-технические и учебно-методические условия, удовлетворяющие требованиям современного образования.

Кабинетная система обучения в нашей стране прошла длительный путь становления от создания кабинетов для преподавания отдельных предметов до создания в каждой школе кабинетов по основным предметам.

Использование с умом подобранного дополнительного материала, который входит в оформление кабинета математики, позволяет расширить горизонты для реализации преподавательского мастерства педагога и способствует более глубокому усвоению знаний учащимися.

При оборудовании и оформлении кабинета математики надо соблюдать принцип систематичности, новизны или сменности, целенаправленности, научности, воссоздания атмосферы дома и благоприятного психологического климата.

Оформление кабинета должно соответствовать требованиям САНПИН.

Кабинет математики должен иметь соответствующее содержательное наполнение: УМК для различных категорий учащихся, программы факультативов, спецкурсов для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся.

УМК должен соответствовать уровню и возрасту учащихся и иметь и иметь соответствующее наполнение.

Для приобретения учащимися опыта практической, исследовательской, проектной и иной деятельности в кабинете должны быть содержательно представлены подпространства, в которых учащиеся имеют возможность разрабатывать, приобретать и презентовать свой опыт.

Проведенный в ходе констатирующего этапа эксперимента анализ соответствия кабинета требованиям САНПИН, содержательного наполнения кабинета УМК для разных категорий учащихся, программами факультативов и спецкурсов для удовлетворения потребностей учащихся в изучении математики, а также наполнения подпространств разработки, опыта и презентации позволил установить, что состояние кабинета математики имеет ряд недостатков, не позволяющих полноценно осуществлять качественный образовательный процесс.

В ходе формирующего эксперимента устранялись недостатки в оформлении кабинета, кабинет наполнялся содержательно различными УМК соответственно возможностям учащихся в обучении. Наполнялись и расширялись опыт разработки, освоения опыта и его презентации.

В ходе контрольного эксперимента производился итоговый замер качества обученности учащихся по предмету Математика и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, который показал рост качества знаний и мотивации к изучению математики.

Проект, разработанный мной, удовлетворяет всем условиям, которым должен удовлетворять современный кабинет математики.

Дипломная работа:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО КУРСУ «МАТЕМАТИКА» (ЗАДАЧНИК ПО АЛГЕБРЕ) ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ»

Дипломная работа:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО КУРСУ «МАТЕМАТИКА» (ЗАДАЧНИК ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ) ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ»

Литература

1) Современный кабинет математики Нечаев М.П., Галеева Н.Л., Изд. «5 за знания», 2006 г.

2) «Кабинет математики как ресурс повышение эффективности урока» Мухаметзянова Ф.С., Ульяновск, 2011.

3) ФЗ № 03-417 «Перечень учебного оборудования по математике для общеобразовательные учреждений России»

4) СНиП 23-05-95

5) Ананченко К.О., Воробьев Н.Т., Петровский Г.Н. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных средних учебных заведений с углубленным исследованием арифметики. Минск: «Этническая асвета», 1995.

6) Ананченко К.О., Коваленко В.С., Воробьев Н.Т. и др. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 класса с углубленным исследованием арифметики общеобразовательной средние учебные заведения с российским языком преподавания. Минск: «Народная асвета», 2000.

7) Вирченко Н.А., Ляшко И.И., Швецов К.И., Графики функций. Справочник. Киев: «Наукова думка», 1979.

8) Груденов Я.И. Изучение определений, аксиом, теорем. Пособие для учителей. М.: Прсвещение, 1981.

9) Кузнецова Е.П., Муравьева Л.Б., Шнеперман Л.Б., Ящин Б.Ю. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа. 10 класс. Минск: «Народная асвета», 2000.

10) Майер Р.А. Из опыта изучения функций и пределов в старших классах. М.: Просвещение, 1981.

11) Майер Р.А. Задачи по формированию функциональных понятий.

12) Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. Алгебра. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1997.

13) Никольская И.А., Тараканова З.П. Задания для программированного опроса по алгебре и началам анализа. М.: Высшая школа, 1981.

14) Потапов М.К., Александров В.В., Пасиченко П.И. Изд. отдел УНЦ ДО МГУ, 1995.

15) Саранцев Г.И. Формирование математических понятий в средней школе // Матем. В школе. 1998. № 6. С.27.

16) Семенович А.Ф. Об определении понятия «отображение» // Матем. В школе. 2000. № 5. С.35.

17) Столяр А.А. Педагогика математики. Минск: « Вышейшая школа», 1986.

18) Фройденталь Г.Ф. Математика как педагогическая задача. В двух частях. М.: Прсвещение, 1983.



Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 51
Год: 2017
2100 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 311198 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X