8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Феърфилд
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Литература и лингвистика

Эстетическое мировосприятие Средневековья (на примере трактата Умберто Эко Искусство и красота в средневековой эстетике) - Курсовая работа

Тип: Курсовая работа
Раздел: Литература и лингвистика
Страниц: 24
Год: 2018

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Основные идеи У. Эко об эстетическом мировосприятии Средневековья 5

2. Анализ идей У. Эко об эстетическом мировосприятии Средневековья в научной литературе 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Курсовая работа:
Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства в ДОУ

Дипломная работа:
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА ОПЕРНЫХ КОМПОЗИТОРОВ

Введение (выдержка)

Эстетика Средних Веков изучалась и изучается многими учеными самых различных предметов – языковых, исторических, культурологических, и научных направлений. При этом существуют два значения средневековой эстетики – широкое и узкое. В широком смысле, она включает в себя эстетику всех народов, живших в Средние Века: западноевропейских, Византии, Древней и Средневековой Руси и пр. Средне-вековая эстетика в своем узком смысле имеет более узкое региональное значение. Это – эстетическое мировосприятие западноевропейских народов V-XIV вв. При этом средневековая эстетика народов Западной Европы делиться по хронологическим периодам и направлениям. С точ-ки зрения хронологии, существует раннее Средневековье (V-X вв.) и позднее Средневековье (XI-XIV вв.). С точки зрения научных направле-ний, ученые выделяют искусствоведческое и философско-богословское направление. С точки зрения хронологии, Средневековье соотносимо с феодализмом. Поэтому на средневековую эстетику наложила свой отпечаток, как общественная иерархия, так и религия.

Целью данной работы является анализ эстетического мировосприятия Средневековья в работе великого итальянского ученого Умберто Эко «Искусство и красота в средневековой эстетике». В данной работе будет проанализирована эстетика средневековья в узком смысле, в первую очередь, ее искусствоведческое направление. В соответствии с целью, в работе поставлены следующие задачи:

- выявить основные идеи Умберто Эко об эстетическом мировосприятии Средневековья;

- проанализировать критику взглядов Умберто Эко об эстетическом мировосприятии Средневековья.

Объектом исследования данной работы является эстетика средневековья. Предмет исследования данной работы – взгляды Умберто Эко об эстетике Средневековья.

Методологическая база исследования содержит как общенаучные, так и частнонаучные методы: диалектический, описательный, системный и сравнительно-правовой.

Источниковедческой базой работы является работа великого итальянского ученого Умберто Эко «Искусство и красота в средневековой эстетике».

Структура работы определена в соответствии с ее целями и задачами и включает в себя введение, две главы, заключение, а также список использованной литературы.

Дипломная работа:
Интерактивные методы обучения в процессе формирования художественно-эстетических потребностей школьников на уроках музыки

Дипломная работа:
Использование методики комплексного музыкально-певческого воспитания Д.Е.Огородного

Основная часть (выдержка)

1. Основные идеи У. Эко об эстетическом мировосприятии Средне-вековья

Прежде чем анализировать основные идеи Умберто Эко, скажем несколько слов о нем самом и о его книге «Искусство и красота в средневековой эстетике».

Великий итальянский писатель и ученый Умберто Эко родился 5 января 1932 г. Он знаменит не только своими романами, самыми известными из которых являются «Имя розы» (1980 г.), «Маятник Фуко» (1988 г.), «Остров накануне» (1995 г.), «Баудолино» (2000 г.), но и научными трудами. Умберто Эко является выпускником университета в городе Турине, доктором философских наук, профессором семиотики Болонского университета. Он – почетный профессор ведущих мировых университетов, а также академик многих академий (Международная академия философии искусств, Академия наук Болоньи, Академия миро-вой культуры Парижа). Неоднократно становился лауреатом различных международных премий. Кавалер многих орденов, в том числе, и орде-на почетного легиона.

Книгу «Искусство и красота средневековой эстетики» Умберто Эко написал в самом начале своей научной карьеры. Интересной является история ее написания. После того, как он получил заказ на написание части учебника, которым, по своей сути, и является эта книга, Умберто Эко призвали служить в итальянскую армию. Но, лейтенант, который являлся непосредственным командиром Умберто Эко, проявил к нему необъяснимое и особое расположение. Он предоставил ему время для того, чтобы он мог заниматься в библиотеке, выделил отдельную комнату и пишущую машинку. При этом, Умберто Эко настолько серь-езно занялся средневековой эстетикой, что умудрился как-то раз потерять свою винтовку, чуть не попав за это под трибунал.

Книга Умберто Эко «Искусство и красота средневековой эстетики» имеет очень необычную судьбу. Как уже отмечалось выше, она является главой из академического учебника по эстетике в 4-х томах. Автор дол-жен был проследить, как изменяется и развивается идея Прекрасного в философской теории Средних Веков в период, начиная после того мо-мента, когда распространялись идеи раннего христианства и заканчивая временем, когда возникает светская культура, связанная с Бокаччо и Данте. Таким образом, Умберто Эко должен был, всего лишь, подробно проанализировать схоластику, но он пошел гораздо дальше. Он актуализировал исторические процессы, проведя очевидные и неочевидные параллели с текущей исторической реальностью, и проанализировав все особенности средневекового мироощущения. Именно поэтому текст увлекает, ошеломляет и даже интригует читателей. При этом, Умберто Эко не только анализирует средневековые понятия о чувственной и сверхчувственной красоте, красоты пропорций, символов, света и т.д. Он делает предположение о том, как именно все эти понятия способны воспринять наши современники.

Анализируя эстетическое восприятие Средневековья, с позиций Умберто Эко, в первую очередь, следует отметить, что он развенчивал многие традиционные, на то время, представления, о мировосприятии человечества, в первую очередь, эстетическом, того времени.

Но при этом, в первую очередь, он соглашается с тем, что эстетическое мировосприятие Средневековья, как земля на трех китах (по средневековым представлениям) базируется на эстетике Древнего Мира, в первую очередь, античной.

Проблематика эстетики Средних Веков получило свое наследство от эстетического мировосприятия античной эпохи. Но, при этом, происходит их художественная обработка и развитие, в ней происходит осознание взаимосвязей человека, окружающего его мира, и божественного начала. На эстетическое восприятие средневековья, конечно же, оказывает влияние библейская и святоотеческая традиция. В тоже время, и наследие прошлого, и влияние религии, художественно и творчески перерабатывается в рамках определенного философского контекста, который задает склонное к систематизации самобытное сознание. В результате, и возникает самобытное, ни на что не похожее, эстетическое мировосприятие Средних Веков.

В основе эстетического восприятия античностью окружающего мира, как известно, лежит природное начало. Это традиция восприятия перешла и в средневековую эстетику. Таким образом, по мнению У. Эко, культура Средневековья является не размышлением об окружающем мире, а, в какой-то мере, комментарием к определенным культурным традициям.

Но опора на античные традиции и эстетическое мировосприятие на основе природы – не является единственным аспектом эстетики Средних Веков. Вместе с тем искусство и культура той эпохи устремлены к реальности во всех ее проявлениях. Таким образом, красота в средневековой эстетике не является отвлеченным понятием, она опирается на конкретный опыт ее создававшего.

И все же, по Умберто Эко, эстетика Средневековья это, прежде всего, умозрительная красота, нравственная гармония, метафизическое сияние, понимание которой, при этом, неотделимо от менталитета и чувствительности этой эпохи. Но, все-таки, при этом, красота не является каким-то отвлеченным теоретическим понятием. Она включает в себя и красоту чувственную, красоту искусства и природы. Реальное и отвлеченное переплеталось: красота вещей включала в себя и чувственную, и метафизическую составляющую. На эстетику Средневековья, на восприятие красоты с чувственных позиций оказывали влияние вкусы художников и любителей искусства. С другой стороны, доктринальные толкования того времени защищали позиции церкви и пытались утвердить приоритет «духовного» над «чувственным».

Умберто Эко высказывает решительное мнение о том, что трактовать эстетическое мировосприятие Средних Веков как полное отрицание чувственности нельзя: «Усматривать в Средневековье эпоху моралистического отрицания чувственно прекрасного означает не только поверхностное знание средневековых текстов, но и полное непонимание сред-невекового менталитета» .



Заключение (выдержка)

Подведем итоги проделанной работы.

Прежде всего, следует отметить, что Умберто Эко, анализируя эстетическое мировосприятие в Средние Века, выделяет влияние античности на эстетику Средневековья, с одной стороны, и религиозного начала с другой. При этом рождается новый философский контекст, придающий средневековой эстетике оригинальное направление.

От античности в средневековую эстетику пришло природное начало. Но в основе эстетики Средневековья лежит не природное, а чувственное. При этом, на нее оказывают влияние не только религиозные воззрения, но и взгляды людей искусства.

Оригинальным у Умберто Эко является анализ взглядов на эстетику мистиков – средневековых церковников и монахов. С одной стороны, они шельмуют и критикуют, так называемую, чувственную красоту, провозглашая приоритет духовной красоты. С другой стороны, во всей этой критике «телесного и низменного» проявляется и проскальзывает восхищение «излишествами» и всей этой телесной красотой. Отрицание ими роскоши и излишеств в строках их научных трудов, компенсируется тем, что «между строк» они признают все это. Но, в первую очередь, ими поется гимн духовной красоте.

Отвечая на вопрос об автономности, по своей сути, средневекового искусства, Умберто Эко не дает однозначного ответа на этот вопрос, но при этом склоняясь, все же, к отрицательному мнению на этот счет. И, самое главное, религия жизни, религия красоты, и просто религия в эстетическом восприятии мира Средних Веков не отделены друг от друга.

Описание Умберто Эко средневековой эстетики имело революционное значение для науки. Тем не менее, многие выдвинутые им теоретические положения являются дискуссионными. Так, например, Жак Ле Гофф, анализируя средневековье с позиций исторической антропологии, отмечает, что экономические и социальные отношения в эту эпоху являются базисом и для средневековой эстетики. При этом, именно религия, а не античность лежит в основе всех эстетических процессов.

Жак Ле Гофф отрицает воспевание клириками (пусть даже между строк) чувственного начала. Только религия и Божественное Откровение являются основами для отображения ими текущей реальности.

Жак Ле Гофф не только критикует теории Умберто Эко. Он вслед за ним считает, что Средние Века и современность взаимосвязаны между собой. Наличие устойчивых ментальных связей, корни современного эстетического восприятия мира в средневековой эстетике – все это, несомненно, имеет место.

В средневековье также имеет место и выделение различных субкультур. На эстетическое восприятие мира свое влияние также оказывают влияние и различные периоды Средних Веков, и различные виды искусства.

Умберто Эко внес большой вклад в такие науки как история и культурология, анализируя эстетическое восприятие Средних Веков.

Курсовая работа:
Воспитание у дошкольников положительного отношения к труду в природе

Дипломная работа:
Развитие художественного вкуса будущих дизайнеров

Литература

1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977.

2. Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. – М., 1999.

3. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. М., 2002.

4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1988.

5. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. – М.: Иностранная литерату-ра, 1960.

6. Де Болье Мари. Жак Ле Гофф и история становления Группы исто-рической антропологии Средневекового Запада. // Вопросы исто-рии. 2004. №1.

7. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философии образования. Ростов-на-Дону, 2000.

8. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-и томах. Т.1. Античность. Средние века. Возрождение. М.: Изд. Ака-демии художеств СССР, 1962.

9. История эстетической мысли. Т.1. Древний мир. Средние века в Ев-ропе / Под ред.М. Ф. Овсянникова. М.: Искусство, 1982.

10. Каган М. С. Философия культуры. Санкт-Петербург: Нева, 1996.

11. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1997.

12. Панофски Э. Идея: к истории понятия в теориях искусства от антич-ности до классицизма. Санкт-Петербург: изд. Аксиома, 1999.

13. Суворина И.М. Нравственно-эстетические ценности в истории сред-невековой философии и образования. // Исторические, философские, политические и юридические науки. Культурология и искусствове-дение. 2008. №6.

14. Умберто Эко. Искусство и красота в средневековой эстетике. – Санкт-Петербург, 2004.

15. Шелюто В.М. Проблема сакрального в эстетики Средневековья. // Культурология. 2012. №5.

16. Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. – М.: КД «Университет», 2003.



Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 24
Год: 2018
1100 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 312130 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X