8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Ашберн
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Педагогика

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ - Дипломная работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ. 7

1.1. Использование кабинета в обучении математике 7

1.2. Педагогические условия проектирования кабинета математики 11

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ 19

2.1. Реализация педагогических условий проектирования кабинета математики 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

ЛИТЕРАТУРА 24



Введение (выдержка)

Актуальность исследования. Благодаря благоустроенному кабинету математики процесс обучения для учащихся становится более интересным, наглядным, быстрым и эффективным. Современный кабинет математики обеспечен всем необходимым для улучшения качества образования.

Кабинет является необходимым условием организации современного образовательного процесса при обучении математики. Ведь от правильного оборудованного в значительной степени зависят результаты труда учителя и учащихся. Хорошо освещенный кабинет помогает учащимся совершенствовать навыки и умения по математике, оказывать воспитательное воздействие и расширять кругозор. Такой кабинет позволяет работать учителю с высокой отдачей и с чувством удовлетворенности.

Проблема оформления, оснащенности и оборудования школьного кабинета математики всегда остается в поле зрения методистов и учителей. Несмотря на то, что в недалеком прошлом изданы методические рекомендации министерства просвещения, в которых представлены и строительные нормы типового кабинета математики, и вопросы оснащения кабинетов мебелью, и вопросы оснащения кабинетов математики необходимым оборудованием и даже предлагается примерная планировка кабинета математики, время вносит свои коррективы. Вот и в настоящее время проблема внедрения новых педагогических технологий сталкивается с необходимостью некоторой коррективы взглядов на вопрос об оборудовании и оснащении кабинета математики.

Значение кабинета в большей мере возрастает в том случае, если в нем математическая обстановка. При обучении это означает одновременно и умение работоспособность внеклассной работы, и более широкое применение технических средств обучения (ТСО) и наглядных пособий.

Однако учителя по разному представляют кабинет, по разному организуют учебный процесс и внеклассные занятия, добиваясь в итоге разного уровня выполнения программы.

В условиях интенсификации процесса обучения кабинет математики в сегодняшнем его состоянии не удовлетворяет необходимым требованиям. Требуемый материал для кабинета не всегда в достаточном количестве и не всегда соответствует возрасту и уровню учащихся. Даже если в наличии есть все необходимое, не все преподаватели уместно применять его. Недоступность литературы и технических средств является основным недостатком в процессе обучения. Зачастую кабинет не предусматривает возможности организации внеклассной работы по предмету: кружковой работы, факультативов, проектной, исследовательской деятельности и т.д.

Внеклассная работа по математике имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания по математике, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса, и как следствие, повышает мотивацию к изучению математики.

Основные задачи, которые ставит учитель при внеклассной работе, следующие: углублять и расширять знания и практические навыки учащихся; развивать логическое мышление и смекалку; выявлять более одаренных и способных детей, способствовать их дальнейшему развитию, вырабатывать интерес к математике; вовлекать детей в занимательные занятия, а этим укреплять дисциплину, воспитывать целеустремленность, организованность и коллективизм.

Цель исследования – определить организационно-методическое оснащение кабинета математики, способствующее повышению качества обучения.

Объект исследования – образовательный процесс в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования – проектирование кабинета математики в средней общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования: проектирование кабинета математики будет обеспечивать повышение качества обучения математике, если:

 учитываются требования САНПИН;

 содержательно представлены УМК для разных категорий учащихся в соответствии с их потенциальными возможностями и потребностями;

 представлены подпространства разработки, опыта и презентации опыта учащихся.

В связи с поставленной целью и выдвинутой гипотезой необходимо решить следующие задачи:

1. На основе анализа философской, психолого-педагогической, методической литературы проанализировать и уточнить требования к современному состоянию учебного кабинета.

2. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально апробировать условия успешного проектирования кабинета математики в общеобразовательной школе.

3. Разработать методические рекомендации для учителей математики по проектированию кабинета.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, передового педагогического опыта; метод анализа реального педагогического процесса; оценка результатов учебной деятельности учащихся; анализ результатов опытно-экспериментальной работы методом математической и статистической обработки результатов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

 общетеоретические исследования в сфере философии, культурологии, педагогики, психологии (Ю.К. Бабанский, У. Бек, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.И. Загвязинский, С.Л. Рубинштейн, С.М. Соловьев, В.Н. Фуре и др.); о теории деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Ксенофонтова, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукина и др.);

 фундаментальные теории отечественных ученых: деятельностного и личностно-ориентированного подходов в обучении профессионального становления личности (К.Ш.Ахияров, Е.А. Климов и др.); непрерывного образования (Б.С. Гершунский, В.А. Сластенин и др.); активности личности в процессе обучения (А.К. Маркова, П.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова и др.);

 идеи гуманизации и дифференциации.

База исследования:

Теоретическая значимость состоит в комплексном рассмотрено организационно-методическое оснащение современного школьного кабинета, а также условий проектирования кабинета математики, способствующих повышению качества обучения данной учебной дисциплине.

Практическая значимость: материалы исследования и разработанные методические рекомендации могут быть использованы учителями математики при проектировании кабинета.

Структура – работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Проведенный в ходе констатирующего этапа эксперимента анализ соответствия кабинета требованиям САНПИН, содержательного наполнения кабинета УМК для разных категорий учащихся, программами факультативов и спецкурсов для удовлетворения потребностей учащихся в изучении математики, а также наполнения подпространств разработки, опыта и презентации позволил установить, что состояние кабинета математики имеет ряд недостатков, не позволяющих полноценно осуществлять качественный образовательный процесс.

В ходе формирующего эксперимента устранялись недостатки в оформлении кабинета, кабинет наполнялся содержательно различными УМК соответственно возможностям учащихся в обучении. Наполнялись и расширялись подпространства кабинета, позволяющие учащимся приобретать опыт разработки, освоения опыта и его презентации.

В ходе контрольного эксперимента производился итоговый замер качества обученности учащихся по предмету Математика и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, который показал рост качества знаний и мотивации к изучению математики.



Основная часть (выдержка)

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ

1.1. Использование кабинета в обучении математике

Кабинетная система остается актуальной для современного образования, поэтому нет необходимости подробно расписывать достоинства данной системы. Достаточно просто перечислить основные из них: сама атмосфера кабинета, его внешний вид, оформление уже подготавливают учащихся к восприятию материала; наличие в кабинете необходимого демонстрационного и лабораторного оборудования, наглядных пособий позволяют учителю более качественно и эффективно подготавливать и проводить урок. Однако система образования в нашей стране прошла сложный период развития, прежде чем была разработана и создана данная система.

Кабинетная система обучения в нашей стране прошла длительный путь становления от создания кабинетов для преподавания отдельных предметов до создания в каждой школе кабинетов по основным школьным предметам. Создание кабинетной системы во многом определило успехи отечественного образования. Какой же путь прошло становление этой системы и кто стоял у истоков ее создания? Над этой проблемой занимались и занимаются К.Д. Ушинский и опытные методисты И.Э. Багдасарян, А.И. Власов, К.А. Петрова. Рассмотрим это на примере кабинета математики.

Под процессом обучения И.Ф. Харламов понимает «обогащение личности научными знаниями, развитием интеллектуальных и творческих способностей, а также формирование мировоззрения и нравственно-эстетической культуры». Понятие предполагает результаты, которых добивается личность в своем развитии в процессе учебно-воспитательной работы. Кабинет в этом случае создает одно из необходимых условий для обучения математике как самостоятельно, так и под руководством учителя.

К.Д. Ушинский писал, что наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний. При использовании на уроках дополнительного материала, который входит в оформление или содержание кабинета, можно достичь поставленных целей при обучении математике. О этом свидетельствует статья В.Г. Бибикова, рассказывающая о дополнительных материалах, а именно о журналах и публикациях, которые содержат актуальную информацию об открытиях и оказывающих гораздо большую пользу в развитии умений и навыков математической логики учащихся, чем некоторые тексты из книг для изучения математике, которыми большинство учителей ограничиваются.

Статья подтверждает продуктивность использования дополнительного материала и оборудования, находящегося в кабинете, поэтому в общеобразовательной школе при ограниченном количестве часов и большой наполняемости групп важно, чтобы все уроки математики проводились в условиях кабинета, оснащенного соответствующим оборудованием и средствами обучения.

Использование с умом подобранного дополнительного материала, который входит в оформление кабинета математики, позволяет расширить горизонты для реализации преподавательского мастерства педагога и способствует более глубокому усвоению знаний учащихся. Хорошее оформление кабинета математики помогает учащимся совершенствовать владение математическими знаниями и расширить кругозор.

Значение кабинета еще более возрастает в том случае, если в нем создана математическая обстановка. Рациональное оформление кабинета математики предполагает размещение тематических стендов на его боковой стене. Особо важными экспонатами этих стендов необходимо считать таблицы с формулами на разные темы. Сверху желательно отнести место для портретов великих математиков. Следует обратить внимание на тот факт, что таблицы с формулами и портреты относятся к материалам постоянного экспонирования. Такое оформление кабинета математики помогает учителю и учащимся при изучении многих тем на разных этапах.

Качественное оформление кабинета математики сложный и длительный процесс, требующий не только высокой педагогической подготовки, но и изучения специальной дополнительной литературы.

Наблюдения показывают, что кабинет математики в школе, без сомнения, нужен. Создание кабинета  одна из главных трудностей в работе учителя. При оборудовании и оформлении кабинета математики надо соблюдать пять основных принципов: принцип систематизации, принцип новизны или сменности, принцип целенаправленности, принцип научности, принцип воссоздания атмосферы дома и благоприятного психологического климата.

Рассмотрим каждый из принципов в отдельности. Принцип систематизации. Всем известно; чтобы в доме был порядок, нужно каждую вещь класть на свое место. Методический порядок в кабинете обеспечивается только при условии, если, во-первых, для каждой вещи, наглядных пособий, учебных папок по годам обучения, раздаточного материала, учебников, технических средств и т.д. определяется свое постоянное место и, во-вторых, если в кабинете имеется соответствующий каталог учебно-методической литературы. Четкая систематизация материала поможет более эффективной организации классной и внеклассной работы.

Принцип новизны или сменности наглядного и раздаточного материала. Стенды, помещенные на стенах кабинета, в папках, в «раскладушках» следует менять через определенные промежутки времени. Это не относится к некоторым таблицам, на которых приведен контент, константный во времени. Таковыми, могут быть, например, таблицы с формулами, изображения геометрических фигур, портреты известных математиков и т.д., чьи биографии изучаются. Некоторые стенды, которые подолгу находятся на виду у ребят, со временем перестают оказывать на них какое-либо учебное и воспитательное воздействие, устаревая, как морально, так и эстетически.

Принцип целенаправленности. Все оформление и оснащение кабинета математики направлены на развитие практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения математики. Н.П. Гмызина справедливо отмечает, что в кабинете не должно быть ничего лишнего. Кабинет  это рабочая лаборатория и этому все подчинено.

Принцип научности. Оборудование и наглядность в кабинете должны соответствовать уровню современного научно-технического и гуманитарного прогресса. Несмотря на финансовые трудности, необходимо стремиться к тому, чтобы кабинеты математики в приоритетном порядке обеспечивались телевизорами, DVD-плеерами, компьютерной техникой, смарт-досками и другой новейшей и исключительно современной техникой. Как показывает практика, например, использование ЭВМ в преподавании математики является сильным средством мотивации его изучения. Такое положение дел обязывает учителя приобретать навыки компьютерной грамотности, необходимые ему в учебном процессе.

Принцип воссоздания атмосферы дома и благоприятного психологического климата. В кабинете должно быть уютно. На общую атмосферу благоприятно воздействует, к примеру, цветы. Атмосфера дома и доверительный стиль работы педагога раскрепощает учеников, создают условия для самовыражения, помогают регулировать отношения партнерства и заинтересованности в выполнении той или иной деятельности. Главное, чтобы ученики чувствовали психологическую раскованность, находясь в уютном уголке своей школы.

Кабинет математики требует правильного методического оборудования, и оформления с соблюдением определенных правил эстетики.

С методической точки зрения в кабинете необходимо иметь:

1) учебно-методическую литературу: учебники (книги для учащихся) по годам обучения в достаточном количестве, различные учебные пособия, справочники, таблицы, литературу научного характера;

2) учебно-наглядный материал: необходимые стенды, «раскладушки», портреты и т.д.;

3) раздаточный материал (помимо учебно-методической литературы);

4) технические средства обучения. Кроме традиционных средств ( магнитофона, фильмоскопа, диапроектора, проигрывателя) следует стремиться к приобретению DVD-плеера, компьютера последней модификации, смарт-доски и т.д.

Следует избегать большого многообразия ярких красок. Это может раздражать и отвлекать учащихся, создавая психологические помехи в учебном процессе.

Как лучше оформить кабинет математики в школе? Начнем с передней стены. Центральное место здесь принадлежит доске и смарт-доске. На передней же стене рекомендуется размещать материалы, регулярно используемые на уроках.

Справа или слева от доски можно поместить стенды. На одной из боковых стен желательно поместить стенд с результатами ГИА, ЕГЭ для мотивации учащихся и ознакомления со статистикой. Желательно иметь в кабинете стенды, имеющие профориентационное назначение. Это такой стенд, на котором представлены фотографии лучших учащихся, отмечен перечень профессий, требующих математических знаний. Особый интерес у школьников вызывает информация из жизни великих математиков.

Таким образом, при изучении математики результаты труда и учителя, и учащихся в значительной мере зависят от того, какими средствами обучения располагает учитель и насколько умело он использует их в ходе обучения предмету.

Во всех школах нашей страны существует кабинеты математики. Они оснащены всеми необходимыми для преподавания средствами обучения в соответствии с требованиями: книгами, мебелью, видео- и звуковоспроизводящей аппаратурой: телевизорами, DVD-плеером и т.д.



Заключение (выдержка)

В современном обществе, в эпоху научного прогресса меняется и растет статус математики как учебного предмета.Для качественного осуществления образовательного прогресса необходимы соответствующие материально-технические и учебно-методические условия, удовлетворяющие требованиям современного образования.

Кабинетная система обучения в нашей стране прошла длительный путь становления от создания кабинетов для преподавания отдельных предметов до создания в каждой школе кабинетов по основным предметам.

Использование с умом подобранного дополнительного материала, который входит в оформление кабинета математики, позволяет расширить горизонты для реализации преподавательского мастерства педагога и способствует более глубокому усвоению знаний учащимися.

При оборудовании и оформлении кабинета математики надо соблюдать принцип систематичности, новизны или сменности, целенаправленности, научности, воссоздания атмосферы дома и благоприятного психологического климата.

Оформление кабинета должно соответствовать требованиям САНПИН.

Кабинет математики должен иметь соответствующее содержательное наполнение: УМК для различных категорий учащихся, программы факультативов, спецкурсов для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся.

УМК должен соответствовать уровню и возрасту учащихся и иметь и иметь соответствующее наполнение.

Для приобретения учащимися опыта практической, исследовательской, проектной и иной деятельности в кабинете должны быть содержательно представлены подпространства, в которых учащиеся имеют возможность разрабатывать, приобретать и презентовать свой опыт.

Проведенный в ходе констатирующего этапа эксперимента анализ соответствия кабинета требованиям САНПИН, содержательного наполнения кабинета УМК для разных категорий учащихся, программами факультативов и спецкурсов для удовлетворения потребностей учащихся в изучении математики, а также наполнения подпространств разработки, опыта и презентации позволил установить, что состояние кабинета математики имеет ряд недостатков, не позволяющих полноценно осуществлять качественный образовательный процесс.

В ходе формирующего эксперимента устранялись недостатки в оформлении кабинета, кабинет наполнялся содержательно различными УМК соответственно возможностям учащихся в обучении. Наполнялись и расширялись опыт разработки, освоения опыта и его презентации.

В ходе контрольного эксперимента производился итоговый замер качества обученности учащихся по предмету Математика и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, который показал рост качества знаний и мотивации к изучению математики.

Проект, разработанный мной, удовлетворяет всем условиям, которым должен удовлетворять современный кабинет математики.



Литература

1) Современный кабинет математики Нечаев М.П., Галеева Н.Л., Изд. «5 за знания», 2006 г.

2) «Кабинет математики как ресурс повышение эффективности урока» Мухаметзянова Ф.С., Ульяновск, 2011.

3) ФЗ № 03-417 «Перечень учебного оборудования по математике для общеобразовательные учреждений России»

4) СНиП 23-05-95

5) Ананченко К.О., Воробьев Н.Т., Петровский Г.Н. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных средних учебных заведений с углубленным исследованием арифметики. Минск: «Этническая асвета», 1995.

6) Ананченко К.О., Коваленко В.С., Воробьев Н.Т. и др. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 класса с углубленным исследованием арифметики общеобразовательной средние учебные заведения с российским языком преподавания. Минск: «Народная асвета», 2000.

7) Вирченко Н.А., Ляшко И.И., Швецов К.И., Графики функций. Справочник. Киев: «Наукова думка», 1979.

8) Груденов Я.И. Изучение определений, аксиом, теорем. Пособие для учителей. М.: Прсвещение, 1981.

9) Кузнецова Е.П., Муравьева Л.Б., Шнеперман Л.Б., Ящин Б.Ю. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа. 10 класс. Минск: «Народная асвета», 2000.

10) Майер Р.А. Из опыта изучения функций и пределов в старших классах. М.: Просвещение, 1981.

11) Майер Р.А. Задачи по формированию функциональных понятий.

12) Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. Алгебра. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1997.

13) Никольская И.А., Тараканова З.П. Задания для программированного опроса по алгебре и началам анализа. М.: Высшая школа, 1981.

14) Потапов М.К., Александров В.В., Пасиченко П.И. Изд. отдел УНЦ ДО МГУ, 1995.

15) Саранцев Г.И. Формирование математических понятий в средней школе // Матем. В школе. 1998. № 6. С.27.

16) Семенович А.Ф. Об определении понятия «отображение» // Матем. В школе. 2000. № 5. С.35.

17) Столяр А.А. Педагогика математики. Минск: « Вышейшая школа», 1986.

18) Фройденталь Г.Ф. Математика как педагогическая задача. В двух частях. М.: Прсвещение, 1983.



Информация о работе

Страниц: 51
Тип: Дипломная работа
2100 p.
Не подошла эта работа?

Закажите написание авторской работы.
Средний балл наших работ: 4,87
Мы помогли 10467 студентам.
X
X