8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Рефераты / Политология, политистория

Средневековые мыслители о политике - Реферат

Тип: Реферат
Раздел: Политология, политистория
Страниц: 22
Год: 2009

Содержание


Введение 3

1 Общая характеристика эпохи Средневековья 4

2 Политические взгляды Аврелия Августина 6

3 Практическое воплощение теократической идеи в Средние века 9

4 Политические взгляды Фомы Аквинского 14

Заключение 21

Список использованной литературы 22

Контрольная работа:
Средневековая философия

Реферат:
Культурология как наука. Основные этапы становления культурологического знания.

Введение (выдержка)

Средними веками называют исторический период между древним миром и Новым временем. Сам термин “средневековье” впервые стали использовать итальянские гуманисты в XV в. для характеристики тех веков, что разделяли их времена и времена языческой античности. По традиции началом средневековой эпохи считают крушение Западной Римской империи, ее завершением– XIV в. Период с XV в. до середины XVII в., получивший название эпохи Возрождения и Реформации, относят либо к позднему средневековью, либо к началу Нового времени.

Границы Средневековья могут определяться разными подходами к истории культуры и политики. Однако в любом случае необходимо анализировать христианство, поскольку его идеология – это теоретическая основа средневековья.

Главный принцип средневековой политической мысли – теократизм, т.е. преобладание над индивидом и государством идеи Божества и идеи церкви. Теократическая идея получила развитие в связи со становлением и укреплением церковной организации. Она вполне оформилась в XIII в.

В Средневековье политическое знание существовало в религиозно-этической форме, и развивалась усилиями богословов. Христианская мораль влияла на общественные отношения.

Контрольная работа:
Составьте таблицу, характеризуя по нижеперечисленным вопросам, взгляды мыслителей. Раскройте политико-правовую концепцию либералов и консерваторов (Россия, XIX в.)

Дипломная работа:
ПОЭТИКА УТОПИЙ С.Д.КРЖИЖАНОВСКОГО

Основная часть (выдержка)

1 Общая характеристика эпохи Средневековья

Главными направлениями эпохи средневековья определялись:

- развитием феодальной системы и связанной с ней феодальной раздробленности;

- становлением и укреплением национальных государств;

- усилением роли в общественно-духовной жизни роли католической церкви.

Политическая мысль средневековья – это шаг назад, т.к. во всех концепциях этого времени на первый план выдвигается церковь.

В политической мысли средневековья можно выделить три направления:

1 Теологические концепции.

2 Социально-политические утопии.

3 Политический рационализм.

Христианство выражало интересы наиболее бедных слоев общества, оно представляло собой не только новое религиозное движение, но и своеобразную форму протеста против общественной жизни Римской империи.

Характерной чертой раннего христианства и его идеологии было осуждение богатства. Не отрицая значимости жизненных благ, христиане выступали против разделения общества на два полюса – богатых и бедных. Осуждению подвергались богачи, собственники, увеличивающие свои богатства за счет других. Соответственно христианами был выдвинут принцип: «Не трудящийся да не ест». В том же плане решена и проблема распределения: «Каждый получит награду по своему труду».

В христианстве мечта об идеальном общественном строе приняла форму идеи о тысячелетнем царствии небесном, выступавшем отрицанием земного несправедливого государства. В трактовке достижения идеального общественного строя были выдвинуты революционно-демократические идеи.

По мере развития Римской империи христианство претерпевало значительную эволюцию. Возникнув как религия социальных низов общества, оно включило в себя социальные и нравственные установки этих слоев общества. В дальнейшем, в связи с углублением кризиса рабовладельческого общества, изменился социальный состав и приоритет ценностных установок христианских общин. Революционно-демократические тенденции сменились освящением частной собственности и союзом с рабовладельческим государством, которому в раннехристианских документах предрекалась неминуемая гибель. Усилился переход от христианских общин к епископальной церкви.

Однако при всей своей противоречивости, христианское учение содержало социально-политические идеи, сыгравшие значительную роль в последующем развитии социально-политической мысли. К ним относятся идеи о всеобщности труда и распределении по труду, решение проблемы равенства. Некоторые положения раннего христианства – идеалы общего блага и милосердия, нравственные принципы общественной и личной жизни – имеют общечеловеческое значение [1].

2 Политические взгляды Аврелия Августина

Заметной вехой в развитии политико-правовой идеологии христианской церкви в эпоху рабовладения было учение гиппонского (Северная Африка) епископа Аврелия Августина (354 -430), прозванного православной церковью «Блаженный», а католической – признанного святым и учителем церкви.

Необходимость государственной власти обосновывается Августином в рамках оригинальной философско-исторической концепции, выявляющей целенаправленное развитие человечества от грехопадения до страшного суда. Совершив грехопадение, люди стали несовершенными, что породило необходимость в контроле. Иначе тот, кто способен к добру, в раздираемом анархией мире не сможет использовать данный ему Богом шанс. Поэтому власть необходима, чтобы обеспечить порядок и преобладание справедливости. По этой причине следует поддерживать и защищать государство.

Хотя государство и является результатам изначальной порочности человека и принадлежит миру зла, оно существует для сохранения порядка и тем самым для достижения благой жизни в будущем.

В трактате «О граде божием» светская власть и ее институты отождествляются часто с «земным градом», который противопоставляется «граду божьему», т.е. церкви и ее организации. Обосновав при помощи разносторонней аргументации огромное влияние на политических мыслителей средневековья и Нового времен, доказывавших в теории превосходство духовной власти над светской. Восприняв августиновское учение, церковь объявила себя земной частью божьего града, охотно выставляя себя в качестве верховного арбитра земных интересов.

3 Практическое воплощение теократической идеи в Средние века

Политическая мысль в Средние века была тесно связана с теологией, с учением церкви. Главный принцип вполне развитой средневековой политической мысли, нашедший свое наиболее совершенное выражение в XIII в. – теократизм, преобладание высшей ценности – Бога – над идеями и государства, и личности, взятых в качестве ценностей. Теократический принцип, по-своему сформулированный и обоснованный уже в учении Августина, постепенно утверждался и в практической жизни вместе с укреплением церковной организации.

Как мы помним, в последние века своего существования власть в языческом Риме была едина и сосредоточена в руках Бога-императора. Когда Западная Римская империя распалась, функции Бога и императора уже были отделены одна от другой, образовались две власти. Вместе с заменой власти Бога-императора на власть духовенства как представителя Бога на земле, с одной стороны, и императора, с другой, обозначился дуализм между царством небесным (“небесным отечеством”) и земными царствами, нашедший отражение в учении Августина. По мере ослабления центральной власти Рима Западная империя начали тонуть в потоке варварства. Обозначился новый дуализм между латинским и германским элементами культуры. Власть церкви оставалась латинской, латинский язык был международным языком науки, теологии, философии, политической мысли на протяжении всего классического Средневековья и эпохи Ренессанса, почти до середины XVIII в. На латыни писали свои трактаты и вели обучение теологи и классики политической мысли, независимо от того, где они родились, выросли и трудились. Империя же попала под власть германских потомков варварских племен.

4 Политические взгляды Фомы Аквинского

Решение этой дилеммы мы находим в политической философии Фомы Аквинского (1227-1274), осуществившего синтез аристотелевского учения о государстве с христианским взглядом на жизнь и предназначение человека.

В духе средневековой схоластики Фома рассматривает философию как служанку богословия. Он за активное вторжение церкви в философию и науку, против концепции «двух истин», дававшей известный простор поиску «земно истины», низшей по отношению к истине «небесной», но не зависящей от нее, а порой даже и приходящей с ней в противоречие. Впоследствии идеологи католицизма ставили Фоме Аквинскому в заслугу обращение к науке и философии, широкую эрудицию, обширную логическую аргументацию, интерес к наследию античной культуры. Однако от соединения науки с религией выигрывала только последняя; наука, втискиваемая в прокрустово ложе схоластического теоретизирования, вообще теряла способность к самостоятельному развитию.

Первым из средневековых философов Западной Европы Фома Аквинский широко использовал труды Аристотеля.

У Аристотеля Фома Аквинский взял прежде всего учение об «активной форме», дающей жизнь «пассивной материи». Согласно учению Фомы мир основан на иерархии форм (от бога – чистого разума – к духовному миру и, наконец – к материальному), из которых высшие формы дают жизнь низшим. Во главе иерархии (земли и неба) стоит бог, установивший принцип подчинения низших форм высшим. Духовный мир возглавляется папой как наместником бога. По тому же иерархическому принципу организовано и общество; подданные подчиняются царям и другим светским властям, рабы должны подчиняться господам.

Для Фомы Аквинского государство является не продуктом греха, но скорее результатом общественной природы человека. Аристотелевскую концепцию благой жизни в автаркическом полисе он рассматривает в понятиях жизни христианской и видит высшую цель государства в приближении спасения. Таким образом, оказывается возможным поддерживать церковные требования без того, чтобы сводить роль государства к некой негативной власти, призванной только воспрепятствовать тому, чтобы человеческие вожделения не довели общество до анархии.



Заключение (выдержка)

Средневековье - это господство религиозного миросозерцания, выраженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция - истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты)

На политической арене две силы: церковь и европейские короли. Каждая из сил несет в себе частицу романского наследия с одной стороны и германского с другой. И как две частицы одного целого они интегрируются; но, являясь и самостоятельными величинами стремящимися к завоеванию, к сосредоточению, каждый в своих руках власти и противостоят друг другу.

Политическая мысль противоречива и развивается, концентрируясь вокруг:

- обоснования необходимости усиления абсолютной власти монархов;

- поиска средств ограничения сильной центральной власти;

- определения приоритета власти – духовной или светской.

В Средневековье политическое знание существовало в религиозно-этической форме, и развивалась усилиями богословов. Христианская мораль влияла на общественные отношения.

Реферат:
Экономика, микроэкономика, макроэкономика

Контрольная работа:
Философия и гуманизм

Литература

1. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О.Э. Лейста. – М.: ИКД «Зерцало – М», 2001. - 618 с.

2. Кравченко А.И. Политология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

3. Политология: Учеб. пособ. / Н.И. Азаров, Г.С. Андрияш, Т.В. Бакулина и др.; Под ред. Н.И. Азарова. – М.: Высш. шк., 1999. – 303 с.

4. Зотова Л.В. Политические ценности Средневековья: о соотношении небесного и земного отечества у Августина и Аквината // Вестник Российского университета дружбы народов. – Сер.: Политология. – 2004. – № 1 (5).

5. Козырев Г.И. Введение в политологию: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 208 с.

6. Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 460 с.



Информация о работе

Тип: Реферат
Страниц: 22
Год: 2009
300 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 311391 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X