8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Психология

ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ПЕРВОКУРСНИКА - Курсовая работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ….….…3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ ПЕРВОКУРСНИКА В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ….5

1.1 Понятие личностной зрелости отечественной и зарубежной психологии….5

1.2 Личностные особенности потребностей первокурсников.10

Вывод по первой главе….….…19

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ ПЕРВОКУРСНИКА В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ …21

2.1. Описание выборки, методов и методик исследования….….21 2.2 Анализы результатов исследования….30

Вывод по второй главе….33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …36

ПРИЛОЖЕНИЯ….39



Введение (выдержка)

Процесс перехода молодого человека из детства в мир взрослых, от одних социальных ролей к другим - этот процесс сложен и противоречив. Стремление молодого человека адаптироваться, интегрироваться в различные структуры жизнедеятельности способствует поиску собственной модели жизненного, социального, профессионального самоопределения, то есть молодой человек сам выбирает, что ему делать, как это делать, как вести себя и т.д. возникает потребность в идентификации с какой либо группой, общностью. В настоящее время немало важен вопрос об адаптации студентов первокурсников к статусу студента. Проблема психической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение.

При переходе из средней школы в ВУЗ абитуриент сталкивается с необходимостью приспособиться к совершенно новой социальной обстановке. Этот переход может стать волнующим испытанием, однако далеко не каждому под силу справиться с ним.

Для системы образования на передний план выходит проблема учебной адаптации студентов, одной из разновидностей социальной адаптации. От успешности учебной адаптации на младших курсах вуза во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.

Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. Начало занятий и устройство быта означает включение студента в сложную систему адаптации.

Объект исследования – личностная зрелость первокурсника.

Предмет исследования – влияние личностной зрелости на адаптацию первокурсника.

Цель исследования – выявить особенности влияния личностной зрелости на адаптацию первокурсника.

.

Задачи исследования:

- изучить психологические особенности личностной зрелости студентов как фактора адаптации к обучению в вузе;

- подобрать необходимые методы и методики, разработать программу исследования;

- провести эмпирическое исследоване по теме курсовой работы;

- проанализировать полученные результаты и сформулировать соответствующие выводы;

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что личностная зрелость первокурсника влияет на процесс к адаптации первокурсника в высшем учебном заведении.



Основная часть (выдержка)

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ ПЕРВОКУРСНИКА В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

1.1 Понятие личностной зрелости отечественной и зарубежной психологии

Проблема зрелости человека является многосторонней, её можно рассматривать в контексте таких наук как биология, философия, социология, педагогика и другие. И в каждой из этих наук феномен зрелости будет иметь различное содержание. В психологической науке наиболее важным, но, вместе с тем, и наиболее сложным и менее изученным из всех аспектов зрелости, по признанию ряда авторов, является личностная зрелость. В современной психологической литературе, несмотря на большое количество исследований, нет четкого определения личностной зрелости. Так в основе рассмотрения проблемы личностной зрелости отечественной психологической школой лежит понимание личности как социального явления. Под зрелостью личности понимается, прежде всего, социальная зрелость, выражающаяся в том, насколько адекватно понимает человек свое место в обществе, каким мировоззрением обладает, каково его отношение к общественным институтам (нормы морали, нормы права, законы, социальные ценности), к своим обязанностям и своему труду.

Автор Л.С. Выготский полагал, что формирование личности – это овладение своими психическими процессами, а развитие личности, характера связано с различными формами деятельности, особенно с речью. Л.И. Божович определяет главную цель развития личности как более полное самовыражение и самораскрытие [8].

Рассматривая зрелую личность как гуманистический идеал, образ нового человека, В.А. Ананьев выделяет такие ее характеристики, как свобода и ответственность, целостность и гармоничность, актуализация и реализация всех возможностей. Также он отмечает, что зрелость личности проявляется в ее эмоциональной устойчивости. Такая личность обладает способностью приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия, «спонтанно», естественно принимает решение относительно того, какие чувства испытывать каким образом их выражать. В.А. Ананьев пишет, что личностная зрелость характеризуется главным образом развитием самоконтроля и усвоением реакций, адекватных различным ситуациям в жизни человека [1]. П.Я. Гальперин считает, что определение степени зрелости личности устанавливается по оценке ее действий в системе отношений, существующих в данном обществе, согласно показателям того, насколько успешно человек овладевает предназначенной ему деятельностью. А.Н. Леонтьев в первую очередь говорит о личностном потенциале, который предстает собой интегральную характеристику уровня личностной зрелости.

Главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является феномен самодетерминации личности, то есть осуществление деятельности в относительной свободе от заданных условий этой деятельности — как внешних, так и внутренних условий, под которыми понимаются биологические, в частности телесные предпосылки, а также потребности, характер и другие устойчивые психологические структуры [4]. М.Ю. Семенов определяет личностную зрелость как тип, образующийся в результате личностного роста и имеющий сформированное устойчивое единство личностных черт и ценностных ориентаций, развитое нравственное сознание, сложившуюся иерархическую мотивационно- потребностную сферу, где доминируют высшие духовные потребности.

Личностно зрелый человек характеризуется потребностью выходить на существующие пределы своей жизни и решать проблемы совершенствования и развития, как своего общества, так и всего человечества, активно владеет своим социальным окружением [7]. Д.И. Фельдштейн считает, что развитие личности представляет собой прогрессивно направленный, социально обусловленный процесс развертывания человеческой сущности, где становление зрелости выступает как интегральная линия онтогенеза.

Развитие личности предполагает формирование иерархической мотивационно- потребностной сферы, где доминируют высшие духовные потребности.

В.А.Петровский связывает зрелость личности с персонализацией: полаганием своего бытия в других людях. А.А.Меграбян связывает развитие личности с развитием нравственного сознания [8]. Согласно И.С. Кону, зрелая личность – «это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций и способна правильно воспринимать мир и себя» [2, 177].

Зарубежными психологами проблема личностной зрелости поднималась в рамках психоанализа, гуманистической и когнитивной психологии. И чаще всего понятие личностной зрелости не используется, его синонимами выступают понятия «психологическая зрелость», «психосоциальная зрелость». В большинстве работ зрелая личность понимается как некий идеальный человек. Это состояние психологического здоровья, развитие в полной мере своих природных способностей, продуктивность и творчество.

Гуманистическая психология рассматривает развитие человека как личности в связи с понятием «самоактуализации». Самоактуализация – стремление человека к воз- можно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Согласно А.Маслоу, самоактуализация —желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. По его мнению, самоактуализированный человек – это человек, достигший эффективного и здорового уровня функционирования. Так же это достижение наивысшего уровня естественного личностного роста, а именно: личностная зрелость, максимальная выраженность психологического здоровья личности, ее высокая психологическая культура, достаточная образованность и социальность [5].

Согласно К. Роджерсу, самоактуализация – это обозначение той силы, которая заставляет человека развиваться на самых различны уровнях – от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов. Ученый называет самоактуализирующего человека «полностью функционирующей личностью». По мнению К. Роджерса, «полноценное функционирование» человека определяют следующие личностные характеристики: глубокое осознание своих мыслей и чувств, открытость для внутреннего и внешнего мира, стремление к целостной жизни, самосовершенствование, готовность помочь тем, кто нуждается в помощи, непосредственное единение с природой и другие [9].

Согласно положениям диспозициональной теории личности, как открытой и саморазвивающейся системы, представленной в работах Г.У. Олпорта, зрелая личность качественно отличается от незрелой, обладая функциональной автономией от биологических потребностей, стремясь к осмыслению и социальной значимости [6]. Рассматривая становление человека как процесс, включающий определенные стадии с характерными для них кризисами, Э. Эриксон показывает, что развитие личности периодически подводиться к выбору между зрелостью, здоровьем и регрессом; личностным ростом, самоопределением и неврозом [9]. Успешно разрешив один кризис, человек продвигается в своем развитии и получает шанс к личностному росту и расширению своих возможностей. Э. Эриксон предложил оценивать человека с точки зрения сформированности характеристик зрелой личности на предшествующих стадиях жизни. Эриксон выделял такие качества зрелой личности, как индивидуальность, самостоятельность, своеобразие, смелость быть отличным от других.

З. Фрейд определял личностную зрелость по двум показателям: стремлению человека работать, создавая нечто полезное и ценное, и стремлению любить другого человека ради него самого. Для Э. Фромма – это чувство согласия, единения с миром.

К.Юнг называет движение человека к зрелости процессом «индивидуации», когда человек приближается к себе, осознает свою изначальную и полную сущность [9].

Согласно когнитивно-генетическому подходу, по Л. Колбергу, личностная зрелость человека тесно связана с моральным сознанием, которое развивается в ходе активного, творческого взаимодействия индивида с социальной средой за счет принятия различных ролей в социальных институтах.

Характеристиками зрелого человека являются: приверженность универсальному принципу справедливости; решение проблем совершенствования; выход за пределы своей жизни и развитие, как своего общества, так и всего человечества [3].

Можно сделать вывод, что отечественные и зарубежные авторы по- своему правы в анализе личностной зрелости, так как каждый из них интерпретирует данную проблему исходя из собственных научных позиций. В заключение можно отметить, что данная проблема, ещё очень плохо изучена, не найдено четкого определения и понимания феномена. Можно лишь сказать, что личностная зрелость помогает человеку более эффективно решать жизненные задачи. Она характеризует личность взрослого человека как целостную, динамичную, принципиально незавершенную систему, развивающуюся неравномерно и гетерохронно.



Заключение (выдержка)

В данной работе мы рассмотрели личностную зрелость первокурсников в высшем учебном заведении. Студенческо-юношеский возраст – очень значимый для становления личности период жизни. Он характеризуется переживанием кризиса взросления, который можно представить как серию важных социальных и индивидуальных личностных выборов, идентификаций и самооткрытий. Особенности разрешения этого возрастного кризиса существенно влияют на формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни и дальнейшее благополучие молодых людей. Одним из показателей взросления является становления эмоционального мира (его богатство, автономность и стабильность механизмов регуляции) . Однако, очень многие молодые люди, сталкиваясь в период обучения с трудностями, внутренними противоречиями, неопределенностью, проявляют признаки эмоциональной незрелости: погружаются в тревожно-депрессивные эмоциональные переживания, испытывают неуверенность в себе, чувства непонятности, одиночества, отрицательно сказывающимися на их дальнейшем профессиональном и личностном росте.

На основе анализа работ отечественных и зарубежных психологов можно выделить следующие значимые для жизнедеятельности личности (в частности, студентов) характеристики её психологической зрелости:

- преобладание внутренней локализации контроля над внешней, что означает принятие личной ответственности за свои поступки, здоровье, жизнь и т.д., сочетание внутренней свободы с ответственностью;

- адекватное самопознание и адекватная оценка своих успехов/неудач (в том числе в учении), самопринятие на основе самопознания;

- сформированность механизмов психической саморегуляции и самоконтроля, способность к самодетерминации, отсутствие гипертрофированной и инфантильной психологической защиты.

Как показало наше исследование, студенты-первокурсники имеют отдельные, в разной степени выраженные качества зрелой личности: преобладание внутренней локализации контроля над внешней, наличие целей жизни и её временной перспективы, удовлетворённость процессом жизни и результатом пройденного отрезка жизни, адекватное использование механизмов психологической защиты, среднюю, близкую к адекватной самооценку. Наиболее проблемную группу составляют студенты, находящиеся на низком уровне психологической зрелости и с низкой мотивацией учения в вузе, обусловленной неудовлетворённостью совершённым профессиональным выбором. 3. Мотивационная зрелость как вид психологической зрелости личности характеризуется такими содержательными и динамическими качествами мотивов, как осознанность, устойчивость, иерархичность мотивации с доминированием в её системе внутренних (учебно-познавательных), социальных (мотивов долженствования, достижения успеха), духовных (личностно-профессионального роста) мотивов, обеспечивающих обоснованный и свободный выбор личности и т. п.

Таким образом, выдвинутая в ходе теоретического анализа гипотеза о личностной зрелости первокурсников влияет на процесс к адаптации в высшем учебном заведении. Результаты исследования открывают перспективы разработки и внедрения личностной зрелости студентов первого курса.



Литература

1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания—СПб.: Питер, 2010. —288 с. —(Серия «Мастера психологии»).

2.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. К90 Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. —М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.

3.Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им.М.В. Ломоносова. Вып. 1. – М.: Смысл, 2002. – С. 56 – 65.

4.Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд./ Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2012. – 352 с. -(Серия "Мастера психологии").

5.Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. / Пер. с англ. Л.В.Трубициной и Д.А. Леонтьева.М., 2002.

6.Семенов, М.Ю. Отношение личностно зрелых людей к деньгам / М.Ю. Семенов // Психологический журнал / Ред. А.Л.Журавлев. – 2012. – Том 33, №1. январь-февраль 2012. – с.66-72.

7.Солдатова Е.Л. Эго-идентичность как системообразующий фактор формирования личностной зрелости/ Е.Л. Солдатова, И.А.Шляпникова // Вестник ЮУрГУ. – 2010. –№27. – с.66-74.

8.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб.: Питер, 2003. – 608 с

9. Браун Т.П. Адаптация студентов к социокультурному пространству вуза.

10.Собчик Л.Н. Стандартизированный метод исследования личности. - М., 1990. - 42 с.

11.Молодцова Т.Д. «Диагностика адаптации студентов первого курса к требованиям вуза» ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова»

12. Репьева Н.Г. Проблема адаптации студентов первого курса к обучению в вузе

13. Лякишева О.В., Казакова С.Б Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности.

14. Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптатации студенческой деятельности: Автореф. канд. дис. Иркутск, 1995. - 24 с.

15. Божович Л.И. проблемы формирования личности. М., Воронеж, 1995.

16. Столяренко Л.Д. Основы психологии, 2000.

17. Кусакина, С. Н. Психологическая готовность к обучению в вузе / С. Н. Кусакина // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2011. — № 8.

18. Якунин, В. А. Педагогическая психология [Текст] / В. А. Якунин – СПб. : Изд-во В. А. Михайлова, 2000. – 349 с.

19. Шибутани, Т. Социальная психология [Текст] / Т. Шибутани; пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 544 с

20. Чудновский, В. Э. О некоторых «болевых точках» становления личности [Текст] / В. Э. Чудновский // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – № 3. – С. 5-17.

21. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость [Текст] / О. В. Хухлаева. – М. : Академия, 2002. – 208 с

22. Фоменко, Г. Ю. Личность как субъект бытия в экстремальных условиях : автореф. дис….канд. психол. наук : 10.00.01 / Фоменко Галиина Юрьевна. - Краснодар, 2006. – 26 с.

23. Федоряк, Л. М. Роль активности в становлении нового качества жизни человека [Текст] / Л. М. Федоряк // Социально-гуманитарные знания. – 2004. – № 6. – С. 165-176

24. Федоряк, Л. М. Становление качества жизни студентов в процессе обучения: системный подход [Текст] / Л. М. Федоряк // СПО. – 2012. – № 8. – С. 3– 5.

25. Слободчиков, В. И. Основные ступени развития субъективности человека. Основы психологической антропологии. Психология развития человека [Текст] учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М. : Школа – Пресс, 2000. – 416 с.

26. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1973. – 424 с

27. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн – СПб. : Питер, 2008. – 720 с

28. Реан, А. А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум [Текст] / А. Реан. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК. – 2006. – 255 с

29. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст]/ Н. С. Пряжников. – М. : Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 1996. – 253 с.

30. Петровский, А. В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии [Текст] / А. В. Петровский // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – С. 15-29.

31. Педагогическая психология [Текст] : хрестоматия / сост. В. Н. Карандышева, Н. В. Носова, О. Н. Шепелина. – СПб . : Питер, 2006.

32. Верищагин, Д.С. Зрелость / Д.С. Верищагин. - М.: СПб: Невский проспект, 1999. - 150 c.

33. Квашко, Л.П. Личностно-профессиональное саморазвитие: миф или реальность? / Л.П. Квашко. - М.: Владивосток: Дальневосточный университет, 2002. - 260 c.

34. Моросанова, В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека [Текст] / В. И. Моросанова // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23. – № 6. – С. 5-17.

35. Личность: определение и описание [Текст] // Вопросы психологии. – 1992.-№ 3-4. – С.34-42



Примечания

Работа проходит антиплагиат Форматы: Word

Информация о работе
Страниц: 65
Тип: Курсовая работа
1200 p.


X
X