8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Разное

Исследование самооценки и уровня притязаний городских и сельских школьников - Курсовая работа

Содержание

Введение ….3

Глава I. Проблема формирования самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте ….….….….6

1.1.Психологическая характеристика подросткового возраста ….….6

1.2.Формирование адекватной самооценки личности….….9

1.3.Уровень притязаний….…18

Выводы по I главе …22

Глава II. Эмпирическое исследование самооценки и уровня притязаний городских и сельских школьников …. …25

2.1. Организация и методы исследования…25

2.2. Анализ результатов исследования …. ….…29

Выводы по II главе …39

Заключение ….…43

Список используемой литературы ….….46



Введение (выдержка)

Подростковый возраст - это время, когда складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. В связи с этим исследование особенностей подросткового возраста заслуживает особого внимания, о чем свидетельствуют труды таких ученых как П.П. Блонский, В.П. Кащенко, И.А. Сикорский, С.А. Беличева, Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.

Многие авторы обращают внимание на формирование самооценки в подростковом возрасте и на те факторы, которые способствуют ее становлению. Среди исследователей этой проблемы Л.В. Бороздина, А.В. Захарова, А.Г. Стужин, А.А. Реан, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.И. Липкина, Е.А. Соколова и др. Авторы единогласно отмечают, что становление самооценки происходит именно в подростковом возрасте. Потому в современной психологии активно ведутся исследования по выявлению факторов, способствующих становлению самооценки подростков.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей. Она существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития.

Создание благоприятных условий для развития личности в период школьного детства является одной из важнейших целей модернизации отечественного образования. Для достижения этой цели необходимо уточнить реальное положение дел в образовании, исследовать влияние конкретных условий развития ребенка на состояние его психического и психологического здоровья, а также выяснить, какие факторы влияют на успеваемость детей, усложняя этот процесс или делая его успешным. Стремление в определенной степени решить эту задачу и определило выбор темы работы.

Актуальность темы связана с тем, что в литературе недостаточно исследований, касающихся взаимосвязи уровня самооценки, уровня притязаний и характера среды и местности, где воспитывался подросток. А между тем современные условия социального развития приводят к разобщенности подростков. В связи с этим становление самооценки происходит стихийно, и зачастую формируется неадекватная самооценка.

Целью работы является исследование самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте у городских и сельских школьников.

Объектом нашего исследования являются особенности формирования самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте, предметом – влияние среды воспитания на формирование самооценки и уровня притязаний.

Гипотеза исследования: у подростков, обучающихся в городской школе самооценка и уровень притязаний выше, чем у сельских школьников.

Поставленная цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. рассмотреть теоретические подходы к самооценке и уровню притязаний подростков;

2. подобрать методы и методики для изучения самооценки и уровня притязаний подростков, провести диагностику детей;

3. провести качественную и количественную обработку данных, проанализировать результаты.

При проведении исследования «Самооценка и уровень притязаний городских и сельских школьников» были использованы следующие методы исследования:

1. анализ теоретической базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);

2. обобщение и синтез точек зрения, представленных в теоретической базе (метод научного синтеза и обобщения);

3. метод психодиагностики с использованием следующих психодиагностических методик: опросник самоотношения В. В. Столина, шкала самоуважения Розенберга, методика исследования самооценки личности С. А. Будасси, моторная проба Шварцландера, методика Лабиринты Х. Хекхаузена.

4. метод математической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни).

Эмпирической базой исследования стала СОШ № 71 и СОШ д.Волково. В нем приняли участие дети подросткового возраста (14 – 15 лет) в количестве 30 человек.

Теоретическая значимость: анализ научных исследований зарубежных и отечественных специалистов позволяет обобщить и систематизировать знания по проблеме формирования самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте. Поможет установить наличие или отсутствие связи между самооценкой и местом проживания и обучения.

Практическая значимость состоит в том, что данные результаты и выводы можно будет использовать психологами как материал для составления тренинга формирования и повышения самооценки, а также могут быть использованы в рамках психологического консультирования подростков, педагогов и родителей.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, выводов по I и II главе, заключения, списка литературы и приложений.



Основная часть (выдержка)

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Организация и проведение методик на выявление уровня притязаний и самооценки

Исходя из цели исследования, мы за основу взяли учеников сельской школы и учеников городской школы, поделив тем самым выборку на две равные группы в соответствие с их местом обучения. Далее мы исследовали самооценку и уровень притязаний в каждой из групп. Затем сравнили полученные в каждой из групп данные между собой.

В исследовании приняли участие по 15 учащихся СОШ № 71 и СОШ д. Волково подросткового возраста (14 – 15 лет). Для исследования самооценки и уровня притязаний были использованы следующие методики: опросник самоотношения В. В. Столина, шкала самоуважения Розенберга, методика исследования самооценки личности С. А. Будасси, моторная проба Шварцландера, методика Лабиринты Х. Хекхаузена.

Опросник самоотношения В.В. Столина (см. приложение №1) построен в соответствии с разработанной В.В.Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

• глобальное самоотношение;

• самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

• уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. Испытуемому предлагается ответить на 57 утверждений. За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Полученный «сырой балл» по каждому фактору переводится в накопленные частоты (в %). При значении показателя меньше 50 - признак не выражен; 50-74 - признак выражен; больше 74 - признак ярко выражен.

Шкала самоуважения Розенберга (см. приложение №2).

Цель: диагностика уровня самоуважения испытуемого.

Опросник создавался и использовался как одномерный, хотя, проведенный позднее, факторный анализ выявил два независимых фактора: самоунижение и самоуважение. Испытуемым предлагается ответить на 10 вопросов, имеющих по 4 варианта ответа. За каждый ответ испытуемого начисляются баллы в соответствии с ключом. Уровень самоуважения равен сумме баллов, полученной испытуемым. Максимум 40 баллов, 20 баллов - середина. Ниже - самоунижение, выше - самоуважение.

Методика исследования самооценки личности С. А. Будасси (см. приложение №3).

Методика позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования. В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я идеальным и Я реальным. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе.

Предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность. В этом ряду могут найти место и негативные качества.

Выбранные 20 слов нужно расположить по возрастанию в колонке «идеал», так, чтобы под номером 20 было наиболее приятное значение. Аналогичные действия в колонке «Реальное Я».

Коэффициент ранговой корреляции r может находиться в интервале от -1 до + 1. Если полученный коэффициент составляет не менее -0,37 и не более +0,37 (при уровне достоверности равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах.

Моторная проба Шварцландера (см. приложение №4).

Цель: диагностика уровня притязаний испытуемого.

Испытуемому предлагается бланк с 4 прямоугольными секциями по количеству проб в эксперименте (оригинальные размеры стороны маленьких квадратов 1.25 см, больших -1.5 см). Просят назвать количество квадратов, которое он сможет заполнить за 10 сек. (Всего их 27 в каждом прямоугольнике). Свой ответ испытуемый записывает в верхнюю большую ячейку 1 прямоугольника. После пробы, начинающейся и заканчивающейся по команде экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество проставленных элементов и записывает его в нижней ячейке 1 прямоугольника.

Проба выполняется еще три раза (первый не считается - он тренировочный) с постепенным уменьшением времени: 1 - 10 сек., 2 - 9 сек., 3 - 8 сек., о чем своевременно предупреждают испытуемых.

Подсчет целевого отклонения производится по формуле. Стандарты целевого отклонения:

5 и выше - нереалистично высокий УП (завышенный)

3 - 4.49 - высокий УП (адекватный)

1 - 2.99 - умеренный УП (внутри нормальных границ)

- 1.49 - +0.99 - низкий УП (адекватный)

Оценивается тенденция испытуемого к выбору более сложных или, наоборот, более легких задач (стремление добиться успеха или избежать неудач); оценивается тенденция более или менее резко реагировать на успех-неуспех (цифровые данные).

Методика Лабиринты Х. Хекхаузена (см. приложение №5).

Цель: диагностика уровня притязаний испытуемого.

Методика предназначена для оценки величины отклонения цели. Прослеживание лабиринтов предъявляется как тип головоломок, т.е. как задача на смекалку. Сравнивается время, намечаемое испытуемым для прослеживания лабиринта в каждой пробе, с реальным временем решения им задачи в предыдущей. На основании полученных данных среди полученных разниц находится целевое отклонение. При значении целевого отклонения от – 5 до 5 уровень притязаний является адекватным, при значении от 6 до 9 уровень притязаний является заниженным, при значении 9 и более - чрезмерно заниженным и, соответственно, при значении от – 5 до – 9 - завышенным, и при значении – 9 и более - чрезмерно завышенным.



Заключение (выдержка)

В процессе работы был использован комплекс методов исследования с целью подтверждения выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, включающий теоретический анализ литературы, проведена диагностика учащихся, проанализированы результаты, сделаны соответствующие выводы.

Во введении данной работы была поставлена цель и соответствующие ей задачи исследования, определены предмет и объект исследования, выдвинута гипотеза. Определена эмпирическая база исследования и обозначены соответствуюшие методы и психодиагностические методики: опросник самоотношения В. В. Столина, шкала самоуважения Розенберга, методика исследования самооценки личности С. А. Будасси, моторная проба Шварцландера, методика Лабиринты Х. Хекхаузена. Также рассмотрена актуальность данной проблемы, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе исследования «Самооценка и уровень притязаний городских и сельских школьников» описаны: психологическая характеристика подросткового возраста (психологи, занимающиеся разработкой данной проблемы, новообразования, возникающие в подростковом возрасте, особенности подростков); формирование адекватной самооценки личности (определение самооценки личности, ее структура и функции); уровень притязаний (определение уровня притязаний, его виды и функции).

Во второй главе проводится эмпирическое исследование самооценки и уровня притязаний городских и сельских подростков. Описаны выбраные методики, подготовлены необходимые атрибуты для проведения диагностики. В исследовании приняли участие 30 учащихся СОШ № 71 и СОШ д. Волково подросткового возраста (14 – 15 лет). Проведена диагностика учащихся. Описаны и проанализированы результаты исследования.

В процессе работы выявлены различия и сходства в городской и сельской группах. В ходе сравнения двух групп по средним значениям были выявлены некоторые различия по большинству показателей, а в по результатам математической статистики группы не имеют значимых различий. У первой группы ярче выражено самоуважение, интерес к своему внутреннему миру, они в согласии с собой, ценят себя как личность, понимают себя; они более глубоко чувствуют ответственность за свои поступки. Вторая группа более, чем первая ждет одобрения от окружающих и считает что окружающие ценят их и симпатизируют; у них более высокое самомнение, но они чаще обвиняют себя в неудачах. Наблюдается, что и те и другие ставят себе цели ниже, чем могут достичь, но в целом, уровень притязаний у первой группы выше, чем у второй.

Итак, самооценка, - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Потенциальная самооценка, часто называемая уровнем притязаний, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности. Самооценка в юношеском возрасте – это уровень собственных требований, внутренний стандарт.

Существует два вида мотивации достижений: мотивация стремления к успеху и мотивация к избеганию неудач. Основная отличительная черта людей, нацеленных на успех – это высокая уверенность в себе в сочетании с адекватным уровнем притязаний.

Отмечено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на неудачу, – нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки. С величиной самооценкой связаны удовлетворенность или неудовлетворенность человека, возникающие в результате достижения успеха или появления неудачи. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой.

Развитие самосознания влияет на самооценку и уровень притязаний, отражаясь на успешности обучения. Как показало данное исследование, на самооценку и уровень притязаний влияет множество других факторов, помимо места проживания обучения подростков. Следует обратить внимание на то, что представители той и другой группы имеют очень низкий уровень притязаний, и лишь незначительный процент тех, кто ставит себе высокие, или хотя бы реальные цели. Я считаю, что цель современного образования не только дать необходимый багаж знаний, но и выпустить людей, приспособленных к жизни, которые знают себе цену, умеют применять свои знания, имеют жизненные цели и могут найти средства к их достижению.

Таким образом, если профессионально подойти к построению отношений со школьниками, разнообразить формы обучения, вводя больше практических и развивающих моментов в программу, проводить грамотную консультацию родителей, можно надеяться, что самооценка детей будет высокая, а это обеспечит высокий уровень притязаний и соответственно процесс обучения на протяжении всего школьного периода будет успешным



Литература

1. Бандура А. Подростковая агрессия. - М. , 2000.

2. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников. // Вопросы психологии, № 4, 2001. 31-38с.

3. Берн Э. Групповая психотерапия. М.,2000.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,2001.

5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Психология развития: Хрестоматия по психологии. – СПб., 2001

6. Брушлинский, А. В. Проблемы психологии субъекта./А. В. Бушлинский. – М.: Ин-т психологии РАН, 2004. – 109 с.

7. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, вообр.: Избранные психологические труды/ А. В. Брушлинский. – М.: «Модек», 2006. – 392 с.

8. Детская практическая психология./под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики. – 2005. – 255 с.

9. Деркач А.А. Самооценка, как структурообразующая процесса акмеологического развития / А.А. Деркач// Мир психологии . – 2005 . - №3 . – с. 139 – 146.

10. Джеймс У. Психология самосознания: Хрестоматия. Самара, 2003

11. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1 Самооценка и ее параметры / Е.В.Зинько // Психологический журнал . - 2006, том 27 . - № 3 . – с. 18 – 30.

12. Казакина М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования. Спб., 2001.

13. Каргина М. Проблемы социализации подростка. //Воспитание школьников -2003. - №4 С. 10-14.

14. Колесов, Д.П. Современный подросток. Взросление и пол.: Учебное пособие./ Д.П. Колесов. – М.: МПСИ Флинта. 2003.

15. Кон И.С. Психология ранней юности. М.,2003.

16. Крайг Г. Психология развития. Спб., 2002.

17. Кудрявцев, В. Т. Субъект деятельности в онтогенезе//Вопросы психологии./В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева. — 2001. — № 4, с. 21- 26.

18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005.

19. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики./А. Н. Леонтьев. – М.: Изд. МГУ, 2001. – 584с.

20. Мухина, В. С. Детская психология./В. С. Мухина. – М.: Просвещение, 2000. – 272 с.

21. Первин, Л.А. Психология личности: теория и исследование/ Л.А. Первин, О.П. Джон. – М.: Аспект Пресс, 2001.

22. Петровский, А.В. О психологии личности./ А.В. Петровский; – М.: Знание, 2001.

23. Райc Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф.Райс . – СПб.: «Питер», 2000 . – 656 с.

24. Реймшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. Пер. с нем. Лойдина Г.И.; Ред. Гудкова Т.А. – М: Мир.,2005.

25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2003 – 713 с.

26. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М., 2003 – 656 с.

27. Седов Л.С. Психология юношеского возраста. М., 2001.

28. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2004. – 350 с.

29. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии. под.ред. Гамезо М.В. М., 2001.

30. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников / К.Р. Сидоров // Вопросы психологии . – 2007 . - №3 . - с. 149 -157.

31. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии . - 2006 . - № 2 . – с.224-232.

32. Смирнова, Е. О. Детская психология./Е. О. Смирнова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 366 с.

33. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогинез и дизонтогинез / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова Серия « Высшее образование» . – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.

34. Спиркин В.В. Сознание и самосознание. М., 2001.

35. Станкин М.И. Психология самооценки / М.И. Станкин // Специалист . – 2005 . - № 7 . – с. 20 – 22.

36. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983

37. Столяренко, Л. Д. Основы психологии./Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. – 736 с.

38. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 544 с.

39. Фельдштеин Д. И. Психолгогия современного подростка. М. , 2001.

40. Фонарева А. М. Развитие личности ребенка. М. , 2001.

41. Фрейд З. Я и Оно. М., 2007.

42. Фролов Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия. М.: Российское педагогическое агентство, 2007.

43. Шмидт Р. Подростковый юношеский возраст. М., 2005.

44. Юрчик С.Н. Психологические аспекты формирования самооценки в полростково-юношеском возрасте / С.Н. Юрчик // Сацыяльна – педагаг1чная работа. Серыя « У дапамогу педадогу». – 2008 . – № 11. – с. 37-46.

45. h**p://psy**ology.net.ru/

46. h**p://sm**sy.narod.ru/

47. h**p://ps**u.net/

48. h**p://ru.wi**edia.org/wiki

49. h**p://www.psy**ol-ok.ru/statistics/mann-whitney/



Примечания

Работа проходит антиплагиат Форматы: Word.

Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 48
1300 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 310983 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X