ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ: ПОНЯТИЕ, МОДЕЛИ, СИМПТОМЫ И ФАКТОРЫ 7
1.1. МОДЕЛИ И СИМПТОМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 7
1.2. СПЕЦИФИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ 23
1.3. ДИАГНОСТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ 29
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 43
ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ 47
2.1. КОНЦЕПЦИЯ КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 47
2.2. СТУПЕНИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ 51
2.3. ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
В последнее время в обществе бурно происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников образовательного процесса. Это возможно, если педагог профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. На сегодняшний день последняя задача остается трудновыполнимой. В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда учителя, увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания». При этом очень мало обращается внимания на действующие эффективные психолого-педагогические и медицинские технологии, которые направлены на сохранение здоровья педагога, снижающих риск формирования синдрома «эмоционального выгорания» и появления кризиса профессии в целом.
Синдром «выгорания» — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.
При изучении особенностей личности педагогов, связанных с их спецификой деятельности сделаны следующие выводы: данная работа как вид профессиональной деятельности требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств без которых, ее осуществление практически невозможно.
49. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет // Статья, интернет.
50. Шитова И.Ю. Проблемы педагогической профессии и пути их разрешения. Интернет 2002г.
51. Юдина Е.Г. Профессиональное сознание педагога: опыт постановки проблемы в современном образовании// Психологическая наука и образование.-2001.№1.-С.89-100.
52. Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации// Журнал практического психолога. -1998.-№ 7.
53. Янковская Н. Эмоциональное выгорание учителя//Народное образование.- 2009.-№2 -С.127-137.
Дипломная работа:
Синдром эмоционального выгорания у педагогов и его психологическая профилактика
Дипломная работа:
Исследование стратегий совладающего поведения у сотрудников с различным уровнем эмоционального выгорания
Дипломная работа:
Особенности синдрома эмоционального выгорания медицинских работников
Дипломная работа:
Разработка информационной системы исследования эмоционального выгорания педагогов сош с. октябрьский