8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Психология

Особенности сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР - Курсовая работа

Содержание

Введение….3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования сюжетно-ролевой игры и ее развитие у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нормальным развитием….7

1.1. Понятие сюжетно-ролевой игры….…7

1.2. Развитие сюжетно-ролевой игры в нормальном онтогенезе….12

1.3. Особенности сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР….15

Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению особенностей развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…20

2.1. Организация, цель, задачи, методики исследования особенностей развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР ….20

2.2. Содержание и анализ результатов исследования по выявлению особенностей сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР ….22

Заключение…34

Список использованной литературы….36

Приложение….….39



Введение (выдержка)

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми: – это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей свои собственные [21].

Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек зрения: игра как деятельность, в которой ребенок развивается целостно, гармонично, всесторонне; игра как средство приобретения и проработки знаний.

Психолог А.Н. Леонтьев считал ведущей деятельностью такую, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка.

Для детей раннего возраста ведущей является предметная деятельность, для детей младшего и старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью становится игра. Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация [13].

Основная часть (выдержка)

Для детей данной группы характерен устойчивый замысел игры, дети совместно обсуждают его, учитывают точку зрения партнёра, достигают общего решения. Перед игрой намечают общий план. Играют довольно долго по одному сюжету, но по ходу игры добавляя и новые линии сюжета, образы, идеи, корректируют поставленные цели. Согласованность игры сочетается с импровизацией.

Дети создают разнообразные модели взаимодействий между людьми. Используют знания, полученные из наблюдений, сказок, кинофильмов и комбинируют их в играх. Играют в дочки матери, представляя себя сказочными персонажами или же наделяют себя разнообразными сказочными возможностями (говорящие животные, сверхсильный); используют в игре «волшебные» предметы (волшебная палочка, говорящие цветы).

Дети играют разные роли, но среди них есть несколько их любимых, которые они более «качественно» играют. Это такие роли как - мама, папа, волшебница, принцесса, водитель, продавщица, врач, парикмахер, учительница. Для передачи своей роли активно используют мимику, пантомимику, эмоционально окрашенную речь, а так же характерные атрибуты и действия для их героя. Например играя роль врача одевают фонендоскоп, стараются передать тембром голоса его серьёзность, во фразах используют профессиональные термины (пациент, укол, лечение и др).

Активно используют предметы-заменители, сами придумывают и дают им названия, широко используют в игре подсобный материал. По ходу игры подбирают необходимые материалы, создают необходимую игровую среду. Без труда воспринимают воображаемую ситуацию, предметы. Предпочитают групповые игры.

Дети осознают, что правила игры являются условием реализации роли. Поэтому стараются соблюдать правила, следят за соблюдением правил другими участниками. Из-за чего нередко возникают конфликтные ситуации. Так же могут конфликтовать по поводу своей роли и возможности действовать по своей инициативе. Конфликт обычно разрешают договором, что в следующий раз будет так, объясняют необходимость игры именно по данному сюжету.

При необходимости могут приглашать взрослого в игру, для того чтобы тот сыграл определённую роль или разрешил конфликтую ситуацию.



Заключение (выдержка)

В воспитании и развитии маленького ребёнка основная роль принадлежит игре-ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте.

Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных.

Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста — сюжетно-ролевой игре.

Поэтому коррекционно-воспитательная работа, начатая в этом возрасте, является наиболее эффективной не только в плане исправления имеющихся дефектов интеллектуально-личностной сферы, но и для профилактики возникающих позднее патопсихологических наслоений (вторичных, третичных и т.д. дефектов).

Литература

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1987.

2 .Баряева Л. Б., Зарин А. П., Соколова Н.Д. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.: ЛОИУУ, 1996 – 96с.

3. Башаева Т.В. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. Санкт-Петербург, 2011.

4. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М., 1972.

5. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, Академия развития, 1996.

6. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. статей / под. ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. – М.:Междунар. образоват. и психолог. колледж, 1995. –144 с.

7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1996. - № 6. – С. 62-76.

8. Выготский Л.С. Становление психологии деятельности. – М.: Смысл, 2003. – 4 с.

9. Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития. ГОУ ВПО ‟Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского”, 2003.

10. Дети с задержкой психического развития / под. ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н. Л. Цыпиной. – 1973.

11. Дети с задержкой психического развития / под. ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н. Л. Цыпиной. – 1984.

12. Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: Издательский центр Академия, 1999. – 464 с.

13. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М.:АПН РСФСР, 1963. –320 с.

14. Иванкова Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – № 4. – 2002. – С. 53-56.

15. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина. – Дрофа, 2010. – 176с.

16. Коломинский Я.П., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер, 2004. – 480 с.

17. Коломиский Я.П., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шстилетнего возраста: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 190 с.

18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.: УРАО, 1997.

19. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М., 1971. – 258 с.

20. Лубовский В.И., Розанова Т.В., Солнцева Л.И. Специальная психология – 2-е издание. – М.: Издательский центр ‟Академия”, 2015. – 464 с.

21. Менджрицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджрицкая. – М.: Просвещение, 1982.

22. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротков. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 96 с.

23. Рубиштейн С.Л. Основы общей психологии – Санкт-Петербург: Питер, 2003. – 713 с.

24.Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР. – М.: Педагогика, 1990.

25. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Нижний Новгород, 1994.

26. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е издание. – М.: Издательский центр ‟Академия”, 2011. – 336 с.

27.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей: Сб. статей / А.П.Усова; под. ред. А.В. Запорожца; сост. Н.Я. Михайленко. – М.: Просвещение,1976.

28. Эльконин Д.Б. Основные вопросы теории детской игры. – Владос, 1999. – С. 317- 338.

29. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Гумант. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.



Примечания

Хорошая курсовая работа, хорошо раскрыта тема, грамотное оформление.

Информация о работе
Страниц: 42
Тип: Курсовая работа
590 p.


X
X