8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Педагогика

Изучение профессиональной направленности старшеклассников - Дипломная работа

Содержание

Введение….3

I. Теоретические предпосылки исследования профессиональной направленности личности….7

1.1 История возникновения проблемы профессиональной ориентации…7

1.2 Процесс профессионального самоопределения личности в современной научной литературе….12

1.3 Содержание понятий «профориентация» и «профессиональное самоопределение» на современном этапе развития научной мысли….22

Выводы по первой главе….27

II. Организация исследования профессиональной ориентации старших школьников…28

2.1 Методы изучения профессиональной направленности….28

2.2 Особенности условий исследования и контингента испытуемых….33

III. Эмпирическое исследование профессиональной направленности личности старшеклассников….36

3.1 Анализ полученных результатов….….36

3.2 Статистическая обработка результатов исследования…44

3.3 Практические рекомендации….53

Выводы по третьей главе….55

Заключение….57

Список литературы…60

Приложения…64



Введение (выдержка)

Актуальность исследования. Где работать и чем заниматься? Эти вопросы актуальны для старшего школьника во все времена, т.к. они наиболее ярко определяют суть возрастных особенностей этих молодых людей. В наши дни, когда поток информации, касающейся выбора профессии, учебного заведения настолько велик и разнообразен. В этих условиях сделать самостоятельно правильный выбор весьма трудно и сложно. Особенно если учесть возраст, в котором находится юноша или девушка. Более того, сегодня уже является доказанным научным фактом то, что именно в этом возрасте, в виду объективных причин, человек отличается повышенным уровнем личностной тревожности. Поэтому, как известно, не редко молодой человек, выбирая Вуз или другое учебное заведение, предпочтение отдается тому, где конкурс меньше, друзья учатся, рекомендуют родители, ближе к дому. Учебное заведение, где есть направление подготовки, которое наиболее подходит этому молодому человеку и отвечает его индивидуальным особенностям и способностям остается не востребованным.

В этом случае, как показывает практика, молодой человек, проучившись в Вузе и, часто закончив его, понимает, что вопрос «кем быть и чем заниматься?» так и остался для него без ответа. Потеряно драгоценное время. Поняв это, человек начинает прислушиваться к себе, выбирать профессию, опираясь на свои индивидуальные особенности, способности, интересы и предпочтения. Спустя какое-то время встает вопрос об обучении нужной профессии. Современная наука утверждает, что можно избежать подобных случаев и ошибок.

Сейчас в психологии предлагается огромный выбор методик, которые направлены на определение профессиональных интересов не только старшеклассников, но и людей других возрастных категорий, в том числе подростки и взрослые люди.

Профессиональная ориентация направлена не только на выявление задатков, интересов и склонностей к той или иной профессии. Эта работа нацелена на выявление личностных качеств и индивидуальных особенностей. Это, в свою очередь, кроме всего прочего, позволяет школьнику лучше понять себя, свои склонности и потребности, способности и задатки, а, главное, осознанно подойти к выбору профессии. Профориентационная работа в школе – это реально действенная система помощи молодым людям в решении сложной задачи выбора будущей профессии.

Как известно, профориентация является не только социально-профессиональной ориентацией и психологической поддержкой, но и, одновременно, элементом личностного развития и роста, которая современному старшекласснику просто необходима.

Выбор профессии - это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии [11]. Следует отметить, что, как говорит Климов, в современных условиях особенно возрастают требования к каждому человеку как профессионалу, компетентному в определенном виде профессиональной деятельности. Потому что, практически во всех видах профессиональной деятельности одного старания и желания мало. Успешность труда во многом определяется и зависит от наличия у работника развитых способностей и устойчивой мотивации, инновационности и настойчивости к этому виду деятельности. Важным компонентом также является его профессиональная направленность.

Таким образом, актуальность темы работы заключается в том, что сегодня необходимым условием вхождения в профессию следует считать индивидуальный подход к каждому ученику в помощи в его определении будущей профессии. Востребовано максимальное использование арсенала профориентационных возможностей учебно-педагогического процесса, создание и внедрение педагогических технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний школьников и студентов колледжей, Вузов, но и на развитие профессионального самоопределения, как деятельностно-смыслового единства целей и задач, а также практических усилий в стремлении к успешности в будущей сфере профессиональной деятельности.

Кроме того, согласно результатов исследований Р. Доре, М.С. Каланиди, Е. Х. Эриксона, профессия, выбранная в разрез профессиональной направленности личности человека негативно влияет на его здоровье. Фактом является то, что у него усложняются физиологические и психологические проблемы. При удачном выборе профессии, наоборот, улучшаются показатели здоровья, и, что очень значимо, у него повышается самоуважение и позитивное представление о себе [35].

Цель исследования - изучение психологических особенностей профессиональной направленности в старшем школьном возрасте.

В работе решались следующие задачи исследования:

1) изучение научной, методической и учебной литературы по теме исследования;

2) выбор методического материала исследования, методов эмпирического изучения;

3) определение теоретических основ характеристики психологических особенностей профессиональной направленности и профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте;

4) выявление с помощью эмпирических методов исследования психологических особенностей профессиональной направленности старшеклассников и формулирование практических рекомендаций по профориентации этих школьников.

Объект исследования – профессиональная направленность старшеклассников.

Предмет исследования – психологические особенности профессиональной направленности старшеклассников профильных и непрофильных классов как основного элемента профессионального самоопределения.

Гипотеза исследования: существуют различия в профессиональной направленности старшеклассников профильных и непрофильных классов.

Методологическая основа исследования определяется трудами таких ученых современности как Гапоненко А.В., Ждан И.Г., Зеер Э.Ф., Климов Е.А., Пряжников Н.С., Решетова З.А., Рубинштейн С.Л., Успенский В.П., Шавир П.А.

Практическая значимость исследования заключается в том, что по результатам исследования определен комплект психодиагностических методик, который ориентирован на оценку соответствия профессионального самоопределения старшеклассника профессиональной направленности его личности. Выявленные недостатки в организации профориентационной работы в МОУ СОШ № 69 могут служить основанием для совершенствования содержания этой работы. Сформулированные практические рекомендации могут быть основанием для повышения уровня профориентационной подготовки учеников старших классов. Результаты исследования могут быть успешно использованы в работе психологов по проблемам профессиональной ориентации учащейся молодежи.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.



Основная часть (выдержка)

Глава 2. Организация исследования профессиональной ориентации старших школьников

2.1 Методы изучения профессиональной направленности

В работе мы использовали следующие методы исследования.

1. Опрос. Опрос проводился в открытой форме во время беседы с каждым школьником индивидуально. Целью опроса было определение профессионального выбора старшеклассников во время опытно-экспериментального исследования. При этом каждому ученику предлагалось назвать профессию, в которой он желал бы себя реализовать после окончания школы.

2. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова. Содержание методики: в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?». Над вопросами не следует долго задумываться. Текст опросника представлен в приложении А.

Лист ответов (см. приложение А) сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из пяти столбцов соответствует определённому типу профессий. Испытуемый склонен к тому типу профессий, который получил максимальное количество знаков «+».

Типы профессий:

1. «человек – природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

2. «человек – техника» - все технические профессии;

3. «человек – человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

4. «человек – знак» - все профессии, связанные с обсчётами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

5. «человек – художественный образ» - все творческие специальности.

3. Методика «Мотивы выбора профессии». Анкета мотивов выбора профессии. Инструкция: необходимо выбрать те, которые больше других отвечают Вашей личной точке зрения; на листе ответов поставьте «+», если мотив значим, и «–», если не имеет значения.

1. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.

2. Стремление к совершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.

3. Убеждение, что данная профессия имеет престиж в обществе.

4. Влияние семейных традиций.

5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.

6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, сопутствующим избираемой профессии.

7. Желание руководить другими людьми.

8. Привлекает индивидуальная работа.

9. Мечта заниматься творческой деятельностью.

10. Уверенность, что избранная профессия соответствует Вашим способностям.

11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.

12. Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.

13. Возможность проявить самостоятельность в работе.

14. Привлекает предпринимательская деятельность.

15. Необходимость помогать семье.

16. Желание приобрести экономические знания.

17. Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.

18. Привлекает профессия, не требующая длительного обучения.

19. Желание работать в престижном месте.

20. Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.

21. Привлекают модные профессии (менеджер, коммерсант, брокер и т.д.)

22. Желание приносить пользу людям.

23. Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.

24. Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре внимания, иметь возможность путешествовать, носить спец. форму).

Ключ.

А - 3, 4, 7, 17, 18, 19,21,24.

Б - 5, 8, 11, 14, 15, 16,20,23.

В - 1,2, 6, 9, 10, 12,13,22.

Интерпретация анкеты мотивов выбора профессии. Подсчитать количество плюсов в каждом столбце отдельно. Наибольшее количество означает:

А - преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний.

Б - больше привлекает материальное благополучие, желание заработать.

В - стремление к творческой деятельности, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия.

4. Методика «Опросник профессиональных предпочтений» (тест Голланда). Тест Голланда направлен на исследование личностной направленности и склонности к выбору определенных групп профессий. Семиотика теста:

1. Реалистический тип. Профессионалы данного типа склонны заниматься конкретными вещами и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости. Ориентированы в основном на практический труд, быстрый результат деятельности. Способности к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей развиты слабее. Чаще люди этого типа выбирают профессии механика, электрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и другие профессии, которые предполагают решение конкретных задач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Общение не является ведущим в структуре деятельности.

2. Интеллектуальный тип. Профессионалы данного типа отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные нормы. Обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач. Люди этого типа предпочитают профессии научно-исследовательского направления: ботаник, физик, философ, программист и другие, в деятельности которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. Общение не является ведущим видом деятельности. В эту группу относят такие профессии как: бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, корректор и другие, направленные на обработку информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов. Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный тип личности. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но зато прекрасно развиты исполнительские качества.

3. Социальный тип. Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны к сопереживанию, умению понять эмоциональное состояние другого человека. Обладают хорошими вербальными (словесными) способностями, с удовольствием общаются с людьми. Математические способности развиты слабее. Люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.

4. Артистический тип. Профессионалы данного типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией и обостренным восприятием. Любят и умеют общаться. Профессиональная предрасположенность в наибольшей степени связана с актерско-сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью.

5. Предприимчивый тип. Профессионалы данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; имеют тягу к приключениям (возможно, авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями. Не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей. Профессии: предприниматель, менеджер, продюсер и другие, связанные с руководством, управлением и влиянием на разных людей в разных ситуациях.

6. Конвенциональный тип. Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, энергичны, ориентированы на социальные нормы. Предпочитают четко определенную деятельность, выбирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед ними обычаями и обществом. В основном выбирают профессии, связанные с канцелярскими и расчетными работами, созданием и оформлением документов, установлением количественных соотношений между числами, системами условных знаков.

5. В качестве метода статистической обработки результатов исследования был использован Т-критерий Фишера. Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий исследователя эффект. Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол φ, а меньшей доле - меньший угол.

При увеличении расхождения между углами φ1 и φ2 и увеличения численности выборок значение критерия возрастает. Чем больше величина φ*, тем более вероятно, что различия достоверны.

При использовании критерия Фишера формулируются гипотезы следующего порядка:

H0: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 не больше, чем в выборке 2.

H1: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.

2.2 Особенности условий исследования и контингента испытуемых

Исследование проводилось в три основных этапа.

Этап 1. Предварительный (период: с 01.09. 2013 года по 01.12.2013 года). На этом этапе был проведен выбор темы исследования. Формулировались цель, гипотеза, объект и предмет, задачи исследования. Определялась проблема изучения. Подбиралась литература по теме исследования. Формировался первичный текст работы. Были выбраны методы исследования школьников в опытно-экспериментальной части работы. Был составлен план эмпирического исследования, который предполагал, что в начале исследования необходимо провести исследование школьников с помощью опроса. Это планировалось с целью получения сведений о предпочтениях и выборе будущей профессии старшеклассниками. Затем планировалась работа с остальными методами исследования, которые должны были показать диагностируемые сведения о профессиональной направленности школьников, участников исследования. На заключительном этапе важно было провести статистическую обработку полученных результатов исследования. Кроме того, на предварительном этапе мы изучали методы исследования, которые были выбраны нами для опытно-экспериментальной части работы на предмет их соответствия и условий организации и осуществления процесса получения данных исследования, а также интерпретации результатов исследования.

Этап 2. Основной (период: с 01.12.2013 года по 01.02.2014 года). На этом этапе решались главные задачи исследования. Во-первых, были получены исходные данные по первому методу исследования – опросу. Эти сведения были получены для обеих групп испытуемых школьников: контрольной и экспериментальной. Формировался текст теоретической части работы. Анализировались литературные источники по теме работы. Затем были получены результаты исследования по остальным методикам исследования. Формулировался первичный вариант анализа экспериментальных данных. Проводилась подготовительная работа для проведения статистической обработки результатов исследования. Формулировались выводы по проведенной работе.

Этап 3.Заключительный (период: с 01.02.2014 года по 01.04.2014 года). Этот этап был посвящен завершению исследовательской работы и окончательному оформлению текста дипломной работы. Проводилась проверка результатов исследования. Корректировались основные понятия исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологическая основа, практическая значимость, результаты аналитической работы над экспериментальными данными, выводы. Было сформулировано заключение по дипломной работе. Составлен список литературы, оформлены таблицы и рисунки, собраны приложения. Велась активно подготовка к защите дипломной работы.

Контингент испытуемых школьников.

В исследовании приняли участие 40 школьников МОУ СОШ № 69 Автозаводского района г.о. Тольятти, обучающихся в параллели 10-х классов. Ученики были разделены на две группы: 1) группа 1 – старшеклассники, обучающиеся без профильности; 2) группа 2 – старшеклассники, обучающиеся в профильном классе (физико-математический профиль). В каждую группу вошли по 20 учеников. Возраст испытуемых старшеклассников составлял от 15 до 16 лет. Контингент выбирался на добровольной основе.



Заключение (выдержка)

Содержание профориентационной работы со старшеклассниками является действительно актуальной и востребованной темой в настоящее время. Как показывает наше исследование, данная проблема волновала и волнует педагогов, социальных педагогов, психологов и других специалистов образования. Существует много различных психолого-педагогических, социально-педагогических и психологических подходов к решению организации, наполнения содержанием и реализации этого вопроса. Одним из основных подходов следует считать формирование профильных классов, где должны объединяться школьники, которые обладают соответствующей профессиональной направленностью личности.

В ходе анализа и обобщения литературных источников были выявлены различные теоретические, технологические и методические подходы, направленные на определение сущности и содержания, функций и значения профессиональной направленности учащихся старших классов.

Исследование показало, что нужно выявлять не только интересы, склонности и способности старшеклассников к различным видам профессиональной деятельности, но и проводить ознакомление с содержанием и условиями труда по интересующим вопросам, развивать любознательность в отношении сферы профессий.

Исследование профессиональных интересов и способностей подростков было проведено, используя такие методики как: «Опрос», «Мотивы профессионального выбора», «ДДО Е.А. Климова», «Опрос профессионального предпочтения». Анализ данных методик показал, что в комплекте они могут быть вполне обоснованным способом профориентационной диагностики.

В ходе исследования большинство опрашиваемых учеников старших, непрофильных классов на время эксперимента имели лишь самые элементарные знания в области профессиональной деятельности. Сказать, что школьники грамотно определились в выборе своей будущей профессии нельзя. Более того, на основе результатов анализа теоретического и методического материала, а также практической части работы можно считать, что в исследуемой группе старшеклассников-непрофильников наблюдается ситуация, в которой очевидно прослеживается существенная проблема в организации и содержании профессиональной ориентации школьников. Поэтому профориентационная работа, проводимая в МОУ СОШ № 69 г.о. Тольятти, в отношении работы с непрофильными классами не отвечает требованиям, которые сегодня предъявляет современное общество в сфере подготовки к профессиональной деятельности. Главное упущено содержание ориентации школьников на реализацию в будущем своих способностей и возможностей, предрасположенности к тому или иному виду профессии. А значит, мало уделяется внимание вопросам активного использования в профессиональной ориентации направленности личности старшеклассников. Встает необходимость усовершенствования этой системы.

Как показал эксперимент, школьники профильного класса, в отличие от учеников непрофильного класса, достаточно хорошо ориентированы в выборе своей будущей профессии. Их самостоятельный выбор адекватен их же профессиональной направленности, способностям к достижению в будущем значительных результатов в деятельности.

Наше исследование показало, что необходимо: 1) активизировать у учащихся стремление к углубленному познанию самой сути самоопределения; 2) учить школьников соотносить свои способности, предрасположенность, умения, отношения, стремления в выборе вида профессиональной деятельности; 3) усовершенствовать содержание диагностического инструментария.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило теоретические положения о том, что выбор профессии зависит от окружающей среды (ближайшее социальное окружение), условий познания, позволяющих не только выявлять, но и развивать склонности, интересы, активность учащихся.

На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы.

1. Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества – одна из важнейших задач общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации.

2. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения школьной молодежи способствует успеху профориентационной деятельности, учитывая направленность личности, как основу этой подготовки. В этом отношении подход к проведению профильного обучения в старших классах весьма актуален.

3. Исследованные старшеклассники профильного класса в основной своей массе грамотно ориентированы в профессиональном выборе. В то время как ученики непрофильного класса, в большинстве своем, имеют мотивацию к выбору профессии, которая основана на престижности и материальном благополучие. Выбор профессии школьниками не соответствует их направленности личности.

4. По итогам исследования в организации профориентационной работы в МОУ СОШ № 69 рекомендуется провести мероприятия, которые направлены на совершенствование ее содержания, учитывая диагностику направленности личности учеников непрофильных классов.



Литература

1. Агеева И. Д. Парад профессий: весёлые познавательные игры для учащихся 5-10 классов. // Последний звонок. - 2007. No 7. - с. 3 - 8.

2. Ананьева Т. В. Профильное обучение как фактор профессионального самоопределения старших подростков // Методист. – 2009. № 3. – с. 53 - 55.

3. Байрангулова С. Ю. Курс «Профессиональное самоопределение» как возможность осознанного выбора профиля обучения // Профильная школа. – 2009. №2. – с. 39 - 42.

4. Береснева Н. В. Классный час «В поисках своего призвания»: по теме «мир профессий и твое место в нём». // Последний звонок. - 2008. No 8. - с. 11 - 12.

5. Бокова Н. В. Групповая профориентационная игра «Путь в профессию». // Воспитание школьников. – 2011. No 1. - с. 49 - 56.

6. Божевич Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психолог. исследование. – М., 1968. – 464 с.

7. Божевич Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников. – Известия А.П.Н. РСФСР, 1957, вып. 36. – с. 45 – 53.

8. Бендюков М. А. Твой компас на рынке труда : что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы / М. А. Бендюков, И. Л. Соломин. - СПб. : РОСТ, 2000. - 334 с.

9. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1986. – 206 с.

10. Гапоненко А. В. Диагностика готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению // Школа и производство. – 2006. № 3. – с. 10.

11. Грецов А. Г. Выбираем профессию: советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2007. - 216 с.

12. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе : метод. пособие / Е. В. Гурова, О. А. Голерова. - М. : Просвещение, 2007. – 95 с.

13. Жадан И. Г. Проектирование и реализация системы профессионального самоопределения школьника // Профильная школа. – 2008. № 5. – с. 40 - 44.

14. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников : Учеб. пособие для студентов-слуш. фак. обществ. профессий / Н. Н. Захаров. - М. : Просвещение, 1988. - 272 с.

15. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург: УГППУ, 1997. - 244 с.

16. Зеер Э. Ф. Профориентология : теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер, Н. О. Садовникова, А. М. Павлова. - М. : Акад. проект, Деловая кн., 2004. - 190 с.

17. Зеер Э.Ф.Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2007. - 240 с.

18. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности: Учеб. пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 382 с.

19. Истомина С. В. К вопросу о профессиональном самоопределении старшеклассников. // Начальная школа плюс. – 2008. № 1. – с. 35 - 38.

20. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Издательство МГУ, 1988. – 367 с.

21. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990. – 287 с.

22. Климов Е. А. Психология профессионала. – М., 1996. – 400 с.

23. Клычкова А. И. Работа школьного психолога по поддержке профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения. // Профильная школа. – 2008. № 4. – с. 33 - 37.

24. Князев С.Н., Кремень М.А. Термины и понятия в системах управления «человек – человек», «человек – техника». АУ при Президенте РБ. 2004. – 264 с.

25. Крицкий А. Планирование карьеры старшеклассников // Народное образование. – 2009. № 1. – с. 207 - 214.

26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977. – 304 с.

27. Профессиональная ориентация учащихся: Учеб.-метод. изд. / сост. О. А. Хаткевич. - Минск : Красико-Принт, 2004. - 173 с.

28. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – М.: Издательство НПО «Модэк», 2002. - 392 с.

29. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 -11 классы). – М.: Вако, 2005. - 288 с.

30. Пряжников Н. С. Личная профессиональная перспектива. // Педагогическая диагностика. – 2007. № 6. – с. 138 - 142.

31. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. - М.: МПСИ; Флинта, 1998. - 184 с.

32. Пустовая Е.Н. Профориентация: проблемы, опыт, перспективы. // Информационно-методический и дидактический журнал «Имидж» Nо 2, март 2002., с. 56 – 57.

33. Рахматуллина З. Профессиональная ориентация выпускников школ // Социальное обеспечение. - 2006. Nо 3. - с. 26 - 29.

34. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 207 с.

35. Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. - М., 1984. – 176 с.

36. Рынок и новые профессии: Пособие по профориентации / Сост. Белая Г. А., Чувилина Т. Ю. – М.: ВЦП, 1993. – 84 с.

37. Сазонов А.Д., Калугин Н.И., Меньшиков А.П. и др. Профессиональная ориентация молодежи. - М.: Высшая школа, 1989, – 272 с.

38. Сторожева Г. О профессиональном самоопределении учащихся: опыт средней школы No 403 г. Москвы. // Воспитание школьников. - 2004. No 10. - с. 37 - 44.

39. Успенский В. П. Управление профессиональной ориентации в школе: Учебное пособие. - Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1987. - 90 с.

40. Фадеева Е. И., Ясюкевич М. И. От выбора профессии к успеху в жизни: Учебно-методич. пособие. - М.: Перспектива, 2008. - 125 с.

41. Федорошен Б. А. Психологические и методические основы профориентационной работы с учащимися. - Киев: Киевский гор. ин-т усовершенствов. учителей, 1979. – 432 с.

42. Физиологические и психологические основы труда/ ред. В.И. Дорогайченко. – М., 1974. – 231 с.

43. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М., 1981. – 95 с.

44. Шишкина Л.И. Социально-правовые вопросы профориентации молодежи/ Л.И. Шишкина; Ленингр. гос. ун-т им. А.А. Жданова. - Л., 1976.- 62 с.

45. Черникова Т. Бизнес-психология старшеклассника // Народное образование. – 2008. № 10. – с. 205 - 212.

46. Юрко Т. Б. Кто хочет стать предпринимателем: сценарий встречи старшеклассников с предпринимателями города. // Воспитание школьников. – 2011. No 3. - с. 73 - 77.



Примечания

Работа проходит антиплагиат Форматы: Word

Информация о работе
Страниц: 67
Тип: Дипломная работа
2400 p.


X
X