8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Литература и лингвистика

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИКЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - Дипломная работа

Содержание

Введение…. 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…. 6

1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста…. 6

1.2 Лексика как один из компонентов коммуникативной компетенции . 10

1.3 Использование игры в обучении иностранным языкам … . 27

Выводы по первой главе…39

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ….42

2.1 Методика формирования лексических навыков на основе использования игровых технологий .…42

2.2 Диагностирование уровня лексических навыков….46

2.3 Определение эффективности формирования лексических навыков на основе игровых технологий….51

Выводы по второй главе…54

Заключение….55

Список литературы…57

ПРИЛОЖЕНИЕ 1….63

ПРИЛОЖЕНИЕ 2….64

ПРИЛОЖЕНИЕ 3….65

ПРИЛОЖЕНИЕ 4….68



Введение (выдержка)

Многие российские школы сталкиваются сегодня с множеством трудностей при обучении иностранному языку, учащиеся теряют мотивацию к изучению данного предмета, потому что не имеют возможности использовать полученные знания вне класса. Очень часто происходит так, что учащиеся не видят значимости знаний, не могут точно и четко ответить на вопрос зачем и для чего нужно овладевать ИЯ.

Это говорит о том, что учебно-познавательные мотивы не занимают ведущего места в мотивации ребенка.

В новом стандарте (ФГОС) в преподавании иностранных изучение теоретических основ языка и глубинных основ грамматики не является главной задачей. В программе формирования универсальных учебных действий, упор делается на развитие коммуникаций, установить контакт для общения с другими людьми, использование языка в процессе общения, развитие в разных сферах для того, чтобы заинтересовать собеседника или слушателя, а также построения логически грамотной и последовательной изложения мысли.

Актуальность данного исследования состоит в том, что в настоящее время у учеников недостаточно развита коммуникативная компетенция. Данное исследование направлено на поиск новых методов и средств обучения лексической стороне английского языка учащихся младших классов. Это позволит нам разработать более эффективные и легкие способы обучения иностранному языку. Обучение лексике тесно связано с повышением мотивации. Одним из методов повышения мотивации у младших школьников является игра.

Проблема мотивации в учении часто возникает по каждому школьному предмету. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу. Что касается иностранного языка, до момента изучения и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Детям хочется изучать и изъясняться на иностранном языке со сверстниками; заманчивой стороной представляется возможность декламировать стихотворения и петь английские песни; читая, узнавать о других странах, о традициях; получают возможность сравнивать с Россией. Многие ученики находят в изучении иностранного языка что-то «приключенческое», проникновение в новый незнакомый мир; привлекательной представляется возможность перевоплощаться: Но вот как только начинается процесс овладения иностранным языком, у детей пропадает интерес. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось.

В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию и т. д.

Мотивация является важным условием формирования лексический навыков. Общеизвестно, что лексика– это совокупность слов, входящих в состав языка. Также следует помнить, что к лексике относятся устойчивые словосочетания и сокращения. Слово– основная единица языка, которая служит для выражения, явлений, предметов, действий, эмоций и др. При коммуникации оно является ведущим компонентом речевого общения. Кроме того, само по себе слово – очень сложное и многообразное явление. Под формой слова понимается его фонетическая и орфографическая сторона, также его структура и грамматические формы.

Одним из эффективных средств обучения лексике, по нашему мнению, является методика, построенная на игровых технологиях, которые создают в учебном процессе игровые ситуации.

Ученику можно предложить определенный набор игрушек, которые помогут ему запомнить иноязычные слов. Можно создать игровую среду для учеников, предлагая им лексические, грамматические, орфографические и другие игры, при этом, играя дети с удовольствием, будут усваивать именно тот новый материал, который учитель распланировал для запоминания на уроке.

В течении игры происходит соревнование. Стремление победить носит мотивированный характер.

Цель исследования разработать и экспериментально проверить методику обучения лексике младших школьников на основе использования игровых технологий.

Объект исследования – процесс иноязычного образования.

Предмет исследования – методика обучения лексике на основе использования игровых технологий на уроках английского языка.

Гипотеза исследования – процесс обучения лексической стороне речи на младшем этапе обучения будет более эффективным при регулярном использовании игровых технологий.

В работе нами были поставлены следующие задачи:

1) изучить психолого-педагогические особенности учеников младшего школьного возраста;

2) проанализировать лексический аспект коммуникативной компетенции;

3) разработать методику обучения лексической стороне на основе игровых технологий;

4) экспериментально проверить предлагаемую методику.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.



Основная часть (выдержка)


Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

2.1. Методика социальной формирования лексических принципиальные навыков на основе использования игровых технологий

После проведенного анализа полученных данных, мы подготовили и провели серию экспериментальных занятий, которые составили формирующий эксперимент, содержавший в себе следующие цели:

а) исключить возможность воздействия эффекта новизны на итоги эксперимента;

б) заполучить замеры уровня усвоения лексики при проведении уроков с минимизированными игровыми моментами при внедрениии новой лексики;

в) введение, отработка и контроль лексики по новым темам;

г) повышение уровня мотивации детей к изучению предмету английского языка;

д) получить замеры уровня усвоения лексики при проведении уроков с учётом методики при апробации игровых технологий, разработанной в теоретической части нашего исследования, для последующей рефлексии с результатами к установленному эксперименту и первой части формирующего эксперимента.

Данную экспериментальную программу проходили 2 группы. Первой группе вводилась лексика без апробации игровых методов, а второй группе с игровым методом. Формирующий эксперимент включал в себя 4 занятия, в течение которых проходило изучение новой лексической темы: ''Clothes’’- одежда.

Введение лексики по теме у первой группы (4 урока) составило первую часть формирующего эксперимента. При внедрен ии, отработке, тренировке и контроле новейших лексических единиц по предоставленной теме, не было использовано никаких дополнительных материалов. Исключением являются игровые технологии, направленные на отработку употребления новой лексики: чтение и перевод текстов, подбор слов, беседы и опросы. Контроль усвоения проводился в форме словарного диктанта, идентичным тому, который использовался на установленной стадии эксперимента. Количество правильных слов за диктант показали средний уровень усвоения лексического аппарата по данной теме:


Результат диктанта показал средний уровень усвоения лексики; «Без ошибок» написали лишь 21,4% учеников; большая часть – 42,8% - допустили в работе «одну-две ошибки»; Однако, 29% учеников, допустили 3-4 ошибки что показано на диаграмме 2. Результат с более 5-ти ошибками показал только Блиновских Александр.

Обработав данные результаты, мы подошли к проведению второй части формирующего эксперимента, учтя все полученные нами теоретические знания.Для второй экспериментальной группы лексическая тема осталась прежней, -‘Clothes”- Одежда. Вовремя проведения следующей части эксперимента, ребятам на всех уроках предлагались различные игровые технологии при введении, отработке и контроле новых лексических единиц. Комплекс игровых заданий составлен в соответствии с изучаемой темой и проводилось по правилам использования методики дидактических игр на уроках английского языка в начальной школе. В течение первых 3 занятий было постепенное введение нова лексики; закреплением материала являлось четвёртое занятие. Так как наибольшую эмоциональную реакцию у младших школьников вызывает яркая предметная наглядность, при введении лексики, использовался данный метод. Во время закрепления, кроме описанных ниже игр, мы использовали стихотворения и рифмовки, которые, как и было сказано в теоретической части нашего исследования, помогают легкому заучиванию ребятам за счёт шуточной формы и такта, что помогает непринуждённо использовать новую лексику как в устной, так и в письменной речи. Все игровые задания носили коммуникативный характер, на всех уроках этой серии использовались различные режимы работы, доступные в методике преподавания иностранного языка на начальном этапе: «Учитель – класс», «Учитель – ученик», «Учитель – класс», «Ученик – класс», «Класс – ученик», «Ученик – ученик», работа в группах и командах (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

По данным результатам мы выявили общий уровень класса, который оказался средним. С учетом возрастных особенностей распланирована дальнейшая работа для успешного усвоения лексических. Произведен анализ, в ходе которого, выявлены все трудности по использованию коммуникативных навыков и сформированы пути их устранения. Во-первых у учеников недостаточно богат лексический запас, многие дети бояться допустить ошибки, поэтому не используют на практике свои знания, у детей низкий уровень мотивации, также не созданы комфортные коммуникативные условия Во-вторых формат урок неправильно выстроен, ведь в соответствии с ФГОС учитель является лишь организатором, так сказать только направляет и побуждают к действию, а ученики являются творцами. Полученные результаты помогли нам выстроить и скорректировать дальнейшую работу и перейти к следующей, формирующей стадии эксперимента.

Таким образом, технология обучения лексической стороне коммуникативной компетенции представляет собой целую систему упражнений направленных на развитие речевой деятельности, логики, обогащение словарного запаса, раскрытие творческого потенциала ребенка. Данная система делится на несколько этапов, призванных проанализировать уровень знаний ребенка и выбрать эффективную методику по ее повышению. И наблюдения за учебным процессом показывают, что одним из условий, обеспечивающих высокую эффективность учащихся на уроке, является новизна информации, когда каждое новое занятие продолжает, постепенно расширяет и углубляет содержание предыдущего, как в лексическом, так и в грамматическом плане.


2.2. языковДиагностирование уровня использованию лексических навыков

По данным результатам мы получили теоретическое подтверждение нашей гипотезы о том, что, если использовать игровые технологии при изучении лексики, то повысится уровень её усвоения младшими школьниками, также провели экспериментально, с целью получить подтверждение гипотезы на практике и определить эффективность применения игровых приёмов на уроках английского языка.

Исследование проводилось на 2-х группах 4 «б» класса школы № 59 города Магнитогорска. В подгруппе изучения английского языка всего 14 человек, из них в исследовании участвовали 14 человек: список в приложении 1

Средний возраст детей в группе составляет 10-11 лет, все дети из благополучных семей. Все учебные навыки сформированы. В основном на уроке быстро реагируют, очень инициативны, но в тоже время выдержанные, хотелось бы отметить, что главным минусом является отсутствие самостоятельности, без желания принимаются за подготовку дополнительного материала, также не умеют участвовать, данные факторы указывают нам на средний уровень развития познавательной деятельности. Однако, только один ученик занимается изучением иностранного языка помимо школы: Морозов Савелий занимается дополнительно с репетитором. Общая внутреколлективная атмосфера положительная .А общая сформированность англоязычного лексического аппарата у детей соответствует требованиям программы и ФГОС.



Заключение (выдержка)

В современное время умение общаться становится все более ценным качеством. Развитая коммуникабельность является важнейшим фактором успешного формирования портрета современной личности, т.к определяет взаимодействие с обществом, людьми, также служит самовыражению в целом.

Развитие коммуникативных навыков позволяет: легко устанавливать и поддерживать контакт, заинтересовать и поддерживать нужное впечатление на собеседника, учиться убедительно аргументировать и отстаивать свои интересы, преодолевать ситуативные конфликты, эффективно слушать и взаимно отвечать на конкретные вопросы, использовать с осознанностью невербальные способы коммуникации, диагностировать и понимать эмоциональное состояние оппонента. Все это связано с обучением лексики.

Собрав полученные результаты и изучив литературу, мы выявили, что в педагогике решению данной проблемы уделялось мало внимания, в связи с этим нас заинтересовал аспект введения игровых технологий при изучении англоязычной лексики в начальной школе как средством мотивации. Синтез и анализ литературы посодействовал нам выявить острые вопросы, которые, по нашему мнению, необходимо более тщательно и глубоко изучать. При рассмотрении теоретических основ изучения лексики младшими школьниками, мы увидели, что самым важным показателем этого является то, что уровень усвоения иноязычной лексики младшими школьниками может повышаться при использовании в лексической работе на уроке игровых технологий, соответствующих потребностям и интересам конкретной группы.

Таким образом, в своем исследовании мы добились достижения поставленной цели, которая заключалась в разработке и экспериментальной проверке методики обучения лексике младших школьников на основе игровых технологий. Проанализировав и обобщив результаты проведённого эксперимента, мы подтвердили рабочую гипотезу нашего исследования, согласно которой использование игровых технологий при обучении лексике качественно повышает уровень её усвоения младшими школьниками. Мы считаем, что положительный эффект возможен лишь при условии целенаправленной и регулярной организации процесса иноязычного образования.



Литература

1. Learn English Through Songs and Games/ Учебное пособие по дисциплине «Методика использования песенного и игрового материала в образовательном процессе по иностранному языку». Ч.I. и Ч.2. Уфа, 2014. /Составители - В.Ф.Аитов, В.М.Аитова, А.Н.Семенова. 164 c.

2. Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе школьного образования. М.: Гардарика, 2008. 103 с.

3. Аитов В.Ф. Особенности реализации компетентностного подхода в условиях иноязычного образования в школе и вузе // Проблемы и перспективы обучения иностранным языкам в средней школе и вузе на современном этапе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 24-25 июня 2012 года., Республика Башкортостан, г. Бирск / Ответственный редактор В.Ф.Аитов - Бирск: Бирск.гос.соц. пед.академия, 2012. 216 с. С. 3-5.

4. Аитов В.Ф., Виноградова Р.И. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности на неязыковых факультетах в вузе на основе проблемного подхода // Вестник Башкирского университета. Уфа, 2006. - Т. 11. № 2. С. 97-101.

5. Аникеева Н. П. Педагогика и психология игры. – М.: Владос,

6. Ануфриева Р. А. Иры как средство развития интереса к изучаемому языку/ Ануфриева Р. А. //Иностранные языки в школе , 2008, С.122.

7. Ахмадеева С.Р., Третьякова Д.А. Современная наука: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно - практической конференции (15 апреля 2016 г., г. Тюмень). В 4 ч. Ч.1 / - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. 286 с.

8. Биболетова М.З., Трубанёва Н.Н. Программа курса английского языка к УМК "Enjoy English" для 2 – 9 кл. обшеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2012. – 48 с.

9. Божович А.И. Отношение школьников к изучению как психологическая проблема. / Божович А.И. //Изв. АПНРСФСР.-М., 1998.–С.36.

10. Васильева И.В. Учебное сотрудничество на уроках // - Авантаж. - № 50. - 2013. С. 18 - 24.

11. Вербицкий А.А. Активное обучение в школе. - М.: Велби, 2007. 58 с.

12. Верещагина И.Н. Английский язык. Учебник для третьих классов школ с углублённым изучением английского языка, лицеев и гимназий. – в двух частях. – часть 2 / И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.

13. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык: Учеб. Для 2 кл. шк. С углубл. изуч. англ. яз., лицеев, гимназий, колледжей. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2009 – 239 с.

14. Воронкова Л.В. Сюжетно-ролевая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся сельской малокомплектной школы: диссертация . кандидата педагогических наук: Орел, 1999. – С. 33-47.

15. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка./ Выготский Л.С №6 2006. – 523 с.

16. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Издательство Московского Университета, 2012. 244 с.

17. Гальскова Н.Д., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. 240с.

18. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Н.И. Гез., М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов и др. М.: Высшая школа, 2002. 373 с.

19. Голышкина И.В Обучаем иначе. Стратегия интерактивного обучения. М.: Просвещение, 2008. 142 с.

20. Даль Толковый словарь живаго великорускаго языка. Томъ первый. С 514

21. Джонсон Д. Развитие игры от четырех до восьми лет // Игра со всех сторон (п / ред. Е.С. Жорняка). М.: Прагматика Культуры, 2003.

22. Дьяченко Л.А. Ролевая игра в процессе обучения иностранному языку // Проблемы современной науки и образования. 2015. - № 4. - С. 146-150.

23. Жук А.И., Кошель Н.Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов. - Мн.: Аверсэв, 2004. 71с.

24. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении - М.: Знание, 2006. - 162 с.

25. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 2011. 248 с.

26. Игра как средство обучения младших школьников: Метод, пособие. - Новокузнецк: изд. НПК, 2012. -123 с.

27. Игры - обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 2013 – 365 с.

28. Изучаем английский, играя / авт.-сост. И.В. Голышкина, З.А. Ефанова. - Волгоград: Учитель, 2007. – 128 с.

29. Иоффе А.Н. Активная методика - залог успеха / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 382 с.

30. Ковалев А.Г. психология личности./ Ковалев А.Г. 3-е изд.-М., 2002.-С 76/

31. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам / Колесникова О.А // Иностранные языки в школе. -№ 8, 2012- 70 с.

32. Комарова Ю.А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам. СПб.: «Каро», 2011. 240 с.

33. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку./ Конышева А. В. -Мн.: Тетра Системс, 2003. - 175 с.

34. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. 192 с.

35. Красюк И.И Увлекательные уроки английского языка в школе / Н.И. Красюк. Ростов н/Д : Феникс, 2011.

36. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Том 03: Обучение и воспитание в школе. Под редакцией Н.К. Гончарова, И.А. Каирова, Н.А. Константинова. Подготовка текста и примечания Э.М. Цимхес.2007

37. А.С. Макаренко. Избранные педагогические произведения : статьи, лекции, выступления /– Москва : Учпедгиз, 1946. – 303 с.

38. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка./ Маслыко Е.А, Бабинская. Минск. – 2000-С.522.

39. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. №4. 2008 С.14-19.

40. Мифтакова Л.Н. Игры и игровые задачи на уроках иностранных языков/ Мифтакова Л.Н. //Начальная школа, №9 2011- С.37

41. Мурзаева Л.В. Особенности обучения английскому языку детей среднего и старшего школьного возраста // В мире научных открытий Материалы XVII Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. – Ахтубинск, 2015. С. 69-72.

42. Мусницкая Е.В. Обучаем, развиваем и воспитываем // Иностранные языки в школе. № 3. 2006. С. 10-13.

43. Никитенко З.Н. Книга для учителя к учебнику английского языка «Начинаем изучать английский». – М.Ж Просвещение, 2004. – 48 с.

44. Никитенко З.Н., Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. – 176 с. – (педагогическое образование).

45. Ожегов С.И, «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова.

46. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. / Пассов Е. И. - Минск: ООО "Лексис", 2003. - 184 с.

47. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам . М.: Русский язык, 2007. 315 с.

48. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Коростелев В.С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия / Ред. Леонтьев А.А. М.: Просвещение, 2011. 350 с.

49. Петричук И.И. Еще раз об игре // Иностранные языки в школе. №2. 2008 С. 37-42

50. Практическая психология для преподавателей / Под ред. М.К. Тутушкиной. - М.: Информационно издательский дом "Филинъ", 2014. – С.328.

51. Рогова Г.В. О повышении действенности урока иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2009. №4. С. 8 - 9.

52. Рогова Р.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. М.: Просвещение, 2007. 234 с.

53. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании./ Самоукина Н.В. - М.: Народное образование, 2013.- С.185

54. Смирнова Н.И. Объем и содержание коммуникативной компетенции школьников: (Для курса рус. яз. в средних шк. США): диссертация. кандидата педагогических наук: Москва, 1993. С. 12-19.

55. Ушинский К. Д. Теоретические проблемы педагогики – М. : Педагогика, 1974. – 584. – (ПедагогическаЯ библиотека) .

56. Федотова Н. Drama in use. Размышления на тему // English. Приложение к газете «Первое сентября». 2004. №4. С. 3-4.

57. Филатов В.М.,Филатова г.Е. Теория и практика раннего обучения иностранным языкам: пособие для пед.колледжей.-М.: АНИОН, 2000-С.384

58. Шамов А.Н. Лексические навыки устной речи и чтения - основа семантической компетенции обучающихся // Иностранные языки в школе. - №4. 2007 С. 19-25.

59. Шапкина Е.А., Щелина С.О. Психологические особенности среднего школьного возраста // Молодой ученый. 2015. №19. С. 343-345.

60. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 2004. 240 с.

61. Щерба Л.В. Преподавание иностранного языка в школе. - М.: АПИ РСФСР, 1987. 295 с.



Примечания

Работа проходит антиплагиат Форматы: Word

Информация о работе
Страниц: 67
Тип: Дипломная работа
2400 p.


X
X