8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Ашберн
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Педагогика

Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании гуманных качеств у старших дошкольников - Курсовая работа

Содержание

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

1.1 Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании гуманных качеств у дошкольников

1.2 Своеобразие гуманных качеств у детей дошкольного возраста

Глава 2. Педагогические условия воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

1 Технология воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

Список использованной литературы.



Введение (выдержка)

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания. Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, этикета), а методы нравственного воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка (метод убеждения, внушения, этические беседы), то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм (B. C. Библер, В.А. Блюмкин, Е.В. Бондаревская, P. P. Калинина, A. M. Счастная, Н.И. Цуканова).

Гуманизм - это качество, выражающееся в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте, эмпатии.

Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности.

Важной задачей ДОУ становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающую творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека являются характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте, эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя. А.В. Запорожец называл умение понять другого новым видом внутренней психической активности ребенка.

Несмотря на изменения условий жизни современного дошкольника, на достижения педагогики в плане изучения сущности игры, давно сложившийся "идеал" сюжетной игры как "коллективной проработки знаний" до сих пор является стереотипом сознания многих поколений воспитателей

В процессе игры у дошкольника развиваются такие качества, как товарищество, доброты, чувство долга. Например, игра "Больница", выполняя роль врача, дети понимают, что врач должен лечить, помогать людям.

Исследованием процесса воспитания гуманных качеств в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста, занимаются следующие педагоги-психологи А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.

В ходе исследования была поставлена следующая проблема, при каких педагогических условиях развитие гуманных качеств в сюжетно-ролевой игре будет проходить эффективнее.

Целью нашей исследовательской работы стала необходимость определить роль сюжетно-ролевой игры в воспитании гуманных качеств у старших дошкольников.

сюжетная ролевая игра дошкольник

Объектом был определен процесс нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста, предметом - воспитание гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

В ходе работы была выдвинута гипотеза, что воспитание гуманных качеств будет успешным, если:

1. Будет использована и разработана система сюжетно-ролевых игр для воспитания гуманных качеств.

2. Будет создана психологически комфортная сфера для воспитания гуманных качеств.

3. Для решения выдвинутой проблемы были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть теоретические основы воспитание гуманных качеств в процессе сюжетно-ролевых игр.

. Определить, критерии и уровни воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

. Определить психолого-педагогические условия использования сюжетно-ролевых игр, способствующих воспитанию гуманных качеств.

Так же использовалась сложившаяся в педагогике традиционная система методов исследования:

• анализ теоретических вопросов по проблеме исследования;

• эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов детской деятельности, экспериментальное обучение).

Теоретика методологическую основу исследования составляет концепция игровой деятельности Н. Коротковой, Н. Михаиленко, воспитания нравственных качеств у старших дошкольников A. M. Виноградовой, А.Д. Кошелевой.



Основная часть (выдержка)

Старшие дошкольники участвуют в разнообразной деятельности, влияющей на их нравственное развитие. Они способны к самостоятельному общению в соответствии с усвоенными правилами. Игра для них продолжает оставаться ведущей деятельностью, определяющей разные стороны развития личности, в том числе гуманные.

На формирующем этапе нами проводилась работа по воспитанию гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.

Нами был составлен план работы по формированию гуманных качеств в процессе организации сюжетно-ролевых игр. Предполагалось решение следующих задач:

• воспитание гуманных качеств;

• обогащение жизненного опыта детей;

• продолжать учить детей использовать различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, конструкторы, строительный материал.

• побуждать детей по - своему обустраивать собственные игры предметы, детали (овощи и фрукты для игры в магазин, угощение для игры в семье, билеты в театр, деньги для различных игр).

• отражать впечатления от прочтения произведений художественной литературы, просмотра мультфильмов, этических бесед, экскурсии в медицинский кабинет.

Опираясь на поставленные задачи, нами была проведена следующая работа по воспитанию гуманных качеств в сюжетно - ролевой игре.

Воспитание гуманных качеств через сюжетно - ролевую игру включает в себя два основных этапа:

. На первом этапе происходит накопление опыта. Роль воспитателя заключается в организации жизненных наблюдений. Ребенка необходимо научить с гуманностью относится ко всему окружающему.

2. На втором этапе происходит процесс осознания ситуаций, возникает замысел решения проблемы.

Таким образом, на первом этапе мы подобрали необходимую литературу для чтения и разбора с детьми. Это знакомые детям произведения "Три поросенка", "Белоснежка и семь гномов", "Волк и семеро козлят" и некоторые другие. Чтение проводилось в свободное время, после чего организовывались игры с аналогичными названиями, в ходе которых внимание детей привлекалось к поведению героев, их отношению друг с другом. Например, игра "Три поросенка". Дети (поросята) играют на полянке, веселятся, но беззаботное лето подходит к концу и они решили строить для себя домики, в которых бы могли укрыться не только от холода, но и от злого волка. Самый прочный домик получился у третьего поросенка. Вот случилась беда, к первому поросенку пришел волк и сломал его домик, тогда Ниф-ниф побежал к Нуф-нуфу, который приютил его у себя, но его домик был недостаточно прочным и поэтому волк его тоже сломал. Поросята бросились бежать к третьему брату, который и спас их от гибели.

В игре внимание детей обращается на отношения братьев, на их сочувствие и взаимопонимание, что немало важно в реальной жизни.

Кроме игр со сказочным сюжетом, с детьми проводились сюжетно - ролевые игры, имеющие бытовой сюжет. Для сюжетно-ролевой игры очень важна предметно - развивающая среда в групповой комнате. Так как они способствуют накоплению игрового опыта, мы постарались построить так предметно-игровую среду, чтобы дети могли самостоятельно играть в сюжетно-ролевые, режиссерские и театральные игры. Проанализировав жизненный опыт детей, подобрали игровые принадлежности и атрибуты, а затем играли в эти игры ("Поликлиника", "Автобус", "Магазин").

В игре "Поликлиника" ставилась цель расширять знания детей о работе врача и медсестры, учить в игровых ситуациях, принимать роль взрослого на себя и воспроизводить ролевые диалоги, сочувствовать, переживать: через жалость, сочувствие, понимание. Проводилась подготовка к игре. Мы предварительно читали произведения "Больной" Ю. Яковлева, "С человеком беда" Ю. Синицына, просмотр фильма о докторах и мультфильма "Доктор Айболит", рассматривали открытки, рисунки, на которых изображены различные моменты деятельности врача, задавали вопросы по содержанию картинок, знакомили их с различными инструментами, объясняя их значение, как ими пользуются. После проведенной нами работы у детей появился наибольший интерес к игре. Во время игры дети, не скрывая, проявляли сочувствие, жалость к больным, переживали, это выражалось в их речи и действии. Например, Б. Женя (она была в роли врача) когда лечила больных, спрашивала больно или нет, радовалась выздоровлению больных. Она говорила: "Вот сейчас ты Клим вылечишься в больнице, и все у тебя будет хорошо". Таким образом, в этой игре дети выражали чувства сопереживания и поддержки друг к другу по вымышленной ситуации, что, несомненно, позволяет сделать вывод, что в реальной жизни они будут поступать точно также.Игра "Магазин" - цель дополнить знания детей о работе продавца, кассира, грузчика и других работников магазина. Ввести в речь новые слова: кассир, касса, чек, товар, деньги. Воспитать личностные качества - вежливость, доброжелательность. В ходе игры внимание детей направлялось на вежливое поведение продавца и покупателей. Например, у всех детей распределены роли (мальчик, дедушка, девочки) и мальчик уступает свою очередь сначала пожилому человеку, а потом девочке. Этим поступком он показывает уважение к старшему поколению, к девочкам. После игры некоторые дети рассказывали, как они уступали очередь, когда ходили в магазин с мамой.

Игра "Автобус и пассажиры". Цель - распределять роли, вводить одинаковые роли, благодаря этому происходит игровые общение одинаковых персонажей. Развивать воспитанность, приучать уступать место старшим, младшим, своевременно оплачивать за проезд.



Заключение (выдержка)

Наше исследование посвящено актуальной и все еще недостаточно исследованной теме - воспитанию гуманных качеств в сюжетно - ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, в первой части нашей работы, позволил выявить, что воспитание гуманных качеств в сюжетно - ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста опирается на исследования Л.А. Пеньевской, A. M. Виноградовой, И.С. Деминой, Л.П. Князевой, Л.П. Стрелковой, А.Д. Кошелевой, И.В. Княжиной, Т.В. Черник и другие. Исследователями было подчеркнуто значение воспитания гуманных качеств в развитии личности. От их развития зависит формирование характера ребенка, его эмоций и личности.

Воспитание гуманных качеств в дошкольном возрасте очень актуально, так как оно способствует саморазвитию личности, становлению ребенка в будущем.

Для подтверждения гипотезы о том, что сюжетно-ролевая игра способствует развитию гуманных качеств, мы провели входную диагностику, для определения уровня развития гуманных качеств, после чего был проведен формирующий эксперимент, по окончании которого, вновь провели диагностику, результаты которой подтвердили необходимость использования сюжетно-ролевых игр в развитии гуманных качеств у детей дошкольного возраста.

Таким образом, мы пришли к выводу, что сюжетно - ролевые игры являются одним из самых эффективных способов воспитания гуманных качеств у старших дошкольников, потому что игра интересна, подвижна и понятна для детей этого возраста.

Гипотеза нашего исследования подтверждена, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута, но данная проблема требует более углубленного изучения и внедрения в практику работы ДОУ.

Положительные результаты проведенного эксперимента дают возможность предложить в дальнейшем использовать сюжетно - ролевые игры в воспитании гуманных качеств.



Литература

1. Болотина Л.Р. Комаров Т.С. Баранов СБ. Дошкольная педагогика - М.: Академия, 1998

2. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. - М., 1988.

. Воронкова Н.В. Сюжетно - ролевые игры, программы, беседы в кругу детей. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

. Виноградова Н. А.; Позднякова Н.В. Сюжетно - ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие - 3-е издание. - М.: Айрис-пресс, 2009.

. Вехова М.Б. Ежик. - М.: Издательство "Яблоко", 2002. - 48с.

. 6. Виноградова A. M. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4.

. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. - 2003. - №2.

. "Дошкольная педагогика": учебник для студ. Сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 7-е издание, стер. - М: Издательский центр "Академия", 2007г.

. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. М.: Воспитание дошкольника, 2002.

. 10. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. - М., 1997.

. 11. Денисенко Н.Г. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1.12 Епифанцева Н. Д.: Организация развивающей среды в ДОУ - Белгород: БГУ2001.13. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников. М.: Айрис-пресс, 2004.

. 14. Колесник Н.П. Самовоспитание детей старшего возраста в творческой сюжетно - ролевой игре - М. МГТГУ, 2000.15. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников-М.: Айрис - пресс, 2004.

. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. - Самара, 1997.

. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Избр. Пед. Соч. - М, 1977. - Т.2

. 18. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. - Педагогика, 2000-11- 16с.

. 19. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском аду. - М., 1997.20. Мухина B. C. Детская психология 2-е изд. Пераб. и доп. - М., 1985.21. Мулько И.Ф. Социально - нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методические пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96с - (Программа азвития).

. 22. Михайленко Н.Я. Основные способы построения сюжетно - ролевой игры; Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект-М.: Педагогика, 1987-27-45с.

. 23. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - 3-е издание испр., - М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2009г.

. Программа Васильевой.



Примечания

Работа проходит антиплагиат Форматы: Word

Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 27
600 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 311012 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X