8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Кеймбридж
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Литература и лингвистика

Воскресение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - Дипломная работа

Тип: Дипломная работа
Раздел: Литература и лингвистика
Страниц: 75
Год: 2015

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА I. МЕСТО РОМАНА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО 11

1.1. История создания романа «Преступление и наказание» и его место в творчестве Ф.М. Достоевского 11

1.2. Художественные особенности романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 17

1.3. Роман «Преступление и наказание» в религиозно-философском контексте русской литературы XIX века 19

Выводы по первой главе 33

ГЛАВА II. РОЛЬ МОТИВА ВОСКРЕСЕНИЯ В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 35

2.1. Библейские мотивы, связанные с главными образами героев 35

2.2. Художественные функции мотива воскресения в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 47

2.3. Методический аспект исследования мотива воскресения на уроках литературы 50

Выводы по второй главе 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ 75

ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА 76

Курсовая работа:
ТЕМА ПРОСТИТУЦИИ В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Курсовая работа:
Женский образ в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

Введение (выдержка)

Литературоведческая наука конца XX – начала XXI вв. всё в большей степени проявляет интерес к религиозно-философскому содержанию отечественной словесности, в результате чего актуализировались исследования о влияния Библии на мировоззрение и художественное творчество русских классиков.

Творческая деятельность талантливого русского писателя Ф.М. Достоевского (1821–1881) никогда не была обделена вниманием ни критиков, ни читателей. Не только в России, но и в Европе и Америке издано множество книг, опубликованы тысячи статей, посвящённых исследованию и анализу жизни и творчества великого русского писателя. Этот большой интерес к творческой деятельности писателя чрезвычайно закономерен. Ф.М. Достоевский в своих художественных произведениях невероятно остро раскрыл ключевые моральные, социально-эстетические, психологические вопросы всечеловеческого и вневременного масштаба: о смысле жизни и цели существования личности, о счастье и о цене, которую необходимо платить, о душевных скитаниях человека. Всю свою жизнь великий писатель потратил на поиски тайн человеческого существования.

Возрастание интереса в литературоведческой науке к творческой деятельности Ф.М. Достоевского в настоящее время связано с тем, что вопрос о душевной жизни человека занимает в его творчестве наиболее важное место. Художественный и публицистический мир писателя отличает внимание к внутреннему миру человека, смыслу человеческой жизни, проблемам духовного становления, формирования нравственных принципов. Философские идеи писателя не заключены в каком-то отдельном, специально изданном труде, они пронизывают все художественные произведения (письма, заметки, дневники, романы) Федора Михайловича Достоевского. Исследованию творческой деятельности писателя посвящено множество работ, как отечественных, так и зарубежных ученых. Но, несмотря на большое количество исследований, философско-педагогические идеи духовно-нравственного становления личности не нашли ещё полного освещения. На основе сравнительного анализа философско-педагогических взглядов Достоевского и ученых-педагогов попытаемся обосновать гуманистический и духовно-нравственный характер философско-педагогических идеалов писателя.

На протяжении всей творческой деятельности Ф.М. Достоевского всегда волновали вопросы о человеческой душе, ее страдании, муках совести, нравственном падении и духовном становлении личности. В его произведениях встречается множество образов, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими бездельником. Другим же героям произведений писателя предстоит пройти тяжелый путь воскрешения своей души, возвращения ей человеческого облика.

Герои произведений Ф.М. Достоевского – это люди, одержимые идеей, заделавшейся для них страстью, – идеей нигилизма и альтруизма, строительства земного рая и наполеоновской мировой мечты, любви – наваждения и быстрого обогащения. И когда эта единственная мысль докатывается крайних пределов, надвигается душевный надрыв в человеке, ведущий к преступлению.

Писатель многих своих героев в произведениях изобразил преступниками – и в уголовном, и в философском смысле слова. Злоумышленник становится интересен писателю тогда, когда в его своевольном преступлении показывает историко-философская или нравственная основа, когда его преступление делается признаком исканий, заблуждений, болезни или кризиса поколений. Все герои романов Ф.М. Достоевского преступают через объективный, обязательный для всех закон – онтологический, социальный или нравственный.

Человек, который раскаялся в совершенном своем преступлении, пытающийся через мучение заслужить прощение перед Богом и людьми, больше всего заинтересовала писателя. В своих произведениях, он пытается найти ответ на один вопрос: какое наказание страшней – суд по закону или суд собственной совести? В отечественной литературе не было писателя, в творчестве которого мотив преступления и наказания, а также идея восстановления человека через его полное моральное разрушение играли столь важную роль.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866 г.) происходило становление художественной и нравственной основы идеи преступления и наказания, которая осуществилась позднее писателем в его лебединой песне, в романе «Братья Карамазовы», ставшим делом всей его жизни итогом его раздумий и переживаний.

Плодотворным стало прочтение русской литературы, в том числе и произведений Ф.М. Достоевского в ключе многослойного библейского подтекста, духовные смыслы которого раскрываются посредством анализа евангельских мотивов.

Важно отметить, что Ф.М. Достоевский увидел особенное влияние Евангелия и в собственно нравственно-религиозном смысле, и в художественном отношении. В 1850 году в Тобольске перед отправкой на каторгу жёны декабристов подарили писателю экземпляр Евангелия. Именно это книга стала единственной книгой, которую можно было читать в тюрьме.

В дальнейшем Ф.М. Достоевский вспоминал, что чтение данной книги благословило его в новый путь. После каторги художник окончательно убедился в том, что Христос является воплощением всеобъемлющей любви и чистоты, идеалом мученика, Бога и человека, принявшего на себя крестные муки во имя спасения людей.

В «Преступлении и наказании», как и во многих других произведениях Ф.М. Достоевского, библейские реминисценция тесно связаны с мировоззрением самого писателя. Они проявляются в сюжетной структуре романа, в системе его образов, в идейном строе произведения.

Кругозор Ф.М. Достоевского к евангельской тематике и мотивов воскресения неоднократно отмечался в литературоведении и, особенно в последние десятилетия, становился предметом специального внимания.

Актуальность данной работы определяется концепцией мотивов по изучению романа, опирающейся на литературоведческий анализ композиции «Преступления и наказания» и его евангельской основы.

Цель исследования: рассмотреть мотив воскресения в контексте романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Объект – художественный мир в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Предмет – художественные функции мотива воскресения в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», взаимосвязь с другими христианскими образами, мотивами, реминисценции.

Цель исследования, его предмет, объект определили следующие задачи:

1. Опираясь на существующие решения целостного анализа художественного произведения в литературоведческом аспекте, определить значение мотива воскресения в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

2. Проанализировать существующую практику изучения композиции в научно-методической литературе и на уроках в средней школе.

3. Разработать и апробировать терминологический аппарат исследования функционирования евангельских мотивов в тексте Ф.М. Достоевского, выработать методику их анализа.

4. Оценить тексты писателей связанные с комплексом мотивов воскресение.

Научная новизна заключается в том, что в ней предпринята попытка системного обзора концепций теоретического осмысления мотива воскресения и христианских мотивов в современном литературоведении относительно прозы Достоевского и других авторов. Проанализированы сферы функционирования категории мотива, выявлена и проанализирована специфика соотношения евангельских мотивов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Методологическая основа. Работа строится на пересечении литературоведческих трудов по системному и целостному анализу творчества Достоевского, в их числе исследования художественные особенности романа «Преступление и наказание» (И.Л. Альми, М.М. Бахтин, С.В. Белов, А.М. Буланов, В.А. Викторович, Ю.Ф. Карякин, К.А.Степанян); религиозных основ романа – философов (В. Соловьев, Н. Бердяев) и литературоведов (И.А. Есаулов, В.Н. Захаров, В.А. Котельников, Ф.Б. Тарасов, Е.А. Трофимов), трудов методистов, разрабатывавших основные принципы освоения художественного текста в учебных целях (Г.И. Беленький, Г.А. Гуковский, Ю.М. Лотман, М.А. Рыбникова, Н.М. Шанский и другие), и работ методистов, специально изучавших «Преступление и наказание» (С.В. Белов, Л.Д. Волкова, М.Г. Качурин, Ю.В. Лебедев, Д.И. Писарев, М. Катков), труды философов, обличающие устои дворянско-помещичьего класса и пророчащий крестьянскую революцию (E.H. Купреяновоф, В.Г. Одиноков). Работы философов, разрешающие вопросы «человеческого бытия» с философских позиций (Э.Г. Бабаев, И.В. Чуприна, Б.М. Эйхенбаум).

В основу методологии выпускной квалификационной работы положены принципы системного, историко-функционального, сравнительно-типологического и структурного подходов.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ учебной, методической литературы по теме исследования.

2. Статистические: обработка полученных данных.

Теоретическая значимость. Разработана и представлена система целостного изучения мотивов воскресение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в лекциях, спецкурсах и специальных семинарах по методике преподавания литературы, в составлении соответствующих программ и учебно-методических пособий, в практике школьного изучения творчества Ф.М. Достоевского.

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы.

Во введении определяются актуальность, цель и задачи, предмет, объект, методы, методологическая основа, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, структура работы.

Первая (теоретическая) глава – «Место романа «Преступление и наказание» в художественном мире Ф.М. Достоевского и в контексте русской литературы XIX века» – посвящена рассмотрению романа «Преступление и наказание» в религиозно-философском контексте русской литературы XIX века, а также истории создания и художественным особенностям романа Ф.М. Достоевского.

Во второй (практической) главе – «Роль мотива воскресения в романе «Преступление и наказание» – рассмотрены библейские мотивы, связанные с главными образами героев, художественные функции мотива воскресения в романе «Преступление и наказание», а также представлены методические разработки уроков по данной проблеме.

В Заключении подводятся общие итоги работы.

Список использованной литературы включает 58 наименований.

Курсовая работа:
РОЛЬ ДЕТАЛИ В РОМАНАХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Дипломная работа:
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В МАЛОЙ ПРОЗЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА I. МЕСТО РОМАНА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

1.1. История создания романа «Преступление и наказание»

и его место в творчестве Ф.М. Достоевского

Федор Михайлович Достоевский – не просто один из величайших русских писателей. Это тот человек, по произведениям которого весь мир судит о России, о таинственной русской душе. Четыре его романа заслуженно признаются вершиной творчество Ф.М. Достоевского, и как раз в них христианская тема выражена наиболее отчетливо в виде искупления через страдание. Это – «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы» [33].

Истоки романа «Преступление и наказание» восходят ко времени каторги Ф. М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман. Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения.» [51, 24]. Первоначально Ф.М. Достоевский задумал написать «Преступление и наказание» в форме исповеди Раскольникова. Писатель намеревался перенести на страницы романа весь духовный опыт каторги. Именно здесь беллетрист впервые столкнулся с сильными личностями, под влиянием которых началось изменение его прежних убеждений.

Замысел своего нового романа Достоевский вынашивал шесть лет. За это время были написаны «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья», главной темой которых являлись истории бедных людей и их бунта против существующей действительности. 8 июня 1865 года Ф.М. Достоевский предложил А.А. Краевскому для «Отечественных записок» свой новый роман под названием «Пьяненькие». Но Краевский ответил писателю отказом, который объяснил тем, что у редакции нет денег.

2 июля 1865 года испытывавший тяжелую нужду писатель был вынужден заключить договор с издателем Ф.Т. Стелловским. За те же деньги, которые Краевский отказался выплатить за роман, Достоевский продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в трех томах и обязался написать для него новый роман объемом не менее десяти листов к 1 ноября 1866 года.

Получив деньги, Ф.М. Достоевский раздал долги и в конце июля 1865 года выехал за границу. Но денежная драма на этом не завершилась. За пять дней в Висбадене Достоевский проиграл в рулетку все, что у него было, включая карманные часы. Последствия не заставили себя долго ждать. В скором времени хозяева отеля, в котором он остановился, приказали не подавать ему обеды, а еще через пару дней лишили и света. В крошечной комнате, без еды и без света, «в самом тягостном положении», «сжигаемый какой-то внутренней лихорадкой», писатель приступил к работе над романом «Преступление и наказание», которому суждено было стать одним из самых значительных произведений мировой литературы [7].

В сентябре 1865 года Достоевский решил предложить свою новую повесть – журналу «Русский вестник». В письме к издателю этого журнала писатель сообщил, что идеей его нового произведения станет «психологический отчет одного преступления»: «Действие современное, в нынешнем году, молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда негодна, для чего она живет?», «полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т.д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства – притязаний, грозящих ей гибелью. Докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым и неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству» – чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может быть, сама собой померла бы …» [45, 28].

По словам Достоевского, в его произведении есть намек на мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают блюстители закона, главным образом потому, что он и сам это наказание нравственно требует. Достоевский поставил цель наглядно выразить эту мысль на примере молодого человека – представителя нового поколения. Материалы для истории, положенной в основу романа «Преступление и наказание», по свидетельству автора, можно было найти в любой газете, издаваемой в то время. Писатель был уверен, что сюжет его произведения отчасти оправдывал современность [11].

Сюжет романа «Преступление и наказание» первоначально был задуман писателем как небольшая повесть объемом пять-шесть печатных листов. Последний сюжет (история семейства Мармеладовых) вошел, в конце концов, в рассказ о преступлении и наказании Раскольникова. С самого начала своего возникновения замысел об «идейном убийце» распадался на две неравные части: первая – преступление и его причины и вторая, главная, – действие преступления на душу преступника. Идея двучастного замысла отразилась и на названии произведения – «Преступление и наказание», и на особенностях его структуры: из шести частей романа одна посвящена преступлению и пять – влиянию совершенного преступления на душу Раскольникова [17].

Ф.М. Достоевский усиленно работал над планом своего нового произведения в Висбадене, позднее – на пароходе, когда возвращался из Копенгагена, где гостил у одного из своих семипалатинских друзей, в Петербург. В городе на Неве повесть незаметно переросла в большой роман, и Достоевский, когда произведение было уже почти готово, сжег его и решил начать заново. В середине декабря 1865 года он отправил главы нового романа в «Русский вестник». Первая часть «Преступления и наказания» появилась в январском номере журнала за 1866 год, но работа над романом была в самом разгаре. Писатель напряженно и самозабвенно трудился над своим произведением на протяжении всего 1866 года. Успех первых двух частей романа окрылил и вдохновил Достоевского, и он принялся за работу с еще большим усердием [22, 187].

Весной 1866 года Достоевский планировал уехать в Дрезден, пробыть там три месяца и закончить роман. Но многочисленные кредиторы не позволили писателю выехать за границу, и летом 1866 года он работал в подмосковном селе Люблине, у своей сестры Веры Ивановны Ивановой. В это время Достоевский был вынужден думать и над другим романом, который был обещан Стелловскому при заключении с ним в 1865 году договора. В Люблине автор составил план своего нового романа под названием «Игрок» и продолжал трудиться над «Преступлением и наказанием». В ноябре и декабре были дописаны последняя, шестая, часть романа и эпилог, и «Русский вестник» в конце 1866 года закончил публикацию «Преступления и наказания». Сохранились три записные тетради с черновиками и заметками к роману, по сути три рукописные редакции романа, которые характеризуют три этапа работы автора. Впоследствии все они были опубликованы и позволили представить творческую лабораторию писателя, его упорную работу над каждым словом [15].

Висбаденская «повесть», как и вторая редакция, была задумана писателем в форме исповеди преступника, но в процессе работы, когда в исповедь влился материал романа «Пьяненькие» и замысел усложнился. Прежняя форма исповеди от имени убийцы, который фактически отрезал себя от мира и углубился в свою «неподвижную» идею, стала слишком тесной для нового психологического содержания. Ф.М. Достоевский предпочел новую форму – рассказ от имени автора – и сжег в 1865 году первоначальный вариант произведения.

В третьей, окончательной, редакции появилась важная пометка: «Рассказ от себя, а не от него. Если же исповедь, то уж слишком до последней крайности, надо все уяснять. Чтобы каждое мгновение рассказа все было ясно.» [40, 56]. Черновые тетради «Преступления и наказания» позволяют проследить, как долго Достоевский пытался найти ответ на главный вопрос романа: почему Раскольников решился на убийство? Ответ на этот вопрос не был однозначным и для самого автора.

В первоначальном замысле повести это несложная мысль: убить одно ничтожное вредное и богатое существо, чтобы осчастливить на его деньги много прекрасных, но бедных людей. Во второй редакции романа Раскольников изображен как гуманист, горящий желанием вступиться за «униженных и оскорбленных»: «Я не такой человек, чтобы дозволить мерзавцу беззащитную слабость. Я вступлюсь. Я хочу вступиться» [33, 160]. Но идея убийства из-за любви к другим людям, убийства человека из-за любви к человечеству, постепенно «обрастает» стремлением Раскольникова к власти, но движет им еще не тщеславие. Он стремится получить власть, чтобы полностью посвятить себя служению людям, жаждет использовать власть только для совершения добрых поступков: «Я власть беру, я силу добываю – деньги ли, могущество ль – не для худого. Я счастье несу» [33, 165]. Но в ходе работы Достоевский все глубже проникал в душу своего героя, открывая за идеей убийства ради любви к людям, власти ради добрых дел странную и непостижимую «идею Наполеона». Идею власти ради власти, разделяющую человечество на две неравные части: большинство – «тварь дрожащая» и меньшинство – «властелины», призванные управлять меньшинством, стоящие вне закона и имеющие право, подобно Наполеону, во имя нужных целей переступать через закон. В третьей, окончательной, редакции Достоевский выразил «созревшую», законченную «идею Наполеона»: «Можно ли их любить? Можно ли за них страдать? Ненависть к человечеству.» [40, 27].

Финал романа также был создан в результате напряженных творческих усилий. В одной из черновых тетрадей содержится следующая запись: «Финал романа. Раскольников застрелиться идет» [23]. Но это был финал только для идеи Наполеона. Писатель же стремился создать финал и для «идеи любви», когда Христос спасает раскаявшегося грешника: «Видение Христа. Прощения просит у народа». При этом Достоевский прекрасно понимал, что такой человек, как Раскольников, соединивший в себе два противоположных начала, не примет ни суда собственной совести, ни суда автора, ни суда юридического. Лишь один суд будет авторитетным для Раскольникова – «высший суд», суд Сонечки Мармеладовой, той самой «униженной и оскорбленной» Сонечки, во имя которой он совершил убийство. Вот почему в третьей, окончательной, редакции романа, появилась следующая запись: «Идея романа. Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, – есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастья, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом «за» и «против», которое нужно перетащить на себе». В черновиках последняя строчка романа имела вид: «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека». Но Достоевский завершил роман другими строчками, которые могут служить выражением сомнений, терзавших писателя [39, 102].

Таким образом, в творческом процессе, в постижении замысла «Преступления и наказания» столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Судя по черновым тетрадям, Достоевский стоял перед выбором: или оставить одну из идей, или сохранить обе. Но понимая, что исчезновение одной из этих идей обеднит замысел романа, Достоевский решил совместить обе идеи, изобразить человека, в котором, как говорит Разумихин о Раскольникове в окончательном тексте романа, «два противоположных характера поочередно сменяются».

1.2. Художественные особенности романа Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание»

Ф.М. Достоевский – мастер стремительно-действенного сюжета. Читатель с первых страниц попадает в ожесточенную схватку, действующие лица вступают в конфликт со сложившимися характерами, идеями, душевными противоречиями. Все происходит экспромтом, все складывается в максимально сжатые сроки. Герои, «решившие в сердце и голове вопрос, ломят все препятствия, пренебрегая ранами» [45, 24].

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» был опубликован и стал известен читателю в 1866 году. Нам известно, что Достоевский большую часть своей жизни прожил в трудных материальных условиях, так как расплачивался с долгами, которые образовались ещё при издании журналов «Эпоха» и «Время» братьями Достоевскими до смерти старшего брата Михаила. Именно поэтому Ф.М. Достоевский вынужден был заранее продать свой роман издателю до его выхода в свет, а потом мучительно торопиться к сроку. У него не было достаточно времени, чтобы, подобно Л.Н. Толстому, семь раз переписать и исправить написанное. Поэтому роман «Преступление и наказание» достаточно уязвим в некоторых моментах. Много сказано исследователями о его растянутости, необычном нагромождении отдельных эпизодов, других композиционных недостатках [33].

Но все сказанное выше не может загородить от нас тот факт, что творчество великого писателя, его художественное восприятие мира настолько ново, оригинально и талантливо, что он навечно вошел, как основатель новейшей школы в историю мировой литературы.

Главной художественной особенностью романа «Преступление и наказание» является тонкость психологического анализа. В русской литературе психологизм был известен давно. Сам Ф.М. Достоевский, создавая свое художественное произведение, следует также традиции М.Ю. Лермонтова, который стремился доказать, что «история души человеческой едва ли не интереснее и не поучительней истории целого народа». Для Ф.М. Достоевского в романе характерно проникновение в психологию представляемых героев, будь то невинная душа Сони Мармеладовой или темные извилины души Свидригайлова, склонность не только передать их реакцию на царившие тогда отношения между людьми, но и мироощущение человека в предоставленных общественных обстоятельствах [13].

Прием многоголосия помогает автору максимально раскрыть души и мировосприятие героев в романе. Любой герой помимо участия в диалогах произносит бесконечный «внутренний» монолог, показывающий читателю, что делается в его душе. Ф.М. Достоевский строит все действие романа не столько на реальных событиях и их описании, сколько на диалогах и монологах героев. В романе писатель четко передает речевые особенности каждого героя, очень чутко воспроизводит интонационную систему речи каждого персонажа (это хорошо заметно в речи Раскольникова). Из этой творческой установки исходит и еще одна художественная особенность романа – сжатость описаний. Ф.М. Достоевского как бы волнует не то, как выглядит человек, а то, какая душа у него внутри. Так и получается, что из всего описания Сони читателю запоминается одно только яркое перо на ее шляпке, совершенно не идущее к ней, а у Катерины Ивановны – яркий не то платок, не то шаль, которую она носит [15].

Главной художественной особенностью можно считать и то, что роман «Преступление и наказание» требует от нас глубинного философского прозрения жизни. Герои его – люди ищущие, одержимые одной идеей. Такой идеей является идея о «крови по совести», которая принуждает главного героя забыть о собственном материальном благополучии. Сам писатель обсуждает данную идею с читателем, показывая как раскрывает её Родион в разговоре с Мармеладовым, Порфирием Петровичем, с читателями в статье, написанной им. Последовательно и детально рассматривая эти эпизоды во взаимосвязи с ходом развития сюжета, можно увидеть, что на протяжении всего романа идет философский спор о содержании понятия «преступление» (почему Сонечка – преступница, а Лужин – порядочный человек в глазах общества, хотя на самом деле все наоборот?) [3, 149].

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что сюжет романа основывается на истории преступления (известно, что Достоевский прочитал о чем-то похожем в колонке происшествий). Отсутствуют полутона, а страсти в романе доведены до предела. Особенностью романа является также крайняя напряженность конфликта. Обычная, нормальная жизнь скучна для его главного героя.

Все перечисленные художественные особенности романа делают его творением русской и мировой литературы, а его автора – основателем нового «психологического» выхода к изображению явлений действительности.

1.3. Роман «Преступление и наказание» в религиозно-философском контексте русской литературы XIX века

Русская литература особенно богата христианскими мотивами, без них она немыслима, в ней они наблюдаются яснее, чем в литературе других народов. Христианские мотивы – связанные с Христом, с верой в Бога-Творца.

Последнее художественное произведение Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» самим писателем мыслилось как итог значительного творческого периода. В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, как и в «Братьях Карамазовых» описан приблизительно круг евангельских мотивов с литературной критикой. Простор для исследования необычно велик. Предлагает рассмотреть отдельный аспект проблемы прочтения романа «сквозь» Евангелие.

Уже эпиграф представляет в этом плане несомненный интерес. Достоевский приводит слова из Евангелия (Иоан., XXI, 24), причем ключевые слова из проповеди Спасителя Иисуса Христа. Первое, что видит приступающий к чтению «Братьев Карамазовых», это (после посвящения Анне Григорьевне Достоевской): «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падших в землю, не умрет, то останется одно: а если умрет, то принесет много плода». Так Ф.М. Достоевский говорит нам, читателям, о прямой параллели происходящего в романе с евангельским повествованием и о том, где именно ее следует искать, находить и осмысливать [20, 48].

Известно, что эпиграф несёт смыслообразующую роль и уже в самом начале, перед прочтением произведения, указывает путь читателю, по которому тот должен пройти в ходе чтения. Между тем вслед за некоторыми религиозными философами рубежа XIX–XX вв. стало почти традиционным интерпретировать 24-й стих 12 – главы Евангелия от Ионна таким образом, что смысл романа не столько проясняется, сколько искажается.

В Евангелии же если и не совсем противоположное, то, тем не менее, всё-таки другое значение. Всмотримся в контекст «Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшенично зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да проследует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Иоан., XII, 23–27). Вполне очевидно, что речь идет о распятии, о кресте, о крестных муках, об умирании и последующем воскресении. Буквально теми же словами об этом повествуется и в Евангелии от Марка: «…кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми свой крест, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее, т.е. идея эпиграфа – это, несомненно, идея креста, самоотвержение ради Бога [18, 378]. Умереть в этом смысле, следовательно, умереть миру; а мир – это собирательное понятие, обозначающее совокупность страстей и пороков. С другой стороны, рассматривая в Евангелии значение приношения плода, можно увидеть, что это не что иное, как пребывание во Христе, что, по словам святителя Феофана, затворника Вышенского, возможно только через приобщение Животворящей Силе Креста Господня [36].

К такому же умозаключению можно прийти при анализе двух ситуаций в самом тексте «Братьев Карамазовых», где эпиграф повторяется (в первый раз – Зосимой о Дмитрии, второй – в сцене с таинственным посетителем).

Первая часть – это исходная ситуация, которая предполагает дальнейшее продолжение, изменение; вторая представляет собой уже само это изменение. В этих частях отчётливо просматривается христианская система ценностей и мотивируется их наличие в «Братьях Карамазовых» как художественного воплощения содержания двух притч. Исходная ситуация интерпретирует притчу о сеятеле (Лук., VIII, 5–8, 11–15): «… вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было протоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало на доброю землю и , взойдя, принесло сторичный…» (Лук., VIII, 5–8). По толкованию св. Ионна Златоуста, под сеятелем, вышедшим сеять, следует разуметь самого Христа, воплотившего Бога, пришедшего в мир для спасения человеческого рода, под семенем – Его учение, а под нивою – человеческие души. Таким образом, подвигу самораспятия каждого человека предшествует подвиг самого Христа, как и апостол Павел говорит: «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? (Рим., X, 14). Восприимчивость к Слову Божию, оклик на Него становятся важнейшей оценочной характеристикой в системе романа [16, 88].

В каждом из четырех видов приемлющей земли коренится образ, одного из братьев Карамазовых. Семя, упавшее при дороге, означает слушающих, «к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись» (Лук., VIII, 12). К таковым относятся незаконный сын Федора Павловича Карамазова Павел Смердяков. Это можно легко установить, рассматривая две сходные по структуре и смыслу сцены. Одна – связана с Ветхим Заветом. Это обучение Григорием малолетнего Смердякова грамоте и священной истории, когда на втором или третьем урока мальчик вдруг усмехается, а на вопрос Григория: «Чего ты?» дерзко отвечает «Свет создал Господь Бог в первый день, а солнце, луну, и звезды на четвертый. Откуда же свет – то сиял в первый день?». После таких слов Григорий остолбенел. «Мальчик насмешливо глядел на учителя. Даже было во взгляде его что-то высокомерное». В Беседах о книге «Бытия» Иоанна Златоуста можно найти такое место: «Да не обольщает тебя вид (солнца): если захочет повелеть Создатель, оно исчезнет, как будто бы и не было его. Поэтому и создал солнце на четвертый день, чтобы не подумал ты, будто оно производит день». Смердяков впадает именно в такое обольщение, о котором св. апостол Павел говорил так: «Они заменили истину Божию ложью и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим.,1, 25). Припомним эпизод с «валаамовой ослицей». Усмешка Смердякова проясняется через этот контекст [19].



Заключение (выдержка)

В результате рассмотрения в главе 2 воскресения в романе «Преступление и наказание», можно сделать следующие выводы:

1. Ф.М. Достоевский утверждал, что русский народ – богоизбранный и для русского человека главной духовной идеей есть Православие. Православие для Ф.М. Достоевского, является последним направлением в христианстве, сохранившим Божественную истину в апостольской преемственности.

2. В романе «Преступление и наказание» встречается синтез самых различных библейских мотивов, связанных с главными образами героев.

3. «Герой Ф.М. Достоевского постоянно обращен ко всей необъятной жизни человечества в ее прошлом, настоящем и будущем, он постоянно и непосредственно соотносит себя с ней, все время меряет себя ею».

4. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», повествующий о гибели и воскресении человеческой души. Не «ради женщины» устремляется к вратам ада Раскольников, а ради своей теории, разделяющей людей на необыкновенных, т.е. имеющих право проливать кровь, и обыкновенных, служащих материалом для переделки общества.

5. Герой Достоевского не только преодолевает себя прежнего, но и выходит к обретению себя нового.

6. Путь главного героя в романе – это путь через смерть к вере и воскресению. Мотив воскресения играют важную роль в произведении, где религиозная вера и христианский смысл являются всё определяющими силами.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Христианство оставило глубокий след в русской литературе. Крещение дало письменность и литературу. Это определило христианский характер русской литературы. До XX века у нас была не литература, а христианская словесность. Библия – книга, известная всему человечеству. Велико ее влияние на развитие мировой художественной культуры. Библейские сюжеты и образы вдохновляли писателей, художников, музыкантов различных эпох и народов. Идеями христианства пронизано и творчество многих известных русских писателей. Библейские мотивы, образы использовали Л. Толстой и Ф. Достоевский, М. Булгаков и А. Куприн, А. Ахматова и О. Мандельштам, Шолом Алейхем и Ч. Айтматов, А. Блок и Б. Пастернак. В Библии речь идет о добре и зле, о правде и лжи, об утрате гармонии между человеком и Богом. В ней затронуты общечеловеческие проблемы. Недаром ее называют Книгой Книг. Без знания Библии невозможно осмыслить и понять ряд произведений, в том числе и роман «Преступление и наказание».

Используя в романе «Преступление и наказание» библейские реминисценции и мотивы, Ф.М. Достоевский размышляет о трагических судьбах мира и России. Во времена писателя была популярна идея революции как самого быстро и радикального средства переустройства страны. Но революция неизбежно приводит к крови, к насилию, к жертвам. И революции нужны были такие люди, которые могли бы переступить через нравственные нормы. Идее революции писателя противопоставляет мысль о нравственном и духовном очищении человека.

По мнению Ф.М. Достоевского, огромную роль в этом должно сыграть христианство. Это обусловило появление в романе библейских мотивов. Образы из Библии перекликаются с образами романа. Евангелие издано только на французском языке и только во второй половине XIX века появился уникальный перевод Евангелия. Теологи, поэты, философы переводили или уточняли формы и глубину Евангелия. Ф.М. Достоевский: «Евангелие – книга человечества. Эта книга непобедима». Христианские ценности и Евангелие связаны. Достоевский не одинок. По словам Л. Толстого: «Жизнь и смерть Иисуса Христа величайшая тема, которая представляется искусству по той простой причине, что главное событие мировой истории» [1, 45].

Ф.М. Достоевский – писатель, познавший человека глубже, чем кто-либо. Мало, кто знал так много о бессмертной тайне души. В произведениях писателя душа – это смятение, священный хаос, мучительные поиски истины, Бога.

Он пристально изучает внутренний мир людей, живущих в ненормально устроенном обществе, обнажает глубины человеческой души, заглядывая в её самые потаённые уголки, детально изображает зигзаги, трагические заблуждения больного сознания.

Причину преступных деяний своего героя писатель видит в том, что они «в Бога не веруют, во Христа не веруют». Нравственный кризис, переживаемый человечеством ХIХ столетия, есть кризис религиозный, повергший душу во мрак «мирской злобы».

Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Раскольникова – это игнорирование христианских заповедей. Человек, который смог преступить эти заповеди, по религиозным понятиям способен на всё: Раскольников совершает первое, главное преступление перед Богом, второе – убийство – перед людьми, причем как следствие первого.

Роман «Преступление и наказание» – это не просто история о преступлении, но ещё и произведение, посвященное тому, как долго и трудно идёт через страдания и ошибки мятущаяся человеческая душа к постижению истины, открывая для себя единственно возможный закон человеческих отношений – закон любви.

Можно сказать, что весь роман построен на мотиве воскресения человека к новой жизни. Путь героя – это путь через смерть к вере и воскресению. Мотив воскресения играют важную роль в произведении, где религиозная вера и христианский смысл являются всё определяющими силами.

Таким образом, следует сделать вывод, что все поставленные нами во введении задачи были решены в полном объеме.

Основные принципы и заключения исследованной нами работы могут быть применены в дальнейших исследованиях творчества и жизни Ф.М. Достоевского, а также общего течения развития русской литературы в XIX веке. Результаты исследования могут быть применены в разработке вузовских лекционных курсов, а также при проведении спецсеминаров, связанных с изучением творчества великого русского писателя Ф.М. Достоевского.

Курсовая работа:
КАРНАВАЛЬНОЕ НАЧАЛО В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «БЕСЫ»

Дипломная работа:
Состав преступления - связующее звено между преступлением и наказанием

Литература


1. Акопджанова В.В. Библиография произведений Ф.М. Достоевского и литературы о нем. 1917–1965. / Сост: С.В. Белов, Г.Ф. Коган, Г.Б. Пономарев. – М.: Книга, 2008. – 407 с.

2. Арденс Н.И. Достоевский и Толстой. – М., 2000. – 445 с.

3. Ахшарумов Н. Преступление и наказание // Всемирный труд. – 2009. – № 3. – 149 с.

4. Ашимбаева Н.Т. Сердце в произведениях Достоевского и библейская антропология // Достоевский в конце XX века: Сб. статей / Сост. К.А. Степанян. – М.: Классика плюс, 2006. – С. 378–387.

5. Бабаев Э.Г. Очерки эстетики и творчества Л.Н. Толстого. – М., Просвещение, 2010. – 198 с.

6. Бегун Б.Я., Волощук Е.В., Полякова Т.М. Христианские сюжеты и образы в русской литературе. Программа факультативного курса для 9–11 классов // Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. – 2008. – № 3–4. – С. 18–20.

7. Белов С.В. Федор Михайлович Достоевский: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.

8. Белов С.В. Федор Михайлович Достоевский и его окружение. В 2-х т. – СПб.: Алетейя, 2007. – 544 с.

9. Белоусова Е.В. Библия в восприятии Л.Н. Толстого // Литературная учеба. – 2010. – № 2. – С. 54–67.

10. Бойко М.Н. «Воскресение» Л. Толстого и русский роман 1870-х годов. Дисс. канд. филол. наук. – М., 2006.

11. Буянова Е.Г. Романы Ф.М. Достоевского. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2006. – 376 с.

12. Бялый Г.А. Роман Тургенева «Отцы и дети». – Л.: Худож. лит., 2008. – 118 с.

13. Влащенко В.И. Начало изучения романа «Преступление и наказание» на уроках литературы // Литература в школе. – 2002. – № 5–6. – С. 59–64.

14. Волкова Л.Д. «Преступление и наказание» Достоевского в IX классе // Литература в школе. – 2010. – № 5. – С. 30–41.

15. Гусакова Н.Л. Материалы к урокам по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Литература в школе. – 2010. – № 5. – С. 114–116.

16. Достоевский Ф.М. Искания и размышления. – М.: Наука, 2008. – 85 с.

17. Евнин Ф.И. Роман «Преступление и наказание» / «Творчество Ф.М. Достоевского»: Сб. статей. – М.: Академия наук СССР, 1959. – С. 215–264.

18. Есаулов И.А. Литературоведческая аксиология: опыт обоснования понятия // Евангельский текст в русской литературе 18–20 вв. – Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. ун-та, 2004. – С. 378-383.

19. Захаров В.Н. Православные аспекты этнопоэтики русской литературы // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. науч. тр. – Петрозаводск, 2008. – 432 с.

20. Кириллова И.А. (Англия) Отметки Достоевского на тексте Евангелия от Иоанна // Достоевский в конце XX века: Сб. статей / Сост. К.А. Степанян. – М.: Классика плюс, 2007. – С. 48–59.

21. Коган Г.Ф. Вечное и текущее (Евангелие Достоевского и его значение в жизни и творчестве писателя) // Достоевский в конце XX века: Сб. статей / Сост. К.А. Степанян. – М.: Классика плюс, 2009. – С. 147–166.

22. Кожинов В.В. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского // Три шедевра русской литературы. – М.: Худ. лит., 2007. – С. 107–187.

23. Котельников В.А. Кенозис как творческий мотив у Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. – СПб.: Наука, 2008. – Т. 13. – С. 194–200.

24. Кузина Л.Н., Тюнькин К. «Воскресение» Л.Н. Толстого. – М., 2008. – С. 45.

25. Кулешов В.И. В поисках исхода («Воскресение» Л.Н. Толстого) // Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы. / Сост. В.И. Кулешов. – М., 2003. – 334 с.

26. Кулешов В.И. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. – М.: Просвещение, 2008. – 205 с.

27. Курляндская Г.Б. Типология героев в произведениях Тургенева // Литература в школе. – 2009. – № 6. – 67 с.

28. Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2009. – 144 с.

29. Лебедев Ю.В. Художественный мир роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». – М.: Классик Стиль. 2009. – 144 с.

30. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. – П: Наука, 1974. – 351 с.

31. Мережковский Д.С. Достоевский / Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в литературной науке XX века: Хрестоматия по истории русской литературы. – Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та., 2008. – 424 с.

32. Мережковский Д.С. Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский. Вечные спутники. – М.: Республика, 2009. – 289 с.

33. Михайловская Н.М. Материалы к изучению в школе романа «Преступление и наказание» // Вопросы истории и теории литературы. Вып. 7 и 8. – Челябинск, 2009 . – С. 163–190.

34. Назиров Р.Г. Реминисценция и парафраза в «Преступлении и наказании» // Достоевский: Материалы и исследования. – П: Наука, 2006. – Т.2. – С. 88–95.

35. Озерова А.А. Роман «Воскресение» / Толстой Л.Н. Сб. статей. – М., 2005. – 237 с.

36. Полтавец, Е.Ю. Сфинкс. Рыцарь. Талисман. Мифологический и метафорический контекст романа Тургенева «Отцы и дети» // Литература в школе. – 2009. – № 1. – С. 17–25.

37. Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Коммент.: Кн. для учителя. – 3-е изд, дораб. – М.: Просвещение, 2006. – 191 с.

38. Розанов В.В. Братья Карамазовы // Критические комментарии к сочинениям Ф.М. Достоевского. – М., 2010. – Ч. 4. – 235 с.

39. Румянцева Э.М. и др. Проблема преступления и наказания в творчестве Достоевского // Анализ художественного произведения / Под ред. Е.И. Анненковой, Э.М. Румянцевой, М.Л. Семановой. – М.: Просвещение, 2008. – С. 102–118.

40. Салъвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. – СПб.: Акад. проект, 2001. – 186 с.

41. Сергейчева А.Ф. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в школе / А.Ф. Сергейчева. – Тула: Приокское книжное изд-во, 2010. – 96 с.

42. Степанян К.А. Путеводитель по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Учеб. пособие – Изд-во Московского университета, 2014 . – С. – 129 – 134.

43. Тарасов Ф.Б. «Евангельский текст» в художественном произведении Достоевского. Дис. канд фил наук. – М., 2008.

44. Тихомиров Б.Н. «Лазарь! Гряди вон». Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. – СПб.: Серебряный век, 2005. – С. 14.

45. Туниманов В.А. Творчество Достоевского 1854–1862. – Л., 2000. – С. 24

46. Федина К.А. Художественное мышление И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого в изображении пейзажей. – Саратов, СГПУ, 2007. – 344 с.

47. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. – М.: Наука, 2009. – 388 с.

48. Шелепин В.А. Опыт современного прочтения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Литература в школе. – 2000. – № 6. – С. 97–106.

49. Шуралёв А.М. Ассоциативно-концептуальный словарь культурного кода русской литературы XIX века: Учеб. пособие. – Уфа: Изд-во БИРО, 2004.-144 с.

50. Шуралёв А.М. История постепенного обновления человека. Роль исповеди Мармеладова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Литература в школе. – 2001. – № 23. – С. 1.

51. Этов В.И. Преступление и наказание в оценке Писарева // Литература в школе. – 1970. – № 6. – С. 63–66.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

52. Мифологические и библейские мотивы в романе И. Тургенева «Отцы и дети» [Электронный ресурс]: Lit.rah**t://w*w.litra.r*/composition/get/coid/00086801184864109454/


ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА

1. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 3-х томах. Т. 1. – М., 2008. – С. 468.

2. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. – Л.: Наука, 2010. – 34 с.

3. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание». Роман в 6 ч. С эпилогом. – М.: Наука, 2008. – 39 с.

4. Набоков В.В. Собрание сочинений. Т. 2. – М.: Правда, 2008. – 446 с.

5. Толстой Л. Н. «Воскресение». – «Художественная литература» – 1984. – 65 с.

6. Тургенев И.С. «Отцы и дети». Роман. Статья Д.И. Писарева. Посл. П. Пустовойта. – М., «Дет. Лит.» – 1987. – 67 с.



Примечания

Работа проходит антиплагиат Форматы: Word

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 75
Год: 2015
2300 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X