Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемного обучения 7
1.1. Необходимость проблемного обучения на современном этапе 7
1.2. Развитие познавательных и творческих способностей как необходимое условие организации проблемного обучения 8
1.3. Сущность проблемного обучения 10
1.4. Перспективы развития проблемного обучения 12
Глава II. Практические основы проблемного обучения и особенности его применения на уроках русского языка 17
2.1. Технология проблемного обучения на уроках русского языка 17
2.2. Метод проблемного обучения и особенности его применения на уроках русского языка в 5 классе 22
Заключение 33
Список использованной литературы 37
Образование признается качественным, если ученик обучается и воспитывается на максимуме возможного для него развития. Для повышения качества образования в обучении мною используется технология проблемного обучения. Данная технология позволяет создать необходимую среду для творческого развития ученика.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством преподавателя самостоятельной поисковой деятельности студентов по решению учебных проблем, в ходе которых у учеников формируются новые знания, умения, навыки, развиваются способности, познавательная активность, творческое мышление. По степени познавательной самостоятельности проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения темы урока, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. В данной технологии применяются методы проблемного изложения, объяснительно-иллюстративные, исследовательские методы [10,c.90].
Познавательная новизна исследования заключается в следующем:
1.Изучены теоретические основы проблемного обучения.
2.Выявлены правила постановки учебной проблемы.
3.Проанализарован педагогический опыт применения проблемного обучения учащихся на уроках русского языка.
4.Сформулированы особенности применения проблемного обучения учащихся на уроках русского языка.
В результате изучения исследуемой нами темы мы выяснили, что проблемное обучение представляет собой тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
Так же логично выделить общие функции проблемного обучения :
− усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;
− развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
− формирование диалектико-материалистического мышления школьников (как основы).
Цель работы достигнута, задачи решены.
12. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. - М.: Просвещение, 2005
13. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М.: Академия, 2007
14. Ильина Т.А, Проблемное обучение// Вестник высшей школы. – Москва, 2011. – 2. – с.25-29.
15. Ильина Т.А. Проблемное обучение — понятие и содержание // Вестник высшей школы . — 2006. — № 2
16. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке //Проблемное и программированное обучение. – М.: Педагогика, 2013
17. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь /Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2007
18. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 304 с.
Курсовая работа:
Развитие речи на уроках русского языка в 7 классе
Дипломная работа:
Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка
Дипломная работа:
Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка в начальной школе
Дипломная работа:
Развитие речи учащихся в поликультурном пространсве
Вебинар:
Особенности описания портрета женщины (на основе англоязычной женской прозы) при изучении темы «внешность» на уроках английского языка в старших классах