8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого получить консультацию по курсовой, контрольной, реферату или диплому

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Психология

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ О СЧАСТЬЕ КАК ФАКТОРЕ ИХ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ - Дипломная работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЧАСТЬЕ УЧЕНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ, КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО СОМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ 8

1.1 Феномен «представление о счастье» в философских и психологических исследованиях 8

1.2. Психологические особенности личностного самоопределения в юношеском возрасте 18

1.3. Связь субъективного благополучия и представления о счастье у старшеклассников 22

1.4 Выводы по I главе 30

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЧАСТЬЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ, КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 32

2.1 Описание выборки, методов исследований 32

2.2. Количественные характеристики полученных результатов 36

2.3 Результаты мат обработки данных, и их качественный анализ 44

2.4 Выводы по II главе 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

ЛИТЕРАТУРА 53

ПРИЛОЖЕНИЯ 55




Введение (выдержка)

Актуальность данного теоретико-экспериментального исследования определяется необходимостью изучения представлений о счастье, как фактора профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

Несмотря на то, что в психологии накоплен большой потенциал научных исследований, посвященных личностному и профессиональному самоопределению, психологическим особенностям юношеского возраста, недостаточно изучен аспект смысложизненных представлений старшеклассников в том числе и понимание счастья. Попытка построения общего подхода к самоопределению личности в обществе была сделана В.Ф.Сафиным и Г.П.Никовым. В психологическом плане раскрытие сущности самоопределения личности, как говорят авторы, не может не рассчитывать на субъективную сторону самосознания – осознания своего «Я», которое действует как внутренняя причина социального созревания. Они основываются на характеристике «самоопределившейся личности», которая для авторов является синонимом «социально зрелой» личности.

Личностное самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев. Например, если человек считает, что критериями каждого человека являются способность к саморазвитию, социальная ответственность и т.д., то он и себя самоопределяет с точки зрения этих критериев. Если человек рассматривает другие важные критерии для личности, например, построение новых смыслов, смыслотворчество, то он, соответственно, и себя оценивает под этим углом. В последнее время появилось много новых книг о качествах личности современного человека в быстро меняющемся мире, и у каждого человека появляется широкий выбор для выяснения критериев личностного самоопределения (Сафин, 2005, Психологический аспект самоопределения личности).

В зарубежной психологии в качестве аналога концепции «личностного самоопределения» является категория «психосоциальной идентичности» разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Эриком Эриксоном. Центральной точкой, сквозь призму которой рассматривается все становление личности в процессе перехода к взрослой жизни, в том числе его юношеский этап, является «нормативный кризис идентичности». Термин «кризис» используется здесь в смысле поворотной, критической точкой развития, когда в равной мере обостряются как уязвимость, так и повышение потенциала личности, и она оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к положительным, а другая к отрицательным его направлениям. Слово «нормативный» имеет тот оттенок, что цикл жизни человека рассматривается как ряд последовательных стадий, каждая из которых характеризуется специфическим кризисом в отношениях личности с окружающим миром, а все вместе определяют развитие чувства идентичности.

В наибольшей степени актуально личностное и профессиональное самоопределение в юношеском возрасте. В возрастном аспекте проблема самоопределения глубоко и полно была рассмотрена Л.И. Божович. Описывая социальную ситуацию развития старших школьников, она подчеркивает, что выбор дальнейшего жизненного движения, самоопределение является аффективным центром их жизненной ситуации. Указывая на важность самоопределения, Л.И. Божович не дает его четкого определения; это «выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни», «поиск цели и смысла своего существования», «потребность найти свое место в общем потоке жизни». Пожалуй, самым емким является определение потребности в самоопределении, как потребности объединить в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о самом себе, и, таким образом, найти и определить смысл своего собственного существования. В своей более поздней работе Л.И. Божович характеризует самоопределение в качестве личностного новообразования старшего школьного возраста, в сочетании с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя в качестве члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего (Божович, 2008, личность и ее формирование в детском возрасте).

Юность - это возраст, который связан с формированием личности. В течение этого периода закладываются основы мировоззрения и самосознания человека. Юноши и девушки формируют свои нравственные идеалы и гражданскую позицию, а также учатся быть самостоятельными и не зависеть от родителей. Как правило, этот период развития личности занимает 3-4 года: у девушек - от 16 до 20 лет, у парней - от 17 до 21 года. Существует также понятие ранней юности (15-18 лет) и поздней (18-23 лет).

Цель исследования: изучить представление о счастье учащихся старших классов, выяснить связь между их счастьем и личностным самоопределением.

Объект исследования: представление о счастье учащихся старших классов как фактор личностного самоопределения.

Предмет исследования: взаимосвязь представления о счастье с личностным самоопределением.

Гипотезы исследования:

1. Значимым фактором личностного самоопределения учащихся старших классов является представление о счастье.

2. Существует взаимосвязь между представлением о счастье с психологическими особенностями у учащихся старших классов, способствующих личностному самоопределению.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ имеющихся психологических источников по теме диссертации.

2. Подобрать адекватные теме исследования методы и методики изучения счастья и личностного самоопределения.

3. Выявить элементы и конструкты счастья, как фактора социального ресурса и личностного самоопределения.

4. Провести эмпирическое исследование и выявить количественные характеристики полученных показателей.

5. Проверить эмпирические данные средствами математической статистики и проинтерпретировать их.

В работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. С помощью теоретических методов мы проанализировали имеющуюся психологическую литературу, проанализировали основные научные труды, посвященные теме диссертационного исследования. Эмпирический метод – тестирования применялся нами для доказательства гипотезы. Такие методы как математическая обработка полученных данных, количественный и качественный анализ позволили нам проверить гипотезу диссертационной работы. Мы применили методы тестирования, математичкой обработки данных в частности критерий Спирмана и факторный анализ.

Методики исследования:

1. Опросник «исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана прил. 1;

2. Методика «Тест смысложизненные ориентации», Д.А. Леонтьев прил. 2;

3. Методика «диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности», С.С. Бубнов прил. 3;

4. Методика «Семантический дифференциал Ч. Осгуда» прил. 4.

Теоретическая значимость исследования заключается в проведенном нами теоретическом анализе имеющихся научных источников, которые позволили нам выявить смысложизненные проблемы в юношеском возрасте среди которых проблемы счастья занимающая в когнитивной сфере юношей далеко не последнее место.

Практическая значимость позволяет полученные нами теоретические данные и результаты эмпирического исследования могут быть использованы в практической деятельности психологов, педагогов, социальных педагогов. Думаем, что эти данные будут востребованы и родителями учащихся.

Эмпирические исследования проводились на базе МБОУ школы №101 с углубленным изучением экономики Демского района ГО города Уфы РБ, в группе исследуемых были учащиеся 10-11 классов.

Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений. Объем диссертационной работы составляет 54 страницы, 3 рисунка, 3 таблицы. Список литературы представлен 16 источниками.



Основная часть (выдержка)

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЧАСТЬЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ, КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1 Описание выборки, методов исследований

Цель нашего исследования – изучить представление о счастье учащихся старших классов, выяснить связь между их счастьем и личностным самоопределением.

Выборку составили учащиеся 10-11 классов, в количестве 38 человек МБОУ школы №101 с углубленным изучением экономики Демского района ГО города Уфы Республики Башкортостан.

В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методики:

1. Опросник «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана.

2. Методика «Тест смысложизненные ориентации», Д.А. Леонтьев.

3. Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности», С.С. Бубнов.

4. Методика «Семантический дифференциал Ч. Осгуда».

Опросник «исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана прил. 1.

Опросник состоит из 30 утверждений, на которые испытуемые принимают решение верно или не верно каждое утверждение по отношению к ним. Тест-опросник позволяет определить уровень развития волевой саморегуляции.

Методика «Тест смысложизненные ориентации», Д.А. Леонтьев прил. 2.

Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д.А. Леонтьева, позволяет оценить «источник» смысла жизни, который можно найти в будущем (цели), в настоящем (процесс) или в прошлом (результат), или во всех трех компонентах жизни. Тест СЖО является адаптированной версией теста «Цель жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла, и направлена на эмпирическую проверку ряда понятий из этой теории. Основанный на факторном анализе, адаптированный Д.А. Леонтьевым вариант этой методики отечественными исследователями (Леонтьев, Калашников, Калашникова) был создан тест СЖО, включающий, в том числе с общим указанием смысла жизни, пять подразделов, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цель в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля - Я и локуса контроля жизни). Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, которые отражают значимость факторов жизни человека. В тесте считается жизнь осмысленной, если имеются цели, удовлетворение от их достижения, в уверенности в своей способности ставить цели, выбрать задачи, и получать результаты. Важна четкая корреляция целей - с будущим, эмоциональной насыщенности - с настоящим, удовлетворения - с результатами, полученными в прошлом. Задача испытуемых - выбрать одно из двух утверждений в соответствие с реальностью и отметить одну из цифр 1,2,3, в зависимости от того, насколько они уверены в выборе (или 0, если оба утверждения одинаково верны).

Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности», С.С. Бубнов прил. 3.

Методика направлена на изучение реализации ценных ориентаций личности в реальных условиях жизни. Методика содержит 66 закрытых вопросов, предназначенных для изучения реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизни.

Степень выраженности каждой из отдельных полиструктурных ценностных ориентаций личности определяется с помощью ключа, представленного в бланке ответов. Соответственно этому подсчитывается количество положительных ответов во всех одиннадцати столбцах ценностей (описанные ниже). Из результатов индивидуальных данных строится графический профиль, который отражает выраженность каждой ценности. Чтобы сделать это, нужно установить по вертикали - количественную выраженность ценностей, по горизонтали - виды ценностей.

Ценности в обобщенном виде:

I. Приятное времяпрепровождение, отдых.

II. Высокое материальное благосостояние.

III. Поиск и наслаждение прекрасным.

IV. Помощь и милосердие к другим людям.

V. Любовь.

VI. Познание нового в мире, природе, человеке.

VII. Высокий социальный статус и управление людьми.

VIII. Признание и уважение людей и влияние на окружающих.

IX. Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе.

X. Общение.

XI. Здоровье.

Семантический дифференциал Ч. Осгуда.

Метод семантического дифференциала был разработан американским психологом Чарльзом Осгудом, в сотрудничестве с коллегами Джорджом Суси и Перси Танненбаумом. Семантический дифференциал обеспечивает качественные и количественные индексированные значения, смыслов с использованием биполярных шкал, определенные парами прилагательными антонимами, между которыми есть семь градаций степени вхождения слова в данном качестве. Метод семантического дифференциала позволяет измерять коннотативное значение, связанное с эмоциями, социальными установками, личностным опытом и смыслом, стереотипами и другими эмоционально насыщенными, слабо структурированными и малыми и бессознательными формами отношения и восприятия. В сущности, семантический процесс дифференцировки исследует эмоциональную окраску значений. Коннотативные значения могут быть определены как значения по умолчанию, то есть то, что имеется в виду, предполагается на уровне восприятия и переживания конкретного человека, когда он говорит или думает о том или ином объекте. 

2.2. Количественные характеристики полученных результатов

В данном параграфе мы приводим результаты количественного анализа. Мы рассмотрели выраженность показателей по методикам.

Для выявления психологических особенностей, способствующих личностному самоопределению у испытуемых, нами были использованы следующие методики: опросник «исследование волевой саморегуляции», методика «Тест смысложизненные ориентации», методика «диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности».

В выборке по итогам тестирования волевой саморегуляции, мы получили средние значения для шкал общей саморегуляции (12), настойчивости (8), самообладания (6,5), как видно из таблицы, что соответствует высокому уровню развития по этим шкалам.


Рис. 1: Средние значения теста «Волевая саморегуляция».

Высокий балл по шкале общей саморегуляции характерен для эмоционально зрелых людей, активных, независимых, автономных. Они характеризуются спокойствием, уверенностью в себе, стабильностью намерений, реалистичным взглядом, развитым чувством долга. В общем, они хорошо рефлексируют личные мотивы, последовательно реализуют возникшие намерения, способны распределять силы и контролировать свои действия, имеют положительную социальную направленность. В крайнем случае, у них возможно увеличение внутренней напряженности, связанной с желанием контролировать каждую деталь своего собственного поведения и тревогой на малейшие проявления спонтанности.

Из графика мы видим, что у учащихся более выражена шкала настойчивости, характеризующая силу намерений человека - его желание завершить начатое дело. Более высокие значения соответствуют людям - активным, работоспособным, активно стремящиеся реализовать запланированное, их мобилизуют препятствия на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, их главная ценность – начатое дело. Такие люди, как правило, соблюдают социальные нормы, стремятся полностью подчинить им свое поведение.



Заключение (выдержка)

Темой нашего диссертационного исследования было представление учащихся о счастье как факторе их личностного самоопределения. В соответствии с этой темой мы проанализировали необходимую теоретическую историю с целью выявления феномена «представление о счастье» в философских и психологических исследованиях, психологических особенностей личностного самоопределения в юношеском возрасте, связи субъективного благополучия и представления о счастье у старшеклассников.

Нами была составлена программа эмпирического исследования, проведена диагностика, результаты которой отражены в следующих выводах:

У учащихся наблюдается сильная настойчивость, которая характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела.

У испытуемых присутствуют цели, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Они воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Они ощущают, что их прожитая жизнь была довольно продуктивной и осмысленной. Они думают о себе как личности, обладающей свободой выбора, способной принимать решения и воплощать их в жизнь.

Ценностные ориентации испытуемых разнообразные, в этом возрасте их интересуют любовь, доброта, признание и уважение. В этом возрасте общение является интимно-личностным, поэтому на первый план выходит профессионально личностная ориентированность в общении. Эстетическая направленность имеет потенциал, но до конца не реализована в духовной культуре. У учащихся на первый план выходит профессионально личностная ориентация, они более направлены на себя нежели на общество.

Большинство подростков нашей выборки считают, что значимым условием наличия счастья является автономность, то есть независимость от других, от чужого мнения, возможность отстаивать свою собственную позицию и т.д.

Представление о счастье как о том, чтобы быть кому-то нужным связано с эмоционально насыщенностью жизни, со способностью к свободному выбору, жизнедеятельностью. Представление о счастье как о возможности общаться с приятными людьми связано с влиянием на людей, свободным выбором, настойчивостью. Представление о счастье как о возможности любить и быть любимым связано с влиянием на окружающих, целями в жизни, эмоциональной насыщенностью, результативностью, способностью к свободному выбору, жизнедеятельностью. Представление о счастье, как о необходимости в верных друзьях коррелирует связано со здоровьем. Представление о счастье как о поддержке и понимании связано с эмоциональной насыщенностью. Представление о счастье, как о обладание властью и богатствами связано с управлением жизнью. Представление о счастье как о возможности побыть одному связано с целями в жизни, эмоциональной насыщенности, результативностью, способностью к свободному выбору, управлением жизнью, жизнедеятельностью. Представление о счастье как о семье связано с результативностью, жизнедеятельностью.

Таким образом цель нашей диссертационной работы достигнута, поставленные задачи выполнены, обе гипотезы доказаны.



Литература

1. Аргайл, М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл; СПб.: Питер, 2003. – 271 с. – (Серия «Мастера психологии») – ISBN 5-272-00370-5.

2. Белик, А.А. Теория «Я» Дж.Г. Мида и психологическая антропология [Текст] / А.А. Белик // Социальная психология и общество – 2011. - № 1. – С. 31-43. – ISSN 2221-1527.

3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович; СПб.: Питер, 2008. – 398 с. – (Мастера психологии) – ISBN 978-5-91180-846-4.

4. Воркачев, С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт [Текст] / С.Г. Воркачев; М.: Гнозис, 2004. – 192 с. – ISBN 5-94244-002-6.

5. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения [Текст] / М.Р. Гинзбург // Вопр. психол. – 1988. - № 2. – С. 19-27.

6. Джидарьян, И.А. Психология счастья и оптимизма [Текст] / И.А. Джидарьян; М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 268 с. – (Достижения в психологии) – ISBN 978-5-9270-0254-2.

7. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Е.А. Климов; М.: Академия, 2010. – 304 с. – (4-е изд., стер.) – ISBN 978-5-7695-5690-6.

8. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон; М.: Просвещение, 1989. – 256 с. – ISBN 5-09-001053-6.

9. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненны цикл развития человека. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий; М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с. – ISBN 5-89144-162-4.

10. Левченко, В.В. Позитивная психология: учеб. пособие [Текст] / В.В. Левченко; М.: ФЛИНТА, 2014. – 258 с. – ISBN 978-5-9765-2076-6.

11. Процукович, Е.П. Субъективное благополучие как психическое состояние [Текст] / Е.П. Процукович // Мир науки, культуры, образования – 2012. - № 1 (32). – С. 203-204. – ISSN 1991-5497.

12. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека. Учеб. пособие [Текст] / Е.Е. Сапогова; М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с. – ISBN 5-7567-0154-0.

13. Сафин, В.Ф. Психологический аспект самоопределения личности [Текст] / В.Ф. Сафин, Г.П. Ников // Психологический журнал – 1984. – Т. 5. № 4. – С. 65-73.

14. Селигман Мартин, Э.П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни [Текст] / Мартин Е.П. Селигман; М.: София, 2006. – 368 с. – ISBN 5-91250-026-8.

15. Сысоева, И.В. Особенности развития личности в юношеском возрасте в контексте культурно-исторической теории [Текст] / И.В. Сысоева // Вестник РГГУ – 2012. - № 15 (95). – С. 130-137.

16. Татаркевич, В. О счастье и совершенстве человека [Текст] / В.Татаркевич, Л.В. Коновалов, Л.М. Архангельский; М.: Прогресс, 1981. – 368 с.



Примечания

Работа проходит антиплагиат Форматы: Word

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 67
2400 p.
Не нашли что искали?

Закажите написание авторской работы.
С нами работают более 500 авторов.
Средний балл наших работ: 4,87
Пишем студенческие работы с 2010 года.
Мы помогли 310628 студентам.
X
X