ВВЕДЕНИЕ…. 3
1. Что есть фантастика? ….… 5
2. Фантастическая критика в России – миф или реальность?. 6
3. Фантастическая литература в школе… 8
4. Извечная борьба добра со злом.…. 10
5. Трилогия Дж. Р. Р. Толкина «Властелин Колец»… 12
6. Фантастика братьев Стругацких ….…. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 19
ЛИТЕРАТУРА…. 21
«Фантастический элемент, кажется, никогда не был так кстати в детской литературе, как именно в наше время, когда значительная часть подрастающего поколения проявляет уже вовсе не детскую практичность и сухо, холодно, с какой-то китайской формалистикой относится ко всему окружающему. И тот, кто хочет влиять на ребенка, тот должен иметь дело с фантазией. Фантазия – доступ в мир ребенка».
Это цитата не из проблемной статьи современного критика. Слова эти были написаны более 120 лет назад писателем и педагогом П.В.Засодимским. Но сегодня, когда практически разрушены традиции детской и подростковой прозы (в том числе – фантастической), они оказываются более актуальны, чем в конце XIX века.
Как и любое другое направление литературы и искусства, фантастика (по крайней мере, лучшие ее образцы) влияет на все стороны развития личности. Разумеется, у фантастики есть и свои особенности: она в большей степени стимулирует развитие воображения, свободу фантазии, ломку стереотипов, умение нестандартно мыслить. Но это отнюдь не исключает (а скорее, наоборот, способствует) влиянию на эстетическое, а также эмоциональное и духовное развитие личности ребенка.
Нравственное воспитание школьников осуществляется в школе и в процессе обучения литературе детей, в частности, изучению фантастических произведений. Детей и подростков привлекает не в последнюю очередь захватывающий сюжет с приключениями, яркими героями, и самим фактом существования миров, отличных от нашей действительности. Книга - это один из источников, откуда ребенок или подросток черпает информацию о том, как устроена жизнь, что в ней хорошо, а что плохо. Интерес к фантастике в стране растет и растет. Ребенок в отличие от взрослого любит фантазировать, но не приемлет лжи. Часто из фантастических книг ребенок подчерпывает то, что существуют ценности, которые надо защищать от посягающих на них врагов, формируются такие нравственные понятия школьников, как: умение жить, выполнять поручения, скромность, честность, дружелюбие, доброта.
5. Королев К. О кузнецах и кольцах.// Толкин Дж.Р.Р. Сильмариллион – М., 2000.
6. Мещерякова М. Что есть фантастика? - М.: Дрофа, 2001.
7. Онегов Г. Научно-фантастическая литература для школьников. - М.: Детская литература, 2002.
8. Толкин Дж.Р.Р. Сочинения в трех томах. – М., 2003.
Дипломная работа:
Недетские сказки Л.С. Петрушевской: социальный и методический аспекты изучения
Реферат:
Нравственная проблематика фантастической литратуры
Дипломная работа:
Синтез традиционных и инновационных технологий изучения творчества а. п. чехова в средней школе
Курсовая работа:
Творчество и.ф. жданова в контексте постмодернистской поэзии